ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

Логистика, обеспечивая оптимальное движение ресурсов с минимальными издержками, управляет экономическими потоками в отраслях народного хозяйства. При этом одним из методологических принципов логистики является критерий минимума общих логистических затрат.

Отсюда очевидна необходимость учета логистических издержек, связанная прежде всего с тем, что именно общие издержки являются основным интегральным понятием, лежащим в основе создания логистических систем .

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению сущности и содержания логистических издержек, проведем разграничение общих терминов, встречающихся как в экономической литературе, так и в нормативных документах, - «издержки», «затраты» и «расходы».

Неправильное определение этих понятий, на наш взгляд, может исказить их экономический смысл.

Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же - затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова для обозначения этих терминов приводятся следующие определения: «...издержки - израсходованная на что-нибудь сумма, затраты» (с. 208); «...затрата - то, что истрачено, израсходовано» (с. 193); «...расход - 1) затрата, издержки; 2) потребление, затрата чего-нибудь для определенной цели» (с. 580).

В учебном пособии для обозначения этих категорий мы будем оперировать следующими определениями.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций при производстве и реализации продукции, работ и услуг. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Явные (расчетные) издержки - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, но альтернативной цене, на альтернативном рынке и г.д. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В свою очередь издержки но сферам делятся на издержки производства и издержки обращения. В отношении издержек производства экономические понятия «затраты» и «расходы» зачастую в теории и практике используются как синонимы, хотя по экономическому содержанию они различаются.

Р. Энтони и Дж. Рис отмечают, что затраты - самое неопределенное слово в учете, которое употребляется во множестве различных значений. Такое определение затрат позволяет выделить ряд положений:

  • ? они определяются использованием ресурсов;
  • ? их величина представлена в денежном выражении;
  • ? затраты всегда соотносятся с конкретными целями и задачами.

А. Кизилов подразделяет затраты на два вида:

  • 1) затраты организации - выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены, имеются в наличии, включая потребленную в процессе производства часть затрат, а также расходы организации, непосредственно не связанные с ее производственно-хозяйственной деятельностью;
  • 2) затраты на производство - стоимость части затрат, ресурсов организации, которые израсходованы па изготовление продукции, выполнение работ и услуг за отчетный период.

В соответствии с такими документами, как стандарт 18 МСФО «Выручка», а также отечественными ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации», расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива (денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательства, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов но решению участников).

Поэтому расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы в течение определенного периода времени для получения дохода. Затратами является денежная оплата приобретенных товаров и услуг, которая со временем будет возмещена из прибыли. Таким образом, расходы - это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.

В налоговом учете ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Отсюда затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров и т.п. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями но определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми «расходами». С точки зрения техники учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.

Резюмируя вышеизложенное, в учебном пособии иод затратами мы будем понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а иод расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг, так как лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы.

В процессе сопоставления результатов и затрат различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Издержки производства являются одним из основных объектов управленческого учета. Появление такой науки, как логистика, способствовало исследованию логистических издержек в производстве и распределении. Термин «логистические издержки» является одним из наиболее употребимых в научных исследованиях по логистике, особенно при рассмотрении оптимизационного потенциала логистики в различных ее прикладных аспектах. В настоящее время не существует полной и четкой теории управления логистическими издержками.

Введенная впервые в 1950-х гг. Г. Льюисом, Дж. Каллитоном и Дж. Стилом концепция общих (тотальных) затрат стала основой для развития логистики. Основной смысл данной концепции заключается в том, что интегрирование логистических операций позволяет перегруппировать затраты различных видов и тем самым снизить общие издержки на продвижение товаров от производителя к потребителю. Эта концепция рассматривает соотношения между различными видами логистических затрат и показывает, как интеграция логистических активностей позволяет снизить общий объем затрат. В концепции общих затрат все логистические операции рассматриваются как единое целое, а все издержки, связанные с ними, оцениваются одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.

В виду того, что по своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с затратами, относимыми к сферам производства и обращения, следует определить уровень сопряжения экономических и технологических потоков внутри логистической системы, а также спроса и предложения на рынке и логистических издержек как результата логистической координации и способа его обеспечения.

Таким образом, логистические издержки можно определить следующим образом.

Логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов . Они связаны с выполнением логистических операций и функций, таких как размещение заказов, закупка, складирование, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка. Кроме того, к ним относятся затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу информации о заказах, запасах, поставках.

Если такие операции и функции не выполняются внутри фирмы, то логистические издержки представляют собой плату за услуги специализированным организациям, осуществляющим складирование, транспортировку, экспедирование, грузопереработку и др.

В целом для логистических затрат характерны:

  • ? высокая доля в совокупных расходах предприятия;
  • ? изменчивость величины в различные периоды времени;
  • ? разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест;
  • ? трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества расчетных операций;
  • ? распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному).

Существующие методы управления затратами не предполагают выделения и отдельного рассмотрения логистических затрат. Более того, не учитывается время, которое затрачивается в производстве и распределении на логистические операции, в то время как продукт (сырье, полуфабрикаты и готовая продукция) пребывает собственно в производстве 2-5% общего времени, а остальное время (95-98%) пролеживает на складе или находится в пути, транспортируется.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В наиболее общем виде логистические издержки отдельной фирмы могут быть представлены в виде суммы трех основных составляющих: издержек снабженческо-транспортных цепей (I,), издержек производственно-технологических или операционных цепей (L,) и издержек транспортно-распределительных, сбытовых цепей (L р) 128J:

Издержки каналов снабженческо-транспортных цепей относятся к «внешней логистике» и состоят из следующих основных элементов:

где I., - издержки «ввозной» транспортировки;

L cl - издержки экспедирования ввозимых ресурсов;

3 - складские издержки в системе снабжения;

L ti - издержки грузообработки;

1,3 - издержки информационной поддержки снабжения;

L, 6 - издержки страхования;

L n - таможенные издержки для импортируемых товаров.

Издержки каналов производственно-технологических и операционных цепей относятся к «внутренней» логистике и состоят из следующих основных элементов:

где - издержки внутрипроизводственных перевозок;

L„ 2 - издержки внутрипроизводственного складирования;

L „з - издержки информационной поддержки производственной логистики;

L „4 - издержки прочих внутренних логистических операций.

Издержки каналов распределительно-транспортных цепей также относятся к «внешней» логистике и состоят из следующих основных элементов:

где - издержки «вывозной» транспортировки;

  • 2 - складские издержки в системе сбыта;
  • ?„ , - издержки экспедирования при сбыте продукции;
  • - издержки грузообработки в процессе сбыта;

jL (, 5 - издержки информационной поддержки распределения;

L ll6 - издержки страхования в системе сбыта;

Таможенные издержки для экспортируемых товаров;

L ,8 - издержки функционирования дилерской, торговой сети .

В составе этих логистических издержек целесообразно также учитывать затраты на осуществление финансовых операций, обеспечивающих движение материальных потоков, логистическое администрирование, потери от иммобилизации материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистические издержки составляют одну из крупнейших статей расходов деловых организаций; но своему объему они уступают только затратам на сырье, материалы и комплектующие. Согласно оценкам зарубежных ученых, общие расходы на логистику составляют до трети объема продаж различных фирм.

Подобная концепция логистических издержек предполагает:

  • ? распределение, разграничение производства и обращения в целом;
  • ? распределение, дифференциацию снабжения и сбыта как сфер коммерческой деятельности предприятия;
  • ? распределение соответственно снабженческих и сбытовых затрат (снабженческих между производственными издержками и общими накладными расходами, а сбытовых между сбытовыми расходами как таковыми и общими накладными расходами).

Логистические издержки - это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.). По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными издержками, затратами по завозу товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения. Логистические издержки в масштабе отдельно взятой фирмы начисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от валового национального продукта (в 2001 г. в США логистические издержки составляли около 1 трлн $). Важнейшими составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (в США - примерно 60% от суммы логистических издержек), а также затраты на формирование и хранение запасов.

Издержки обращения - этовыраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Они являются частью логистических издержек и включают расходы на оплату труда, на содержание зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения (дополнительные увеличивают стоимость реализуемой продукции, они связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения). К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения. Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т. д.

Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т. д.

Издержки обращения торговли представляют собой затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Они состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой торговле, розничной торговле и общественном питании. Издержки общественного питания включают затраты на производство продукции и обслуживание процесса потребления.

Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов на оплату труда торговых работников, на производственное потребление в торговле и на оплату услуг других отраслей народного хозяйства и др.) и т.д. Эти издержки являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий, используемый на образование фонда оплаты труда и фонда производственного и социального развития.


Издержки производства - это совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта. В денежной форме издержки производства производственных предприятий выступают как себестоимость продукции.

Транспортные издержки - часть транспортно-заготовительных расходов, представляющая собой затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственного потребителя, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ и экспедирования грузов, разницу между фактическими затратами по оплате транспортных тарифов и суммой, возмещаемой поставщиками снабженческо-сбытовым организациям.

Издержки хранения - это разновидность издержек обращения и логистических издержек, затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производственный характер. Однако издержки хранения будут производительными только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства.

В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, заработная плата складского персонала, административно-управленческие расходы, недостача продукции в пределах норм естественной убыли и другие расходы. Важнейшим направлением сокращения издержек хранения являются: механизация складских операций, ускорение товарооборота, обеспечение сохранности материалов. Издержки хранения составляют 10-41% от затрат на формирование и хранение запасов.

В соответствии с нормами русского языка слова "издержки" и "затраты" являются синонимами. В экономической терминологии, однако, чаще всего используют слово "издержки": издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Что касается понятия "логистические издержки", то большинство авторов ставят знак равенства между терминами "логистические издержки" и "логистические затраты". Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый, традиционный вариант.

Логистические издержки (logistical costs) - затраты на выполнение логистических операций; включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Вначале дадим основные определения, касающиеся издержек обращения как таковых. Издержки обращения (distribution costs) - выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель - объем издержек обращения - представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель - уровень издержек обращения -рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов: на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) - совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость.

Транспортные издержки (transportation costs) - часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Эти издержки включают оплату тарифов транспорта и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) - разновидность издержек обращения и логистических издержек; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными их принято считать только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, административно-управленческие и др. расходы. Сокращение этих издержек можно достичь путем ускорения товарооборачиваемости, обеспечения сохранности материальных ценностей, внедрения современных складских технологий и др. Издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов.

В условиях обособления функций производства продукта и функций его обращения в самостоятельные сферы деятельности издержки производства и издержки обращения распределяются между производственными предприятиями, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, - с другой. Па практике предприятия сферы материального производства, помимо производственной деятельности, могут выполнять и некоторые функции обращения, а предприятия сферы обращения, кроме собственно реализации продукции, могут осуществлять некоторые функции, являющиеся продолжением производственной деятельности. В денежной форме издержки производства выступают как себестоимость продукции.

Первоначально к логистическим издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию "полных издержек распределения". В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объясняя это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют на размер товарно-материальных запасов, которые необходимо, поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой - с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что, вторые могут быть в два-три раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название "принцип одного зонтика".

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы ЛС, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке "миссий", т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной ситуации "продукт - рынок". Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений но обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с внедрением понятия "миссия" одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек позволяет определять общие затраты па логистику в соответствии с ее целями, а с другой - как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; а в общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек и анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по одному признаку или нескольким признакам одновременно может осуществляться и в методических целях - для разъяснения их существа, и в практических - для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости. В табл. 6.1 приведена классификация логистических издержек, необходимая собственно для целей логистического менеджмента.

Таблица 6.1 Классификация логистических издержек

Классификационный признак

Виды логистических издержек

По функциональному признаку

Издержки снабжения:

  • - закупок;
  • - транспортные;
  • - на содержание складских помещений и оборудования;
  • - хранения;
  • - грузопереработки;
  • - административно-управленческие. Производственные издержки:

управления производственными процедурами;

  • - внутризаводского перемещения;
  • - управления запасами незавершенного производства;
  • - контроля;
  • - грузопереработки;
  • - административно-управленческие. Сбытовые издержки:
  • - управления процедурами заказов;
  • - транспортные;
  • - управления запасами готовой продукции;
  • - содержания складского хозяйства;
  • - возврата готовой продукции

По операционному признаку

Издержки оформления заказа Издержки изготовления продукта Издержки погрузочно-разгрузочных работ Транспортные издержки

По видам затрат

Материальные издержки:

  • - амортизационные отчисления;
  • - материалы, топливо, энергия;
  • - сторонние материальные услуги;
  • - оплата труда. Нематериальные издержки:
  • - услуги;

привлечение стороннего капитала;

Денежные выплаты в виде налогов и платежей.

Прочие издержки

По месту возникновения

Отдел снабжения Отдел сбыта

Производственные подразделения Транспортные подразделения Склады

По возможности отнесения на носители

Издержки на изделие Издержки па заказ Издержки на операцию

По динамике потокового процесса

Постоянные издержки

По периодичности вложений

Текущие издержки Единовременные издержки

По основным компонентам логистических процессов

Издержки на физическое продвижение

материального потока

Издержки на сопутствующие процессы

По отношению

к производственному

процессу

Производственные издержки Непроизводственные издержки

По степени агрегирования

Общие издержки

Издержки на единицу логистического процесса

По отражению в отчетности

Явные издержки Неявные издержки

По степени регулируемости

Полностью регулируемые издержки Частично регулируемые издержки Слабо регулируемые издержки

По частоте возникновения

Регулярные издержки Разовые издержки

По возможности охвата планом

Планируемые издержки Непланируемые издержки

По возможности влияния на управленческие решения

Релевантные Нерелевантные

По экономическому содержанию

Прямые издержки:

  • - на использование производственных факторов и оплату труда;
  • - финансовые издержки. Форс-мажорные издержки

Издержки усушенной выгоды

По способу получения данных логистические издержки делятся на фактические, нормальные, плановые.

Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий. Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий. Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.

По способу отнесения к логистическим процессам логистические издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Очень важными для практического использования являются группировки издержек по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических издержек. Состав и содержание элементов затрат может в методическом плане определяться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.

Группировка по калькуляционным статьям связана с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.

Существенное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам кроется в наличии статей, объединяющих элементы по своему экономическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами обслуживания (прямые и косвенные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).

По характеру описания экономического оборота выделяют трансформационные и трансакционные издержки.

Трансформационные издержки - это издержки экономического оборота, обусловленные натуральными характеристиками, прежде всего затратами непосредственно производственного процесса. Трансакционные издержки - издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге - теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

В качестве классификационного признака трансакционных издержек часто используется время их возникновения: выделяют предконтрактные, контрактные и постконтрактные трансакционные издержки.

Предконтрактные трансакционные издержки - затраты, возникающие до того, как выбран контрагент, с которым будет совершаться сделка. Контрактные трансакционные издержки - затраты, которые возникают во время оформления сделки. Постконтрактные трансакционные издержки - затраты, возникающие, когда контракт вступит в действие.

Проблема учета трансакционных издержек становится особо актуальной, когда организационные трудности приобретают значение, сопоставимое с технологическими ограничениями. Материальной предпосылкой для этого, в частности, служит постепенное вытеснение человека из непосредственного участия в производственном процессе.

Издержки также делят на эксплицитные и имплицитные.

Эксплицитные издержки - это затраты, которые принимают или могут принять форму денежных платежей поставщикам ресурсов, т.е. они отражаются или могут быть отражены па бухгалтерских счетах предприятий, поскольку хозяйствующий субъект сам даст им оценку, произведя платеж в адрес поставщиков ресурсов.

Имплицитные издержки - это неявные затраты, субъект экономических отношений явно не оплачивает, и поэтому статистически учесть их очень сложно, и если возможно, то косвенным образом. Имплицитными издержками выступают затраты всевозможных ресурсов, принадлежащих предприятию. Оцепить их возможно, например, методом сопоставления платежей за пользование аналогичными ресурсами, которые осуществляют прочие участники рыночных отношений.

В современной экономической практике существует деление издержек на эффективные и реальные.

Эффективные издержки - затраты, сопряженные с наиболее эффективной совокупностью сделок при осуществлении данного вида деятельности при данной системе общественных институтов. Реальные издержки - затраты, сопряженные с фактически имеющей место совокупностью сделок.

Величина отклонения реальных издержек от эффективных показывает, насколько эффективно общество использует установленные экономические связи и институты. Отклонение реальных издержек от эффективных обусловлено, с одной стороны, асимметрией информации, циркулирующей между экономическими агентами, а с другой - возможностью получения отдельным экономическим агентом большего выигрыша в том случае, когда он откажется соблюдать установленные правила и нормы.

В научной литературе также выделяются альтернативные, невозвратные и дифференциальные издержки.

Альтернативные издержки - это издержки неиспользованных возможностей. Они отражают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает выбор другого действия. Невозвратные издержки - это затраты, которые сделаны в прошлом. Дифференциальные затраты - это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.

Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями даст возможность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.

Укрупненный анализ структуры логистических издержек осуществляется по следующим группам затрат: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.

Затраты па производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.

Состав логистических затрат зависит от следующих факторов:

  • - специфика предприятия;
  • - масштаб деятельности предприятия;
  • - вид транспорта, используемый в основной деятельности;
  • - наличие транспортных средств в собственности или в аренде;
  • - вид, масса и размер перевозимого груза;
  • - тара перевозимого груза;
  • - маршрут и вид сообщения: международные, междугородние или городские перевозки;
  • - расстояние перевозки;
  • - организация складирование: наличие собственного склада, аренда места на складе и др.;
  • - способы погрузки и выгрузки, используемые в основной деятельности;
  • - налоги;
  • - таможенные правила и т.д.

Комплексный характер и сложность определения логистических издержек обусловлены влиянием большого числа факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.

Систему факторов, влияющих на формирование логистических затрат, можно представить в следующем виде:

  • 1) позитивные и негативные;
  • 2) внутренние и внешние;
  • 3) управляемые и неуправляемые;
  • 4) поэлементные и комплексные;
  • 5) организационно-экономические и организационно-технические;
  • 6) интенсивные и экстенсивные;
  • 7) структурные и управленческие.

Влияние фактора на логистические издержки может быть как положительным, так и отрицательным. Если в результате воздействия того или иного фактора уровень логистических издержек повышается, то его влияние признается отрицательным. Если же издержки снижаются под воздействием какого-либо фактора, то его влияние признается положительным.

Рост значения фактора может влиять как на увеличение, так и на снижение величины логистических издержек. В табл. 6.2 представлены основные факторы, влияющие на величину логистических издержек. Факторы, с ростом которых величина издержек уменьшается, выделены курсивом.

Разнообразие и большое число факторов, влияющих на логистические издержки, свидетельствуют о том, что при управлении ими необходимо введение целостной системы измерений и оценки ситуации но множеству параметров, а не только размеров затрат.

Таблица 6.2. Факторы, влияющие на формирование логистических издержек

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

Количественные факторы

Качественные факторы

Поступление, обработка и оформление заказа

Величина и другие условия заказа Количество заказов Доля затрат на один заказ

Масштаб применения современных информационных технологий

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

Количественные факторы

Качественные факторы

Планирование производства

Изменение объемов хозяйственной деятельность

Материалоемкость продукции

Требования к качеству продукции

Концентрация, специализация, координация и интеграция Инновационные технологи и

Закупка и поставка продукции

Размер и частота заказа

Производственная программа

График запуска-выпуска продукции

Цены на сырье и материалы, эффект масштаба в закупках

Ограниченность собственного и заемного капитала

Кредитно-денежная и налоговая политика

Методы поставки и обслуживания Диапазон деловой активности и финансовое положение предприятия

Складирование и хранение продукции

Размер заказа Складские площади Уровень и состояние запасов

Уровень оборудования складов

Оборачиваемость оборотных средств

Использование современных концепций управления

Сбыт продукции

Территория внешних и внутренних рынков Сезонные колебания потребности в продукции Темпы инфляции

Конкурентоспособность предприятия на рынке Концентрация потребителей

Деятельность предприятий-конкурентов Прогноз конъюнктуры рынка

Доставка

продукции

потребителю

Характер грузов

Тарифные ставки транспортировки, скидки Маршрутизация перевозок

Требования к условиям

транспортировки

Загруженность

и сбалансированность

Анализ структуры логистических затрат в развитых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%). В последнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование. За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ИНН (для страны в целом) или к объему продаж готовой продукции предприятия.

Введение

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели.

Проблема издержек? одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса? движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Основная цель работы - исследовать структуру логистических издержек, источники их возникновения и разработать рекомендации по управлению логистическими издержками предприятия. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

  • ? сформулировать понятие логистических издержек;
  • ? раскрыть сущность издержек обращения и производства;
  • ? дать классификацию издержек в логистике;
  • ? выявить особенности учета логистических издержек;
  • ? указать пути оптимизации уровня логистических издержек

Понятие логистических издержек, их сущность и классификация

Логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая по своему объему только материальным затратам. Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности: в промышленности они составляют 10--15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции; в торговле -- 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Логистические издержки (logistical cost) - это сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. ?121 с.

Логистические издержки -- издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек: издержки на реализацию базовых логистических функций (снабжение, производство, сбыт), затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базовых логистических функций, издержки на логистическое администрирование, потери от связывания средств в запасах, ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса. Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В составе логистических издержек целесообразно учитывать затраты, связанные с движением финансового потока, обеспечивающего материальный поток затрат, на логистическое администрирование, а также потери от иммобилизации (замораживания) и материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции.

По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства и издержками обращения.

Издержки обращения (distribution costs) -- выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией ОС и нематериальных активов и др. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

Важнейшие из них? это транспортные расходы, затраты на формирование и хранение запасов и издержки обращения торговли.

Транспортные издержки (transportation costs) - это часть транспортно-заготовительных расходов. Они составляют затраты на транспортировку продукции от мест производства до потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Транспортные издержки включают: оплату транспортных тарифов, фрахта, различных сборов, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузо-разгрузочных работ, экспедирования грузов, зарплату на содержание персонала, затраты на горюче-смазочные материалы и энергетичекие ресурсы.

Издержки хранения (storage costs) - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Издержки хранения являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть носят производственный характер при условии нормативного объема запасов, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В состав издержек хранения входят затраты по содержанию складского хозяйства, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - это затраты на движение товара от поставщика к потребителю, которые состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой и розничной торговле. Они являются основным фактором, определяющим рентабельность торговых предприятий.

Следует отметить, что издержки обращения, взятые в целом, составляют довольно значимую величину в составе издержек предприятия: их доля в себестоимости промышленной продукции российских форм составляют от 5-6% до 50% и выше Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин - М.: ИНФРА-М, 2002. - 220с.. Поэтому снижение этих затрат - важный резерв повышения рентабельности предприятий в производственной сфере.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) -- совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость. Производственные издержки составляют технологическую (операционную) себестоимость изготовления изделий и полуфабрикатов.

В технологическую себестоимость включаются стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, основная и дополнительная оплата труда производственного персонала, расходы на освоение производства, износ технологической оснастки, расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования. Предельная сумма затрат на содержание управленческого персонала производственных подразделений включается в цеховые расходы, которые, в свою очередь, распределяются между изделиями пропорционально основной заработной плате или же пропорционально технологической (операционной) себестоимости.

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. -- М.: Издательство Юрайт, 2011. -- 782 с. Рассмотрим наиболее общую классификацию.

  • 1. В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ материальным потоком они подразделяются на:
    • · Постоянные издержки -- не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности.
    • · Переменные издержки -- изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
  • 2. В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают:
    • · Прямые (или операционные) издержки -- расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
    • · Косвенные издержки (непрямые) -- не связаны непосредственно с объектом затрат.

Например, объект затрат -- грузовой автомобиль. Прямые издержки -- зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные -- содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

  • 3. В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на:
    • · Регулируемые издержки -- издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
    • · Нерегулируемые издержки -- издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.
  • 4. В зависимости от способа получения данных логистические издержки делятся на:
    • · Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.
  • 5. В зависимости от решаемых задач различают:
    • · Продуктивные затраты логистической деятельности - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
    • · Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
    • · Затраты на контроль - затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.
  • 6. В зависимости от конкретных целей анализа затрат бывают:
    • · Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).
    • · Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.
    • · Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.
  • 7. В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные издержки, издержки хранения, распределения, снабжения, управления запасами и др.
  • 8. В зависимости от вида логистической операции выделяют издержки на погрузку, разгрузку, затаривание, перевозку и экспедирование грузов, приемку и отпуск товаров со склада, хранение и сортировку, комплектацию и маркировку товаров, сбор, хранение и передачу информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, оформление закупок (трансакционные издержки) и др.

Трансакционные издержки -- издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге -- теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

Подобная классификация логистических издержек позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические издержки по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькуляции себестоимости обслуживания потребителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Проблема учета издержек в логистике

2. Требование к системе учета издержек в логистике

3. Классификация издержек в логистике

4. Издержки на создание и поддержание запасов

5. Особенности учета в логистических издержках

6. Транспортно-заготовительные расходы

1. Проблема учета издержек в л огистике

Логистика материальных потоков изучает комплекс операций, обеспечивающих продвижение вещественных предметов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечному потребителю. Принятие решений по этим операциям с позиции интересов сквозной системы позволяет говорить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное "логистический" будет неуместно.

Использование термина "логистические операции" предполагает конечную цель логистического менеджмента -- рационализацию именно сквозных цепей.

Логистические издержки (logisticalcost) -- затраты на выполнение логистических операций.

Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно, издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.

Основными составляющими логистических издержек являются:

* транспортно-заготовительные расходы;

* затраты на содержание запасов.

Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства и обращения.

В общенациональном масштабе логистические издержки рассчитываются в процентах от ВНП. Например, в США в 1987 г. логистические издержки составляли 462 млрд. долл., или 10,27% ВНП. Из них 285 млрд долл. -- транспортно-заготовительные расходы, 158 млрд. долл. -- затраты на формирование и хранение запасов, 19 млрд. долл. административно-управленческие расходы.

В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают:

* в процентах от суммы продаж;

* процентах от стоимости чистой продукции;

* денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.

Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе "пронизывает" предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. В главе 15 будет представлена декомпозиция процесса товароснабжения на отдельные операции. Расходы, связанные с общим процессом, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально организованного учета весьма сложно.

Например, одно из предприятий пищевой промышленности Москвы при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных маршрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку. Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент -- повышение эффективности использования транспорта. Комплектацию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, насколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно.

Управлять процессом, не зная точно, как в ходе его реализации расходуются ресурсы, -- это управлять автомобилем с завязанными глазами.

Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

2. Требование к сис теме учета издержек в логистике

Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:

o выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;

o формировать информацию о наиболее значимых затратах;

o формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи. логистический издержка материальный расход

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

Для эффективной калькуляции издержек нужно:

а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;

б) установить временные рамки затрат;

в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;

г) установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 30).

Рис.1. Традиционная система учета издержек по функциям

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

3. Кла ссификация издержек в логистике

В соответствии с нормами русского языка слова "издержки" и "затраты" являются синонимами. В экономической терминологии, однако, чаще всего используют слово "издержки": издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Что касается понятия "логистические издержки", то большинство авторов ставят знак равенства между терминами "логистические издержки" и "логистические затраты". Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый, традиционный вариант.

Логистические издержки (logisticalcosts) - затраты на выполнение логистических операций; включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Вначале дадим основные определения, касающиеся издержек обращения как таковых. Издержки обращения (distributioncosts) - выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель - объем издержек обращения - представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель - уровень издержек обращения -рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Издержки обращения торговли (distribution costsin who lesaling andretailing) - затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов: на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) - совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость.

Транспортные издержки (transportation costs) - часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Эти издержки включают оплату тарифов транспорта и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) - разновидность издержек обращения и логистических издержек; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными их принято считать только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, административно-управленческие и др. расходы. Сокращение этих издержек можно достичь путем ускорения товарооборачиваемости, обеспечения сохранности материальных ценностей, внедрения современных складских технологий и др. Издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов.

В условиях обособления функций производства продукта и функций его обращения в самостоятельные сферы деятельности издержки производства и издержки обращения распределяются между производственными предприятиями, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, - с другой. Па практике предприятия сферы материального производства, помимо производственной деятельности, могут выполнять и некоторые функции обращения, а предприятия сферы обращения, кроме собственно реализации продукции, могут осуществлять некоторые функции, являющиеся продолжением производственной деятельности. В денежной форме издержки производства выступают как себестоимость продукции.

Первоначально к логистическим издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию "полных издержек распределения". В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объясняя это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют на размер товарно-материальных запасов, которые необходимо, поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой - с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что, вторые могут быть в два-три раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название "принцип одного зонтика".

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы ЛС, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке "миссий", т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной ситуации "продукт - рынок". Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений но обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с внедрением понятия "миссия" одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек позволяет определять общие затраты па логистику в соответствии с ее целями, а с другой - как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; а в общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек и анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по одному признаку или нескольким признакам одновременно может осуществляться и в методических целях - для разъяснения их существа, и в практических - для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости.

4. Издержки на создание и поддержание запасов

Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются из перечисленных ниже основных групп:

· затраты на текущее обслуживание запасов, которые в основном включают в себя налоги на запасы;

· затраты па инвестированный в запасы капитал. Здесь возможны два варианта:

· запасы созданы с использованием заемных средств. Издержки на инвестированный капитал определяются в этом случае процентной ставкой банковского кредита;

· запасы созданы с использованием собственных средств. В этом случае используется установленная на предприятии норма эффективности денежных вложений в оборотные средства;

· затраты на хранение запасов. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения, амортизационные отчисления, оплату электроэнергии, заработную плату складского персонала и специалистов;

· риски, связанные с содержанием запасов.

В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следующие виды потерь:

ь потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно это относится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции);

ь риск превышения норм естественной убыли;

ь Риски могут быть сокращены при сокращении временных циклов. Риски содержания запасов проявляются в таких свойствах продукта, как:

ь способность к порче (для продовольственных товаров);

ь повреждение в процессе транспортировки;

ь повреждение в процессе грузопереработки;

ь пожароопасность.

Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при транспортировке, груза-переработке, хранении, (например, скоропортящиеся грузы должны перевозиться в рефрижераторах). При возрастании продуктовых рисков затраты на хранение и транспортировку возрастают. Оценка стоимости риска в денежной форме производится:

ь через расходы на страхование;

ь через тарифы и ставки страховых премий.

Точно определить затраты по содержанию запасов, как правило, достаточно сложно. На практике может использоваться среднее значение издержек на создание и содержание запаса в виде процента от стоимости запаса. В работе Ю. И. Рыжикова (со ссылкой на зарубежные источники) указывается, что на практике допустимы значения от 15 до 35% от цены изделия. В стабильных условиях цена хранения может назначаться как общий по многим продуктам процент от цены и в среднем составлять 25 центов на доллар.

5. Особенности учета в логистических издержках

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат но процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

· отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;

· отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;

· структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью.

Сравнительные характеристики

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты

Оптимизация материальных потоков

Контроль администрации, предоставление надежной базы для поставщиков

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность для принятия решения в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Основное внимание (временной аспект)

Настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению

Нормированные законом и профессиональными организациями

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять -- вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые неподконтрольны менеджерам организации.

6. Транс портно-заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам относят:

Затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией;

Расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;

Издержки пополнения запаса.

Включают расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представительские и командировочные и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и другие расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.

К переменным затратам относят:

Затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;

Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);

Заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);

амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса) и др.

К постоянным затратам обычно относят:

Затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;

Накладные и прочие расходы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности учета логистических издержек, их классификация. Суть издержек на создание и поддержание запасов, транспортно-заготовительные расходы. Логистический подход к решению задач распределения в торговле. Развитие инфраструктуры товарных рынков.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2010

    Понятие и функции логистики, предпосылки возникновения и развития. Материальные потоки и логистические операции, управление запасами, издержками. Складская логистика рознично-оптового предприятия ООО "Топ-книга"; автоматическая идентификация штрих-кодов.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Расчет материальных потоков на предприятии. Определение оптимального размера партии поставки, наилучшего поставщика на основе расчета рейтинга. Разделение грузоотправителей на группы с использованием метода АВС. Выбор системы распределения продукции.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2011

    Сущность, особенности и специфика учета логистических издержек. Сравнение логистической и финансовой отчетности. Требования к системе учета логистических издержек, методика и правила их анализа. Пути снижения затрат на выполнение логистических операций.

    презентация , добавлен 02.04.2011

    Описание предприятия. Показатели эффективности проекта. Описание рынка. Описание продукта. Инвестиционный план. Прямые издержки. Общие издержки. План персонала. Финансовый план. Отчет о прибылях и убытках. Начисленные налоги.

    бизнес-план , добавлен 18.06.2007

    Теория, понятие и задачи распределительной логистики. Логистические каналы и логистические цепи, анализ системы распределения и организационно-экономическая характеристика предприятия. Оптимизация расположения распределительных центров на территории.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

    Логистические центры фирм как информационно-аналитические (мозговые) центры. Логистические и любые другие операции, осуществляемые фирмами. Особенности региональных логистических центров фирм. Состав типичного логистического центра, его структура, задачи.

    реферат , добавлен 15.09.2008

    Организация доставки товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Макрологистические, микрологистические и мезологистические логистические системы. Плановые, диспозитивные, исполнительные логистические информационные системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    Понятие цены и ценообразования. Внутренние и внешние факторы этого процесса. Ценообразование методом "издержки плюс надбавки", на основе ценовой нормы прибыли, воспринимаемой ценности товара, на базе текущего уровня цен. Аукционное ценообразование.

    презентация , добавлен 18.02.2014

    Информационные логистические системы. Координация материальных и информационных потоков при их объединении. Информационное обеспечение процессов производства. Электронная обработка, компьютерная система передачи и хранения снабженческой информации.