"Международная экономика", 2013, N 1

(Формирование единого экономического пространства: текущая практика и предложения бизнеса)

Тезисы к выступлению на IV Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012".

По итогам мониторинга действия Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС) и других международных договоров в области таможенного дела выявлено значительное число правовых пробелов, погрешностей, неточностей, внутренних противоречий, которые создают барьеры для свободного передвижения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза и по-разному толкуются и применяются в государствах - членах Таможенного союза.

По мнению участников внешнеэкономической деятельности, правовая основа регулирования в области таможенного дела Таможенного союза должна быть приведена в более полное соответствие с международными стандартами и лучшими практиками торговых партнеров государств - членов Таможенного союза. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с присоединением всех трех государств - членов Таможенного союза к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

В этой связи перед государственными органами и представителями деловых кругов стоит широкомасштабная задача по совершенствованию механизмов таможенного регулирования в России. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р, к 2018 г. России необходимо занять 17-е место в мире по показателю "Международная торговля" в рейтинге Doing business. (В настоящий момент наша страна находится на 160-м месте.)

Очевидно, что достижение столь серьезных успехов невозможно без глубокого реформирования всей системы государственного регулирования таможенной сферы.

Наиболее значимыми направлениями совершенствования таможенного регулирования, по мнению организаций - членов ТПП РФ, являются следующие:

Первое. Сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров.

Речь идет о применении всех возможных мер для того, чтобы декларирование и выпуск товаров осуществлялись в возможно короткие сроки. Для этого прежде всего необходимо сократить количество документов, представляемых при декларировании товаров, следует отказаться от представления внешнеторгового контракта, документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и полномочия декларанта. Их представление является излишним и накладывает необоснованные обязанности на участников ВЭД.

Кроме того, особенно важным представляется дальнейшее развитие технологии предварительного информирования. Первый шаг в данном направлении уже сделан. Комиссией Таможенного союза было принято Решение от 9 декабря 2011 г. N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом". ФТС России издан Приказ от 5 июля 2012 г. N 1345 о применении сведений, предоставленных в ходе предварительного информирования в рамках системы управления рисками (СУР). Предлагаем ввести данный Порядок также и для товаров, перевозимых иными видами транспорта. В настоящий момент применение установленного упомянутым Приказом ФТС России Порядка затруднено необходимостью совершенствования информационно-программных средств, имеющихся в распоряжении ФТС России, для обеспечения его реализации. Считаем, что использование предварительной информации в рамках СУР является очень перспективным направлением развития таможенного регулирования. В этой связи необходимо развивать соответствующие организационные, правовые и технологические механизмы.

Еще более важным аспектом представляется ускоренное развитие информационных таможенных технологий. Очень обнадеживает обсуждаемый последнее время в соответствующих профессиональных кругах проект внедрения технологии автоматического принятия решения о выпуске товара, что позволит исключить в данном случае негативное влияние человеческого фактора, в том числе и коррупционную составляющую. Для обеспечения возможности применения данной технологии прежде всего необходимо исключить дублирование электронных документов документами на бумажном носителе. Кроме того, еще одним способом применения информационных технологий в практике таможенного регулирования может стать дальнейшее развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска.

Второе. Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей.

Существующая система уплаты таможенных платежей имеет ряд недостатков, что, естественно, не способствует быстрому совершению таможенных операций с товарами. Важнейшая задача, стоящая перед нами: сделать данный порядок более простым и прозрачным.

Эффективной мерой по совершенствованию таможенного регулирования в данной сфере может являться комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей. В данное понятие, на наш взгляд, должна входить автоматизация информационного обмена о движении денежных средств между таможенными органами и участниками ВЭД, основной целью которой должно стать сокращение срока доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов (к 2015 г. до 2 часов). Полагаем, что полной эффективности от автоматизации описанных процессов можно достигнуть только при условии централизации учета таможенных платежей и обеспечения их уплаты на уровне ФТС России.

Третье. Пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости.

В настоящий момент существует ряд проблем, связанных с проведением контроля таможенной стоимости. Данные проблемы связаны не с правовым регулированием контроля таможенной стоимости, которое в принципе приводится в соответствие с международными нормами, а скорее с правоприменительной позицией таможенных органов, которые руководствуются при корректировке таможенной стоимости принципами и задачами, не соответствующими установленным нормативным актам.

На наш взгляд, для упрощения данной процедуры следует отказаться от дублирования контроля таможенной стоимости в отношении идентичных товаров, поставляемых по одному контракту, а также обеспечить возможность проведения контроля таможенной стоимости с использованием информации, предоставленной в рамках процедуры предварительного информирования.

Однако прежде всего следует изменить правоприменительную практику и подход таможенных органов к контролю таможенной стоимости.

В настоящий момент таможенные органы при принятии решений о корректировке таможенной стоимости зачастую исходят не из целей обеспечения соблюдения законодательства об определении таможенной стоимости участниками ВЭД, а из задачи увеличения количества собираемых таможенных платежей. Односторонняя заинтересованность государственных чиновников в повышении таможенных сборов часто приводит к пристрастному оформлению таможенных грузов: их классификации по кодам, имеющим более высокую таможенную ставку налога, и при определении контрактной стоимости товара.

Типичная ситуация выглядит так - таможенный орган определяет, что заявленная таможенная стоимость ниже, чем указанная в профиле риска. После этого таможенный орган назначает дополнительную проверку сведений о таможенной стоимости по различным основаниям. Далее таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости до той, которая установлена профилем риска по любым основаниям. Данные основания, как правило, не соответствуют тем сомнениям таможенного органа, которые были изложены в решении о дополнительной проверке, а также законодательству и фактическим обстоятельствам конкретной сделки.

Прежде всего необходимо исключить практику принятия таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости, направленных не на обеспечение соблюдения действующего законодательства, а на приведение цен, заявленных декларантом, в соответствие с некими величинами, произвольно установленными системой управления рисками, и максимизацию уплачиваемых декларантом таможенных платежей.

Для совершенствования процедуры таможенной очистки необходимо государственным органам освобождать функции экспертной оценки и передавать эти функции независимым экспертным организациям.

При этом важно предусмотреть отбор и аккредитацию таких экспертных организаций, которые зарекомендовали себя как высокопрофессиональные и имеющие значительный опыт работы в данной области. На сегодняшний день ЦКТУ до сих пор не разработало такой механизм. Здесь может вырасти роль экспертных подразделений торгово-промышленных палат России, основными уставными задачами которых является содействие субъектам экономической деятельности в осуществлении внешнеэкономического сотрудничества.

Оценка внешнеторговых контрактов для подтверждения контрактных стоимостей, а также стоимости товаров при административных нарушениях должна осуществляться в полном соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сертифицированными оценщиками - членами саморегулируемых организаций специалистов-оценщиков, которые и проводят оценки для сбора налогов на имущество в соответствии с налоговым законодательством России.

Четвертое. Смещение "нагрузки" по таможенному контролю на этап после выпуска товаров.

Совершенствование таможенного администрирования в данном вопросе очень актуально. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара позволяет сделать выпуск более быстрым и в то же время предоставляет возможность таможенным органам иметь в своем распоряжении больше временных ресурсов для осуществления контроля. Однако, с учетом мирового опыта, достижение наибольшего положительного эффекта в данном направлении возможно лишь при возрастании степени доверия государства в лице таможенных органов к участникам внешнеэкономической деятельности. При последовательном движении к транспарентной, инновационной и конкурентной экономике перенос таможенного контроля в значительной его части на этап после выпуска товаров является закономерной и естественной необходимостью.

