С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Проведение СОУТ - это обязательное мероприятие в области охраны труда для любой организационной структуры. В этой статье можно найти ответы на вопросы относительно порядка и сроков проведения СОУТ, а также ее документального оформления.

Трудового процесса проводится раз в пять лет, то есть по окончании срока действия предыдущей аттестации. Однако не во всех случаях это так.

Если рабочее место организовано вновь, СОУТ должна проводиться в течение 6 месяцев

Перечень иных обстоятельств:

  1. Рабочее место организовано вновь. Тогда требуется провести эту работу не позднее шести месяцев, отсчет ведется со дня образования.
  2. Если рабочее место модернизировано, а именно привезено новое оборудование, произведена реконструкция или изменились условия труда, то через год нужно проводить переоценку места работы.

Все должно соблюдаться в соответствии с требованиями нормативной базы и выполнять в срок.

Если не обнаружены вредные факторы

При проведении спецоценки не во всех случаях эксперты выявляют наличие вредных производственных факторов. Например, при проведении замеров запыленности или загазованности все показатели установлены в норме. Получается, что все в допустимых пределах и сотрудник может работать спокойно без опасений за свою жизнь и здоровье.

Если не обнаружено вредных факторов, то рабочее место относится к 1 или 2 классу, а после декларируется. Первый класса опасности означает, что условия трудового процесса оптимальные, а второй - допустимые.

Получается, что смысла производить дальнейшие работы по спецоценке, нет. Декларация выдается совместно с картами аттестации и свидетельствует о том, что опасности на рабочих местах не существует.

Как классифицируются условия труда при выявлении вредности

Если при проведении СОУТ выявлены вредные факторы, а именно: превышение предельно-допускаемых концентраций или уровней. В этом случае устанавливают классы опасности 3 и 4.

При превышении ПДК вредных веществ рабочему месту присваивается 3 или 4 класс

Класс 3 означается, что условия труда вредные, и подразделяется на 4 класса, то есть 3.1; 3.2; 3,3; 3,4. Эти классы устанавливаются в зависимости от того, в какое количество раз показатели превышают допустимый уровень. Еще рассматривается фактор технологического процесса, а именно: имеется ли возможность выполнить соответствующие мероприятия, чтобы достичь оптимальных условий труда.

На основании этих показателей определяется процент доплат в соответствующих условиях.

4 класс устанавливается, если результаты проведенных анализов превышают допускаемые пределы и с такими показателями нельзя работать на данном месте, после чего место ликвидируется, если невозможно выполнить никаких мероприятий по улучшению условий труда.

Сроки проведения СОУТ, если рабочее место открыто вновь

В производственной практике нередко встречаются ситуации, когда не так давно проходила спецоценка условий труда, но, буквально через некоторое время рабочее место организовано вновь. Если СОУТ положено проводить для каждого места работы, то для вновь созданного это тоже необходимо.

По этому поводу законодательством определен срок проведения аттестации, и он составляет 6 месяцев с момента организации рабочего места. Получается, что у предприятия впереди целый год, чтобы провести эти работы.

Стоит отметить, что если не провести спецоценку своевременно, то к администрации предприятия могут быть применены санкции за нарушение правил ОТ.

В каких случаях проводится внеплановая СОУТ, смотрите в этом материале:

Если СОУТ выполняется до конца 2018г.

В этом году к спецоценке условий относиться необходимо особенно серьезно, ведь этот год последний для того, чтобы работы были проведены в полном объеме. На руководство предприятий возложены обязанности по проведению СОУТ, причем неважно, какое это производство (машиностроительное, строительство, курьеры или кладовщики).

В трудовом договоре должны быть обязательно прописаны условия труда и гражданин перед трудоустройством должен быть обязательно с ними ознакомлен. На основании требований законодательных актов СОУТ не нужно проводить, если граждане занимаются работой на дому.

Какие сроки устанавливаются на устранение нарушений

На основании проведенной спецоценки условий труда подготавливаются следующие документы:

  • карты спецоценки условий труда;
  • протокола замеров воздуха рабочей зоны, шума, освещенности, микроклимата;
  • протокол травмоопасности и обеспеченности СИЗ (СИЗОД);
  • мероприятия по улучшению условий труда.

Нарушения по результатам СОУТ должны быть устранены до следующей проверки

На выполнение пунктов мероприятия даются сроки, а именно:

  1. Если устранение нарушения не требует затрат ни материальных, ни физических, то его можно произвести немедленно по получению документа. Например, не наклеена этикетка с указателем напряжения у розетки. Это действительно выполняется быстро.
  2. Когда запланировано проведение мероприятия, требующего существенных вложений средств, то и сроки на устранение увеличиваются. К примеру, реконструкция системы вентиляции и кондиционирования. В данном случае эксперты предварительно советуются с администрацией организационной структуры о том, какие сроки установить.

Спецоценка проводится раз в пять лет и сотрудники, проводившие это мероприятие, проверяют, как выполнен предложенный ими план и как улучшено состояние рабочих мест. Но неправильно понимать, что на пятилетку можно растянуть исполнение запланированных мер, необходимо все выполнять своевременно.

Продолжительность действия документов и отчетов

Сколько действуют документы по спецоценке условий трудового процесса? Как правило, эта продолжительность составляет пять лет. Но имеются некоторые исключения:

  1. Если рабочее место модернизировано и приобретено новое оборудование, то результаты СОУТ не будут действительными.
  2. Когда рабочее место перенесено на иной объект, то существующие результаты СОУТ применять нельзя, а необходимо вновь заключать договор с экспертной организацией.

Администрация предприятия в течение пяти лет может свободно пользоваться данными проведенной работы экспертов.

Для чего нужны сведения по СОУТ

Карты по проведенной спецоценке применяются для следующих целей:

  • при установлении доплат за работу в особых условиях;
  • при определении, какая спецодежда и СИЗ положены;
  • как часто проводится медосвидетельствование и по каким факторам;
  • какие показатели вредности на рабочем месте существуют;
  • положено ли оформлять льготный стаж, а также существует ли дополнительный отпуск и сокращенная рабочая смена.

Вся информация используется в работе кадровиков, что обеспечивает удобство.

В какие сроки проводится СОУТ, узнайте в этом видеоматериале:

Форма для приема вопроса, напишите свой

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

26.12.2017 13:22:00

Специальная оценка условий труда - процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения СОУТ в организации. Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное - завершить ее до конца декабря 2018 года.

Специальная оценка условий труда - процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения СОУТ в организации. Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное - завершить ее до конца декабря 2018 года.

Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и так далее.

СОУТ: ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ И СРОКИ

Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести - даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ. Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы.

Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера. Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки. Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить: безопасность и охрану труда работников; информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и так далее.

Также из ст. 219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на: безопасность и охрану условий, в которых они трудятся; информирование об опасности/вредности этих условий. Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера. Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.

ИТОГИ СОУТ: ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕРКИ?

По итогам оценки вредные факторы могут быть не выявлены вообще. В этом случае рабочее место можно задекларировать в Трудовой инспекции. Раз условия работы на этом месте соответствуют нормам охраны труда, значит, проводить проверку этого места в дальнейшем не нужно. Если в дальнейшие 5 лет работодатель не будет реорганизовывать рабочее место, то внеплановая СОУТ ему не понадобится. Декларация будет автоматически продлена. Тогда срок действия СОУТ составляет 5 лет. Но закон не допускает прерывания в проверках. Поэтому по истечении пяти лет работодатель должен иметь уже результаты обязательно аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).

Если работодатель провел АРМ не позднее 1.01.2014, то ему разрешено не делать никаких проверок вплоть до истечения срока действия аттестации.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ СОУТ

У любого работодателя могут возникнуть причины для внеочередной оценки.

В таких случаях периодичность СОУТ сдвигается, и организация имеет право провести оценку труда в течение двух временных интервалов: полугода и года.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ СПЕЦОЦЕНКИ?

Когда процедура СОУТ завершена и отчет по ее итогам будет утвержден, работодателю необходимо в течение 3 рабочих дней поставить в известность проверяющую организацию в течение месяца (30 дней) ознакомить сотрудников с итогами СОУТ (они должны расписаться по прочтению), не позднее 30 дней разместить информацию об итогах СОУТ на интернет-сайте предприятия (при наличии).

В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВУЮТ МАТЕРИАЛЫ И ОТЧЕТЫ ПО СОУТ?

Срок подготовки отчетной документации определяется работодателем еще на стадии сбора проверочной комиссии. Срок хранения материалов по СОУТ в архивах составляет 45 лет, а при обнаружении опасных/вредных производственных факторов - 75 лет. Срок действия материалов по СОУТ - в течение всего периода установления класса опасности или в течение срока действия декларации о том, что условия труда соответствуют нормам охраны.

Источник публикации: 1sout.ru .

Все публикации

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя – это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить , а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее – РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

    В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее – ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;

    В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

    В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

    В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

1. Нарушение порядка проведения СОУТ:

a. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

b. Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1-4 статьи 9 426-ФЗ)

c. Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

d. Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

2. Нарушение сроков при проведении СОУТ:

a. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

b. Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)

c. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

d. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

3. Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.

Сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.