У истоков современной классической школы теории управления и организации стоял Фредерик Тейлор (1902 год «Управление предприятием», 1911 год «Принципы научного управления»). Концепции Тейлора основана на инженерном подходе к рационализации управления и состоит из следующих компонентов: · Дифференциация производственных функций на управленческие и исполнительские · Глубокая дифференциация производственного процесса и узкая специализация рабочих · Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе фотографий рабочего дня и хронометражных наблюдений · Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов · Введение сдельной оплаты труда Анри Файоль – главный управляющий французского горнодобывающего концерна, последователь Тейлора. 1916 год «Общее и промышленное управление» повествует о необходимости управления по пяти функциям: планирование, организация, распоряжение, координация, контроль. Файоль исходил из следующих предпосылок: 1. Предприятие должно производить продукт, который пользуется спросом на рынке и отвечает требованиям покупателей по качеству и пр. 2. Цена должна быть минимальной (по возможности), так как это увеличивает спрос и реализует эффект масштаба. 3. «сегодня нужно работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!» 4. Покупатель всегда прав Фаойль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов корпоративным, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (непрерывные команды по уровням иерархии), порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Харрингтон Эмерсон – 1912 год «12 способов эффективности». Генри Форд – «Моя жизнь, мои достижения» - в 1903 году он основал компанию «Форд-мотор». Разработанная им система базировалась на принципах: · Постоянное обучение · Нормальный образ жизни · Напряженный, целеустремленный труд · Интересы дела выше личных · Ориентация на потребителя · Ориентация на новшества (инновации) · Ориентация на понятные и простые решения · Честность в конкурентной борьбе · Воспитание в себе и в коллективе стремления работать качественно и ответственно · Забота о рабочих (нижняя планка зп рабочих Форда была в 2 раза выше, чем у конкурентов) · Стремление к унификации и стандартизации составных частей и тех.процессов · Беречь время потребителей · Четкая организация труда и производства Элтон Мэйо – 1933 «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» - начало школы человеческих отношений. Обращают внимание на важность благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. Мэйо разработал основные тезисы: · Люди мотивируются соц.потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми · В результате промышленной революции и рационализации работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в соц.взаимосвязях · Люди отзывчивы к соц.влиянию группы равных людей, а не к побуждениям и контролю руководства · Работник откликается на распоряжения руководителя, если тот удовлетворяет социальные потребности подчиненных Мэйо писал о важности неформальный отношений в коллективе, о неэффективности только формального лидерства. Мери Фоллетт – психологические аспекты управления, конфликты в организации, конструктивные конфликты. Абрахам Маслоу – 1943 год «Психологический анализ», 1954 «Мотивация и личность». Он считал, что человек не может полностью достигнуть цели, и, удовлетворив одну потребность, стремится к другим. 1. Люди – это социальные животные, потребности которых постоянно растут 2. Неудовлетворенность побуждает человека к действию 3. Потребности образуют иерархию (пирамиду) Д. МакГрегор – 1960 год «Человеческая сторона предприятия». Он настаивал на переходе от формального управления к неформальному лидерству. Представители школы человеческих отношений положили начало бихевиористскому направлению менеджмента. Другое направление - эмпирическое (считает, что решает всё опыт – управлению может научить только практика). Друкер – 1957 год «Практика управления» - о целевом управлении, т.е. постановки общих задач перед работникам, чтобы они сами рассчитывали время, ресурсы и пр. Томпсон и Стрикленд – 1980 год «Стратегический менеджмент» - передовой опыт американских компаний по разработке и реализации стратегий. Особое внимание уделено стратегии маркетинга, анализу состояния компании. Мескон, Альберт, Хедоури – 1988 год «Основы менеджмента» - анализ всех направлений менеджмента, начиная от Тейлора. Школа социальных систем – начиналась с исследования операций (комплексное изучение и однозначное решение сложных задач) Честер Барнард – «Функции руководителя» - обосновал необходимость применения комплексного подхода к управлению Г. Саймон – 1960 год «Новая наука принятия управленческих решений» - иерархия власти и целеполагания, принятие решений в связи с практикой управления, последовательный поиск и несовершенные знания. В России. Классическая школа развивалась применительно к условиям становления гос.собственности и централизованного гос.планирования. Александр Багданов – 1913 год «Между человеком и машиной» - о новаторских и прогрессивных установках Тейлора, у культурном развитии и здоровье рабочего. Разработывал тектолоию, всеобщую организационную науку (межотраслевую, применимую ко всем сферам жизни) – о триединстве вещей, людей, идей. Отмечал важность системного подхода и что организованное целое больше суммы его частей. Алексей Гастев – писал о проблемах производства и научной организации труда. С 1920 года высказывался о необходимости социализации трудового процесса («трудовая установка») – активировала массы на повышение производительности труда. Его разработки получат развитие в неоклассической школе человеческих отношений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Основные этапы развития науки об организации производства.:

  1. 84. Основные этапы развития психологческой науки в СССР.
  2. 2. Основные исторические этапы развития предмета экономической науки.
  3. Основные исторические этапы развития науки. Понятие научной рациональности и её типология.
  4. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
  5. 3. Понятие истории науки. Соотношение логического и исторического в развитии философии, и методологии науки. Этапы становления форм научного сознания.

Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в XVIII в ., когда Адам Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда (1776). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повышало мастерство рабочих и эффективность их труда.
В 1798 г. Али Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развитию промышленности.
Наука об организации производства в современном ее понимании возникла во второй половине XIX века , когда появилась крупная машинная индустрия с развитым разделением и специализацией труда. Еще в процессе формирования мануфактурного производства возник ряд организационных форм и методов ОП:
разделение труда, специализация и кооперирование;
необходимость установления норм;
отделение умственного труда от физического;
выделение функции управления производством и др.
Начало ХХ века ознаменовалось переходом к развитию и консолида-ции производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Эта новая полоса, продолжавшаяся до 30-х годов ХХ века, получила название эпохи массового производства . Как следует из названия, главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма, на задачах управления внутри фирмы. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название рационалистической школы управления производством . Эту школу основали в последнем десятилетии XIX века и развили американские инженеры-рационализаторы – Д. Вартон, Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, К. Барт, Г. Эмерсон и др.
Рационалисты уделяли главное внимание усовершенствованию производственного процесса, росту производительности труда и его интенсивности. Сторонники «классической» теории полагали, что эффективность управления определяется:
формальной структурой управления;
соответствием людей структуре;
узкой специализацией задач;
правильным подбором кадров и орудий труда;
строгим соблюдением дисциплины;
координацией и детализированным контролем;
величиной индивидуального вознаграждения;
единоначалием;
авторитарными методами управления.
В 1878 г. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах Ф.У. Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. При этом он в полной мере использовал идею взаимозаменяемости деталей, предложенную Уитни, которая также основывалась на повторяемости операций. Ф.У. Тейлор изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы найти лучший способ выполнения каждой операции.
Ф.У. Тейлор также полагал, что управление должно отвечать за планирование, отбор и обучение рабочих, определение эффективного способа выполнения каждого вида работ, достижение сотрудничества между руководством и рабочими и разграничение деятельности по управлению производством и чисто производственной деятельностью.
Суть системы Ф.У. Тейлора составляют:
1. Точное установление времени (выработки) на основе разделения процесса обработки, хронометража операций и изучения движений;
2. Подбор инструментов, оборудования, режимов обработки, приемов выполнения работ и рабочих для достижения максимальной производительности. Контроль методов работы вместо производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации;
3. Функциональная система управления, основанная на разделении административных функций.
В 1911 г . вышла классическая книга Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».
Генри Гантт (1861-1919) – выдающийся представитель школы Тейлора, – исследовал производственный процесс в целом. Он развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, Г. Гантт разработал методы планирования последовательности операций (1908), которые применяются и поныне (загрузочный и планировочный/временный графики Гантта ). Он выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда.
Еще в 1911 г. американский рационализатор Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в своей книге «Двенадцать принципов производительности » впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом, обосновал научные принципы организации производства.
Среди последователей Тейлора появились специалисты по анализу технологических операций и трудовых процессов. Одним из главных принципов, заложенных Тейлором в основы НОП, является изучение движений, из которых состоит любая операция. Дальнейшая разработка этого принципа связана с именем Фрэнка Гилбрета (1868-1924) – американского инженера-строителя, видного представителя школы Тейлора.
Изучая движения каменщиков, Ф. Гилбрет пришел к выводу, что у них много непроизводительных и даже лишних приемов. Ему удалось сократить число необходимых рабочих движений каменщиков с 18 до 5, повысив дневную производительность рабочего с 1000 до 2700 кирпичей. Ф. Гилбрет победил чемпиона соревнований по кладке кирпича, использовав свои собственные принципы экономии движений в ходе производственного процесса.
Развивая идею Тейлора о разработке нормативов затрат времени на каждый элемент операции, Ф. Гилбрет пришел к выводу: любая операция представляет собой последовательное чередование элементарных приемов (микродвижений), которые не зависят от содержания работы. Причем, как он выяснил, количество этих микродвижений ограничено. Гилбрет выделил 17 элементарных приемов, названных в его честь «терблигами» (терблиг – анаграмма фамилии Гилбрет).
Работы по изучению нормативов микродвижений Гилбрет проводил совместно со своей женой Лилиан Гилбрет (1878-1972) – психологом по образованию. Супругам Гилбрет принадлежит разработка принципов экономии движений, которые должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными, привычными. Участие Л. Гилбрет в совместной работе привело к зарождению психофизиологического подхода к процессу труда.
Особое значение в истории рационализации занимает Генри Форд (1863-1947), впервые осуществивший и описавший методы организации непрерывно-поточного производства в машиностроении. В 1913 году на его заводах был введен в действие конвейер по сборке автомобилей. До внедрения этой технической новинки, в августе 1913 г., на сборку каждого автомобильного шасси одним рабочим затрачивалось 12 часов 28 минут. Восемь месяцев спустя, когда конвейер был окончательно завершен и налажен и каждый рабочий стал выполнять одну конкретную операцию, среднее время, затраченное на сборку одного шасси, сократилось до 93 минут. Этот технологический прорыв в совокупности с концепциями научной организации управления представляет собой классический пример разделения и специализации труда и широко используется до сих пор.
Г. Форд выступал за комплексный подход к организации производства, уделял много внимания «человеческому фактору», добивался высокой экономичности производства и обеспечения качества продукции. Ему также принадлежит заслуга в разработке принципов работы концерна на основе управления всеми стадиями производственного процесса из одного центра.
В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами.
В 1924 г. Вальтер Шухарт использовал методы математической статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей, выдвинутая Уитни, нашла окончательное разрешение. Требования к технологии изготовления, обусловленные установленными допусками и спецификациями, можно было проанализировать с точки зрения затрат и результатов. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы.
С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны сотрудников, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдвард Деминг (1950). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.
К середине ХХ в. произошли изменения в области изучения Вселенной. Она уже не представлялась абсолютным воплощением законов классической механики; физики отказались от чисто детерминистской трактовки основных научных законов. Эта система взглядов повлияла и на развитие производственного менеджмента. Теперь уже как на уровне отдельной технологической операции, так и на уровне производственного процесса аналитические методы обогатились новыми представлениями. Получили признание теория вероятностей и математической статистики. Сформировалось представление о наличии риска и неопределенности и понимание того, что они играют важную роль в планировании.
К решению производственных проблем стали широко привлекаться ученые. Они привнесли в менеджмент математическое моделирование, анализ систем, теорию принятия решений, линейное программирование, теорию массового обслуживания, теорию информации и теорию регулирования.
Уже в 1920-е годы можно было заметить тенденцию активного проникновения математики в экономику и организацию производства. В 1923-1924 гг. Василием Васильевичем Леонтьевым (под руководством П.И. Попова) была разработана первая межотраслевая балансовая модель народного хозяйства СССР. В 1939 г. Л.В. Канторович (1912-1986) публикует работу «Математические методы организации и планирования производства », впоследствии принесшую ему мировую славу и Нобелевскую премию (1975). В работе речь шла о методе линейного программирования и его применении для решения многообразных задач: распределение работ по видам оборудования, раскрой материалов, оптимизация плана перевозок и т.д.
В 1941 г. в США Ф. Хичкоксом была впервые решена «транспортная задача ». Симплекс-метод , разработанный Дж. Данцигом , позволил решать широкий круг задач линейного программирования.
Большинство из названных дисциплин получило развитие и применение благодаря появлению и совершенствованию электронных вычислительных машин, способных оперировать с большими объемами информации, необходимой для решения производственных и экономических задач. В современных бизнес-организациях информационный менеджмент предполагает использование компьютеров для обработки данных с целью получения необходимой управленческой информации.
С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD ), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP ) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM ).
В последние годы процесс компьютеризации управления производством в странах с рыночной экономикой получил дальнейшее развитие. Пожалуй, наиболее важным его результатом стало использование систем ERP практически повсеместно на предприятиях Запада.
В 1960-е гг. в науке управления появился термин «операционный менеджмент ». Многие учетные связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике. Ряд последователей обусловливают появление этого термина переходом к преимущественному использованию в управлении производством метода синтеза по сравнению с методом анализа. Понятие «синтез » относится к системе в целом. Использование метода синтеза в управлении предприятиями позволяет достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими.
В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM ). Эта концепция предполагает применение общесистемного подхода к управлению материальными, информационными и сервисными потоками от поставщиков сырья к предприятиям и складам, а от них – к конечному потребителю.
В СССР развитие организации производства имело специфику, связанную с влиянием тейлоризма. Тейлоризм в советской экономической науке трактовался как система, имеющая двойственный характер: с одной стороны, она содержит элементы, позволяющие существенно повысить производительность труда рабочих, эффективность работы предприятия, с другой – ориентируется на чрезмерную интенсификацию труда, приводит к существенному усилению эксплуатации рабочих.
В условиях заидеологизированности государственного управления в СССР и господствующего постулата о ведущей роли рабочего класса представление о том, что является прогрессивным в системе Тейлора, а что – нет, было весьма затруднительным. Поэтому в СССР использование многих прогрессивных методов, разработанных мировой наукой управления производством, носило половинчатый характер, что снижало производительность труда и эффективность производства.
Постепенно это отставание от капиталистических стран накапливалось, и к середине 1980-х гг. производительность труда в СССР была значительно ниже, чем в США (в основном производстве она составляла 90% от уровня США, во вспомогательном и обслуживающем – вдвое ниже), хотя это и не признавалось официально. Централизованно управляемая экономика, не способная обеспечить баланс затрат и результатов, лишь усиливала это отставание. В результате постепенно механизм управления производством в СССР приобрел ярко выраженный затратный характер.
В поисках выхода из создавшегося положения стало очевидным, что в центре проблемы стоит само производство, т.е. производственный процесс и человек, его обслуживающий, который так и не овладел мировыми достижениями в организации производства. Получает развитие нормирование труда, внедряются компьютеры в управлении производством.
В 1920-30-е годы была создана и использована рядом отечественных предприятий система микроэлементного нормирования труда проф. В.М. Иоффе (1886-1947), разработана теория календарного планирования производственных процессов О.И. Непорента (1886-1966). Проф. А.А. Соколовским в 1930-е годы разработан метод типизации технологических процессов , который в 1950-х получил развитие в виде метода групповой обработки проф. С.П. Митрофанова.
Во время Великой отечественной войны многие оборонные предприятия освоили выпуск вооружения на многопредметных поточных линиях , теоретические основы и методика использования которых разработана Б.Я. Каценбогеном (1897-1956).
Активная научная работа по проблемам организации производства возобновилась в 60-е годы ХХ века, причем велась она по широкому спектру направлений: планирование производства, подготовка и освоение производства, организация и нормирование труда, организация вспомогательного хозяйства и т.д. В 1960-80-х годах совершенствовались методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, методы оценки эффективности новой техники по фазам жизненного цикла.


5.1. Настоящее Положение разрабатывается Оргкомитетом и утверждается приказом Директора Института.

5.2. Изменения и дополнения в Положение вносятся по инициативе Оргкомитета и утверждаются Директором Института.

Развитие теории и практики организации производства.

Теоретические и практические корни организации производства уходят в 18-19вв. Вопросами организации, планирования и управления производством занимались ученые, инженеры, социологи, предприниматели Англии, Германии, Франции, Америки и др. Однако в отдельную область знаний вопросы организации производства выделились лишь на рубеже 19-20вв. Толчком в этом плане стало появление паровой машины, электротехники и других изобретений, обеспечивающих поистине революционное развитие промышленности. Возникла потребность выработки и внедрения адекватных, научных методов организации производства.

Первым, кто подошел к организации производства с научных позиций, был американский инженер Ф.У.Тейлора (1856-1915гг.). В 1911г. в США было создано первое общество по совершенствованию организации производства, одним из инициаторов которого был Тейлор. Вслед за этим обществом в США и Европе стали организовываться другие аналогичные ассоциации. Возник также ряд консультативных фирм, разрабатывающих по договорам с предприятиями конкретные проблемы организации производства.

Целью Тейлора было создание системы научной организации труда на предприятии, обеспечивающей достижение максимальных результатов с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Способом достижения этой цели – рационализация всех элементов производства:

  • средств труда (машин, оборудования, производственных зданий),
  • предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии),
  • живого труда рабочих и служащих.

Свою систему организации предприятия создал французский инженер А.Файоль (1841-1925гг.). Все операции, имеющие место на предприятии, А.Файоль разбил на 6 групп:

  • механические (производство, переработка),
  • коммерческие (покупка, продажа, обмен),
  • финансовые (изыскание капиталов и управление ими),
  • счетные (определение издержек, статистика, баоансы),
  • охрана имущества и работников,
  • административные (предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль).

Весомый вклад в теорию и практику организации промышленного производства внес Г.Форд (1863-1947гг.), занимавшийся вопросами специализации и разделения труда. Он сформулировал следующие принципы организации производства:

  • «Вертикальное» строение производства (позволяло максимально синхронизировать работу всех элементов технологической цепочки),
  • Массовый характер производства (вел к удешевлению единицы продукции, повышал возможности механизации и автоматизации трудовых процессов),
  • Полнейшее разделение труда (позволяло экономить на зарплате низкоквалифицированных рабочих),
  • Унификация оборудования и предметов труда (упрощала их обслуживание и использование),
  • Поточность производства (ритм работы задает конвейер и рабочий не может отстать от него).

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии научной организации производства, связанный с возникновением операционных исследований – использованием аналитических методов физических и математических наук для решения проблем организации производства. С помощью операционных исследований стали разрабатываться вопросы рациональной планировки предприятия, выбора наиболее производительного оборудования, установление нормативов его производительности, расхода материальных ресурсов, рациональной организации ремонтов оборудования и др.

Становление науки об организации производства в России началось в конце 19в. В 1870-х гг. в МГТУ им.Н.Э.Баумана была разработана методика рационализации трудовых процессов, награжденная «медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873г. В 1911-1912гг. профессор Петербургского политехнического института И.А.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством». Им же была создана лаборатория по исследованию трудовых процессов, разрабатывались методики нормирования труда.

Среди наших соотечественников можно отметить П.М.Керженцева (1881-1940гг.), разработавшего основные принципы производства и научной организации труда; В.И.Иоффе (1886-1947гг.), создавшего систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда; О.И.Непорента (1886-1966гг.), разработавшего научную теорию организации производственного процесса во времени; Л.В.Канторовича (1912-1986гг.), заложившего основы линейного программирования и применившего их в планировании производства; Б.Я.Каценбогена (1897-1956гг.), разработавшего теорию и методику использования поточных методов производства на серийных заводах; Э.А.Сателя (1885-1968гг.), первым указавшего на необходимость комплексного решения конструкторских, технологических, организационных, эксплуатационных и экономических проблем современного производства и др.

Для России ХХ века можно выделить следующие этапы развития организации производства:

Период Краткая характеристика этапа
1918-1928г.г. разработка новых форм организации труда и производства. С этой целью в 1928 году создается Центральный институт труда (ЦИТ).
1929-1937г.г. развитие тяжелой индустрии, что потребовало разработки методов проектирования новых заводов и реконструкции старых; установление технически обоснованных норм. В конце 20-х – начале 30-х годов в России появляются первые научные работы по организации производственного процесса во времени, начинают публиковаться монографии, учебные пособия по организации и планированию машиностроительного производства.
1938-1950г.г. предвоенный период связан с решением задачи повышения индустриальной и оборонной мощи страны. Основным направлением развития организации производства здесь было создание равномерного и ритмичного производства. В годы Великой Отечественной войны возросла концентрация производства; массовый выпуск военной продукции обусловил разработку и внедрение поточных методов организации производства, которые получили свое дальнейшее развитие в послевоенные годы применительно к мирной продукции.
1951-1965г.г. повышение производительности труда и качества продукции на основе достижений научно-технического прогресса. Для решения этой задачи разрабатывались вопросы углубления специализации производства, совершенствования производственной структуры предприятий и цехов, методов планирования и оперативного управления с помощью ЭММ и ЭВТ. В 50-е годы стали издаваться учебные пособия по курсу «Организация и планирование предприятий машиностроительной промышленности
1966-1980г.г. ведутся исследования по вопросам дальнейшего совершенствования организации производства, но практическую реализацию эти исследования находят мало.
1981-1990г.г. этот период характеризуется усложнением производства: появляются научно-производственные комплексы, растет число связей внутри предприятий и между ними, что требует разработки новых методов и подходов к организации производства.
2000-ые г.г. изучение и практическое применение принципов бережливого производства

Организация производства как наука представляет составную часть экономической теории, изучающей производственную деятельность человека в процессе создания и распределения материальных благ.

Организация производства в научном и практическом понимании означает эффективное соединение, правильную координацию и рациональное использование в действующем производственном процессе рабочей силы, предметов труда и средств производства.

Разработка теоретических вопросов в области организации производства основывается на изучении, анализе и обобщении опыта передовых зарубежных и отечественных предприятий.

КОНТРОЛЬНЫЙ РУБЕЖ №1 (в дополнение к лекциям)

Рост масштабов производства в конце 19 века и начале 20 века вызвал необходимость разработки теории эффективной организации. Первые теории организации формировались в русле классической модели капитализма, которая сформировала требования и условия деятельности производственной организации. К основным социально - экономическим чертам классической модели капитализма относятся:

· Частная собственность

· Личный интерес – основной мотив в поведении субъектов экономической деятельности.

· Свобода предпринимательства

· Свобода выбора для потребителя

· Конкуренция, как основной регулирующий механизм деятельности субъектов экономики

· Цена, как главный индикатор рынка

· Соотнесение спроса и предложения.

Перечисленные характеристики экономической системы требовали от организаций снижении издержек производства, повышения качества продукции, дисциплины и исполнительности.

Указанные требования могли быть обеспечены рациональным использованием всех ресурсов, жесткой дисциплиной производства.

Организационные теории предлагали набор правил и действий, которые должны были обеспечить организации эффективное функционирование.

В разработке теории организации можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1900-1930)- рассмотрение организации как закрытой системы, главный источник развития которой заключается в повышении эффективности внутренних ресурсов. Основными представителями этого направления были: Тейлор, Файоль, Вебер.

Работник в этой концепции рассматривается преимущественно как «человек экономический».

Второй этап (1930-1960).Представители которого Мэйо, Фоллетт, Мак-Грегор, Лайкерт рассматривая организацию как закрытую систему, теоретически обосновали и ввели в практику управления и организации социально-психологические, поведенческие факторы, рассматривая работника как «человека социального».



Третий этап (1960-1973).Организация рассматривается как открытая система. Основные ее отличия от закрытой, это переориентация в развитии организации с внутренних факторов, на отношение с внешней средой.

Четвертый этап (1975-до н.д.). Это период открытых систем и самоорганизующего развития, который продолжается и в настоящее время. Одним из родоначальников данного направления можно назвать Саймона и Марча.

Современная теория организации развивается в трех направлениях:

· Ситуационный подход исходит из положений, выдвинутых одним из ведущих теоретиков менеджмента П. Друкером, что каждому типу управленческие ситуации, решаемых задач, состоянию внешней среды соответствует своя структура, стратегия.

· Подход организационного обучения предлагает формирование обучающейся организации. Это означает что знания полученные в ходе приспособления организации к изменениям внешней среды включены в культуру, систему ценностей организации.

· Институциональные теории. В 90-х годах появились работы американского ученого Норта Д, которые дали толчок формированию институциональной концепции функционирования и развития общества и организаций. Организации в рамках институциональной теории строит свою деятельность руководствуясь не внутренними требованиями обеспечения эффективности, а прежде всего исходя из требований внешней среды, которые выражаются через институты общества.

Для изучении процессов развития организации целесообразно использовать модели, которые позволяют наглядно представить изменения в объекте исследования, которые были вскрыты в ходе эволюции организационных теорий.

Организационное развитие рассматривается двояко.

С одной стороны организационное развитие понимается как всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на постоянные изменения в организации и использующая современные подходы к организации и управлению. С другой стороны- это широкая философская концепция и методология внутриорганизационных изменений.

Предлагаемая организационная модель включает основные элементы организации и управления, позволяет проследить за их изменением.

В модели выделены:

Цели организации, которые оказывают влияние на все элементы и связи организации.

Принципы управления и организации, которые подразделяются на принципы структуры, принципы процесса, принципы результата. Изменение принципов меняет и организационное управление.

Организационное управление включает:

· преимущественный метод принятия решений

· стиль управления

· методы мотивации

· методы контроля

· методы координации.

Организационное управление определяет состояние внутренних переменных, к которым относятся:

· тип структуры

· персонал

· процессы в организации

· материальные ресурсы.

Описанная модель показана на рис.5.1.

Рис.5.1. Основные компоненты организационной модели организации.

Данная модель предполагает, что организация, имея цели деятельности, принимая определенную систему принципов формирует организационное управление, включающее методы принятия решений, стиль управления, методы мотивации, контроля, координации, соответствующим образом определяет организационную структуру, подбирает персонал, организует внутриорганизационные процессы и обеспечивает деятельность ресурсами.

1)Донаучный этап развития теории организации.

2)Научный этап развития теории организации.

3)Основные школы теории организации.

4)Тектология А.А.Богданова.

1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.

I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.

II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.

III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.

2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.

Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.

Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:

  • единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
  • не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.

Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:

1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.

2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.

Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.



3) К классическим теориям организации относят:

  1. Теория научного управления
  2. Административная теория
  3. Бюрократическая теория

В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.

I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:

v отделение планирования труда от его выполения;

v научный подход к организации труда;

v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;

v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;

v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);

v внимание к обучению и подбору рабочих.

II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:

v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;

v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;

v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;

v иерархия (скалярная цепь);

v централизация;

v корпоративный дух (чувство общности);

v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.

III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:

v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;

v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;

v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;

v четкое разделение труда;

v имеется четкая иерархия;

v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;

v зарплата зависит от места в иерархии;

v должность служащего является единственным источником его заработка;

v работа на основании контракта;

v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;

v личное отношение в максимальной степени устранено.

Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.

4) Тектология Богданова:

I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.

II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.

III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.

IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.

V. Выделил основные механизмы организации:

1. коньюгация ― соединение комплексов;

2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;

3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.

VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.

VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».