На наш взгляд, конкретным шагом в указанном направлении может стать повсеместное расширение практики применения мер таможенного контроля после выпуска товаров. Прежде всего это касается наиболее спорных аспектов таможенного контроля - осуществления контроля таможенной стоимости и определения кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проверка сведений о классификационном коде и стоимости товаров - процесс трудоемкий, требующий изучения большого количества документов и сведений, а также кропотливой совместной работы таможенного органа и участника ВЭД. Так как сведения о коде и стоимости товаров влияют на размер таможенных платежей, любая ошибка в данном вопросе может привести к нарушению интересов либо государства, либо декларанта, логичней было бы осуществлять столь сложные этапы таможенного контроля не в ходе принятия решения о выпуске товаров, а после него.

Кроме того, для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товара необходимо повысить эффективность взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими государственными органами при осуществлении такого контроля.

Поскольку после выпуска товаров таможенными органами они сразу же вовлекаются в коммерческий оборот на таможенной территории Таможенного союза, такие товары, как правило, попадают в поле зрения иных контролирующих органов, и получение информации от данных органов, на наш взгляд, будет очень полезно органам таможенной системы при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

Пятое. Приведение национальной системы управления рисками в соответствие стандартам ВТО.

Национальная система управления рисками (СУР), являющаяся основой применения таможенными органами мер таможенного контроля, в отличие от применяемой в странах Евросоюза, имеет явную фискальную направленность. Приоритетной задачей таможенных органов Российской Федерации при применении мер, заложенных в национальной СУР, является обеспечение экономических интересов Российской Федерации, исполнение доходной части федерального бюджета. В то же время в государствах с развитым уровнем информатизации, сложившимися транспортно-логистическими схемами, высоким уровнем экономической и информационной безопасности, эффективной системой постконтроля в основу СУР заложены иные принципы таможенного контроля - воздействие мер, предусмотренных СУР, направлено на обеспечение национальной безопасности государства (борьба с терроризмом, контрабандой оружия, недопущение ввоза контрафактной продукции, усиленный контроль за перемещением акцизных товаров и т.п.). Резкий переход на общемировые стандарты применения СУР и отказ от национальных приоритетов могут существенным образом сказаться на выполнении таможенными органами контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в бюджет, однако в условиях вступления в ВТО этот путь неизбежен, в связи с чем нам необходимо проработать вопрос обеспечения последовательного и не влекущего снижения эффективности деятельности таможенных органов перехода к стандартам ВТО.

Шестое. Развитие и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия.

Создание эффективной системы межведомственного электронного взаимодействия может существенно снизить нагрузку на участников ВЭД, связанную со сбором всевозможных документов, выдаваемых различными государственными органами.

На наш взгляд, основными качествами, которыми должна обладать указанная система электронного взаимодействия, являются быстрота информационного обмена и надежная защищенность информации от несанкционированного доступа.

Данная система прежде всего должна обеспечивать возможность использования ее государственными органами при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с целью обмена информацией о выданных разрешительных документах в электронном виде и напрямую без получения декларантом данных сведений в одном государственном органе и передачи их в другой.

Данная система должна обеспечивать оперативность получения всех необходимых разрешительных документов в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения, товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, санитарному, ветеринарному, карантинному и экспортному контролю.

Кроме того, на наш взгляд, система межведомственного электронного взаимодействия должна обеспечивать использование налоговыми органами информации, представленной декларантами таможенным органам, без дублирования ее на бумажных носителях, а также осуществление валютного контроля без участия в этом процессе участников внешнеэкономической деятельности.

Переход на использование системы межведомственного электронного взаимодействия и организация документооборота без участия декларанта позволят существенно упростить таможенные процедуры.

Седьмое. Развитие информационного взаимодействия между участниками ВЭД и уполномоченными государственными органами.

Полноценное информационное взаимодействие должно осуществляться как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях в рамках Таможенного союза.

Решение этой задачи требует создания единой системы нормативно-справочной информации по обмену данными о бизнес-процессах, применения унифицированных электронных документов, удобных как контролирующим органам, так и бизнесу, что позволит обеспечить эффективный контроль на всем едином экономическом пространстве.

Также получено много других предложений, направленных на совершенствование таможенного администрирования в России:

  • максимальное расширение и усовершенствование практики осуществления таможенных операций с применением современных информационных технологий (электронное декларирование товаров, предварительное информирование с использованием сети Интернет и т.п.);
  • отработка практики применения электронного декларирования при перевозках железнодорожным транспортом (отказ от требования представления деклараций в бумажной форме);
  • упрощение формы электронной декларации;
  • введение системы "одного окна" (при условии функционирования ИИСВВТ на территории Таможенного союза), в т.ч. в морских портах;
  • правоохранительная работа и борьба с коррупцией;
  • повышение уровня подготовки специалистов при работе с таможенными базами данных, пересмотр регламента работы таможенных служб;
  • модернизация интерфейса таможенных программ в целях повышения пропускной способности таможенных пунктов пропуска на границе и пунктов получателя. (Например , организовать работу на большинстве пунктов так же, как это устроено на ТП "Пикино" на Ленинградском шоссе в д. Черная Грязь);
  • использование считывающих устройств (штрихкодов) для внесения данных из книжки МДП и товаротранспортной накладной;
  • отработка механизма таможенного оформления при мультимодальных перевозках груза (несколькими видами транспорта).

И это не полный перечень предложений, поступивших в ТПП России в рамках мониторинга правоприменения в сфере таможенного законодательства.

При рассмотрении всех этих вопросов важно исходить из того, что в процессе таможенной деятельности участвуют две основные категории субъектов: государство и бизнес-сообщество.

В этой связи важно поддерживать постоянный баланс интересов между государством и бизнесом. Единственным цивилизованным путем решения этой проблемы является учет позиции бизнеса при формулировании таможенных правил, создании механизмов таможенного регулирования и выработке практики их применения.

В.Падалко

Директор

департамента внешних связей

и работы с деловыми советами

Торгово-промышленной палаты

Российской Федерации

Темы диссертаций по экономике » Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

Совершенствование таможенного регулирования как фактор развития внешнеэкономической деятельности региона тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Диссертация

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидат экономических наук, Никукина, Инга Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты внешней торговли.

1.1 Внешняя торговля в системе мирохозяйственных связей.

1.2 Роль внешней торговли в развитии экономики страны и региона.

Глава 2. Оценка внешнеэкономического потенциала Республики Саха (Якутия).

2.1. Динамика развития экономики Республики Саха (Якутия) и ее приоритетных отраслей.

2.2. Анализ состояния и развития внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия).

2.3. Факторы, влияющие на внешнеэкономическую деятельность Республики Саха (Якутия).

2.4. Оценка показателей внешнеторговой деятельности субъекта Федерации в зависимости от мест таможенного оформления товаров.

Глава 3. Направления совершенствования таможенного регулирования и его воздействие на развитие внешнеэкономической деятельности региона.

3.1 Роль таможенного регулирования в развитии внешнеэкономической деятельности региона.

3.20собенности таможенного регулирования экспорта драгоценных камней

3.3 Совершенствование методологии и организации таможенного контроля за экспортом продукции амазно-брилиантового комплекса.

3.4. Применение мер таможенно-тарифного регулирования для обеспечения северного завоза.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Совершенствование таможенного регулирования как фактор развития внешнеэкономической деятельности региона"

Актуальность темы исследования. В современных условиях особое значение приобретает осуществление эффективной внешнеэкономической деятельности (ВЭД), повышение ее результативности и устойчивости. Развитие внешнеэкономической деятельности, ее эффективность во многом зависят от умелого государственного регулирования. Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны является таможенная система.

