— это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в своей работе лишь часть общей системы. Между тем структура туризма определяет место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях. Это своего рода каркас, на котором строятся их отношения.

В более широком смысле под структурой управления туризмом понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. По существу, речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли.

Управлять туристской структурой — значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации1. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирамидальная структура управления организацией показана на рис. 2.12.

Рис. 2.12. Уровни управления организацией

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления. Форма пирамиды указывает на то, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.


Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над работниками (не руководителями), — чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне он занимает около 10%, на среднем — 50 и на низшем — около 70% общего времени менеджеров (рис.2.13).

Рис. 2.13. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления

Такое распределение общего времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис.2.14). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный — на принятие решений по специальности. Как видно из рис.2.14, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту, соответственно, возрастает.

Рис. 2.14. Распределение рабочего времени по менеджменту и специальности

Приведенная классификация уровней имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

Как уже было отмечено ранее, элементами организационной структуры предприятия являются работники, службы и другие звенья управленческого аппарата, отношения между которыми поддерживаются благодаря связям, имеющим горизонтальную либо вертикальную направленность.

Уровни управления.

Менеджер - ϶ᴛᴏ человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделœенный полномочиями принимать решения по определœенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условия.

Термин ʼʼменеджерʼʼ может употребляться применительно:

К администратору любого уровня управления

К руководителю предприятия в целом или его подразделœению

К организатору конкретного вида работы

К руководителю по отношению к подчинœенному

К менеджеру предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нём должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста͵ обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях рыночной экономики наибольший взгляд должен быть направлен на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются в основном организаторские качества.

1. Адаптационная мобильность: склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; стремление учить других; желание качественных изменений в организации; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание и предприимчивость.

2. Контактность: общительность; интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений; способность располагать к себе людей и видеть себя со стороны, выслушивать; способность понимать и убеждать людей; уметь взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

3. Стрессоустойчивость: интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

4. Доминантность: властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерство в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение; завышенный уровень притязаний, смелость, волевой характер.

В управлении менеджер должен быть наиболее важным, чем ученый. Менеджер должен быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусством в силу своих личных качеств, таланта͵ опыта͵ навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике.

Уровень управления - ϶ᴛᴏ вертикальное разделœение труда.

В любой организации вся управленческая работа строго разделœена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителœей во главе отдельных подразделœений, а по вертикали – вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителœей до такого уровня, пока не будет взаимодействия с рабочими. Количество уровней управления должна быть различным. Множество уровней ещё не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объёмами управленческой работы.

Независимо от количества уровней управления, всœех руководителœей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации.

3 уровень: руководители низового звена.

2 уровень: руководители среднего звена.

1 уровень: руководители высшего звена.

По Парсансу: низовой уровень – технический уровень; средний уровеньуправленческий уровень; высший уровень – институциональный уровень.

Руководители низового звена - ϶ᴛᴏ управленческий уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Данные руководители обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов. К ним относятся мастер смены, старший мастер, начальник бригады.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителœей низового звена. Перед этими руководителями лежит большая ответственность по переводу стратегических целœей и задач высшего руководства на уровень производственного процесса, они отрабатывают и анализируют информацию о поэтапном достижении миссии предприятия. Примеры: начальник смены, главный инженер, начальник цеха, отдела, директор филиала и так далее.

Руководители высшего звена принимают ответственное решение на предприятии, утверждают миссию и стратегии предприятия, являются обликом любой организационной структуры. От их управленческих навыков зависит эффективная связь внешней среды с предприятием. Примеры: директор предприятия, генеральный директор, президент, вице-президент, ректор, проректор.
Размещено на реф.рф
В течение рабочего времени 70% уходит на запланированные заседания, 12% на работу с бумагами и документами, 6% на телœефонные разговоры, 3% на поездки осмотра встречи, 9% на незапланированные встречи.

Уровни управления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Уровни управления." 2017, 2018.

  • - Уровни управления.

  • - Уровни управления в организации

    Уровень управления – часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от 1 – 2 в малых фирмах до 8 – 9 в крупных объединениях и... .


  • - Уровни управления

    Как уже говорилось в разделе «Внутренние переменные организации», в менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Однако, мы возвращаемся к рассмотрению принципов разделения труда из-за того, что оно связано с таким важным понятием как... .


  • - Уровни управления организацией.

    Туризм - это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в... .

    Уровни управления - это проявление разделения труда в орга­низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото­рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи­санные ему... .


  • - Уровни управления и системы контроля

    Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля. Первый - функциональный уровень. На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией.... .


  • - Уровни управления

    Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в... .


