Федеральные законы о видах государственной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами.

1. С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственно-служебных отношений, т. е. с момента замещения служащим государственной должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.

2. Содержание прохождения службы, т. е. выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего.

3. Прохождение государственной службы устанавливается нормативно. Таким образом, как подынститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы , регулирующие следующие вопросы: замещение государственных должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, совместительство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий; поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе (должностной рост на конкурсной основе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих, основания и способы прекращения государственной службы.

4. Условия прохождения государственной службы: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование ; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т. д.

Сведения о государственном служащем (прохождении им государственной службы) содержатся в личном деле государственного служащего. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 было утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. Личное дело ведется структурным подразделением кадров государственного органа (кадровой службой соответствующего государственного органа) и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы. Запрещено ведение нескольких личных дел одного государственного служащего.

Сведения о всех государственных служащих, занимающих должности государственной службы, а также включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, содержатся в Федеральном реестре государственных служащих и реестре государственных служащих субъектов РФ. Ведение личных дел и Реестра государственных служащих осуществляется в соответствии с актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Запрещены сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих сведений об их политической, религиозной принадлежности и частной жизни.

На первоначальном этапе образования государственно-служебного правоотношения целесообразно различать два правовых документа: контракт (служебный контракт) и приказ (акт) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Для лица, впервые поступающего на государственную службу (принятого на государственную должность государственной службы), а также для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации, может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности государственной службы, на которую гражданин поступает. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 Утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной Должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Конкурс объявляется, если граждане, подавшие заявления на участие в конкурсе, полностью соблюдают условия относительно их поступления на службу (наличие требуемого возраста, отсутствие обстоятельств отказа в приеме на государственную службу, наличие всех необходимых документов). Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям и должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной службы создается конкурсная комиссия, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могут повлиять на решения, принимаемые конкурсной комиссией. Решения конкурсной комиссии могут быть обжалованы претендентом на замещение должности государственной службы в суд .

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2005 г. № 514 утвержден Типовой должностной регламент статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти . Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Важным правовым средством установления степени соответствия государственного служащего замещаемой им должности государственной службы является аттестация государственного служащего. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 утвердил Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, которое определяет порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры для выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности. При проведении аттестации учитываются соблюдение государственным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств , установленных федеральными законами о государственной службе. Результатами аттестации становятся решение (оценка) и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Аттестация - это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании всего ее механизма: подготовки аттестации; осуществления контроля за работой служащих; принятия решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализации рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешения возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведения итогов аттестации; распространения передового аттестационного опыта.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует для гражданского служащего служебное время и время отдыха (ст. 45), порядок предоставления основного и дополнительного отпусков (ст. 46), оплату труда (ст. 50), основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), порядок исчисления стажа государственной гражданской службы (ст. 54), принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60), профессиональную подготовку кадров для гражданской службы, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданского служащего (ст. 61-62), формирование кадрового резерва (ст. 64), финансирование гражданской службы и программу ее развития (ст. 65-66), виды государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе (ст. 67-68), порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров (ст. 69-70).

Особенностью правового режима действия правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, является установление законодателем правила, в соответствии с которым федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права , применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Аттестация в узком смысле проводится в целях проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В п. 1 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что аттестация проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.

В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенных категорий служащих, иными правовыми актами федеральных и других органов государственной власти . Вместе с тем в будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих . Например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ - федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации один раз в три года. При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непосредственным руководителем гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; при необходимости составляется пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Признание аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной службы, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы, представитель нанимателя, юридической службы государственного органа, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок:

  1. соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий:

  1. включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  2. направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации;
  3. понижение в должности гражданской службы.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения классных чинов и специальных званий и сохранения их при переводе на иные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Например, Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 утверждено Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня). Соответствующими федеральными органами исполнительной власти устанавливается перечень квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам. Например, Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» установлены соответствующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы. Приказом Федерального медико-биологического агентства от 28 октября 2005 г. № 349 утверждены «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданских служащих территориальных органов (региональных, межрегиональных управлений) ФМБА с территориальными отделами».

Проведение квалификационного экзамена необходимо для решения вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, которые замещают без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, - должности гражданской службы категории «руководители».

Государственный гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с действующим законодательством. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается указом Президента РФ.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Как было отмечено, гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной гражданской службы высшей группы. Этот классный чин присваивается Президентом РФ.

Классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной гражданской службы главной группы. В федеральных органах исполнительной власти указанный классный чин присваивается Правительством РФ, а в иных федеральных государственных органах - руководителем федерального государственного органа.

Классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы ведущей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы старшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы младшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Указом Президента РФ устанавливается порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ.

Президент РФ своим Указом утвердил Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовки федеральных государственных служащих квалификационным требованиям по группам государственных должностей федеральной государственной службы.

Статья 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что государственным служащим, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Классные чины устанавливаются также для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий законодательством определены следующие:

    а) последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

    б) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

    в) досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

    г) сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с нее.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

Если государственный служащий переводится с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида, ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными актами.

Президент РФ устанавливает своим указом соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ присваиваются с учетом положений ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ.

Согласно Положению о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации устанавливаются следующие дипломатические ранги, которые присваиваются дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса; советник 1 класса; советник 2 класса; первый секретарь 1 класса; первый секретарь 2 класса; второй секретарь 1 класса; второй секретарь 2 класса; третий секретарь; атташе.

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

  1. смерть (гибель) государственного служащего;
  2. увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
  3. выход на пенсию.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной службы. Основания увольнения определяются в следующих законах:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; этот Закон, подобно ТК РФ для работников, устанавливает правовое регулирование государственно-служебных отношений при замещении гражданским служащим должности гражданской службы, при прохождении службы, а также при прекращении служебного контракта, освобождении служащего от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы;
  3. федеральные законы о видах государственной службы; специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные отношения в различных государственных органах и различные виды государственной службы (например, органы внутренних дел, налоговые органы, таможенные органы);
  4. законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы;
  5. иные нормативные правовые акты РФ.

Законодательство о государственной службе и ее соответствующих видах предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

  1. достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы. Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет;
  2. прекращение гражданства РФ. Наличие гражданства Российской Федерации является принципиальным требованием при поступлении на государственную службу. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы;
  3. несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для увольнения государственного служащего по данным основаниям требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной гражданской службе обязанностей и ограничений, а также необходимые доказательства такого нарушения. В каждом конкретном случае руководителю государственного органа необходимо детально разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных правоограничений и запретов;
  4. разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  5. увольнение по другим основаниям.

Государственный служащий может быть уволен и при возникновении других обстоятельств, которые предусматриваются федеральными законами о соответствующем виде государственной службы. Этими основаниями являются: признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы связано с использованием таких сведений.

В качестве общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы можно назвать

следующие:

  1. соглашение сторон служебного контракта;
  2. истечение срока действия срочного служебного контракта;
  3. расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
  4. расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
  5. перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  6. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
  7. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
  8. отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
  9. отказ гражданского государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  10. обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
  11. нарушение установленных законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
  12. выход гражданского служащего из гражданства РФ;
  13. несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных для государственных гражданских служащих действующими федеральными законами;
  14. нарушение запретов, связанных с гражданской службой;
  15. отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок расторжения служебного контракта, а также освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения со службы. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

За более чем годовой период, который прошел с начала работы , были внесены изменения в действующие документы и поменялся порядок их представления. В частности, санитарное законодательство в части поставок продукции стало общим для стран Таможенного союза. Основной документ - это Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам, которое было принято 11 декабря 2009 г. (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС N 28). Главные идеи, заложенные в это Соглашение, - обеспечение охраны таможенной территории Таможенного союза от инфекционных заболеваний, продукции, не соответствующей , и проведение согласованной политики в области обеспечения санэпидблагополучия.
Были приняты четыре основных документа, по которым работают санитарные службы стран ТС при ввозе продукции контроля на таможенную территорию союза. Я не буду затрагивать вопросы обеспечения внутреннего контроля, требования к производству, здесь законодательство еще не унифицировано. Мы говорим только о продукции. Были созданы Единые санитарные требования к продукции на основе нормативов трех стран (в основном РФ), гармонизированных с европейскими. Эти Единые санитарно-гигиенические требования действуют на территории Таможенного союза до введения соответствующих технических регламентов на ту или иную продукцию. После введения технических регламентов Требования будут предъявляться на соответствие техническим регламентам ТС, которые сейчас активно разрабатываются. Была установлена единая форма свидетельства о государственной регистрации. Утверждены порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной территории и границе ТС и Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору. Я хотел бы вкратце остановиться на этих документах.

Единый перечень

Сегодня ситуация уже потеряла ту остроту, которая была год назад, тем не менее к нам продолжают поступать обращения по вопросам получения свидетельства о госрегистрации, использования Единого перечня. Единый перечень товаров, подлежащих государственному надзору, включая Единый перечень товаров, подлежащих государственной регистрации санитарными службами трех стран, состоит из трех разделов. Раздел I - это Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору, контролю. Это самый большой Перечень, и в него входит продукция из разд. II и разд. III. Какую смысловую нагрузку он несет? В него входит вся та продукция, на которую есть Единые санитарно-эпидемиологические требования Таможенного союза. Эта продукция может подлежать надзору и контролю как при пересечении границы, так и на территории, но для продукции, вошедшей в разд. I, за исключением той продукции, которая входит во второй, не требуется при пересечении границы каких-либо разрешительных документов санитарно-эпидемиологической службы, то есть свидетельства о госрегистрации. Свидетельство о госрегистрации требуется только на продукцию, вошедшую в разд. II. То есть, если продукция не входит в разд. II, а входит только в первый, она свободно обращается, но во время плановых и внеплановых проверок могут отобрать ее образцы и проверить на соответствие Единым требованиям. Такая продукция может контролироваться и на границе, но только при специальных показаниях: поступлении этой продукции с территорий, загрязненных химическими веществами, с территории, на которой имеются инфекционные заболевания, и т.д. Пример - автомобили, поступавшие из Японии после аварии на АЭС, проходили радиационный контроль, чтобы на территорию РФ не попала радиоактивно загрязненная продукция. Но при нормальных условиях на продукцию, которая не включена в разд. I, документы санитарно-эпидемиологической службы не требуются.
До сих пор к нам продолжают поступать письма с просьбой дать разъяснение - подлежит или не подлежит продукция государственной регистрации. Это вы должны определять сами, мы на такие письма ответов не даем. Такое решение было принято Роспотребнадзором и ФТС в связи с тем, что вокруг этих писем разросся целый бизнес недобросовестных людей, которые эти письма, получаемые у нас бесплатно, продавали бизнесу за большие деньги. Хотя на самом деле эти письма не требуются, потому что как таможня, так и мы прекрасно знаем перечни продукции, которые действуют для нас, для таможенной службы и для всех других федеральных органов исполнительной власти.
Раздел II Перечня состоит из двух частей. Эти две части представляют собой описательную часть, состоящую из 11 позиций и кодов ТН ВЭД. При пользовании этим перечнем, чтобы определить, подлежит ли продукция госрегистрации или нет, продукция должна быть перечислена в одной из этих 11 позиций и находиться в кодах ТН ВЭД. Например, если продукция "специализированный продукт питания" и подходит коду ТН ВЭД (скажем, хлебопродукт или мясопродукт), то она подлежит госрегистрации. Если это просто мясопродукт, то не подлежит, потому что не попадает либо в первую, либо во вторую часть этого раздела.
Раздел III - это Перечень товаров, на которые не требуется представления государственной регистрации. Это всевозможные коллекции, образцы продукции, выставочные экспонаты и т.д. Им надо пользоваться в разрезе разд. II. Это та продукция, на которую не требуется представления госрегистрации, но которая входит в разд. II Перечня. Так, в Перечень товаров, подлежащих госрегистрации, входят косметическая продукция и товары бытовой химии. Сейчас готовится технический регламент Таможенного союза по косметической продукции, и перечень продукции, подлежащей регистрации в соответствии с этим техническим регламентом, будет еще сокращен. Он будет чуть больше Перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 982. Уже сейчас номенклатура подлежащего выдаче свидетельства о госрегистрации продукции сокращена по сравнению с тем, что было до начала работы Таможенного союза, на 80%.

Текущие изменения

Свидетельство о госрегистрации выдается уполномоченными органами сторон: в РФ оно выдается территориальными органами и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Национальные документы, по которым раньше можно было реализовывать продукцию на территории тех стран, где они были выданы, с 1 января 2012 г. перестают действовать и на территории Таможенного союза начинает действовать единый документ.
Решением комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 были утверждены следующие документы: порядок организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза; Единый перечень товаров, подлежащих государственному надзору, включая Единый перечень товаров, подлежащих государственной регистрации санитарными службами трех стран; Единые санитарные требования к продукции; единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции. Но с тех пор в них были внесены изменения. Решением Комиссии ТС от 14 октября 2010 г. N 432 внесены следующие изменения. Из Приложения была исключена необходимость при ввозе образцов подконтрольных товаров представлять сопроводительное письмо изготовителя. Единый перечень был дополнен сносками о том, что сырье, предназначенное исключительно для изготовления парфюмерно-косметической продукции, средств бытовой химии, а также фармацевтической промышленности, не подлежит госрегистрации, то есть вопрос сырья был снят. Раздел III был дополнен товарами, реализующимися в магазинах беспошлинной торговли. Кроме того, был решен вопрос в отношении продукции, которая не подпадала под казахстанское законодательство и не имела национального документа, - казахстанская сторона стала принимать документы на такую продукцию, выданные в России и Белоруссии.
Последние изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 500 "Об утверждении правил осуществления ветеринарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу". В соответствии с этими документами сейчас на границе РФ санитарно-карантинный контроль осуществляется двумя службами: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и таможенными органами в специализированных пунктах пропуска в части документарной проверки. Таким образом, проверка, которая осуществлялась при пересечении границы нашими СКП с проставлением штампа "Ввоз разрешен" или "Ввоз запрещен", в настоящее время осуществляется таможенными органами. Специалисты Роспотребнадзора привлекаются к рассмотрению вопросов только в случае показаний, которые четко прописаны принятыми документами. Безусловно, Роспотребнадзор продолжает контроль за людьми, решая санитарно-карантинные вопросы обеспечения защиты от инфекционных заболеваний, то есть занимается теми видами работ, которыми и занимался, но документарный контроль за продукцией передан таможенным органам, и, соответственно, эти штампы проставляют таможенные органы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Единый Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за подконтрольными товарами союза.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Перечень подкарантинной продукции. Осуществление карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и на таможенной территории Таможенного союза. Характеристика Федерального Закона "О карантине растений". Карантинные мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Исследование порядка ввоза товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю. Порядок оформления товаров, подлежащих государственной регистрации, подтверждающей безопасность продукции. Обзор особенностей таможенного контроля в пунктах пропуска.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза. Процедуры таможенного контроля на морском транспорте при прибытии и убытии судна с таможенной территории. Направления оптимизации таможенного администрирования.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Формы, операции и сроки таможенного контроля. Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Способы идентификации товаров Таможенного союза в продуктах переработки. Уплата ввозных и вывозных таможенных пошлин.

    презентация , добавлен 21.10.2015

    Порядок заявления таможенной стоимости товара. Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на территорию и вывозимых с территории таможенного союза, их содержание и требования.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Основные положения законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Действия санитарной охраны на таможенной границе. Меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012


ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза

Раздел I.
ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
1. Пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), в том числе полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов (из следующих групп единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС): 02-05, 07-09, 11-25, 27-29, 32-34, 35).
2. Товары для детей: игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и т.п.), искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32, 34, 39, 40, 42-44, 46, 48-56, 60-65, 87, 94, 95).
3. Материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38-40, 48, 84, 85).
4. Парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта (из группы ТН ВЭД ТС 33).
5. Химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32-34, 38).
6. Полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32, 39, 40, 42-44, 46, 48, 50, 51, 53, 55- 59).
7. Продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38, 84, 85, 90).
8. Издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 48, 49).
9. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 43, 44, 46, 50-53).
10. Материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 40, 42, 43, 50-60).
11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 25, 26, 28, 68, 69, 72, 74-76, 78-81, 84, 87).
12. Строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 25, 26, 28, 68, 69, 72, 74-76, 78-81, 84, 87).
13. Табачные изделия и табачное сырье (из группы ТН ВЭД ТС 24).
14. Средства индивидуальной защиты (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 40, 64).
15. Пестициды и агрохимикаты (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 31, 38).
16. Материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 44, 45, 48, 63, 70, 73,76).
17. Оборудование, материалы для воздухоподготовки, воздухоочистки и фильтрации (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38-40, 48, 84, 85).
18. Антигололедные реагенты (из группы ТН ВЭД ТС 38).
19. Иные товары, в отношении которых одной из Сторон введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 02-96).
Раздел II

ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, подлежащих государственной регистрации

1. Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.
2. Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.
3. Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.
4. Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.
5. Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.
6. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).
7. Товары бытовой химии.
8. Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
9. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
10. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей
(первый слой).
11. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).
Ввоз и обращение товаров указанных в пунктах 1 – 11 настоящего раздела осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.
Государственной регистрации подлежат впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары, включенные вследующие исчерпывающие позиции ТН ВЭД ТС
в соответствии с вышеперечисленными группами.