Вопросы выбора и применения мер государственного регулирования внешней торговли являются определяющими для реализации таможенной политики государства. В России они имеют особую значимость. Это объясняется спецификой федеративного устройства государства, когда соблюдение принципа единства таможенной территории необходимо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных субъектов РФ.

В современных условиях таможенное регулирование дожно стать действенным рычагом государственной поддержки и стимулирования развития экспортного потенциала страны. Для этого в мировой практике используется многообразный арсенал средств, который можно условно разбить на два блока. Первый из них - это средства или меры, направленные на поддержку и стимулирование развития экспортного производства товаров. Второй блок -это меры, направленные на поддержку продвижения экспортной продукции на внешние рынки. Наиболее важное место отводится мерам, направленным на стимулирование развития экспортного потенциала. Данная группа охватывает разнообразный круг организационно-экономических и специальных мер, включая меры таможенного регулирования.

Тенденции современного развития сферы внешнеэкономической деятельности формируются под воздействием группы факторов, которые так или иначе связаны с таможенным регулированием.

Развитие экономик северо-восточных районов в значительной мере зависит от эффективности таможенного механизма, который регулирует объемы ввоза и вывоза товаров.

В этой связи необходимо особо отметить роль и характер экспортоориентированных производств. Прежде всего, экспортоориентированные производства есть существенная часть потенциала развития страны. Экспортоориентированные производства являются одним из основных источников попонения бюджета и золотовалютных ресурсов страны. Подчеркнем, что экспортоориентированные производства, сконцентрированные на Севере и Северо-востоке страны, имеют общероссийское значение, как в силу первых двух вышеназванных факторов, так и по причинам значительной их доли в общероссийском производстве в целом.

В этом смысле таможенное регулирование дожно учитывать не только национальные экономические интересы в целом. Оно дожно быть адаптировано к конкретным задачам развития субъектов внешнеэкономических связей, конкретных производств, конкретных условий, складывающихся в регионах. Это в поной мере относится к экспортному потенциалу таких уникальных хозяйственных систем, как экономика Республики Саха (Якутии), необходимости стимулирования развития соответствующих производств, повышению их конкурентоспособности на мировых рынках. Это также относится к совокупному внешнеторговому потенциалу республики, коль скоро она в той же мере зависит от импортных поставок. Разработка форм и методов регулирования ВЭД, совершенствование организационно-экономического механизма таможенного регулирования внешнеэкономического комплекса субъекта Федерации в настоящее время является актуальной народнохозяйственной задачей.

Одной из наименее изученных сторон теории и практики таможенного дела являются региональные проблемы таможенного регулирования, учет интересов субъектов Федерации при проведении таможенной политики.

Кроме того, в условиях подготовки к присоединению России к Всемирной торговой организации существует необходимость не только привести российское, в том числе и таможенное, законодательство в соответствие с нормами и положениями ВТО, но и искать новые, более эффективные формы и методы государственного регулирования ВЭД на региональном уровне при одновременном напонении федерального бюджета. Поэтому в настоящее время особую значимость приобретает необходимость упрощения системы мер нетарифного регулирования, таможенных процедур, ускорения товаропотоков, а также совершенствования существующих технологий и организации таможенного контроля в РФ.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является совершенствование организационно-экономического механизма таможенного регулирования в интересах повышения эффективности экономики региона.

Достижение поставленной цели исследования потребовало решения следующих задач:

Провести анализ внешнеэкономического потенциала Республики Саха (Якутия) и ее приоритетных отраслей;

Определить наиболее перспективные отрасли для развития экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств в Республике;

Определить и систематизировать факторы, влияющие на внешнеэкономическую деятельность Республики Саха (Якутия);

Провести сравнительный анализ внешнеторговых показателей Республики Саха (Якутия) в зависимости от мест таможенного оформления товара;

Провести расчет стоимости импортных товаров, потребляемых в Республике Саха (Якутия), таможенное оформление которых осуществляется в других регионах страны, и таможенных платежей, взимаемых с данных товаров;

Провести расчет таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет от экспорта якутских товаров, оформленных в других регионах;

Обосновать целесообразность осуществления таможенного оформления и контроля продукции амазно-брилиантового комплекса в регионе их добычи и переработки;

Оценить и проанализировать влияние мер экономической политики и таможенного регулирования в области обращения драгоценных камней на развитие амазно-брилиантового комплекса Республики Саха (Якутия);

Разработать меры по совершенствованию таможенного регулирования ВЭД с учетом региональных особенностей.

Степень изученности проблемы. Отдельные стороны данной проблемы в части государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, повышения ее результативности и устойчивости, а также проблемы теории, методологии и практики таможенного регулирования уже получили достаточно поное освещение в научной российской и зарубежной литературе. Большой вклад в теорию внешней торговли внесли классики экономической теории: А. Смит, Д. Рикардо, а также ведущие зарубежные экономисты: Р.Вернон, В. Леонтьев, Э.Хекшер, Б.Олин, М.Портер, М.Фридман, К.Шмиттгофф. За последние годы российскими учеными подготовлено ряд исследований, в которых анализируются различные аспекты и стороны внешнеторговой политики и механизма регулирования внешней торговли: Барамзина С.В.,

Городецкого А.Е., Дюмулена И.И., Дзюбенко П.В., Киреева А.П., Кокорева М.В, Кухаренко В.Б, Леденева С.В, Новикова В.Е, Оболенского В.П., Орешкина В.В., Преснякова В.Ю., Сокольниковой О.Б, Фаминского И.П. и других.

Вместе с тем, до настоящего времени не проводились исследования региональных проблем таможенного регулирования, взаимосвязи и взаимодействия таможенного регулирования и внешнеэкономического развития региона, проблемы реализации таможенных интересов субъектов РФ.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность субъекта Федерации, комплекс экономических отношений между федеральным центром и субъектом Федерации, межрегиональные отношения.

Предметом исследования являются организационно-методические вопросы таможенного регулирования ВЭД с учетом специфики субъекта Федерации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные разработки отечественных и зарубежных ученых, в первую очередь, исследователей в области теории внешней торговли, регулирования внешнеэкономической деятельности. Информационную базу диссертации составили законодательные акты Российской Федерации и зарубежных стран, касающиеся внешнеэкономической и таможенной деятельности, нормативно-методические документы, статистические материалы Минэкономразвития РФ, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Госкомстата Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Министерства внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия), результаты научно-исследовательских работ, выпоненных специалистами Российской таможенной академии, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ). В работе широко использованы материалы совещаний, семинаров, международных и республиканских конференций по проблемам, освещаемым в диссертации.

Методологической основой диссертации явились общенаучные методы диалектики, принципы диалектической логики, заключающиеся в анализе происходящих или предполагаемых явлений и процессов в их развитии, взаимообусловленности и взаимосвязи. В рамках систематизации анализируемых данных и процессов применялись экономико-статистические методы сравнения, классификации и группировок, хронологизация событий и явлений.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые поставлена и решена задача разработки организационно-методического обеспечения влияния таможенного регулирования на экономику региона.

