Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту. Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).

А. Стимулирование экспортного производства

Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.

Методы стимулирования:

  • -налоговые льготы;
  • -субсидии;
  • -гарантирование частных вложений;
  • -льготные кредиты;
  • -предоставление грантов;
  • -помощь в решении инфраструктурных вопросов;
  • -стимулирование прямых иностранных инвестиций.

Б. Стимулирование собственно экспорта

Методы стимулирования:

  • -Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение)
  • -Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты.
  • -Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты.
  • -Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов.
  • -Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют
  • 40. «Зона евро», ее место и роль в мировой экономике.

Зона евро - объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту - совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.

Введение единой европейской валюты евро называют самым грандиозным проектом конца XX века, осуществление которого имеет глобальные экономические и политические последствия. Дополнение единого внутреннего рынка Экономическим и валютным союзом (ЭВС), основанном на единой валюте, является одним из сложнейших этапов интеграционных процессов в Западной Европе.

Введение евро было необходимо, прежде всего, потому, что единый внутренний рынок, существующий в ЕС с 1993 г. не мог успешно функционировать при наличии национальных денежных систем, сохраняющих в ЕС колебания валютных курсов, различий в ценах и налогах. Полноценная экономическая интеграция немыслима без валютного союза с наличием единой валюты либо твердо фиксированных курсов валют стран-участниц. Единая валюта - это наиболее эффективное средство устранения всех преград для свободного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и объединение денежных рынков стран ЕС под руководством и контролем наднациональных финансовых институтов позволят надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки (а со временем и налоговые платежи), что способствует росту производства, занятости и стабильности государственных финансов.

По своей значимости евро в мировой экономике сравним разве что с американским долларом. Он является резервной валютой для многих стран в мире.

Хотя в мире существуют и другие единые валюты (например франк КФА), большая часть валютных союзов состоит из небольшого количества стран, не оказывающих сильного влияния на мировую экономику. Из-за введения евро из обращения ушли такие влиятельные ранее валюты, как французский франк и дойчмарка.

Евро является официальной валютой для 17 стран Европейского Союза. Такие страны как Швеция и Великобритания сохранили свои национальные валюты. Страны, входящие в Евросоюз, должны отвечать высоким финансовым требованиям, а также отказаться от суверенной политики в области финансов в пользу Европейского центрального банка.

Вопросы укрепления экспортного потенциала России являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла к середине 90-х годов. В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики, через которую реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны.

Необходимость разработки целенаправленной государственной политики содействия экспорту усиливается на фоне неуклонного снижения доли готовых изделий, прежде всего машинотехнической продукции, в структуре российского экспорта и в связи с появлением новых факторов, способных оказать сдерживающее влияние на его развитие, а именно:

☺ с введением "валютного коридора" объективно сузились возможности влияния "курсового" фактора на продвижение российского экспорта;

☺ появились весомые признаки исчерпания экстенсивных факторов роста российского экспорта за счет увеличения физических объемов вывоза топливно-сырьевых товаров;

☺ в экономике страны наметилось прекращение спада производства, что в перспективе может способствовать росту внутреннего спроса на топливно-сырьевые ресурсы и, следовательно, сокращению их экспорта.

Стратегической целью Программы является совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества

Достижение поставленной цели предполагает активное участие государства в развитии российского экспорта, тесную координацию и сложение усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов.

40.Проблемы валютной политики в переходный период.

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс -

отменен/утратил силу Редакция от 08.02.1996

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.96 N 123 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА"

III. Государственные меры стимулирования экспорта

Изложенная в настоящем разделе Программы система мер государственной поддержки экспорта призвана обеспечить согласованность и логическую последовательность осуществления единой государственной внешнеэкономической политики, способствовать объединению усилий всех заинтересованных сторон в развитии российского экспорта.

1. Экономические меры стимулирования экспорта

Принципиально новый подход к решению общегосударственной задачи развития экспорта отражен в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров". В соответствии с Указом первостепенное значение придается поддержке экспорта продукции высокой степени обработки путем разработки комплекса мер государственного содействия отечественным производителям этой продукции, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, предусматривающего использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий.

Финансовое содействие является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны. Предлагаемые меры стимулирования экспорта за счет средств федерального бюджета предполагают их соответствие нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющим принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорту, а также учитывают условия присоединения России к этой организации.

С учетом современного состояния российской экономики и актуальных проблем развития ее внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие:

предоставление Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт;

предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.

В рамках дальнейшего развития и совершенствования механизмов финансовой помощи экспортерам будет продолжена работа по изучению возможностей кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); кредитования производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых в России сырья, материалов и комплектующих частей.

Среди других направлений финансового содействия, способных оказать заметное стимулирующее влияние на российский экспорт, целесообразно рассмотреть возможность таких мер, как:

предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;

обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;

страхование операций по освоению внешних рынков.

Механизмы использования бюджетных средств для финансирования конкретных проектов в области развития российского экспорта разрабатываются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти в рамках направлений деятельности, предусмотренных настоящей Программой. В качестве основного мероприятия предусматривается разработка порядка предоставления государственной финансовой поддержки экспортерам промышленной продукции.

С учетом ограниченных объемов средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 1996 год, в указанный период предлагается осуществить принципиальные и первоочередные меры по стимулированию отечественного машинотехнического экспорта. Вопросы поддержки ориентированных на экспорт производств предлагается решить за счет кредитования оборотных средств производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. Финансирование капитальных вложений, учитывая острый дефицит средств в бюджете на 1996 год, в настоящее время реально может осуществляться в рамках государственной инвестиционной программы. В этой связи Министерство экономики Российской Федерации при проведении конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов и последующем отборе инвестиционных предложений, обеспечивающих в промышленности и сфере услуг производство экспортных товаров на уровне лучших мировых образцов, будет предусматривать долевую государственную поддержку в размере до 40 процентов стоимости проекта.

С целью создания системы страхования экспортных кредитов и предоставления государственных гарантий готовятся предложения по образованию Российского экспортно-импортного страхового общества. Указанное страховое общество, используя механизм перераспределения рисков среди страховых компаний, включая зарубежные, могло бы повысить возвратность государственных экспортных кредитов, а также обеспечить пополнение собственных средств, которые могут и должны быть использованы в будущем для экспортного страхования в условиях ограниченной государственной поддержки, а затем и без нее.

Одно из важных направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования. В связи с этим в рамках совершенствования налоговой системы Российской Федерации и усиления ее стимулирующего воздействия в отношении отечественных товаропроизводителей целесообразно изучить возможные формы налогового поощрения экспортеров для внесения обоснованных предложений в ежегодную Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности, в том числе:

восстановление системы возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта этого товара. Возможные исключения из этого правила могли бы распространяться только на экспорт подакцизных товаров и продукции, реализуемой по бартерным контрактам;

определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль для предприятий - экспортеров готовой, в первую очередь машинотехнической, продукции с точным указанием кодов по ТН ВЭД, идентичного порядку, установленному для малых предприятий;

стимулирование производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками внешнеэкономических связей таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации ;

разработка комплекса мер по снижению косвенного налогообложения экспорта услуг. В связи с этим привести в соответствие с положениями Всемирной торговой организации вопросы регулирования экспорта услуг;

освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу, осуществляемую в отношении экспортных товаров;

снижение размера государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством и последующим экспортом товаров и услуг.

В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в стране, станет возможным принятие мер, направленных на укрепление зарубежной инфраструктуры по сбыту и обслуживанию поставляемого на экспорт оборудования (создание сбытовых фирм, дилерской сети, сервисных центров и т.п.).

Кроме того, целесообразно изучить возможности стимулирования использования промышленного оборудования для производства экспортной продукции путем снижения ставки налога на имущество либо посредством его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей.

В числе первоочередных мер, осуществляемых в развитие Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 , в течение 1996 года необходимо отменить или снизить вывозные таможенные пошлины.

Учитывая входящие в стоимость зарубежных поставок оборудования и материалов значительные транспортные затраты, которые существенно превышают международные показатели и приводят к снижению конкурентоспособности российской экспортной продукции, необходимо продолжить работу по совершенствованию действующей системы транспортных тарифов.

2. Организационно-правовые и специальные меры стимулирования экспорта

На современном этапе экономических преобразований в России, когда идет активный процесс формирования принципиально новой правовой и институциональной основы открытого рыночного хозяйства, особое значение приобретают целенаправленные усилия государства по совершенствованию нормативной базы, организационному и иному обеспечению экспортной деятельности. С уменьшением вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере внешней торговли, существенно возрастает роль косвенных (неадминистративных) форм его участия в реализации общенациональных целей и задач в этой области. Предлагаемая в дополнение к экономическим механизмам поддержки экспортеров система организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта позволит более эффективно выполнять возложенные на государство функции по его развитию и расширению участия России в международном разделении труда.

Соответствующие функции закреплены и обоснованы в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", предусматривающем комплекс мер по государственному содействию развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Указанный Федеральный закон охватывает широкий, но не исчерпывающий перечень вопросов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, в нем не нашли достаточного отражения такие важные для экспортеров вопросы, как бартерная и клиринговая торговля, ценообразование во внешнеторговой деятельности, гарантии партнерам по сотрудничеству, порядок разрешения хозяйственных споров и некоторые другие вопросы, требующие своего решения в последующих нормативных документах.

Согласно этому Федеральному закону регулирование различных видов внешнеэкономической деятельности (кроме внешней торговли) и особых экспортно-импортных режимов осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В этой связи разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О свободных экономических зонах", "О соглашениях о разделе продукции", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". Их скорейшее принятие позволит приступить к решению важных вопросов развития экспортного потенциала России.

Необходимо также подготовить проекты федеральных законов, относящихся к сфере внешнеэкономических связей, прямо или косвенно содействующих развитию экспорта, и представить их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В числе этих законов - закон о сотрудничестве на компенсационной основе, о переработке давальческого сырья, о приграничной и прибрежной торговле, о внешнеэкономических операциях с лицензиями, о лизинге, о франчайзинге, об оффшорных зонах на территории России и другие.

Неотложные вопросы развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" первоочередной задачей в этой области является создание системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств федерального бюджета и управляемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует в ближайшее время разработать принципы создания и функционирования такой системы.

Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме.

Среди актуальных проектов в области информационного обеспечения экспорта можно выделить следующие:

создание Российского центра информационно-консультационного содействия экспорту (по аналогии с Российским центром содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации);

организация Российского информационного центра Всемирной торговой организации по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле;

воссоздание и развитие системы информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и предпринимательском опыте с использованием возможностей научно-исследовательских центров, включая высшие образовательные учреждения, и российских загранучреждений.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемой продукции (в том числе как вариант - воссоздать государственную инспекцию по качеству экспортных товаров), что в значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки.

В отличие от инспекции, существовавшей в СССР, новая российская инспекция должна не только служить барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей к ее качеству. Важным аспектом этой деятельности является участие России в работе международных и региональных организаций по сертификации в целях взаимного признания результатов испытаний продукции.

Процессы стандартизации в настоящее время затрагивают не только сферу материального производства, но и применение современной электронной версии документооборота во внешней торговле, который основывается на стандарте Европейской экономической комиссии ООН. Использование прогрессивных форм ведения внешнеторговой документации и переписки позволяет сократить предпродажные расходы и экономить время. В этой связи следует активизировать работу по популяризации и широкому внедрению соответствующего стандарта в делопроизводство и практику его использования в работе российских экспортеров.

Одним из направлений государственной поддержки экспорта является содействие в продвижении российской продукции на внешние рынки.

Совершенствование рекламы российских экспортных товаров является органической частью политики стимулирования экспорта. В настоящее время уже имеется конкурентоспособная продукция, которая может быть объектом рекламы (в том числе разработки конверсионных предприятий). Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки, а именно:

создавать передачи, пропагандирующие по каналам российской службы международного теле- и радиовещания отечественную экспортную продукцию;

воссоздать специализированное периодическое издание (по типу журнала "Советский экспорт"), распространяемое через систему официальных зарубежных представительств Российской Федерации, предпринимательские союзы и общественные организации, а также по подписке;

использовать технические и иные возможности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торговых представительств Российской Федерации за рубежом для организации презентаций российской экспортной продукции, проведения семинаров и симпозиумов для демонстрации и обоснования достижений страны в перспективных для экспорта областях.

Одной из форм экспортной рекламы являются торговые выставки и ярмарки. В последние годы государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности была практически свернута, что привело к значительному обеднению российских экспозиций на традиционных выставках. Работу на этом направлении необходимо восстановить и расширить, сконцентрировав внимание на наиболее важных с точки зрения развития экспорта мероприятиях. В рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности следует определять перечень подобных мероприятий, пользующихся государственной поддержкой.

Перспективными формами продвижения российской продукции на экспорт являются проведение специфических выставочных мероприятий, в том числе ярмарок субконтрактов, дней международных контактов субъектов малого предпринимательства, выставок идей и технологий, а также организация под эгидой государства специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых связей.

Значительная часть экспортной деятельности осуществляется за границей. Поэтому важно укреплять связи экспортеров с официальными загранучреждениями и представительствами других российских организаций за границей в интересах обеспечения организационной, информационно-консультационной, дипломатической и иной поддержки российского экспорта.

Следует предусмотреть разработку ведомствами документов о правах отечественных предпринимателей на получение организационной, информационной и других видов помощи в российских загранучреждениях, а также об условиях оказания подобных услуг. Основными направлениями работы загранучреждений России с российскими предприятиями являются:

содействие в организации деловых визитов российских предпринимателей, включая планирование деловых встреч и предоставление, по возможности, помещений для переговоров, переводческих услуг, торгово-политической и конъюнктурной информации по стране;

проведение предварительных маркетинговых исследований по просьбе российских экспортеров, в том числе в форме ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией и информирование клиента о результатах презентации;

обеспечение дипломатической поддержки наиболее значимым экспортным проектам путем их представления в ходе официальных визитов, церемоний и иных протокольных мероприятий;

консультирование отечественных экспортеров по вопросам зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к качеству товаров;

выдача заключений о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений этих фирм с российскими организациями.

Важным элементом национальной политики стимулирования экспорта является организация рекламно-пропагандистских кампаний в поддержку экспортеров, включая награждение лучших из них. С этой целью необходимо разработать порядок присуждения государственных премий отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности (как юридическим, так и физическим лицам), добившимся выдающихся результатов в развитии российского экспорта на протяжении последних трех или более лет. Следует учредить систему морального поощрения (с вручением почетных грамот по указу и от имени Президента Российской Федерации) отечественных, а также иностранных юридических и физических лиц, внесших наибольший вклад в развитие российского экспортного потенциала, осуществление крупных экспортных проектов, расширение экспорта промышленной продукции, особенно тех видов, в производстве и реализации которых были использованы новые идеи или технологии.

В целях формирования общественного сознания, благоприятствующего развитию экспорта, а также в интересах повышения статуса экспортной деятельности целесообразно поддержать идею разработки Хартии российских экспортеров, проводить рекламно-просветительские кампании на тему "Внешние рынки для России", в том числе для приобщения к экспортной деятельности новых фирм, а также ежегодные недели международной торговли, предусматривающие награждение лучших экспортеров.

Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта потребует определенных расходов. Их сумма будет невелика, поскольку соответствующие мероприятия, как правило, не являются высокозатратными и могут осуществляться поэтапно, совместно с заинтересованными фирмами и их объединениями. Эффективным инструментом стимулирования экспорта, и в первую очередь поддержки выставочно-ярмарочных, рекламных и иных мероприятий по освоению внешних рынков, может стать фонд поддержки экспорта при Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации при условии выделения ему необходимых средств.

Мероприятия по стимулированию экспорта должны также включать в себя подготовку квалифицированных кадров, развитие научных исследований в сфере внешней экономической деятельности, а также создание необходимых организационных условий для эффективного управления Программой.

В рамках совершенствования государственной системы подготовки кадров для внешней торговли следует расширить программы обучения, представляющие особую важность для развития и повышения эффективности экспортной деятельности. Актуальной задачей является формирование и реализация государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов в области внешнеэкономических связей.

Государственная система подготовки кадров должна дополняться системой коммерческих учебных заведений. В структуре высших образовательных учреждений университетского уровня целесообразно создать специальные информационно-консультационные подразделения и учебные курсы, призванные способствовать развитию экспортной деятельности российских регионов.

В условиях кардинального реформирования внешней торговли возрастает роль научного подхода к решению текущих проблем и к оценке перспектив экспортной деятельности. При этом необходимо повысить актуальность, научный уровень исследований проблем в области российской внешней торговли. Необходимо учитывать, что государство в этой сфере имеет свои специфические цели и задачи и оно не должно уходить от решения этих проблем и полностью переводить науку на коммерческие рельсы. Затраты на науку, как правило, сопровождаются ростом объема и эффективности экспорта.

Представляется целесообразным для определения приоритетности тех или иных мер в рамках Программы создать в министерствах и ведомствах (за счет имеющейся штатной численности) специализированные подразделения, осуществляющие практическую деятельность по изучению конкурентоспособности соответствующей отрасли и готовящие рекомендации по конкретным мероприятиям и проектам.

Важно укрепить и далее развивать механизмы консультаций, взаимного согласования интересов и обсуждения перспектив с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и экспортеров. Работа в этом направлении уже ведется: при Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации функционирует Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров, издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 872-р о взаимодействии органов исполнительной власти с отраслевыми объединениями производителей и экспортеров.

В соответствии с задачей по созданию условий и механизмов предоставления квалифицированной помощи по экспорту и с учетом мировой практики объединения экспортеров могут выполнять следующие информационно-консультационные и другие функции:

координация деятельности российских экспортеров на внешних рынках и согласование условий выхода на рынки между заинтересованными членами объединения в интересах оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Российской Федерации;

сбор и распространение среди членов объединения информации о государственном регулировании внешней торговли в зарубежных странах и предоставление консультационных услуг начинающим экспортерам;

сбор и распространение информации о состоянии и перспективах развития мировых товарных рынков, представляющих интерес для членов объединения;

сбор и распространение информации о требованиях к качеству экспортируемых товаров за рубежом (с точки зрения интересов потребителя, безопасности изделий, соблюдения экологических и других обязательных норм) и содействие повышению качества этих товаров, удовлетворяющего всем таким требованиям.

Последовательная деятельность государства по укреплению объединений экспортеров, в том числе поощрение создания подобных объединений в обрабатывающей промышленности, и в первую очередь в машиностроении, позволит в перспективе значительно расширить объемы и разнообразить формы содействия экспорту. Взаимодействие с объединениями экспортеров позволит выработать неадминистративные меры воздействия на экспорт на основе государственной поддержки их деятельности.

Главной составляющей в ВЭД Российской Федерации является внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п.

Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.

С 90-х гг. в России происходит резкое сокращение применения административных методов регулирования внешней торговли. Взятый курс либерализации ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен проводиться в стране с учетом сжатия российского рынка для большинства ранее экспортируемой продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение старых, либо введение новых соответствующих мер по защите российских товаропроизводителей.

Самыми крупными партнерами РФ в настоящее время являются: по экспорту – Германия, Италия, Беларусь; по импорту – Германия, Беларусь, Украина, США. Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в России экспорта по расчетам, 10-12 млрд долл. Но слабая диверсификация отечественного экспорт обусловливает опасность его снижения из-за возможного падения цен на нефть.

Российская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта. Нельзя забывать о расширении совместных предприятий и увеличении их значимости в экономике.

С начала 90-х гг. Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества (лизинг, франчайзинг и т.п.).

Правительство Российской Федерации должно иметь долгосрочные цели ВЭД и более четко спрашивать за осуществление мероприятий по стимулированию экспорта. В ближайшие годы необходимо осуществить реализацию финансового содействия экспорту по следующим направлениям: предоставление Правительством РФ через Минфин гарантийных обязательств по привлекаемым банками кредитных ресурсов для обеспечения оборотными средствами производств, ориентированных на экспорт; предоставление государственных гарантий и обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров; усиление контроля над закупками оборудования для развития экспортного производства и введение жесткого спроса с предприятий за эффективность использования получаемого оборудования; кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимого в России сырья, материалов и комплектующих изделий; предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредитования, на срок свыше полгода; обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах; страхование операций по освоению внешних рынков.

Одним из главных направлений в ВЭД Российской Федерации должно стать сохранение, а в перспективе и расширение сбыта своей продукции в страны ближнего зарубежья. В конце 90-х гг. в экспорте продукции страны СНГ занимали чуть выше 13%. Из года в год объем торговли России с государствами СНГ сокращался, но только в последние годы импорт из СНГ стал стабильно меньше экспорта. Большинство российских предпринимателей недооценивает значение реализации продукции и услуг в близрасположенных странах. По-прежнему предприниматели, занимающиеся внешней торговлей и другими формами ВЭД, ориентируются на страны Европы, Америки, Азии, хотя можно с уверенностью сказать, что многим субъектам РФ гораздо легче сбывать (продавать) свою продукцию в ближнем зарубежье.

Два российских государственных коммерческих банка, занимающихся внешней торговлей – Внешторгбанк, Росэксимбанк – входят в число крупнейших отечественных банков. Но в любом случае их качество, сеть филиалов, мощность их активов не обеспечивают необходимое кредитование внешнеэкономических операций. Вместе с укреплением этих банков следует привлекать и другие коммерческие банки к внешнеторговым операциям, но при этом исполнительная власть должна тщательно заботиться о надежности уполномоченных банков. Кризис 1998 г. показал, что в финансово-кредитной сфере России практически нет банков, ведущих свою деятельность с полным соблюдением законодательства РФ и правил мировой торговли.

Стимулирование экспорта невозможно без радикальной перестройки организаций, занимающихся страхованием ВЭД. Пока государство будет индифферентным к функционированию появившихся маломощных и слабых частных страховых компаний и не сделает адекватные инвестиции в эту часть финансового рынка, страхование рисков не будет соответствовать времени, и это будет снижать эффективность всей ВЭД.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра менеджмента

Курсовая работа

Дисциплина: Государственное регулирование экономики

«Государственное стимулирование экспорта в России»

Рубцовск 2008

Введение

Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России

1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту

1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки

Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта

2.1 Финансовая поддержка экспорта

2.2 Банк развития

2.3 Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ

2.4 Информационно-консультационная поддержка экспортеров

Глава 3. Российский экспорт в 2007 году

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

С начала 90-х Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества.

Объектом исследования курсовой работы является – Государственное стимулирование экспорта в России.

Предмет исследования – российский экспорт.

Целью курсовой работы является обозначение методов государственного стимулирования и поддержки российского экспорта.

Методологической основой написания курсовой работы являются научные труды таких ученых как: В.А. Ачкасова, В.В.Мищенко, В.В.Покровская, Е.Ф. Прокушев, и др.

Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России

В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии внешней торговли необходимость организации специализированной системы поддержки экспорта практически отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства зарабатывания свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.

С началом радикальных экономических преобразований в 1992 году ситуация качественно изменилась. Политика либерализации предполагала использование преимущественно рыночных механизмов для развития и совершенствования структуры российского экспорта. В марте 1993 года была создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.

Активное формирование государственной политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного ухудшения динамики экспорта. В это же время началась разработка первых программных документов по поддержке машинотехнической продукции.

Содействие экспорту формально включало в себя меры в области финансового, налогового и таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной поддержки экспортеров.


1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту

Финансирование экспорта за рамками технического содействия и военно-технического сотрудничества, представляющими собой весьма специфические виды деятельности, практически не осуществлялось. На протяжении всего переходного периода в России так и не была создана не просто эффективная, а и вообще работающая национальная система содействия экспорту. Принимаемые в этой области решения слабо подкреплялись делами и практически не финансировались.

В период с 1993 по 1996 год был принят ряд нормативных актов, определивших основные направления государственной финансовой поддержки экспорта. Среди них:

· предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций;

· гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков;

· предоставление краткосрочных бюджетных ссуд экспортерам машинотехнической продукции.

Предоставление краткосрочных бюджетных ссуд было фактически единственной формой государственной финансовой поддержки экспортеров.

Еще одним предусмотренным, но не реализованным средством государственной финансовой поддержки экспорта являлось предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств (финансовых средств в рублях и иностранной валюте, залога, платежных гарантий) под кредитные ресурсы, привлекаемые российскими банками (прежде всего Росэксимбанком) для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций. Подобные гарантии должны были выдаваться на платной основе (т.е. за пользование ими должны были начисляться проценты в пользу государства) и при условии обязательного долевого участия кредитных организаций, осуществляющих финансирование экспортоориентированных проектов.

Учитывая нерешенность основных вопросов создания эффективной государственной системы поддержки экспорта, Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам в декабре 1998 г. было дано поручение Минторгу России совместно с Минэкономики России и Минфином России разработать проект Закона "О поддержке экспортоориентированных и импортозамещающих производств". Соответствующий проект был подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В проекте в очередной раз была прописана система мер государственной финансовой поддержки экспортоориентированных производств в надежде на то, что таким образом удастся повысить статус соответствующей деятельности и обеспечить ее надлежащее финансирование из бюджетных средств.

На рубеже 2000-2001гг. прорабатывался порядок предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации для проведения на конкурсной основе добровольного страхования экспортных кредитов, а также проект соответствующего постановления. Предполагалось, что предоставление государственных гарантий для страхования экспортных кредитов будет способствовать привлечению внебюджетных средств для реализации экспортных контрактов.


1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

Одной из основных проблем регулирования экспортных операций явилась проблема экспортной льготы, как на стадии льготирования экспортного оборота, так и в процессе возмещения НДС, уплаченного за приобретенные материальные ресурсы, используемые при производстве экспортной продукции (работ, услуг). При этом сложилась ситуация, при которой борьба с лжеэкспортом постепенно стала напоминать борьбу с самой льготой.

В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предусматривалось освобождение экспортируемых товаров, работ, услуг от взимания НДС. Однако условия и порядок применения этой льготы непосредственно данным Законом не устанавливался. Процедура ее применения была установлена в Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.1995 № 39.

При этом порядок использования экспортной льготы по НДС, фактически установленный ведомственными нормативными правовыми актами, постоянно менялся в сторону ее ужесточения.

Так, если до ноября 1995 года в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 07.12.1991 № 1 экспортеры имели право подтверждать льготу путем предъявления соответствующих документов о реализации товара вне территории Российской Федерации, то с ноября 1995 года, после принятия новой инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39, предъявление документов в соответствии с установленным перечнем стало обязательным.

Данная ситуация еще более усугубилась тем, что несмотря на представление в налоговые органы всех документов, установленных инструкцией, предприятия-экспортеры сохраняли (и использовали) возможность реализации товаров, фактически предназначенных на экспорт, на территории Российской Федерации.