  • Президент

    президент

    президент

    президент

    по марке-

    по финан-

    Управленчес-

    Менеджер

    Менеджер

    Менеджер

    1-ãî участка

    кий уровень

    Технический

    Уровень управления - часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с

    вышеили нижестоящими звеньями.

    Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от одного-двух в малых фирмах до восьми-девяти в крупных объединениях и корпорациях.

    Â мировой практике определены три основных уровня управления

    â организациях: низший, средний и высший.

    Низший уровень управления

    К этому уровню относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использо-

    вание выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют

    бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35–45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядо-

    вые работники и исполнители.

    Средний уровень управления

    К этому уровню относятся 50–60 % общей численности управлен-

    ческого персонала организации, а именно:

    менеджеры, ответственные за производственный процесс в

    подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);

    менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;

    менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.

    Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.

    Высший уровень управления

    Это высшее руководство организации: президент и вице-прези- денты (директор и его заместители).

    Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.

    Руководители среднего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды.

    Ê высшему звену относятся 3–7 % управленческого персонала.

    1.5 Виды менеджмента

    Видыменеджмента

    Стратегический

    Маркетинговый

    Производственный

    Финансовый

    Кадровый

    Инновационный

    управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

    управление запасами на складах, включающее в себя управле-

    ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной

    продукции;

    контроль качества.

    Финансовыйменеджмент состоит в управлении процессом дви-

    жения финансовых средств в организации; включает в себя:

    составление бюджета и финансового плана;

    формирование денежных ресурсов;

    распределение денег между структурами, определяющими жиз-

    недеятельность организации;

    оценку финансового потенциала организации.

    Кадровыйменеджмент связан с использованием возможностей

    работников для достижения целей организации. Его элементы:

    подбор и расстановка кадров;

    обучение и развитие кадров;

    компенсация за выполненную работу;

    создание условий на рабочем месте;

    поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых

    Инновационныйменеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы; управляет такими действиями:

    развитием собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;

    проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями;

    оформлением заказов на проведение научных исследований

    или экспериментальных работ сторонней организацией;

    приобретением лицензий на право производства товаров или

    управлением новыми проектами, программами.

    Несмотря на то что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления (рис 2.14).

    Рисунок 2.14. Уровни управления организации

    Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

    Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство .

    Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

    Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рис. 2 15).

    Рисунок 2.15. Соотношение затрат времени по уровням и функциям управления

    Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается (расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров; на среднем - 50; на низшем - около 70 %) (рис. 2.16).

    Рисунок 2.16. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления


    Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис.2.17). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный - на принятие решений по специальности.

    Тест 1.

    А) Первичный; Г) Средний;

    Б) Высший; Д) Низший .

    В) Вторичный;

    Тест 2.

    Тест 3.

    А) внутриличностный;

    Б) межличностный;

    В) структурный;

    Г) между личностью и группой;

    Д) межгрупповой.

    Тест 4.

    Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

    Тест 5.

    Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

    А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

    Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

    В) Техника управления; Е) Стиль управления.

    Тест 6.

    Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

    А) Профессионально – В) Технологическое;

    квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

    Б) Функциональное;

    Тест 7.

    Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

    А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

    Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

    Тест 8.

    Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

    А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

    1. Высший; 1. Высший;

    2. Средний; 2. Средний;

    3. Низший. 3. Низший.

    Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

    1. Высший; 1. Высший ;

    2. Средний; 2. Средний;

    3. Низший. 3. Низший.

    Тест 9.

    Определите, к какому уровню управления относятся:

    заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.



    Тест 10.

    Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

    А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

    Б) (3,4,6) – руководитель среднего уровня;

    1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

    2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО « Московская кондитерская фабрика « Красный Октябрь».

    3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

    4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

    5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

    6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

    Тест 11.

    Выделите этапы контроля:

    А) Предварительный;

    Б) Установление стандартов и критериев;

    В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

    Г) Текущий;

    Д) Финансовый;

    Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

    Тест 12.

    Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

    А) Стиль работы; Г) Функции управления;

    Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

    В) Технология процесса управления;

    Тест 13.

    Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.



    Тест 14.

    Выберите правильные ответы:

    Линейный руководитель – это тот, кто:

    А) Контролирует деятельность всей организации;

    Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

    В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

    Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

    Тест 15.

    Выберите правильный ответ:

    Функциональный руководитель – это тот, кто:

    А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

    Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

    В) Осуществляет управление производством;

    Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

    Тест 16.

    Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

    А) (ФР) Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

    Б) (ФР) Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

    В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

    Г)(ЛР,ЛР,ФР) «Отец» науки управления – Фредерик Тейлор работал станочником, старшим рабочим, мастером (______), старшим мастером (______) на заводе Мидвейлской стальной компании в Филадельфии. В 1889 году Ф. Тейлор стал главным инженером завода (______).

    Тест 17.

    Тест 18.

    Тест 19.

    Тест 20.