Наиболее существенные результаты исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

Обоснование целесообразности создания и функционирования специализированного таможенного поста, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль экспорта драгоценных камней в регионе их добычи и переработки;

Разработанная автором система воздействующих на развитие внешнеторгового потенциала региона факторов предполагает их группирование на факторы внешней и внутренней среды. Для развития ВЭД региона и ее восприимчивости к таможенному регулированию особо значимы факторы внутренней среды;

Разработанные автором рекомендации по более поному учету внешнеторговых показателей региона (объем внешнеторгового оборота; объем экспорта; объем импорта; сумма таможенных платежей, формируемая в регионе), позволяющих оценить реальный вклад субъекта Федерации во внешнеторговый оборот страны и в доходную часть федерального бюджета;

Обоснование целесообразности введения единого железнодорожного тарифа на внутренние и внешние перевозки, который будет способствовать устранению неоправданной заинтересованности участников ВЭД осуществлять таможенное оформление в регионах, расположенных вблизи таможенной границы РФ;

Разработанные соискателем предложения по введению сезонных пошлин на импортные товары, ввозимые в период северного завоза (в период навигации) в районы Крайнего Севера.

Теоретическая и практическая значимость диссертации Исследованием выявлено влияние факторов внешней и внутренней среды на конкурентоспособность региональной экономики, обоснована возможность применения таможенного механизма для развития экономики региона.

Разработке предложений по установлению и применению сезонных импортных пошлин для решения проблемы северного завоза;

Совершенствовании организационной структуры таможенной системы региона (в части создания специализированного таможенного поста в регионе добычи и переработки амазного сырья);

Изменении нормативных актов, регламентирующих порядок и сроки лицензирования экспорта драгоценных камней;

Выработке стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения диссертации использованы при выработке методических рекомендаций для ГУЛ Комдрагметал PC (Я), МВЭС PC (Я). Результаты исследования докладывались на региональных и международных конференциях:

На международной научной конференции в мае 2001 г., проходившей в Амурском государственном университете в г. Благовещенске;

На региональных научно-практических конференциях в г. Благовещенске (10-11 декабря 1998; 23 марта 1999 г.; апрель 2002 г.), в г. Владивостоке (май 1999 г.), в г. Якутске (30-31 мая 2000; февраль 2002 г.) и др.

Материалы диссертации использовались в учебном процессе при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по курсу Таможенное дело в Якутском государственном университете.

Логика и структура диссертации обусловлены целью и задачами исследования, что и определяет структуру работы. Диссертация включает t введение, три главы выводы и предложения, список использованной

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Никукина, Инга Владимировна

Выводы и предложения

В диссертации рассмотрены актуальные проблемы совершенствования таможенного регулирования как фактор развития ВЭД Республики Саха

Якутия), анализ которых позволил сделать следующие выводы:

Современные тенденции развития экономики России и ее интеграции в мировой рынок позволяют утверждать, что роль Севера в обеспечении развития экономики России сохранится в ближайшее десятилетие. Однако, степень влияния ресурсного фактора на социально-экономическое развитие Севера в российскую экономику будет зависеть от того, в какой мере удастся сохранить на мировом рынке конкурентоспособность экспортоориентированных отраслей регионов, в первую очередь - добычи и переработки нефти, газа, амазов, а также от возможностей вовлечения в хозяйственный оборот других природных ресурсов.

Анализ теории конкурентных преимуществ и специфических условий и особенностей Якутии, проведенный в диссертации, позволил выявить условия, создающие благоприятную и неблагоприятную среду для реализации потенциальных экспортных и импортных возможностей региона.

Исследование факторов, оказывающих влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Саха (Якутия), прямо или косвенно связанных с таможенным регулированием, условно можно разделить на факторы внешней и внутренней среды. В свою очередь, факторы внутренней среды внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) в диссертации представлены в виде общероссийских и региональных факторов.

Особое значение для ВЭД региона имеют факторы внутренней среды. К данной группе относятся: таможенное регулирование и применение мер экономической политики; особенности учета региональных показателей внешней торговли; дифференциация тарифа на железнодорожные внешнеторговые и внутренние перевозки; необходимость заблаговременного завоза (северный завоз) сезонными видами транспорта материально-технических ресурсов, продовольствия и промышленных товаров народного потребления и др.

Внешнеэкономическую деятельность характеризуют внешнеторговые показатели, формируемые таможенной статистикой. Особенность учета внешнеторговых показателей заключается в том, что объемы экспорта и импорта учитываются таможенной статистикой в тех регионах, в которых осуществлялось таможенное оформление товаров. Это приводит к тому, что:

Искажаются региональные показатели внешней торговли. Причем в отдельных регионах они завышаются, в других - занижаются;

В связи с тем, что большая часть импорта республики оформляется в других регионах, искажается информация о таможенных платежах. Таможенные платежи, взимаемые с экспортных и импортных товаров, поступают в федеральный бюджет из региона, где якутские участники ВЭД прошли таможенное оформление;

Искажается информация о географии производства экспортной продукции и мест конечного потребления импортной продукции в России. В связи с чем, искажается оценка реального вклада Республики Саха (Якутия) в общий объем экспорта и импорта страны, в доходную часть федерального бюджета.

Участники ВЭД Республики Саха (Якутия) вынуждены осуществлять таможенное оформление в других регионах страны, наиболее выгодно расположенных к таможенной границе РФ. Это обусловлено действующей системой тарифа на железнодорожные внешнеторговые, международные перевозки, которые, как правило, в 2,0-2,5 раза выше аналогичных внутрироссийских.

Якутия производит 98% продукции амазодобывающей промышленности страны и является основным реальным экспортером амазов и брилиантов в Российской Федерации. Таможенное оформление и таможенный контроль драгоценных камней производится только на специализированных таможенных постах, которые находятся не в регионе добычи и переработки этих товаров. Это создает определенные сложности для развития экспорта продукции амазно-брилиантового комплекса PC (Я).

Существенное влияние не только на внешнеэкономическую деятельность, но и в целом на экономику Республики Саха (Якутия) оказывает проблема ежегодного, так называемого северного завоза, т.е. завоза продовольствия, промышленных товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения, топлива и нефтепродуктов в районы Крайнего Севера в ограниченный период навигации.

На основе анализа раскрытых в диссертации проблем выработаны следующие рекомендации;

1. Впервые разработан организационно-методический механизм совершенствования таможенного регулирования ВЭД в интересах развития экономики региона. Для развития экспортного потенциала региона необходимо совершенствование организационной структуры таможенной системы. Целесообразно создание специализированного таможенного поста по таможенному контролю и оформлению драгоценных камней в регионе добычи и производства амазной продукции, что обеспечит благоприятные условия для более эффективного развития амазно-брилиантового комплекса Республики.

2. Целесообразно изменить порядок и сроки лицензирования экспорта продукции амазно-брилиантового комплекса, передав часть функций по оформлению и выдаче разовых лицензий на экспорт драгоценных металов и драгоценных камней упономоченному представителю Минэкономразвития РФ по данному региону.

3. Целесообразно введение сезонных пошлин на период северного завоза (в период навигации) на импортные товары, ввозимые на территорию РФ, предназначенные для районов Крайнего Севера. Ставки сезонных пошлин на период навигации с 1 июня по 1 октября целесообразно установить на более низком уровне по сравнению с действующими. Причем уровень ставок ввозных таможенных пошлин следует дифференцировать в зависимости от сроков ввоза (по месяцам). Для эффективного применения сезонных пошлин целесообразно разработать перечень товаров, подпадающих под их действие. Необходимо определить места ввоза товаров для северных регионов, а также разработать особый порядок таможенного оформления данной категории товаров.

