УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

__________ /________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_________ /_________________/

протокол № ____ от «__»___ 20__г.


Должностная инструкция директора

______________

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017 года; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Назначение и освобождение от должности директора школы осуществляется начальником управления образования.

1.3. Во время отпуска и временной нетрудоспособности директора школы его обязанности будут возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Исполнение обязанностей происходит в точном соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора или приказа муниципального управления образования (МУО), если первый нельзя издать по каким-либо объективным причинам.

1.4. Директор школы обязан иметь высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических должностях не меньше пяти лет, или высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет.

1.5. Директору школы необходимо пройти аттестацию на первую квалификационную категорию руководителя общеобразовательного учреждения. Директору школы запрещено совмещение должности с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри школы и за ее пределами.

1.6. Директор школы по оперативным вопросам, которые входят в компетенцию учредителя общеобразовательного учреждения, должен подчиняться непосредственно начальнику управления образования.

1.7. Директору школы обязаны подчиняться его заместители. Директор школы обладает правом в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения указание любому сотруднику школы и обучающемуся. Директор школы может произвести отмену распоряжения любого другого сотрудника школы.

1.8. В своей деятельности директору школы нужно руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации"; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе данной должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Директор школы должен неукоснительно соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

1.9. Директор школы должен знать:

    приоритетные направления развития образовательной системы России;

    законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    педагогику и психологию;

    достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

    ФГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

    основы физиологии и гигиены;

    теорию и методы управления образовательными системами;

    современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

    методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    основы экономики и социологии;

    способы организации финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения;

    гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности общеобразовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;

    основы менеджмента, управления персоналом;

    основы управления проектами;

    Правила внутреннего трудового распорядка школы;

    правила по охране труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

2. Функции

Основные направления деятельности директора школы:

2.1. Организация качественной учебно-воспитательной работы школы;

2.2. Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения;

2.3. Создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;

2.4. Обеспечение режима соблюдения прав и свобод учащихся и работников общеобразовательного учреждения;

2.5. Взаимодействие с другими организациями.

3. Должностные обязанности

Для директора школы определены следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществление общего руководства всеми направлениями деятельности школы в полном соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации;

3.2. Обеспечение системной учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельности школы;

3.3. Обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в школе;

3.4. Осуществление реализации антикоррупционного законодательства в школе;

3.5. Формирование контингента учащихся, обеспечение охраны их жизни и здоровья во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения прав и свобод детей и работников образовательного учреждения в соответствии с порядком установленным законодательством Российской Федерации;

3.6. Определение стратегии, цели и задач развития школы, принятие решений о программном планировании ее работы, участии школы в различных программах и проектах, обеспечение соблюдения требований, которые предъявляются к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, постоянное повышение качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

3.7. Организация процесса разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы основной ступени школы в соответствии с ФГОС, а также осуществление систематического контроля за ходом реализации данного проекта. Контроль соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ, использования результативных образовательных технологий, условий реализации образовательной программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля учебно-воспитательного процесса, оценка результатов ФГОС. Обеспечение объективности оценивания качества образования учащихся в школе.

3.8. Совместно с Советом школы и общественными организациями осуществление разработки, утверждения и реализации программ развития школы, образовательной программы учебного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка учреждения;

3.9. Создание условий для внедрения перспективных инноваций, формирование и реализация инициатив работников школы, которые направлены на улучшение качества учебно-воспитательного процесса и работы школы в целом, поддержание благоприятного морально-психологического климата в школьном коллективе;

3.10. Распоряжение в пределах своих полномочий бюджетными средствами, а также средствами, которые поступают из других источников, обеспечение рационального, результативного и эффективного их использования. Представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств.

3.11. Привлечение для осуществления деятельности, которая предусматривается Уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование, в случае необходимости, банковского кредита;

3.12. Формирование в пределах установленных средств фонда оплаты труда работников с разделением его на базовую и стимулирующую части;

3.13. Утверждение структуры и штатного расписания образовательного учреждения;

3.14. Решение кадровых, административных, финансовых, хозяйственных, научных, учебно-методических и иных вопросов, возникающих в процессе деятельности школы в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения;

3.15. Осуществление подбора, приема на работу в учреждение и расстановки кадров;

3.16. Определение должностных обязанностей работников, создание условий в учреждении для повышения их профессионального мастерства и непрерывного повышения квалификации сотрудников школы;

3.17. Обеспечение установления заработной платы сотрудникам школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к должностным окладам, ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам школы заработной платы в сроки, которые устанавливаются утвержденным коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, трудовыми договорами с работниками;

3.18. Принятие мер по обеспечению школы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечение формирования и роста профессионального мастерства резерва кадров с целью замещения вакантных должностей в школе;

3.19. Организация и координирование реализации мер по повышению мотивации сотрудников к качественному выполнению своих должностных обязанностей, в том числе путем их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укрепления дисциплины труда;

3.20. Создание условий, которые бы обеспечивали участие работников школы в управлении учебным учреждением; обеспечение выполнения коллективного договора, создание для Совета школы и первичной профсоюзной организации необходимых условий для их работы;

3.21. Принятие локальных нормативных актов образовательного учреждения, которые содержат нормы трудового права, в том числе по вопросам формирования системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников школы;

3.22. Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и иных сотрудников образовательного учреждения;

3.23. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями учащихся (лицами их заменяющими), другими гражданами;

3.24. Представление школы в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях (в том числе образовательных), иных организациях;

3.25. Содействие деятельности педагогических, психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, руководство деятельностью Педагогического совета школы; организация и совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса в школе.

3.26. Реализация обеспечения учета, сохранности и пополнения учебно-материальной базы учреждения, учета и хранения школьной документации; грамотная организация делопроизводства, ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности;

3.27. Утверждение расписания занятий учащихся, режима и графика работы, педагогической нагрузки сотрудников школы, тарификационных списков и графиков отпусков работников;

3.28. Обеспечение государственной регистрации школы, лицензирования образовательной деятельности учреждения, успешной государственной аттестации и аккредитации школы;

3.29. Направление своей деятельности на создание в школе необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, систематический контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся и работников школы;

3.30. Координация в школе деятельности общественных, детских и молодежных организаций и объединений;

3.31. Управление на правах оперативного управления имуществом школы, которое было получено от учредителя, а также имуществом, являющимся собственностью школы; распоряжение кредитами;

3.32. Принятие мер по обеспечению безопасности, обеспечению условий труда, которые соответствуют требованиям охраны труда; обеспечение соблюдения правил санитарно-гигиенического режима в школе, охраны труда и пожарной безопасности.

3.33. Организация работы по созданию и обеспечению условий образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными актами, иными документами по охране труда, Уставом школы; управление гражданской обороной школы;

3.34. Обеспечение безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций и оборудования, обязательное принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами охраны труда и техники безопасности; своевременная и систематическая организация осмотра и ремонта зданий и сооружений образовательного учреждения;

3.35. Назначение ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале, актовом зале, специализированных кабинетах и т.п., а также во всех подсобных помещениях школы;

3.36. Утверждение должностных обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности педагогического коллектива и инструкций по охране труда для всех работников и учащихся образовательного учреждения;

3.37. Принятие мер по внедрению предложений членов педагогического коллектива, которые направлены на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса в школе;

3.38. Вынесение на обсуждение Совета школы (педагогического, попечительского совета), производственного совещания или собрания трудового коллектива актуальных вопросов организации работы по охране труда;

3.39. Проведение отчета на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работников и учеников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;

3.40. Организация обеспечения работников школы специальной одеждой, и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также учащихся при проведении общественно полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ, лабораторных практикумов и т.п.;

3.41. Поощрение сотрудников образовательного учреждения за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, которые виновны в нарушении законодательства о труде, правил и норм охраны труда;

3.42. Проведение профилактической работы по предупреждению травматизма в школе и снижению заболеваемости работников и учащихся;

3.43. Оформление приема новых работников только при наличии положительного заключения медицинского учреждения; контроль своевременного проведения диспансеризации работников и учеников школы;

3.44. Организация в установленном порядке деятельности комиссии по приемке школы к новому учебному году, подписание актов испытаний и акта приемки образовательного учреждения;

3.45. Обеспечение выполнения директивной и нормативной документации по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;

3.46. Немедленное информирование о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящего руководителя органа управления образованием, родителей пострадавшего (пострадавших) или лиц их заменяющих. Принятие всех возможных мер для устранения причин, по которым произошел несчастный случай, обеспечение необходимых условий для проведения своевременного и объективного расследования несчастного случая согласно действующим положениям;

3.47. Заключение и организация совместно с профсоюзным комитетом школы выполнения ежегодных соглашений об охране труда, подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полгода;

3.48. Утверждение по согласованию с профсоюзным комитетом инструкций по охране труда для работников и учащихся; в установленном порядке организация пересмотра инструкций по охране труда;

3.49. Проведение вводного инструктажа по охране труда для вновь поступающих на работу лиц, инструктажа на рабочем месте для сотрудников образовательного учреждения; оформление проведения инструктажа в специальном журнале.

3.50. Планирование в установленном порядке периодического обучения сотрудников школы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах, которые организуются и проводятся органами управления образованием и охраной труда;

3.51. Принятие мер совместно с профсоюзным комитетом школы, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой и буфете образовательного учреждения;

3.52. Принятие мер совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работе в школе;

3.53. Обеспечение учебно-трудовой нагрузки работников и учеников с учетом их психофизических возможностей, организовывает оптимальные режимы труда и отдыха для сотрудников и учащихся;

3.54. Остановка образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья учащихся или сотрудников;

3.55. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проведение оплаты больничных листов нетрудоспособности и доплат работникам, которые осуществляют работу в неблагоприятных условиях труда;

3.56. Прохождение в обязательном порядке периодических бесплатных медицинских обследований;

3.57. Обеспечение соблюдения этических норм поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующих общественному положению педагога;

3.58. Несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса.

