Профессионализм: уровни и ступени. Стороны и критерии профессионализма.

Профессионализм – набор личностных характеристик человека, необходимых для эффективного выполнения нормативных требований профессии.

Уровни, этапы и ступени профессионализма.

Уровни профессионализма:

Допрофессионализм – выполнение элементов труд. деятельности без усвоения норм и правил профессии. – ориентировка в проф. сфере. – Этап первичного ознакомления с профессией.

Профессионализм – усвоение норм и правил профессии, последовательное овладение качествами профессионала. Этапы: а) адаптации человека к профессии –1-2 года, усвоение приемов и техник на уровне проф.навыков; б) самоактуализации человека в профессии – осознание реализации собственных способностей при выполнении проф. деятельности; в) свободное владение профессией в форме мастерства – гармонизация человека в профессии, владение проф. деятельностью на уровне методического обоснования.

1. Cуперпрофессионализм /высший профессионализм/ - выход человека «за пределы профессии, обогащение ее личным профессиональным вкладом.

2. Этапы:

а)свободное владение профессией в форме творчества;

б)овладение рядом смежных профессий – универсал – владение навыками перехода к различным сфурам проф. деятельности.;



в)творческое самопроектирование себя как личности – личностное развитие, самоактуализация в профессиональной деятельности.

5.Непрофессионализм /псевдопрофессионализм/- при внешне активной, социальной трудовой деятельности происходят деформации человека как профессионала. – выполнение труда по искаженным нормам на фоне деформации личности – узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.

6. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности – наставник, консультант, эксперт – щедро и ненавязчиво делящийся своим опытом. Этот уровень дает возможность обрести новые грани профессионализма или уйти от профессии.

Соотношение понятий профессионализация и социализация.

Карьера – успешное продвижение вперед в той или иной области - .

Различают широкое понимание карьеры – как этапы восхождения человека к профессионализму, результатом является достижение признанного професионального статуса.

Узкое понимание карьеры – продвижение по служебной лестнице, получение должности.

Основой карьеры являются общественно признанные шкалы профессий, статусов, рода занятий, за которыми стоят образцы профессиональных и социальных достижений.

Виды карьер:

Обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;

Стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы (49%)

Нестабильная карьера – повторяющиеся этапы проб и упрочения в профессии (22%)

Комбинированная карьера – короткие периоды стабильной профессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или переобучения (4%).

На карьеры влияют внешние и внутренние факторы. Пики творчества для физиков – 30-34 года, для математиков – 20-37 лет, для философов –35-44 года, для астрономов – 40- 44 года.

Питер выделил три вида карьеры – «возгонка вверх», «пас в сторону», «прополка» – когда некомпетентность одного человека угрожает всей организации.

Стороны и критерии профессионализма.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жизни человека необходимо преодоление технологических и технократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности («святости») в труде нет.

Поэтому в дальнейшем анализе будем выделять две стороны профессионализма :

1. состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.)

2. состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет)

Составляющие мотивационной и операциональной сфер профессионализма мы попытались показать на табл. 4.

Ключевым моментом в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма мы считаем духовное наполнение профессии:

– увлеченность менталитетом, смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

– мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

– стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание;

– гармоничное прохождение всех этапов профессионализации

– отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, кризисов;

– внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успех – неуспеха в себе самом и внутри профессии;

– оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

Ключевым моментом в операциональной сфере для высоких уровней профессионализма является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

– осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

– приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

– реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

– развитие человеком себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость;

– внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды;

– привлечение интереса общества к результатам своего труда, ибо общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать.

Состояние мотивационной и операциональной сферы профессионализма целесообразно представить также в виде групп критериев. Анализ литературы по профессиональной психологии показывает, что для описания профессионализма надо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.). Изложим эти группы критериев, иллюстрируя их примерами профессионализма учителя.

1. Объективные критерии : насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, что объективными критериями профессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи и др. Например, в труде учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.

Психологические показатели професиионализмаТабл 4.

Мотивационная сфера профессионализма– профессиональные ценности, идеалы, менталитеты; – понимание значимости профессии; – профессиональное мировоззрение; – владение этическими нормами в профессии, – профессиональные притязания; – профессиональное призвание, профессиональные намерения;– профессиональные мотивы (не только внешние – интерес к заработку, но и внутренние – стремление к самореализации), наличие реально действующих мотивов;– профессиональные цели; сильное целеполагание;– профессиональная интернальность как поиск в себе самом причин успеха – неуспеха;– профессиональные смыслы, смыслотворчество в профессии, определяющее профессиональную устойчивость,– позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, «вычерпывание» новых смыслов в профессии, изменение их иерархии, интеграция долговременных и кратковременных мотивов и целей в целостное самопрогнозирование); построение собственного сценария профессиональной жизни;– индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений;– позиция профессионала – признание себя как профессионала; стремление к профессиональному росту, мотивация к разным видам повышения квалификации;– готовность к гибкой переориентации в рамках профессии, вне ее;– профессиональные межличностные отношения и позиции, профессиональные ожидания;– удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии. Операциональная сфера профессионализма– профессиональные и психологические знания о труде;– профессиональное самосознание, образ профессионала;– профессиональные и психологические действия, способы, приемы, умения, навыки, техники, технологии;– профессиональная обученность, обучаемость, умелость;– профессиональные способности (общие и специальные); профпригодность;– профессиональное мышление; – результативность, эффективность труда; – психологическая цена результатов труда; – трудоспособность, работоспособность; – достижение статуса в профессии, категории, разряда; – приемы профессионального роста, наличие позитивной динамики в нем;– достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «много-вершинности» в профессиональном росте;– индивидуальный стиль профессиональной деятельности, общения в рамках профессии,– владение несколькими видами деятельности, общения в рамках профессии, свободный, легкий переход от одних к другим;– самокомпенсация субъектом труда одних недостаточно развитых или деформированных способностей, качеств другими,– способы профессиональной деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных ситуациях,– новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде.

2. Результативные критерии : достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде. Рассмотрим результативные критерии на примере труда учителя. В понимании результатов труда учителя существует сегодня большой разброс. Одни склонны считать результатом только знания учащихся, соответствие знаний стандартам образования, другие отмечают необходимость развития способностей учащихся, третьи считают результатом труда учителя адаптацию выпускника школы к последующей социальной жизни и др. Мы считаем главными приоритетными результатами труда учителя позитивные качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся, которые возникают в процессе воздействия на них учащихся; учителю надо знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный уровень (обученность, образованность, развитость, воспитанность), потенциальный уровень, зону ближайшего развития (обучаемость, воспитуемость и др.), а также зону саморазвития, ученика (самообучаемость, само-развиваемость, самовоспитуемость), что и составляет палитру разнообразных способностей учащихся.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда – как работал учитель, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и до.), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени учащихся и учителя и т.д. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

3. Нормативные критерии : усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Например, для учителя, как и всякого специалиста важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно разработанными в науке и опробированными в практике методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя, как и в других профессиях, есть и определенные нормы общения (как принято общаться), нормы развития личности. Воспроизведение на хорошем уровне этих образцов труда составляет мастерство учителя.

Индивидуально-вариативные критерии : стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в учителе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Учителя с авторскими программами украшают школу, привлекают в нее учащихся и родителей. Учительская индивидуальность, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны под углом зрения психического развития школьников. Таким образом, сочетание в труде учителя умения овладеть нормами в педагогическом труде и в то же время внести в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

4. Критерии наличного уровня : достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма. Так, в труде учителя важно определить уже сложившийся уровень профессионально необходимых качеств, умений, знаний. Учитель, как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень профессионального развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с учениками, это те личностные ресурсы, которые он для этого применяет – знания, умения, качества личности. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.

Прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития. Так, учитель обычно имеет, хотя и не всегда осознает свои потенциальные возможности. Зоны ближайшего профессионального развития и саморазвития-– это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у данного учителя, проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих. Помочь учителю увидеть зону своего ближайшего профессионального развития – важная задача психологической профессиональной диагностики и профессиональной аттестации, ибо при этом сама аттестация приобретает развивающий, стимулирующий характер.

5. Критерии профессиональной обучаемости : готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Например, учитель может быть открыт для профессионального обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии, иногда даже излишне податлив, внушаем опытом более опытных коллег. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.

Критерии творческие стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для учителя например, важно иметь творческую направленности и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в классе и в школе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

6. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Например, учителю сегодня важно убедить общество (органы образования, семью и тд.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы, важно также не стремиться обвинять общество в просчетах школы, а искать внутренние резервы в самой профессии, размышляя над тем, что можно сделать в школе уже сегодня, например, без дополнительных финансовых влияний, при той же наполняемости класса и др.

Критерии профессиональной приверженности : умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество. Так, учителю также важно иметь профессиональный патриотизм и преданность. К сожалению, это порой сопровождается замкнутостью, корпоративностью, противопоставлением учительской профессии другим, внешним профессиональным локусом контроля, когда недостатки школы связываются только с негативными общественными явлениями.

7. Критерии качественные и количественные : для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности, мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать. Учителю важно не бояться участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.

– успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами (объективные критерии);

– личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен (субъективные критерии);

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся (результативные критерии);

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии (процессуальные критерии);

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней (нормативные критерии);

– и вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии (индивидуально-вариативные критерии);

– достигает уже сегодня необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений (критерии наличного уровня);

– вместе с тем имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делая все для ее реализации (прогностические критерии);

– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения (критерии профессиональной обучаемости);

– в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада (критерии творчества);

– социально активен в обществе, готовит в ходе общественных обсуждений вопросы о нуждах профессии, ее достижениях, вместе с тем ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг (критерии социальной активности);

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику (критерии профессиональной приверженности);

– готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях, тестах (качественные и количественные критерии).

Иными словами, профессионал – это специалист , овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал – это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).

1. Допрофессионализм . Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

2. Профессионализм . Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. 4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения.

5. Послепрофессионализм . Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом.

Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:

– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:

– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;

– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств.

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму:

роль человека в труде

допрофессио-нализм

индивид, работник социндивид, допрофессионал

первичн. ознаком с профессией

дилетант, самоучка

профессионализм

деятель, специалист, субъект труда, профессионал

адаптация человека к профессии

стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации

самоактуализация человека в профессии

самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность, самопрогнозирующий специалист, самосохраняющийся специалист, имеющий внутренний локус контроля, реализующий свои индивидуальные возможности и др.

свободное владение профес. в форме мас-терст., гармония с профессией

мастер в профессиональной деятельности и в профессиональном общении, диагност, гуманист, консультант, наставник, координатор, эксперт

суперпрофессионализм

творец, суперпрофессионал

свободное владение профес в форме творчества

участник и инициатор инноваций, новатор, исследователь, экспериментатор, достигающий вершин («акме») в профессиональной деятельности, специалист, оздоравли-вающий профессиональную среду, источник духовных профессиональных ценностей

овладение рядом смежных профессией

универсал

творчес. са-мопроекти-ров себя как лично сти

самосозидатель; достигающий вершин («акме») в развитии своей личности

непрофессионализм

псевдопрофессионал

выполнение труда по профес. искажен, нормам, на фоне деформации личности

узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.

послепро-фессионализм

профессионал в прошлом

завершение профессион. деятельности

наставник, консультант, эксперт

Стадии профессионализации личности. На основании полноты профессионального опыта и особенностей его использования выделяют следующие стадии профессионализации личности в цикле овладения человеком одной профессией (Климов).

Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру; это потенциальный субъект труда. Типичные проблемы данной стадии: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, профессионального учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией.

Адепт – человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов.

Адаптант – человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, ее включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа «Я» (личностная адаптация).

Интернал – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, так как не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функционального состояния субъекта труда, находящегося на данной стадии развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, преодолеть которые способны помочь психологи.

Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. На этой стадии актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации.

Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные снижением профессиональных возможностей, психофизиологических функций, характерные для этого возраста.

УРОВНИ, ЭТАПЫ, СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА (2)

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течение профессиональной жизни. Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный груд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом, относительно высокие уровни и ступени могут сосуществовать с более низкими, что в целом характеризует индивидуальное своеобразие и неповторимость профессионального пути конкретного человека.

Перейдем к обсуждению более дробных членений в уровнях профессионализма – к его стадиям, ступеням. Отметим, что сами эти наименования – уровни, этапы, стадии – тоже условны, читатель может заменить их другими, возможно, более подходящими словами, мы же стремимся привлечь внимание к неоднородности профессионального пути человека.

Рассмотрим этапы внутри главных интересующих нас уровней – профессионализма и суперпрофессионализма.

Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:

– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:

– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;

– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств (а не просто упрочение имеющихся качеств, как на предыдущих этапах), самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности.

Уровня профессионализма может достигнуть практически каждый человек. Уровень суперпрофессионализма в принципе доступен каждому здоровому человеку. Надо только понимать, что профессиональное творчество существенно влияет на образ и стиль жизни человека. Творчество как правило становится доминирующим мотивом в жизнедеятельности человека. Ни в коем случае профессиональное творчество не должно означать жертвенности, нанесения ущерба развитию личности человека, его полноценной жизни, ограничивать простор для развития личности человека. Профессиональное творчество, хотя и отнимает много сил и времени человека, вместе с тем одухотворяет человека, поднимает его над повседневностью, дает мощные стимулы развитию личности человека, освещает его внутренним светом.

Внутри уровней профессионализма, суперпрофессионализма и намеченных выше этапов человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней – овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции. Например, учитель обычно вначале осваивает профессиональную позицию предметника, передающего знания учащимся, затем ставит методические задачи, овладевая позицией методиста, позднее усваивает приемы самодиагностики, диагностики учащихся, укрепляет себя в позициях самодиагноста, диагноста и т.д.

Целесообразно выделение достаточно большого числа этих промежуточных ступеней профессионального роста (что может лечь в основу многоступенчатой тарифной сетки). Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле – это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту – более точные основания при оценивании труда работников.

Подчеркнем еще раз, что названные выше уровни, этапы, ступени профессионализма ни в коей мере не являются жесткой схемой, а лишь широкой и гибкой ориентировочной основой, откуда специалист в зависимости от своего профессионального мировоззрения, а руководитель с учетом концепции развития организации могут заимствовать для использования некоторые психологические критерии и ориентиры.

Приведем разработанные нами ступени (профессиональные позиции) внутри каждого из уровней и этапов.

На уровне профессионализма внутри этапа адаптации к профессионализму ступенями могут быть: стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации, специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др.

На уровне профессионализма внутри этапа самоактуализации человека в профессии ступенями могут быть: самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность с Я-концепцией, самопрогнозирующий свой профессиональный путь специалист, самосохраняющийся специалист, профессионально обучаемый, имеющий внутренний локус профессионального контроля, готовый к дифференцированной оценке своего труда, самореализующий свои индивидуальные возможности, конфликтоустойчивый и др.

На уровне профессионализма внутри этапа гармонизации человека с профессией и мастерства ступенями профессионализма могут выступить: мастер в профессиональной деятельности, мастер в профессиональном общении, диагност, гуманист с ориентацией на развитие личности другого человека в труде, учитывающий индивидуальность другого человека, воспитатель, консультант и наставник, координатор, управленец, эксперт и др. Образно выражены этапы и грани профессийнализма учителя (цит. по 4. в 1.5., с. 29): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

На уровне суперпрофессионализма внутри этапа творческого вклада человека в профессию ступенями профессионализма могут быть: участник и инициатор инноваций, творец и новатор, исследователь, экспериментатор, а также специалист, оздорав-ливающий профессиональную среду или преобразующий ее, источник духовных ценностей, достигающий вершин («акме») в своей профессиональной деятельности и др.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа свободного владения несколькими смежными профессиями и переключения от одной к другой ступенями являются: смежник, универсал.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа творческого саморазвития ступенями являются: самосозидатель, достигающий вершин («акме») в развитии своей личности и др.

Уровни, этапы и ступени профессионализма представлены в табл. 5. По мере роста профессионализма специалист, поднимаясь от ступени к ступени, «обрастает» описанными профессиональными позициями, все более приближаясь к профессионализму.

В разных профессиях ступени профессионализма, профессиональные позиции могут отличаться. Так, в научном коллективе были выделены (1) следующие возможные профессиональные роли: фанатик, пионер, диагностик, эрудит, техник, эстет, методолог, мыслитель, исполнитель, проходимец, генератор идей, эксперт, организатор, критик, коммуникатор, мастер, программист, переводчик, мотиватор, афорист, классик, романтик, учитель, координатор демагог, скрупулезный, администратор, одиночка, популяризатор, идеолог.

Восхождение человека к профессионализму не есть линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, «белые пятна» в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Известно, например, что молодой учитель на этале адаптации профессии в чем-то может оказаться в роли творца (предложив школе что-то новое), еще не став мастером, и в этом будет состоять его индивидуальная траектория профессионального роста. Или учитель, достигший мастерства, может не быть осознанной индивидуальностью, то есть хорошо обучая детей, он не задумывается о своем индивидуальном стиле. Этапы и ступени внутри них жестко не связаны друг с другом.

Этапы, ступени профессионализма специалиста могут быть соотнесены также с зонами его развития. Каждый этап и ступень профессионализма обычно сначала находятся у специалиста в зоне его ближайшего развития, а затем переходят в зону актуального развития. Например, учитель может находиться на этапе адаптации или самоактуализации, но при благоприятных условиях у него проявляются новые потенциальные возможности, признаки позиции мастера, диагноста, экспериментатора, которые позднее войдут в наличный фонд его развития. Помочь специалисту увидеть зону ближайшего профессионального развития, перспективу его профессионального роста – важная задача гуманистически ориентированного профессионального оценивания, аттестации.

Каждый уровень, этап, ступень профессионализма предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека – к мотивации, к мышлению, к личности, к моторике и др. Например, на ступени «убежденный специалист» необходимо наличие устойчивой профессиональной направленности, мотивации; на ступени «эрудит» – важны осведомленность, широкий запас профессиональных знаний, владение теорией; на ступени «самодиагност» – наличие самосознания, саморефлексии, оптимизма, позитивной Я-концепции; ступень «мастера» требует от специалиста профессионального целепо-лагания и мышления, интуиции и импровизации, владения рациональными приемами и технологиями; на ступени «диагноста, эксперта» важно владение приемами и эталонами профессионального оценивания коллег, наличие психологического такта и этики, эмпатии; ступень «творца» (новатора, изобретателя) возможна при наличии гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям; ступень «исследователя, экспериментатора» требует владения методами проведения научного исследования, развитого профессионального системного мышления, зрелого профессионального мировоззрения.

Переход на новый уровень, этап, ступень профессионализма может оцениваться как самим человеком (при самооценивании, самоаттестации), так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы владение каждой новой ступенью профессионализма человеком сопровождалось бы моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и мотивируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень, ступень профессионализма.

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму

уровни

роль человека в труде

этапы

ступени

допрофессио-нализм

индивид, работник социндивид, допрофессионал

первичн. ознаком с профессией

дилетант, самоучка

профессионализм

деятель, специалист, субъект труда, профессионал

адаптация человека к профессии

стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации

самоактуализация человека в профессии

самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность, самопрогнозирующий специалист, самосохраняющийся специалист, имеющий внутренний локус контроля, реализующий свои индивидуальные возможности и др.

свободное владение профес. в форме мас-терст., гармония с профессией

мастер в профессиональной деятельности и в профессиональном общении, диагност, гуманист, консультант, наставник, координатор, эксперт

суперпрофессионализм

творец, суперпрофессионал

свободное владение профес в форме творчества

участник и инициатор инноваций, новатор, исследователь, экспериментатор, достигающий вершин («акме») в профессиональной деятельности, специалист, оздоравли-вающий профессиональную среду, источник духовных профессиональных ценностей

овладение рядом смежных профессией

универсал

творчес. са-мопроекти-ров себя как лично сти

самосозидатель; достигающий вершин («акме») в развитии своей личности

непрофессионализм

псевдопрофессионал

выполнение труда по профес. искажен, нормам, на фоне деформации личности

узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.

послепро-фессионализм

профессионал в прошлом

завершение профессион. деятельности

наставник, консультант, эксперт

Психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма обсуждает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональное выгорание, профессиональные деформации и т.д.), пути их преодоления.

Тема 2. Лекция. Подходы к классификации профессий. Модуль профессии.

Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени.

Можно выделить две группы оснований при классификации профессий:

Характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда.

Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е.А. Климовым. Так по объекту труда различаются профессии: человек - живая природа (инженер, механик и др.), человек - человек (врач, учитель, продавец и др.), человек - знаковая система (чертежник, редактор и др.), человек -художественный образ (артист, писатель и др.). Все названные профессии могут различаться по целям: гностические (эксперт, ревизор и др.); преобразующие (токарь, учитель и др.), изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.). Профессии могут различаться по средствам их осуществления:профессии ручного труда (представители ремесел), профессии машинно-ручного труда (машинист, водитель), профессии связанные с применением автоматизированных систем (оператор и др.). Профессии различаются по условиям: профессии с работой в микроклимате, близкому к комфортному (бухгалтер и др.), связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ), с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.), с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь и др.),профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациямиили с повторяющимися монотонными условиями труда.

Модуль профессии, по мысли Е.А.Климова, состоит из двух частей:

Объективные характеристики типового элемента деятельности (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов) - левая часть модуля;

Психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу (например, для того же действия рабочему надо иметь объемный и линейный глазомер, точность как черту характера) - правая часть модуля. Эти психологические характеристики могут включать как требования к умственному, так и к личностному, развитию специалиста.

Тема 3. Лекция. Уровни, этапы, ступени профессионализма .

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течении профессиональной жизни.

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая качествами профессионала. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые люди могут задержаться здесь на длительное время.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так человек осваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалификационный труд.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмомм, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешнюю достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешнюю кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советником, наставником, экспертом.

Тема 4. Лекция. Профессионализм и индивидуальность .

Профессиональная деятельность человека зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных особенностей человека.

Процесс индивидуализации в труде человека может иметь разные выражения:

Индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодическиепроявления непохожести людей в профессиональной деятельности, поведении;

Индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течении длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

Индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности человека в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде. Если индивидуальные различия устойчиво захватывают сферу личности, ее менталитеты, мировоззрение, то можно говорить о наличии индивидуальности.

Тема 5. Лекция. Препятствия на пути к профессинализму.

Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии и проявления профессионального старения, некоторые пути его профилактики. В литературе описаны виды старения и их признаки:

Биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем, на которые падала наибольшая нагрузка;

Социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, как повышение или ослабление эмоциональной возбудимости;

Профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к новому, канонизацией и универсализацией собственного опыта, использованием стереотипов, закрытостью для профессионального развития, нарушением отношений партнерства с коллегами;

Нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, в противопоставлении поколений.

Профессиональное старение не является фатальной необходимостью профессионального развития. Профессиональное старение не связано неизбежно и с возрастом человека, ибо во всех профессиональных возрастах возможно сохранение мотивов дальнейшего профессионального и личностного совершенствования.

Тема 6. Лекция.Семинар. Модели специалистов (менеджеров и маркетологов).

Общество стремится как можно большее, число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста - как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний умений, в совокупности представляющих его общественную характеристику как члена общества.

Различают:

Модель специалиста (работающего, функционирующего);

Модель подготовки специалиста; считается,что модель подготовки строится для организации профессионального обучения исходит из модели специалиста.

При построении модели специалиста возможны варианты:

1. модель деятельности специалиста , куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;

2. модель личности специалиста , куда включаются необходимые качества и свойства работника. Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. К каждому виду профессиональной деятельности желательно подбирать, разрабатывать личностные качества.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

Профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

Профессионально-должностные требования (ПДТ) - описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

Квалификационный профиль - сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Тема 9. Лекция. Семинар.Модели профессиональных компетенций менеджеров и маркетологов.

Учебные вопросы:

1. Сущность компетентностного подхода в управлении.

2. Соотношение профессионализма и компетенций.

3. Структура компетенций.

4. Управление профессиональными компетенциями.

Компетенция - система знаний, умений и личностных качеств, позволяющих работнику (в т.ч. - руководителю) в своем рабочем поведении решатьопределенную профессиональную задачу (или совокупность задач), осуществлять бизнес-процесс на заданном уровне результативности.

Компетентность - это достигнутый работником уровень владения необходимыми компетенциями, обеспечивающий заданный стандарт эффективности решения им профессиональных задач.

Модель компетенций.

Основные:(знания, умения). Дополнительные: 1) критерии эффективности деятельности - шкала количественных критериев оценки эффективности работы.

2) Личностные качества - характерологические свойства и мотивация;

3) Потенциал - мог бы быть…

Структура и форма описания любой компетенции зависит от задач и потребностей компании , но обычно отражает следующие элементы:

Руководитель любого уровня должен уметь исполнять ключевые управленческие функции:

  1. Анализировать ситуацию и подготавливать решения.
  2. Приниматьрешения.
  3. Обеспечивать стратегическое и оперативное планирование.
  4. Организовывать и мотивировать процесс исполнения решения.
  5. Контролировать и оценивать результаты исполнения и корректировать отклонения от плана.

Управление профессиональными компетенциями

Управление компетенциями

- э то совокупность действий и организационных мероприятий, направленных на моделирование, оценку и приобретение работниками необходимых профессиональных компетенций,в соответствии с компетенциальными потребностями и наличными компетенциальными ресурсами организации.

Компетенциальнаяпотребность организации

Это необходимый качественный и количественный состав трудовых ресурсов в соответствии с выбранной стратегией организации и оптимальной функциональной структурой бизнес-процессов.

Компетенциальные ресурсы

Достигнутые сотрудниками уровни профессиональной компетентности.

Оценка компетенций.

Оценка соответствия сотрудника определенному стандарту компетентности определяется как в повседневном рабочем процессе, так и в рамках специально организованных аттестационных мероприятий.

Использование определенных процедур оценки строго индивидуально для каждой компании, однако издесь есть общие правила и инструменты.

. оценка знаний - осуществляется с помощью профессиональных тестов, в составлении которых, как правило, принимают участие как внешние эксперты, так ируководители соответствующих подразделений.

. оценка умений - проводится, чаще всего, методаминаблюдения на рабочем месте, с учетом мнения руководителя и объективных результатов работы сотрудника.

. оценка личностных качеств - оцениваются через наблюдение за демонстрируемым рабочем поведении сотрудника в процессеего трудовой деятельности, а также с помощью психологических тестов ив ходе интервью.

Тема 10.Практическое занятие. Методика выявления ПВК менеджеров и маркетологов. (Психографический опросник).

Методика предназначена для выявления полного перечня профессионально важных качеств (ПВК) менеджеров и маркетологови составления ранжированной совокупности основных ПВК (психограммы) с помощью экспертной оценки. Использование опроса экспертов при изучении профессий основано на предложении, что человек, хорошо знающий структуру и содержание прфессилональной деятельности, в состоянии сообщить также о том, с помощью каких индивидуальных качеств прежде всего достигается успех в работе.

При определении степени значимости для профессии различных психических функций (качеств) экспертам рекомендуется учитывать:

Активность функции втечении всего процесса деятельности, общую продолжительность времени ее наибольшей загруженности;

Участие функции в обеспечении эффективной работы в наиболее сложных, критических ситуациях, а также при наличии помех в условиях нарастающего утомления специалиста;

- возможность ее тренировки, упражнения и компенсации другими качествами в процессе деятельности.

Тема 11.Лекция. Семинар. Методология и методы оценки персонала.

Комплексная, локальная, пролонгированная и экспрессивная оценка персонала. Стратегические и тактические задачи комплексной оценки персонала.

Система профессиональной оценки кандидатов при приеме на работу.

Система оценки результатов деятельности персонала. Цели и функции системы деловой оценки персонала в организации. Оценка результатов труда и оценка динамики его результативности.

Общие требования к системе оценки: валидность(обоснованность), надежность, различительная способность, правовая обоснованность.

Субъективная и объективная, неформальная и формальная оценка персонала. Индивидуальная и коллективная оценка. Психологические механизмы субъективной оценки персонала.

Проблемы оценивания: недостаточность, субъективность норм, ошибки в рейтингах, негативная коммуникация и др.

Предмет и критерии оценки: оценка личностных и профессиональных компетенций. Общая характеристика и структура ПВК. Профиль компетенций как основа комплексной оценки персонала. Ключевые компетенции как критерии оценки.

Конфиденциальность оценочной информации и сохранение личных сведений о работниках. Взаимодействие психолога и медицинских работников, обслуживающих персонал компании.

Классификация методов, применяемых при оценке персонала.

Методы оценки кандидатов, отбираемых на работу.

Биографический метод. Устные и письменные характеристики. Метод критических событий.

Информационный потенциал и оценка конкурсных документов: резюме, заявления, фото, автобиографии, анкеты, личного листка по учету кадров, дипломов,рекомендаций и др.

Общая характеристика метода интервью.

Использование методов психодиагностики в процессе отбора кандидатов на вакансии.Личностные опросники. Тесты общих способностей. Профессиональные и имитационные тесты. Оценка с помощью стандартизированных заданий (критериально-ориентированных тестов).

Оценка с помощью активных процедур. Групповые методы отбора. Метод групповой дискуссии.

Методы оценки эффективности трудовой деятельности работников.

Установление квалификационных стандартов и нормативов. Шкалы оценки. Требования к составлению шкал оценок. Оценка экспертными методами. Квалиметрия.

Методы ранжирования. Прямое ранжирование. Метод попарного сравнения компетенций работников. Рейтинговые шкалы.

Метод 360 о.

Ассессмент-центр как метод оценки персонала. Методы ассессмент-центра. Характеристика оценочных процедур: имитация деловых ситуаций; дискуссии, интервью; групповые упражнения; психологические тесты; организационно-управленческие игры. Правила проведения оценочных процедур. Порядок обучения экспертов, принимающих участие в работе центра оценки.

Тема 12. Практическое занятие. Профессиографическое описание профессиональной деятельности. Методика составления профессиограммы .

Профессиограмма и ее составляющие.

«Трудограмма» (описание труда в профессии).

  1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор хранение и передача информации и др.), направленность на человека.
  1. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
  1. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
  1. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
  1. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.
  1. Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.
  1. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки, рабочее место, рабочий пост.
  1. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.
  1. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).
  1. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
  1. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплатытруда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операций; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.
  1. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
  1. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.
  1. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

Тема 14. Лекция. Семинар. Деловая карьера менеджера и маркетолога в современном бизнесе.

Карьера - определяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Целесообразноразличать:

Широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализма. В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, то есть к траектории движения данного человека к вершинам, к акме профессионализма.

Более узкое понимание карьеры как должностное продвижение. Здесь на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Различают виды карьеры по характеру ее динамики:

Обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни (выбор профессии, этап овладение профессией, этап овладения профессией, этап сохранения и повышения квалификации, спад и т.д.);

Стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения обучения к единственному постоянному типу работы;

Нестабильная карьера, в которой после этапов проб и упрочения следуют новые прбы;

Комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной рофессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, переориентации, доучивания.

Сегодня говорят о второй и третьей карьере, когда активный человек начинает новую трудовую деятельность после перемены профессии, после выхода на пенсию.

Описаны подходы к карьере по основанию занятости или безработицы человека:

Стабильная трудовая карьера, когда человек бывает занят полный рабочий день в ой профессии, для которой он был обучен, или приобрел необходимые знания, навыки, навыки, работая в области профессии;

Нестабильная трудовая карьера включает тех, кто работал, но поменял род занятий или работал не по специальности;

Прекращенная или прекращающаяся карьера включает тех, кто часто был без работы, у кого периоды занятости сменялись периодами безработицы;

Учебная карьера включает тех, кто учился или повышал свою профессиональную квалификацию.

Таким образом, тип карьеры - это достигнутый профессиональный уровень и последовательность, частота и построенных работ. Разные типы карьеры требуют от человека разных психологических качеств, различных видов компетентности.

Страница 31 из 33


Уровни и этапы профессионализма

Человек становится профессионалом не сразу, он проходит на этом пути много этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Путь к профессионализму у людей неодинаков. Разные люди в разноевремя достигают вершин профессионализма.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе условно проходит каждый человек в течение профессиональной жизни. Можно выделить следующие уровни профессионализма.

1. Допрофессионализм. На этом этапе человек занимается определенными видами деятельности, не имея высокого уровня профессионального мастерства. Иными словами, человек работает как новичок, не овладев нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Через этот этап проходит каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные) люди могут задержаться на этом этапе на длительное время.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни активной части населения. На этом этапе человек последовательно овладевает качествами профессионала, усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции, затем приобретает специальность, квалификацию и трудится квалифицированно. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек все более сознательно выбирает цели в труде, превращая свою работу в свободный, самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается в специалиста, в субъект труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке проходят долго и постепенно.

3. Суперпрофессионализм. Этот этап характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда превращается в творца, новатора, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является “выход человека за пределы профессии”. Люди такого уровня профессионализма опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.

4. Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста. На этом уровне человек может оказаться “профессионалом в прошлом”, а может стать консультантом, экспертом, делящимся своим профессиональным опытом.

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательный переход от одного этапа к другому. Например, внутри уровня профессионализма можно выделить следующие этапы:

Этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, психологии, необходимых приемов, техники, технологии профессии; этот этап может продолжаться 1-2 года с начала трудовой деятельности;

Этап самоактуализации человека в профессии: осознание им своих профессиональных возможностей, начало саморазвития посредством профессии, осознание человеком своих возможностей во время профессиональной деятельности, осознанное улучшение позитивных качеств, сглаживание негативных моментов, укрепление индивидуального стиля работы, максимальная самореализация;

Этап свободного владения человеком профессией, это проявляется в форме мастерства, гармонии человека с профессией; происходит усвоение высокихстандартов, воспроизведение на хорошем уровне ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма можно выделить следующие этапы:

Этап свободного владения профессией в творческой форме: обогащение специалистом своей профессии за счет личного творческого вклада, усовершенствований. Для суперпрофессионала характерно преобразование профессиональной среды или проектирование новой профессиональной среды, иногда создание человеком новой профессии.

Этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода от одной к другой;

Этап творческого самопроектирования профессионала, то есть формирование человеком ранее отсутствовавших психологических и профессиональных качеств;

Переход на новый уровень профессионализма может оцениваться как самим человеком, так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы переход на каждый новый профессиональный этап сопровождался моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и стимулируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень.