"О специальной оценке условий труда". В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. Проведение специальной оценки является обязанностью всех работодателей.

Давайте разберемся, что это значит для предприятий? Что делать, если необходимо провести специальную оценку условий труда? И Чем может быть выгодно предприятию проведение специальной оценки труда?

Первоначально следует отметить, что специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, которая была закреплена в Статье 212 Трудового кодекса. Новый федеральный закон № 426-ФЗ внес изменения в целый ряд других законодательных актов, в том числе и в трудовой кодекс, и в административный кодекс. Согласно 426 Федеральному закону: "специальная оценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах".

Законодатели предусмотрели, кто и как должен проводить специальную оценку, каким образом необходимо определять перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке, периодичность проводимой оценки и определили результаты специальной оценки рабочих мест.

На смену сегодняшним санкциям в будущем будут установлены законодательством другие санкции, предусмотренных проектом стати 5.27.1 КоАП РФ, вступающей в силу с 2015 года. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб. Но может быть и финансовая выгода от проведения специальной оценки! Так по результатам специальной оценки рассчитывается скидка по взносам ФСС. Кроме того при проведении специальной оценки есть возможность уйти от максимального дополнительного взноса в пенсионный фонд в размере 6%. При отсутствии оценки придется платить по максимуму.

Давайте рассмотрим: как можно реализовать требования Федерального закона №426 на примере использования программы "Охрана труда" для 1С Предприятия.

На первом этапе необходимо выполнить формирование перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке. Статья 4 п.2 §2 обязывает работодателя предоставить необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

При подготовке информации по рабочим местам следует учесть, что на одном рабочем месте за одним станком может трудиться несколько работников, а может и один работник задействовать в работе несколько единиц оборудования.

Для составления перечня рабочих мест в программе "Охрана труда" необходимо воспользоваться одним из 3 способов: создать перечень рабочих мест по штатному расписанию, по перечню основного оборудования или занести перечень рабочих мест в список.

Программа автоматически присвоит номер рабочего места, привяжет к рабочему месту оборудование и штатную единицу, при этом сразу установит для данного рабочего места перечень вредных факторов свойственные применяемому на рабочем месте оборудованию.

Созданный перечень рабочих мест может быть скорректирован с учетом требований закона и есть возможность, как добавить, так и исключить из списка рабочие места, которые не должны участвовать в специальной оценке.

В соответствии с позицией законодателей, офисные рабочие места так же являются предметом специальной оценки, и соответственно все такие места необходимо учитывать в перечне. Дополнительно для каждого рабочего места необходимо указать применяемое в технологическом процессе оборудование, используемые материалы, сформировать описание рабочего места.

Статьей 9 п.6 426-ФЗ для упрощения работы с одинаковыми рабочими местами предусмотрено понятие аналогичных рабочих мест. Аналогичными могут быть признаны "рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты".

Закрепить перечень аналогичных рабочих мест необходимо на вкладке "Аналоги" в справочнике "Рабочие места". При этом для аналогичных рабочих мест будет применяться один перечень вредных факторов, одинаковый набор инструкций и средств индивидуальной защиты.

Предварительная подготовка перечня рабочих мест позволяет собрать всю необходимую информацию для проведения специальной оценки, передать сведения для экспертов для идентификации вредных факторов. Все сведения о рабочем месте заносятся в паспорт рабочего места .

Во второй главе федеральный закон о специальной оценке определяет порядок проведения специальной оценки. Для начала руководителю необходимо сделать распорядительный документ, в котором создать комиссию для проведения специальной оценки. Комиссия создается с участием представителя работодателя, руководителя, специалиста по охране труда и представителя профсоюзного органа. Целесообразно представителей созданной комиссии занести в справочник ответственных лиц. Председатель комиссии, он же и руководитель организации, будет использован для подстановки в печатных формах программы.

Для создания необходимых распоряжений в программе предусмотрен специальный документ "Начало проведения специальной оценки". Который позволяет определить участников комиссии, перечень рабочих мест для очередной или внеочередной специальной оценки и план работы комиссии.

Большое внимание в тексте закона определено порядку проведения специальной оценки. Предусмотрено что комиссия проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, Статья 10.

В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов не проводятся.

В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных или опасных производственных. Измерения должны проводиться организацией, проводящей специальную оценку. Глава 3 закона уделяет большое внимание требованиям к таким организациям.

Перечень вредных веществ, которые могут присутствовать в технологическом процессе, ранее был предусмотрен в Постановлении от 30 апреля 2003 г. N 76 ГН 2.2.5.1313-03 и в Постановлении от 6 марта 2007 г. N 10 Гигиенические нормативы ГН 2.2.6.2178-07. В программе этот перечень уже присутствует в справочнике, что облегчает работу.

В соответствии с приказом 426-ФЗ в программе "Охрана труда" устанавливается класс опасности.

Результаты измерений необходимо отразить в отчете по специальной оценке. Форма отчета пока не определена, но это не является принципиальным. Принципиально ознакомление сотрудника с результатами специальной оценки. И если есть сайт, то предусмотрена публикация результатов на сайте.

Периодичность проведения специальной оценки 1 раз в 5 лет. Однако может возникнуть и необходимость проведения внеплановой специальной оценки, если произошли изменения в оборудовании рабочего места, результаты специальной оценки были оспорены, произошли травмы или несчастные случаи на производстве и в ряде других случаев. В любом из этих случаев Вам вновь необходимо будет воспользоваться помощью программы "Охрана труда" и обратиться за услугами к специализированной организации.

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 9 части 1 настоящей статьи.

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Постановление от 27 августа 2018 г. по делу № А13-8003/2017

    Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)

    01.2017 № 5-2449-16-ПВ/102/1/2 Больница заключила договоры возмездного оказания услуг от 31.01.2016 № 80/А-2017/16/17, от 15 . 02.2017 № 80/А-2017/25/17, от 06.03.2017 № 80/А-2017/46/17 на проведение внеплановой специальной оценки условий труда на общую сумму 13 ...

    Решение № 21-158/2018 от 14 августа 2018 г. по делу № 21-158/2018

    Ивановский областной суд (Ивановская область) - Административные правонарушения

    Труда, а именно в нарушение ст.ст. 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ОБУЗ «Кардиологический диспансер» не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест; механик, допущенный...

    Решение № 07-789/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 07-789/2018

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В силу ст. 15 ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее...

    Решение от 31 июля 2018 г. по делу № А26-3723/2018

    Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия)

    Соответствии с ч.2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ работник обязан ознакомиться с результатами проведения на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Согласно ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель организует ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней...

    Решение № 12-541/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 12-541/2018

    Абаканский городской суд (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    По делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии п. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах...

    Решение от 30 июля 2018 г. по делу № А56-113771/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее...

    Решение № 12-30/2018 12-536/2017 от 27 июля 2018 г. по делу № 12-30/2018

    Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения

    5.27.1 ч.2 КоАП РФ. По версии должностного лица изложенной в оспариваемом постановлении: юридическим лицом ООО «» в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», как работодателем с учётом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской...

    Решение № 2-1622/2018 2-1622/2018~М-1433/2018 М-1433/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-1622/2018

    Альметьевский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" определено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее...

    Решение № 2-4302/2018 2-4302/2018~М-2874/2018 М-2874/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-4302/2018

    Решение № 2-4301/2018 2-4301/2018~М-2872/2018 М-2872/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-4301/2018

    Советский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Согласно статье 15 ФЗ № 426-ФЗ (части 1 и 5) организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда...

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение от 24 августа 2018 г. по делу № А13-3538/2018

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание решений о привлечении к административной ответственности

    6 А, указывают, что учитывая идентичность точек контроля для данных рабочих мест и идентичные результаты полученных измерений оценок по всем факторам, требования части 6 статьи 9 Федерального закона № 426-ФЗ выполнены в полном объеме и все признаки аналогичности были проанализированы. При обследовании рабочих мест весовщиков № 8 и № 9 источников вредного фактора АПФД не...

    Решение № 12-540/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 12-540/2018

    Абаканский городской суд (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, проживающей по адресу: , на постановление Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № 19/12-527-18-И/ 9 от 28.06.2018 г., о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), У С...

    Решение № 2-420/2018 2-420/2018~М-431/2018 М-431/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2-420/2018

    Карымский районный суд (Забайкальский край) - Гражданские и административные

    Статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Согласно статье 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), ...

    Решение № 2-524/2018 2-524/2018~М-481/2018 М-481/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 2-524/2018

    Бокситогорский городской суд (Ленинградская область) - Гражданские и административные

    Тродос», расположенного по адресу: . В ходе проверки установлено, что в Обществе не выполнены требования ст.ст.22, 212 Трудового кодекса РФ ст.ст.8, 9 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценки условий труда» в части проведения специальной оценки условий труда, что нарушает трудовые права и законные интересы...

    Решение № 12-47/2018 от 20 июля 2018 г. по делу № 12-47/2018

    Чебаркульский городской суд (Челябинская область) - Административные правонарушения

    Хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени специальная оценка условий в порядке действующего законодательства ст.212 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 3,4,8, 9 , 10, ч.6 ст.27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ не производилась, чем нарушены права работников на безопасные...

    Решение № 12-378/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 12-378/2018

    Первомайский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) - Административные правонарушения

    Изложенные в оспариваемом постановлении выводы о том, что в нарушение положений статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) и пунктов 1,5 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закон о специальной оценке условий труда) работодателем на участке не проведена специальная оценка...

    Решение № 2-313/2018 2-313/2018 ~ М-245/2018 М-245/2018 от 16 июля 2018 г. по делу № 2-313/2018

    Первомайский районный суд (Оренбургская область) - Гражданские и административные

    Труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число...

  • ...дополнительные соглашения. С результатами проведенной специальной оценки не согласны, поскольку, по их мнению, был нарушен порядок её проведения: в нарушение ч.2, ч.4 ст. 9 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в состав комиссии не были включены представители выборного органа первичной профсоюзной организации и...
  • Решение № 2-45/2018 2-45/2018~М-38/2018 М-38/2018 от 12 июля 2018 г. по делу № 2-45/2018

    Кировский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников. Статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия...

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2 , - 7 части 1 настоящей статьи.

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 21-368/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 21-368/2018

    Решение № 7/2-593/2018 от 7 августа 2018 г. по делу № 7/2-593/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) - Административные правонарушения

    Оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Пунктом 6 ч.1 ст. 17 названного Федерального закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае произошедшего на рабочем месте...

    Решение № 21-369/2018 от 6 августа 2018 г. по делу № 21-369/2018

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Административные правонарушения

    Рабочее место бетонщика в обособленном подразделении «Тобольск» организовано и введено в эксплуатацию 01 мая 2017 года, а поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда проводится на вновь организованных рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода...

    Решение № 2-1960/2018 2-1960/2018~М-1726/2018 М-1726/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1960/2018

    Ухтинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    Реже чем один раз в пять лет (ч.4 ст.8 ФЗ №426-ФЗ). Случаи, в которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, предусмотрены ст. 17 ФЗ №426-ФЗ. Так, в частности, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников...

    Решение № 21-1005/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1005/2018

    Не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По смыслу пп. 6 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на рабочем месте несчастный случай...

    Решение № 21-1004/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1004/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что основанием для внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на...

    Постановление № 4А-161/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 4А-161/2018

    Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    К трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь...

Действующий

Следующим в перечне нормативных правовых актов, регулирующих вопросы спецоценки условий труда, назван комментируемый Закон. Он вступил в силу 1 января 2014 года (за исключением ) и направлен на комплексное регулирование правоотношений, круг которых очерчен в комментируемого Закона. Этот нормативный правовой акт является базовым, именно он содержит главные законодательные определения многих понятий, конкретизирует формулировки РФ относительно прав и обязанностей работника и работодателя в сфере спецоценки условий труда, регулирует деятельность организаций, проводящих указанную оценку и пр.

Бесспорно, особая роль комментируемого Закона подтверждается и комментируемой статьи, предусматривающей, что нормы иных правовых актов, принятых в указанной сфере, должны соответствовать положениям РФ и комментируемого Закона. Это достаточно традиционный подход, реализуемый законодателем во всех относительно узких отраслях правового регулирования. Базовый закон всегда наделяется более высокой юридической силой по сравнению с другими законами (хотя формально для этого нет убедительных оснований, но есть причины юридико-технического характера). В случае обнаруженного противоречия правоприменитель должен руководствоваться правовым актом большей юридической силы. В отношении судов такая обязанность прямо предусмотрена в постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

2. Иными правовыми источниками, содержащими нормы о спецоценке условий труда, могут быть федеральные законы и иные нормативные акты РФ, под которыми понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено Конституции РФ. Согласно указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (23 мая 1969 г.) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Сходная формулировка применяется отечественным законодателем: согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" термин "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Как следует из постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Суды, как указано в данного постановления, должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (правило ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров).