Одно из наиболее успешных направлений – логистика. С чего начать логистический бизнес? Как открыть свою компанию с нуля? Эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Что такое логистика?

Это перевозки различных грузов по территории одной страны или вовсе между странами.

Направление имеет обширную потенциальную клиентуру за счет мнения многих оптовиков о надежности и комфортности грузовых перевозок. Многие заказчики чувствуют быстроту доставки их товара, да и отправлять транспортной службой есть возможность как крупногабаритные партии, так и вовсе маленькие поставки.

Конечно, иногда представители служб сталкиваются с проблемами в виде несостоятельных клиентов, требующих неправильных условий предоставления услуг, но зачастую клиенты доверяют фирмам, потому работа получается приятной и успешной.

Конкуренция

Бизнес имеет достаточно высокий уровень конкуренции – в России зарегистрировано около 80 тысяч компаний.

Снизить конкуренцию помогает то, что организации часто специализируются на чем-то определенном: малые грузы, поставки по СНГ или возможность импорта и экспорта, и прочее. Кроме того, собственно фирм, нуждающихся в услугах логистики настолько много, что спроса хватает даже новичкам.

Скачайте бесплатно готовый , чтобы использовать его в качестве образца для своего.

Оформление документации

Стандартно подобные организации регистрируются как ЗАО, ООО или ОАО, реже в качестве предпринимателя без юридического лица. Любая из перечисленных правовых форм достойна на существование, но не лишена определенных особенностей. Стоит разобраться:

  1. ПБОЮЛ отличается наличием налога на добавочную стоимость.
  2. ОАО и ЗАО прекрасно подойдут, если по плану вы собирались организовать быстрое и значительное расширение бизнеса. Эти же обе правовые формы достаточно трудоемко и долго получаются, сопровождаясь тоннами официальных бумаг, часами в ожидании своей очереди и потерянными нервами.
  3. ООО лучше всего подойдет конкретно для начинающего предпринимателя. Конечно, оформляется регистрация тоже значительно количество времени, зато возможностей достаточно именно для того, чтобы создать собственную компанию с нуля.

Дабы не тратить собственное драгоценное время на бумажную волокиту, стоит обратиться в специализирующуюся на данных вопросах фирму. Прежде чем начать работать с ней, обязательно сверьтесь с отзывами о ее услугах, с ее репутацией в плане надежности и скорости.

Подбор помещения

Деньги обязаны уходить в организацию надежных услуг, а не роскошь офиса, поэтому будет достаточно подыскать небольшое помещение где-то ближе к окраине города, возможно, с имеющимся косметическим ремонтом.

В данном месте вы или официальный представитель станете заниматься организацией транспортных процессов, поэтому могут пригодиться большая плазма, широкий стол и удобные кресла.

Помните, складское офисное помещения обязаны подходить под требования пожарной службы и СЭС:

  • наличие противопожарной сигнализации;
  • присутствие вентиляционной системы;
  • налаженная работа водоснабжения и отопления;
  • отделка пола нескользким материалом без каких-либо неровностей и ям;
  • организация соответствующих нормам рамп для автомобилей (желательно электрических).

Также для подобных предприятий важно организовать комфортные условия для работников: столовая-кухня с минимальным набором вроде электрического чайника и электроплиты, ванная комната с душем и собственное подсобное помещение.

Закупка оборудования

Как и в любом бизнесе, бизнес-процессы вашей личной логистической компании потребуют присутствия на предприятии конкретного оборудования. Несомненно, покупать по возможности лучше новое, дабы уберечь себя и бизнес от будущих проблем. Кроме того, на новое оборудование всегда налагается гарантия, позволяющая вызвать бесплатного мастера для ремонта неполадок.

Первое, в чем нуждается транспортный бизнес и логистика – закупка рокл. Стандартно на предприятии необходимо иметь по одной рокле на сотрудника. Помимо этого, на складах понадобится вилочный погрузчик, работающий с поддонами, на которых станут доставляться грузы.

Стоит он довольно дорого, потому начинающие владельцы бизнеса часто покупают данный аппарат в б/у. Делать так можно, но исключительно с предварительной проверкой мастером работоспособности аппарата и наличия внутренних поломок.

Кстати, начало работы организации вовсе может обойтись без погрузчика, особенно если среди потенциальных клиентов нет предприятий с крупногабаритным грузом. Зато без мелкого инвентаря не обойтись вовсе. В перевозках грузов важна надежность, потому запасы стретч-ленты и рабочего скотча не должны заканчиваться ни на день работы предприятия.

Персонал

В самом начале владелец постарается обойтись минимальным набором сотрудников, оплачивая их работу чуть больше, но и нагружая их большим количеством обязанностей.

Владелец сам наверняка станет выполнять работу бухгалтера и ответственного за связи с клиентурой. Помните, что проект по перевозке грузов достаточно выматывающий, а потому долгое время держать одних работников на нескольких должностях не стоит, это снизит их продуктивность.

Собственно, кто конкретно нужен для быстрой и эффективной транспортировки товаров заказчика? В список обязательных вакансий входят:

  1. Бухгалтер, отвечающий за кассовую дисциплину и работу с документацией.
  2. Менеджер по работе с заказчиками, он же отвечающий по грузоперевозкам.
  3. Водитель грузового транспорта. На каждое авто стоит брать по два, а в будущем и по три человека для безопасных круглосуточных поездок по стране. Кроме того, чем больше людей, тем быстрее станут осуществляться погрузки и выгрузки грузов.
  4. Механик, осуществляющий контроль за всеми аппаратами и техническими средствами на предприятии. До покупки в парк 6-7 авто данного человека можно нанимать из других организаций.

Сотрудничество с водителями

Водители – основные рабочие единицы, как аптекари в фармацевтическом или мейды в гостиничном бизнесе. Именно поэтому крайне важно заключать с ними договора только при наличии необходимого для официальной работы пакета документации.

Это необходимо для того, чтобы ответственность за испорченный по дороге груз лежала не на организации, а на самом водителе. Создание подобных договоров обязано должно включать в себя информацию о массе груза, его типе, официальном наименовании, местах погрузки и выгрузки товара по пути следования, номера транспорта, на котором перевозился товар и подписей от обоих участников договора. Не забудьте проставить печать.

Платить же водителям у фирмы имеется возможность как наличными деньгами, так и по безналичному способу.

План расходов

Составлять таблицу затрат мы станем на примере небольшой логистической фирмы в крупном региональном городе России.

Предположим, что данная организация занимается доставкой грузов исключительно в пределах страны. Для возможности закупить все необходимое владелец решил кредитоваться, поэтому фирме также придется ежемесячно выплачивать сумму по кредиту. Таблица расходов на первое время в данном случае выглядит следующим образом:

Строка расходов Сумма затрат, тыс. руб.
1 Первоначальная аренда за два месяца 60
2 Косметический ремонт 20
3 Мебель в офис 100
4 Коммунальные услуги и средства связи 30
5 Оформление документов 25
6 Заработная плата всех сотрудников 250
7 Покупка оборудования 700
8 Маркетинговая кампания 30
9 Закупка автомобилей 5 000
10 Выплата по кредиту 50
11 Непредвиденные расходы 50
Итого: 6 315

Организуя собственное предприятие, предполагайте, что денег на стартовые закупки у вас выйдет около шести с половиной миллионов. Решите для себя, стоит ли игра свеч, ведь риск не выйти за пределы конкуренции существует.