4. Права

Директор школы обладает правами в пределах своей компетенции:

4.1. Издания приказов и подачи обязательных распоряжений сотрудникам школы;

4.2. Поощрения и привлечения к дисциплинарной и иной ответственности сотрудников школы;

4.3. Привлечения к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, которые дезорганизуют учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.4. Заключения договоров, в том числе трудовых;

4.5. Открытием и закрытием в установленном порядке счетов в казначейских учреждениях, банках;

4.6. Присутствия на любых занятиях, которые проводятся с учащимися школы (без права делать замечания педагогу в течение занятий);

4.7. Внесения в необходимых случаях временных изменений в расписание занятий, отмены занятий, временного объединения групп и классов для проведения совместных уроков и занятий;

4.8. Делегирования свои полномочий, выдачи доверенности.

5. Ответственность

5.1. Директор школы несет ответственность за уровень квалификации сотрудников образовательного учреждения, реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебно-воспитательного процесса, за качество образования выпускников образовательного учреждения;

5.2. Директор школы несет ответственность за жизнь, здоровье, соблюдение прав и свобод школьников и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, своих должностных обязанностей, установленных данной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, директор школы будет нести дисциплинарную ответственность в порядке, который определен трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания возможно применение увольнения.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка директор общеобразовательного учреждения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не считается мерой дисциплинарной ответственности.

5.5. За нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса; нарушение или незаконное ограничение прав на образование; нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, инструкции по охране труда для директора школы директор образовательного учреждения может быть привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством РФ;

5.6. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор школы обязан нести материальную ответственность в порядке и в пределах, которые устанавливаются трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Директор школы осуществляет свою деятельность в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели;

6.2. Директор школы взаимодействует:

С Педагогическим советом школы;

С Советом школы;

С Родительским комитетом школы;

С Попечительским советом школы;

С органами местного самоуправления.

6.3. Директор школы самостоятельно занимается планированием своей работы на каждый учебный год и каждую учебную четверть;

6.4. Предоставляет в установленные сроки и в установленной форме отчетность учредителю и другим полномочным государственным и муниципальным органам;

6.5. Осуществляет получение от учредителя, государственных и муниципальных органов информации нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующей документацией;

6.6. Директор школы систематически проводит обмен сведениями и новой информацией со своими заместителями, педагогическими и иными работниками школы.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Тема: Социальное поведение и социальный контроль. Вопросы: 1. Социальное поведение. Сущность социального отклонения. 2. Типология девиантного поведения. 3. Понятие социального контроля. Виды, формы, функции социального контроля. 4. Основные элементы и методы социального контроля.

Понятие социального контроля. Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и психологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т. е. соответствующему нормам общества, поведению.

В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание и был тесно связан с процессами социализации личности. Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными ожиданиями, требованиями и вследствие этого «здоровый» социальный порядок.

Американский социолог С. Аск выделил в осуществлении социального контроля особую роль группового давления, которое понуждает индивида приспосабливаться к существующим коллективным мнениям, ценностям и нормам.

Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи от поколения к поколению.

Американский социолог Т. Парсонс понимал социальный контроль как механизм обеспечения в пределах данной системы согласованности всех ее функций с поведенческими ожиданиями людей, усвоения ценностей и норм общества его членами, создания системы авторитетной интерпретации нормативных обязательств, осуществляемой специально созданными в обществе институтами права, культуры, управления и т. п.

Социальный контроль способ регуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей, отношений между ними, их деятельности и т. п.) посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов по средствам нормативного регулирования. В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля: 1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества; 2) процессы, организующие социальный опыт индивидов; 3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.

Социальный контроль в процессе своего функционирования в определенной социальной системе (общество в целом, этническая или профессиональная группа, территориальная, политическая, религиозная общность и т. п.) представляет собой сложноорганизованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов.

Компоненты социального контроля Индивидуальное (групповое) действие, соотносящееся (или не соотносящееся) с действующими в группе (общности) ценностями и нормами; Реакция социального окружения на индивидуальное (групповое) действие в соответствии с существующей социальной шкалой оценок в культуре, морали, праве и т. п. ; Действующая в обществе (общности) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения; Система формализации и категоризация индивидуальных или групповых действий и соответствующих им оценок(одобряющих, порицающих, осуждающих) социальным окружением; Существующие в системе общественное (групповое) сознание и мнение; Система социальных санкций (предупреждающих, осуждающих, репрессивных и т. д.) по отношению к индивидам, допустившим то или иное отклонение от действующих социальных норм; Формирующаяся у личности в процессе социализации индивидуальная шкала оценок.

