Методологическое обоснование перспективного планирования воспитательного процесса содержится в трудах А.С. Макаренко. «Воспитать человека, – подчеркивал Антон Семенович, – значит воспитать у него перспективные пути». В своей педагогической деятельности и научно-методических публикациях великий педагог наглядно и убедительно показал большое значение выдвижения индивидуальных и групповых перспективных линий для развития личности ребенка и формирования детского коллектива. Под перспективой он понимал завтрашнюю радость, к которой стремится коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по продолжительности их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но каждая из них играет значимую роль в обеспечении личностного роста воспитанников. В контексте рассматриваемой нами проблемы становится очевидной педагогическая целесообразность не только оперативного, но и среднесрочного и долгосрочного планирования.
Теперь необходимо разобраться, какой вид планирования называется перспективным. Чаще всего его выделяют при классификации видов планирования в соответствии с длительностью планируемого периода. Перспективным, как правило, называют такой вид планирования, в ходе которого составляется план воспитательной работы на длительный промежуток времени. Названия плана и вида планирования в большинстве случаев совпадают, поэтому план, разрабатываемый в процессе перспективного планирования, именуют также перспективным.
Какой должна быть длительность планируемого периода, чтобы можно было вести речь о перспективном планировании? Существуют два наиболее распространенных варианта ответа на этот вопрос. Сторонники первого варианта ограничивают длительность планируемого периода одним годом. Перспективным они считают план воспитательной работы образовательного учреждения или классного руководителя на учебный год. Нам ближе вторая точка зрения о перспективном планировании, в процессе которого составляется план действий на более длительный промежуток времени – от двух до десяти лет. Мы согласны с мнением П.И. Третьякова, утверждающего, что «для упорядочения планирования можно придерживаться следующей системы планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные (на месяц); индивидуальные планы работы сотрудников на неделю». Вслед за этим специалистом педагогического менеджмента предлагаем классифицировать виды планирования воспитательного процесса в соответствии с критерием длительности планируемого периода таким образом:

  • текущее или календарное (до одного года);
  • среднесрочное (более года, но не более пяти лет);
  • долгосрочное (более пяти лет).

И сразу поясним, что среднесрочное и долгосрочное считаем перспективным планированием.
Наверное, не все педагоги, особенно практические работники, положительно отнесутся к нашему предложению существенно увеличить временной промежуток, на который необходимо планировать воспитательную деятельность. Сразу же в их сознании появятся контуры очередного документа, составление которого вскоре станет обязательным и потребует дополнительных затрат времени и сил. Мы, конечно, тоже выступаем против бумажного бума (бумаготворчества), охватившего в последнее время образовательные учреждения, но отчетливо понимаем, что за один год невозможно воспитать ребенка, развить личность, сформировать коллектив, создать воспитательную систему школы или класса. Для достижения таких целей требуется более продолжительный промежуток времени, и педагогические действия на этот период, разумеется, должны планироваться. Трудно себе представить учителя-предметника без образовательной программы на 4–7 лет, а встретить классного руководителя без перспективного плана можно, как будто воспитательный процесс осуществлять легче, чем обучение.
И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские программы воспитания детей, или разрабатывают концепции воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений, или готовят вместе с учащимися социально-педагогические проекты продолжительностью более года, используя такие методы планирования, как моделирование, программирование и проектирование. Это помогает обеспечивать на протяжении нескольких лет преемственность в воспитательном взаимодействии педагогов с детьми, делать процесс воспитания более продуманным, упорядоченным, результативным.
Но не только продолжительностью планируемого периода следует характеризовать перспективное планирование. Еще одной важной характеристикой является масштабность преобразований (новшеств), осуществление которых должно произойти в планируемый промежуток времени. В.С. Лазарев и М.М. Поташник называют три вида возможных новшеств в образовательном процессе:
1) локальное;
2) модульное;
3) системное.
Чаще всего стратегические преобразования модульного и системного характера выступают предметом перспективного планирования. Не случайно И.Н. Герчикова в учебном пособии «Менеджмент» рассматривает стратегическое и перспективное планирование в качестве синонимов.
Определив основные характеристики перспективного планирования, надо уделить внимание технологическим аспектам его применения в практике воспитательной работы. Главными инструментами педагога, составляющего перспективный план, являются моделирование, программирование и проектирование. Эти методы используются и в краткосрочном планировании, но наибольший эффект они приносят при разработке перспективных планов воспитания школьников.
В настоящее время еще не в полной мере выявлены общие, особенные и единичные черты названных методов, определена сущность каждого из них. Нередко научные и практические работники используют понятия «моделирование», «программирование» и «проектирование» как синонимы, поэтому в публикациях можно встретить выражения: «проектная модель», «проектируется программа», «моделируется проект» и т.п. На наш взгляд, такое употребление понятий не всегда является корректным, ведь между этими методами в процессе воспитательной
деятельности устанавливаются более сложные взаимосвязи, чем отношения сходства. Например, петербургские ученые Е.С. Заир-Бек и В.Е. Радионов справедливо рассматривают моделирование как средство и метод педагогического проектирования, с помощью которого:

