Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, функции и сущность организационной культуры предприятия. Краткая характеристика типа корпоративной культуры предприятия ОАО "Российские Железные Дороги". Разработка ряда мероприятий по ее совершенствованию, оценка их экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2014

    Понятие организационной культуры, ее основные элементы, принципы, методы формирования и поддержания. Разработка мер по совершенствованию организационной культуры в ООО "Иркутскэнергосбыт". Формирование кадрового резерва, состав и структура персонала.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2013

    Сущность и понятие организационной культуры. Основные типы организационных культур, этапы их формирования, порядок изменения. Разработка и внедрение комплексных мероприятий по формированию, совершенствованию и изменению организационной культуры.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Понятие и принципы формирования организационной культуры, ее роль и значение в деятельности современного предприятия, элементы, модели и типы, управление. Анализ эффективности организационной культуры исследуемой фирмы, рекомендации по ее повышению.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2014

    Понятие организационной культуры, ее элементы. Объективный и субъективный аспекты организационной культуры. Варианты взаимодействия менеджмента и организационной культуры. Анализ организационной культуры в ОАО "Коммунэнерго" и предложения по ее развитию.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2013

    Уровни и типологии организационной культуры, ее атрибуты. Диагностика предприятий по главным параметрам культуры. Анализ сложившейся организационной культуры в компании "Европейский Торговый Дом "Центральный", мероприятия по ее совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2012

    Критерии анализа и принципы организационной культуры. Сильные и слабые стороны действующей системы изменения культуры организации. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры и приведении ее в соответствии с целями и задачами организации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2009

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что организационную культуру следует понимать как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

В современных теоретических источниках выделяется целый ряд элементов организационной культуры, в числе которых миссия организации, ценности, цели, нормы, обычаи, ритуалы.

Миссия организации представляет набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. Миссия должна быть четко сформулирована с привлечением персонала и открыто представлена всем участникам организационной деятельности. Именно на ее основе вырабатываются цели и критерии эффективности принимаемых решений .

Организационные ценности определяют, что считается важным в данной организации, являются индикатором организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Формирование любой организации начинается с определения базовых ценностей. Среди ведущих индивидуальных ценностей выделяют уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность.

Цель – это желаемый результат, которого стремится добиться организация.

Нормы - это средства регуляции поведения индивидов и групп, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех; это требование, предписание, пожелание и ожидание отличности определенного поведения.

Обычай - устойчивая система норм поведения человека в различных сферах общественной жизни, прочно превратившаяся в привычку.

Ритуал – это система символических поведенческих актов. При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала.

Манера одеваться, стиль одежды является непременным атрибутом организационной культуры. Именно этому элементу организационной культуры уделяется большое внимание со стороны специалистов. Формальные правила поведения регламентируют отдельные действия сотрудника, иногда превращая их в полностью регламентированные процедуры.

Традиции - это определенные привычки сотрудников.

Легенды - это подтвержденные или неподтвержденные документально истории, которые описывают определенные ценности, "ценное" поведение и так далее.

Герои - это лица, которые работают или работали на предприятии и показали своим примером поведение, которое ярко выражено и обращено на укрепление основных ценностей компании .

Все перечисленные элементы организационной культуры стремятся к самовоспроизводству и сохраняют культуру как единое целое. Вместе с тем в ряде источников отмечается, что взаимосвязанность элементов необходимо рассматривать на различных уровнях, в зависимости от значимости и «глубины» анализируемых элементов. Так, Э. Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (см. рисунок 1.1)


Рисунок 1.1- Основные элементы организационной культуры

Каждый из этих уровней формируется, поддерживается, развивается. При этом применяются различные методы развития и совершенствования организационной культуры.

Для формирования элементов 1 уровня можно использовать следующие методы:

Административные – к ним можно отнести методы прямого, официального указания принципов, стандартов, норм и правил поведения в сочетании с административными санкциями со стороны руководства организации, основанные на отношениях власти и подчинения, например, устав, трудовой распорядок, организация дисциплинарных отношений, информирование. Административные методы отличаются точностью, определенностью, однозначностью и устойчивостью, что позволяет быстро адаптироваться к ним сотрудников, ориентироваться и апеллировать к ним в случае возникновения спорных ситуаций. Административные методы согласуются со стратегией развития организации и кадровой политикой, являются очень эффективными в случае преобладания нормативной регуляции деятельности и применяются в комплексе с системой стимулирования. Критерии отбора кадров, развития и обучения персонала, формирование миссии и стратегии, структура организации, распределение функций и обязанностей можно отнести к административным методам формирования корпоративной культуры.Психологические методы – связанные с использованием групповых процессов для воздействия на личность, входящую в трудовой коллектив, и отдельных, особенно авторитетных работников (групповое давление, влияние), а также психологических способов воздействия на личность и особенностей восприятия и усвоения нужных образцов поведения (заражение, подражание, научение).Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которое предполагается закрепить и развить у подчинённых. Психологическое воздействие возможно не только с помощью создания психологического давления или заражения. Ознакомление и демонстрация эффективности культурных образцов при «обмене опытом», где можно реально увидеть к чему ведет развитие культуры в определенном направлении, формирует убежденность и снимает ограничения, которые накладывает «своя» организационная культура.Символические методы развития организационной культуры связаны с материальным воплощением основных идей и ценностей в виде символов, лозунгов, логических и смысловых ассоциаций, поведенческих культурных форм, пространственного расположения и т.п.Символические методы направлены на продуцирование и использование культурных форм, назначение которых – зафиксировать и передать культурный опыт эффективного взаимодействия другим поколениям сотрудников. Данные методы отличаются большой эмоциональной насыщенностью, которая привлекает сотрудников к их использованию, высокой скоростью воздействия, концентрируя в себе смысловые и технологические идеи.Именно символические методы позволяют отделить одну общность от другой, придают ей неповторимый колорит. В силу своей эмоциональности человек более охотно поддается воздействию символических методов.Символические методы хороши тем, что в зависимости от того направления, в котором меняется организационная культура, символам может придаваться различный смысл, без изменения его внешнего вида, что создает ощущение преемственности и стабильности.Для дальнейшего развития и совершенствования наиболее простых, видимых элементов организационной культуры также можно использовать следующие методы. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчинёнными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчинённым по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчинённым, например, определённое отношение к клиентам или умение слушать других .

Комитеты по этике. Одни организации создают постоян­ные комитеты по этике для оценки повседневной прак­тики с точки зрения этики, почти все члены таких коми­тетов - руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполне­ние функции "социальной совести" организации.

"Карты этики" - набор этических правил и рекоменда­ций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам .

Для формирования и совершенствования элементов 2 уровня можно использовать следующие методы. Экономические методы связанны со свободно-договорными товарно-денежными отношениями на взаимовыгодной основе, отражают стремление сотрудников к достижению основной цели участия в деятельности организации. Экономические методы используются для воздействия на витальные потребности сотрудников, снижая значимость материальных стимулов они способствуют выдвижению на первый план потребностей социального, духовного, творческого уровней. Экономическая стабильность предприятия, участие в собственности, в прибыли и/или в процессе принятия решений, премирование, льготы демонстрируют эффективность принципов, ценностей, норм поведения, пропагандируемых руководством. К экономическим методам можно отнести метод критериев определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определённым образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом.В этом же направлении работает система статусных позиций в организации.Так распределение привилегий указывает на роли и поведение, более ценимые организацией.Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.Методы, применяемые для формирования инновационной организационной культуры, должны использоваться в комплексе, воздействуя сразу на все стороны жизнедеятельности организации. Некоторые из них потребуют достаточно больших затрат, например, премирование определенных форм поведения, разработка психологических тренингов или приглашение специалистов, обучение, разработка мероприятий по воздействию на сотрудников, однако часть из этих методов требуют единовременных больших затрат .

Разновидностью вышеназванного метода является метод обучения этичному поведению. Еще один подход, исполь­зуемый организациями для повышения показателей этич­ности поведения, - обучение этичному поведению ру­ководителей и рядовых сотрудников. При этом работники знакомятся с этикой бизнеса, что повышает их воспри­имчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в кур­сы обучения управления персоналом и государственному управлению является еще одной формой обучения этич­ному поведению, благодаря чему обучающиеся начина­ют лучше понимать эти проблемы .

В основе психологического портрета руководителя лежат три важные переменные: личность, стиль руководства и авторитет.

Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу, следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно "разложить" на три класса составляющих (Рис. 1):

руководитель стиль личность способность

Рис. 1 - Личность руководителя по М. Шоу

К биографическим характеристикам личности руководителя можно отнести его возраст, пол, социально-экономический статус и образование.

Следуя выбранному нами пути, рассмотрим следующий компонент личности руководителя - способности. М. Шоу разделяет способности на общие (интеллект) и специфические (специальные умения, знания, компетентность, информированность).

Третья составляющая - черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность руководства):

Самоконтроль. Если человек может контролировать себя, то он без труда сможет осуществлять контроль за деятельностью других людей. Умные исполнители будут брать пример с такого лидера.

Справедливость. Исполнители будут искренне уважать, и ценить только честного и справедливого лидера.

Грамотность постановки задач и уверенность в правильности принимаемых решений. Для того, чтобы успешно руководить людьми, вы должны обладать способностью принимать твердые решения.

Определенность планов. Необходимо грамотно, четко и последовательно планировать свою работу и обязательно во время осуществлять свои планы.

Привычка делать больше, чем обязан. Настоящий руководитель должен приучить себя делать больше, чем требует со своих исполнителей.