4. Для устранения неоправданной дифференциации железнодорожных тарифов целесообразно и необходимо государственное вмешательство в процесс установления грузовых железнодорожных тарифов с целью применения единых тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов и внутренних грузов.

5. Целесообразно формировать данные о внешней торговле субъектов РФ с учетом сведений об экспорте товаров, таможенное оформление которых производилось в других регионах России. Учет и формирование таких сведений целесообразно осуществлять по общероссийской базе ГТД.

Диссертация: библиография по экономике, кандидат экономических наук, Никукина, Инга Владимировна, Москва

1. Официальные законодательные и нормативные документы

2. Таможенный кодекс Российской Федерации. -М.: 1997.

3. Закон Российской Федерации от 09.10.92 г. №3615 О валютном регулировании и валютном контроле.

4. Закон Российской Федерации от 21.05.93 г. №5003-1 О таможенном тарифе.

5. Федеральный закон от 26.03.1998 г. №41-ФЗ О драгоценных металах и камнях.

6. Федеральный закон от 29.12.98 №192-ФЗ О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики.

7. Федеральный закон от 09.07.99 №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

8. Указ Президента РФ от 21.11.95 г. №1163 О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации.

9. Указ Президента РФ от 23.07.97 г. №767 "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра" // Собрание законодательства РФ, -1997.- № ЗО.-ст. 3604.

10. Постановление Правительства РФ от 31.10.96 г. №1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта (работ, услуг) в РФ".

11. Постановление Правительства РФ от 05.04.99 №371 "Об утверждении правил осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней"// Собрание законодательства РФ, -1998.- № 13.-ст. 1463.

12. Приказ ГТК России от 26.05.94 г. №230 О совершенствовании контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров.

13. Приказ ГТК России от 20.04.98 №235 "О типовом положении о специализированном таможенном посте по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металов и драгоценных камней ".

14. Приказ ГТК России 16.12.98 г. №848 Об утверждении инструкции о порядке запонения грузовой таможенной декларации.

15. Приказ ГТК России от 10.03.99 №158 "О временном порядке таможенного оформления необработанных природных амазов и брилиантов, аффинированных драгоценных металов".

16. Приказ ГТК России от 28.10.99 №733 "О таможенном оформлении аффинированного золота и серебра в регионе деятельности Магаданской таможни".

17. Приказ ГТК России от 23.08.2000 г. №748 О внесении изменений в приказ ГТК Российской Федерации от 16 декабря 1998 г. № 848.

18. Приказ ГТК России от 11.05.2000 г. №388 О таможенном оформлении драгоценных металов, драгоценных камней, янтаря и изделий из них.

19. Приказ ГТК России от 16.05.2001 г. №442 Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля.

20. Приказ ГТК России от 22.08.2001 г. №833 О таможенном оформлении драгоценных металов, драгоценных камней, янтаря и изделий из них.

21. Приказ ГТК России от 25.06.2002 г. №655 О ставках вывозных таможенных пошлин.

22. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.99 №201 Об обеспечении постоянного государственного контроля за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металов и драгоценных камней.

23. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.2001 №249 О порядке осуществления государственного контроля при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металов.

24. Приказ Минэкономразвития России от 07.08.2001 №268 "О порядке ввоза в РФ драгоценных металов и драгоценных камней".

25. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 №19 и №01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров".

26. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.99 № 86-И и №01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров".

27. Указание ГТК России от 10.12.96 № 01-14/1345 О внесении изменений в указание ГТК России от 22.10.96 №01-14/1195.

28. Письмо ГТК России от 28.08.2001 № 07-20/34727 О порядке выдачи лицензий Минэкономразвития России на экспорт драгоценных металов и драгоценных камней.

29. Постановление Правительства РС(Я) от 24.08.2001 №443//Прогноз социально-экономического развития РС(Я) на 2002 г. и на период до 2004г.

30. Постановление Правительства от 11.05.2001 №281 Основные направления социально-экономического развития PC (Я) до 2010 г.

31. Программа экспортного потенциала PC (Я) на 2001-2002 гг. и основные направления развития экспорта до 2005 г. -Якутск.: 2000. -с.68.

32. Монографии, учебники и учебные пособия, сборники> материалыконференций, съездов

33. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Изд-во Маркетинг, 1998.- 331 с.

34. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-296.

35. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М.: Изд-во Экономика, 1998.- 624 с.

36. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебное пособие / В.В. Наумов и др.- М.: РИО РТА, 2001., с. 17.

37. Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля / Под ред. Т. П. Базарова. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1996.- 289 с.

38. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие / Под ред. И. Н. Платоновой. М.: Изд-во БЕК, 1996.- 475 с.

39. Ванин М.В. Таможня в условиях глобализации внешней торговли. М.: РИО РТА, 2000.-252 с.

40. Вестник Академии налоговой полиции: вып. 2. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2001. -278 с.

41. Внепшеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Республика, 1997.

42. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М.: Изд-во Норма, 2001.- 448 с.

43. Дзюбенко П.В. Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России: курс лекций. -М: РИО РТА, 2000. -156 с.

44. Дюмулен И.И. Таможенно-тарифное регулирование (зарубежная практика). -М: Всероссийская академия внешней торговли, 1994.

45. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия).- Новосибирск.: Сибир. издат. фирма РАН "Наука", 2001,-262 с.

46. Егоров Е.Г., Попова Н.Б. Проблемы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) /Вопросы региональной экономики // Сборник научных трудов. Выпуск 1. Якутск.: Якутский филиал "Издательство СО РАН", 2001. -с.245.

47. Егоров Е.Г., Алексеев П.Е. Экономика золото- и амазопромышленного комплексов в условиях переходного периода. Новосибирск.: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997.-318 с.51 .Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. -М.: автор, 1995.-288 с.

48. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. 4.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов.-М.: Междунар. отношения, 1998. -416.

49. Концепция модернизации региональной экономики: Якутия-21 век /Под ред. Р.А. Бурнашов, А.А. Кугаевский, В.Р. Кузьмин и др. Якутск.: ТИД Кудук, 1998.-108 с.

50. Леденев С.В. Инвестиционная ситуация в стране и таможенные средства ее улучшения / Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности: Сбор. науч. трудов: в 2-х ч. Часть 1/ Под научной ред. проф. Н.М.Блинова. -М.: РИО РТА, 1999. -с.9.

51. Леденев С.В., Тарханов А.В. Экономика зон свободного предпринимательства: Учебно-метод. пособие. -М.: РИО РТА, 1999. -192 с.

52. Леденев С.В. Иностранные инвестиции в национальной экономике России: Учебное пособие. 2-е изд. -М.: РИО РТА, 2001. -60 с.5 7.Между народная конкурентоспособность и ее оценка / Внешнеэкономические связи России / ВНИИВС. М.: 1996. Вып. 16. -с. 10.

53. Налоги и платежи. Учебное посоьие. Часть 1. А.Г. Семьянинов, В.М. Крашенинников, В.В. Наумов. -М.: РИО РТА, 1995. 44 с.

54. Национальная экономика: учебник/ Под общ. ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. -М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.-592.

55. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / В.И. Воков др.; под общ. ред. В.И. Лисова; Федер. служба налоговой полиции РФ; Акад. налоговой полиции. -М.: ОАО НПО Экономика, 2000, 477 с.

56. Никукина И.В. Региональные особенности внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) // Таможенная служба Дальнего Востока: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научно практической конференции. - Владивосток: ВФ РТА, 1999.

57. Никукина И.В. Особенности экспорта и импорта Дальневосточного региона // На рубеже веков: Материалы региональной научно -практической конференции (10-11 декабря 1998). Благовещенск: Изд-во Приамурье, 1999.

58. Никукина И.В. Региональные особенности внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) // Журнал Таможенная политика России на Дальнем Востоке. Владивосток: № 3, 1999.

59. Никукина И.В. Особенности экспорта и импорта PC (Я) // Наука производству: Сборник материалов региональной научно практической конференции УНПК ДальГАУ (23 марта 1999 г.). - Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 1999.

60. Никукина И.В. Преступления в сфере таможенного дела // Проблемы борьбы с преступностью в республике Саха (Якутия): Материалы региональной научно практической конференции (30-31 мая 2000). -Якутск: ЯФ Изд-во СО РАН, 2001.

61. Никукина И.В. Россия и АТР: региональный аспект // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: Материалы международной научной конференции (май 2001). Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001.

62. Никукина И.В. Таможенная служба на современном этапе: региональный аспект // Вопросы региональной экономики: сборник научных трудов. Выпуск 1. Якутск: ЯФ Изд-во СО РАН, 2001.

63. Никукина И.В. Актуальные вопросы таможенного и валютного контроля // Сборник докладов семинара ВЭД Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы развития (29-30 ноября 2001 г.). Якутск: ЯФ Изд-во СО РАН, 2002.

64. Никукина И.В. Некоторые особенности оформления экспорта драгоценных камней//Молодежь 21 век: шаг в будущее. Сборник трудов III региональной научно практической конференции (апрель 2002). - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002.

65. Никукина И.В. Проблемы таможенного контроля за экспортом драгоценных камней // Поиск. Сборник статей по вопросам правоохранительной деятельности. М: РИО РТА, 2002.

66. Новиков В.Е., Голяшева Т.П. таможенные пошлины: методология обоснования и расчеты: Монография. -М.: РИО РТА, 2000. -104 с.

67. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущество стран. Пер. с англ./ Под ред. В.Д. Щетинина М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

68. Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России / Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 окт. 1996 г.): в 2-х ч.: ч.1. -М.: РИО РТА, 1996.-260 с.

69. Северо-Восточный экономический район РФ: (обоснование выделения)/ АН PC (Я) . Ин-т регион, эконом. -Якутск.: ТИД "Кудук", 1998. -84 с.

70. Тихотский Д. Амазная колония России: Республика Саха (Якутия). -Якутск,-2001, -338 с.

71. Тодаро М. П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ.; Под ред. С. М. Яковлева. М.: МГУ Изд-во ЮНИТИ, 1994.- 258 с.

72. Тойбл К. Ювелирное дело: Пер. с чеш. М.: Изд-во Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 200 с.

73. Чернышев В.В. Внешнеэкономическая политика России в переходный период: учебно-метод. пособие,- М.: РИО РТА, 1998. -284 с.

74. Щербанин Е. П. Международные экономические отношения. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1997.- 325 с.

75. Экономические основы государственности Республики Саха (Якутия) / под ред. Е.Г.Егорова и др.; Акад.наук PC (Я), ИРЭ PC (Я).- Якутск.: ГУП "Полиграфист" ЯНЦ СО РАН, 2000. -431 с.

76. Статьи из периодических изданий

77. Амазы и золото Якутии, 2001. №1, -с. 25-26.

78. Бандман М.К., Кулешов В.В., Харитонова В.Н. Стратегические проекты развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока// Регион: экономика и социология, 2000,- №3, -с. 99.

79. Барковский А.Н, Комиссаров А.В. Внешнеэкономические связи субъектов РФ и укрепление единого экономического пространства России // Проблемы прогнозирования. 2000. №3. -с. 129-142.

80. Бюлетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), -1998-2002. (16.V.2000; 28.Х.2000.).

81. Ванин М.В. Реформа таможенной системы и эффективность экономики // Проблемы теории и практики управления, 2001. №2, -с.7.

82. Вестник AJIPOCA,-1997-2001.

83. Вестник экономики, -2001. №5, -с. 28-30.

84. Внешнеэкономический бюлетень, -2001. №7, -с.70.

85. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, 2000. №2.

86. Внешняя торговля,-1999. №6,-С.26.

87. Вопросы экономики, -2000. №10.

88. Вся республика, 15.02.2002. № 7; 21.04.2000.104. Известия, 11.12.2001.

89. Матвеев А.А. О некоторых аспектах управления АБК России // Проблемы теории и практики управления. 2001. №1. -с. 72-75.

90. Новоселова JI. В. Рынок золота PC (Я) // Амазы и золото Якутии, 2001. №1,- с. 6.

91. Полярный круг в Якутии, 08.12.2000.

92. Полярный круг в Якутии, 29.12.2000. №49.

93. Полярный круг в Якутии, 14.04.2002. №4.

94. Пресс-служба АК "АРОСА"// Мирнинский рабочий, 18.03.2000.

95. Проблемы экономической интеграции России со странами АТР // Внешняя торговля, -2001. №5-6, -с.36-40.

96. Рогов В.В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюлетень.-2002. №1, -с.52-61.

97. Свинухов В.Г., Щербина Г.П. Нетарифные методы регулирования ВЭД при таможенном контроле // Таможенная политика на Дальнем Востоке, -2001. №1.-с.37-48.

98. Смирнов В.П., Рогов В.В. Некоторые вопросы развития российского экспорта // Внешнеэкономический бюлетень. 1998. №8.

99. Соколова О.В. К вопросу о трансформации ж/д тарифов на внешнеторговые и международные перевозки в 2001г. // Внешнеэкономический бюлетень, -2001. №9. -с.75-77

100. Соколова О.В. Внешнеторговые железнодорожные перевозки и регулирование естественных монополий // Внешнеэкономический бюлетень, -2001. №11. -с.65-68.

101. Таможенная политика на Дальнем Востоке, -2002. №1, -с.3-12.118. Финмаркет, 12.03.2002.

103. Черкасова И.В. Россия в мировой амазно-брилиантовой семье // Деньги и кредит, -1997. №5.

104. Экономический вестник, 23.03.2000.

106. Экономический вестник Саха, 2000. №19-20.

107. Экономический вестник Саха, 2000. №42.

108. Экономический вестник Саха, -2001. №7, фев.126. Эксперт, -1998. №39, окт.127. Эксперт, 05.11.2001. №41.

109. Эхо столицы, 19.12.2001. №186.129. Якутия, 22.10.97.

110. Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство. ЦВЭИ РАН. М.:, 1998.

112. Николаев М.В. Формирование эффективной стратегии амазно-брилиантового комплекса России в рыночных условиях: Дис.канд. экон. наук, М.: Академия народного хозяйства при правительстве РФ, 2000.

113. Сокольникова О.Б. Совершенствование механизма взимания таможенных платежей как инструмента формирования доходной части федерального бюджет: Автореф. Дис. .канд. экон. наук. М., 2000.-26 с.

114. Скудалова Т.В. Формирование экономического механизма управления свободными экономическими зонами.Дисс. канд. экон. наук-М., 1998.164с.

115. Статистические и справочные издания

116. Иностранные инвестиции в экономику республики и деятельность совместных предприятий за годы реформ: стат. сб. Якутск.: Госкомстат PC (Я).-2000.

117. Экономическая энциклопедия/ Науч.-ред. совет изд-ва Экономика; Инт. экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абакин.- М.: ОАО Издательство Экономика,1999.-с. 974.

118. Республика Саха (Якутия) за годы суверенитета (1990-2000 гг.):стат. сб. -Якутск: Госкомстат РС(Я).-2000.

119. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России,2000.

120. Российский статистический сборник: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: 2001.-789 с.1. Иностранная литература

121. Russia: Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. M., VNIKI, 1997. №4; 2000, №1.

122. Duval P., Green Т., Louthean R. New Frontiers in Diamonds. The mining revolution. London, 1996.

123. Helmer J. An ideal Russian deal// Diamond International. 1998. September/October. P.49-54.

Один из ключевых вопросов современной таможенно-тарифной политики для России - допустимая степень протекционизма с учетом внутрихозяйственных и мировых реалий и связанная с этим степень соблюдения обязательств РФ по ВТО. По моему мнению в настоящее время России не следует прибегать к огульному протекционизму (даже если на этом настаивают отдельные лоббисты) и серьезно выходить за рамки достигнутых с ВТО договоренностей.

Во-первых, как уже отмечалось, руководство страны на международной арене неоднократно высказывалось за отказ от протекционизма.

Во-вторых, в условиях значительной и продолжающейся девальвации рубля общий уровень защиты внутреннего рынка постоянно растет, и таможенные пошлины здесь играют все более ограниченную роль.

В-третьих, многие предприятия и сектора, пользуясь кризисом, стремятся создать себе тепличные условия для развития через лоббирование высоких пошлин и защитных мер. Но основная проблема российской экономики - низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств, которую никак не решить созданием для них тепличных условий и полным ограждением от конкуренции со стороны импорта. Поэтому протекционизм должен быть точечным и подкрепленным внятным технико-экономическим обоснованием необходимости защитных мер.

В-четвертых, любой протекционизм в той или иной степени искажает рыночные параметры, очень часто ухудшает конкурентную среду и подхлестывает инфляцию, что России сегодня крайне противопоказано.

В-пятых, значительное ухудшение экономической ситуации в РФ и, главное, реальная угроза формирования крупного дефицита текущего платежного баланса позволяют нашей стране на вполне законных с точки зрения ВТО основаниях применять экстраординарные защитные меры, вплоть до введения единого дополнительного налога на импорт (это уже не протекционизм, а обеспечение национальной экономической безопасности).

Более целесообразной с политической и практической точек зрения сегодня, является наступательная, а не защитная таможенно-тарифная политика, направленная на укрепление конкурентоспособности отечественных производств и расширение экспорта. Речь идет о продолжении снижения ставок на прогрессивное оборудование и технологии, рациональной эскалации тарифа, использовании жестких ответных мер в случае дискриминации российских поставщиков на внешних рынках, стимулировании экспорта путем обнуления ставок пошлин на сырье, материалы и компоненты, используемые в экспортном производстве, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории и др.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам механически отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6–8%, что нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ («импорт производств вместо импорта товаров») более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.


Основные вопросы исследования :

1. Разработка теоретических основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

2. Исследование влияния таможенного регулирования на развитие национальной экономики.

3. Развитие таможенных методов стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей.

4. Развитие таможенных методов стимулирования иностранных инвестиций в экономику России.

5. Совершенствование методов и средств ведения таможенной статистики внешнеэкономической деятельности.

6. Развитие теории экономики таможенного дела. Обоснование структуры и содержания экономической деятельности таможенных органов.

7. Теоретическое обоснование методических рекомендаций по расчету количественных объемов нелегального импорта товаров на территорию Российской Федерации.

8. Анализ современной системы обеспечения безопасности ввозимых товаров и документов, необходимых при таможенном контроле.

9. Совершенствование таможенного контроля товаров, подлежащих обязательному подтверждению о соответствии.

10. Совершенствование механизма реализации технических регламентов в таможенных органах.

11. Теоретическое обоснование необходимости и разработка показателей эффективности деятельности подразделений (должностных лиц) таможенных органов, на которые возложена функция обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

12. Совершенствование системы защиты потребительского рынка и территории страны от импорта недоброкачественных, вредных и опасных товаров.

13. Ретроспективный анализ и прогнозирование внешней торговли Федеральных округов Российской Федерации.

14. Исследование роли и места экономики таможенного дела в обеспечении экономической безопасности государства.

15. Экономико-математическое моделирование внешнеторговой деятельности.

16. Экономические, институциональные и социальные аспекты формирования Единого экономического пространства.

17. Совершенствования механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей на различных уровнях экономического пространства.

18. Оценка последствий присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

19. Таможенная служба Российской Федерации как часть системы государственного управления внешнеторговой деятельностью.

20. Исследование роли таможенной системы в обеспечении финансовой безопасности государства.

21. Разработка экономико-статистической модели оценки перетока товаропотоков между таможенными органами региона деятельности РТУ.

22. Проблемы повышения конкурентоспособного российского бизнеса на мировом рынке в условиях членства России в ВТО.

23. Меры по адаптации российской экономики к условиям ВТО.

25. Таможенные проблемы формирования Евразийского экономического союза.

26. Исследование влияния Таможенного союза на изменение динамики объемов и структуры экспорта и импорта товаров России с сопредельными странами. Разработка экономико-статистических моделей анализа изменения товарных потоков экспорта и импорта.

27. Расчет статистической стоимости товара при вывозе или ввозе товара с/на территорию Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Статистического отдела ООН:

Расчет коэффициентов приведения таможенной или фактурной стоимости товара при вывозе товара с территории Российской Федерации к базе цен FOB - порт Российской Федерации с учетом условий поставки товара, географического пункта отправления и назначения, расходов на страхование, а также видов транспорта и тарифов по перевозке товара;

Расчет коэффициентов приведения таможенной или фактурной стоимости товара при ввозе товара на территорию Российской Федерации к базе цен CIF - порт Российской Федерации или CIP - пункт назначения на границе Российской Федерации с учетом условий поставки товара, географического пункта отправления и назначения, расходов на страхование, а также видов транспорта и тарифов по перевозке товара;

Корректировка этих коэффициентов с учетом изменения расходов на страхование и тарифов по перевозке товара.

28. Пути улучшения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по показателю Международная торговля.

29. Перспективы участия России в международной таможенной конкуренции после вступления в ВТО и включения в Азиатско-Тихоокеанские зоны свободной торговли.

30. Исследование интеграционных процессов в экономике и таможенном деле Азиатско-Тихоокеанского региона.

32. Исследование динамики объемов и цен экспорта и импорта товаров в Дальневосточном регионе России и Северо-Восточной Азии, разработка экономико-статистических моделей товарных потоков экспорта и импорта.

33. Формирование методологии управления качеством таможенного регулирования, способствующей созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику.

34. Исследование возможностей таможенного регулирования в продвижении российских транспортных услуг на мировые рынки.

35. Инновационные аспекты развития и взаимодействия таможенных органов Таможенного союза.

36. Изучение таможенной политики как инструмента «мягкой силы» государства.

37. Анализ мер, предпринимаемых иными государствами для защиты национальных производителей.

38. Анализ эффективности мер, предпринимаемых ФТС России по адаптации российской экономики после вступления в ВТО.

39. Оценка использования инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в поддержке развития предприятий-экспортеров.

40. Анализ системы стимулирования импорта товаров для технологической модернизации отраслей экономики.

41. Разработка системы комплексной защиты рыбоперерабатывающих предприятий с использованием инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

42. Разработка методики использования специальных инструментов для регулирования ввоза товаров аграрного сектора.