По плану некоторые из вышеперечисленных строк расходов являются ежемесячными, а именно выплата аренды, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, выплата по кредиту и поддержание рекламы.

Видео: 5 шагов достижения успеха в транспортной логистике.

Прибыль организации

Если следовать достаточно оптимистичному сценарию, в котором после своего открытия фирма практически не оставалась без клиентов, иногда принимая заказы сразу от нескольких предприятий, поначалу доходы бизнеса станут составлять примерно два миллиона рублей за месяц. Учитывая ежемесячные расходы, чистой прибыли будет около 1 200 тысяч рублей.

Далее бизнес остается только расширять, пополняя автомобильный парк и штат сотрудников, арендуя площадки для других центров и увеличивая клиентскую базу с возможным выходом на импорт или экспорт в другие страны. Уже после решения кредитных процессов прибыль увеличится еще больше. Полная рентабельность проекта же наступит примерно через 8-12 месяцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

На правах рукописи

ЩЕГЛОВ ПАВЕЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Специальность 08.00.06 - Логистика

Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург - 2000 2 Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов Научные руководители: доктор экономических наук профессор Новиков О.А.

доктор экономических наук профессор Уваров С.А.

Официальные оппоненты : заслуженный деятель наук РФ доктор экономических наук профессор Кантор Е.Л.

кандидат экономических наук профессор Маховикова Г.А.

Ведущая организация : Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия

Защита состоится «» _ 2000 г. в «» часов на заседании диссертационного совета Д. 063.86.07 при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая 21.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Ученый секретарь диссертационного совета д.э.н., профессор В.В. Щербаков

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Становление и развитие рыночных отношений в национальной экономике Российской Федерации требует весьма масштабных реформаторских преобразований. Глобальность этих реформ, по мнению многих экономистов и политиков, вынуждает нашу экономику оставаться в течение длительного времени в состоянии переходном от централизованного хозяйства к развитому рынку. Это состояние даже было детерминировано как «транзитивная экономика». Централизованная система, которой были присущи государственная собственность, плановое распределение ресурсов, авторитарное принятие решений, монополизация власти, оказалась, в конечном счете недостаточно эффективной.

Переход к рыночной экономике, основанной на частной собственности, децентрализованном размещении ресурсов, демократическом характере принятия решений, распределении власти среди ряда различных институтов и организаций предполагает значительный масштаб общественно-экономических преобразований. Особое место занимают проблемы стабильного развития малого бизнеса, играющего в рыночной экономике значительную роль. Решение этой проблемы невозможно без адаптации организационноэкономических форм и методов хозяйствования субъектов малого предпринимательства к условиям рыночной экономики. Важной составляющей, необходимой для решения данных проблем, наряду с маркетингом и менеджментом выступает логистика. Едва ли не одновременно с трансформацией экономики России начался процесс разработки концепции логистики. В условиях транзитивной экономики переосмыслению подвергаются практически все постулаты организации процессов распределения и обмена продуктами и ресурсами и есть основания считать, что новая для России экономическая наука – «Логистика» успешно разрабатывается. Несколько направлений (школ) разрабатывают концептуальные основы новой теории, которая постоянно обогащалась трудами таких ученых как В.П.Алферьев, Н.В.Афанасьева, Г.Л.Багиев, М.П.Гордон, В.Е. Есипов, К.В.Инютина, В.К.Козлов, Д.Т.Новиков, О.А.Новиков, Б.К.Плоткин, Г.В.Поваров, О.Д.Проценко, А.И.Семененко, В.И.Сергеев, Р.Г.Соколов, С.А.Уваров, В.В.Щербаков и др.

С научно-методической и практической точек зрения организация взаимодействия между продавцом и покупателем ресурсов является теоретически обоснованным и подтвержденным фактом, исходя из выводов, приведенных в работах зарубежных и отечественных авторов, однако проведенный нами ретроспективный библиографический поиск показал, что чаще всего внимание авторов акцентируется на логистических системах закупок в крупном бизнесе. Проблемы использования логистического подхода к организации субъектов малого бизнеса рассмотрены пока еще недостаточно полно. Авторами исследований по этой теме являются А.И.Муравьев, А.М.Игнатьев, А.Б.Крутик. Причем в работах указанных авторов рассматриваются лишь отдельные аспекты логистизации закупок в малом бизнесе.

Отсутствие комплексного исследования по организации закупок и оценки их экономической эффективности субъектами малого предпринимательства, неопределенность специфических особенностей логистического подхода к регулированию потоковых процессов закупок ресурсов малым бизнесом означают актуальность выбранной нами темы диссертационной работы.

Целью данного исследования является обоснование организационнометодических рекомендаций по созданию условий применения логистического подхода при осуществлении закупок ресурсов субъектами малого бизнеса в условиях транзитивной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи :

Определить специфику теоретических и методологических основ организации закупок для субъектов малого бизнеса;

- произвести классификацию ресурсов, существующих в транзитивной экономике в логистическом контексте;

- уточнить место малых предприятий в системе рыночных отношений;

Исследовать методы прогнозирования потребности в ресурсах и разработать методологические основы их применения в условиях транзитивной экономики;

Произвести сравнительный анализ организации субъектов малого бизнеса в Российской Федерации и за рубежом и определить перспективы их развития;

- установить методы сегментирования рынка ресурсов для малых предприятий полиграфической промышленности;

Дать содержательную характеристику типам организационных построений, возникающих при осуществлении закупок;

- показать основные формы влияния логистики на регулирование процесса закупок;

- разработать механизм преодоления транзитивности при осуществлении закупок;

- сформулировать критерии оценки экономической эффективности закупок в транзитивной экономике.

Поставленные задачи по нашему мнению отвечают цели исследования, что позволяет сосредоточить свое внимание на наименее изученных вопросах.

Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса, функционирующие в транзитивной экономике, в том числе и на рынке полиграфической продукции.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе планирования, организации и логистизации закупок ресурсов субъектами малого бизнеса.

Логика решения основных задач исследования предопределяет содержание работы и форму изложения идей и выводов. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, отражаются научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе – «Логистика малого предприятия в транзитивной экономике» определяются сущность и специфика ресурсов в логистическом контексте, вводится ранжирование ресурсов по степени их актуальности (значимости) в транзитивной экономике, устанавливаются особенности организации и управления закупками на предприятиях малого бизнеса, которых рассматривается нами как органичная часть рыночной экономики.

Во второй главе – «Анализ организации закупок малыми предприятиями» проводится исследование типов организационных построений субъектов малого бизнеса при осуществлении закупок, изучаются проблемы сегментирования рынка закупок ресурсов; анализируются динамика цен на ресурсы, используемые малыми полиграфическими предприятиями СанктПетербурга; прослеживается развитие отношений между покупателем и продавцом В третьей главе – «Регулирование процесса закупок ресурсов» – разрабатывается логистический механизм преодоления транзитивности при осуществлении закупок ресурсов с применением элементов статистической теории игр, хеджирования и системы складских свидетельств; показывается возможность перехода от плановой экономики к рыночной с нахождением новой парето-оптимальности, определяются критерии экономической эффективности закупок.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и предложения.

В экономической литературе достаточно большое внимание уделяется рассмотрению ресурсного аспекта деятельности фирмы как ключевого фактора развития конкурентоспособности. Но лишь в отдельных исследованиях изучается ограниченный круг проблем, связанных с влиянием рационального использования ресурсов на экономику в целом. На современном этапе конкурентной борьбы малое предприятие должно действовать не только в своих интересах, но и учитывать состояние российской экономики. В этом смысле эффективность субъекта малого бизнеса складывается не только из достижения частных конкурентных преимуществ; учет слабости транзитивной экономики ведет к осознанию экономии «долларопотребляющих» ресурсов. Логика причинно-следственных связей такова (рис. 1):

Покупка ресурсов (а не готовых товаров) малым бизнесом позволяет производить и продавать товары, в том числе на экспорт;

- продажа отечественных товаров востребует покупку ресурсов;

- продажа отечественных ресурсов предопределяет покупку иностранных готовых товаров;

- покупка товаров за рубежом требует притока иностранной валюты, что вынуждает нас к продаже ресурсов;

Рис. 1. Циклическая схема предпочтительных направлений развития в транзитивной экономике Истощение природных ресурсов приведет к невозможности их экспорта, ограничивая потребление импортных товаров. Последнее неминуемо приведет к социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями.

В контексте нашего исследования основной функцией фирмы становится использование ресурсов и производство и распределение продуктов с наименьшими (эффективными) затратами ресурсов среди других субъектов экономики с целью удовлетворения их индивидуальных потребностей. В рамках всего общества нематериальные потребности его граждан составляют основу научного и творческого потенциала страны, при этом одной из движущих сил развития и производства является стимул в удовлетворении потребностей. Общие аспекты экономического взаимодействия потребностей и возможностей отражены в таблице 1.

Матрица взаимодействия потребностей и возможностей 2 – реализация собственных возможностей для удовлетворения чужих потребностей с целью получения вознаграждения и соответствующего последующего удовлетворения собственных потребностей (производство и реализация);

3 – удовлетворение собственных потребностей за счет чужих возможностей (закупки).

Предметом нашего исследования является 3-й квадрант; при этом 1-й квадрант, описывающий внутренние трансакции отдельной фирмы, в координатах закупок является частных случаем первого.

Подчеркнем, что приведенная функция фирмы отражает распределение экономических функций каждого члена общества по различным сферам экономической жизни. Для повышения конкурентоспособности необходимо, среди прочего, нахождение оптимальных для него способов приобретения ресурсов, их доставки и хранения. Достижение таких результатов требует знания содержания процессов поставки и их места в осуществлении оптимальной закупки продукции, что является предметом логистики. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей в ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Поставленная цель связана с решением целого комплекса задач, которые можно классифицировать как информационные, управленческие и коммерческие задачи.

Этим задачам соответствуют рыночные исследования, проводимые в целях улучшения заготовки ресурсов. Они базируются на методах прогнозирования, схожих с исследованиями рынков сбыта. Одним из способов является сегментация рынков. Сегментации рынков закупок и сбыта объединяет то, что исследуется, по существу, один и тот же рынок, но с различных позиций. Сегментированный рынок – это рынок, разделенный на гомогенные (однородные) группы, обладающие характерными для них и отличными от прочих признаками. Различие заключается в том, что при сегментации рынка сбыта подробно классифицируются покупатели товаров и услуг, ее проводит продавец, а объектом исследования является покупатель. При этом сегмент рассматривается как совокупность, группа потребителей, имеющие схожий стереотип поведения. При сегментации рынка закупок объектом изучения выступает продавец, осуществляет ее покупатель, и эта работа не столь подробна, так как число поставщиков значительно уступает числу потребителей, а собственные требования к товару известны покупателю. Сегмент в этом случае – это возможные поставщики требуемого ресурса.

Также диаметрально противоположно место этих исследований в воспроизводственном процессе. Если исследование рынка закупок направлено на изучение источников получения факторов производства, то исследование рынков сбыта выявляет возможности реализации результата этого производства. Сегментация рынка сбыта позволяет ориентировать на потребителя реализуемый поток товаров и услуг, а сегментация рынка закупок в конечном итоге оптимизирует внутрипроизводственную систему, снимая неопределенность и риски, позитивно влияя на уровень запасов и затраты. Сегментация – не разовый, а постоянный процесс, что обусловлено как динамикой характеристик потребителей данного товара, так и действиями конкурентов и общей обстановкой на рынке.

Закупочная логистика и мероприятия по изучению рынка закупок соотносятся между собой как концептуальная система и система конкретных субъектов рынка, включая реальных поставщиков ресурсов.

В контексте закупочной логистики определение номенклатуры означает определение ассортимента тех видов сырья, материалов и услуг, которые необходимы для производства конечного продукта, однако проводить исследование относительно всех необходимых предприятию видов продукции с одинаковой глубиной проработки нецелесообразно. Основная задача состоит в том, чтобы определить объем потребления ресурсов, а также разделить номенклатуру по степени неопределенности спроса.

Существует два подхода к решению:

Сопоставление и классификация натурально-стоимостных величин, характеризующих потребление ресурсов (АВС-анализ, Кривая 80-20; десятьдевяносто);

Анализ колебаний в потреблении ресурсов и точности их прогнозирования (XYZ-анализ; увеличение горизонта планирования).

Анализ по АВС- и XYZ- методам вполне совместим и дает результирующий вектор; проведение ABC- и XYZ-анализа уже является результатом, достаточным для позиционирования ресурсов и формирования групп (AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ), в отношении которых могут разрабатываться технологии закупочной логистики. Однако ограничиться методами АВС- и XYZ – анализа можно лишь в относительно коротком временном периоде, в условиях стабильной экономики, привычных ресурсов. Учет стратегического подхода к развитию фирмы требует особого внимания к эффективному применению новых ресурсов.

Классификация ресурсов, осуществляемая методами АВС- и XYZанализа, дополняется предложенным автором EUT-анализом, признаком которого является зависимость от характера потребления. В транзитивной экономике фирмы как бы «нащупывают» подходящие ресурсы: и оборудование, и работники в определенной степени инерционны; поэтому при выборе роль играет не только стоимость и точность прогнозирования, но и ранжирование ресурсов по степени их актуальности (значимости) в транзитивной экономике.

Введем ранжирование ресурсов по степени их актуальности (значимости) в транзитивной экономике, выделив три группы:

T – традиционные (реально существующие) доступные ресурсы;

U – условно-эффективные (адаптационные) ресурсы;

E – эффективные (конкурентоспособные) ресурсы.

На рис. 2 представлена классификация ресурсов по совокупности признаков.

Прогнозно-количественный Т-ресурсы можно рассматривать как ресурсы реальной позиции, Uресурсы определяются возможностями их перспективного позиционирования, Е-ресурсы используются как фактор стратегического (конкурентного) развития.

Очевидно, что с точки зрения закупочной логистики группы C, Z и T являются наименее сложными для управления, а группы A, X, и E требуют наибольшей степени внимания со стороны фирмы, для них необходим скрупулезный расчет объема закупок; при этом в случае возникновения запасов ресурсов этих групп, контроль над ними должен проводиться наиболее тщательно. В новой среде организационный механизм фирмы должен приспосабливаться к выработке решений по иным способам расходования и распределения ресурсов, что подразумевает применение логистического подхода, который понимается как системный подход к исследованию социальноэкономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. В таком случае мы можем определить логистический контекст (лат. Contextus – сплетение) как идеальное целеполагание, точно определяющее смысл термина, исходя из реально существующей экономической системы. Логистический контекст определяет выбор процесса организации и управления логистической системой фирмы на основе идеального представления о ней. Для определения наиболее выгодной формы закупки продукции следует провести сравнительный анализ основных преимуществ, недостатков и условий альтернативных вариантов.

Кроме того, следует рассматривать все факторы, на которые оказывает влияние выбор конкретной формы закупки.

Ключевое требование к определению методов и форм закупок субъектами малого бизнеса лежит в установлении особенностей производственного процесса, лежащего в основе принимаемых решений. Выбор метода производства субъектом малого бизнеса подразумевает увязку требований, исходящих из особенностей производимой продукции с производственными возможностями.

Вся выпускаемая продукция находится в диапазоне от уникальной до высоко стандартизированной, требования по объему увеличиваются по мере роста стандартизации изделия: уникальные имеют малый объем, стандартные – большой. Эти факторы учитываются при определении процесса производства, в свою очередь определяющего всю деятельность фирмы, в том числе и закупки; достигнув соответствия требований по выбору производственного процесса (таблица 2), малое предприятие может достичь высокой степени эффективности своей деятельности. Указаны только наиболее эффективные варианты, выстроенные по диагонали. Если фирма выбирает другую комбинацию (конвейер для нестандартного товара), то обнаруживается несоответствие высокоспецифичных требований продукции унифицированным возможностям конвейера.

Соответствие производительности и гибкости оборудования Производитель- Разнообразие продукции ность оборудова- Bысокое Среднее Hизкое Oчень низкое ния/ его гибкость Низкая/высокое Мастерская Для определения соответствия производственных мощностей производимой продукции необходимо учесть все факторы. Эти факторы включают в себя две группы: краткосрочные и долгосрочные. Долгосрочные факторы определяют общий уровень производственных мощностей предприятия, краткосрочные включают возможные изменения в требованиях по мощности, которые могут быть вызваны сезонными, случайными и нерегулярными факторами спроса, причем временные интервалы для каждой категории меняются в зависимости от отрасли промышленности. Долгосрочные требования определяются с помощью прогнозирования спроса на определенный период времени, а затем прогнозы переводятся в категории требований для планирования. Первым шагом в разработке прогноза, а затем и осуществления планирования, является определение предназначения предприятия или его миссии. Процесс, ведущий к формированию концепции бизнеса, имеет большое значение, поскольку заставляет фирму пересмотреть факторы, лежащие в основе ее деятельности. Подчеркнем, что в силу объективного запаздывания производства относительно спроса разработка концепции бизнеса носит принципиально прогнозный характер. Прогноз, являясь основой для принятия решений, основывается на способности определять действующие на рынке силы, а также предсказывать будущие тенденции развития этих сил. Процесс прогнозирования включает 6 основных этапов:

1. определение цели прогноза;

2. установление горизонта планирования и прогнозирования;

3. выбор метода прогнозирования;

4. сбор и анализ соответствующих данных;

5. разработка прогноза;

6. контроль над его использованием.

Ключевым в контексте данного исследования является выбор метода прогнозирования. Факторами, влияющими на выбор прогноза, являются:

стоимость, точность, надежность, способность быть выраженным в значимых единицах, своевременность. Выбранный метод в первую очередь представляет собой определенную комбинацию точности и стоимости, оптимальную для каждого случая. В таблице 3 приведены сравнительные преимущества различных методов прогнозирования, оценка проводилась балловым методом с учетом особенностей малого предпринимательства.

Оценка преимуществ методов прогнозирования 1. Оценка покупательских предпочтений 2. Экспертиза специалистов 4. Сторонняя экспертиза 5. Наивный прогноз 6. Скользящая средняя 7. Метод адаптивного прогноза 8. Простая линейная регрессия 9. Множественная регрессия Наибольшее число баллов набрали методы регрессионного анализа, что позволяет ознакомиться с ними более детально.

При проведении регрессионного анализа значения одной переменной используются для предсказания другой. Цель линейной регрессии – получить уравнение прямой линии, которая дает минимальную сумму квадратов линейных отклонений точек данных от линии; линия наименьших квадратов отклонений описывается уравнением:

гдеYc – предсказанная (зависимая) переменная;

X – переменная-предсказатель (независимая);

B – наклон линии;

А- значение Yc при х=0.

Корректное использование индикаторов, которые являются независимыми переменными, ведущими или предшествующими изменениям в искомой переменной, позволяет иметь точное представление о возможной тенденции. В рамках нашего исследования мы в качестве индикатора выбрали следующие показатели:

- R1 - официальный курс доллара (большая доля импорта как на рынке бумаги, так и в закупках российских ЦБК);

- R2 - индекс тарифов на грузовые перевозки (большая транспортная составляющая в издержках);

Выбранные индикаторы действуют на зависимую переменную не мгновенно, а с определенным интервалом, поэтому для доллара и тарифов введем условие лага в 2 месяца, а для цен промышленной продукции – 3 месяца, так как возможное влияние этого индикатора должно передаваться «цепью» через всю российскую экономику. Рассматриваемый период – с 1.01.1999 по 1.03.2000 года, что позволяет устранить сезонный фактор.

Тогда R (значение корреляции) для трех выбранных индикаторов равно: R1= 0,937794; R2= -0,613909; R3= -0,654189;

Корреляция R1 близка к 1, что показывает высокую степень связи между двумя переменными, из чего можно сделать вывод о высокой «долларозависимости» цен на офсетную бумагу; предположения же о влиянии индексов оптовых цен и тарифов не подтвердились, хотя значения коэффициентов и находятся в искомом диапазоне от –1,00 до +1,00.

В традиционной системе снабжения покупатели при организации закупок имеют многочисленные источники поставок, и в процессе переговоров о заключении контракта ставится целью получение самой низкой цены. При этом главный вопрос принятия контракта – возможность его расторжения из-за роста цен. Совершенно другие принципы закладываются при организации оперативных закупок, учитывающих требования логистики. Принимаются во внимание два фактора:

Малое предприятие, не имея возможности осуществлять закупки в относительно больших объемах, не может претендовать на скидки и рассрочки, используя эффект масштаба;

Несколько малых полиграфических предприятий, объединенных в пул (союз), могут использовать эффект масштаба в своих интересах, однако акцент делается не на цену, а на сокращение источников поставок и долгосрочные отношения, технические новшества и рационализацию – основные факторы повышения качества закупаемых ресурсов,что при определенных условиях может привести к созданию вертикальных организационных структур разной степени интеграции (таблица 4).

Степень интеграции поставщика и покупателя онных построений времен- уникальным собственмасштаба 1. Конкурентные 2. Партнерские отношения 3. Закупочные кооперативы 4. Союзы между независимыми фирмами Интерес к партнерским отношениям возник в 80-е годы, когда корпорации США столкнулись с конкуренцией со стороны японских компаний, использовавших подобные отношения со своими поставщиками. Тесные связи с поставщиками ресурсов справедливо рассматривались как один из важнейших элементов достижения качества, быстрой доставки ресурсов и постоянного улучшения своей деятельности. Однако в практическом смысле партнерские отношения остаются формой работы крупных потребителей ресурсов, использующих эффект масштаба, оставаясь недосягаемой для мелких покупателей. Закупочные кооперативы позволяют своим членам воспользоваться преимуществами от масштаба, избегая при этом монополистических искажений. Союзы между независимыми фирмами могут быть вызваны несколькими причинами, основная из которых заключается в том, что фирмы-участники обладают различными компетенциями (технологиями) или особыми ресурсами, которые могут быть с пользой объединены в рамках какого-либо нового делового предприятия с целью эксплуатации отдачи от масштаба в области закупок. В японской экономике господствует именно такая организационная форма, называемая «кейрецу». Она представляет собой группу взаимосвязанных фирм, объединенных взаимным участием и собственностью, близостью географического расположения, общим финансированием и сложной сетью социальных отношений между сотрудниками.

Обмен деловой информацией и возможность финансирования в случае нехватки ресурсов у отдельного независимого члена группы дает им способность выявлять возможные потребности и гибко реагировать на них. Франчайзинговая форма организации бизнеса, обеспечивающая получателю стимулы собственности, дает возможность использования возможностей правообладателей. Меры по интеграции мелких товаропроизводителей в интегрированные структуры не являются обособленными и должны сопровождаться снижением энтропии (неопределенности), имманентно присущей малому бизнесу (таблица 5):

Логистический механизм преодоления транзитивности 4. Способ за- Независимые 5. Принятие решений 7. Ценовые Зависимость от Предложенные меры по снижению уровня неопределенности невозможны без действенной системы оценки эффективности закупок. Главным следствием является то, что при отсутствии трансакционных издержек перераспределение прав может происходить парето-оптимальным способом без внешнего вмешательства, что означает, что все реально существующие виды деятельности организуются таким образом, чтобы максимизировать общую выгоду сторон при фиксированных издержках, среди которых и трансакционные. В рамках всей экономики это приводит к снижению энтропии. С другой стороны, для любой фирмы, определяющей при помощи прогноза и бизнес-плана структуру своего производства и виды используемых ресурсов эффективной формой организации может стать только такая организация, которая минимизирует издержки.

II. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Результаты фундаментальных и прикладных исследований в области логистики и управления потоковыми процессами послужили теоретической и методологической основой работы. В решении прикладных задач использованы данные официальной статистики. Кроме того, в диссертации использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, отечественный и зарубежный опыт организации и функционирования логистических систем, результаты международных и региональных научнопрактических конференций, отчеты о научно-исследовательских работах Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптового рынка и других высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России.

Исследование строилось с применением принципов системного подхода, исследования операций, отдельных элементов микроэкономического анализа и прогнозных оценок. Обработка собранного материала проводилась на ЭВМ при помощи программ Excel и Access.

Обобщение специфики теоретических и методологических основ формирования производственных систем в малом бизнесе и установление их логистической сущности;

Определение и анализ организационно-технологических особенностей управления в производственных системах субъектов малого бизнеса;

- адаптацию действующих методов группировки ресурсов для их применения в условиях транзитивной экономики;

Анализ динамики ценовых показателей ресурсов, используемых на полиграфических предприятиях г. Санкт-Петербурга и их интерпретация в целях прогнозирования;

Применение логистического подхода для разработки механизма преодоления транзитивности при осуществлении закупок.

III. СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

По совокупности научных результатов работа носит общеметодологический и одновременно прикладной характер. Прикладная сторона выражается в использовании материалов федеральной и региональной статистики при проведении анализа современного состояния малого бизнеса в целом, полиграфической промышленности Российской Федерации и исследовании конъюнктуры рынка закупок для полиграфических фирм Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования заключаются в том, что в диссертации:

Показана трансформация потребительских предпочтений на рынке ресурсов в транзитивной экономике и построена дополненная EUT-анализом модель классификации ресурсов в транзитивной экономике;

На основе изучения теоретических основ организации и функционирования фирмы разработан методический подход к выбору размеров фирмы и уточнено место малого бизнеса в системе рыночных отношений;

На основе анализа методов статистической теории игр предложен способ нахождения оптимального результата в условиях неопределенности внешней среды;

Разработаны предложения по более широкому применению опционных и фьючерсных контрактов для страхования ценовых рисков и доказана необходимость использования биржевого механизма;

Определена сущность и приведена содержательная характеристика организационных построений при осуществлении закупок субъектами малого бизнеса и предложена схема с использованием складских свидетельств;

Обоснована возможность применения логистических методов управления для повышения упорядоченности производственно-коммерческих систем и разработан логистический механизм преодоления транзитивности.

Практическая значимость выводов и рекомендаций, полученных в результате диссертационного исследования заключается в том, что применение разработанных в диссертации методов регулирования стохастических процессов, присущих малому бизнесу, позволит повысить степень управляемости ими. Кроме того, в диссертации обоснована возможность применения логистического подхода к формированию организационных структур малых производственных предприятий, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности их деятельности.

Основные положения и результаты исследования прошли апробацию и были одобрены на постоянно действующей Научной сессии профессорскопреподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГУЭФ в 1995-2000 г.г. Наиболее важные результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе при чтении курсов «Коммерческая логистика» и «Биржевое дело» факультета Коммерции по специальности 061400 - “Коммерция” в СПбГУЭФ. Разработки автора применяются в деятельности ООО «Ландскрона” По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Нобелевские лауреаты в области экономики. // Экономическая школа №1 1991-СПб, 1991 0,85 п.л. (в соавторстве - авторских листов - 0,2 п.л.).

2. Нобелевские лауреаты в области экономики. // Экономическая школа №2 1992-СПб, 1991 1,3 п.л. (в соавторстве - авторских листов - 0,45 п.л.).

3. Особенности формирования коммерческой логистики в малом и среднем бизнесе // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1995 года: Краткие тезисы докладов. Часть I.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-0,1 п.л.

4. Разработка стратегии хеджирования // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1996 года: Краткие тезисы докладов. Часть I.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-0,1 п.л.

5. Базисный риск в хеджировании // Научная сессия профессорскопреподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1998 года: Краткие тезисы докладов. Часть I.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-0,1 п.л 6. Совокупное планирование // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 года: Краткие тезисы докладов. Часть I.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-0,1 п.л.(в печати).

7. Логистика и промышленный маркетинг. - СПб.: «Агентство РДКпринт», 2000.-1,8 п.л. (в соавторстве – авторских листов – 0,9 п.л).

Похожие работы:

«БАБЕНЫШЕВ СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО - ВНЕДРЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Краснодар 2011 Работа выполнена на кафедре финансового менеджмента и банковского дела ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный...»

«Усик Владимир Викторович МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами АПК и сельское хозяйство) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ижевск - 2012 Работа выполнена в Оренбургском филиале Федерального государственного...»

«ДЯТЛОВА Ангелина Федоровна МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Специальности 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола - 2011 1 Работа выполнена на кафедре бухгалтерского учета и аудита ГОУ ВПО Марийский государственный технический университет Научный консультант - доктор экономических наук, профессор Азарская Майя Анатольевна Официальные оппоненты:...»

«Юдина Лилия Николаевна СИСТЕМА ОЦЕНКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика труда АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Томск – 2010 1 Диссертационная работа выполнена на кафедре экономики предприятий ГОУ ВПО Новосибирский Государственный Технический Университет Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент Карпович Алексей Иванович Официальные...»

«Виноградова Екатерина Юрьевна ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА Специальность 08.00.13. – Математические и инструментальные методы экономики АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Санкт-Петербург – 2013 2 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...»

«Аминева Вероника Павловна Развитие интегрированной системы качества вуза на основе внутренней оценки Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербург – 2012 2 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Сибирский государственный...»

«БАЙКОВА ЭЛЬВИРА РАФАЭЛЕВНА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Специальность 08.00.01 - Экономическая теория АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербург - 2013 2 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Башкирский государственный аграрный университет доктор экономических наук, профессор Научный руководитель Нусратуллин Вил Касимович...»

«ЛАКТИОНОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ Экономическое обоснование эффективного функционирования отрасли растениеводства на основе совершенствования системы технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин (на примере Оренбургской области) Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - АПК и сельское хозяйство) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата...»

«Ручко Михаил Александрович ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (по материалам Краснодарского края) Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: АПК и сельское хозяйство) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва – 2012 Работа выполнена в государственном...»

«Спиваков Александр Анатольевич Организационно-экономические аспекты формирования и развития машинно-технологических центров в сельском хозяйстве Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Воронеж – 2012 1 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Воронежский государственный аграрный...»

«Ахтямов Мавлит Калимович КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства; управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Санкт- Петербург - 2010 2 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный...»

«ГЕРАСИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОРПОРАТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Специализация 15 – Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва - 2008 Работа выполнена на кафедре экономики и управления производством Государственного образовательного...»

«ШАМЛИКАШВИЛИ ВИКТОРИЯ АВТАНДИЛОВНА УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Санкт-Петербург - 2010 2 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов - доктор экономических...»

«Якубова Татьяна Николаевна БРЕНДИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА) Специальность 08.00.14 – мировая экономика Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва - 2009 2 Диссертация выполнена на кафедре менеджмента и маркетинга экономического факультета Российского университета дружбы народов Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент Малышева Людмила...»

«Хамидуллин Рустем Василович Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере Республики Татарстан) Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; управление инновациями и инвестиционной деятельностью) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ижевск– 2009 Работа выполнена в Институте экономики Уральского...»

«БАДАРЧИ Херел Буян-оолович Стратегическое планирование социально-экономического развития депрессивных регионов: особенности методики и организации (на примере Республики Тыва) 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербург - 2009 2 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...»

«Полубуткин Андрей Борисович СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРЭНДОВ В РОССИЙСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Специальность 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербург – 2002 2 Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном Университете экономики и фнансов Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор Багиев Г.Л. Официальные...»

«ГОНЧАРОВА Наталья Александровна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИЕЙ (на примере Томской области) Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Санкт - Петербург – 2014 Работа выполнена в НОУ ВПО Балтийская академия туризма и предпринимательства - доктор экономических наук, доцент Научный руководитель Смирнов Антон Борисович Официальные...»

«КОЧИЕВА Анна Казбековна НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ (на примере Краснодарского края) Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учной степени кандидата экономических наук Краснодар - 2011 Работа выполнена в ФГОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет Научный руководитель –...»

«АВЦИНОВА Анна Александровна ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Специальность 08.00.05 – Экономика и управление Народным хозяйством (региональная экономика) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Тамбов – 2012 1 Работа выполнена на кафедре политической экономии и мирового глобального хозяйства Академии экономики и управления Тамбовского государственного университета...»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение роли и функций логистических центров и Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий на железнодорожном транспорте в развитии инновационной логистики. Особенности взаимодействия инновационной логистики со стратегическим маркетингом.

    статья , добавлен 20.05.2015

    Цели, задачи и элементы транспортной логистики. Экономическая эффективность логистики при оценке функционирования производственно-транспортных систем. Контейнеризация грузов как направление развития перевозочного процесса на принципах логистики.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Обзор понятия транспортной логистики, перемещения требуемого количества товара в нужную точку оптимальным маршрутом и с наименьшими издержками. Расчет показателей использования транспортных средств, коэффициента технической готовности подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Характеристика рынка логистических услуг. Виды провайдеров логистики и их краткая характеристика. Анализ организации деятельности 3PL-провайдеров Беларуси на основе зарубежных аналогов, ее проблемы, направления развития и предложения по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2015

    Задачи транспортной логистики. Экономическая эффективность транспортной логистики. Выбор вида транспорта. Критерии и алгоритм выбора перевозчика. Транспортно-экспедиционное обеспечение логистики. Документы, регламентирующие правила перевозок.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2003

    Анализ экономической сущности, задач и функций транспортной логистики - управления транспортировкой грузов, изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Процесс управления транспортными потоками на РУПП "Ольса".

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Цели транспортной логистики. Значение транспорта, экономическая особенность, дальнейшее развитие в России. Автотранспортное предприятие в условиях рынка. Логистические подходы к качеству услуг по перевозке грузов. Логистика маршрутизации автоперевозок.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2015

    Сущность и задачи транспортной логистики. Определение вида и типа транспортного средства, транспортного тарифа и оптимального маршрута. Краткая характеристика сети магазинов японской кухни "Сайори" и описание проблем, связанных с транспортной логистикой.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

1

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время для многих транспортных узлов Республики Казахстан характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10–15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

малое предприятие

логистическая система

логистическая служба

микрологистическая среда

маркетинг

координационно-логистический центр.

1. Аникин Б. А. Логистика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996. – 124 с.

3. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Смехов А. А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. – 112 с.

5. Чеботаев А. А. Логистика и маркетинг (Маркетингологистика): Учебное пособие. – М.: Экономика, 2005.

Введение

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой .

Цель исследования

Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла . Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.

Материал и методы исследования

Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микрологистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.

Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время стоимость создания и поддержания запасов, которая включает в себя альтернативные издержки, расходы на поддержание складских мощностей и др., составляет существенную долю (21 %) в структуре финансовых затрат на производственные и товаропроводящие процессы. В связи с этим все большее количество предприятий стремится снизить уровень запасов на собственных складах, при этом все же учитывая их необходимость. В силу ряда факторов, представленных на рисунке 1, оказывающих объективное влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами некоторых логистических функций, таких как географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защита от неопределенности. Одновременно с этим чрезмерный размер запасов на звеньях транспортно-логистической цепи создает дополнительные затраты на их содержание: замедляется оборачиваемость оборотных средств и требуются дополнительные складские мощности. В связи с тем, что запасы оказывают и отрицательное и положительное воздействие на эффективность товаропроводящих процессов, доминирующая концепция логистики запасов заключается в оптимизации их размера.

Рисунок 1. Запасы как фактор повышения эффективности товародвижения

Процесс управления запасами предполагает последовательное выполнение традиционных функций управления - планирования, организации и контроля - адаптированных к специфике товаропроводящих процессов. Базовым объектом управления в транспортно-логистической цепи является материальный поток (или поток запасов), а информационный и финансовый потоки носят преимущественно обслуживающий характер. На этапах планирования и контроля существуют исключительно информационные потоки, которые определяют степень качества и согласованности действий элементов транспортно-логистической цепи на этапе организации. Такие информационные потоки носят преимущественно внутренний характер - они обеспечивают взаимосвязь функций управления и координируют работу одного звена транспортно-логистической цепи. Взаимосвязь предприятий, образующих цепь, реализуется на этапе организации посредством всех трех потоков, выходящих за контур одного предприятия. В региональных транспортно-распределительных центрах, организующих сбыт для производителей товара и снабжение промышленных потребителей, наиболее эффективно использовать именно такую схему управления запасами.

Рисунок 2. Функциональная схема процесса управления запасами

Она позволяет учитывать и оперативно изменять характеристики входных и выходных потоков разной природы в краткосрочном периоде, что необходимо для повышения качества логистического обслуживания.

В рамках программы развития транспортного комплекса Республики Казахстан необходимо сконцентрировать внимание на стратегических активах отрасли, к которым относятся прежде всего объемы перевозочной работы, развитая техническая и коммуникационная инфраструктура, созданные информационно-управляющие системы, терминальные мощности. Для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ транспортного комплекса РК необходимо широкое внедрение логистических технологий. По оценке специалистов, реализация системы интеграции транспортно-логистических технологий при помощи экономических и нормативно-правовых механизмов может быть осуществлена только на основе создания координационно-логистических центров транспортных узлов (КЛЦ ТУ).

Под координационно-логистическим центром транспортного узла (КЛЦ ТУ) понимают производственное объединение с иерархической структурой, имеющее в своем составе функционально-управляющую (аналитический центр стратегического управления и логистической координации) и обеспечивающие (звенья логистической цепи (грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, терминалы и т.д.) подсистемы, которые, обладая относительной независимостью, используют преимущества синергетического эффекта совместного взаимодействия .

В настоящее время для многих транспортных узлов РК характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. Особенно четко это можно проследить на негативном примере взаимодействия железных дорог, автомобильного и морского транспорта: на подходах к портам нередко в большом количестве скапливаются «брошенные» поезда, в то же время на рейдах простаивают морские суда, а на территориях портов - автомобили в ожидании грузов. При этом грузы находятся на подходах к транспортным узлам, но в самих узлах выгружать их негде, так как железнодорожные станции примыкания и порты «забиты» грузами, не востребованными на данный момент рыночной конъюнктурой. Все это приводит к огромным финансово-экономическим потерям и «отпугивает» грузопотоки.

Трудности создания подобных систем на транспорте в настоящее время определяются рядом причин. Во-первых, это кадровый состав разработчиков, который зачастую состоит только из специалистов одного профиля (например, в области информатики), что противоречит сути логистики как универсального, многоотраслевого и многопроцессорного, практического инструментария. Во-вторых, существует недостаточно эффективное использование принципов логистики, а именно системного подхода к теории компромиссов, из-за чего не полностью соблюдаются принципы пропорционального развития всех звеньев цепи доставки грузов с участием смежных видов транспорта.

В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10-15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Он становится возможным исключительно на основе использования единого информационного ресурса транспортной системы, концентрирующего в себе всю информацию о грузах с момента их планирования и последующего образования. При этом одной из проблем при создании КЛЦ ТУ является то, что на данный момент интересы региональных коммерческих и государственных структур, занимающихся логистическими проблемами, часто преобладают над интересами экономики страны и транспортной системы РК в целом. Соблюдение баланса интересов государства, частного бизнеса и различных видов транспорта может быть достигнуто только на основе соблюдения принципов логистики: системного подхода и теории компромиссов.

Результаты исследования и их обсуждение

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах .

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно, деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

1. Объективная необходимость создания и поддержания запасов обусловлена рядом факторов, влияющих на эффективность товародвижения: региональное разделение труда, партионность отправки, колебания интенсивности спроса и предложения и неопределенность времени доставки.

2. В результате исследования установлено, что на процесс управления запасами в транспортно-логистической цепи влияют следующие основные характеристики: размер заказа, пополняющего запас, и момент времени его осуществления (интервал времени между заказами).

3. Информация о состояниях запасов в транспортно-логистической цепи интегрируется в региональном транспортно-распределительном центре. Распределение состояний запасов в региональном транспортно-распределительном центре, характеризующих всю транспортно-логистическую цепь, подчиняется нормальному закону распределения. Вероятность возникновения дефицита и его средняя величина в системе рассчитывается с учетом факторов, определяющих эффективность товародвижения.

4. Региональный транспортно-распределительный центр влияет на функционирование систем управления запасами по всей транспортно-логистической цепи. Обоснованное использование услуг регионального транспортно-распределительного центра позволяет повысить качество логистического обслуживания производителей и потребителей товара при одновременном снижении затрат на его оказание. Консолидация страхового запаса в региональном транспортно-распределительном центре позволяет снизить совокупные издержки на его поддержание по транспортно-логистической цепи в целом.

5. Интеграция производителей и потребителей и предприятий системы товародвижения осуществляется путем оценки совокупных расходов и доходов на протяжении всей стоимостной цепи.

6. Включение в транспортно-логистическую цепь регионального транспортно-распределительного центра позволяет снизить совокупные логистические издержки на управление запасами на 20-30 % по сравнению с транспортно-логистической цепью без него.

7. Для повышения экономической эффективности организации транспортировки и управления запасами предпочтительнее использовать услуги регионального транспортно-распределительного центра. Специализация регионального транспортно-распределительного центра позволяет получить экономию за счет масштабов деятельности, в результате чего не только снижаются затраты, но и повышается качество сервиса.

Рецензенты:

Малыбаев Сакен Кадыркенович, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Куанышбаев Жакен Мынгырбаевич, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Есимсеитова К. А., Есимсеитов М. С., Жакенов Б. К., Маратов Р-м М., Маратов Р-н М. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8321 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Зачастую логистика предприятий малого бизнеса осталась в конце 20 века: это и кладовщики, работающие с первичной документацией, по памяти зная, где у них, что лежит, и складская техника, ограниченная рохлями. Склады используются по принципу минимальной аренды, то есть категорией С - с советских времен. В транспортной логистике используется максимально дешевые транспортные средства, и идет бесконечная борьба между руководством и сотрудниками транспортного отдела.

С одной стороны — это контроль за хищениями и серая зарплата, в ответ продолжаются хищения на новых витках «прогресса».

На мой взгляд, руководители и собственники малого бизнеса нуждаются в логистическом консалтинге, но на сегодня этот продукт дорог для них и решение требует серьезных инвестиций. Целью данной статьи является рассмотрение вариантов оптимизации логистики на предприятиях малого бизнеса с минимальными инвестициями, путем доступного консалтинга.

Одно из определений логистики, говорит о том, что это взгляд на бизнес процессы через призму сокращения издержек. Это правильно, хотя во многих областях малого бизнеса логистика рассматривается исключительно как расходная статья. И возникает много вопросов, когда с ростом расходов на логистические статьи добавляется большое количество проблем. Очевидно, что количество предприятий малого бизнеса многократно превышает количество крупных предприятий и проектов. На конец 2014 года было зарегистрировано 5,56 млн малых предприятий, из них 40% осуществляют свою деятельность в сфере торговли. На предприятиях малого бизнеса занято 12 млн сотрудников.

В качестве примера рассмотрим существующую компанию, специализирующуюся на отделочных материалах, товарах для дома и дачи. Ценовой сегмент — низкий. Два канала сбыта — это мелкие оптовики, имеющие свои магазины в районных центрах и собственные розничные магазины. Оборот предприятия составляет около 150 млн руб. в год. Сезонный пик — май. К 2012 году логистика компании строилась следующим образом. Склады были в собственности и насчитывали 12 различных секций, разделенных по группам товара. Физически здания также были разными, на территории одной базы. Общая площадь складов составляла 7000 кв.м. категории С и С-. Ассортимент — 16 000 артикулов. На каждой секции склада работала своя бригада. Низкая текучка и зависимость от персонала приводила к естественной коррупции. Остатки фактически отличались от учета, и увеличивались вычерки. Возникла ситуация, когда логистика стала ограничивающей и лимитирующей стадией бизнеса. Увеличивать объемы обработки не позволяли склады. Клиенты были недовольны снижением уровня сервиса. Своевременность поставок и количество вычерков были предметом обсуждений на совещаниях, где критиковали очередного логиста. Несмотря на давление со стороны бизнеса, ситуация в логистике только ухудшалась. Важно добавить, что собственники компании созрели к переменам, но при этом им было важно исключить серьезные инвестиции.

Анализ ситуации проводился на основе вводных данных. Очевидно, что реформы должны быть приняты коллективом, как минимум частью. Менять команду на 100% на всех уровнях — это большие риски при условии непрерывного процесса. Также очевидно, что часть коллектива необходимо менять ввиду участия в хищениях тмц. Таким образом, процесс реформ должен быть ступенчатым. Для получения поддержки собственников реформы должны нести улучшения на первых этапах. То есть шаги, которые пусть и не несут серьезных изменений, должны убедить собственников и команду менеджмента в правильности выбранного курса.

Итак, сложился следующий план действий:

  1. Привести к единому стандарту расчет всех имеющихся ресурсов, а также производительности всех секций склада.
  2. Избежать зависимости от кладовщиков, которые всю информацию о товаре держат в памяти. Это достигается внедрением простого системы статического адресного хранения. Его легко реализовать в любой версии 1с или даже Excel. Каждому артикулу присваивается ячейка. При размещении и сборке товара в накладных кладовщика можно указывать адрес артикула.
  3. Процесс сборки предлагается разбить на 2 стадии, для его ускорения. Сначала во всех секциях собираем большой матричный заказ, который аккумулируется в одном месте, затем идет разбивка на мелкие заказы. Принцип волнореза. Значительно ускоряется время погрузки машины и количество мест до одного паллетоместа.

В части транспортной логистики напрашивались очевидные решения для сокращения затрат без потери качества. Это:

  1. Отказ от экспедиторов и передача их функций водителям
  2. Введение контроля за работой транспорта с помощью GPS навигации и датчиков уровня топлива в баках.

Реализация

При переходе от слов к делу всегда хочется как можно быстрее реализовать предложенное и в то же время велика цена ошибки.

Первый шаг. Удивительно, но банальный анализ ресурсов в части наличия площадей, складской техники и складского оборудования зачастую не проводится. Вопроса о том, что на 2 соседних секциях склада со сходной нагрузкой количество персонала может отличаться в 2 раза не возникает. Когда же применяется корректный и взаимно принятый способ отслеживать производительность, то этот показатель начинает улучшаться просто по мере его измерения. В данном кейсе была использована формула производительности на основе строк с поправочными коэффициентами по весу, объему, количеству документов. В нашем примере предложено было сократить количество секций склада с 14 до 7 укрупнив часть из них. Сократить 20% линейного персонала, используя в пиковые месяцы аутсорсинг. Полученный эффект не изменил показатели операционной деятельности, но объективно снизил ФОТ.

Вторым и важным шагом стало внедрение статического адресного хранения. Этому предшествовал ABC и XYZ анализ позиций в каждой из секций. Изначально там товар хранился по группам. Теперь же с помощью ревизоров, каждая ячейка получила адрес, и приписанный ей артикул. Важность этого шага обусловлена главным образом тем, что исчезла зависимость от «авторитетных» кладовщиков, годами запоминавших свои 2-3 тыс. артикулов по местам хранения и кроме них никто не мог разобраться в секции. Это вызывает улыбку, но сейчас на многих складах мелкого бизнеса такая картина в порядке вещей. Итог такой - серьезно ускорились операции размещения и сборки (20% и 30% соответственно). Снизились вычерки при сборке (по вине склада) с 8,5% до 0,4%.

Третий шаг выявил простую ошибку в алгоритме, когда задания на отгрузку с бесплатной доставкой прибывали на склад вместе с водителем—экспедитором, и тот начинал перемещаться по секциям собирая груз. Явный выигрыш во времени лежал при условии передачи заказа на сборку складу на этапе создания заказа.

Четвертый шаг серьезно меняющий принцип работы складов был в использовании консолидированного подхода. Многочисленные заказы (до 100) объединялись в один и каждая секция с большой скоростью его подбирала и перемещала на общую консолидированную площадку, на которой стояло несколько станций, оборудованных компьютером, видеокамерой и проводным сканером. На этих станциях и проходила сборка конечных заказов со 100% контролем. Результат этой операции поразил всех участников. Высвободилось до 25% линейного персонала, уменьшилось в 20 раз количество актов от получателей товара. (Этому во многом способствовали видеозаписи, подтверждающие качество сборки). Возможности склада по сборке и отгрузке товара выросли в 2 раза! Отдел продаж снял шляпу осознав какое конкурентное преимущество получила компания благодаря простым реформам без инвестиций. Приобретение дополнительных единиц ИТ оборудования с лихвой окупилось экономией на ФОТ.

Пятым шагом , который позволит выделить стахановцев будет введение сдельной оплаты труда.

После организации контроля маршрутов и использования ГСМ начались бои с «авторитетными» водителями. Результат, тот же, что и на складе — те, кто воровал — уходят, с разной силой хлопая дверью. В обновленном коллективе увеличивается доход за счет новой и честной мотивации, основанной на учете перевезенных грузовых мест, пройденных километров и точек. Это позволяет сократить штат экспедиторов, которые на мой взгляд изжили себя практически в любом бизнесе.

Важным момент является правильное маршрутизирование, что оптимизируется внедрением одной из программ. В данном случае, была написана самостоятельная программа по автоматическому составлению маршрутов.

При большом автопарке становится целесообразным использование собственной азс. Покупка оптом дизтоплива дает скидку в 15% и позволяет усилить контроль над его потреблением. Это имеет смысл при работе всего автопарка в радиусе 500 км.

Результатом данных преобразований стало серьезное улучшение показателей компании: она за год увеличила долю на рынке на 45% , сократила логистические издержки на 12%, получила резервы по увеличению оборотов, так как возможности складской логистики использовались на 75% . При этом не было использовано ни одно серьезное современное решение. Не было внедрено WMS, не закуплено сложное и дорогое складское оборудование. Но эффект очевиден. Возможно, описание данного кейса вызовет улыбку профессионалов, решающих более глобальные вопросы. Вероятно, при оперировании в разы большими квадратами, кубами, миллионами рублей мероприятия данного примера не приемлемы. Но возвращаясь к началу статьи хочу напомнить, что в условиях нашего кейса находится серьезная часть реального сектора экономики. При чем, чем дальше от Москвы, тем более актуальной выглядит нарисованная автором картина.

В период существующих экономических угроз, еще более актуальным становится использование логистики, как средство сокращения издержек.

Целью данной статьи я вижу повторить о важности простых логистических решений для предприятий малого бизнеса, так как констатирует крайне слабое состояние логистики в них. Без серьезных инвестиций можно значительно улучшить эффективность процессов. Так же, проблемой остается продвижение данных решений до конкретных исполнителей и их руководителей.

Александр Шамаев