Личная привлекательность, обаятельность, открытость. Хорошим лидером не может стать мрачный, угрюмый и замкнутый человек. Чтобы руководителя уважали, он должен быть позитивной и открытой личностью, располагающей к себе.

Понимание проблем своих подчиненных и искреннее, человеческое к ним отношение.

Стремление к сотрудничеству. Без сотрудничества нет взаимопонимания, нет энергии и силы, а значит - нет лидерства.

Доминантность или способность влиять на людей, несомненно, важное качество руководителя, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. По определению, руководить означает быть способным влиять на подчиненных и стимулировать их работать на достижение единой цели.

Уверенность в себе. Уверенному в себе руководителю можно доверять, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а в наше время это совсем немало.

Стрессоустойчивость. Хорошие руководители должны справляться с неудачами и стрессами. В целом они должны уметь приспосабливаться и быть достаточно психологически зрелыми, чтобы справиться с любой возникающей перед ними проблемой.

Энергичность - это качество, без которого достаточно сложно представить себе современного успешного руководителя. Ему важно схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом.

Добросовестность. У лидеров обычно очень развито чувство долга и повышенная требовательность к окружающим. Обычно их критерии совершенства очень высоки, поэтому они ощущают внутреннюю потребность делать все наилучшим образом. Они любят порядок и приучают себя к самодисциплине.

Интуиция. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, в сочетании с информационной перегрузкой не дают возможности "знать" решительно все. Другими словами, одной только рассудительности и логики может оказаться недостаточно, чтобы найти выход из ситуации. Нынче все большее число лидеров прибегают к интуиции и полагаются на нее при принятии решений.

Продолжая рассматривать психологический портрет эффективного руководителя, перейдём ко второй переменной - стилю руководства.

Стиль руководства - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Другими словами, стиль руководства - это система постоянно применяемых методов руководства.

Таблица 1 - Стили руководства

Стиль руководстваОписаниеПлюсыМинусыАвторитарныйВся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных- Не требует особых материальных затрат: позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.- подавляет инициативу; - требует громоздкой системы контроля за работой персонала; - повышает степень бюрократизма.ДемократическийДелегирование руководителем части своих полномочий подчинённым и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.- стимулирует творческую деятельность; - снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно; - повышает мотивацию труда; - улучшает психологический климат и удовлетворённость от выполненной работы.- не осуществляется жесткого централизованного контроля; - ответственность за выполнение может долго перекладываться; - затягивается процесс принятия решений и их выполнения.ЛиберальныйРуководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность.- возможность индивидуального и коллективного творчества подчинённых.- неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. - подчинённым предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

Важно отметить, что "в чистом виде" описанные стили руководства встречаются очень редко. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

По исследованиям Ю.П. Степкина, следует говорить о трёх формах авторитета руководителя: моральном, функциональном и формальном.

Формальный (служебный, должностной) авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Такой авторитет в чистом виде способен обеспечить не более 65 % влияния руководителя на своих подчинённых.

Основаниями морального авторитета служат мировоззренческие и нравственные качества личности. Ядро функционального авторитета составляют компетентность руководителя, его разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности. Психологический авторитет руководителя, к которому относятся моральный и функциональный аспекты авторитета, является не только условием эффективности руководителя, но и результатом его личностных, стилевых и других жизненных проявлений в руководимом им коллективе.

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что три важные переменные положены в основу психологического портрета руководителя: личность, стиль руководства, авторитет. Каждая из этих переменных, имея свои особенности, в значительной степени влияет на эффективность руководителя.

Идеальных лидеров не бывает. Именно так многие эксперты начали с нами разговор о качествах руководителя. Каждый из них тем не менее назвал несколько признаков начальника-мечты. В итоге собрал список из 11 параметров, которые, будь они у одной единственной личности, и составили бы совершенный образ.

1. Креативность

Идеальный руководитель - это в первую очередь человек, который умеет действовать нестандартно, решая ситуацию любого уровня сложности. "Если мы видим, что человек решал сложные управленческие задачи, он самостоятельно принимал решения, внедрял технологии, и может подтвердить результаты своей работы рекомендациями или цифрами, то, наверное, это человек, которому можно довериться", - комментирует Елизавета Ефремова , автор книги "От эксперта к руководителю", преподаватель Русской школы управления.

2. Компетентность

"Компетентность - неотъемлемая составляющая авторитета начальства, а также гарантия качества выполненных работ", - говорит Ирина Герасименко , официальный представитель проекта promokodabra.ru. Руководитель должен знать все внутренние механизмы, чтобы успешно организовывать деятельность команды, а это возможно только при наличии обширных знаний и опыта.

