— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Организациям в процессе внедрения для целей учета и управления автоматизированных систем неизбежно приходится решать комплекс задач в части организации доступа пользователей к информации.

Прежде всего следует исключить доступ к данным для тех работников организации, которые не являются пользователями системы. Далее каждому пользователю необходимо обеспечить доступ только к той информации, которая необходима ему для полноценного исполнения служебных обязанностей. Также для каждого пользователя нужно определить совокупность действий, которые он может выполнять с этими данными.

Менеджер по продажам, например, может получать информацию о взаиморасчетах с покупателями и формировать счета. В то же время ему могут быть недоступны данные о закупочных ценах, с которыми работает менеджер отдела снабжения. При этом оба менеджера не должны иметь доступ к кадровой информации и к данным подсистемы расчета заработной платы.

Далее мы рассмотрим некоторые механизмы организации доступа к информации, общие для файлового и клиент-серверного вариантов работы с прикладными решениями на платформе «1С:Предприятие 8». Рассмотрение особенностей организации доступа к данным, присущих только клиент-серверному варианту работы, не является целью данной статьи.

Аутентификация пользователей

С прикладным ращением на платформе «1С:Предприятие 8» одновременно могут работать несколько пользователей. Перечень пользователей, которым разрешена работа с системой, находится в списке пользователей.

В системе предусмотрено два вида аутентификации или, другими словами, опознавания пользователя системой - средствами «1С:Предприятия 8» и средствами операционной системы. Выбор того или иного способа аутентификации выполняется администратором информационной системы и определяется решаемыми задачами.

При аутентификации средствами «1С:Предприятия 8» пользователь выбирает из списка или вводит «Имя пользователя», установленное для него администратором, а также пароль. Доступ к информационной базе будет открыт в случае, если пароль, который хранится в информационной базе, соответствует паролю, введенному пользователем. Администратор может установить в системе запрет на изменение пароля пользователем.

В число параметров, которые администратор может задать для каждой информационной базы, входит «Минимальная длина паролей пользователей», а также «Проверка сложности паролей пользователей». При использовании режима проверки сложности паролей пользователей, пароль должен удовлетворять ряду требований по длине, составу символов и т.д.

В случае если аутентификация выполняется средствами операционной системы, то какие-либо действия пользователя по вводу «Имени пользователя» и пароля не требуются. В этом случае в процессе запуска прикладного решения система определяет имя пользователя MS Windows, а затем на его основании выбирает соответствующего пользователя «1С:Предприятия».

При формировании списка пользователей администратор системы может указать для каждого из них одну или несколько ролей, доступных при работе с прикладным решением. Под ролью понимается набор прав для выполнения тех или иных действий с тем или иным объектом прикладного решения. Формирование ролей выполняется разработчиком прикладного решения с помощью подсистемы прав доступа.

Подсистема прав доступа

Как правило, для каждого вида деятельности или должности создаются отдельные роли - «Кладовщик», «Менеджер отдела сбыта», «Менеджер отдела снабжения», «Главный бухгалтер» и т.д. Роли могут быть заданы в очень широких пределах. Для роли можно, например, разрешить просмотр некоторого ограниченного количества видов документов. Также для роли можно предоставить полный набор прав, предусматривающий ввод, просмотр, корректировку и удаление любых данных.

В дальнейшем роль назначается пользователю системы. При этом одна и та же роль может быть назначена нескольким пользователям. Например, всем работникам отдела продаж может быть назначена роль «Менеджер по продажам», а всем работникам, оформляющим закупки товаров, - «Менеджер по закупкам».

В то же время один и тот же пользователь может совмещать несколько ролей. Например, если в небольшой компании закупками и продажами занимается один человек, ему может быть назначено две роли - «Менеджер по продажам» и «Менеджер по закупкам».

Для редактирования набора прав в «1С:Предприятие 8» предусмотрено специальное окно (рис. 1)

Рис. 1 Окно для редактирования прав одной роли

В левом поле окна расположено дерево объектов прикладного решения. В правом верхнем поле - список прав, разрешенных для объекта, выбранного в левой части окна. Разрешены все действия, рядом с которыми установлен флаг.

Таким образом, для роли «Заведующий складом» при работе с документами вида «Акт сверки взаиморасчетов» разрешенными являются действия «Чтение», «Добавление», «Изменение», «Проведение», «Отмена проведения», «Просмотр» и т.д. В то же время действие по «Удалению» документа «Акт сверки взаиморасчетов» для данной роли запрещено.

В «1С:Предприятие 8» различают два типа прав – основные и интерактивные. Основные права проверяются всегда, независимо от способа обращения к объектам информационной базы. К основным относятся права на «Чтение», «Изменение» и т.д. Право на «Чтение» - это право на чтение объекта средствами встроенного языка. А право на «Изменение» предоставляет право на изменение объекта средствами встроенного языка.

Проверка интерактивных прав производится при выполнении пользователем интерактивных операций - при просмотре данных в форме, при редактировании данных в форме и т.д. К интерактивным правам относятся, например, права на «Просмотр» и «Редактирование». Наличие права на просмотр документа, например, означает, что форма данного документа доступна для просмотра. В случае если для документа не установлено право «Просмотр», то при попытке открыть форму документа система сформирует предупреждение «Нарушение прав доступа!», при этом форма открыта не будет. Право на «Редактирование» документа позволяет редактировать данные в форме документа. Если для документа разрешено право «Просмотр», но запрещено право «Редактирования», то документ этого вида можно открыть для просмотра данных, но при этом данные в форме нельзя редактировать.

Права в списке прав имеют иерархию, то есть некоторые права являются «старшими» по отношению к другим, «младшим» правам.

В результате образуются довольно сложные цепочки взаимосвязей, которые автоматически отслеживаются системой. То есть, при снятии разрешения на какое-либо право, система сама снимает разрешения на все права, которые от него зависят. И, наоборот, при установке разработчиком какого-либо права, система сама устанавливает все права, от которых это право зависит.

Предположим, для объекта установлены права на «Просмотр» и «Редактирование». При снятии права на «Просмотр» автоматически снимается право на «Редактирование». Если теперь установить право на «Редактирование», то также автоматически будет установлено право на «Просмотр».

Заметим, что все перечисленные выше права роли относятся к объекту прикладного решения в целом, а не к отдельным его записям. Назначение доступа на чтение справочника означает, что право чтения дается на все элементы этого справочника, доступ на проведение документа означает доступ на проведение всех документов указанного вида и т.д.

Если пользователю запрещено обращаться к какому-либо справочнику, то для него становятся недоступными также просмотр и редактирование всех тех полей объектов прикладного решения, в которых используется элемент данного справочника. Например, если установлен запрет на доступ к справочнику «Контрагенты», то пользователь может просмотреть и отредактировать документы, в которых указан контрагент, но не сможет просмотреть или изменить информацию о контрагенте. В таких документах вместо информации о контрагенте в соответствующем поле будет сообщение «Объект не найден».

В случае если в прикладном решении используется несколько ролей, то для удобства просмотра и редактирования можно использовать окно «Все роли» (рис. 2)

Рис. 2 Окно для просмотра и редактирования нескольких ролей.

Объект прикладного решения выбирается в левом поле. В первой колонке правого верхнего поля представлен список прав для выбранного объекта. В других колонках этого поля настраивается использование каждого права для каждой существующей роли. Последовательность колонок, соответствующих ролям, можно изменить.

Заметим, что в «1С:Предприятии 8» предусмотрена настройка прав доступа к данным, хранящимся в информационной базе, на уровне записей и полей информационой базы. Данная настройка выполняется в полях «Ограничение доступа к данным» рассмотренных выше окон редактирования ролей. Условия доступа к данным описываются ИТ-специалистами на языке запросов «1С:Предприятия 8» вручную или с помощью «Конструктора ограничений доступа к данным».

Механизм настройки прав и ролей, реализованный в «1С:Предприятие 8», способствует сохранению коммерческой тайны, позволяет уменьшить количество как случайных, так и намеренных ошибок, связанных с человеческим фактором. Недоступность лишней информации также делает работу пользователя более комфортной.

Вниманием называют способность человека выделять те или иные объекты из множества других и реагировать на них.

Виды и отличия

Существует несколько типологий внимания. Одна из основных делит его на следующие виды:

  • Непроизвольное – с возникновением без усилия со стороны человека, вызванное свойствами самого объекта. Непроизвольное внимание (НВ) присуще как людям, так и животным, и является природным качеством. Оно является результатом так называемого ориентировочного рефлекса: комплексной реакции организма на новизну раздражителя. Со временем, по мере того, как раздражитель раз за разом воздействует на сознание, реакция притупляется. Однако, информация, полученная в контакте с раздражителем, запоминается сама собой, без усилия со стороны человека. Непроизвольное внимание возникает в силу неожиданности появления раздражителя, его силы, новизны, контраста с окружающей средой, а также состояния психики и эмоций самого наблюдателя.
  • Произвольное – в отличие от непроизвольного, оно не присуще животным и является прерогативой человека. Оно всегда связано с волевым усилием и целенаправленной мыслительной деятельностью наблюдателя. Произвольное внимание (ПВ) одновременно является условием и результатом труда и общественной деятельности. С одной стороны, последовательная, целенаправленная работа невозможна без произвольного внимания. С другой стороны, его развитие происходит именно в результате осознанных действий, требующих умственных усилий и сосредоточенности.
  • Постпроизвольное – естественное продолжение произвольного внимания, если деятельность является не только необходимой, но и вызывает интерес исполнителя. В таком случае волевого усилия для выполнения тех или иных действий уже не требуется: человек увлечен и способен без труда сконцентрироваться на работе.

Презентация: "Внимание"

Эти постоянно сменяют друг друга в процессе мыслительной деятельности. Так, человек может начать читать книгу в качестве справочного пособия для дальнейшей работы, а затем увлечься темой и продолжить чтение для собственного интереса и удовольствия.

Это яркий пример того, как постпроизвольное внимание приходит на смену произвольному. Если же человек утомится и потеряет концентрацию, ПВ может смениться непроизвольным – по отношению к посторонним объектам.

Чаще всего, впрочем, степень нашей концентрации не является слишком высокой, и произвольное и непроизвольное внимание успешно сочетаются друг с другом. Обдумывая решение задачи, мы успеваем проводить взглядом пролетающую за окном птицу, услышать телефонный звонок или почти механически ответить на посторонний вопрос коллеги.

Как повысить эффективность своих действий

При помощи произвольного внимания из множества объектов и явлений осознанно выделяются связанные с актуальной работой. По сути, ПВ предусматривает следующую последовательность действий: выбор и формулировка цели, организация и сосредоточение на ней, и, в конце концов, ее осуществление.

Однако продолжительное удержание фокусировки на одном объекте или виде работы приводит к утомлению и упадку сил. В среднем, сосредоточенное умственное усилие человека начинает терять свою эффективность через 20 минут.

Презентация: "Свойства внимания"

Продолжение работы без перерыва вызывает усталость и неспособность к активному мыслительному процессу. Снижается произвольное и его замещает непроизвольный вид внимания.

Существует несколько факторов, помогающих повысить эффективность работы и не потерять концентрацию:

  • Интерес к занятию, который позволяет произвольному вниманию перейти в постпроизвольное. В таком случае утомляемость существенно снижается, человек способен обработать больший объем информации с лучшими результатами.
  • Привычные условия труда. Как показывает практика, изменения в интерьере, освещении или звукоизоляции (в любую сторону) отвлекают и не дают сосредоточиться. Сохранение концентрации при этом требует больших, чем обычно, усилий, человек быстрее утомляется, и выполняемая им работа сильно теряет в качестве.
  • Отсутствие сильных раздражителей. К ним можно отнести резкие неожиданные шумы, вспышки света, обилие движущихся предметов вокруг, разговоры на посторонние темы. Все это также является отвлекающими факторами и мешает концентрации.

Следует, однако, заметить, что слабые раздражители – например, привычное тиканье часов, тихая музыка, приглушенные уличные звуки – наоборот способствуют сохранению внимания. Они ведут к возникновению слабых очагов возбуждения в коре головного мозга, которые дополняют собой основной очаг, связанный с выполнением текущей задачи; в результате сосредоточенность исполнителя и эффективность его работы возрастают. Таким образом НВ помогает укреплению ПВ.

Презентация: "Познавательные процессы человека"

Для сохранения приемлемого уровня концентрации рекомендуется регулярная смена деятельности.

У каждого человека есть свои особенности восприятия и переработки информации, склонности к тому или иному виду деятельности, но, если говорить об интеллектуальных усилиях, взрослому человеку в среднем достаточно делать перерывы приблизительно раз в час или полтора, переключаясь на более легкое или интересное задание, или физический труд, не требующий серьезной мыслительной нагрузки.

При таком графике работы мы, с одной стороны, не даем себе переутомляться, а с другой – с достаточным напряжением тренируем свою способность к концентрации.

Прочие свойства внимания

Помимо концентрации, у внимания есть и другие свойства – например, объем: количество объектов или занятий, которые мы можем воспринимать в один момент времени, а также распределение внимания – способность одновременно решать несколько задач. Объем и распределение внимания являются характеристиками, важными для выполнения различных действий в реальной жизни: ведь большинство ситуаций предполагает нашу способность к многозадачности.

Например, человек за рулем автомобиля должен одновременно следить за движением, дорожной разметкой и знаками, маневрами других автомобилистов. Дирижер оркестра читает партитуру и тут же отдает команды оркестрантам. Студент слушает лекцию, конспектирует и запоминает нужную информацию. При этом наше непроизвольное внимание отвлекает от выполнения основных действий на посторонние явления.

Занятия с детьми

Произвольное внимание развивается в процессе обучения с раннего детства, тогда как непроизвольное внимание является врожденным качеством. В отличие от непроизвольного, ПВ у детей нуждается в специальной тренировке, например, при помощи специальных занятий в дошкольных учреждениях и дома.

Такими занятиями могут быть упражнения на концентрацию: складывание картинок из нескольких частей, нахождение взаимосвязи между предметами, игра в слова и другие задачи, предполагающие интеллектуальное усилие.

Чем выше интерес ребенка к занятиям, тем эффективнее обучение. Таким образом, одной из основных задач воспитателя является возбуждение детского интереса и привлечение всех видов внимания в помощь учебному процессу.

Важно учитывать, что для детей, как и для взрослых, существует порог, после которого сосредоточенность неизбежно снижается; упражнения теряют свой смысл и эффективность, а уставший ребенок становится сверх возбудимым и невосприимчивым к учебе. В таком случае бессмысленно настаивать на продолжении занятий: поможет переключение на другие занятия или игры, физические нагрузки или простая прогулка на свежем воздухе. Как и любой навык, требует постепенности, регулярных повторений и системного подхода.

Самоменеджмент - это одно из важнейших условий достижения успеха. Научившись правильно распределять свое время, вы сможете эффективнее работать на пути достижения поставленных целей.

Определение самоменеджмента

На вопрос о том, какой ресурс в человеческой жизни является самым ограниченным, многие отвечают неправильно. Это не деньги или прочие блага, а именно время. Только научившись правильно распределять его для выполнения тех или иных действий, можно максимально приблизиться к достижению поставленных целей.

Самоменеджмент - это техника, которая подразумевает рациональное использование (также его называют тайм-менеджмент). Данная методика позволяет достигать лучших результатов при меньших нагрузках. Также речь идет о применении в работе эффективных методов, которые обеспечивают экономию ресурсов.

Если брать во внимание цель самоменеджмента, то она заключается в том, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы и сократить затраты времени на выполнение тех или иных операций.

Сущность самоменеджмента может быть выражена в следующих положениях:

  • определение целей (они непременно должны быть реалистичными и, желательно, конкретными);
  • создание в своем сознании картины успеха (включите сюда свое окружение и прочие моменты);
  • использование методики "больших скачков", которая подразумевает быстрый переход к конкретным действиям;
  • безусловная вера в собственные силы и достижение успеха;
  • сосредоточение на основных целях и отсеивание второстепенных;
  • умение держать себя в руках и начинать действия заново в случае неудачного опыта.

Можно сказать, что на данный момент самоменеджмент - это объективная необходимость не только для руководителей предприятий, но также и для любого другого человека, который хочет эффективно использовать свое время и успевать сделать как можно больше работы. Он должен стать своего рода привычкой, что достигается путем длительной работы над собой, выработкой усидчивости, а также умением мыслить рационально.

Функции самоменеджмента

Ежедневно решая те или иные задачи, мы порой не задумываемся о том, что занимаемся самоменеджментом. Тем не менее, чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:

  • целеполагание (вы должны четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);
  • составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);
  • принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);
  • организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);
  • постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированным не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);
  • налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).

Вышеперечисленные функции в указанной последовательности можно также воспринимать как этапы самоуправления. Стоит отметить исключительную важность каждого из них, а потому перешагивать через тот или иной пункт недопустимо. Важно понимать, что, несмотря на то, что на первый взгляд это выглядит сложно, а также отнимает много времени, со временем эти действия дойдут до автоматизма. Учтите, что самоменеджмент является не просто обязанностью, но выработанной привычкой эффективного и успешного руководителя.

Чем обусловлена необходимость самоменеджмента руководителя

Понятие самоменеджмента получило свое развитие ввиду того, что далеко не каждый человек умеет правильно организовать свое рабочее время и пространство. В результате некоторые цели так и остаются недостижимыми. Так, можно выделить следующие факторы, препятствующие успеху, обусловливающие необходимость такого явления, как самоменеджмент руководителя:

  • неспособность рационально расходовать свои временные и физические ресурсы;
  • отсутствие четких приоритетов как в жизни, так и в деловых вопросах;
  • неумение определять свои собственные цели;
  • заморозка работы по саморазвитию (достигнув определенного уровня, человек считает нецелесообразным дальнейшее самообразование, а потому начинает отставать от тенденций в бизнесе);
  • отсутствие навыков в принятии управленческих решений;
  • использование для решения проблем прагматичного подхода и неумение применять творческие методы;
  • неумение общаться с людьми, а также оказывать на них должное влияние и давление;
  • недостаток знаний в области управленческой деятельности;
  • неумение руководить подчиненными и эффективно организовывать их труд;
  • уделение недостаточного количества времени и внимания как собственному обучению, так и обучению сотрудников;
  • нехватка навыков в области формирования эффективно работающего коллектива (речь идет не только о подборе кадров, то также и расстановке их по рабочим местам).

Стоит отметить, что самоменеджмент руководителя важен не только в контексте его личных карьерных достижений, но также и для обеспечения успешной работы предприятия в целом. Только эффективный управленец может привести организацию и ее сотрудников к успеху. Только тот человек, который научился эффективно управлять собой и своим временем, сможет совладать с большой организацией.

Сущность самомотивации

Самоменеджмент и самомотивация - это одни из самых важных моментов не только в работе руководителя, но также и в повседневной жизни человека, который стремится к достижению успеха. Важно не просто научиться управлять своим временем, но также выработать в себе внутреннее желание работать, обусловленное определенными стимулами. Функцию самомотивации не стоит недооценивать. Порой человека может выбить из колеи, когда окружающие не верят в его успех или же сознательно занижают его достоинства. Данный же механизм подстегивает вас к дальнейшим действиям независимо от внешних обстоятельств.

Достичь настоящего успеха можно только в том случае, если вашу деятельность будут сопровождать такие механизмы, как самоменеджмент и самомотивация. Самый быстрый способ подстегнуть себя - это прислушаться к своим внутренним стимулам. Так, обратите внимание на свои физиологические потребности. Для удовлетворения большинства из них вам непременно понадобятся определенные средства, которые просто невозможно получить, если вы будете бездействовать, сидя в социальных сетях или просматривая телевизионные программы.

Потребностями более высокого уровня являются безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Так, человек постоянно нуждается в жилье, одежде, развлечениях, а также определенном запасе средств на удовлетворение прочих потребностей. Сила мотивации зависит только от того, насколько высока ваша планка. Жить в съемной квартире или в собственном доме, одеваться на рынке или в брендовом магазине, отдыхать на даче или престижных курортах, отложить на будущее незначительную сумму или внушительный капитал - сила внутренних стимулов будет зависеть именно от ваших стремлений.

Несмотря на то что многие отрицают влияние общественного мнения, оно порой, является основным фактором самомотивации. Так, например, человек может ходить на работу, чтобы не прослыть бездельником и при этом довольствоваться невысоким положением и средней заработной платой. Некоторых людей самомотивация побуждает к активному продвижению по карьерной лестнице, получению высокого социального статуса, а также значительных денежных доходов.

Таким образом, самомотивация основывается на потребностях человека, которые описывает пирамида Маслоу. На нижней, базовой ступени стоят физиологические потребности. После того как они будут полностью удовлетворены, появляется желание ощущать уверенность в завтрашнем дне, прочность положения и безопасность. Также каждый человек стремится занять определенное общественное положение и создать о себе соответствующее мнение.

Методика самоменеджмента

Методы самоменеджмента можно разделить на несколько категорий:

  • Метод организационного управления подразумевает планирование дальнейшей деятельности, исходя из объективного анализа текущей ситуации. Речь идет как о внутренних, так и о внешних факторах.
  • Методика саморегуляции стресса состоит в том, чтобы научиться сопротивляться внешним негативным влияниям, сохраняя при этом психологическое равновесие и работоспособность.
  • Аутогенная тренировка - это одна из главных процедур, на которой основан самоменеджмент. Кратко ее можно описать как самовнушение и самоубеждение в собственных силах и способностях.
  • Медитация довольно часто используется для того, чтобы быстро восстановить силы и эмоциональное равновесие в перерывах между напряженной работой.

Можно сказать, что самоменеджмент - это непрерывная работа над собой. Речь идет не только о формировании определенных профессиональных навыков и умении эффективно расходовать свое рабочее время. Здесь также имеется в виду работа над собственной психикой. В итоге человек должен стать уверенным в собственных силах, а также научиться сохранять самообладание в стрессовых ситуациях.

Осуществление самоменеджмента

Технология самоменеджмента представляет собой определенную последовательность этапов, которая созвучна с его основными целями. Для начала необходимо определиться с целью, а также критериями, которые будут свидетельствовать о ее достижении. Для этого необходимо четко проанализировать текущее положение дел, после чего станут очевидны реально достижимые будущие показатели. Важно, чтобы конечный результат имел какое-то четкое выражение (например, количественное).

На следующем этапе необходимо обратить внимание на фактор информации, которая необходима для того, чтобы реализовать цель самоменеджмента. Данные могут поступать как из внутренних, так и из внешних источников. При этом они должны быть актуальными (то есть соответствовать реальной картине происходящего).

Планирование состоит в том, чтобы выработать четкий алгоритм действий по достижению поставленных целей. При этом важно предусмотреть возможные колебания во внутренней или внешней среде, чтобы определить альтернативные алгоритмы, которые позволят избежать негативных последствий и кризисных состояний.

Принятие решений - это один из важнейших этапов, из которых состоит самоменеджмент. Организации данного процесса стоит уделять особое внимание. Должны быть созданы комфортные условия для работы, а также полное обеспечение информацией, чтобы действия были осмысленными и соответствовали текущему положению дел.

Для эффективной реализации принятых решений важно обеспечить комфортные условия работы. При этом должны быть соблюдены как физиологические, так и психологические особенности. Ключевые задачи должны быть реализованы самостоятельно, а второстепенные могут быть делегированы подчиненным.

На всех этапах работы должен совершаться непрерывный контроль полученных результатов на предмет соответствия их запланированным. Это позволит вовремя выявить отклонения и отреагировать соответствующим образом.

рабочего времени

Принципы самоменеджмента могут быть описаны следующим образом:

  • Четкому планированию и распределению операций должно подвергаться только 60% рабочего времени. При этом оставшиеся 40% должны оставаться незанятыми на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, срочных переговоров, а также контактов как внутри организации, так и за ее пределами. Кроме того, запланированные вами дела чисто физически могут занять большее количество времени.
  • Планирование рабочего времени не должно иметь одномоментный характер. Данная работа должна проводиться регулярно и систематично. Кроме того, вы можете постоянно вносить коррективы в разработанную программу действий.
  • Плановые показатели должны быть реалистичными и разрабатываться на основе реальных возможностей каждого отдельно взятого человека. За основу можно брать отчетные показатели предыдущих периодов или специальные расчеты.
  • Для эффективного самоменеджмента важную роль играет такое понятие, как компенсация потерь времени. Имеется в виду, что если у вас появилось "окно" сегодня, то лучше его потратить на выполнение части задач, запланированных на завтра.
  • Составляя отчет о проделанной работе, фиксируйте не количество выполненных действий, а достигнутые результаты в реальном выражении. Это поможет создать объективную картину выполнения плана.
  • Для того чтобы выполнение работ производилось своевременно, важно, чтобы планы было четко согласованы во времени. Желательно завершать работы немного раньше дедлайна, чтобы иметь возможность внести необходимые коррективы.
  • Если планы составляются на разных уровнях (директор, линейные руководители, подчиненные), то они должны быть согласованы во времени.

Преимущества самоменеджмента

Эффективный самоменеджмент дает массу преимуществ как руководителям организации, так и людям, задействованным в любой другой сфере деятельности. Речь идет о следующих положительных моментах:

  • значительное уменьшение временных затрат, а также прочих ресурсов на выполнение тех или иных работ;
  • организация эффективного механизма трудовой деятельности, что обеспечивает более высокие экономические и прочие результаты, чем в обычных условиях;
  • отсутствие стрессовых ситуаций, которые связаны со спешкой из-за боязни не успеть закончить работу в срок;
  • если работа выполняется качественно, а также в рамках поставленных сроков, то она приносит моральное удовлетворение как руководителям, так и их подчиненным;
  • если у труда есть видимый результат, то это является своего рода мотивацией к дальнейшим активным действиям;
  • с каждым четко спланированным шагом растет уровень профессионализма и квалификации;
  • в процессе самоменеджмента вы занимаетесь поиском коротких путей достижения целей, на реализацию которых ранее уходило значительное количество времени.

Стоит отметить, что время, затраченное на планирование и организацию работы, полностью окупается не только конечными результатами деятельности, но также и полученными навыками по управлению собственными ресурсами.

Составляющие части самоменеджмента

Система самоменеджмента подразумевает под собой совокупность ряда взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают эффективную организацию рабочего процесса. Можно выделить следующие основные составляющие:

  • управление временем подразумевает правильное определение пропорций труда и отдыха, а также распределения длительности каждой из операций;
  • управление финансовыми средствами состоит в определении свободных ресурсов, а также тех, которые необходимо задействовать для достижения поставленной цели;
  • управление коммуникациями означает поиск связей и источников информации как во внутренней, так и во внешней среде;
  • управление рабочим пространством подразумевает правильную организацию рабочего места в соответствии с эргономическими и прочими требованиями.

Стоит отметить, что самоменеджмент - это сложный процесс, а потому и подходить к нему нужно комплексно. Если упустить одну или несколько составляющих, то в плане возникают так называемые узкие места, которые могут негативно сказаться на качестве работы, а также сроках ее выполнения. Подготовка к выполнению того или иного рабочего процесса требует определенных усилий и может занять некоторое время, которое позже окупится результатами.

Выводы

Одним из необходимых условий успешной и результативной работы является самоменеджмент. Он заключается в умении правильно распределять имеющиеся ресурсы, в том числе и временные. Стоит отметить, что довольно часто данное понятие отождествляют с тайм-менеджментом. И это не удивительно, ведь именно умение правильно организовать свой рабочий день обусловливает скорость и качество достижения целей. На данный момент, учитывая современный темп жизни, а также уровень конкуренции, самоменеджмент становится объективной необходимостью для тех людей, которые нацелены на результат.

Стоит отметить, что функции самоуправления во многом соответствуют функциям менеджмента. Для начала необходимо разработать цель, которая определит направление, в котором нужно двигаться. Далее она детализируется путем составления плана. Реализация его представляет собой последовательное принятие цепочки а также организации рабочего процесса. Если речь идет о предприятии, то между всеми его подразделениями должны быть установлены коммуникативные связи. И не стоит забывать о такой функции, как контроль, который может быть не только итоговым, но также и промежуточным.

Важно уделять внимание не только менеджменту, но также и самомотивации. Для того чтобы разобраться, при достижении тех или иных целей, стоит изучить Её базу составляют физиологические нужды. Это еда, одежда и прочее. Обеспечив необходимый минимум, человек задумывается о том, чтобы чувствовать себя в безопасности. Речь здесь идет о том, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне (чаще всего подразумевается финансовое благосостояние). Высшей категорией потребностей, которые мотивируют человека к деятельности, является общественное положение.

Всякий раз, когда мы тренируемся физически, наши мышцы растут и становятся сильнее. Вид физической нагрузки не имеет значения, вы в любом случае оказываете своему телу огромную услугу. Если ваши мышцы получают преимущества от физических упражнений, то деятельность мозга стимулируется аналогичным образом с помощью ряда психологических факторов. Когда вы думаете, решаете проблемы, медитируете, усваиваете информацию и совершаете еще несколько сотен умственных действий, о которых можете даже не догадываться, сила вашего мозга увеличивается.

Однако если вы хотите развить свои умственные способности, то должны начать тренировать их сознательно. Вот несколько эффективных упражнений, регулярное выполнение которых поможет повысить производительность вашего мозга.

1. Используйте другую руку (ту, которая не является доминирующей) гораздо чаще. Если вы правша, попробуйте пользоваться левой рукой при выполнении большинства привычных действий. Это очень полезное упражнение, которое заставит ваш мозг активно поработать.

2. Закрывайте глаза во время выполнения тех или иных действий. Наш мозг использует одни и те же нейронные связи каждый раз, когда мы выполняем привычные для нас обязанности. Например, когда чистим зубы, принимаем душ или идем по улице, мы не создаем для нашего мозга каких-либо проблем. Поэтому для развития новых нейронных связей, попробуйте закрывать глаза при выполнении обычных действий, бросая тем самым вызов своему мозгу.

3. Читайте книги вслух. Когда вы читаете книги про себя, то используете воображение для интерпретации и понимания информации. Когда же вы слушаете громкую речь (свою или другого человека), то также прибегаете к , однако этот процесс протекает иначе. Когда мы слышим что-нибудь, то это задействует определенные регионы нашего мозга. Если же мы добавим к этому чтение и произнесение слов вслух, то начнут функционировать другие области мозга. Таким образом, вы развиваете сразу несколько способностей.

4. Изучайте новые языки. Освоение иностранного языка — это один из самых эффективных способов значительно расширить способности вашего мозга. Когда вы учите новые иностранные слова, то развиваете когнитивные способности. Это уже подтверждено исследования, а также людьми, успешно освоившими второй язык.

5. Уделяйте время рефлексии. Самоанализ — это потрясающее упражнение, приводящее к множеству положительных результатов. Вы не только понижаете уровень и решаете определенные личные проблемы, но и развиваете умственные способности. Время, которое вы регулярно будете проводить в компании собственных мыслей, поможет реализовать потенциал вашего мозга.

6. Перестаньте использовать калькулятор, заменив его своим мозгом. Калькулятор кажется лучшим другом, когда нам приходится иметь дело с цифрами. Сложение и умножение всегда требует умственных усилий. Почему бы вам не заменить калькулятор на собственный мозг? Не стоит оставлять его без работы, иначе он начнет работать менее продуктивно.

7. Регулярно читайте. Берете ли вы в руки книгу на постоянной основе? Чтение — это одно из самых эффективных упражнений для стимуляции деятельности мозга. Когда вы читаете, то задействуете множество чувств и функций головного мозга. Читайте сегодня, завтра, на следующий день, и вы почувствуете себя лучше, ведь чтение — это занятие, приносящее множество умственных преимуществ.

8. Ищите новые впечатления, пробуя заниматься различными вещами. Всякий раз, когда вы пробуете нечто новое, будь то вид спорта, книга или знакомство, ваш мозг создает новые паттерны и ассоциации. Поэтому выход из — это эффективный шаг, направленный на стимуляцию умственной деятельности.

9. Визуализируйте. Визуализация вещей и событий, которых никогда не было и не происходило, — это отличный триггер для увеличения мозговой активности. Вы используете силу своего воображения, создавая то, что, возможно, никогда не существовало! Визуализация позволяет вашему мозгу исследовать новые измерения, развивая его гибкость и расширяя горизонты.

10. Физические упражнения — лучшая тренировка для мозга. Хотите ли вы быть здоровым, как физически, так и умственно? К счастью, для этого существует потрясающе простое решение: выйдите за рамки собственной зоны комфорта и начните регулярно заниматься спортом. Множество исследований подтверждают, что умеренные физические нагрузки улучшают работу мозга и развивают умственные способности. Как гласит слоган компании Nike, «Просто сделайте это!».