    Тест 21.

    Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

    А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

    Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

    Тест 22.

    Тест 23.

    К информационным ролям менеджера относятся:

    А) Связующее звено; В) Распространитель информации ;

    Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

    Тест 24.

    Тест 25.

    Тест 26.

    Г) Руководителей всех трех уровней управления.

    Тест 27.

    К межличностным ролям относят таких, как:

    А) Руководитель; В) Лидер;

    Б) Предприниматель; Г) Представитель.

    Тест 28.

    Тест 29.

    Наибольшая?

    А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

    Тест 30.

    Тест 31.

    Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

    1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

    2. В команде один за всех и все за одного.

    3. Все члены команды – единомышленники.

    4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

    5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

    6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

    7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

    8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

    10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

    Тест 32.

    В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

    1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

    2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

    3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления - это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

    4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

    5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

    6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

    7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

    8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

    9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

    10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

    Тест 33.

    Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

    Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

    1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

    2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

    3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

    4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

    5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

    6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

    7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

    8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

    9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

    10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

    Тест 34.

    Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

    Н, 2-в, 3-в

    1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

    2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

    3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

    Тест 35.

    Тест 36.

    Тест 37.

    Что такое социометрия?

    А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

    Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

    В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

    Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

    Тест 38.

    Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

    А, В, Д, Г, Б,

    А) Физиологические потребности;

    Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

    В) Потребность в безопасности и защищенности;

    Г) Потребность в уважении;

    Д) Социальные потребности.

    Тест 39.

    Тест 40.

    Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

    А) Власти;

    Б) Успеху;

    В) Признанию.

    Тест 41.

    Тест 42.

    Тест 43.

    Тест 44.

    Первая стадия в создании продукта – это:

    А) Управленческий анализ;

    Б) Конструирование;

    В) Предварительная оценка и выбор идей;

    Г) Поиск идей.

    Тест 45.

    Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

    А) Связь с покупателем;

    Б) Четкая система снабжения;

    В) Поиск новых методов сервиса;

    Г) Все вышеперечисленное.

    Тест 46.

    Новым товаром на рынке считается товар:

    А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

    Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

    В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

    Г) Все перечисленное.

    Тест 47.

    Что является товаром?

    Б) Виды деятельности;

    В) Телевизоры;

    Г) Все вышеперечисленное.

    Тест 48.

    Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

    А Внедрение;

    Б) Зрелость;

    В) Рост;

    Тест 49.

    Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

    А) Внедрение;

    Б) Зрелость;

    В) Рост;

    Тест 50.

    Г) Все перечисленное.

    Тест 51.

    Тест 52

    В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

    А) Линейной;

    Б) Функциональной;

    В) Проектной;

    Г) Матричной.

    Тест 53.

    Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

    А) Прогнозирование;

    Б) Координация;

    В) Моделирование;

    Г) Программирование.

    Тест 54.

    Тест 55.

    Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

    А) Теория Д. МакКлелланда;

    Б) Теория справедливости;

    В) Теория А. Маслоу.

    Тест 56.

    Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

    А) Прогнозирование;

    Б) Моделирование;

    В) Программирование.

    Тест 57.

    Тест 58.

    Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

    А) Техника коммуникации;

    Б) Схожесть работ;

    В) Территориальная удаленность работ;

    Г) Степень четкости в постановке целей;

    Д) Сложность работ.

    Тест 59.

    Управления?

    А) Производство;

    Б) Маркетинг;

    В) Финансы;

    Г) Работа с кадрами;

    Д) Эккаунтинг;

    Ж) Внешняя среда .

    Тест 60.

    Метод SWOT позволяет выявить:

    А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

    Б) Угроз и возможностей;

    В) Конфликтных ситуаций.

    Тест 61.

    Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

    А) Отправитель;

    Б) Получатель;

    В) Кодирование;

    Г) Раскодирование.

    Тест 62.

    Тест 63.

    К теории мотивации?

    Б) Психологические ;

    В) Процессуальные.

    Тест 64.

    В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

    Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

    Операции Кто выполняет операции
    Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
    Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
    Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
    Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
    Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

    Тест 65.

    Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

    Категории управлен-ческих работников Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г
    операции операции операции операции
    И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А
    Р 10 40 50 - -
    С 40 60 - -
    ТИ - - 90 10 -

    И – Т – информационно – технические операции;

    А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

    О – А – организационно – административные операции.

    Тест 1.

    Какие уровни управления можно выделить в организации?

    А) Первичный; Г) Средний;

    Б) Высший; Д) Низший .

    В) Вторичный;

    Тест 2.

    Основные функции менеджмента, это:

    А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

    Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

    В) Планирование, организация, мотивация, координация.

    Тест 3.

    Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

    А) внутриличностный;

    Б) межличностный;

    В) структурный;

    Г) между личностью и группой;

    Д) межгрупповой.