  • проигрываются, сравниваются и оцениваются варианты возможных решений;
  • имитируются реальные процессы развития;
  • принимаются решения о выборе одного из альтернативных путей;
  • предъявляются проектные решения заказчику.

В публикациях В.С. Безруковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой моделирование выступает частью, этапом проектирования педагогических систем. В методическом пособии «Как создать программу воспитания в образовательном учреждении» И.В. Цветкова называет моделирование и программирование видами проектирования. Исследователь А.Н. Дахин обращает внимание на схожую логику и последовательность действий субъектов моделирования и проектирования. Не случайно практические работники затрудняются ответить на, казалось бы, простой вопрос: «Чем вы занимаетесь: моделированием или проектированием?»
Мы полагаем, что нельзя забывать и об отличиях моделирования, программирования и проектирования. К примеру, существуют два важных отличия между моделированием и проектированием: во-первых, с помощью метода моделирования формируются представления о прошлом, настоящем и будущем изучаемого явления, а проектирование ориентировано только на будущее состояние, на создание опережающей проекции предстоящей деятельности; во-вторых, моделирование предполагает обязательное установление связей аналогии между моделью и ее прототипом, а в проектировании возможно даже отсутствие этих связей (например, при использовании метода фантастических проектов), если создается то, что не имеет аналогов в настоящей реальности и не будет иметь их в будущем.
Перечисляя общие и отличительные черты методов перспективного планирования, следует заметить, что ученым еще предстоит более детальное и глубокое изучение сущности каждого из них, возможностей и условий применения в педагогической деятельности. Важную роль в этом могут сыграть успешные попытки практиков-экспериментаторов использовать моделирование, программирование и проектирование в процессе планирования и осуществления процесса воспитания детей.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1997.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4.
4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2008.
6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 5. – М., 1958.
7. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004.
9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., 1997.
10. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995.
11. Цветкова И.В. Как создать программу воспитания в образовательном учреждении. – М., 2006.

Технико-экономическое планирование – это планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий на определенный период (месяц, квартал, год). Основная форма – план экономического и социального развития предприятия на год. До перехода на рыночные отношения его называли техпромфинпланом, а в настоящее время – бизнес-планом.

Планирование экономической деятельности предприятия – это базовая часть всей системы отраслевого и народнохозяйственного планирования. В связи с тем, что предприятие – это базис, через который реализуются отраслевые планы и планы экономического развития государства, поэтому очень важно обеспечить качественную проработку всех показателей плана, учесть требования лесной политики государства, состояние и перспективы спроса и предложения на лесные товары.

По срокам действия планы подразделяются на перспективные (5, 10, 15, 20 лет) и текущие (месячные, квартальные, годовые). В этой связи различают перспективное и текущее планирование.

Перспективные планы в зависимости от срока их действия и степени детализации плановых показателей подразделяются на среднесрочные и долгосрочные.

Среднесрочное планирование осуществляется на период 1 – 5 лет. Оно может совмещаться с текущим. В этом случае составляется скользящий пятилетний план с детализацией показателей первого года пятилетки.

Долгосрочное планирование охватывает период 10, 15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию развития предприятий отрасли. В качестве примера можно назвать стратегический план развития лесного хозяйства Беларуси на период до 2015 года. Исходя из целей и задач отрасли, он показывает пути и методы их достижения и основные параметры развития.

Надежность и обоснованность перспективного планирования зависит от знания состояния экономики отрасли, проблем технического и социального развития и др.

На основе национальной стратегии, которая разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период, разрабатываются основные направления социально-экономического развития на 10-летний период с погодовой разработкой первой половины периода. В них определяются цели социально-экономического развития, пути и цели их достижения.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на 5-летний срок. В ней отражаются оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период, концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, макроэкономическая политика, инвестиционная и инновационная политика, внешнеэкономическая деятельность, социальная политика, проблемы экологии и охраны окружающей среды. Данные программы используются для разработки ежегодного прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.



Годовой прогноз социально-экономического развития – исходная база для составления проектов республиканского и местного бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики государства.

Наряду с прогнозами социально-экономического развития важнейшую роль играют прогнозы научно-технического прогресса, в частности в лесном хозяйстве. На их основе определяются потенциальные возможности отрасли в отдаленной перспективе, изучается закономерности роста и развития лесных экосистем, динамика породно-возрастной структуры лесов, развитие спроса и предложения на продукцию и услуги лесного хозяйства, разрабатывается концепция развития.

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов их развития, общий замысел осуществления конкретного вида деятельности. Это основная идея и пути достижения поставленных целей, формы и характер производственно-хозяйственной деятельности.

Так концепция устойчивого развития лесного хозяйства до 2015 года предполагает совершенствование его организационно-экономических основ и повышение эффективности функционирования, развитие лесохозяйственных предприятий на принципах системности и самофинансирования, многоцелевого и рационального лесопользования при одновременном повышении природно-ресурсного потенциала.

Текущее планирование охватывает период до 1 года. Его результат –годовые, квартальные и месячные планы хозяйственной деятельности предприятий.

Стратегическое планирование определяет основные направления и параметры развития предприятия или отрасли на долговременную перспективу, исходя из основных целей и задач развития лесного хозяйства.

Тактическое планирование непосредственно связано с осуществлением отдельных этапов решения задач, предусмотренных стратегическим планом. В рамках тактического планирования составляется план экономического и социального развития предприятия, программа его производственной и социальной деятельности на планируемый период.

Оперативно-календарное планирование – это завершающий этап текущего планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Это внутрипроизводственное планирование, задачи которого – доведение плановых заданий до производственных подразделений и обслуживающих производств, цехов, лесничеств, технических участков, производственных бригад и рабочих мест на месяц, декаду, недель, день, смену.

Эффективное оперативно-календарное планирование позволяет обеспечить согласованную и слаженную работу подразделений и звений предприятий и на этой основе результативность экономики предприятия в целом.

Ограничение горизонта планирования 1-5 годами, (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

План реализации продукции (программа сбыта). На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации. Она является основой разработки плана производства.

  • 1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.
  • 2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:
    • -- освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции;
    • -- внедрение прогрессивных технологий;
    • -- повышение уровня механизации, автоматизации производства;
    • -- совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии;

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах. По каждому направлению инновационной деятельности разрабатываются конкретные мероприятия, рассчитываются необходимые объемы инвестиций и ожидаемый экономический эффект (в форме изменения прибыли или необходимого капитала). В зависимости от целей, определенных стратегическим планом предприятия, расставляются приоритеты инновационной активности. Это позволяет сосредоточить ограниченные инвестиционные ресурсы на направлениях, наиболее значимых для предприятия.

  • 3. Капитальное строительство. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций. Одновременно для строительно-монтажных работ определяется метод их ведения (подрядный, своими силами и др.).
  • 4. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения (основные поставщики, наличие долгосрочных договоров о поставке, производственная кооперация, обеспеченность ограниченными ресурсами и т.п.), а также повышение эффективности их использования и хранения.
  • 5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы повышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при иных формах оплаты труда.
  • 6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.
  • 7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.
  • 8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

Процедура разработки перспективного плана состоит из следующих этапов.

На первом этапе уточняются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

На основе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой также учитываются необходимые расходы на охрану окружающей среды, оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На следующем этапе осуществляется анализ динамики себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости и оценивается его эффект.

Завершающим этапом составления перспективного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода.

Большую роль при разработке перспективного плана развития предприятия имеют экономико-математические методы и использование современной вычислительной техники. Помимо автоматизации расчетных процессов использование ЭВМ позволяет проанализировать различные варианты развития фирмы при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (изменение налоговой политики и таможенного законодательства, отмена или введение льгот, рыночные колебания спроса на Продукцию, динамика цен и т.п.). Многовариантность плана позволяет провести его оптимизацию, т.е. из множества вариантов выбрать один, который позволяет добиться оптимального значения выбранных в качестве критериев показателей при соблюдении существующих ограничений.

Многовариантность обеспечивается изменением отдельных показателей при прочих постоянных и расчетом плана с учетом внесенных изменений.

Следующий уровень конкретизации плана -- этап краткосрочного планирования, расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Исходными документами для его составления являются:

  • -- перспективный план развития предприятия;
  • -- изменения законодательной базы, влияющие на результаты производственно-хозяйственной деятельности;
  • -- уточненные данные маркетинговых исследований в области спроса на продукцию и динамика цен за предшествующий период;
  • -- отчеты предприятия за истекший год по производству, реализации и основным финансовым показателям;
  • -- планы-графики инвестиционных затрат и погашения кредиторской задолженности на планируемый период с учетом дефицита (профицита) за предшествующий период;
  • -- изобретения, патенты, рационализаторские предложения дополнительно к программе освоения нововведений на планируемый год.

Годовой план составляется в несколько этапов.

Начинается планирование с формирования проекта годового плана. На этом этапе осуществляется анализ результатов предшествующего года и работы предприятия за первое полугодие текущего года, на основе чего производятся предварительные расчеты использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых возможностей предприятия с допущением, что все действия администрации предприятия в плановом периоде будут такими же, как в предшествующих. Целью предварительных расчетов является составление ориентировочной производственной программы на планируемый год, на основе которой будет выполнен прогнозный расчет прибыли предприятия.

Даже если не произойдет существенных изменений в управлении предприятием и будет принято решение о производстве такого же объема продукции, как и в предшествующем периоде, величина прибыли по прогнозу будет отличаться от отчетной величины за рассматриваемый год.

Подобное отклонение является прямым следствием изменения внешних условий хозяйствования, которые необходимо учесть при прогнозируемых расчетах.

Наряду с изменениями внешних условий могут произойти некоторые перемены внутри самого предприятия. Например, в соответствии с перспективным планом, на планируемый год предусмотрено начало внедрения новой технологии, осуществление инвестиционного проекта, изменение качественного или количественного состава работников и т.п.

После учета соответствующих изменений предварительный расчет по прибыли принимает скорректированный вид и может являться основой для осуществления последующих этапов планирования. Расчеты, основанные на анализе предшествующего периода без рассмотрения возможных перемен в управлении предприятием, относятся к пассивной стадии планирования. Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана составляется плановый баланс, предприятия на будущий год и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности, а также анализируется соотношение показателей рентабельности и ликвидности. Если эти показатели свидетельствуют о стабильном экономическом положении предприятия, план принимается.

Естественно, что в условиях высокой неопределенности, нестабильности внешних экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

Перспективное планирование ориентировано на долгосрочный период порядка 10-15 лет и определяет основные направления развития предприятия. В ходе перспективного планирования решаются вопросы о расширении области хозяйственной деятельности, об освоении новых видов продукции и услуг и определяются основные направления осуществления инвестиций, совершенствование технологий производства, кадровой политики, а также организацией производства и труда. Учитывая изменчивость рыночной коньюктуры, перспективное планирование не предусматривает достижения конкретных количественных показателей и, как правило, ограничивается разработкой важнейших направлений и характеристик развития предприятия, которые конкретизируются в среднесрочных и краткосрочных программах.

Среднесрочные планы разрабатываются на период от 3 до 5 лет. Основные задачи: развитие производственных мощностей, системы договоров, определяющих сбыт продукции, освоение новой продукции, освоение новых рынков, финансовую политику предприятия, совершенствование системы управления персоналом и системы материально-технического снабжения. В отличие от перспективного плана, среднесрочные разрабатываются не только для предприятия в целом, но и дл его отдельных производственных подразделений.

Текущие планы разрабатываются на 1 год и представляют собой детализацию среднесрочных планов. Основные планируемые показатели: объем производства, задание по материально-техническому обеспечению предприятия и сбыту продукции, финансовые результаты и экспортные показатели.

Календарные планы составляются на полугодие, квартал и месяц. Детализируются задания текущего плана. Они разрабатываются на основе полученных заказов, степени использования производственных мощностей, наличие материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, а также перспектив изменения состава основных производственных фондов.

Стратегическое планирование по времени осуществления совпадает с перспективным (10-15 лет). Отличие заключается в целях приоритетно-рассматриваемых в этих видах планов, а также в методологии к осуществлению планирования. При перспективном планировании, как правило, используется метод экстраполяции, предполагающий на базе достигнутых результатов располагаемой ресурсной базы и оптимистичной оценки развития макроэкономической коньюктуры определения возможных показателей развития предприятия в будущем. Стратегические планы, в отличие от перспективных, ориентированы на инновационный характер развития. На базе научного анализа проблем, с которыми может предприятие столкнуться в будущем, и, исходя из НТП, предприятием определяется стратегия развития. Эта стратегия предусматривает получение долгосрочных конкурентных преимуществ за счёт освоения новой продукции и выхода на новые рынки. Существенной проблемой многих предприятий является то, что стратегическим планированием не занимаются.


Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе тактического планирования выявляются резервы для увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения затрат и экономии капитальных сложений. Тактическое планирование осуществляется на уровне предприятия и его отдельных подразделений. Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов. Они нацелены на упорядочение ежедневной работы предприятия и его отдельных подразделений. Для этого составляют систему бюджетов (система источников доходов и расходов) по каждому отдельному производственному подразделению. В основном оперативное планирование осуществляется на уровне производственных подразделений. На основании этих планов составляется конселигированный бюджет предприятии и его финансовый план, содержащий информацию о доходах и расходах, объемах продажи, движении денежных средств, о плате налогов, дивидендов и т.д.

На макроэкономическом уровне осуществляется директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия государственными органами решений, имеющих обязательный характер для исполнения на предприятии. Эти планы обычно адресны и детализированы. В условиях рыночной экономики директивное планирование обычно используется для решения задач общенационального масштаба (оборона, социальная политика, защита окружающей среды и т.д.). На уровне отдельных предприятий директивное планирование применяется к унитарным предприятиям.

Индикативное планирование широко используется на макроэкономическом уровне в условиях рыночной коньюктуры. Индикативный план не является обязательным для исполнения. Он носит рекомендательный направляющий характер. Задание индикативного плана называются индикаторами, которые представляют собой показатели, характеризующие эффективность функционирования национальной экономики. Показатели, характеризующие состояние рынка ценных бумаг, финансов, уровень инфляции, курсы валют, качество жизни населения и т.д. На уровне отдельных предприятий индикативное планирование используется при разработке перспективных планов.

Перспективное и текущее (годовое) финансовое планирование предприятия

Классификация финансового планирования: перспективное, текущее (годовое), оперативное. финансовый планирование оперативный годовой

Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, т.к. является составной частью общей стратегии экономического развития. На финансовую стратегию воздействует ряд факторов: динамика макроэкономических процессов и тенденция развития отечественного финансового рынка, с учетом зависимости от мировых финансовых рынков, отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности. На основе финансовой стратегии разрабатывается финансовая политика предприятия, которая проводится путем амортизационной, налоговой, дивидендной, эмиссионной, инвестиционной и другими политиками. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, т.е. предвидение возможного состояния и условий финансов предприятия на длительную перспективу. Результатами перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • 1) прогноз отчета о прибылях и убытках;
  • 2) прогноз движения денежных средств;
  • 3) прогноз бухгалтерского баланса;

Целью построения этих документов является оценка финансового положения на конец планируемого периода. Текущее финансовое планирование заключается в составлении годового финансового плана, который разрабатывается поквартально или помесячно. Процесс составления годового финансового плана можно рассмотреть на примере составления движения денежных средств, т.е. плана финансирования по кварталам. План движения денежных средств отражает притоки и оттоки денежных средств.

План движений денежных средств

Разделы(статьи)

I. Поступления (приток денежных средств)

От текущей деятельности:

1. от реализации

2. прочие поступления

От инвестиционной деятельности:

1. выручка от прочей реализации

2. доходы от внереализационных операций

3. доходы по ЦБ

4. накопления по СМР (строительно-монтажные работы)

5. прочие поступления

От финансовой деятельности:

1. увеличение уставного капитала

2. увеличение задолженности

2.1 получение новых займов

Всего доходов:

II. Расходы (отток денежных средств)

По текущей деятельности

1. затраты на производство и реализацию продукции

2. платежи в бюджет

3. выплаты из фонда потребления

4. прирост СОС (собственных основных средств)

1. инвестиции в ОС и НМА

1.1 капитальные вложения производственного значения

1.2 капитальные вложения непроизводственного значения

  • 6 000
  • 3 720

2. затраты на проведение НИОКР

3. платежи по лизинговым операциям

4. долгосрочные финансовые вложения

5. расходы по прочей реализации

6. расходы по внереализационным операциям

8. прочие расходы

По финансовой деятельности

1. погашение долгосрочных ссуд

2. уплата процентов по долгосрочным ссудам

3. краткосрочные финансовые вложения

4. выплата дивидендов

5. отчисления в резервный фонд

6. прочие расходы

Всего расходов:

По текущей деятельности

По инвестиционной деятельности

По финансовой деятельности

План считается полным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита.

Далее при составлении финансового плана, на первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, т.к. она является частью себестоимости продукции и предшествует плановым расчетам прибыли. На втором этапе определяются расходы на сырье, материалы, прямые издержки, на оплату рабочей силы и накладные расходы. В результате происходит составление сметы затрат на производство и реализацию продукции. На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка. Эта величина изменяется в текущем году в результате:

  • 1) себестоимости сравнимой продукции;
  • 2) цен на реализацию продукции;
  • 3) цен покупных материалов и комплектов;
  • 4) оценки основных фондов и капитальных вложений предприятия.

На этапе составления годового финансового плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по выпуску продукции со спросом и предложением на рынке, т.е. служба маркетинга определяет: какой объем продукта следует поставить на рынок и разрабатывает номенклатуру требований покупателя. Эти требования должны быть одобрены руководством предприятия, которые должны быть включены в план производства на основе производственных мощностей, наличия оборудования, опыта рабочих.

Необходимым условием разработки финансового плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Заключительным документом годового финансового плана является плановый расчет прибыли/убытков, в котором уточняется запланированный объем получения прибыли на предстоящий год.

В результате запланированных мероприятий при составлении финансового плана на конец планируемого года необходимо отразить все изменения в активах и пассивах:

  • 1) по капитальным вложениям;
  • 2) пополнение собственных оборотных средств;
  • 3) ремонт ОС;
  • 4) привлечение краткосрочных и долгосрочных кредитов и их погашение;
  • 5) финансирование культурных объектов и мероприятий;
  • 6) формирование портфеля ЦБ;
  • 7) привлечение средств посредством эмиссии ЦБ;
  • 8) взаимоотношения с иностранными участниками;
  • 9) взаимоотношения с бюджетом;
  • 10) взаимоотношения со страховыми органами и другими финансовыми институтами.

В настоящее время основой финансового планирования служат показатели бизнес-плана, эта форма внутрифирменного планирования производственной и коммерческой деятельности стала широко применяться в последние годы.

Бизнес план содержит следующие расчеты и прогнозы:

  • 1) производственная программа предприятия (объем выпуска в натуральном выражении, цена продукции, объем продаж в денежном выражении);
  • 2) потребность в основных фондах по первоначальной стоимости;
  • 3) потребность в ресурсах на производственную программу, т.е. наименование ресурсов, их стоимость, стоимость транспортировки;
  • 4) потребность в персонале и з/п;
  • 5) смета расходов и калькуляция себестоимости;
  • 6) потребность в оборотном капитале, т.е. запасов и денежных средств;
  • 7) прогнозирование финансовых результатов;
  • 8) потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников их финансирования;
  • 9) модель дисконтированных денежных потоков;
  • 10) прогнозирование бухгалтерского баланса;
  • 11) расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспечение собственными средствами.

Однако бизнес-план неполно затрагивает финансовые аспекты при разработке потребностей в оборотном капитале, прогнозировании финансовых результатов и формировании источников финансирования инвестиций, поэтому внутрифирменное планирование нельзя ограничить только составлением бизнес- плана. В связи с этим, необходимо создание финансового плана (баланс доходов и расходов). При этом, эти два плана должны быть взаимоувязаны. Структура финансового плана совершенствуется и в настоящее время составляется по следующим разделам:

I. Доходы и поступления средств:

  • 1. прибыль и убыток по видам деятельности;
  • 2. амортизационные отчисления по видам;
  • 3. отчисления в ремонтный фонд;
  • 4. прирост по устойчивым пассивам;
  • 5. получение долгосрочных кредитов банка;
  • 6. бюджетные ассигнования;
  • 7. средства иностранного участника;
  • 8. прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств:

  • 1. платежи в бюджет;
  • 2. капитальные вложения;.
  • 3. отчисления в фонд накопления, потребления; резервные фонды;
  • 4. выплата дивидендов;
  • 5. прирост собственных оборотных средств;
  • 6. погашение долгосрочных кредитов;
  • 7. расходы по содержанию социально-культурных объектов;
  • 8. ремонт основных средств;
  • 9. прочие расходы.