Введение 3

1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
агропромышленного комплекса России 9

    Организационно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 9

    Внешнеэкономические связи агропромышленного комплекса России

как объект таможенного регулирования 22

2. Исследование практики таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса 40

2.1. Анализ практики таможенно-тарифного регулирования экспорта

и импорта продукции агропромышленного комплекса России в период

с 1994 по 2004 гг 40

    Развитие нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса 53

    Анализ влияния таможенного регулирования на развитие агропромышленного комплекса России 66

    Исследование зарубежного опыта регулирования экспорта и импорта продукции агропромышленного комплекса 82

3. Совершенствование механизма таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности как фактор развития АПК России 98

    Направления развития таможенной политики как фактор обеспечения продовольственной безопасности России 107

    Предложения по применению таможенных режимов как основного инструмента таможенного регулирования при ввозе продукции АПК в РФ.... 123

Заключение 134

Список использованных источников 136

Приложения 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью агропромышленного комплекса (АПК) как важнейшего сектора национальной экономики России, функционирование которого связано с большинством отраслей экономики. Динамичное развитие АПК, в особенности сельского хозяйства, является решающим условием экономического роста, а также обеспечения продовольственной безопасности России.

Проведение экономических реформ в России сопровождалось значительным снижением производства в большинстве отраслей АПК, причем сельское хозяйство оказалось самой уязвимой его отраслью. Это явилось следствием влияния ряда факторов, в частности роста цен на промышленную продукцию и материальные ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, сохранения или незначительного повышения цен на производимую сельскохозяйственную продукцию, снижения объёмов потребления продовольствия населением. Помимо этого значительная доля импорта продовольствия в общем объеме потребления, а также недостаточная конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаров на внутреннем рынке, стали факторами, сдерживающими развитие отечественного производства. В связи с этим весьма актуальным является усиление регулирующей роли государства, расширение системы поддержки и защиты отраслей АПК с использованием мер таможенного регулирования.

В настоящее время от эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования во многом зависит создание благоприятных условий для развития агропромышленного производства, поддержания конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения продовольственной безопасности России.

Более того, для России, взявшей курс на присоединение к Всемирной торговой организации, объективно необходимо не только совершенствование действующих, но и поиск новых, более эффективных мер, способных обеспечить защиту отечественного производства и после присоединения к данной организации.

Степень разработанности темы. Как показало проведенное исследование, проблемам совершенствования методологии и практики таможенного регулирования в последнее время уделяется большое внимание. Также достаточно подробно исследованы отдельные аспекты развития аграрного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны, привлечения инвестиций в АПК. Однако комплексные вопросы развития АПК России с позиции совершенствования таможенного регулирования в настоящее время не разработаны.

Целью работы является совершенствование таможенного регулирования ввоза продукции АПК на основе исследования механизма таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК Российской Федерации. Для достижения этой цели в диссертации решена основная задача - разработка методических рекомендаций по совершенствованию таможенного регулирования ввоза продукции АПК в Россию.

Решение поставленной задачи потребовало выполнения следующих этапов исследования:

анализ современного состояния внешнеэкономических связей АПК России и выявление тенденций его развития;

исследование механизма таможенного регулирования внешнеэкономических связей АПК России;

анализ российской практики таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли продукцией АПК;

исследование зарубежного опыта регулирования экспорта и импорта продукции АПК для определения возможности его применения в России;

оценка обоснованности принимаемых мер таможенного регулирования в

сфере АПК;

Обоснование необходимости совершенствования таможенного регулиро
вания внешней торговли в Российской Федерации как фактора развития АПК;

разработка предложений по развитию таможенной политики и механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере АПК России;

Методическая схема, по которой проводилось исследование, представлена нарис. 1.

Объектом исследования является механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования выступают методологические и организационные основы таможенного регулирования ввоза продукции АПК.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные разработки отечественных ученых-экономистов в области таможенного регулирования: СВ. Барамзина, В.Е. Новикова, В.В. Наумова, Н.М. Блинова, В.Ю. Преснякова, В.А. Орешкина, И.И. Дюмулена, М.В. Кокорева, О.Б. Сокольниковой, Л.А. Лозбенко, А.В. Данильцева, А.Е. Овчинниковой, Е.В. Зоновой. Вопросы развития АПК исследованы в трудах следующих ученых: И.Г. Ушачёва, А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, М.И. Козыря, В.И. Назаренко, А.Н. Незадо-рова, В.П. Коровкина, О. Строковой, А.Г. Папцова, Е.В. Серовой и других.

Информационную базу диссертации составили законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые документы ФТС России, Минэкономразвития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, ФТС России, научные разработки ученых Российской таможенной академии. В работе использованы материалы совещаний по проблемам развития АПК.

Анализ состояния внешнеэкономической деятельности в сфере АПК России

Исследование направлений таможенной политики и мер таможенного регулирования ВЭД в сфере АПК

Исследование мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и их влияния на развитие агропромышленного производства

Анализ практики применения мер таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта продукции АПК

Анализ практики применения
нетарифных мер регулирования
внешнеэкономической деятель-
ности в сфере АПК

Анализ зарубежного опыта регулирования экспорта и импорта продукции АПК

Разработка предложений по совершенствованию таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере

АПК России

Разработка предложений по совершенствованию правовых основ обеспечения продовольственной безопасности России

Совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования ВЭД в сфере АПК РФ

Определение основных принципов таможенной политики в сфере АПК России

Совершенствование таможенного регулирования ВЭД в сфере АПК России

Рис. 1. Методическая схема исследования

Научная новизна исследования заключается в развитии концептуальных положений и методологических основ таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

сформулированы и обоснованы концептуальные положения таможенной политики РФ в сфере АПК на основе анализа внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса;

разработаны предложения по внесению дополнений в законодательство о государственном регулировании продовольственных рынков в Российской Федерации, отражающие принципы таможенной политики в сфере АПК и способствующие повышению защиты отечественных товаропроизводителей;

разработаны предложения по применению тарифных квот при ввозе сельскохозяйственной продукции, базирующихся на научно обоснованной методике расчета ставок таможенных пошлин, применяемых внутри и вне квоты, и предполагающий инвестиционный принцип распределения квот, направленный на стимулирование восстановления и развития сельскохозяйственного производства;

разработаны практические рекомендации по применению таможенных режимов как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, которые способны оказать реальное стимулирующее воздействие на развитие отечественного сельскохозяйственного производства, а также повысить конкурентоспособность российских товаров.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализация её результатов позволит:

усилить влияние мер таможенного регулирования на развитие АПК;

повысить защиту, а также конкурентоспособность российских товаров;

оказывать реальную поддержку отечественным товаропроизводителям;

стимулировать развитие сельскохозяйственного производства в России.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством сельского хозяйства РФ и другими заинтересованными в данной проблема-

тике государственными органами и учреждениями Российской Федерации при формировании стратегии и тактики применения мер таможенного регулирования в сфере АПК России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях:

"Неделя науки" проходившей 22 - 24 апреля 2003 г. в г. Ростове-на-Дону на базе филиала Российской таможенной академии;

"Таможня-2004: сквозь призму экономики и права", проводившейся 15 апреля 2004 г. в Российской таможенной академии;

конференции, посвященной 10-летию кафедры таможенных платежей и валютного контроля РТА, состоявшейся 17 декабря 2004 г.

Сформулированные в работе предложения использованы при разработке правовых актов по применению мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере АПК.

Материалы диссертации по вопросам применения таможенных режимов используются в учебном процессе РТА при изучении дисциплины «Таможенные платежи», а также на курсах повышения квалификации должностных лиц таможенных органов РФ.