Компетентность личность как руководителя включает в себя умение разбираться в людях. Именно это позволит начальнику понять, кого из персонала нужно всегда контролировать, а кому предоставить свободу:

Слово Ольге Киселевой , руководителю практики Microsoft Dynamics компании Awara IT Solutions:

"Практически сразу же после первых минут знакомства вы можете понять, соответствует ли уровень профессиональных компетенций будущего руководителя вашим целям и ожиданиям. Например, одним сотрудникам важно, чтобы руководитель мог постоянно направлять и обучать их, другим же нужна максимальная свобода действий и возможность проявить себя".


3. Дружелюбие

"Очень важное качество, так как всегда нужно оставаться человеком, несмотря на позицию руководителя. За регалиями многие забывают свою сущность и садятся на "трон" или включают панибратство. Уважение к сотрудникам помогает команде добиваться небывалых высот и побед в работе", - отмечает Евгений Жигалов , генеральный директор, учредитель Консалтингового центра "ЕЖ".

Хороший руководитель не ставим преград между собой и коллективом, и к нему есть возможность обратиться за помощью или советом.

Олег Федюкин , директор РА "Надёжное размещение":

"Я как директор и как старший товарищ всегда открыт для диалога. Ко мне не нужно записываться на прием или ждать когда я наконец-то освобожусь, ко мне можно просто подойти и поговорить. И так как коллектив у нас небольшой, я лично заинтересован в успехе каждого своего коллеги".


4. Уверенность в себе

"Высокоэффективные руководители - управленцы, обладающие оптимальным для своей должности и профессиональной сферы набором личных качеств", - так считает Эмелиана Светлова , бизнес-тренер, консультант по эффективному руководству, бизнес-коммуникациям и психологии трудовых отношений. - И в первую очередь, одно из таких качеств - уверенность в себе и в своих силах".



5. Харизматичность

"Если провести несложный опрос, то все называют такие качества, как профессионализм и харизма. Это прямо обязательно среди прочего ", - отмечает Евгения Дворская , основатель и генеральный директор JungleJobs.ru. Харизма - качество, которое невозможно приобрести в течение жизни, харизма даётся от природы. Руководитель, обладающий личностной исключительностью, одарённостью на эмоциональном уровне, - настоящая редкость.


6. Желание развиваться

Комментирует Евгений Жигалов , генеральный директор, учредитель Консалтингового центра "ЕЖ": "Постоянное обучение и внедрение новых методов/инструментов в работе и жизни позволяет быть на голову выше конкурентов. Даже самый свежеполученный диплом не дает гарантий всегда оставаться высоковостребованным специалистом - многие инструменты перестают работать, технологии меняются практически каждый день". Руководителю первому необходимо развиваться, чтобы служить примером для своей команды.



7. Лидерские качества

Прирождённый руководитель - тот, кто увлекает людей за собой. Ольга Назарова , менеджер по маркетингу и PR, elSnab: "Прежде всего, хороший руководитель должен быть лидером, а не боссом. Т.е. быть прежде всего примером в профессиональном смысле".


8. Уравновешенность

Сдержанность и умение сохранять самообладание в любой ситуации - плод долгой работы над собой. Далеко не все идеальны в этом отношении. "Спокойствие и выдержка помогают избежать принятия необдуманных решений и находить выход из трудных ситуаций без приступов гнева или паники. Руководитель ни в коем случае не должен изливать свой гнев на подчиненных в стрессовых ситуациях", - говорит Ирина Герасименко , официальный представитель проекта promokodabra.ru.



Подобные документы

    Подходы к изучению личности руководителя, основные принципы составления его психологического портрета согласно теориям менеджмента. Характеристика ряда качеств, которые требуются для его профессионального успеха. Классификация стилей руководства.

    презентация , добавлен 26.07.2015

    Система деловых качеств руководителя, необходимых для успешного руководства. Этические нормы поведения руководителя, потенциальные ограничения в эффективной деятельности. Умение формирование коллектива, качества лидера. Методы оценки качеств руководителя.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Способность руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Психологические типы личности руководителя. Мотивы деятельности руководителя и формирование стиля руководства, его компоненты.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Анализ совокупности личностно-психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата. Методы оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на управление коллективом.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Психологические закономерности управленческой деятельности, требования, предъявляемые к личности руководителя. Влияние личностных качеств руководителя на успешность его деятельности. Стили управления коллективом и способы развития управленческих качеств.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Личность современного руководителя. Факторы, влияющие на формирование имиджа. Соотношение экстраверсии и интроверсии в личности. Понятия этики и этикета. Организация работы над созданием имиджа руководителя. Проблема становления руководителя как личности.

    реферат , добавлен 20.02.2012

    Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя, социальные характеристики. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными. Стили управления коллективом.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2009

    Личностные качества руководителя. Что нужно уметь, чтобы стать лидером в управлении. Особенности российского лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива. Создание в коллективе рабочей обстановки. Нормы этикета в деятельности руководителя.