Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли. Она имеет множество различных аспектов, но все они так или иначе связаны с рынком, продвижением на нем разного рода услуг: перевозок, продажи товаров. По сути, это состоящая из множества взаимозависимых звеньев.

В конечном итоге внешнеэкономическая деятельность имеет цель - получение прибыли в результате осуществления тех или иных сделок на международном рынке.

Поскольку важной составляющей успешной торговли считается изучение рыночной конъюнктуры, спроса на различные виды товаров или услуг, наличия конкурентов, изучение компаний - потенциальных потребителей, перед огромной командой менеджеров, экономистов и маркетологов стоит ответственная задача по обеспечению и поддержанию функционирования всего вышеуказанного механизма.

Особенности деятельности государства в сфере внешней экономики

Внешнеэкономическая деятельность России имеет свою характерную специфику. Координация соответствующих процессов рыночных отношений состоит из нескольких основополагающих пунктов.

Фундаментальными среди них являются:

1) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности законодательствами сразу нескольких стран. Совершение внешнеэкономических сделок невозможно без знаний правовых основ регулирования той или иной деятельности;

2) отношения в сфере внешней экономики - рыночные, поэтому деятельность должна регулироваться рынками.

Коммерческих отношений не получится, если партнеры из разных стран не будут заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся любыми сделками международного уровня, просто невозможна без ведения переговоров, заключения коммерческих сделок между партнерами. Это - важные, неотъемлемые вспомогательные функции ВЭД;

3) не менее важной составляющей любой сделки является обеспечение транспортом, страхование предприятий для осуществления модальных и Деятельность вне одной страны неосуществима без налаживания связей между таможнями, валютно-кредитными биржами, поскольку оформление и взаиморасчеты важны для осуществления любого вида деятельности. Все установленные и принятые нормативы заносятся в протокол, фиксируются и соблюдаются, поэтому специальные навыки и знания заинтересованным лицам просто необходимы.

Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства

В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:

  • регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
  • вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами - партнерами;
  • обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.

Кроме того, в обязанности Минфина России входит:

  • регулирование вопросов по налогообложению;
  • установление правил по международным расчетам;
  • определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
  • проведение разного рода операций за рубежом;
  • предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.

Таможня - субъект внешнеэкономических отношений

Дела таможни - это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.

Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании разработанной в России.

Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.

Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами - экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.

Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Преимущества и недостатки реформирования

Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.

Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:

  • зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
  • ухудшению экспортных отношений между странами;
  • распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
  • экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.

Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.

Основные направления в сфере внешней экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:

  • интернационализации производства;
  • развитию международного разделения труда;
  • реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
  • обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
  • развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
  • либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.

Если устранить региональные барьеры, сформировать и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.

Изменения в сфере внешнеторговых отношений: тарифы и ставки

Изменениям неоднократно подвергались Тариф дробили, устанавливали в отдельности на каждый вид товара, дифференцировали пошлины, поощряя тем самым вывоз товара за границу, или наоборот, удерживали товар, если его производство приносило стране существенную прибыль. Сферу таможенного регулирования в ближайшие годы ждут серьезные перемены. Правительством предполагается сокращение количества пошлин, их назначение только на крупные товары партиями, а не на мелкие товары в отдельности.

Также предполагается унифицирование тарифных ставок, снижение пошлин после предстоящего вступления России в члены ВТО. Уже во многих развитых странах уровень обложения тарифами на таможнях имеет средние, но не завышенные показатели. Важна разработка целого комплекса мер по нетарифному регулированию отношений между державами, ведь снизить пошлины можно, только применив различные нетарифные барьеры. Международная внешнеэкономическая деятельность некоторых государств в данном вопросе может послужить образцом для отечественной политики.

Перемены в налогообложении и предпринимательстве

В России же налогообложение на некоторые рентабельные отрасли до сих пор остается гуманным. Экспортеры не заинтересованы вкладывать инвестиции в экономику нашей страны, если у них есть сверхприбыль от поставки своего сырья на мировой рынок в другие страны.

Необходимо уделять внимания инновационному предпринимательству, наукоемкому экспорту. Для усовершенствования структуры экспорта из России важно сформировать господдержку экспортируемых промышленных товаров. Если урегулировать региональные экспортные программы, то конкуренции между российскими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, станет меньше.

Повысить эффективность связей внешней экономики можно, диверсифицировав рынки сбыта отечественных товаров, а также источники производимого сырья на экспорт, поддерживая отношения со многими странами, расширяя постоянно их круг.

Особенности недавних внешнеэкономических отношений при СССР

Вывоз и ввоз каптала важно урегулировать и в корне изменить ситуацию. Вывоз капитала начался из России в сраны Азии еще в начале 20 века. При СССР создавались смешанные акционерные общества, осуществлявшие в основном только торговые операции по вывозу капитала в форме кредитов от государства. Далее некоторые страны Западной Европы переняли эту идею и стали создавать такие структуры у себя.

В основном кредиты уходили в Турцию, Иран, Монголию, Афганистан. Некоторые развивающиеся страны получали помощь экономическую от Советского Союза. Но с его распадом выдача кредитов и оказание помощи странам Зарубежья значительно сократились. Увеличился экспорт капитала, но уже в других формах:

  • вклад инвестиций в крупные отечественные предприятия;
  • выдача ссуд на ввоз частного капитала.

Специфика инвестирования в российскую экономику

Сегодня на ввоз капитала в нашей стране даже не разработана концепция, система по урегулированию вывоза капитала не разработана, за исключением отдельных незначительных ее элементов. Контролируется вывоз каптала из России принятым в 1991 году законом “О либерализации деятельности вне экономики на территории РСФСР”.

Контроль за осуществлением валютных операций проводится на основании закона “О валютном регулировании и контроле”. Частный же капитал на экспорт государством никак не поддерживается, мер никаких не принято. Известно лишь соглашение о защите инвестиций с другими странами, недопущение двойного налогообложения.

Размещение разного рода инвестиций за рубежом никоим образом не проходит анализ внешнеэкономической деятельности. Тем не менее ограничений на вывоз капитала за границу в России не имеется.

Проблемы незаконного вывоза капитала за рубеж

Появилось много нелегалов, отправляющих капитал на экспорт нечестным путем. Зарубежных предприятий, зарегистрированных в госреестре гораздо меньше, чем тех компаний, в которые вложены российские средства. Для формирования национальных интересов и задач в сфере экспорта Россия нуждается в создании подробной концепции на вывоз частного капитала за ее пределы. Это необходимо не только органам исполнительной власти, но и частным инвесторам. Основы политики государства России по вывозу капитала за границу для них должны быть четко обозначены и понятны.

Урегулировать весь процесс вывоза капитала сложно, ведь ограничительные и запретные меры не всегда действенны в реальной жизни. Улучшить значит:

  • снизить бремя налогов;
  • стабилизировать политическую обстановку в стране;
  • не допустить повышения инфляции;
  • соответствовать законодательным нормам;
  • уменьшить криминальные явления в сфере экономики.

При таком изменении ситуации улучшился бы инвестиционный климат в стране, а значит, и изменения в лучшую сторону в вопросе ввоза и вывоза капитала.

Преодолеть преграды по ввозу-вывозу внешних инвестиций -задача нашего правительства. Именно благоприятный инвестиционный климат окажет свое влияние на механизмы таможенного контроля, валютные операции, поспособствует эффективному развитию международной торговли.

Внешнеэкономическая деятельность - это именно та сфера экономико-политической жизни государства, для укрепления позиций которой на высоком уровне не обойтись без инвестиционных зарубежных вкладов. Все мероприятия, направленные на улучшение среды, связанной с инвестициями, конечно, должны проводиться в совокупности. Государству нужно уделить внимание следующим направлениям для урегулирования отношений вне экономики страны:

  • Восстановить и расширить все со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, также Евросоюза.
  • Ускорить процессы интеграции, существующие в странах СНГ.
  • Сделать внешнеэкономические отношения более эффективными во всех регионах России;
  • Четко распределить функции и обязанности между регионами и центром по выполнению обязательств и предписаний, которые определяет внешнеэкономическая деятельность. Это положение позволяет осуществлять работу децентрализованным образом, не вмешиваясь в текущие процессы торговли и одновременно держать ситуацию под полным контролем государства.

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.


Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Функции таможенного тарифа:

1) протекционизм – защита отечественных товаров от иностранной конкуренции;

2) фиск – пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.

С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.

В России действуют:

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Действующий таможенный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (с изм. и доп. от 26 февраля 2002 г.). Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

– пополнением доходной части бюджета;

– защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Понятие ВЭД в нашей стране появилось после начала осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли. В результате сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и ВЭД.

ВЭС представляют из себяформы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового и валютно-финансового сотрудничества. Задача ВЭС состоит в обеспечении экспортно-импортных поставок на федеральном, ᴛ.ᴇ. межгосударственном уровне. Планирование объёмов ВЭС и определœение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами по стратегически важным позициям через систему госзаказа с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, исполняющих государственный заказ.

Государственный заказ - ϶ᴛᴏ директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государственных средств.

ВЭД представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических операций экспортно-ориентированных предприятий.

ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определœении цены и стоимости контракта͵ объёмов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и зарубежными партнерами.

Факторы развития ВЭД:

1. Возможность повышения нормы прибыли на базе внешнеторговых операций. Так расширение внешней торговли позволяет снизить издержки производства.

2. Вывоз капитала, на базе которого возникают ТНК.

3. Международная специализация, которая побуждает обмениваться результатами труда на международных рынках.

4. Различие в сырьевых, финансовых, трудовых ресурсах.

5. Различный уровень научно-технического развития.

6. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

7. Политические отношения.

К основным формам ВЭД относятся:

– внешнеторговая деятельность - ϶ᴛᴏ предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (Закон о государственном регулировании ВЭД);

– международное инвестиционное сотрудничество, предполагает взаимодействие с иностранными партнерами на ос­нове объединœения усилий финансового и материально-техничес­кого характера. Целями такого сотрудничества являются расшире­ние базы развития и выпуска экспортной продукции, ее системати­ческое обновление на базе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи бывают решены за счёт организации, к примеру, совмест­ного производства.

Совместное предпринимательство возможно прежде всœего на базе обмена технологиями, услугами с последую­щим распределœением программ выпуска продукции и ее реализа­ции, а также в форме образования и функционирования концес­сий, консорциумов, акционерных компаний, международных не­правительственных организаций и т.п.;

– валютные и финансово-кредитные операции;

– производственная кооперация представляет одну из форм сотрудничества между ино­странными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделœения труда.

Производственная кооперация является одной из форм внешнеэкономических связей и характерна тем, что узлы и детали кооперируемой продукции изготовляются по заданиям и техническим требованиям заказчиков, а внешнеторговые контракты на производство и поставку такой продукции носят подрядный характер.
Размещено на реф.рф
Подписанию контрактов может предшествовать заключение соглашений, определяющих условия долгосрочного сотрудничества. В этих соглашениях могут предусматриваться условия разработки конструкций, машин и оборудования, производства и поставки кооперируемых узлов и деталей по технической документации заказчиков или по переданным образцам. Поставщики могут изготавливать кооперированную продукцию из материалов заказчиков или своих, при этом за качество применяемых материалов, а также сроки и качество исполнения контракта несут ответственность поставщики.

Инициаторами осуществления внутри - и меж - отраслевой производственной кооперации могут выступать промышленные организации.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвес­тиционной и сервисной областей, к примеру, для обрабатывающей промышленности.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотруд­ничество обеспечивается на возмездной базе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

2. Методы регулирования ВЭД

Существуют два метода регулирования ВЭД: административный и экономический.

Административные методы регулирования ВЭД

1. Международные торговые договоры. Οʜᴎ определяют общие направления развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.п.

2. Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Такое регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот.

3. Лицензирование, квотирование.

Лицензия – выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов: генеральная (выдается на один календарный год) и разовая (оформляется по каждой отдельной сделке).

Квота – максимальный объём (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определœенного товара, выраженного в процентной доле, для каждого экспортера.

Квоты бывают: общими (определяются Министерством экономики для государственных нужд), естественными (связаны с ограниченной пропускной способностью нефтепроводов) и исключительными (вводятся Правительством в исключительных случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств).

Контингентирование – ограничение экспорта квотируемой и лицензируемой продукции рамками определœенного перечня (контингента).

Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламентируется ʼʼПоложением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФʼʼ.

Основными принципами количественных ограничений в РФ выступают международные обязательства, цели обеспечения безопасности и обороноспособности страны, охраны окружающей среды и жизнедеятельности населœения, исторического и культурного наследия, защиты внутреннего рынка и его товаропроизводителœей.

По этой причине в современных условиях квотируются и лицензируются несколько экспортных позиций:

– товары, экспорт которых осуществляется в размере установленных квот в соответствии с международными обязательствами России (к примеру, Соглашение с ЕС о торговле текстильной продукции);

– товары, в отношении которых сохраняется особый порядок экспорта͵ в целях препятствования вывозу ценных видов ресурсов животного и растительного происхождения, отдельных видов сельскохозяйственного сырья, драгоценных металлов и камней и изделий из них, а также отдельных видов военной техники, вооружений, видов информации;

– товары, поставляемые в рамках инвестиционного сотрудничества.

В число импортных лицензируемых товаров включены такие товары, как вооружение, химические средства защиты растений, промышленных отходы, импорт сахара-сырца, этилового спирта и водки. Вместе с тем, лицензируются как экспорт, так и импорт продукции, работ и услуг военного назначения.

4. Технические процедуры. Οʜᴎ устанавливаются в законодательном порядке и представляют из себякомплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Технические барьеры устанавливаются путем обязательной сертификации импортных товаров.

5. Антидемпинговые процедуры. Осуществляются путем установления антидемпинговых пошлин в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельно оптимальной стоимостью их в стране экспортера в момент вывоза. Вместе с тем, антидемпинговые процедуры включают в себя различные судебные разбирательства, а также приостановка движения товаров и услуг, реализуемых по заниженным ценам.

Экономические методы стимулирования экспортного производства

Поддержка экспорта – важнейшее направление деятельности государства в области стимулирования экспорта͵ создание более благоприятных условий для доступа отечественных товаров и услуг на внешние рынки.

Необходимость государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить эффективность национального хозяйства, ᴛ.ᴇ. наилучшим образом использовать имеющиеся в стране ресурсы – трудовые, материальные, финансовые и интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок.

Предпосылками развития государственной поддержки экспорта

В первую очередь, стремительный научно-технический прогресс и расширение инновационной деятельности позволяют быстро увеличивать объём и обновлять номенклатуру продукции, а также совершенствовать средства транспорта и связи, что, в конечном счете, повышает прибыль компаний от внешнеторговых операций.

Во-вторых, увеличивающийся вклад экспорта товаров и услуг в национальную экономику вследствие опережающих темпов его развития по сравнению с ВВП требует адекватного внимания со стороны правительств.

В-третьих, существенно меняется структура международной торговли в пользу продукции обрабатывающей промышленности, в т.ч. сложной в техническом отношении и капиталоемкой. Вместе с тем, интенсивно развивается международная производственная кооперация, также в значительной мере связанная с выпуском технически сложной и капиталоемкой продукции. Тенденция к повышению добавленной стоимости в международном товарообороте, особенно в указанных формах, требует от экспортеров крупных финансовых ресурсов и предоставления им организационной помощи от государственных структур.

В-четвертых, по мере увеличения предложения товаров и услуг обостряется конкуренция, приобретающая новые формы (объектом соперничества поставщиков становятся безопасность и полезность продукции, ее качественные преимущества и. Она также вызывает крайне важно сть расширения государственного содействия экспортерам.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формируется следующая последовательность событий: правительство оказывает поддержку экспортерам, увеличивая поток товаров и услуг на мировой рынок, усиливается борьба за потребителœей, которая, в свою очередь, требует от правительств большей помощи экспортерам, а последняя способствует росту предложения, превышающему в итоге платежеспособный спрос и обостряющему торговое соперничество, и так по следующему кругу.

К примеру, большинство развивающихся стран рассматривает стимулирование экспорта в качестве приоритетного направления в делœе достижения целœей экономического развития. Правительства ожидают, что постоянные усилия по стимулированию экспорта и помогут получить дополнительную иностранную валюту, необходимую для покрытия затрат на импорт, решить проблемы платежного баланса, помочь уменьшить бремя растущей задолженности иностранным государствам и создать дополнительные рабочие места для населœения. Стратегия стимулирования экспорта развивающейся страны закладывает основы определœения уровня и типа торговых связей с международным рынком.

В развитых странах на цели содействия экспорту ежегодно тратятся миллиарды долларов, что позволяет добиваться значительных успехов на внешних рынках. В большинстве стран функционируют специализированные государственные структуры поддержки экспорта͵ а само содействие экспортерам в освоении внешних рынков считается приоритетной задачей общенационального масштаба.

Основная цель содействия экспорту – совершенствование его товарной, географической и фирменной структуры в интересах расширения и повышения эффективности зарубежных продаж.

Государство стратегически заинтересовано оказывать поддержку экспортерам продукции высокой степени переработки, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке, что обеспечивает повышение устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всœех уровней.

Государственные программы стимулирования экспорта реализуются на уровне предприятия, отрасли и общенациональном уровне.

Необходимость реализации программ стимулирования экспорта на уровне предприятия определяется следующим причинами:

· число сырьевых товаров, которые можно экспортировать, ограничено, в силу чего экспортные сектора зависят от международных событий, влияющих на мировой рынок;

· промышленное производство товаров ограничивается отсутствием перерабатывающих отраслей, что не позволяет предприятиям производить дифференцированную продукцию на экспорт или обеспечивать определœенную форму диверсификации экспорта;

· существует зависимость от одного или двух ключевых экспортных рынков и источников снабжения, а это не дает предприятиям возможности разрабатывать продукцию в соответствии со стандартами более развитых рынков;

· предприятия не готовы экспортировать продукцию, что должна быть связано с нежеланием заниматься рискованной предпринимательской деятельностью заграницей, поскольку отечественный рынок предоставляет комфортные условия и безопасность.

На уровне отрасли существует два направления стимулирования экспорта:

· увеличение экспорта существующей продукции. Эта стратегия направлена на активизацию и увеличение объёма экспорта на существующие рынки, а также на проникновение на другие экспортные рынки.

· выработка новых товаров, пригодных для экспорта͵ что предполагает оценку того, какие новые товары могут производиться на экспорт. Эти новые товары часто являются побочным продуктом ведущих отраслей или результатом деятельности вспомогательных производств.

На общенациональном уровне правительство задает общее экономическое направление и стратегию развития торговли. Для обеспечения высоких показателœей национального экспорта особое значение имеет определœение экспортной составляющей этой стратегии с точки зрения надлежащих экономических инструментов и мер по стимулированию экспорта.

Для успешной реализации программ по поддержке экспорта страны используют различные инструменты.

Традиционным инструментом являются экспортные премии (субсидии) – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определœенных товаров за границу. Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, что означает создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Существуют различные формы субсидирования экспорта :

1. Прямое субсидирование экспорта – наиболее агрессивная форма поддержки экспорта͵ которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование воспринимается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО.

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях – наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка. Примером может служить ʼʼдемпингʼʼ, который представляет собой метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Важным инструментом стимулирования экспорта являются экспортные кредиты. Οʜᴎ распространяются в основном на готовую продукцию, включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Оно реализуется через банки, межправительственные банковские организации, специальные фонды кредитования.

Существуют различные формы кредитования и оказания помощи для стимулирования экспорта.

1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75% которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора.

2. Предоставление ʼʼсвязанныхʼʼ кредитов – товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и бывают истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране.

3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всœего экспорта.

4. Кредитование государством экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках.

Еще одним инструментом поддержки является страхование экспорта . Оно осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только коммерческие, но и политические риски. Оно распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, а сроки страхования достаточно разнообразны. Страхование реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамента гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Механизм страхования осуществляется по следующим направлениям:

1. Страхование большей части политических рисков на 100%, а экономических на 70-80%: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам – обычно 1 % от суммы сделки.

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам.

Не менее значимым инструментом стимулирования экспорта являются налоговые и таможенные льготы , которые предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта͵ снижение и возврат таможенных пошлин.

Также государства используют регулирование валютного курса для стимулирования экспорта͵ т.к. он крайне важен с точки зрения распределœения ресурсов в экономике. Многие страны для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Οʜᴎ использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством ʼʼползущей привязкиʼʼ (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определœенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом крайне важно й степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Выбор какой-либо схемы стимулирования экспорта производится страной на базе следующих критериев:

· выбор стратегического направления политики экспорта на базе общей макроэкономической политики, проводимой страной;

· определœение внутренних ограничений на пути развития экспорта;

· выявление внешних барьеров для экспорта;

· определœение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;

· определœение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;

· сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием;

· определœение стран, товаров, регионов, в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;

· определœение конкретных мер стимулирования.

Значение каждого из инструментов стимулирования экспорта в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным.

К примеру, ранее широко используемые меры стимулирования экспорта начинают постепенно терять свое значение под влиянием фискального давления. В этом же направлении действуют ВТО и ряд других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер.
Размещено на реф.рф
Но возможности их использования сузились, странам приходится искать ʼʼлазейкиʼʼ, не охваченные международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс направлено против экспорта͵ осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по поддержке производителœей своей страны.

К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определœены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта͵ дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений.

Вместе с тем, в ВТО существуют определœенные степени свободы в отношении использования таких мер.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО. В процессе переговоров с другими членами ВТО и ее органами проще закрепить такие меры, которые не являются избирательными (ᴛ.ᴇ. относятся ко всœему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всœем странам, ко всœем предприятиям, районам, а не отдельным из них). К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры бывают приняты только в случае, в случае если они являются "специфическими", ᴛ.ᴇ. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определœенном географическом районе.

Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителœей регулируется за счёт снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя исходя из того, относится ли эта страна к развитым или развивающимся.

МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в т.ч. с целью развития экспорта. Οʜᴎ полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ" 2017, 2018.

Договоры являются правовой формой, в которую облекаются соглашения сторон, содержащие права и обязанности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Договоры во внешнеэкономической деятельности могут носить различные наименования: контракт, соглашение, собственно договор. Тем не менее, как показывают международные правила, наиболее часто используется термин “контракт”. Различные наименования никакой юридической роли не играют, все эти соглашения являются договорами.

Современные правовые системы, в том числе России, предоставляют участникам внешнеэкономической деятельности широкие возможности по определению своих взаимных прав и обязанностей. При этом стороны могут идти при определении прав и обязанностей дальше законодательных положений. Ограничительными рамками для такого определения могут быть лишь сами законодательные положения либо интересы публичного порядка России.

В свете особенностей внешнеэкономической деятельности, когда ее участники относятся к правовым системам различных государств и когда они не могут детально знать законодательные положения соответствующего государства, а также в свете интенсивного международного экономического оборота, участникам этой деятельности необходимо в заключаемые договоры включать подробные условия с целью установления взаимных прав и обязанностей, которые могли бы определять и регулировать любые возможные действия и последствия таких действий.

В случае возникновения спора между сторонами арбитражные органы обращаются прежде всего к договору как к правовому документу, определяющему их права и обязанности. И только в том случае, если договор не определяет четко права и обязанности сторон, не содержит подробные условия их осуществления, арбитражные органы обращаются к законодательным актам.

Таким образом, значительная роль договора о регулировании отношений между участниками внешнеэкономической деятельности обусловлена особенностями этой деятельности, имеющей международный характер.

Российское законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны совершаться в письменной форме. Такое требование к форме внешнеэкономической сделки вытекает из ст. 7 Закона “О международном коммерческом арбитражном суде” от 7 июля 1993 г.

Несоблюдение формы внешнеэкономических сделок, -- как указывается в п. 2 ст. 30 Основ гражданского законодательства, -- влечет за собой недействительность сделки. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 58 Основ гражданского законодательства договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телетайпограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п., подписанными стороной, которая их посылает.

Поскольку иное не предусмотрено в законодательстве, стороны сами определяют язык, на котором заключается договор, структуру договора, его содержание и т. д. Стороны также сами определяют, кто должен подписывать договор: должностные лица в силу учредительных документов или же лица, уполномоченные по доверенности. Во внешнеэкономической деятельности широко используются типовые проформы договоров (контрактов) разработанные, в частности, различными международными организациями и ассоциациями предпринимателей, например, типовые проформы контрактов поставки (купли-продажи) зерна, оборудования, подряда, договоров фрахтования судов и т. д. Наиболее распространенными во внешнеэкономической деятельности являются следующие виды договоров: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки. Подавляющая часть международного экономического оборота приходится на куплю-продажу товаров (продукции). В связи с этим значительная роль в регулировании отношений в этой области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются не только подробным изложением условий купли-продажи, относящимся, в частности, к предмету договора, цене, формам расчета и т. д. Договоры также включают так называемые базисные условия поставок, под которыми понимаются условия поставок (продажи), сложившиеся в международном экономическом обороте. Эти условия касаются в основном места и момента передачи товара, вопросов перевозки, распределения рисков гибели или повреждения товара. Указанные условия выработаны в результате длительного применения между участниками внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в международной практике. Они известны под названием “торговые термины”.

В качестве примера использования торговых терминов можно привести основные положения поставок товаров на условиях Фоб и Сиф.

Фоб (свободно на борту судна) -- наименование порта отгрузки. Основные обязанности продавца включают погрузку товара за свой счет на борт судна и извещение об этом покупателя, доставку покупателю в качестве доказательства погрузки товара обычных транспортных документов, о которых договорились стороны, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни судна, выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товаров.

Основные обязанности покупателя включают заключение за свой счет договора перевозки, извещение продавца о названии судна, месте погрузки и о необходимой дате поставки товара, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения через поручни судна, оплата товара против представленных транспортных документов, предусмотренных договором.

Сиф (стоимость, страхование, фрахт) -- порт назначения. Основные обязанности продавца включают заключение за свой счет договора перевозки до согласованного порта назначения, погрузку товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни судна, страхование за свой счет товара в пользу покупателя и передачу ему страхового полиса или иных документов, подтверждающих заключение договора страхования, представление покупателю предусмотренных договором транспортных документов.

Основные обязанности покупателя включают оплату товара против представленных транспортных документов, принятие товара в порту назначения и несение расходов по выгрузке товара, если они не, включены в договор перевозки, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения товара через поручни судна в порту отгрузки.

Положения Инкотермс-1990 г. применяются в том случае, если на них имеется прямая ссылка в договоре (контракте). Необходимо иметь в виду, что Инкотермс-1990 г. не касается вопросов перехода права собственности от продавца к покупателю. Поэтому при заключении договора стороны должны решить вопрос о переходе права собственности либо с момента заключения контракта, либо с момента получения товара покупателем, либо с какого-либо иного момента. При решении этого вопроса сторонам необходимо учитывать нормы национального права.

В договорах купли-продажи (поставки) необходимо предусмотреть форму расчетов. В международном экономическом обороте наиболее широко используют аккредитивную форму расчетов. Важным положением договора является так называемая арбитражная оговорка (арбитражное соглашение), в силу которой споры между сторонами будут решаться в арбитражном порядке. При этом стороны вправе указать конкретный арбитражный орган.

Арбитражные органы при решении споров руководствуются прежде всего положениями заключенного договора. И в случае неурегулированности каких-либо вопросов данным договором перед арбитражным органом стоит задача определить, на основе права какого государства должен решаться спор, т. е. встает вопрос о применимом праве. Это обусловлено также тем, что отношения между субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, нередко подпадают под действие правовых систем разных государств.

В связи с этим в договоре (контракте) необходимо предусматривать, право какого государства должно быть применимо при рассмотрении спора. Если в договоре отсутствуют положения о применимом праве, то в соответствии со ст. 166 Основ гражданского законодательства арбитражный орган будет применять право государства, “где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона”, являющаяся, в частности, продавцом в договоре купли-продажи, комиссионером в договоре комиссии, перевозчиком в договоре перевозки и т. д.

В договоре купли-продажи также предусматриваются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности. При определении мер ответственности следует учитывать необходимость ограничения ответственности. В противном случае могут быть предъявлены требования о возмещении убытков и уплаты штрафов (неустойки) в сумме, превышающей стоимость товара во много раз.

Кроме названных положений в договоры включаются и другие, например, относящиеся к сроку поставки, количеству, качеству товара, таре, упаковке.

Заключая договор, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ “международные договоры России являются составной частью её правовой системы”. Поэтому при заключении договоров хозяйствующим субъектам надлежит руководствоваться не только законодательством России и других государств, но и международными договорами, участницей которых является Россия. Так, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г (Россия -- участница конвенции) содержит положения о заключении договоров путем обмена офертой и акцептом, об убытках, об освобождении от ответственности, о расторжении договора и т. д.

Необходимо иметь в виду, что положения указанной Конвенции, как и других международных договоров, будут применяться, если и контракте отсутствуют положения относительно вопросов, которые урегулированы Конвенцией ООН 1980 г.

Словосочетание “внешнеэкономическая деятельность” (далее – ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти истекшего века. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая технико-экономическое сотрудничество, специализацию, кооперирование производства с зарубежными партнерами, а позднее – прямые связи между отечественными и иностранными предприятиями, совместное предпринимательство, оказание многих видов услуг и выполнение работ, что выходило за рамки обычной внешней торговли.

Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функциях и практической деятельности соответствующих органов государственного управления, специализированных внешнеэкономических организаций, отраслевых производственных объединений и предприятий.

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

В юридической литературе определение ВЭД дается в общем виде и не отражает сущностных и содержательных характеристик определяемого явления. Например, И. В. Тимошенко под внешнеэкономической деятельностью трактует как: “совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества”, а под внешнеэкономическими связями – “формы хозяйственных торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно-технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии”. При этом отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей цитируемый автор видит в том, что “она осуществляется не на межгосударственном уровне, а на уровне отдельных хозяйствующих субъектов”. Автор делает вывод, с которым навряд ли можно согласиться: “Внешнеэкономические связи относятся к уровню как бы макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность – к микроуровню (уровню отдельных фирм и предприятий”. Во-первых, непонятно по каким причинам государство исключается из состава участников ВЭД. Во-вторых, очевидным является тот факт, что ВЭД регулируется в первую очередь на межгосударственном уровне, о чем свидетельствуют двух- и многосторонние соглашения. В-третьих, автор не приводит критерий классификации способов реализации внешнеэкономических связей на производственно-хозяйственные, оперативно-коммерческие, организационно-экономические и не конкретизируется содержание этих способов .

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли обесценивает элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Внешнеэкономические связи – это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны, т. к. ее содержанием является перемещение материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между государствами. Во внешнеэкономических связях переплетаются экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научные исследования и валютно-финансовые операции .

В мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма ВЭД имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу.

Основой всей ВЭД по-прежнему является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг, выполнение тех или иных работ при взаимодействии с иностранными контрагентами .

Во второй половине ХХ в. важную роль приобрело военно-техническое сотрудничество (далее – ВТС) с иностранными государствами, о котором лишь сравнительно недавно стали появляться открытые публикации. ВТС определяется как деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом ввозом, в том числе поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также разработкой и производством продукции военного назначения .

В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами следует отметить производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, предоставление высокотехнологичных услуг, торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

В последнее время большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами – привлечение иностранных инвестиций и инвестирование за рубежом.

С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных и страховых операций.

Сотрудничество на компенсационной основе охватывает как простые, так и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья и другие виды встречной торговли.

Сотрудничество в области транспорта включает международные перевозки грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом внешнеэкономической деятельности все теснее переплетается сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.

Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории страны. Она обеспечивает приток солидных доходов от зарубежных и отечественных рекламодателей при размещении рекламы на телевидении и в других СМИ, использовании наружной, печатной и других видов рекламы .

Все большую значимость приобретает лизинг. К этому виду внешнеэкономической деятельности относится, с одной стороны, передача в аренду отечественными арендодателями различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам, а с другой стороны, аренда нашими участниками внешнеэкономической деятельности технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе и на условиях финансового лизинга .

Самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности можно считать издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнерами, в том числе совместное написание научных трудов, публикацию статей и книг в зарубежных издательствах .

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор.

Формы ВЭД характеризуются большим разнообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

Многочисленные и разнообразные операции, составляющие важные элементы ВЭД, опосредуются ее важнейшим видом – внешней торговлей. Это транспортные, экспедиторские, страховые, банковские и другие операции, способствующие продвижению товара от продавца к покупателю, получению информации о состоянии внешних товарных и финансовых рынков.


Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму . При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны .

Современная мировая торговля характеризу­ется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направ­лений и принципов реализации продукции на внешних рынках, а также способов оформления внешнеторговых сделок, требующих проведения участниками внешнеэко­номической деятельности соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях меж­государственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением воз­можных форм и способов реализации конкретного вида продукции и соответствующего оформления внешнетор­говых сделок.

В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимаются обычно операции, осуществляемые на коммерческой основе, а именно, на основе заключения и исполнения международных торговых сделок – контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются, а учитываются отдельно .

Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пересек государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых представление сведений для статистического учета.

Таможенный учет экспортно-импортных грузов – база статистического учета международных товарных потоков. Он является основой национальной внешнеторговой статистики каждой страны и статистики международной торговли в целом, которая ведется и публикуется международными экономическими организациями системы ООН. Поэтому унификации ведения таможенного статистического учета, унификации понятий, стандартизации внешнеторговой документации придается чрезвычайно большое значение как на международном, так и на национальном уровнях.

Формой связи между производителями продукции раз­ных стран выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий характер.

Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор техни­ческих приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Ос­новным их видом являются экспортно-импортные опера­ции. При этом экспортная операция - это деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнеру (покупателю) с вывозом его из страны продавца. Импортная операция - представляет деятельность, связанную с закупкой иностранного продавца и ввозом иностранных товаров, технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке.

Остановимся на некоторых определениях, используемых в международной коммерческой практике:

Экспорт. Под экспортом понимаются и статистически учитываются:

Вывоз из страны товаров, произведенных, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке;

Вывоз товаров, ранее ввезенных, переработка которых происходила под таможенным контролем;

Вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в стране экспорта какой-либо переработке. Такой экспорт называется реэкспортом. Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, реализуемые на международных аукционах и товарных биржах

Чаще всего компании, начиная осуществлять внешнеэкономическую деятельность, используют экспорт .

К реэкспортным операциям относятся и операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну. Такого рода операции, по сути, не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях извлечения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Реэкспортными операциями являются также операции по вызову товаров с территории свободных зон и приписных складов. Они учитываются таможенной статистикой как экспортные операции

Импорт. Под импортом понимаются и учитываются статистикой:

Ввоз в страну товара иностранного происхождения непосредственно из страны – производителя или страны – посредника для личного потребления, для промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий или же для переработки с целью потребления внутри страны, или же с целью вывоза из нее;

Ввоз товаров из свободных зон или приписных складов;

Ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Такой импорт называется реимпортом. К реимпорту относятся товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др.;

Ввоз товаров для переработки под таможенным контролем. Сюда относятся такие товары, которые ввозят в страну для переработки с целью вывоза готовой продукции, содержащей в себе данный товар в переработанном или измененном виде. В этих случаях экспортер, как правило, освобождается от уплаты таможенных пошлин при ввозе товара для переработки его под таможенным контролем.

Международные встречные операции. В основе встречной торговли лежит заключение встречных сделок, которые взаимоувязывают экспортные и импортные операции. Одним из обязательным встречных сделок является обязательство экспортера принять в качестве оплаты своей поставки определенные товары покупателя или организовать их приобретение третьей стороной

Выделят следующие виды международных встречных операций:

1. товарообменные сделки на безвалютной основе:

а) сделки с единовременной поставкой: бартерные сделки и прямая компенсация;

б) глобальные соглашения: базовые соглашения, соглашения на основе письма-обязательства и протоколы;

в) сделки с длительными сроками исполнения.

2. компенсационные сделки на коммерческой основе:

а) краткосрочные соглашения: частичная компенсация, полная компенсация, трехсторонняя компенсация, краткосрочные связанные сделки;

б) встречные закупки: параллельные сделки, джентльменские соглашения, соглашения с передачей финансовых обязательств;

в) долгосрочные авансовые закупки;

3. компенсационные сделки о производственном сотрудничестве:

а) крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров: соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования либо обязательства равны или ниже стоимости поставляемого оборудования;

б) сделки «о разделе продукции»;

в) сделки «развитие-импорт»

В международной торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный .

Прямой метод подразумевает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.

Косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств, в связи с реализацией товара продавца.

Прямой метод используется фирмами чаще:

При продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов;

При экспорте крупногабаритного и дорогостоящего оборудования;

При экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть;

При закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах .

Прямые связи дают ряд преимуществ: более тесны связи с контрагентом, лучшее знание конъюнктуры рынка, быстрое приспособление своих производственных мощностей к потребностям покупателя .

Прямой экспорт и импорт составляет значительную часть операций, осуществляемых государственными предприятиями и учреждениями как промышленно развитых, так и развивающихся стран.

Прямые связи характеризуются следующими особенностями:

Предусматривают поставку заранее определенных (согласованных) видов продукции, ориентированной на специфические требования и запросы конкретного иностранного потребителя (или группы потребителей);

Носят конкретный характер, так как осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов или заранее согласованных поставок, преимущественно при поставках сложного и комплектного оборудования. Такие связи не ограничиваются только отношениями между поставщиком-экспортером и покупателем-импортером оборудования. Они влекут за собой установление целой системы непосредственных связей между специализированными фирмами, участвующими в комплектации поставки, т.е. субпоставщиками. Между этими фирмами образуются тесные и устойчивые кооперационные связи, которые могут начинаться на стадии научно-исследовательских и проектных работ. Получила развитие тенденция, когда метод непосредственных связей при поставках комплектного оборудования распространяется не только на иностранные фирмы. Однако также и на фирмы, находящиеся в стране импортера. Такая практика обеспечивает близкие контакты между экспортером и импортером в процессе создания объекта, согласованность и координацию их действий по вводу его в эксплуатацию;

Длительностью (долговременностью) и устойчивостью отношений потребителя с поставщиками необходимого для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов с целью стабильного обеспечения производственного процесса ресурсами. Эти связи ориентированы на учет требований к характеру товара, предъявляемых конечным потребителем. И здесь создается развернутая цепь взаимосвязей и отношений между крупными организациями и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными отношениями на основе специализации и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контрактов, предусматривающих регулярную поставку согласованных количеств товаров на протяжении установленного в контракте срока

Наличие прямых связей с внешним рынком позволяет экспортеру налаживать более тесные контакты с иностранными потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее усовершенствовать свои производственные программы к спросу и требованиям зарубежного рынка. Это приобрело особенно важное значение в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.

К услугам торговых посредников крупные промышленные фирмы прибегают при реализации второстепенных видов продукции, а также на отдаленных, труднодоступных и слабо изученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии в странах-импортерах собственной сбытовой сети и в тех случаях, когда ввоз в страну определенных товаров монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами.

Услугами торговых посредников пользуются крупные промышленные фирмы и средние фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции эпизодически.

Использование торговых посредников обеспечивает промышленным фирмам-экспортерам определенные преимущества:

Использование контрагентов позволяет привлекать их бюджет для выполнения транспортно-экспедиторских, страховых, сбытовых и сервисных операций, что дает возможность экспортеру экономить собственные средства, вкладываемые в проведение сделок;

Контрагенты часто берут на себя обязанности и риски по доставке товаров в страну импортера, подготовке их к реализации;

Привлечение контрагентов освобождает поставщика от организации сбыта товаров, так как посреднические организации имеют собственные помещения, сбытовую сеть и розничные магазины;

Контрагенты располагают большей информацией об условиях рынка, имеют деловые связи;

Контрагент имеют непосредственные связи с потребителями, они активно реагируют на изменение их потребностей и располагают информацией о конкурентоспособности продукции

Данные преимущества значительны при реализации стандартных видов машин и оборудования, требующих послепродажного технического обслуживания. Наличие у торгово-посреднических фирм собственной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, кадров специалистов) значительно облегчает освоение новых рынков. Торгово-посреднические организации, хорошо знают требования местного рынка, осуществляют всю деятельность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, располагают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках и выставках и др.

Международная практика проведения экспортно-импортных сделок предполагает осуществление определенных видов коммерческой деятельности, состоящей из отдельных этапов и стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи и выполняются формальности, связанные с оформлением, пересылкой и обработкой документации, необходимой для обеспечения исполнения сделки.

Процесс проведения непроизводственных экспортно-импортных операций разбивается на несколько этапов : подготовка к заключению контрактов купли-продажи; заключение контрактов купли-продажи; исполнение контрактов купли-продажи. Основной задачей, как экспортера, так и импортера на исходном этапе является поиск и выбор контрагента. Он зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента возникает вопрос, на каком рынке (т.е. в какой стране лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком лучше заключить сделку). В период подготовки к заключению сделки производятся выбор и установление контактов с предполагаемым контрагентом. Далее следует процесс переговоров относительно условий предполагаемой сделки, и после достижения консенсуса между покупателем и продавцом, подписывается сам контракт.

Таким образом, подводя итог данного параграфа, следует отметить, что среди внешнеторговых операций выделяют экспортно-импортные и международные встречные операции, подразделяющиеся на товарообменные сделки на безвалютной основе, компенсационные сделки на коммерческой основе, компенсационные сделки о производственном сотрудничестве.

В мировой практике существует два основных метода осуществления экспортно-импортных операций (прямой и косвенный). Руководители предприятий выбирают тот или иной метод исходя из их преимуществ, специфики производства, необходимости осуществления внешнеторговых операций.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08