В первую очередь определимся, для чего вообще нам нужно написать рекомендательное письмо? Как правило, оно требуется кандидату на вакансию при собеседовании с будущим руководителем, с кадровиком, который проводит собеседование. Тесты и прочие вступительные испытания - это, несомненно, важные составляющие процесса отбора будущего работника, но рекомендации производят особенное впечатление.

Рекомендация может представить своего героя как в позитивном и доброжелательном ключе, так и в нейтральном или даже в негативном. Первые встречаются чаще всего. Ко вторым прибегают тогда, когда о работнике совсем нечего сказать или же нет ничего хорошего, но и сложностей человеку создавать тоже не хочется. Ну а третьи обычно предоставляются только по запросам из различных государственных служб.

Пореквизитный анализ служебного письма с множеством образцов его составления есть в статье «Оформляем служебное письмо »

Структура этого документа мало чем отличается от структуры обычного делового письма. Прокомментируем реквизиты, на которые вам стоит обратить особое внимание.

Наименование организации и справочные данные о ней обязательно должны присутствовать на бланке.

Адресат письма неизвестен, поэтому данный реквизит не оформляется. При этом не нужно, как в справке, писать здесь «Для предъявления по месту требования».

Вместо заголовка к тексту, который обычно формулируется так, чтобы отвечать на вопросы «о ком?», «о чем?», в этом письме уместно написать разновидность документа «РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО» - такова практика делового оборота. Набрать его лучше прописными буквами.

Приложения к рекомендательному письму создаются редко. Это могут быть копии благодарственных писем, приказов о выплате премий за какие-либо заслуги или почетных грамот. В подобных случаях реквизит «Отметка о наличии приложений» оформляется так же, как и в обычном деловом письме.

Правила оформления отметки о наличии приложений мы подробно разобрали в статье «Сопроводительное письмо к документам »

Подписать рекомендательное письмо должен (в идеале) генеральный директор компании, но тут все будет зависеть от наработанных внутри компании связей. Подписантом письма может выступить и начальник вашего подразделения, и топ-менеджер по вашему направлению.

Подписанное письмо желательно зарегистрировать, присвоив ему номер и обозначив дату . Эти реквизиты тоже придают ему весомости, наделяя юридической силой.

Впечатлять получателя рекомендательного письма должны не только реквизиты и содержание документа, но и то, как вы с ним «обращаетесь». Подать рекомендацию нужно по возможности эффектно. Она непременно должна быть распечатана на фирменном бланке работодателя, замечательно, если на ней будет красоваться подпись генерального директора, а вложить письмо лучше всего в элегантную папку или же в чистый незапечатанный конверт из плотной бумаги.

Как составить текст?

Вступительная часть текста обычно содержит:

  • информацию о том, кого рекомендуют (имя, должность);
  • короткую общую оценку.

Как правило, все это умещается в одно предложение (см. Примеры 1-3).

Пример 1

Свернуть Показать

Рекомендую вам Петрову Светлану Геннадьевну, занимавшую в нашей компании должность главного специалиста отдела документационного обеспечения управления и проявившую себя как трудолюбивый, аккуратный и добросовестный работник.

Пример 2

Свернуть Показать

Пример 3

Свернуть Показать

Основная часть текста должна раскрывать общую оценку, уже подробно осветив профессиональные и личные качества рекомендуемого. Чтобы облегчить себе работу по написанию этой части, соберите информацию о герое вашего письма у его руководства и опытных коллег . Узнайте, в частности:

  • сколько лет человек трудился в компании;
  • имеет ли он профильное образование, посещает ли семинары и курсы повышения квалификации по своей специальности;
  • получал ли повышение в должности;
  • навыками и знаниями каких смежных специальностей с «рекламируемой» он обладает (если они полезны и выгодно отличают его профессиональную ценность из общей массы);
  • в каких проектах и процессах был задействован;
  • выигрывали ли проекты компании, которыми руководил этот человек, какие-либо конкурсы, тендеры, гранты;
  • является ли человек признанным профессионалом своего дела (выступает на профильных конференциях, преподает в институте, является автором учебно-методических пособий, статей, книг по своей профессиональной тематике).

Затем здесь же напишите десять качеств, которые важны именно для той должности, которую занимает рекомендуемый. Ведь мы представляем работника в самом лучшем свете? Значит, всеми этими качествами он обладает.

Пример 4

Свернуть Показать

Качества, которые украсят любого делопроизводителя, выглядят так:

  • отличное знание правил делопроизводства,
  • умение работать в системе электронного документооборота,
  • умение обращаться с компьютером на уровне продвинутого пользователя,
  • грамотная устная и письменная речь,
  • развитое аналитическое мышление,
  • умение выстраивать доброжелательные отношения с людьми,
  • стрессоустойчивость,
  • высокая обучаемость,
  • инициативность,
  • аккуратность,
  • исполнительность, добросовестность.

Работая над основной частью текста, старайтесь смотреть на работника глазами потенциального работодателя. Что для него ценно? Какого человека он принял бы на работу? Об этом можете расспросить и нынешнего руководителя работника, для которого составляется рекомендация. На свои предпочтения можете ориентироваться, только если работали в той сфере, в которой трудится характеризуемое лицо (главное - не написать глупостей, поэтому попросите сведущих людей проверить подготовленный вами текст перед подписанием письма).

Еще один эффективный источник информации, особенно когда вы составляете рекомендательное письмо для себя, - это банк резюме ваших коллег, тех, кто:

  • пытался устроиться на работу в ваше подразделение либо
  • выкладывал свое резюме, например, в Интернете в поисках работы (можете зайти на сайты http://www.hh.ru, http://www.job.ru и т.п. ресурсы).

Посмотрите, какими профессиональными успехами хвастаются те, кто претендует на должность, аналогичную занимаемой вами. Ведь из скромности вы можете что-то недооценивать в себе или просто забыть это упомянуть. А прочтя удачные формулировки в чужом резюме, вы поймете, что из описанного касается и вас, заметите наиболее удачные формулировки. Вот эти-то найденные элементы и можно позаимствовать.

А описание выполняемых на текущем месте задач можно позаимствовать из должностной инструкции . Конечно, все их переписывать не стоит - выберите наиболее интересные.

Собранная информация - ваше, практически готовое рекомендательное письмо. Осталось только связать добытые сведения в текст.

Пример 5

Свернуть Показать

Петрова Ульяна Сергеевна работала в должности старшего делопроизводителя в ООО «Новый свет» в течение последних трех лет и за это время проявила себя только с хорошей стороны. Придя в компанию выпускницей факультета делопроизводства Челябинского государственного исторического университета, она начала карьеру с места секретаря и уже через два года была переведена в канцелярию. Госпожу Петрову отличает постоянное стремление развиваться в своей профессии, она активно посещает профильные тренинги и семинары, положительный результат от которых был налицо!

В течение последнего года Ульяна Сергеевна была руководителем рабочей группы по внедрению в ООО «Новый свет» системы электронного документооборота. Благодаря ей компания смогла выйти на новый уровень работы с документами и значительно укрепить исполнительскую дисциплину в компании. Госпожа Петрова смогла наладить процесс обучения наших сотрудников новым принципам работы с документами и лично разработала ряд методических пособий, которые ежедневно используются во всех отделах нашей компании.

Среди личных и деловых качеств Петровой Ульяны Сергеевны хотелось бы выделить ответственность и инициативность, способность быть не только аккуратным и скрупулезным исполнителем, но и управлять порученным проектом.

В заключение , как положено, обобщаем все сказанное и делаем вывод, основная мысль которого такова: автор письма сожалеет о том, что расстался со столь блестящим специалистом и искренне рад за его нового работодателя.

Пример 6

Свернуть Показать

Как руководитель, я сожалею о том, что Ирина Васильевна Строгина покинула наш коллектив в связи со сменой места жительства. И выражаю уверенность в том, что на новом месте работы она быстро вольется в команду, раскрыв свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Если Вам требуется написать или получить рекомендательное письмо образец составления которого Вы хотите отыскать, например в интернете и не можете этого сделать, то данная статья именно для Вас. Ниже мы ответим на вопрос, для чего вообще необходимо рекомендательное письмо, как правильно его написать и что лучше всего в нем отразить.

Рекомендательные письма - с юридической точки зрения, не более чем пережиток прошлого. Ни один работодатель не имеет права требовать предоставления такого письма и уж тем более, выдвигать его в качестве обязательного требования при трудоустройстве.

Рекомендательное письмо - это составленная в свободной форме характеристика, отражающая профессиональные качества соискателя. Такое письмо составляется по месту предыдущей работы гражданина или по месту прохождения им обучения и отражает важные для работодателя качества, которые готовы засвидетельствовать бывший работодатель или образовательное учреждение.

Для рекомендательного письма образца не существует (если говорить об установленном образце, либо наиболее распространенной применимой форме). Так как эта бумага носит исключительно информативный характер, то при написании письма следует руководствоваться стандартными правилами, применяемыми при оформлении деловых писем. К таким правилам можно отнести употребление делового стиля речи (исключение художественных, не несущих смысловой нагрузки фраз, которые применяются для украшения речи), соблюдение требований к обращениям (Вы, коллега, партнер и т.п.), указание на конкретного составителя, заверка документа подписью составлявшего его лица.

Итак, как мы уже сказали выше, такие бумаги составляются по месту бывшей работы или учебы соискателя. При оформлении рекомендательного письма образцу следовать необязательно. Однако в самых общих чертах образец рекомендательного письма , выглядит примерно так:

  1. В верхнем правом углу указывается конкретный работодатель, на работу у которого рассчитывает соискатель (если он известен), а если неизвестен, то можно указать назначение письма - «для предъявления по месту требования»;
  2. В середине листа указывается наименование: «РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО»;
  3. Далее следует непосредственный текст письма, который может быть примерно следующим: «Я (ФИО) в период времени с «__»______20__г. по «__»_____20__г. являлся руководителем Иванова И.И. В указанный период, Иванов И.И. занимал должность __________. В его должностные обязанности входили следующие обязанности:______________. В ходе профессиональной деятельности в указанной должности Иванов И.И. овладел следующими навыками:___________. За время работы в ООО «Лютик» Иванов проявил себя с положительной стороны, о чем дополнительно свидетельствуют такие его успехи и достижения как___________.»;
  4. В следующей части письма обычно указываются причины увольнения с прошлого места работы;
  5. Заканчивает информационную часть письма субъективная оценка профессиональных качеств соискателя,. бывший работодатель выражает свое мнение о работнике. Говоря об образце рекомендательного письма , то его концовка выглядит примерно так: «В виду вышеизложенного и руководствуясь собственной оценкой профессиональных качеств Иванова И.И., отмечаем полное соответствие его занимаемой ранее должности и готовности к исполнению аналогичных обязанностей в дальнейшем. Желаем Иванову И.И. дальнейших профессиональных успехов и совершенствования в выбранном направлении деятельности»;
  6. В самом конце ставится подпись составившего рекомендательное письмо должностного лица и дата составления.

Наиболее часто в рекомендательном письме стоит подпись непосредственного руководителя соискателя (им может быть руководитель отдела, филиала, структурного подразделения). В настоящее время, в виду развития и расширения полномочий кадровых служб и так называемых «менеджеров по персоналу», намечается тенденция составления таких документов непосредственно ими.

Если рекомендательное письмо составляется не по месту бывшей работы соискателя, а, например, по месту его обучения, то подписывать рекомендательные письма студенту обычно приходится заведующему кафедрой, декану или (гораздо реже) ректору.

Если соискатель обучался на каких-либо подготовительных курсах или курсах дополнительного образования (повышения квалификации), то составление и подписание рекомендательного письма ложится на плечи руководителя данных курсах.