Планирование может рассматриваться в качестве особой формы общественной деятельности или специфичной функции управления. Оно выступает в виде эффективного инструмента реализации государственных программ. В качестве основных объектов этой деятельности в масштабах страны выступают социальная сфера и экономика. Директивное планирование - одна из форм реализации программ, использовавшаяся в советское время. Рассмотрим ее подробнее.

Общие сведения

Социалистическая экономика обладает рядом специфических черт. Она обеспечивается особой формой управления народнохозяйственным комплексом. В качестве нее выступает централизованное планирование. Несмотря на то что советский режим остался в прошлом, в настоящее время эта форма управления зачастую используется наряду с рыночными механизмами. В первую очередь это обусловлено тем, что при формировании новых условий функционирования народнохозяйственного комплекса необходимо прогнозировать перспективы развития.

Цели

Планирование представляет собой процесс принятия решений, базирующийся на обобщении исходных данных. Он предполагает определение и научное обоснование целей, путей и средств их достижения с помощью сравнительной оценки различных вариантов и выбора оптимального из них в условиях ожидаемого развития. Государственное планирование связывает все производственные факторы, обеспечивает поддержание сбалансированности стоимостных и натурально-вещественных потоков. Оно способствует эффективному и рациональному использованию имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач. Суть деятельности сводится не к разработке и доведению многочисленных результатов до непосредственных исполнителей, а в постановке целей предполагаемого развития и выработке средств для их реального достижения. В зависимости от формы проявления различают стратегическое, индикативное и директивное планирование. В современных условиях наиболее распространенными считаются первое и второе.

Директивная система планирования

Она предполагает разработку программ, обладающих силой юридического закона, а также средств и механизмов их реализации. Созданные схемы обязательны для исполнения. При этом определяются должностные лица, ответственные за весь процесс. Многие люди старшего поколения прекрасно знают, что такое госплан. СССР и восточноевропейские страны часто использовали рассматриваемую схему в управлении народнохозяйственным комплексом. С помощью разработанных программ правительство прямым образом воздействовало на все его сферы и звенья. Госплан СССР носил адресный характер и отличался исключительной детализацией. Между тем на практике он достаточно часто так и оставался на бумаге, чем полностью себя дискредитировал.

Специфика

Директивное планирование - это форма управления, предполагающая строгое соблюдение дисциплины, ответственность предприятий, должностных лиц, хозяйственных органов за невыполнение поставленных задач. Оно сопровождается строгим контролем выпуска продукции и распределением ресурсов. Каждый поставщик привязан к своему покупателю, а потребитель, в свою очередь, знает, от кого он получит комплектующие, полуфабрикаты, сырье. Министерство экономики решает, сколько, как, когда изготавливать, по какой стоимости и кому продавать. Инициатива хозяйствующих субъектов при этом полностью исключена.

Реализация

Директивное планирование - это такая форма управления, при которой устанавливаются адресные задания и распределяются ресурсы, необходимые для их выполнения. При монополизме государственной собственности централизованное планирование охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В качестве основных рычагов выступают:


В процессе разработки схем исполнители не играют главную роль. Разработчики программ осуществляют централизованное снабжение, принимают на себя обязанность по материально-техническому обеспечению достижения показателей. При этом зачастую доведение разработанных программ не подкрепляется выделением необходимых ресурсов. В таких случаях план становится бременем.

Структурные элементы

При всем многообразии форм собственности Министерство экономики часто использует компоненты прежних схем управления в госсекторе и бюджетном финансировании. Эти элементы, в частности, включаются в программы:

  1. Поставок продукции для федеральных госнужд.
  2. Развития государственного сектора экономики.
  3. Принятые на финансирование из федерального бюджета.

Директивное планирование - это способ управления, полностью исключающий воздействие рынка на хозяйственную систему. Разрабатываемые программы выносят на макроуровень практически все микроэкономические показатели. При этом предприятия не обладают автономией. При принятии решений исключается оценка микроэкономических точек. Место рынка занимает план, цены - объем, кредитов - финансирование, товарного обмена - дезагрегирование и агрегирование, предложения и спроса - баланс. Директивное планирование - это исключительно административная процедура. Ее течение не связано с использованием стоимостных механизмов.

Опыт управления

Переход от централизованного планирования к прочим его формам предполагает, в первую очередь, устранение противоречий интересов между исполнителями и разработчиками программ. Для успешного достижения общих целей схемы не должны доводиться в форме заданий. Их разработку необходимо поручать непосредственным исполнителям. Между тем достаточно неудачный опыт прежних лет не должен мешать использовать директивное при решении общенациональных проблем. Следует понимать, что данная схема, выступая как альтернатива рыночной самонастройке, не будет ее антиподом. Она является важным инструментом, который используется не только государством в целом, но и сферой бизнеса в частности.

Значение

Директивное планирование применяется в тех ситуациях, когда необходимо решить глобальные проблемы. Эта форма управления народнохозяйственным комплексом весьма эффективна при индустриализации страны, формировании оборонного потенциала, структурном преобразовании промышленных предприятий и пр. Однако применять централизованное планирование целесообразно в отягощенных, критических ситуациях. Например, в условиях стихийного бедствия, войны, депрессии, кризиса. Масштабы и сроки директивной политики при этом должны быть ограничены.

Альтернативное решение

В настоящее время наибольшее распространение в мире получило индикативное планирование. Оно выступает в качестве средства реализации социальной и хозяйственной политики правительства, основного метода влияния на функционирование рыночного режима. Индикативное планирование способствует эффективному решению множества проблем в случаях. Оно используется тогда, когда только рыночных механизмов без государственного вмешательства крайне недостаточно.

Особенности схемы

Рекомендательное (индикативное) планирование представляет собой процесс формирования комплекса показателей, посредством которых характеризуется развитие и общее состояние народнохозяйственного сектора. Эти параметры соответствуют государственной политике и предполагают определенные меры правительственного воздействия на процессы. Индикаторами развития являются показатели, отражающие эффективность, структуру и динамику хозяйственной сферы, состояние и характер обращения финансов, рынка ценных бумаг и товаров, качество жизни граждан, уровень взаимодействия с зарубежными торговыми партнерами и пр. Внутренне сбалансированный комплекс этих параметров позволяет получить количественную оценку государственной деятельности в социально-хозяйственной сфере, на реализацию которой ориентируются меры госрегулирования.

Суть индикативного планирования заключается в обосновании задач, целей, методов и направлений политики государства. Оно выступает в качестве эффективной формы взаимодействия всех федеральных институтов управления как друг с другом, так и с региональными представительствами в интересах развития хозяйственного сектора и отдельных его компонентов. Роль индикативного планирования состоит в непосредственном указании участков, в которые необходимо вмешаться государству в строго определенных случаях. Власть не воздействует прямо на предприятия, однако крупные компании заинтересованы в сотрудничестве с правительством, поскольку нуждаются в поддержке при привлечении зарубежных инвестиций, продвижении своей продукции на мировые рынки и пр. Индикативные планы не сковывают инициативу бизнеса. Вместе с этим они позволяют наметить единый курс управления фирмами, проинформировать предприятия о потенциальном спросе, ситуации в смежных отраслях, положении дел на рынке труда и так далее. Без планирования невозможно обосновать инвестиции. Разработанные программы оказывают влияние на государственные расходы. Планирование позволяет органично соединять социально-экономические концепции, прогнозы состояния хозяйственной сферы, комплекс регуляторов, объемы федеральных капвложений, поставки для госнужд, вопросы управления госпредприятиями.

Эффективность

Индикативное планирование базируется на приоритетах, под которые формируются стимулирующие механизмы. На этапе перехода к рыночным отношениям оно выступает как объективное и закономерное продолжение и развитие прогнозного процесса. Это обуславливается тем, что в последний входит достаточно много компонентов. Кроме, собственно, самого прогноза, в процесс анализа включены госпрограммы, комплекс регуляторов, поставки для госнужд, объемы федеральных капвложений и пр. То есть, процедура анализа выходит за рамки обычного предвидения ситуаций. Эффективность индикативных планов доказана международной практикой. В особенности результативными стали схемы в Японии и Франции. Опираясь на правительственный сектор, они придают ускорение темпам развития национальной экономики.

Долгосрочные перспективы

Директивное и индикативное планирование в идеале используются в течение относительно непродолжительного времени. На долгосрочную перспективу направлены стратегические программы. Этот вид планирования предполагает установление конкретных целей, формирование и выделение средств, которые необходимы для их достижения. В данном случае в качестве основной задачи выступает установление правильного соотношения между элементами. Стратегические цели касаются удовлетворения нужд людей. На формирование потребностей влияние оказывают как внешние, так и внутренние факторы. При ограниченности ресурсов, что характерно для любой страны, выбор ключевых целей сопровождается расстановкой приоритетов.

Специфика стратегических программ

В качестве отличительных черт данной формы планирования следует выделить:

  1. Формирование целей, обладающих определяющим значением для народнохозяйственного комплекса.
  2. Ресурсное обеспечение реализации задач.
  3. Учет воздействия внутренних и внешних условий.

Цель стратегических программ заключается в формировании достаточного потенциала для предстоящего успешного развития народнохозяйственного комплекса. Реализация программ осуществляется в течение разного времени. В зависимости от периода действия выделяют долгосрочные (рассчитанные на 10 и более лет), среднесрочные (5 лет) и текущие (годовые) схемы. На практике применяются все указанные разновидности планов. Это обеспечивает преемственность программ и достижение разноудаленных по времени целей.

Особенности программирования

В процессе перехода к рыночным отношениям процесс планирования претерпевает различные изменения. Его разновидностью является программирование, в задачи которого включается обеспечение решений ключевых вопросов, касающихся экологических, социальных, научно-технических, отраслевых, региональных и прочих проблем. Этот процесс необходим для формирования комплексного подхода и целенаправленного распределения ресурсов. Программы могут создаваться на любом уровне иерархии. Вместе с этим разработанный проект всегда выступает как адресный документ индикативного либо директивного характера.

Классификация

В зависимости от направления действия, содержания и объекта программы могут быть научно-техническими, социально-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными, целевыми, чрезвычайными и пр. Региональные и являются комплексными. Они затрагивают общехозяйственные вопросы и отражают предпочтительные вариант развития социально-экономической сферы государства в целом либо его региона в частности. Чрезвычайные программы, как правило, составляются на непродолжительный срок. Они используются в государстве при критических ситуациях: массовой безработице, кризисе, опасной инфляции и пр. При их реализации достаточно активно применяются инструменты административного воздействия.

Среди методов планирования, которые до недавнего времени были распространены в странах с различными общественными формациями, - генетический и теологический методы. Генетический основывается на анализе происхождения и развития социально-экономических процессов, природно-климатических условий, природных особенностей и создании на их основе научно обоснованного прогноза и предсказания на перспективу с учетом объективных экономических законов, на основе которых разрабатывается национальный план, только после этого может использоваться для проведения конкретных действий. Теологический метод сформирован на признании развития общества в соответствии с предварительно определенной цели, которая превосходит все другие факторы, что приводит приоритетность субъективного подхода в выборе цели и путей ее достижения. Отсюда воля отдельных лиц или групп противопоставляется объективным законам, в результате чего снижается эффективность планирования и его общая целесообразность в рамках конкретной экономической системы. Теологический метод планирования - достояние командно-административной экономики, с крахом которой он также практически ушел в небытие.

Рассмотрим два основных вида планирования - директивное и индикативное.

Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. В условиях командно-административной экономики за монополии государственной собственности на основные средства производства планирования распространяется на все аспекты жизни общества. Главными рычагами такого планирования является бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды на материально-технические ресурсы и государственный заказ.

В условиях рыночной экономики за многогранности форм собственности элементы директивного планирования хранятся в государственном секторе. Переход от директивного планирования к другим его форм прежде всего предусматривает устранение противоречий между органами по созданию плановых документов и их исполнителями. Планы разрабатываются непосредственно исполнителями, а не директивно приходятся в виде задач. Такая методология планирования возможна только при эффективном функционировании чисто рыночных составляющих экономики свободной конкуренции.

Достижениями централизованно директивного планирования являются:

Накопленный опыт прогнозирования хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен мирового рынка);

- Использование принципа приоритета решения средне- и долгосрочных задач перед текущими;

- Применение процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном аспектах;

- Глубоко и многосторонне разработаны идеи оптимизации принятия решений;

- Полученный богатый опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях.

К недостаткам такого планирования относятся:

- По своей природе оно может работать только при высокой степени выполнения планов;

Отсутствие в системе централизованно директивного планирования компенсаторов и резервов приводило к тому, что даже небольшие сбои в отдельных звеньях экономической системы вызывали значительные срывы планов у смежников;

- Использование процедур планирования "от достигнутого";

- Принудительное повышение "напряженности плана";

- Ориентация на рост валовых показателей, а не эффективности производства;

- Система планирования основывалась на неудовлетворении спроса;

- Заформализованность финансовых ограничений на макро- и микроуровне;

- Неблагоприятные условия для создания и внедрения новой техники и технологий;,

Приписки и другие формы искажения информации. Неэффективность распространение директивного планирования на все

аспекты жизни общества иллюстрирует опыт Советского Союза. Еще в 20-х годах XX в. многие экономисты и государственные деятели активно обсуждали опасность зарождения централизации в планировании, отстаивая возможность и объективную потребность функционирования товарно-денежных отношений и способов их планомерного регулирования. Например, Н. Бухарин предупреждал о негативных последствиях переоценки планового централизма без учета элементов стихийности в развитии народного хозяйства, особенно крестьянского рынка.

Среди ведущих ученых, внедряли это направление в жизни, значительную роль играет фигура Н. Кондратьева. Он доказал, что разработка оптимального перспективного плана возможна на основе анализа развития экономики, конъюнктуры рынка и прогнозирования его на будущее. Ученый ставил вопрос о полном изучения конъюнктуры, климатических и природных условий, экономических законов, особенностей территорий и др. Для принятия плановых документов нужны знания и прогноз. Особый акцент делался на том, чтобы в процессе определения конкретных показателей в планах использовать различные методы экономического анализа с целью выявления объективных закономерностей и действия потенциальных субъективных факторов в плановом периоде. Также он определил категории, на которых должна формироваться план. В практике планирования при обсуждении первых пятилетних планов М. Кондратьев отстаивал позицию сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства, включая сельское хозяйство и промышленность.

Низкую эффективность планирования в Советском Союзе можно объяснить, поделив ее многочисленные факторы на две основные группы:

1) планирование формировалось на непосредственном государственном распределении ресурсов без использования товарно-денежных отношений. Оно было идеализированное как эффективное средство управления народным хозяйством;

2) методологические подходы практического использования планирования не всегда основывались на интересах общества, а в большей степени на применении командно-административных методов.

Мероприятия по улучшению планирования, которые осуществлялись в ЗО-80-е годы, были оторваны от реальности, поэтому не дали желаемых результатов. При планировании не считались интересы регионов, не были отработаны методы регулирования общегосударственных и региональных процессов. После 20-х лет не наблюдалось территориальный аспект народнохозяйственного планирования.

Индикативное планирование - ориентация частных предприятий на выполнение задач, которые формирует государство.

Индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваются под мощного "игрока "" в рыночной системе - государство, даже если для них это и не обязательно.

Такое планирование выполняет координационную функцию, то есть предусматривает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Различают следующие формы индикативного планирования:

- Конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития возникла необходимость согласовать бюджеты с показателями прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке середньостро-ных, а в результате и долгосрочных прогнозов;

- Структурная, возникшая в связи с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и других мер государственной поддержки в рамках селективной структурной политики;

- Стратегическая - по мере развития смешанной экономики и глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую форму, суть которой заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую позицию в реализации которых принимает на себя государство.

Индикативное планирование является способом привлечения самостоятельных субъектов рынка при взаимовыгодном сотрудничестве с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно не сдерживает инициативу частного бизнеса, помогает определить направления развития, информирует заинтересованные стороны о потенциальном спросе, ситуацию в смежных отраслях, рынок рабочей силы и т.

Разработка индикативного плана предусматривает оценивание устойчивости экономики, анализ макропропорций, определение приоритетов и задач хозяйственного комплекса. Поэтому он должен сопровождаться ресурсным обеспечением, для чего создают балансы финансовые, трудовые, топливно-энергетических ресурсов, экспорта и импорта товаров широкого потребления и длительного пользования и т.

Планы разрабатывают на всех уровнях управления, каждый из которых определяет свои цели и приоритеты развития, предварительно согласовывая их с приоритетами высших органов управления. На отдельных территориях могут разрабатывать подпрограммы, которые отличаются в зависимости от поставленных целей и средств их реализации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕРЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. ЗАВОДОУКОВСКЕ

Контрольная работа

По дисциплине: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

На тему: «Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом ».

Выполнил:

Студент IV курса ОЗО

Специальность «ФиК»

1261 группа

Научный руководитель

Каменец М.Ю.

г.Заводоуковск, 2010г.

Директивное планирование…………………………………………..3

Индикативное планирование………………………………………....3

Планирование бюджета нормативным методом……………………5

Список используемой литературы…………………………………..9

Директивное планирование.

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов,

имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а

должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих

субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены,

прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко

контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования

является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника –

государства. Важным условием применения директивного планирования является

использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем

СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства,

для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый

Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические

показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали

из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

Соответственно из плана производства строился план распределения продукции,

служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик

привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей

продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты,

комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны

и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в

государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так

называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его

естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут

и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном,

уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и

сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Индикативное планирование.

Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее

госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке

системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий

определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование,

бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования

решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной

поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под

негосударственными носителями экономического управления понимаются институты

местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-

промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации

участников рынков, и т.д.)»

В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально-

экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее

функционирования. Индикативное планирование является основным методом

воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить

решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых

только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия

региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе

концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики;

государственные программы; экономические регуляторы.

Индикативное планирование является продолжением и развитием

прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного

планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет

собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов),

характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее

государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер

государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью

достижения установленного уровня индикаторов.

Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных

хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование

хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах

составляет основу и директивного планирования.

целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-

экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия

всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с

региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично

соединить в едином документе концепции социально-экономической политики

государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы,

систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы

государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит

обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития,

осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного

воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются

показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики;

состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка

товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни

населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами

государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства,

нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

государственные заказы и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий,

т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим

субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей

государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет

хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать

наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из

главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и

свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также

выгодных внешних экономических связей.

В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты,

налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий

функционирования государственных предприятий.

Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех

хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных

органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное

планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и

средством государственного регулирования экономики, и средством ее

саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны

прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

В своем развитии индикативное планирование прошло через формы

соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики.

Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная,

предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую

систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение

последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов

обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим

процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют

директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом,

индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное

сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

Планирование бюджета нормативным методом.

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и

плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и

нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством

его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами

производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее

начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая

предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем

виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на

изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного

качества в условиях планируемого периода.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на

единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития

производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она

активно влияет на него.

Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или

степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади,

веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с

одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент

использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические

нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и

характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на

конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов

деятельности.

Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов,

оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня

планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие)

изменяются состав и содержание нормативной базы.

Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных,

трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования,

обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация

подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы.

Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента

прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете

резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования

экономического объекта.

Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного

хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя

конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения

между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются

Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных

расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов

инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и

нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и

услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны

услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и

общественного питания и др.

Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых

ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм

амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов

отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов;

нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности

инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности

капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства,

строительного задела, технологической структуры капитальных вложений,

продолжительности проектирования и др.

Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы

и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-

эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных

ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив

минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных

организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования

трудовых ресурсов и др.

Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы

охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны,

водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.

Нормативы льгот различных категорий населения и организаций – включают

нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в

бюджетном финансировании (в пособиях) или на цены потребляемых ими благ

(перекрестное субсидирование и ценовые дотации) и др.

Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных

органов – включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной

техникой и вооружением и др., регулирующие деятельность вооруженных сил и

правоохранительных органов.

Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего

международным стандартам уровня социального развития, достижения

сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного

использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации

труда и др.

Использование в планировании и регулировании нормативных методов

госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и

волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать

экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки

рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти

полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из

реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала

фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор (по сравнению со

спекулятивными вложениями средств), но и стремительного нарастания госдолга.

При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов

должны учитываться следующие требования:

соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой

группы по уровням управления и периодам планирования;

обеспечение прогрессивности норм и нормативов;

обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной;

систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них

изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации

производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных

методов хозяйствования и др.

В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления

общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом

управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, является

воспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен,

потребление. Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том,

чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное

управление всеми фазами процесса воспроизводства.

Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и

нормативов для целей индикативного планирования:

Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе

разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий

по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению

эффективности общественного производства и др.

Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих

субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции,

услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими

нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности.

Прогнозы и планы своей деятельности хозяйствующие субъекты разрабатывают и

реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по

отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от

хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно-

аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на

макроуровне.

Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление

нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие

экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет

хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при

сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным

поведением, т.е. снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и

т.д. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами

по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие

субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы

невыполнения договорных обязательств.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие

равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой

функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок

выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение

ставок рефинансирования – отпугивает инвесторов, не верящих в способность

государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что

не существует методов точного установления значений экономических нормативов,

однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться.

Например, существует «порог Лаффера» для полной ставки налогообложения доходов

(30-40%), превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и др.

Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних

нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует

множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным

системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование – сложная задача, т.к.

улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например,

увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и

Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на

согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это

согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и

«снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный

(лоббистский) характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении.

Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы

можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные – это нормы и

нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано

отраженные в законодательстве. Обусловленные – это нормы и нормативы,

обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда

критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается

ставка налога на прибыль и др.

Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее

образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное

развитие, т.е. расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики

нормирования.

Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с

индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно-

налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет

возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих

субъектов.

Список литературы

1. М. В. Чиненов, В. С. Семибратов, Бюджетное планирование и прогнозирование, 2008.

2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред.

Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Т. М. Ковалева, Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации, 2009.

4. Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - Москва: Юрайт, 2005.

5. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка.-М.: Юнити-Дана,2003.

Директивное планированиепредставляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

Индикативное планирование - это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

Сущность планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,

сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.

Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные.

Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.

Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,

ожидаемых результатов на период до 1 года.

Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.

Бизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование .

Планирование относится к виду управленческой деятельности, направленному на обоснование мероприятий, которые обеспечивают .

Необходимость в планировании обусловлена потребностями развития бизнеса, условиями рынка. Любая экономическая деятельность требует планирования, предвидения последствий.

В современном предпринимательстве директивное планирование подразумевает носящие обязательный характер планы, выполнение которых строго контролируется.

Директивное планирование представляется также как процесс , имеющих силу нормативных актов. Оно включает комплекс специальных мер по обеспечению выполнения разработанных планов.

Директивные планы носят адресный характер (направлены на конкретных субъектов бизнеса), обязательны для всех исполнителей, при этом должностные лица несут персональную ответственность за невыполнение заданий плана.

Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.

Здесь «плановыполнение» жестко контролируется. Важным условием является использование методов принуждения, а также поощрения за выполнение планов.

Любое директивное планирование всегда подразумевает нечто обязательное, жесткое, подлежащее неукоснительному исполнению.

Также, предполагается применение задач командно-административных рычагов для претворения в жизнь разработанных целей.

Условие обязательности здесь реализуется посредством издания соответствующих административно-распорядительных документов — указов, распоряжений, приказов, инструкций, локальных актов.

После чего осуществляется непосредственная реализация установленных заданий, текущий, промежуточный, конечный контроль степени выполнения этапов плана.

Применяются меры административного, дисциплинарного, материального воздействия на исполнителя в зависимости от качества конечного достигнутого результата.

Самый масштабный эксперимент по директивному планированию в истории человечества — государственное директивное планирование в СССР, потерпел крах и, в итоге, был раскритикован.

Несмотря на это, элементы такого планирования могут и должны использоваться при определенных условиях не только в сфере бизнеса, но и на государственном уровне экономики.

Кроме того, аналогичный эксперимент на современном этапе развития экономики в Китае, принес положительные результаты. А это значит, что плох не сам способ планирования, а конкретные методы его внедрения.

Поэтому в каждом конкретном случае объекты, сферы, объемы применения директивного планирования должны иметь обязательные

К сожалению, реалии российского общества таковы, что без жесткого контроля и принуждения даже в бизнесе порой никак не обойтись.

Поэтому в крупных бизнес-системах, таких как: концерны, конгломераты, транснациональные компании, финансово-промышленные группы, корпорации, директивное планирование вполне оправданно.

Актуально оно и в государственном секторе экономики, в партнерстве государства и предпринимательства/