Социальный контроль групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных норм, наказания или исправления девиантов.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции: релятивную контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; охранительную социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности (человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй). Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению; стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Виды социального контроля неформальный процесс взаимного контроля участников какого -либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.), а так же самоконтроль личности формальный связан главным образом с созданными государством контрольными органами, а также с осуществлением функций cоциального контроля различными государственными организациями и учреждениями

Неформальный контроль осуществляют: общественное мнение, традиции, обычаи и др. ; Дж. Кросби выделил 4 типа неформального контроля: Социальные вознаграждения Наказание Убеждение Переоценка норм

Формальный контроль осуществляют официальные органы (уголовное право, милиция, суд, прокуратура и др.) Принципы формального контроля: предупреждение возможных отклонений от нормы; удержание людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания; применение санкций в случае нарушения действующих норм.

Основа социального контроля Совокупность норм и ценностей, которые навязываются индивиду или группе извне – со стороны общества в лице его полномочных представителей(гос. служащих) и обладают принудительной силой, а также система санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.

Классификация норм социальные нормы политические нормы технические нормы профессиональной этики нормы морали нормы экономического характера нормы семейных отношений нормы повседневного поведения

Основные виды социальных норм: Нормы права - это общеобязатель ные, формально -определенные правила поведения, которые установлены или санкционирован ы, а также охраняются государством. Нормы морали - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливост ии несправедливос ти, долге, чести, достоинстве. Нормы обычаев Нормы общественных организаций - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократног о повторения, исполняются в силу привычки. поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Социальные санкции разветвленная система реакций окружающих на поведение индивида или группы, преследующая своей целью надзор за выполнением норм.

Элементы социального контроля Нормы физические Наказание индивида за нарушение групповых норм Санкции Экономические Запугивание, штраф и др. Административные Освобождение от должности. Понижение на службе, арест и др.

Санкции формальные Повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание неформальные Одобрение, негодование Позитивные Общественное признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания Негативные Общественное отрицание, штраф, осуждение, изоляция

Специфические способы осуществления социального контроля: Ø предотвращение осуждаемых поступков, Ø удержание от них, Ø сдерживание (устрашение), Ø принятие санкций.

Методы социального контроля по Т. Парсонсу Изоляция Например, такой метод применятся в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам. Обособление Например, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. Реабилитация Например, во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации по которым осуществляется реабилитация девиантов, которые не являются преступниками.

Методы социального контроля (Т. Парсонс) 1) Изоляция – применяется с целью отлучения лица, нарушавшего социальную норму, от других индивидов, но не предусматривает процесса его реабилитации. Например, такой метод применятся в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам. 2) Обособление – предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, однако не полную его изоляцию от общества. Например, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. 3)Реабилитация – подготовка девианта к возращению в нормальную жизнь и исполнению своих обычных ролей в обществе. Например, во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации по которым осуществляется реабилитация девиантов, которые не являются преступниками.

Социальное поведение Совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. Нормативное Девиантное

Нормы – 1) (от лат. norma - угломер; перен. – мерка, правило, образец, предписание), исторически утвердившаяся форма регулирования отношений и личного поведения людей; 2) понятие означающее границы (меру трансформаций), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность).

это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как Девиация предосудительное и недопустимое. Девиантное поведение совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

Сущность социального отклонения. Биологическое объяснение: Ч. Ломброзо выделил 4 типа преступников Прирожденный преступник Душевнобольной преступник Преступник по страсти Случайный преступник

В. Шелдон выделил 3 типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками: Эктоморф Эндоморф Мезоморф

Психологическое объяснение (З. Фрейд) Сторонники подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой.

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Социологическое объяснение (Р. Мертон). 1. Конформизм (цель +, средства +) 2. Инновации (цель +, средства -) 3. Ритуализм (цель -, средства +) 4. Ретритизм (цель -, средства -) 5. Мятеж, бунт (цель -, средства -)

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по Р. Мертону) 1) Конформизм (полное принятие социальных целей общества и способов их достижения) 2) Инновационность (принятие социальных целей, но не способов их достижения (рекет, подделка денег, воровство, злоупотребления)) 3)Ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации и др.)) 4)Ретритизм (отрицание и того и другого (анархия, бродяжничество, наркомания)) 5)Мятеж, бунт (активное неприятие первого и второго (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм и др.))

Виды девиантного поведения Деструктивное поведение Асоциальное поведение Противоправное поведение вред только самой личности причиняющее вред личности и его семье, компании друзей, соседям и др. нарушение как моральных, так и правовых норм

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно разделить следующие основные виды девиантного поведения. 1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социальнонравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др. 2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.