• Тема 3. Классические организационные структуры Вопросы:
  • 1. Понятие организационной структуры менеджмента
  • 2. Механистические (бюрократические) структуры управления
  • 3. Проектные и матричные структуры менеджмента
  • Тема 4. Методы управления и мотивация персонала
  • 1. Классификация методов
  • 2. Экономические методы
  • 3. Нормативно-правовые методы
  • 4. Социально-психологические методы
  • Тема 5. Организационные конфликТы и стресСы
  • 1 Природа конфликта
  • 2. Типы конфликтов
  • 3. Причины конфликтов
  • 4. Методы разрешения конфликтов
  • 5. Природа и причины стресса
  • Тема 6. Стиль руководства
  • 1. Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его формирование
  • 2. Разновидность стилей руководства и их характеристика на основе управленческой решетки грид
  • Требования к стилю руководителя
  • Тема 7. Организация управления предприятиями
  • Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования
  • 1. Управление в государственных унитарных предприятиях
  • 2.Управление акционерными обществами
  • 2.1. Структура органов управления в открытых акционерных обществах
  • 2.2. Собрание акционеров
  • 2.3. Совет директоров (наблюдательный совет)
  • 2.4. Исполнительный орган
  • 2.5. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
  • 3. Управление в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
  • Тема 8. Организационные коммуникации
  • 1. Сущность и классификация информации
  • 2. Требования к информации
  • 3 Содержание коммуникаций
  • Тема 9 Управленческие решения
  • 1. Понятие управленческого решения
  • 2. Классификация управленческих решений
  • 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
  • 4. Процесс принятия и реализации решений
  • Лекция 10. Pеинжиниринг организации Вопросы:
  • 1.Концепция непрерывного совершенствования организации
  • 2.Технология проведения реинжиниринга
  • 3.Специфика реализации инноваций в обучающей организации
  • Тема 11. Тайм-менеджмент и организация труда руководителя
  • 1. Тайм-менеджмент как система управления временем
  • 2. Причины дефицита времени
  • 1.) Причины, которые являются следствием неграмотных действий руководителя
  • 2.) Причины, которые не зависят от руководителя
  • 3. Основные методы тайм-менеджмента
  • Тема 12. Управление производством Вопросы:
  • 1.Управление производством как подсистема. Производство как объект управления
  • 2. Роль и место управления производством в системе управления организацией
  • 3. Стратегия, цели и задачи управления производством
  • 4. Структура и содержание системы управления производством
  • 5. Менеджер и его место в системе управления производством
  • Тема 13. Цели и функции управления производством Вопросы:
  • 1. Общие функции управления производством
  • 2. Конкретные функции управления производством Управление и организация комплексной подготовки производства
  • 3. Организация управления производственными запасами на предприятии
  • Тема 14. Категория качества и эволюция его содержания
  • 1. Основные понятия и категории качества
  • 2. Основные понятия и категории управления
  • 3. Возникновение менеджмента качества
  • Тема 15 показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей Вопросы:
  • 1 Виды показателей качества
  • 2. Классификация показателей качества
  • Тема 16. Оценка уровня качества товаров Вопросы:
  • 1. Оценка уровня качества продукции
  • 2. Оценка уровня конкурентоспособности
  • Тема 17 Контроль качества продукции
  • 1. Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии
  • 2. Виды и методы контроля качества продукции
  • Проблемы функционирования и совершенствования деятельности служб контроля качества продукции
  • Тема 18. Эволюция подходов к менеджменту качества Вопросы:
  • Основы комплексного и системного подходов к управлению качеством
  • 2. Организация управления качеством на отечественных предприятиях
  • 3. Зарубежный опыт управления качеством
  • 4. Всеобщее (тотальное) управление качеством
  • Тема 19 Системы менеджмента качества Вопросы:
  • 1 Разработка системы менеджмента качества на предприятии
  • 2. Принципы, лежащие в основе систем менеджмента качества, установленные стандартом исо 9000:2000.
  • 3 Внедрение системы менеджмента качества
  • Тема 20. Совершенствование системы управления качеством
  • 1. Совершенствование процессов деятельности организации, системный подход к управлению.
  • 2. Анализ процесса и его совершенствование.
  • 3. Функционирование системы обеспечения качества
  • Тема 21 стандартизация в управлении качеством
  • 1 Сущность технического нормирования и стандартизации
  • 2. Цели, принципы и задачи стандартизации
  • 3. Организации по стандартизации в Республике Беларусь Виды стандартов
  • Тема 22 Сущность и функции сертификации Вопросы:
  • 1. Основы оценки соответствия
  • 2. Национальная система подтверждения соответствия
  • 3. Порядок сертификации продукции
  • Тема 23 Сертификация систем менеджмента качества
  • Значение сертификации систем качества.
  • 2. Правила и порядок поведения сертификации систем качества.
  • 3. Аудит смк
  • 2.5. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

    Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной м ере предпринимательскую активность. В современных условиях фактор управления является определяющим не только в решении задач выживания, но и высокой эффективности развития предприятий с государственным капиталом.

    В частности, многое зависит от руководителя. Необходимо отказаться от традиционной, сложившейся прежде безусловной поддержки тех руководителей предприятий, которые имеют антирыночный менталитет, не сумели приспособиться к требованиям рынка. Если в акционерном обществе, где государство выполняет роль "твердого ядра", сохраняется старая система управления, то будет дискредитирована сама идея смешанной собственности, ибо такое акционерное общество не сможет выдержать конкурентной борьбы.

    По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

    Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ вообще по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.

    Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подсобного акционерного общества извращается.

    Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.

    Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.

    Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

    Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества не допустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам, Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

    Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.

    Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Он еще и активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций, и другие вопросы политики акционерного общества. Действенность управления данным видом акционерного общества зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Обладая такими обязанностями, представитель государства должен иметь соответствующие права и возможности. Представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти: а) проекты решений, которые он будет вносить; б) свое будущее голосование по наиболее важным проектам решений, предложенных другими членами органов управления обществом. Необходимо также представлять отчеты об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании.

    В интересах эффективного участий в управлении акционерным обществом с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Он должен быть поставлен в такие условия, чтобы можно было проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, реально отвечать за целесообразность и плодотворность использования государственного капитала, Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным.

    Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

    Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

    Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

    Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества

    извращается.

    Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.


    Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

    Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо подругам экономическим или социальным мотивам. Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

    Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

    Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

    Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

    Смотрите также:

    Процессуальная теория правовой природы третейского суда... в решении всех вопросов организации и деятельности третейского суда на базе гражданского права. ...
    .htm

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Указанное в вопросе общество в 2017 году при осуществлении закупок товаров, работ и услуг обязано руководствоваться требованиями N 223-ФЗ. N 44-ФЗ распространяется на это ООО только в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 15 этого Закона.

    Обоснование вывода:
    В соответствии с Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%. К хозяйственным обществам относятся в том числе общества с ограниченной ответственностью ( ГК РФ).
    На сегодняшний день не принято федеральных законов, которыми бы в Закона N 223-ФЗ вносились изменения, исключающие из сферы действия этого Закона общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО) со стопроцентной долей участия государства в уставном капитале. Поэтому в настоящее время ООО, в уставном капитале которого доля участия государства превышает 50% (в том числе составляет 100%), при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должно применять положения N 223-ФЗ. Если в упомянутую норму не будут внесены изменения, эта обязанность сохранится и в 2017 году.
    Что касается от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), то с 01.01.2017 в этот Закон вносятся изменения, дополняющие перечень заказчиков, которые обязаны будут при осуществлении закупок руководствоваться требованиями N 44-ФЗ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (см. от 03.07.2016 N 321-ФЗ).
    Федеральных законов, в соответствии с которыми действие N 44-ФЗ с 01.01.2017 или с иной даты будет распространяться на хозяйственные общества с преобладающим участием государства, на сегодняшний день не принято. Единственный случай, когда ООО обязано применять нормы N 44-ФЗ, предусмотрен ч. 5 ст. 15 этого федерального закона. Согласно указанной норме (каких-либо изменений в нее на сегодняшний день не внесено) при предоставлении в соответствии с РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
    Таким образом, в 2017 году ООО со 100% долей участия государства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по-прежнему будет обязано руководствоваться требованиями Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Помимо рассмотренных выше классификаций также следует ос­тановиться на делении капитала на государственный и частный. Од­нако информация о реальных государственных капиталовложениях за рубежом не всегда доступна из статистики национальных счетов. Более того, часто инвестиции государственных компаний классифи­цируются как частные.

    Не вызывает сомнения тот факт, что государственные инвести­ции более значимы в экономике развивающихся стран, особенно в наименее развитых из их числа. Государственные капиталы часто называют официальными капиталовложениями, имея в виду не толь­ко займы и кредиты, финансовую помощь, предоставляемые прави­тельствами, но и аналогичные потоки по линии международных ор­ганизаций - МВФ, МБРР, ЕБРР и других, а также гранты «офици­альной помощи развитию».

    В целом в совокупном притоке капиталов в экономику развиваю­щихся стран произошли значительные изменения, в основе которых лежит рост доли частных и, напротив, падение доли официальных инвестиций. Удельный вес официальных потоков уменьшился с 32%

    1975-1982 гг. до 20% в 1990-1998 гг., в том числе доля официальной помощи развитию сохранилась на прежнем уровне -11%, а доля прочих официальных капиталов снизилась с 21 до 9%.

    Удельный вес частных инвестиций возрос с 68 до 80% за рассмат­риваемый период, в том числе доля ПИИ увеличилась с 9 до 34%, до­ля банковских займов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1 %

    Соотношение долей частных и государственных вложений можно проследить по странам с разными среднедушевыми доходами и тем­пами экономического роста. Если развивающиеся страны сгруппи­ровать в зависимости от среднедушевых доходов: в страны с доходом выше среднего (3031-9360 долл.), ниже среднего (761 долл. -3030 долл.) и низкими (менее 760 долл.), то можно констатировать интересную закономерность. В первых двух группах стран доля част­ных инвестиций почти в два раза превышает долю государственных вложений, а в третьей группе оба показателя примерно одинаковы. Аналогичный результат получается при делении развивающихся стран на три группы в зависимости от темпов роста: страны с высоки­ми темпами (более 5% в год), со средними темпами (в пределах 3-5%), с низкими темпами (менее 3%). В странах с высокими и сред­ними темпами роста доля государственных ПИИ в ВВП составляет соответственно 9,5% (для сравнения удельный вес частных ПИИ -15,0%) и 8,0% (частных - 11,9%). В государствах с низкими темпами роста доли государственных и частных инвестиций в ВВП составля­ют 8,4 и 9,9%.



    В 90-е годы частные капиталовложения в развивающиеся страны росли более быстрыми темпами по сравнению с государственными инвестициями, что привело к падению доли государственных инвестиций до 20% и увеличению удельного веса частных капиталов до 80%. Во второй половине 70-х годов 3/4частных инвестиций прихо­дилось на банковские кредиты, и только 1/4 на ПИИ. В 80-е годы под влиянием долгового кризиса это соотношение изменилось: про­изошло падение дачи банковского кредитования и рост доли прямых инвестиций. В 90-е годы вновь наблюдается оживление банковского кредитования, но одновременно быстро растут ПИИ. Основной формой частных являются портфельные инвестиции.

    В целом, частные инвестиции вкладываются в те страны, которые отличаются более благоприятным предпринимательским климатом, что содействует привлечению именно частных капиталов и стимулированию высоких темпов роста. Особое место принадлежит приобретенным знаниям и инновациям. Частные капиталовложе­ния, как правило, несут с собой передачу передовой технологии, способствуют формированию новых капитальных фондов. Напро­тив, государственные капиталы имеют более длительный срок оку­паемости, так как вкладываются главным образом в инфраструкту­ру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдает­ся рост частных капиталов также и в сферу инфраструктуры. В частности, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, предоставляет займы и кре­диты на строительство дорог, портов, электростанций, телекомму­никационных систем.

    В целом четырехкратное превышение доли частных вложений над государственными означает тенденцию роста объема накоплен­ных капиталов, замены старых технологий новыми и более эффек­тивными, а также формирование новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.

    минимальными.

    Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала па национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех Возможных ограничений в его движении. В отношении прямых ино­странных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капита­лов.

    Государство использует следующие меры регулирования :

    Методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхо­вание и гарантирование кредитов;

    Нетарифные методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание техни­ческой помощи.

    Важным практическим документом по регулированию ино­странных капиталовложений является разработанный в рамках Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций. В этом кодексе, который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

    § недискриминационный подход к странам-донорам;

    § национальный режим для иностранных инвесторов;

    § сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

    § минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

    § обеспечение регистрации и конвертируемости;

    § устранение барьеров при вывозе капитала;

    § избежание двойного налогообложения;

    § соблюдение иностранными инвесторами наравне с собствен­ным национальным законодательством законов, администра­тивных правил и положений страны-реципиента;

    § разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестицион­ного проекта;

    § разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

    Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

    Способы государственного участия

    Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

    • В силу закона
    • Полное участие
    • Частичное участие
    • Косвенное участие
    • Контроль государства

    К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

    Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

    Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

    Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

    Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

    Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .

    Банки с господдержкой список 2019

    Банк Доля участия

    В силу закона

    Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
    Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития")

    Полное участие

    АО "Россельхозбанк" 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
    РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
    АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

    Частичное участие

    АО "МСП Банк" 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
    АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
    АО "ГЛОБЭКСБАНК" 99,99% у Внешэкономбанка
    ПАО АКБ "Связь-Банк" 99,7745% - акций у Внешэкономбанка
    Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
    ОИКБ "Русь" 48,5972 % Оренбургская область
    51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
    ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
    АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
    Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
    АКБ "НОВИКОМБАНК" 53,83613% «Ростех»
    46,16387% Рособоронэкспорт
    КБЭР "Банк Казани" 42,1724% Город Казань
    АО Газпромбанк 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
    8,5341% - Внешэкономбанк
    Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

    Косвенное участие

    РНКО "Нарат" 100% АК БАРС
    ПАО "Крайинвестбанк" 99,99% - РНКБ

    Контроль государства

    Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
    Генбанк 72,45% АСВ
    6,89% Республика Крым
    6,89% город Севастополь
    ТРАСТ 99,99% Банк России
    Промсвязьбанк 99,99% АСВ
    Автовазбанк 100% Банк России
    Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
    Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
    БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
    ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
    Также на санации:

    Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter