Проект N 98042437-2
ко второму чтению

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О здравоохранении в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности системы здравоохранения в Российской Федерации в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

здравоохранение - социально-экономические и медицинские мероприятия, направленные на сохранение и повышение уровня здоровья населения;

система здравоохранения в Российской Федерации (далее - система здравоохранения) - совокупность лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обладающих компетенцией в области здравоохранения и взаимодействующих в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях сохранения здоровья граждан и оказания им медицинской помощи;

организация здравоохранения - юридическое лицо любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;

медицинская организация - организация здравоохранения, основной деятельностью которой является медицинская деятельность;

медицинская деятельность - выполнение медицинских услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, в том числе проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовка органов и тканей человека в медицинских целях;

частная медицинская деятельность - медицинская деятельность, осуществляемая медицинскими организациями частной формы собственности и индивидуальными предпринимателями;

медицинские услуги - действия, направленные на профилактику заболеваний человека, медицинское обследование, лечение и медицинскую реабилитацию граждан, обеспечение ухода за ними в связи с заболеваниями, беременностью, родами и имеющие определенную стоимость;

медицинская помощь - мероприятия (в том числе медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечение населения лекарственными средствами), направленные на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении их здоровья;

доступность медицинской помощи - возможность получения гражданами необходимой медицинской помощи независимо от места их жительства и (или) места их пребывания;

бесплатная медицинская помощь - медицинская помощь, оказание которой гражданам осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств фондов обязательного медицинского страхования и иных не запрещенных законом источников без привлечения личных средств граждан;

медицинская служба - орган управления и медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрены военная служба или исполнение обязанностей специальной службы;

территориальная программа охраны и укрепления здоровья граждан - программа, которая утверждена в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, и реализуется на его территории.

Статья 2. Правовое регулирование в области здравоохранения

Правовое регулирование в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с их компетенцией.

Статья 3. Государственная политика в области здравоохранения

1. Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, создание условий для повышения эффективности гигиенического воспитания и обучения граждан, профилактики заболеваний человека, оказания гражданам медицинской помощи, обеспечения ее доступности, проведения научно-исследовательских работ в области здравоохранения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения, сохранения и развития соответствующей материально-технической базы.

2. Государственная политика в области здравоохранения осуществляется исходя из того, что обеспечение жизни и здоровья граждан является одним из условий национальной безопасности Российской Федерации, и основывается на следующих принципах:

обеспечение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

реализация конституционных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и государственными социальными стандартами в области здравоохранения;

доступность медицинской помощи и преемственность деятельности медицинских организаций при ее оказании;

ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

равенство граждан при реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств;

социальное обеспечение граждан в случае их болезни;

приоритетность мер по профилактике заболеваний человека, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиеническому воспитанию и обучению граждан и пропаганде здорового образа жизни;

запрет на приватизацию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и необходимого для реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Статья 4. Система здравоохранения

Система здравоохранения включает в себя:

юридические лица, имущество которых находится в государственной собственности и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

юридические лица, имущество которых находится в муниципальной собственности и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

юридические лица, имущество которых находится в частной собственности;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность;

федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения и федеральные органы исполнительной власти, в структуре которых имеется медицинская служба;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения;

органы местного самоуправления, обладающие полномочиями в области здравоохранения;

иные органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий;

Российскую академию медицинских наук;

иных лиц, обладающих правами на участие в реализации государственной политики в области здравоохранения.

Глава 2. Международное сотрудничество Российской Федерации и сотрудничество субъектов Российской Федерации в области здравоохранения

Статья 5. Международное сотрудничество Российской Федерации в области здравоохранения

1. Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения в пределах своих полномочий вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области здравоохранения, осуществляемом в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации, заключенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области здравоохранения, не должны ограничивать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 6 .Сотрудничество субъектов Российской Федерации в области здравоохранения

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения могут осуществлять сотрудничество в области здравоохранения на основании соглашений.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют сотрудничество в области здравоохранения по следующим направлениям:

разработка и реализация межрегиональных программ охраны и укрепления здоровья граждан;

оказание медицинской помощи гражданам, которым такая помощь не может быть оказана по месту их жительства или месту их пребывания;

проведение совместных научно-исследовательских работ в области здравоохранения;


создание совместных фондов в области здравоохранения;

иные, не противоречащим законодательству Российской Федерации направления сотрудничества в области здравоохранения.

3. В случае невозможности обеспечить оказание специализированной медицинской помощи на территории одного субъекта Российской Федерации такая помощь может быть оказана на территории другого субъекта Российской Федерации на основании соглашений между субъектами и договоров о создании межрегиональных специализированных медицинских центров.

Статья 7. Внешнеэкономическая деятельность в области здравоохранения

В соответствии с целями деятельности, определенными в учредительных документах организаций здравоохранения, они имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в области здравоохранения и иметь валютные счета в банках и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Раздел II. Государственное регулирование в области здравоохранения

Глава 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области здравоохранения

Статья 8. Полномочия Российской Федерации в области здравоохранения

К полномочиям Российской Федерации в области здравоохранения относятся:

реализация единой государственной политики в области здравоохранения;

определение расходов федерального бюджета на здравоохранение при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

формирование и реализация федеральных программ и укрепления здоровья граждан;

обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации и организация санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса, возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний;

обеспечение лицензирования отдельных видов деятельности в области здравоохранения;

установление порядка приобретения и распределения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, закупка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

установление порядка государственного регулирования цен на медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику;

установление порядка подготовки государственных докладов о состоянии здоровья граждан Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации;

установление порядка, организация и осуществление оказания медицинской помощи гражданам в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации их последствий;

установление порядка профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения;

проведение научно-исследовательских работ и координация научной деятельности в области здравоохранения.

Статья 9. Полномочия субъектов Российской Федерации в области здравоохранения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области здравоохранения относятся:

реализация государственной политики в области здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации;

обеспечение реализации федеральных программ охраны и укрепления здоровья граждан на территориях субъектов Российской Федерации;

разработка и реализация территориальных программ охраны и укрепления здоровья граждан;

утверждение нормативов финансирования государственных и муниципальных медицинских учреждений, определение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение при формировании указанных бюджетов, обеспечение финансирования государственных и муниципальных медицинских учреждений;

установление порядка приобретения и распределения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, закупка которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях субъектов Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения;

определение структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, развитие организаций здравоохранения с учетом территориальных особенностей субъектов Российской Федерации;

обеспечение контроля за осуществляемой на территориях субъектов Российской Федерации деятельностью организаций здравоохранения, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации;

контроль за эффективностью использования финансовых средств, выделяемых на здравоохранение;

организация оказания медицинской помощи гражданам в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации их последствий;

организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения;

проведение научно-исследовательских работ в области здравоохранения;

осуществление иных полномочий в области здравоохранения.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации государственной политики в области здравоохранения на территории соответствующего муниципального образования.

Глава 4. Государственное регулирование в области здравоохранения

Статья 11. Государственные социальные стандарты в области здравоохранения

1. Государственными социальными стандартами в области здравоохранения являются социальные нормативы, определенные федеральным законом, являющиеся обязательными при формировании и исполнении бюджетов всех уровней и устанавливающие уровень удовлетворения потребностей граждан в бесплатной медицинской помощи, в том числе скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении.

2. Перечни видов бесплатной медицинской помощи, а также определяемые в качестве государственных социальных стандартов в области здравоохранения показатели обеспеченности медицинской помощи ресурсами всех видов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

1. В программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи определяются виды и объем бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам на территории Российской Федерации. Указанная программа утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи разрабатывается на основе государственных социальных стандартов в области здравоохранения и включает в себя:

нормативы финансирования здравоохранения, в том числе размер компенсации затрат на оказание бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год;

перечень государственных социальных стандартов в области здравоохранения с указанием видов и объема бесплатной медицинской помощи;

базовую программу обязательного медицинского страхования с указанием видов и объема бесплатной медицинской помощи.

3. На основании программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Реализация программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств фондов обязательного медицинского страхования и других не запрещенных законом источников.

Статья 13. Федеральные целевые и территориальные целевые программы охраны и укрепления здоровья

1. В целях обеспечения охраны здоровья граждан и развития здравоохранения принимаются федеральные целевые и территориальные целевые программы охраны и укрепления здоровья.

2. Территориальные целевые программы охраны и укрепления здоровья, направленные на обеспечение одинаковых длят всех граждан условий оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, разрабатываются на основании федеральных целевых программ охраны и укрепления здоровья, а также нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых услуг в области здравоохранения субъектов Российской Федерации. Нормативы, установленные территориальными целевыми программами охраны и укрепления здоровья, не должны быть ниже нормативов, установленных федеральными целевыми программами охраны и укрепления здоровья.

3. Федеральные целевые и территориальные целевые программы охраны и укрепления здоровья разрабатываются с учетом государственных социальных стандартов в области здравоохранения.

Статья 14. Государственные доклады в области здравоохранения

Государственные доклады в области здравоохранения - государственный доклад о состоянии здоровья граждан Российской Федерации и государственный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации представляются Правительством Российской Федерации в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 15. Стандарты в области здравоохранения

1. Стандарты в области здравоохранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, органами местного самоуправления, организациями здравоохранения, а также другими уполномоченными на осуществление такого контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями.

3. В медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрены военная служба или исполнение обязанностей специальной службы, контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения осуществляется указанными организациями, а также органом управления соответствующей медицинской службой и федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 16. Лицензирование отдельных видов деятельности в области здравоохранения

Лицензирование отдельных видов деятельности в области здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Сертификация медицинских услуг

Сертификация медицинских услуг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Квалификационные экзамены для медицинских и фармацевтических работников

1. Квалификационные экзамены для медицинских и фармацевтических работников проводятся в целях определения готовности граждан, получивших высшее медицинское и (или) высшее фармацевтическое образование либо среднее медицинское и (или) среднее фармацевтическое образование и имеющих дипломы и сертификаты специалиста, к профессиональной медицинской и (или) фармацевтической деятельности.

2. Порядок проведения квалификационных экзаменов и порядок проведения сертификации для медицинских и фармацевтических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Первый квалификационный экзамен проводится:

после завершения гражданами обучения в аспирантуре, прохождения ординатуры, получения дополнительного профессионального образования;

для граждан, получивших среднее медицинское и (или) среднее фармацевтическое образование, после получения ими документов о соответствующем образовании;

по специальностям, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, после получения гражданами соответствующего дополнительного профессионального образования.

Последующие квалификационные экзамены проводятся один раз в пять лет. Медицинские и фармацевтические работники допускаются к очередному квалификационному экзамену при условии получения ими дополнительного профессионального образования в течение последних пяти лет в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего, высшего и (или) дополнительного профессионального образования.

4. По результатам проведения квалификационных экзаменов медицинским и фармацевтическим работникам выдаются сертификаты специалистов, формы которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Глава 5. Организация управления здравоохранением и взаимодействие органов управления здравоохранением

Статья 19. Органы управления здравоохранением

1. В Российской Федерации управление здравоохранением и организация его функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, положение о котором утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В субъектах Российской Федерации управление здравоохранением и организация его функционирования осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, положения о которых утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. В муниципальных образованиях управление здравоохранением и организация его функционирования осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований.

4. В федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба или исполнение обязанностей специальной службы, оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам, исполняющим обязанности специальной службы, гражданам, уволенным с военной или специальной службы, организуется органами управления медицинскими службами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, оказание медицинской помощи осуществляется другим гражданам.

5. В уголовно-исполнительной системе федерального органа исполнительной власти в области юстиции органом управления медицинской службой организуется оказание медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. На железнодорожном транспорте органом управления медицинской службой организуется оказание медицинской помощи работникам соответствующих организаций, пенсионерам, ветеранам, инвалидам и членам их семей, а также оказание экстренной медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Координация медицинской деятельности в федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, имеющих медицинские подразделения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 20. Взаимодействие органов управления здравоохранением

1. Взаимодействие органов управления здравоохранением, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона, определяется законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также договорами и соглашениями в области здравоохранения.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют контроль за обеспечением населения медицинской помощью органами местного самоуправления, соблюдением на территориях муниципальных образований государственных социальных стандартов в области здравоохранения, стандартов в области здравоохранения, а также за достоверностью данных медицинской статистики и отчетности.

1. Для осуществления общественного контроля за деятельностью организаций здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований могут создаваться общественные советы.

2. Порядок создания общественных советов и их полномочия устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Раздел III. Финансирование здравоохранения

Глава 6. Общие принципы финансирования здравоохранения

Статья 22. Финансирование здравоохранения

1. Государство обеспечивает развитие здравоохранения посредством выделения средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования ежегодно в объеме не менее пяти процентов валового внутреннего продукта, исчисляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются расходы федерального бюджета на финансирование здравоохранения по соответствующему разделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Сумма указанных расходов должна составлять не менее чем два процента общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

3. Законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование здравоохранения. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять сумму расходов на финансирование здравоохранения с учетом финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также государственных социальных стандартов в области здравоохранения и стандартов в области здравоохранения.

4. Финансирование здравоохранения и изменение расходов бюджетов всех уровней на финансирование здравоохранения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 23. Источники финансирования здравоохранения

Источниками финансирования здравоохранения являются:

средства бюджетов всех уровней;

средства фондов обязательного медицинского страхования;

средства фондов, созданных для осуществления мероприятий по охране здоровья граждан;

доходы организаций здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской деятельности;

доходы, полученные от использования имущества, закрепленного за государственными и муниципальными медицинскими учреждениями на праве оперативного управления;

добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц;

иные не запрещенные законом источники.

Статья 24 . Нормативы средств, необходимых для компенсации затрат на оказание бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год

1. Нормативы средств, необходимых для компенсации затрат на оказание бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год, применяются в следующих целях:

планирование объема медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

обеспечение одинаковых для всех граждан условий оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации;

установление размеров платежей за оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

2. Порядок определения нормативов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Статья 25. Регулирование межбюджетных отношений в здравоохранении

1. Средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации направляются целевым назначением на финансирование здравоохранения.

2. Финансовые нормативы формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и доля каждого субъекта Российской Федерации в указанном Фонде устанавливаются ежегодно федеральным законом с учетом государственных социальных стандартов в области здравоохранения.

3. Предоставление средств на финансирование здравоохранения из фондов финансовой поддержки муниципальных образований местным бюджетам, доходная база которых недостаточна для финансирования здравоохранения, осуществляется в форме дотаций.

Статья 26. Контроль за использованием бюджетных средств в здравоохранении

1. Контроль за использованием бюджетных средств в здравоохранении осуществляется соответственно Счетной палатой Российской Федерации, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок осуществления контроля за использованием указанных средств определяется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Органы управления здравоохранением осуществляют контроль за деятельностью организаций здравоохранения в части целевого использования ими бюджетных средств и своевременного представления отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Контроль за использованием средств внебюджетных источников в здравоохранении осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Раздел IV. Организация оказания медицинской помощи гражданам

Глава 7. Порядок оказания медицинской помощи гражданам

Статья 27. Гигиеническое воспитание и обучение граждан, пропаганда здорового образа жизни

Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения совместно с научными организациями, образовательными организациями, организациями культуры, редакциями средств массовой информации, а также организациями Российского общества Красного Креста и другими общественными организациями осуществляют гигиеническое воспитание и обучение граждан, пропаганду здорового образа жизни и распространение гигиенических знаний среди населения.

Статья 28. Профилактические медицинские осмотры (обследования) граждан и диспансерное наблюдение за ними

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели совместно с организациями здравоохранения принимают необходимые меры по укреплению здоровья граждан, предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

2. В целях осуществления указанных в пункте 1 настоящей статьи мер проводятся профилактические медицинские осмотры (обследования) граждан и диспансерное наблюдение за ними, разрабатываются и реализуются федеральные, территориальные и муниципальные программы профилактики заболеваний человека.

3. Профилактические медицинские осмотры (обследования) граждан и диспансерное наблюдение за ними осуществляются по просьбам граждан или с их согласия, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

1. В медицинских организациях медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

2. Оказание гражданам первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи осуществляется по месту их жительства. При невозможности оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по месту их жительства, а также в целях оказания медицинской помощи с использованием высоких технологий граждане независимо от места их жительства направляются в медицинские организации, которые такую помощь могут оказать, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 30. Первичная медико-санитарная помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских организациях и индивидуальными предпринимателями и включает в себя диагностику и лечение наиболее распространенных заболеваний, а также оказание такой помощи при травмах, отравлениях и других неотложных состояниях человека, проведение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, мероприятий по профилактике заболеваний человека, гигиеническое воспитание и обучение граждан, принятие мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

2. Виды и объем первичной медико-санитарной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Статья 31. Специализированная медицинская помощь

1. Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и лечения.

2. Специализированная медицинская помощь оказывается в медицинских организациях и индивидуальными предпринимателями.

3. Порядок оказания специализированной медицинской помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Статья 32. Медицинская помощь с использованием высоких технологий

1. Медицинская помощь с использованием высоких технологий оказывается гражданам при заболеваниях, требующих особо сложных методов диагностики и лечения, а также использования уникальных медицинских технологий.

2. Порядок оказания медицинской помощи с использованием высоких технологий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

3. Перечень видов медицинской помощи, оказываемой с использованием высоких технологий, определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения ежегодно.

4. Порядок направления органами управления здравоохранением граждан Российской Федерации на лечение за пределы Российской Федерации и условия оплаты расходов на лечение граждан за пределами Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 33. Скорая медицинская помощь

1. При несчастных случаях, травмах, отравлениях и заболеваниях человека, требующих оказания скорой медицинской помощи, оказание такой помощи осуществляется в медицинских организациях, а также лицами, обязанными ее оказывать в качестве первой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Оказание скорой медицинской помощи гражданам на территории Российской Федерации осуществляется бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.

3. В случае возникновения угрозы жизни граждан, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи, медицинские работники имеют право беспрепятственно и бесплатно использовать средства связи, а также любые транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для перевозки граждан в ближайшую медицинскую организацию. В случаях отказа должностных лиц или владельцев транспортных средств выполнить законные требования медицинских работников о предоставлении транспортных средств для перевозки нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи граждан такие лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. В случаях чрезвычайных ситуаций гражданам гарантируется оказание скорой медицинской помощи специализированными бригадами, созданными Всероссийской службой медицины катастроф, с привлечением медицинских работников организаций здравоохранения.

Статья 34. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь

1. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает в себя первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь, которые могут быть оказаны без госпитализации граждан в медицинские организации, в которых оказывается стационарная медицинская помощь.

2. Деятельность медицинских организаций, в которых оказывается амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, осуществляется по территориальному принципу в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам по месту их жительства или месту их пребывания. Объем амбулаторно-поликлинической медицинской помощи зависит от видов медицинских организаций, в которых оказывается такая помощь и которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Порядок и сроки оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

4. Перечень заболеваний, при которых оказание медицинской помощи на дому запрещается, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 35. Анонимное медицинское обследование и анонимное лечение граждан

Для граждан, страдающих заболеваниями, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, могут быть предусмотрены анонимное медицинское обследование и анонимное лечение, осуществляемые медицинскими организациями в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Стационарная медицинская помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь или медицинская помощь с использованием высоких технологий может быть оказана в стационарных условиях.

2. Перечень видов медицинских организаций, в которых оказывается стационарная медицинская помощь, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Медицинские организации, в которых оказывается стационарная медицинская помощь, обязаны также обеспечивать находящимся в них гражданам соблюдение их прав, уход за ними, питание и безопасность.

Статья 37. Порядок госпитализации граждан

1. Порядок госпитализации граждан в медицинские организации (их структурные подразделения), в которых оказывается стационарная медицинская помощь, определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

2. Запрещается госпитализация граждан без их согласия, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

Статья 38. Стационарозамещающая медицинская помощь

1. В медицинских организациях, в которых оказывается амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, могут быть созданы стационарозамещающие отделения, оказание специализированной медицинской помощи в которых не требует постоянного нахождения в них граждан.

2. Порядок деятельности стационарозамещающих отделений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 39. Организация восстановительного лечения и медицинской реабилитации

1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация граждан, страдающих врожденными и приобретенными заболеваниями, и граждан, имеющих нарушения здоровья, обусловленные острыми, хроническими заболеваниями и последствиями травм, проводятся в процессе лечения и после его завершения.

2. Задачей восстановительного лечения и медицинской реабилитации является восстановление нарушенных функций организма больных и инвалидов, восстановление их работоспособности.

3. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в организациях здравоохранения, осуществляющих медицинскую деятельность.

4. Виды и объем восстановительного лечения и медицинской реабилитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

5. Отдельные виды восстановительного лечения и медицинской реабилитации могут включаться в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья, федеральные целевые программы социальной защиты населения.

Статья 40. Санаторно-курортное лечение

1. Для завершения восстановительного лечения и медицинской реабилитации граждан, страдающих врожденными и приобретенными заболеваниями, и граждан, имеющих нарушения здоровья, обусловленные острыми, хроническими заболеваниями и последствиями травм, указанные граждане могут быть направлены на санаторно-курортное лечение, осуществляемое при использовании природных лечебных ресурсов.

2. Перечень заболеваний, при которых предоставляется санаторно-курортное лечение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается один раз в пять лет.

Раздел V. Деятельность в области здравоохранения

Глава 8. Особенности осуществления медицинской деятельности государственными и муниципальными медицинскими учреждениями

Статья 41. Государственные и муниципальные медицинские учреждения

1. Государственные и муниципальные медицинские учреждения осуществляют свою деятельность на основании типовых положений о медицинских учреждениях соответствующих видов, а также разрабатываемых на их основе уставами.

2. Указанные типовые положения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 42. Управление в государственном или муниципальном медицинском учреждении

1. Управление в государственном или муниципальном медицинском учреждении осуществляет его руководитель, который является его единоличным исполнительным органом и вправе без доверенности представлять данное медицинское учреждение.

2. Отношения между руководителем государственного или муниципального медицинского учреждения и его учредителем регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации , иными актами, содержащими нормы трудового права, если трудовым договором между ними не установлено иное.

3. Руководитель должен иметь стаж работы по специальности не менее чем пять лет.

4. Требования, установленные пунктом 3 настоящей статьи в отношении стажа работы по специальности, не распространяются на руководителей государственных или муниципальных медицинских учреждений, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

5. По ходатайствам органов местного самоуправления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения могут давать разрешения на занятие указанных в пункте 4 настоящей статьи должностей руководителей без учета требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи в отношении стажа работы по специальности.

Статья 43. Условия и порядок осуществления предпринимательской деятельности государственными и муниципальными медицинскими учреждениями

1. Государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами.

2. Государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

оказание платных медицинских услуг;

иные не противоречащие законодательству Российской Федерации виды предпринимательской деятельности с разрешения собственника.

3. Собственник имущества государственного или муниципального медицинского учреждения не имеет права изымать доходы и приобретенное в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи имущество.

Статья 44. Платные медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях

1. Платные медицинские услуги оказываются в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, помимо медицинских услуг, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, на основании договоров возмездного оказания медицинских услуг.

2. Правила оказания платных медицинских услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Государственные и муниципальные медицинские учреждения обязаны вести статистический учет и бухгалтерский учет платных медицинских услуг и представлять отчетность в соответствующие органы управления здравоохранением в порядке и на условиях, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области статистики.

4. Контроль за качеством оказания платных медицинских услуг и взиманием платы с граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и органами местного самоуправления.

Статья 45. Ограничение права на передачу имущества в аренду

1. Государственные и муниципальные медицинские учреждения имеют право пересдавать в аренду закрепленное за ними на праве оперативного управления имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Право на заключение договоров аренды приобретается по результатам конкурсов, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Запрещается передача в аренду имущества, необходимого для реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

4. Передаваемое в аренду имущество разрешается использовать только в целях осуществления деятельности в области здравоохранения.

5. Запрещается передача указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества в аренду с правом выкупа, субаренду, безвозмездное пользование.

6. Арендатор обязан страховать за свой счет в пользу арендодателя переданное ему имущество.

7. Срок договора аренды недвижимого имущества не должен превышать пять лет, движимого имущества - три года.

8. Арендодатель обязан осуществлять контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, переданного в аренду.

Глава 9. Особенности осуществления частной медицинской и фармацевтической деятельности

Статья 46. Обязанности лиц, осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность

1. Для осуществления частной медицинской и фармацевтической деятельности до получения соответствующих лицензий лица, имеющие право на осуществление такой деятельности, должны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни или здоровью граждан. Страхование риска гражданской ответственности указанных лиц за причинение вреда жизни или здоровью граждан осуществляется в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в соответствии с федеральным законом об обязательном страховании ответственности лиц, осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность.

2. Лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, обязаны бесплатно оказывать гражданам медицинскую помощь при состояниях, угрожающих их жизни, независимо от наличия или отсутствия договоров с ними и имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением указанных обязательств, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Право лиц, осуществляющих частную медицинскую деятельность, на участие в реализации государственных программ в области здравоохранения

1. Лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, имеют право на участие в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основании заключения договоров с органами управления здравоохранением.

2. Договоры, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, заключаются по результатам конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3. Затраты на медицинскую помощь, оказанную гражданам лицами, осуществляющими частную медицинскую деятельность, в связи с реализацией программ обязательного медицинского страхования или программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, возмещаются государством в размере, соответствующем государственным нормативам затрат на оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных медицинских учреждениях, если иное не предусмотрено договорами.

Статья 48. Ограничения права на осуществление частной медицинской деятельности

1. Лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, не имеют права заниматься лечением заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, а также осуществлять заготовку донорской крови и ее компонентов, пересадку органов и тканей человека, биомедицинские исследования с привлечением человека в качестве объекта исследования, искусственное прерывание беременности в сроки более двенадцати недель и иные виды деятельности, запрет на осуществление которых для указанных лиц установлен законодательством Российской Федерации.

2. Граждане, работающие по трудовому договору в государственных и (или) муниципальных медицинских учреждениях, на унитарных предприятиях, не имеют права осуществлять частную медицинскую деятельность с использованием имущества указанных учреждений, предприятий.

Глава 10. Социальная защита медицинских и фармацевтических работников. Совершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников

Статья 49. Медицинские и фармацевтические работники

1. Медицинскими и фармацевтическими работниками являются граждане, находящиеся в трудовых отношениях с медицинскими и фармацевтическими организациями, и индивидуальные предприниматели.

2. Перечень должностей и специальностей медицинских и фармацевтических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Право на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в медицинских организациях имеют граждане, получившие высшее медицинское и (или) высшее фармацевтическое образование либо среднее медицинское и (или) среднее фармацевтическое образование и имеющие дипломы и сертификаты специалиста.

4. Граждане, имеющие документы о получении высшего и (или) среднего медицинского и (или) фармацевтического образования за пределами Российской Федерации, приобретают право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности при условии легализации и нострификации указанных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации после сдачи квалификационных экзаменов в соответствующих образовательных учреждениях Российской Федерации. Порядок проведения квалификационных экзаменов устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Медицинские и фармацевтические работники, не осуществлявшие медицинскую или фармацевтическую деятельность более пяти лет, могут быть допущены к работе после прохождения профессиональной переподготовки в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего, высшего и (или) дополнительного профессионального образования и получения сертификатов специалиста.

6. Наряду с гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в организациях здравоохранения имеют:

граждане, не имеющие законченного высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, но допущенные к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях, замещаемых работниками со средним медицинским образованием, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения;

медицинские и фармацевтические работники при отсутствии трудовых договоров в период их профессиональной переподготовки в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего, высшего и (или) соответствующего дополнительного профессионального образования при условии контроля за их действиями медицинских и фармацевтических работников, на которых возложены обязанности по профессиональной переподготовке;

врачи, закончившие интернатуру и получившие документы установленного образца, на период до прохождения ими повышения квалификации по специальности и получения сертификатов специалиста;

студенты образовательных учреждений высшего медицинского и среднего медицинского образования, допущенные к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения при условии контроля за их действиями медицинских и фармацевтических работников, на которых возложены обязанности по их профессиональной подготовке, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 50. Профессиональные медицинские и фармацевтические общественные организации

1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных медицинских и фармацевтических общественных организаций в целях защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития и осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников вопросов.

2. Профессиональные медицинские и фармацевтические общественные организации создаются и осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и являются некоммерческими организациями, основанными на добровольном объединении медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения.

Статья 51. Социальная защита медицинских и фармацевтических работников

1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

обеспечение условий своей деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

получение квалификационных категорий при аттестации в соответствии с достигнутым ими уровнем теоретической и практической профессиональной подготовки, порядок проведения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения;

совершенствование профессиональных знаний;

профессиональную переподготовку при невозможности выполнять должностные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения;

первоочередное получение жилья, установку телефона, предоставление их детям мест в дошкольных образовательных учреждениях и путевок для санаторно-курортного лечения, приобретение на льготных условиях транспортных средств, используемых для исполнения должностных обязанностей и связанных со служебными разъездами, и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации льготы.

2. Медицинские и фармацевтические работники государственных и муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий, проживающие в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также члены их семей, проживающие с ними, имеют право на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Медицинским и фармацевтическим работникам государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются следующие льготы:

возмещение расходов на приобретение имущества для ведения личных подсобных хозяйств по ценам и на условиях, которые предусмотрены для работников сельскохозяйственных организаций;

надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов;

надбавка к должностным окладам с учетом других надбавок, установленных для указанных работников;

возмещение расходов на приобретение топлива, необходимого для отопления в течение отопительного сезона своих жилых помещений, в пределах норм, установленных для продажи гражданам по месту их проживания.

4. Возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 52. Оплата труда и компенсации

1. Размер месячной заработной платы медицинских и фармацевтических работников государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий не может быть ниже размера прожиточного минимума, установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Оплата труда медицинских и фармацевтических работников производится согласно трудовым договорам в соответствии с квалификацией, стажем указанных работников и исполняемыми ими обязанностями.

3. Работники организаций здравоохранения имеют право на компенсации, исчисляемые в процентах к должностным окладам, за работу с вредными, и (или) опасными условиями труда, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, а также иные предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации льготы.

4. Медицинские и фармацевтические работники государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий, которые исполняют обязанности, связанные с особыми условиями труда, проживают и работают в сельской местности, рабочих поселках, и поселках городского типа, пользуются установленными законодательством Российской Федерации дополнительными льготами по заработной плате, исчислению трудового стажа и социальному обеспечению.

5. Перечень работников организаций здравоохранения, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Порядок и условия выплаты компенсаций и предоставления льгот научным работникам государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений, унитарных предприятий, а также педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования, и медицинских и фармацевтических факультетов образовательных учреждений соответствуют порядку и условиям выплаты компенсаций и предоставления льгот медицинским и фармацевтическим работникам.

7. Государственные и (или) муниципальные медицинские учреждения и унитарные предприятия в пределах средств на оплату труда в зависимости от объема и качества оказываемых такими учреждениями и предприятиями медицинских услуг могут самостоятельно устанавливать для медицинских и фармацевтических работников дифференцированные надбавки к должностным окладам, применять различные прогрессивные формы организации оплаты труда и его стимулирования.

8. Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий, деятельность которых связана с причинением вреда их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников.

9. В случае гибели работников государственных и (или) муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий при исполнении ими должностных обязанностей или профессионального долга семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава 11. Заключительные положения

Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

1. Признать утратившими силу:

статьи 12 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167).

Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 46.

2. Пункт 1 статьи 46 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об обязательном страховании ответственности лиц, осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Президент
Российской Федерации

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Система управления сферой здравоохранения

Похожие рефераты:

Медицинское право как одна из самых загадочных отраслей права. Трактовка содержания понятия "медицинское право" разными авторами. Предметом правового регулирования медицинского права. А.А. Рерихт и его наиболее точное определение медицинского права.

Сущность, специфика, функции и признак системности органов государственного управления. Организация управления здравоохранением на федеральном уровне. Менеджмент в государственном управлении. Система управления здравоохранением городского округа Самара.

Роль государства в российском здравоохранении. Характеристика основных прав пациента. Сохранение врачебной тайны. Медицинская деонтология и правовые аспекты сохранения информации конфиденциального характера. Ответственность за разглашение врачебной тайны.

Cоздание цивилизованных условий содержания осужденных в условиях отбывания наказания. Порядок предоставления медико и санитарно-профилактической помощи. Особенности размещения и условия содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях.

Законодательная база, регламентирующая охрану здоровья. Подзаконные акты в системе законодательства о здравоохранении. Правовое регулирование обеспечения граждан лекарственными средствами. Перспективы развития законодательства о здравоохранении.

Обзор нормативно-правовых актов, гарантирующих право на охрану здоровья и обеспечение медицинской помощью. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Законы, предупреждающие распространение некоторых заболеваний. Медицинское страхование.

Изучение структуры (государственная, муниципальная, частная), функций (оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи, реабилитация инвалидов, проведение судебно-психиатрических экспертиз), организации управления в сфере здравоохранения РФ.

Бюджетный процесс. Внебюджетные фонды. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения. Ключевые понятия бюджетного процесса. Бюджетный период - время прохождения стадий бюджетного процесса. Органы местного самоуправления.

Реформы здравоохранения России в 2011. Мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Программа госгарантий по пользованию россиянами услугами скорой помощи, поликлиник и стационаров. Здравоохранение в Ульяновской области.

Охрана здоровья и медицинское страхование. Виды медицинской и медико-социальной помощи. Система обеспечения государством доступности лекарственных средств. Санаторно-курортное лечение инвалидов и ветеранов как один из видов социального обеспечения.

Изучение полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, а также в области здравоохранения и социальной защиты. Основные задачи и гарантии деятельности местных органов самоуправления в этих сферах.

Полномочия органов государственной власти в сфере здравоохранения. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения. Принципы оказания бесплатных медицинских услуг. Платная медицинская помощь в лечебно-профилактических учреждениях.

Здравоохранение - система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых повышать уровень здоровья населения. Понятие и общая характеристика управления здравоохранением. Принципы государственной политики охраны здоровья граждан.

Проблема квалификации действий исполнителя и определения качества оказанной медицинской услуги. Осуществление исполнителем медицинской услуги сугубо профессиональных действий, их оценка качества услуги остаются правовыми.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как одно из важнейших прав человека. Понятие медицинской услуги, договор возмездного оказания медицинских услуг в Республике Беларусь. Платные медицинские услуги государственных учреждений здравоохранения.

Мероприятия по укреплению организационно-материальной структуры и научно-технической базы системы судебно-экспертных учреждений. Судебно-медицинские исследования и система судебно-медицинской службы, история развития, предмет и система, методы и объекты.

Современные проблемы здравоохранения. Демографическая ситуация, показатели здоровья граждан России. Приоритеты развития здравоохранения. Промежуточные итоги реализации приоритетного проекта "Здоровье". Организация пропаганды здорового образа жизни.

Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощи. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения. Основные проблемы законодательства России об охране здоровья населения.

Личное страхование - вид страхования, в котором объектом страхового покрытия являются жизнь, здоровье, трудоспособность человека; подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательную функции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы управления сферой здравоохранения. Нормативно-правовая база системы управления. Анализ механизмов управления сферой здравоохранения на примере Тюменской области. Рекомендации по преодолению проблем в управлении сферой здравоохранения в регионе.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2011

    Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии. Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года. Этапы реализации программы. Механизмы финансирования учреждений здравоохранения.

    реферат , добавлен 29.08.2013

    Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения. Развитие системы здравоохранения в Республике Марий Эл, финансовое обеспечение и результаты ее деятельности. Программа совершенствования лекарственного обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2009

    Понятие, сущность, система и специфика деятельности государственного управления здравоохранением. Анализ финансирования фонда оплаты труда работников медицинской сферы. Совершенствование деятельности Минздрава и социального развития Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2014

    Сущность, специфика, функции и признак системности органов государственного управления. Организация управления здравоохранением на федеральном уровне. Менеджмент в государственном управлении. Система управления здравоохранением городского округа Самара.

    реферат , добавлен 22.09.2009

    Сущность здравоохранения и особенности управления им. Характеристика организации и управления сферой здравоохранения в Красногорском районе Московской области, комплекс мероприятий по его совершенствованию, экономическая эффективность данных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2010

    курсовая работа , добавлен 11.01.2014