Рассматриваются проблемы совершенствования механизмов финансирования инновационных проектов и на их основе развития организаций и предприятий. Поставлены основные задачи и предложены пути их решения. Определены основные принципы и главные функции предлагаемой системы финансирования. Внедрение данной системы будет способствовать росту инновационной активности промышленных предприятий.

Ключевые слова: инвестиции, финансирование, промышленные предприятия.

Полноценное ведение инновационной деятельности невозможно без продуманной инвестиционной политики и обеспечения необходимой финансовой поддержки. Амбициозные цели Правительства России по ускоренному переходу к инновационной экономике и опережающему развитию науки и техники невозможно реализовать без создания благоприятного инвестиционного климата. Отсутствие последнего в текущий период контрастно выделяется на фоне оттока инвестиций из экономики страны.

Для развития инновационной экономики требуются увеличение государственного финансирования научных исследований и разработок, поддержка малых инновационных предприятий, развитие венчурного инвестирования, улучшение законодательной базы.

Постепенное повышение государственного финансирования НИОКР приблизительно с 1%

ВВП в последние несколько лет при планируемом дефиците бюджета 1,4% ВВП будет крайне трудно осуществить. При этом лидеры мировой экономики, и в частности Китай, ежегодно увеличивают государственное финансирование научной деятельности и уделяют этому направлению особое внимание, выделяя не менее 2,5% ВВП.

Лимитированный объем финансирования не даёт возможности ученым и разработчикам своевременно доводить свои разработки до стадии внедрения и конечной реализации. Количество специализированных организаций, предоставляющих услуги по маркетингу инновационных разработок в России, невелико. При этом многим исследовательским коллективам и разработчикам о них или ничего не известно, или их услуги для них слишком дороги, а кредиты под завершающие стадии инновационных проектов распространения в России пока не получили .

Очевидно, что сегодняшнее состояние инвестиционной деятельности в России не отвечает требованиям динамично развивающихся стран и оставляет желать лучшего.

Исходя из структуры бюджета РФ на 2011–2013 гг., можно сделать предположение, что финансирование инновационной деятельности останется собственным делом компаний и частных инвесторов.

Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются:

1) собственные средства компании (реинвестируемая часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средства от реализации нематериальных активов и т.д.);

2) привлеченные средства (эмиссия акций и других ценных бумаг, взносы, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);

3) заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).

Наиболее распространённой формой финансирования инновационной деятельности крупных

компаний является выпуск акций или облигаций, а также использование чистой прибыли. Стоит отметить, что в последнем случае часто возникает конфликт интересов держателей акций, рассчитывающих на получение дивидендов, а не инвестирование в исследования и разработки. Дополнительная эмиссия позволяет быстро получить доступ к финансовым ресурсам через размещение акций на внутреннем или внешнем рынках, но, помимо необходимости последующей выплаты дивидендов, удачное размещение акций возможно для компаний только с хорошими финансовыми показателями.

В зависимости от масштабов выделяют пять экономических уровней инновационной деятельности (табл. 1) .

Характеристика уровней инновационной деятельности

Таблица 1

Экономические уровни

Основные характеристики

(индивидуальный)

Инновационная деятельность на уровне конкретного человека. Здесь происходит основной этап получения знаний, а также инвестирования в наукоемкую сферу путем приобретения товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и

удовлетворения собственных потребностей

Инновационная деятельность, реализованная одним предприятием, осуществляющим

разработку или выпуск наукоемкой продукции, а также оказывающим услуги по

обеспечению инновационного процесса (образование, финансы, юридическое сопровождение, информация и т.д.)

Инновационная деятельность, осуществляемая группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур преимущественно в пределах одной отрасли или региона

Инновационная деятельность, осуществляемая в пределах одного государства, институциональную основу которой составляет национальная инновационная система

Инновационная деятельность, осуществляемая:

− объединенными национальными (государственными) системами (ЕС, Евро Аз ЭС);

− транснациональными корпорациями

Инвестиции в человеческий капитал являются важной составляющей развития инновационной системы. Для наноили индивидуального уровня предположительно получение разового банковского образовательного кредита. Если рассматривать российскую банковскую систему, то образовательный кредит – это новое направление долгосрочного кредитования. В настоящий момент данное направление только развивается, ещё не сформировалось окончательно и имеет свои недостатки, такие как незначительный объём кредита или необходимость залога для его получения.

На микроуровне реализуется банковское кредитование коммерческих и некоммерческих организаций или частных предпринимателей. По срокам это чаще всего краткосрочные и среднесрочные кредиты или кредитные линии.

Кредитование не мезоуровне, в силу специфики масштаба, осуществляют крупные банковские структуры. На данном уровне распространено проектное финансирование и синдицированное кредитование.

Всё вышеперечисленное относительно кредитования на мезоуровне можно отнести и к макроуровню, добавив к способам финансирования государственный кредит.

Осуществление инновационной деятельности на гипер уровне требует значительных финансовых ресурсов. В осуществлении инновационных проектов на гипер уровне заинтересованы правительства стран и руководство транснациональных корпораций, поэтому в данном случае заёмщиком часто выступают международные финансовые организации и крупные инвестиционные фонды.

Банковское кредитование в стране под инновационные проекты имеют некоторые сложности.

Для банка-кредитора выдача кредита под инновационную деятельность связана с повышенным риском, поэтому кредитные структуры неохотно соглашаются на подобное финансирование. В связи с этим возникает необходимость предоставления технико-экономического обоснования проекта и подготовки презентации.

Предоставление технико-экономических показателей отчасти раскрывает главную идею проекта, что в условиях недостаточной защищённости интеллектуальной собственности в нашей стране повышает вероятность хищения инновации. Инновационные проекты, в отличие от других, в большей степени связаны с научно-исследовательской и опытно-конструкторской работами, результаты которых обещают больше прибыли при высоких рисках. Презентация таких проектов требует определённого опыта. Инвесторы, а особенно банковские организации, как правило, не обладают достаточными знаниями о новых технологиях и слабо подготовлены к восприятию данной информации, что существенно отличает такие презентации от других и снижает вероятность получения кредита .

На наш взгляд, для инновационного развития необходимо на законодательном уровне ввести формирование фонда исследований и разработок. Фиксированный процент от выручки или чистой прибыли предприятий, направляемый в фонд и используемый для проведения научных исследований и разработок по приоритетным направлениям, способен оказать положительное влияние на развитие и внедрение инновационных технологий.

По нашему мнению, формирование фонда возможно и по структурной принадлежности отрасли. В данном случае возможно создание отраслевых или специализированных советов в качестве координирующих органов инновационного развития. Задачей совета в таком случае может быть проведение конференций в целях выявления перспективных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также установление договорных отношений, регламентирующих намерения и финансовое участие каждого участника.

Банки, как правило, отказывают в кредитах, если не существует гарантий в виде материальных активов. В добавление к этому инновационная деятельность на ранних этапах имеет высокую долю риска, что требует кредитования по ставке выше приемлемой для компаний. Эти условия способствуют развитию венчурного финансирования и частных инвестиций в перспективные инновационные компании.

В Японии, в отличие от США и стран ЕС, где помимо государственного финансирования хорошо развит институт корпоративного финансирования инноваций, доля частных инвестиций превышает 80%. Наиболее мобильная форма финансирования – венчурный капитал – базируется в основном на частных источниках.

Прямое и венчурное финансирование – это вложение капитала в обмен на значительную (свыше 10%) долю в растущей компании в целях получения высокой прибыли посредством продажи этой доли, которая в результате развития компании становится дороже в стоимостном выражении. Венчурное финансирование в большей степени ориентировано на предприятия более ранней фазы развития, чем прямые инвестиции.

Особенностью прямых и венчурных инвестиций по сравнению с другими формами инвестирования является то, что прибыль образуется по мере роста капитализации компании, при этом инвестор помимо финансовых средств часто оказывает помощь в процессе создания, развития и управления бизнесом. Как правило, частные и венчурные инвестиции осуществляются на ранних стадиях инновационных проектов, что, несмотря на высокие риски, предполагает получение большей прибыли.

Управляющих фондами венчурного капитала называют венчурными капиталистами. В функциональные обязанности венчурных капиталистов входит:

1) поиск и привлечение капиталов для инвестиций в предприятия;

2) исследование и генерирование новых возможностей для инвестиций;

3) оценка инвестиционных возможностей и проведение комплексной оценки предприятий;

4) осуществление инвестиций, выбор оптимальных организационных и контрактных форм для них.

Венчурный фонд формируется на срок в среднем 5 – 10 лет, в некоторых случаях срок может быть увеличен на 2 – 3 года, а основной объект вложения венчурного фонда – развивающиеся компании. При формировании венчурного фонда заключается партнёрское соглашение, регламентирующее основные положения участников. Различают общих партнёров, в роли которых выступает организация, учреждённая и управляемая венчурным капиталистом, и ограниченных партнёров, в роли которых выступают внешние инвесторы.

В задачи инвесторов не входит управление венчурными фондами и их политикой. Инвесторы перечисляют часть средств венчурному фонду практически сразу после вступления в договорные отношения, следующее перечисление денежных средств происходит только после обнаружения перспективных объектов финансирования, что обычно оговаривается заранее. После окончания срока действия партнёрского соглашения фонд прекращает свою деятельность, а венчурные капиталисты создают новый фонд и начинают привлечение новых инвесторов. Такой способ финансирования инновационной деятельности способствует систематическому развитию инновационных идей.

Важную роль в системе венчурного финансирования играют венчурные ярмарки, которые являются способом привлечения инвестиций в инновационный сектор национальной экономики, помогают российским разработчикам освоиться на мировом рынке венчурного капитала. Ярмарки проводятся на ежегодной основе и дают возможность десяткам компаний из разных областей деятельности и различных регионов страны, прошедших квалификационный отбор из значительного количества претендентов, представлять свои презентации для различных инвесторов и инвестиционных фондов.

Для развития венчурного бизнеса очень важную роль играет участие правительства в создании благоприятных условий экономической системы. При этом выигрывает и само государство, поскольку происходит освоение передовых научно-технических разработок и создание новых рабочих мест в малом бизнесе. В самом общем виде можно выделить две группы мер вмешательства государства – прямые и косвенные .

К косвенным методам относятся:

1) создание благоприятного режима налогообложения доходов от операций с ценными бумагами;

2) внедрение эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, которая является во многих случаях единственным капиталом инновационных фирм на ранних стадиях их развития;

3) развитие рынка капиталов, в том числе путем создания специальных бирж для торговли ценными бумагами новых фирм, не имеющих доступа к традиционным фондовым биржам;

4) обучение предпринимателей, консультирование, распространение информации о перспективных проектах и потенциальных инвесторах.

Прямые методы основаны на непосредственном участии государства в венчурном инвестировании:

1) участие государства в венчурных фондах или выделение средств напрямую;

2) обеспечение финансовых гарантий для инвесторов, вкладывающих свои средства в фонды венчурного капитала;

3) государственное регулирование, направленное на привлечение потенциальных инвесторов венчурного капитала.

В таких странах, как США, Германия, Канада, Япония, Финляндия, Израиль, несмотря на развитую систему венчурного финансирования, продолжают приниматься меры по совершенствованию данного направления. При этом венчурный механизм рассматривается, в первую очередь, в качестве

важной составной части национальных инновационных систем и нацелен на более глубокую интеграцию в экономику.

Материал взят из Вестник Удмуртского университета (Серия 2 Экономика и право. Выпуск 1, 2013)

Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

Исходные принципы, на основе которых должна строиться система финансирования:

  • 1) целевая ориентация финансирования - его увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических разработок;
  • 2) обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования;
  • 3) множественность источников финансирования;
  • 4) широта и комплексность финансирования, т.е. возможность максимального охвата широкого круга технических и технологических новинок и направлений их использования;
  • 5) адаптивность и гибкость системы финансирования и ее отдельных элементов с целью учета динамично изменяющихся условий конъюнктуры рынка для поддержания максимальной эффективности. Отечественная и зарубежная практика показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит эффективность инновационной деятельности.

Система финансирования инновационной деятельности призвана решать следующие задачи: создание условий для быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях народного хозяйства; сохранение и развитие стратегического инновационного потенциала в приоритетных направлениях развития; создание необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки, техники, предотвращение его утечки из инновационной сферы.

За расходованием инвестиций в инновационную сферу ведется контроль, в том числе проверяется механизм аккумуляции денежных поступлений, их вложение в целевые инновационные проекты и программы. Финансовый контроль призван обеспечить: сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по соответствующим источникам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным и местными бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия; решение задач, которые вытекают из практики экономических отношений заказчика с контрагентами и поставщиками.

Рост финансовой отдачи - важнейший обобщающий показатель, на основе которого можно судить об эффективности поставленных целей и сформированных задач в части финансирования инновационной деятельности, результативности работы всех субъектов, ведущих финансовое обеспечение инновационных проектов.

Финансирование инновационной деятельности - это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После спада инновационной деятельности в 2000-2004 гг. начался этап се активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются: бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Группировка финансовых ресурсов в зависимости от вида и источника формирования представлена на рис. 6.1.

Рис. 6.1.

Доля бюджетных средств в структуре внутренних затрат в 2000- 2007 гг. неуклонно возрастала. Если в 2000 г. она составляла 53,7%, то в 2007 г. повысилась до 61,6% (рис. 6.2).

Сложившаяся ситуация во многом объясняется структурными особенностями российского научно-исследовательского комплекса, выражающимися в высокой доле государственного сектора науки. С этих позиций высокая доля затрат на науку со стороны государства пропорциональна государственному контролю над научным сектором и во многом оправдана. В то же время нельзя не видеть, что такая ситуация слабо стимулирует научно-исследовательскую деятельность на конечные результаты и тем самым не создает нужных импульсов для повышения инновационной активности предприятий.

Динамика расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий, меняется медленно, и в целом доля расходов предпринимательского сектора на исследования и разработки достаточно скромна, особенно если сравнивать се с аналогичным показателем в развитых странах мира. Так, например, в США доля предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии - 64,1%, Канаде - 49,4%, Франции - 48,5%, Великобритании -47,3%.

В отличие от развитых стран, корпоративный сектор науки в России в достаточной мере еще не развит и не играет столь значительной роли, как на Западе, поскольку, как говорилось выше, процесс формирования крупных высокотехнологичных компаний и холдингов еще не завершен. По некоторым оценкам, в России наиболее крупные корпорации тратят сегодня на НИОКР около 50-100 тыс. долл. ежегодно, серьезно уступая западным корпорациям в масштабах про

Рис. 6.2.

1 - федеральный и местный бюджеты; 2 - средства организаций предпринимательского сектора; 3 - собственные средства научных организаций; 4 - внебюджетные средства; 5- иностранные источники

водимых собственными силами исследований и разработок. Для сравнения: каждая из 25 транснациональных корпораций, базирующихся в Европе, тратит на проведение НИОКР свыше I млрд евро ежегодно. Совокупные затраты этих высокотехнологичных ТНК па исследования и разработки составляют 62 млрд евро.

Свыше 70% организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно-правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

  • 1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);
  • 2) поступления: амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления;
  • 3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке: продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства;
  • 4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения: страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики отраслевая и заводская наука не могут себе позволить заниматься такого рода исследованиями. Исследования подобного рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

  • - финансирование федеральных целевых инновационных программ;
  • - финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования:

  • o участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики, при условии, что они частично финансируются (не менее 20% необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании;
  • o срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, два года);
  • o государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
  • o государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит - средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5% всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Достаточно широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов.

Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств - вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т.д.).

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер.

Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15% случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25% случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% - получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

К числу инвестиционных проектов, способных привлечь венчурных инвесторов, относятся:

  • o производство радикально новых видов продукции;
  • o выпуск новых продуктов, ориентированных на потенциальных покупателей, которых можно привлечь активной рекламной компанией;
  • o новые технологические процессы, направленные на выпуск более высококачественной продукции;
  • o новые технологические процессы, обеспечивающие существенное снижение издержек производства.

Если в первых трех случаях инвестиционные проекты направлены на увеличение прибыли в будущем в результате роста продаж, то в последнем - на возрастание прибыли в результате снижения себестоимости продукции.

Организационно венчурное финансирование осуществляется по двум альтернативным схемам, главной из которых является та, которая основана на инструментах и механизмах фондового рынка. Согласно данной схеме венчурный инвестор приглашается в качестве соучредителя в компанию, вновь учреждаемую в форме закрытого акционерного общества для реализации запланированного инновационного проекта. Ему предлагается за денежный взнос в уставный капитал этой компании приобрести долю в ней. Денежный взнос, внесенный непосредственно в уставный капитал, и представляет собой венчурное финансирование проекта, которое затем используется для нужд оплаты капитальных затрат, предусмотренных бизнес-планом проекта.

Венчурный инвестор соглашается войти в долю молодых компаний, создаваемых под проект, при условии, что эта доля достаточно значительна (40-50% уставного капитала). Это позволяет ему осуществлять контроль изнутри предприятия за расходованием средств, влиять на менеджмент компании, нацеливая его на существенный рост компании к моменту продажи своей доли.

Альтернативная схема венчурного финансирования отличается тем, что выход венчурного инвестора из молодой компании осуществляется не посредством продажи принадлежащих ему акций, а с помощью продажи предварительно обособленной части успевшего развиться бизнеса компании, куда венчурный инвестор изначально вкладывал средства.

При этом выход осуществляется в следующей последовательности:

  • 1) из капитала молодой компании выделяют на 100% дочернюю компанию, куда передается часть расширившегося бизнеса. В качестве вклада в уставный капитал дочерней фирмы последней передастся обособленная часть имущественного комплекса материнской компании;
  • 2) отыскивается покупатель на весь действующий имущественный комплекс проработавшей некоторое время дочерней компании;
  • 3) выручка от продажи имущественного комплекса дочерней фирмы используется для выкупа у венчурного инвестора его доли в уставном капитале молодой компании, которой венчурный инвестор предоставлял финансирование. Одновременное этим дочерняя фирма как юридическое лицо ликвидируется в силу недостаточности у нее уставного капитала.

Типичным объектом для венчурных инвестиций в России становятся сейчас молодые компании, выделяемые из больших зачастую финансово-кризисных предприятий в рамках реструктуризации последних для привлечения внешнего капитала под конкретные перспективные проекты. При этом в указанные молодые компании передается наиболее ценное имущество, нужное для конкретного инновационного проекта.

В России на сегодняшний день создана Российская венчурная компания в форме открытого акционерного общества, 100% акций которой принадлежит государству.

Положение об инвестиционной деятельности разработано и одобрено советом директоров ОАО "Российская венчурная компания" от 22 февраля 2007 г. в документе "Принципы инвестиционной деятельности ОАО "Российская венчурная компания"".

Основная функция ОАО "Российская венчурная компания" - капитализация частных венчурных фондов, отбираемых на конкурсной основе. В каждом из этих фондов государству принадлежит 49% паев. Каждый частный фонд может принять в качестве вложений от 600 млн до 1,5 млрд руб. Срок действия венчурного фонда 10 лет.

Наиболее перспективной формой для венчурного фонда можно считать закрытый паевой инвестиционный фонд.

Венчурный бизнес и индустрия прямых частных инвестиций продолжают динамично развиваться, демонстрируя рост объемов инвестиций при сохранении высокого уровня доходности, удовлетворяющего различные категории инвесторов. Венчурный капитал значительно укрепил свои конкурентные преимущества. Россия занимает одно из первых мест в мире по инвестиционной привлекательности, и об этом свидетельствует целый ряд факторов: увеличение торгового баланса, внушительное падение иностранного долга, регулярный рост ВВП, активная интеграция в мировую экономику. Региональные закрытые паевые фонды венчурных инвестиций создаются в России в виде государственно-частного партнерства.

Закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) - это высокорискованный долгосрочный инвестиционный инструмент с высокой потенциа1ьной доходностью и низкой ликвидностью.

Практика управления венчурными фондами предполагает активное участие Управляющей компании в реализации инвестиционных проектов. Конкурсы на управление региональными частно-государственными венчурными фондами проходят в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, реализуемых органами государственной власти субъектов РФ при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ. Согласно условиям конкурсов, победители принимают на себя обязательство привлечь к формированию венчурных фондов средства внебюджетных (частных) инвесторов в объеме не меньшем, чем государственные инвестиции.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является инновационный лизинг, обеспечивающий сбыт новой техники, установку, монтаж, ремонт и обслуживание (как правило) ее у потребителя. Эта форма инновационных инвестиций имеет благоприятные пропорциональные соотношения с финансовыми инвестициями. Последних требуется при технологическим обновлении на начальном этапе в 5-10 раз меньше, чем при инвестировании технологического обновления из собственных средств, с использованием кредита и пр. Опыт ведущих промышленных стран подтверждает эффективность использования лизинга для развития инновационной активности фирм. Есть все основания предполагать, что рынок лизинга в ближайшие годы в России сохранит высокий темп роста. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), наибольший интерес к лизинговым схемам проявляли покупатели медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, телекоммуникационного оборудования и т.д.

Сравнительно небольшая часть бюджетных ассигнований на науку распределяется через систему государственных научных фондов: РФФИ, РГНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Согласно действующему законодательству, бюджет этих фондов представляет собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку и составляет соответственно 6, 1 и 1,5%. Распределение средств из этих фондов происходит на конкурсной основе в виде грантов.

В целях расширения возможностей привлечения к поддержке научной и инновационной деятельности частного капитала с 2005 г. в российской практике все шире внедряются механизмы государственно-частного партнерства. В практической плоскости эти механизмы реализуются через федеральные целевые программы, которые предусматривают их совместное финансирование как государственным, так и предпринимательским сектором.

Широкое распространение получают также специальные финансовые институты инновационного развития. К последним можно отнести Банк развития. Инвестиционный фонд. Российскую венчурную компанию, особые экономические зоны, госкорпорации в высокотехнологичных секторах экономики. В рамках таких институциональных форм предусматривается консолидация интересов государства и частного бизнеса в целях обеспечения финансирования приоритетных секторов экономики, в первую очередь высокотехнологичных. Масштабы привлекаемых средств поистине огромны: на капитализацию институтов развития в 2007 г. планировалось выделить 640 млрд руб. (из средств Стабилизационного фонда РФ и бюджета). Капитализация Банка развития должна достичь 250 млрд руб., РВК - 15 млрд руб., Госкорпорация по нанотехнологиям - 130 млрд руб. По экспертным оценкам, к началу 2010 г. суммарная капитализация институтов развития превысит 1 трлн руб. Использование инструментов государственно-частного партнерства при формировании новых институтов инновационного развития создает предпосылки для ускоренной коммерциализации результатов НИОКР.

Для эффективного регулирования механизмов государственно-частного партнерства необходимо сформировать благоприятные рамочные условия, обеспечивающие взаимодействия между государственными и частными секторами экономики, имеющими разную мотивацию и цели в различной правовой среде. Кроме того, в условиях финансово-экономического кризиса можно прогнозировать сужение возможностей участия частного сектора в инвестировании инновационных разработок, и здесь предстоит искать оптимальное соотношение участия государства и бизнеса в их финансировании. Сейчас господдержка могла бы сыграть решающую роль в спасении наиболее перспективных, интересных и значимых проектов.

Выполнение совместных программ требует развития необходимой межгосударственной инфраструктуры, прежде всего финансовой и информационной. Большая роль в этом должна быть отведена созданию межгосударственных региональных банков развития, таких как действующий сегодня российско-казахстанский инвестиционный банк, деятельность которого планируется распространить и на другие страны ЕврАзЭС. Уже сегодня этот банк содействует реализации ряда проектов на территории России, Казахстана и Украины.

В рамках ЕврАзЭС с интересным предложением о создании российско-казахстанского венчурного фонда выступили представители недавно созданной Российской венчурной компании и Казахстанского инновационною фонда. Предполагается, что Россия и Казахстан могут стать ключевыми инвесторами нового фонда и внести в него порядка 150 млн долл. Такой фонд может заниматься софинансированном инновационных проектов на территории России и Казахстана, а также других стран.

Вместе с тем, реализация совместных программ и инновационных проектов возможна лишь при условии их поддержки на государственном уровне.

Сравнительная характеристика методов финансирования инновационной деятельности с выделением основных преимуществ и недостатков приведена в табл. 6.1.

Таблица 6. 1. Сравнительная характеристика методов финансирования инновационной деятельности

Метолы финансирования

Преимущества

Недостатки

Внутренние источники (собственные средства)

Легкость, доступность и быстрота мобилизации. Снижение риска неплатежеспособности и банкротства. Более высокая прибыльность вследствие отсутствия дивидендных или процентных выплат. Сохранение собственности и управления учредителей

Ограниченность объемов привлечения средств. Отвлечение собственных средств из хозяйственного оборота. Ограниченность независимого контроля над эффективностью использования инвестиционных ресурсов

Акционерное финансирование по открытой подписке

Получение значительного капитала. Расширение капитальной базы компании. Обеспечение ликвидности активов. Финансовый риск не возрастает. Повышение реализуемости акций. Повышение стоимости акций. Отсутствие необходимости выплаты долгов. Не требуется дополнительное обеспечение (гарантии)

Требуются значительные затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг. Регламентация порядка эмиссии со стороны органов управления рынком цепных бумаг. Разводнение акционерного капитала. Давление акционеров, направленное на обеспечение роста прибылей. Возможность утраты собственности и управления компанией

Акционерное финансирование по закрытой подписке

Контроль за предприятием не учитывается. Финансовый риск возрастает незначительно

Объем финансирования ограничен. Высокая стоимость привлечения средств

Государственное финансирование на возмездной основе

Более высокие суммы платежей в погашение при более длительных периодах. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Возможно предоставление дополнительных услуг

Требуется дополнительное обеспечение. Предоставление кредита оговаривается определенными условиями. Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению. Необходимо предоставлять отчет и иные сведения об использовании средств. Выплата штрафа при несвоевременном возврате бюджетных средств

Государственное финансирование на безвозмездной основе

Отсутствие необходимости выплаты долгов. Наличие независимого контроля нал эффективностью использования инвестиционных ресурсов. Высокая степень контроля

Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению. Подлежат возврату в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их не использования в установленные сроки

Банковское кредитование

Возможность привлечения средств в значительных масштабах. Наличие независимого контроля над эффективности использования инвестиционных ресурсов

Сложность и длительность процедуры привлечения средств. Необходимость предоставления гарантий платежеспособности. Повышение риска неплатежеспособности и банкротства. Уменьшение прибыли в связи с необходимостью процентных выплат

Предоставляются дополнительные услуги. Удобная схема финансирования. Процентная ставка может быть фиксированной или плавающей. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Меньший размер платежей в погашение при более длительном сроке лизинга

Необходимо дополнительное обеспечение. Процентная ставка может быть высокой. В конце срока аренды могут потребоваться дополнительные платежи

Проектное финансирование

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокая степень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Венчурное финансирование

Повышение устойчивости собственного капитала. Позволяет компании достичь достаточного уровня зрелости для обеспечения возможности финансирования другими способами, в частности путем продажи акций на фондовом рынке. Отсутствие расходов на выплату долга и процентов, дополнительных потребностей в ликвидности. Возможность использования опыта венчурных инвесторов в сфере менеджмента и финансов

Сложность получения: процесс привлечения венчурного капитала требует больших затрат времени и сопряжен с трудностями. Разводнение акционерного капитала. Высокий риск, отсутствие гарантированного успеха. Ожидание высоких доходов со стороны венчурных инвесторов. Экономический контроль нал компанией может быть передан венчурным инвесторам

Одним из наиболее часто упоминаемых и активно используемых инструментов поддержки инновационной активности является комплекс налоговых льгот. С определенной долей условности можно выделить следующие формы налоговых льгот и льгот, сопряженных с налоговыми платежами:

  • o особые режимы амортизационных отчислений в рамках налоговой амортизации;
  • o инвестиционные налоговые кредиты;
  • o инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль;
  • o льготы по налогу на имущество;
  • o расширение перечня вычитаемых расходов по формированию инвестиционных фондов.

Особые режимы амортизационных отчислений могут предоставляться по основным средствам, используемым при проведении НИОКР; по оборудованию, задействованному в технологических процессах, являющихся результатом собственных разработок с использованием запатентованных компонентов; в технологических процессах, использующих приобретенные патенты.

Инвестиционные налоговые кредиты можно разделить на две категории. Собственно инвестиционный налоговый кредит , предусмотренный ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ, который представляет собой специфически отечественное изобретение - разновидность кредитного соглашения между налогоплательщиком и государством в лице налогового органа. В соответствии с этим соглашением имеет место отсрочка налогового платежа на срок до пяти лет с установлением процентной ставки по такому кредиту не менее и не более ЪА ставки рефинансирования Центрального Банка. Налоговый кредит может предоставляться: при проведении организацией НИОКР или технического перевооружения собственного производства; при осуществлении организацией внедренческой или инновационной деятельности; при выполнении организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Инвестиционные налоговые скидки (налоговая льгота в виде вычета некоторых сумм из уже начисленного налогового платежа).

Инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль аналогична разновидности льгот, действовавших до введения гл. 5 Налогового кодекса РФ.

Льгота по налогу на имущество применяется в отношении основных средств, используемых в научных целях, при осуществлении НИОКР, составляющих опытно-экспериментальную базу, и т.п.

Еще одна разновидность льготирования - расширение круга льгот (права на доналоговый вычет расходов) по перечислению средств в государственные научные фонды.

Большая часть приведенных налоговых льгот либо заменяющих их бюджетных субсидий, по сути, представляют собой государственное финансирование определенной части расходов на НИОКР, осуществляемых в частном секторе.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Финансирование инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Внедрение инноваций дает возможность увеличить эффективность общественного производства и добиться наивысшего уровня экономического развития. Очевидна важность законодательных механизмов и институциональных основ финансирования инновационной деятельности с учетом современных условий развития экономики России.

включает создание, освоение, распространение и использование инноваций с использованием научно-технологических, организационно-управленческих и финансово-экономических мероприятий, которые позволяют превратить результаты научно-технологических и прикладных разработок в коммерческий результат.

Можно справедливо утверждать, что инновационная деятельность объективно не может осуществляться без финансирования, поскольку требуется не только создать какую-либо инновацию, но и реализовать конкретные результаты на практике. В результате, инновационная деятельность состоит из 4 элементов.

Создание, освоение, распространение и использование инноваций

При этом инновационная деятельность может иметь две формы воплощения:

  1. Средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса.
  2. Вид деятельности, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Вторая форма больше характерна для .

Вне зависимости от того, какую природу имеет осуществляемая инновационная деятельность, она требует определенных финансовых вложений.

Обеспеченность инновационной деятельности финансовыми ресурсами на всех ее стадиях способствует снижению риска отторжения рынком результатов инновационной деятельности и увеличивает ее эффективность. Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются:

  • источники финансирования инновационной деятельности и способы привлечения ресурсов;
  • формы использования имеющихся финансовых средств и финансирования в рамках инновационной деятельности.

Финансирование инвестиционной деятельности осуществляется из 4 источников.

Источники финансирования инновационной деятельности

К собственным средствам относится прибыль предприятия, амортизация, страховое возмещение убытков, выручка от реализации нематериальных активов. Помимо этого для финансирования инновационной деятельности используют средства уставного, добавочного и резервного капитала. Отдельно выделяют привлеченные средства, например средства от продажи акций, ценных бумаг, а также средства, выделяемые вышестоящими компаниями.

Специальные (целевые) финансовые фонды являются наиболее перспективным способом финансирования инновационной деятельности предприятия. Они формируются целенаправленно для их последующего целевого расходования на запланированные и прогнозируемые траты, в том числе и на финансирование инновационной деятельности. В частности, к фондам специального назначения относятся фонды накопления и потребления.

Нераспределенная прибыль, характеризующая часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление, также является перспективным способом финансирования инновационной деятельности, поскольку она предназначена для реинвестирования в развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Заемные средства – это используемая в контексте внедрения инноваций хозяйствующим субъектом часть капитала, которая не принадлежит ему, но привлекается в качестве кредита или займа на основе возвратности. Заемные средства могут быть кратко- и долгосрочными. К долгосрочным финансовым обязательствам относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.

Банковское кредитование применяется для инновационных проектов со сроком реализации, превышающим срок окупаемости данного проекта. Предприятие в этом случае обязательно должно иметь возможности и источники возврата кредитных средств. Данная форма финансирования инновационной деятельности используется на общих условиях . Финансирование инноваций с помощью данного источника применяется только для тех проектов, которые обладают реальными сроками окупаемости и обеспечат прирост инвестированного капитала. Кредит предоставляется на определенный срок, с учетом возможных рисков ставка обычно повышенная.

Государственное финансирование инновационной деятельности являются элементом государственной поддержки инновационного развития национальной экономики. Бюджетные ассигнования на финансирование инноваций направляются из федерального или местного бюджетов, фонда поддержки предпринимательства, внебюджетных фондов, предоставляемых средства безвозмездно или на льготной основе. Госфинансирование осуществляется на базе специальных целевых программ, где на конкурсной основе отбираются различные инновационные проекты. Таким способом финансируются, прежде всего, те направления научных разработок, которые имеют приоритетное значение для национальной экономики.

Привлеченные инвестиции в инновационную деятельность представляют собой капитал юридических и/или физических лиц, который предоставляется в форме финансового или иного участия в текущей или перспективной деятельности предприятий, направленной на внедрение инновационных разработок. При этом реализация такого способа финансирования инновационной деятельности может иметь два варианта. Инвестиции в инновационную деятельность могут иметь форму вложений в капитал предприятия или прямых вложений денежных средств в обеспечение отдельных этапов инновационного проекта.

Разновидностью привлеченных инвестиций является акционерное финансирование в форме эмиссии акций и размещения их среди потенциальных инвесторов. Особенностью такого способа является целевое использование привлеченных средств на инновационные проекты, которые реализует компания. Также он позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов.

К привлеченным инвестициям относится , осуществляемое на беспроцентном предоставлении финансовых ресурсов и без гарантий их возврата. Данная форма финансирования инновационной деятельности осуществляется при тщательном отборе инноваций и проектов. Для самих инвесторов такое инвестирование в инновации очень рискованно, однако в случае удачи оно приносит сверхприбыли.

Еще одной формой финансирования инновационной деятельности является финансовый лизинг, долгосрочный кредит в натуральной форме. При финансировании инновационной деятельности лизинг используется в тех случаях, когда для реализации инновации требуется приобретение дорогостоящего оборудования.

Форфейтинг применяется для финансирования инноваций в случаях, когда реализуются проекты сроком от 1 до 7 лет. При форфейтинге происходит трансформация коммерческого кредита в банковский заем. Риск при этом принимает банк, когда учитывает векселя.

Следует отметить, что практикуется и такой подход, когда для финансирования инновационной деятельности привлекаются финансовые ресурсы из разных источников. Это называется еще смещенным финансированием, которое является наиболее предпочтительным для всех участников проекта, так как снижает риски.

Таким образом, можно сделать вывод, что характерной особенностью и обязательным условием инновационной деятельности является внедрение и использование на практике чего-либо полезного, что или улучшает существующие процессы и продукты, или создает возможности использования старых процессов и продуктов на качественно новой основе, или создает принципиально новый процесс или продукт. Однако для осуществления инновационной деятельности необходимы существенные финансовые и материальные ресурсы. Поэтому в каждом конкретном случае очень важен выбор источников и формы финансирования инновационного процесса. Развитие способов финансирования инновационной деятельности, трансформировавшееся из простого баланса собственных и заемных средств, привело к возникновению ряда перспективных форм финансирования.

Проблемы финансирования инновационной деятельности

Трансформация простого баланса собственных и заемных средств привела к объективному возникновению ряда перспективных форм финансирования. Однако объективным противоречием финансирования инновационной деятельности по-прежнему остается необходимость соблюдения баланса между использованием собственных и привлеченных средств.

Собственный капитал, по сравнению с иностранными инвестициями, заемными средствами и государственным финансированием, характеризуется позитивными и негативными особенностями.

Преимущества и недостатки финансирования инновационной деятельности за счет собственного капитала

Преимущества

Недостатки

Простота привлечения, так как решения, связанные с использованием собственного капитала в целях финансирования инновационной деятельности принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

Ограниченность объема привлечения и возможностей существенного расширения инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и на отдельных этапах его жизненного цикла.

Более высокая способность генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

Обеспечение финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал для финансирования инновационной деятельности, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития, т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал. В результате, в сфере финансирования инновационной деятельности получили широкое распространение и активно развиваются различные формы использования привлеченного капитала.

Другой проблемой является извечная диспропорция в структуре инновационной деятельности между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками. Учитывая разный вклад и разницу в значимости их результатов, оптимальная структура инноваций должна быть такой:

Однако на практике, преобладает финансирование инноваций, связанных с разработками, тогда как фундаментальные и прикладные исследования и связанные с ними инновации финансируются меньше, так как отдача на вложенный капитал будет значительно позднее, чем при финансировании разработок. В результате на долю инноваций, связанных с разработками, приходится почти две трети всего объема финансирования инновационной деятельности.

На современном этапе развития наука и техника, а также результаты фундаментальных исследований и прикладных разработок являются важными факторами экономического развития государства. Внедрение научно-технических достижений имеет огромное значение для экономического, промышленного и социально-общественного развития. Поэтому создание государством условий формирования и распространения новых технологий и стимулирование инновационной деятельности представляется приоритетным направлением повышения темпов экономического роста на основе развития институциональных, финансовых и законодательных аспектов.

Осуществляемая модернизация социально-экономического развития страны требует построения ориентированной на инновационный тип развития национальной экономической системы. Фундаментальным условием в этой связи выступает государственная политика стимулирования инновационной деятельности, задающая вектор развития экономики и взаимодействия государственного, частного и корпоративного сектора. Динамически развивающаяся национальная экономическая система связана с объективными процессами развития способов и форм финансирования инновационной деятельности в рамках взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности и государством. В связи с этим, возрастает роль институциональных и законодательных механизмов государственного стимулирования инновационной деятельности, что обуславливает необходимость определения роли государства в финансировании инновационной деятельности.

Основной проблемой в исследуемой области выступает тот факт, что, несмотря на активное развитие и разработку мер государственного регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования инновационной деятельности в масштабах страны, важные аспекты государственной политики остаются недостаточно проработанными и используемыми на практике. Данная проблема усугубляется тем, что ряд вопросов, связанных с использованием инструментов государственного стимулирования инвестиций, финансирования инновационной деятельности и привлечения частного капитала к инвестированию в инновации, остаются недостаточно проработанными. Поскольку ряд вопросов формирования государственного стимулирования инвестиционной политики и финансирования инноваций решаются в условиях отсутствия объективных механизмов организационного, управленческого и законодательного регулирования, возрастает необходимость развития организационно-экономического и институционального обеспечения государственного регулирования в данной сфере.

Отметим и другие проблемы финансирования инноваций:

  1. Отсутствие объективных механизмов вовлечения результатов научно-технических разработок в промышленную и хозяйственную сферу;
  2. Недостаточная мотивация к созданию и внедрению инноваций на предприятиях;
  3. Необходимость создания системы внедрения результатов НИОКР в производственные процессы;
  4. Недостаточная интеграция научной и производственной деятельности, практической реализации результатов научных исследований и применения достижений для разработки новых товаров или совершенствования технологических процессов;
  5. Требуется переход к инновационной ориентации научной и производственной деятельности на уровне предприятий.
Указанные проблемы требуют немедленного перехода к инновационному типу развития экономики и стимулирования внедрения результатов НИОКР в производственные процессы. Учитывая переход к построению цифровой экономики в Российской Федерации, данное направление приобретает особую значимость.

В современных условиях хозяйствования конкурентные преимущества страны определяют ее успехи в инновационной деятельности. Например, в Японии уделяют большое внимание развитию инновационного сектора экономики, расходы на финансирование которого в 2014 году составили 3,6% к ВВП. Производимые интеллектуальные продукты пользуются повышенным спросом у стран, специализирующихся в основном на материальном производстве либо на продаже сырьевых ресурсов. Следовательно, инновационная деятельность ведет к расширению рынков сбыта, привлечению инвестиций в страны-разработчики инноваций . Инновации бесспорно являются двигателем современной экономики, поэтому многие государства переходят на инновационный путь развития .

В соответствии с международными стандартами инновации определяют, как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» . Однако помимо создания качественно нового продукта, инновация предполагает его вывод на рынок. Поэтому в инновациях заинтересован не только государственный сектор экономики, но и частный капитал.

Успех реализации продуктов инновационной деятельности во многом определяется ее источниками финансирования, ведь для осуществления любого инновационного процесса необходимы финансовые затраты. Часто даже крупные предприятия не располагают средствами для реализации инновационного проекта . Проблему дефицита финансовых ресурсов можно решить, обратившись к источникам финансирования инновационной деятельности.

Источниками финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации являются:

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакет акций, имущество государственной собственности);
  • инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

По своему происхождению источники финансирования инноваций подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования инновационных проектов подразумевают использование средств самой компании. Дополнительные средства компания может привлечь из нераспределенной прибыли, оставшейся после выплаты дивидендов по акциям из чистой прибыли, и из собственных активов. Кроме того, копания может увеличить свои краткосрочные обязательства в виде кредиторской задолженности либо уменьшить имеющуюся дебиторскую задолженность. Теоретически, грамотно управляя своими финансовыми потоками, компания может выкроить средства для инновационной деятельности, но, как правило, даже крупные компании не могут аккумулировать достаточное количество средств для реализации масштабных проектов. Поэтому важнейшим источником финансирования инновационных проектов являются средства, привлеченные извне.

Внешние источники финансирования инновационной деятельности предполагают увеличение акционерного капитала или привлечение заемных средств.

Увеличение акционерного капитала за счет дополнительной эмиссии акций дает возможность быстрого привлечения финансового капитала. Дополнительный выпуск ценных бумаг может осуществляться в виде публичного размещения акций и целевого размещения среди частных лиц и компаний. К публичному размещению обычно прибегают крупные компании с устоявшейся деловой репутацией. Целевое размещение характерно для молодых и венчурных компаний, основными покупателями акций которых становятся частные инвестиционные компании или фонды .

Заимствование средств для ведения инвестиционной деятельности предполагает выпуск облигаций и получение кредитов. При этом, кредитование может быть как специализированным (проектным), так и корпоративным. При проектном финансировании деньги выделяются под конкретный проект, подкрепленный бизнес-планом. Кредитор контролирует использование финансовых ресурсов, направленных на осуществление инновационного процесса, так как единственным источником возврата кредита будет поток денежных средств от коммерциализации проекта. При корпоративном кредитовании деньги выделяются всей организации в целом, независимо от цели использования средств. В этом случае заемщик получает право гибкого финансового управления средствами без контроля кредитора. Как правило, такие займы выдают платежеспособным организациям со сформировавшейся надежной репутацией на рынке.

В настоящее время считается более эффективным осуществлять не единовременное, а поэтапное финансирование инновационных проектов. Это связано с тем, что результативность отдельно взятого этапа проекта мало предсказуема из-за высокой неопределенности и рискованности любой инновации. Более того, лишь с течением времени можно судить о целесообразности дальнейшей разработки инновации, отталкиваясь от уже пройденных стадий разработки инновационного проекта.

В Российской Федерации главным источником финансирования инновационной деятельности является государственный бюджет, в то время как уровень финансирования НИОКР частным сектором остается низким . Это подтверждают данные Федеральной службы государственной статистики: затраты на исследования и разработки в 2014 году составили 847527 млн. рублей, из которых 569055,8 млн. рублей из средств бюджетов всех уровней, что составляет 67,1 % к общему объему затрат .

Проанализировав источники финансирования инновационной деятельности, можно сделать вывод о недоступности внутренних источников финансирования для российских организаций. Отечественные компании, в основном, не располагают необходимыми собственными средствами для ведения научно-исследовательских разработок, поэтому очень важно развивать внешние источники финансирования. Помимо государственных ассигнований на исследования, в финансировании инновационных проектов должны участвовать организации частного сектора экономики. Это позволит провести внедрение инноваций, которые будут пользоваться спросом на рынке и приносить прибыль инвесторам, в то время как государство может поддерживать фундаментальные исследования и разработки, особенно актуальные для национальной безопасности и обеспечения достойного уровня жизни российских граждан.

Для широкого развития инновационной деятельности в стране необходимо осуществлять поддержку инновационных предприятий и частных инвесторов, финансирующих их . Это можно осуществить разными путями. Например, предоставить льготы по налогу на прибыль и освободить субъекты инновационной деятельности от НДС на товары и услуги, связанные с научной деятельностью. Также государство может обеспечить предоставление низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение платы за аренду помещений. Кроме того, эффективным способом помощи инновационным предприятиям может быть размещение федеральных заказов на выполнение научно-исследовательских разработок.


Библиографический список

  1. Решетов К.Ю. Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства // Материалы III Международной научно-практической конференции «Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы». – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства». – Тюмень: ООО «Ист Консалтинг», 2012. С. 14–20.
  2. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность малых и средних инновационных предпринимательских структур в России и зарубежный опыт стимулирования инновационного предпринимательства // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2012. № 6. С. 206–209.
  3. Голубев А.А., Александрова А.И., Скрипниченко М.В. Экономика, финансирование и управление инновационной деятельностью. – СПб.: Университет ИТМО, 2016. – 154 с.
  4. Решетов К.Ю. Роль инновационных кластеров при обеспечении конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур в условиях ВТО // Российское предпринимательство. 2014. № 20(266). С. 117–123.
  5. Хотяшева О.М. Финансирование и оценка эффективности инноваций // Управление корпоративными финансами. 2004. №1. С. 37-42.
  6. Решетов К.Ю. Механизм государственной поддержки инновационных кластерных взаимодействий предпринимательских структур в условиях ВТО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4(20). С. 66–70.
  7. Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования // gks.ru: Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/Main.htm (дата обращения: 06.11.2016).
  8. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 3(23). С. 95–102.
Количество просмотров публикации: Please wait

Финансирование инновационной деятельности

Глава 4. Финансирование и оценка эффективности инноваций

Любой инновационный процесс требует выделения определенных фи­нансовых средств на его осуществление. Мелкие, средние и даже круп­ные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного фи­нансирования инновационных проектов. Можно выделить три основ­ных препятствия на пути аккумулирования финансовых ресурсов:

1) планируемая инновация может быть настолько риско­ванной, а будущие доходы настолько непрогнозируемыми, что руко­водство фирмы отказывается финансировать проект из собственных средств.

2) если фирма планирует финансировать инновацию за счет заемных средств, а получение прибылей по проекту ожидается лишь в долгосрочной перспективе, убедить кредитора в потенциале инновационного проекта представляется достаточно сложным.

3) может сложиться ситуация, когда инвестор выделя­ет средства на определенный проект, а руководство фирмы решает использовать эти заемные средства для частичного финансирования другого нововведения. В результате на стадии реализации проек­та средств оказывается недостаточно и одно из направлений закры­вается.

Для того чтобы найти решение дефицита финансовых средств, не­обходимо обратиться к изучению существующих источников финан­сирования инновационной деятельности.

По происхождению источники финансирования инноваций можно раз­делить на внутренние и внешние.

Внутренние источники . Существует несколько вариантов исполь­зования внутренних средств компании для финансирования иннова­ционных проектов.

1) Одним из основных источников является нерас­пределенная прибыль компании. Нераспределенная прибыль остает­ся после выплаты из чистой прибыли дивидендов по акциям. Однако многие фирмы, особенно начинающие, не имеют достаточной прибы­ли для финансирования инноваций.

2) Еще одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы . Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы по принципу синергии. Например, компания Chrysler («Крайслер») увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску но­вой модели минивена за счет использования уже имеющихся у нее технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и транс­миссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

3) Компания может также увеличивать свои краткосрочные обяза­тельства (обычно кредиторскую задолженность) как источник финан­сирования инновационных проектов.

4) Последним внутренним источ­ником является сокращение дебиторской задолженности (сокраще­ние доли, в частности, за счет продажи права взыскания).


Внешние источники . Компания может привлекать дополнительные средства либо за счет увеличения акционерного капитала (дополни­тельная эмиссия акций), либо за счет получения заемных средств .

Заимствование средств, для финансирования инновационной дея­тельности, может осуществляться за счет получения кредитов и вы­пуска облигаций . В общем виде кредитование, осуществляемое бан­ками и инвестиционными фондами, может быть специализированным (проектным ) и корпоративным . В случае использования формы про­ектного кредитования финансовые средства предоставляются под кон­кретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана, а кредитор осуществляет полный контроль над использованием вы­деленных средств. Процентные ставки по таким кредитам, а также решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия и обес­печения кредитов определяются в каждом конкретном случае в за­висимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т. д.).

Банк также может принять решение о кредитовании фирмы в це­лом - корпоративное кредитование , вне зависимости от направлений использования средств.

Дополнительная эмиссия обыкновенных и привилегированных акций позволяет компании достаточно быстро привлечь финансовый капитал и ограничить размер внешнего долга. Она может осущест­вляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний . Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

Вторая форма - целевое размещение - более характерна для со­всем молодых фирм и венчурных компаний. В этом случае основными покупателями их акций становятся частные инвестиционные компа­нии или фонды.

В роли инвесторов выступают компании с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть определенная доля вы­сокорисковых инвестиций. Это пенсионные фонды, частные инве­стиционные фонды, банки, страховые компании. В роли инвесторов могут выступать также нефинансовые институты - компании и фи­зические лица. В силу того что вышеназванные инвесторы не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, в которые инвестируют, они могут полагаться на посредника.