В Республике Беларусь - это физическое лицо, занимающееся какой-либо приносящей доход деятельностью и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Под предпринимательской деятельностью нужно понимать любое производство товаров и услуг для продажи.

Средства от такой продажи составляют доход предпринимателя. Этот доход может распределяться по усмотрению владельца на личные нужды, накопление, закупки для производства и прочие издержки.

Индивидуальный предприниматель - понятие не уникальное для Беларуси, но употребляемое во многих государствах.

Особенности положения ИП в РБ определяются национальным законодательством. Одним из главных документов в этом отношении будет Закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь", а также кодексы, указы и др.

Главным отличием ИП от прочих трудящихся и занимающихся бизнесом будет полная хозяйственная и юридическая самостоятельность, т.е. у предпринимателя не бывает вышестоящего руководства.

Законодательные основы индивидуального предпринимательства в Республике Беларусь

Индивидуальным предпринимателем (ИП) в Республике Беларусь может быть физическое лицо (гражданин РБ, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства) прошедшее государственную регистрацию.

Согласно статье 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь», заниматься предпринимательской деятельностью может любое физическое лицо не ограниченное в правах - т.е. дополнительных разрешений на предпринимательство как вид занятий не требуется.

Но большинство операций, квалифицируемых как предпринимательская деятельность, требуют регистрации в качестве субъекта хозяйствования.

Индивидуальный предприниматель в Республике Беларусь - это лицо, обладающее полной дееспособностью. Что значит обладание гражданскими правами (в т.ч. правом заключения договоров) и способность этими правами воспользоваться.

Индивидуальный предприниматель остается именно физическим, а не юридическим лицом. Из этого следует, что:

  • У лица зарегистрированного как ИП нет разделения на имущество в коммерческом обороте и личное имущество.
  • У ИП нет руководящего органа. ИП самостоятельно управляет своими хозяйственными и прочими операциями.
  • ИП не имеет фирменного названия, но выступает под своим настоящим именем.
  • ИП регистрируется только по месту жительства (прописки), указанном в удостоверении личности.

До 2009 года особое значение для индивидуальных предпринимателей имел выбор вида деятельности. Этот выбор фиксировался на стадии регистрации и не мог быть изменен без письменного заявления (иногда - особого разрешения). Занятие деятельностью, не зарегистрированной в установленном порядке, считалось незаконным, со всеми вытекающими санкциями. Потом требования на этот счет заметно смягчились. Занятий недоступных для ИП не много. Чтобы уточнить, к какой категории относится конкретный вид деятельности, полезно будет свериться с Общегосударственным классификатором ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности"

Как открыть/закрыть ИП в Беларуси?

Если соблюдены все перечисленные выше условия, нет ограничений в правах по законодательству или приговору суда, то регистрация в качестве индивидуального предпринимателя займет примерно один день. Еще несколько дней могут отнять регистрация в , в налоговой инспекции, открытие счета в банке (если есть необходимость расчетном счете), прочие процедуры.

ИП вправе начать деятельность сразу после получения свидетельства о регистрации в этом статусе, это происходит на следующий день после принятия документов исполкомом.

Закрыть ИП - значит прекратить деятельность в статусе индивидуального предпринимателя и исполнить все обязательства, возникшие в связи с этой деятельностью.

Закрытие (ликвидация) ИП процедура, занимающая от 2 с половиной до 6 месяцев. Ликвидации всегда предшествует проверка. Главным проверяющим становится налоговая инспекция по месту регистрации, а также Фонд социальной защиты и некоторые другие органы в рамках своей компетенции. Как показывает многолетняя практика проверок, редкому ИП удается уйти без штрафа за допущенные нарушения. Это ничуть не означает какой-то особой склонности к преступлениям, так закрываются любые частные предприятия.

Кто бывает ИП в Беларуси?

Индивидуальные предприниматели в Республике Беларусь это не профессия, не тип бизнеса, и не отдельная группа населения. Это обычные граждане, которым показалось удобным оформить свои занятия таким образом. Если завтра им станет выгоднее называться ремесленниками или как-то еще, они так и зарегистрируются.

Большинство ИП занимаются торговлей и оказанием услуг. Но не всех предпринимателей можно назвать коммерсантами. Если строитель, водитель, ремонтник и др. решает, что способен выполнять свою работу самостоятельно, без участия в предприятии, он регистрируется как ИП, не внося в свою деятельность никаких существенных перемен.

Выбирают (или не выбирают) регистрацию именно в качестве ИП еще и ради удобства оформления и простоты (в определенных законом случаях) расчета налогов.

В основной массе случаев, открытие ИП это самостоятельный, осознанный выбор. Организации, помогающие стать предпринимателем в пределах Беларуси есть, но об их эффективности судит сложно, сложно даже выяснить есть ли она вообще. Уже несколько лет существуют бизнес-инкубаторы. При центрах занятости населения есть программы обучения безработных для открытия собственного бизнеса. Под это даже выделяется не требующий возврата стартовый капитал. Но, вновь открытое предпринимательство у многих заканчивается как раз «освоением» стартового капитала

Отличия ИП от юридических лиц?

Принципиальные отличия между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами есть, но их не так много как может показаться.

Выше уже упоминалось, что ИП всегда сам управляет собственной деятельностью и несет за это ответственность всем своим имуществом . Юридическое лицо может делить ответственность и активы между организацией, владельцами и сотрудниками.

Индивидуальный предприниматель имеет право на некоторые виды налогообложения и оформления деятельности недоступные юрлицам.

В настоящий момент предприниматель ограничен в праве найма работников (не более 3-х) и не может заниматься некоторыми видами деятельности (банковские операции и др.).

Доход предпринимателя одновременно является и доходом физического лица зарегистрированного в качестве ИП. Размеры такого дохода не ограничены. Имущество предпринимателя также не разделяется на личное и «коммерческое». Юридические лица в этом отношении имеют гораздо меньше свободы.

В остальном главные требования к ИП и юрлицам совпадают.

Возможности же оказываются почти одинаковыми в малом бизнесе, но по мере роста оборота, числа операций, предпринимателю ставится все труднее контролировать процесс. Потому бизнес у ИП в среднем меньше, чем у организаций.

Кому не нужно регистрировать ИП?

Некоторым лицам, деятельность которых по всем признакам является предпринимательской, регистрироваться в качестве ИП не обязательно. Вот список таких занятий:

  • услуги в области сельского хозяйства;
  • репетиторские услуги и консультации;
  • услуги по уборке жилья, другие домашние работы, уход за детьми, взрослыми и др;
  • организация и обслуживание праздников, в т.ч. артистами разных жанров;
  • продажа щенков и котят от собственных собак и кошек;
  • дрессура и уход за животными (кроме сельскохозяйственных);
  • продажа в специально отведенных торговых местах картин, скульптур и других изделий их авторами, а также реализация цветов, рассады и семян;
  • работа переводчиков и другие секретарские услуги;
  • измерение роста и веса специальными устройствами;
  • ремонт одежды, изделий из ткани и др. (кроме ковров).

Все эти занятия облагаются единым налогом наравне с ИП. Но требования к оформлению, операциям с наличностью и соблюдению некоторых других правил несколько мягче.

Перед тем как решаться на регистрацию индивидуального предпринимательства или другой формы хозяйствования лучше проконсультироваться касательно будущих занятий в местном исполкоме, налоговой инспекции. Иногда неверное понимание терминов и определений может доставить множество неприятностей.

На Марс. А к 2020-му в маленькой стране в центре Европы всем пустыням назло расцветет малый бизнес, подтолкнув экономику к космическим высотам. Что, по-вашему, более вероятно?.. В пятничном выпуске «Неформата» беседуем с сопредседателем правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Жанной Тарасевич о законах, проверках, страхе, ненависти, пятилетках, теории и практике белорусского предпринимательского «тупика».

Кто это?

Жанна Тарасевич преподает экономику в БГЭУ, является сопредседателем и директором БСПН и прекрасно разбирается в реалиях и грезах белорусской экономики. «Если бы я жила сейчас в Германии, Швеции, Польше, то гарантированно открыла бы свое дело и занималась бы, к примеру, консалтингом. Но в данный момент у меня нет желания заниматься бизнесом в Беларуси. Когда знаешь об уровне рисков, желание пропадает», - честно говорит она.

Когда я слышу о проблемах малого бизнеса, «ипэшников», то сразу вспоминаю свою школьную учительницу. Из школы в середине девяностых она ушла на рынок, потому что стало туго. Потом вернулась обратно в СШ, потом снова подалась в ИП. Кажется, что эти беспорядочные перемещения по жизни и есть путь белорусских предпринимателей. Бывшие учителя, врачи, слесари, станочники, доктора наук, ставшие рыночными торговцами, не получили поддержки, не смогли сориентироваться, застыли вместе со страной в девяностых. Можете теоретически обосновать, был ли у них шанс достичь чего-то большего?

Я не смогу ответить на этот вопрос односложно, в ответе ведь последние десятилетия нашей жизни. Рассуждая о перспективах бизнеса в Беларуси (да и в любой другой стране), в первую очередь придется говорить об ограничителях со стороны государства. Как должно быть в идеале? Захотел начать свое дело, собрал минимальный капитал, открыл бизнес - работаешь и платишь налоги. Начать в Беларуси не сложно, мы достигли относительного прогресса в области регистрации. А с развитием бизнеса никаких подвижек нет. Вот вы выросли из коротких штанишек, из палатки на рынке, мечтаете о большем - и тут же упираетесь в процессы администрирования, интернационализации бизнеса, сталкиваетесь с возросшей налоговой нагрузкой и десятком других осязаемых проблем. Зачем вам тогда расти?

Зачем расти учительнице с рынка? Если ты один, то платишь единый налог, отчисления в ФСЗН минимальны, а до недавнего времени даже и о сертификатах думать не приходилось. Или агротуризм. Мечтаешь о развитии, о масштабе, поставишь больше 10 койко-мест - и сразу придется менять статус, лишиться существующих льгот. «Зачем рисковать?» - думает владелец усадьбы.

Некоторые виды деятельности у нас лицензируются, причем подходы к частным и государственным организациям разные. То же самое с аттестацией. Таким образом, главный ограничитель роста - существующая государственная машина.

Впрочем, государство не только контролирует, оно и помогает. Есть программа поддержки малого бизнеса, есть фонд занятости и тому подобное. Но кому и как они помогают? Для субъектов малого бизнеса существует упрощенная система налогообложения, однако в последние годы количество организаций, которые работают по «упрощенке», снижается. И этому способствует государство, принимая не всегда логичные законодательные акты. Еще один фактор - финансовая поддержка малого бизнеса увязана с предельными уровнями от выручки. Перескочил на другой уровень - не будет поддержки.

- Для развития бизнеса нужны деньги. Если денег в стране нет, о чем еще рассуждать?

В условиях дефицита денег наше государство поддерживает или очень мелких, или очень крупных. Тех, кто метит в средний сектор, не замечают, не выделяют, не дают возможностей для развития, в том числе финансовых. А деньги в стране взять неоткуда, так как фондовый рынок, привлечь капитал без которого невозможно, не развит. За рубежом, если у вас есть миллиард, а нужен еще один, вы пойдете в банк за кредитом. Банк потребует гарантию, которую можно получить в гарантийном фонде. У нас ни одного такого фонда нет. Еще в 2009 году мы разработали проект по его созданию, вели переговоры с банками. Соучредителем должен был стать Мингорисполком. Но дело заглохло.

Резюмируя, я сказала бы так: в стране отсутствует инфраструктура, которая помогала бы маленьким предпринимателям вырастать из штанишек. Нет спецагентств по развитию экспорта (а если вы хотите роста, вам неизбежно придется выходить на внешние рынки). Нет исследований даже внутреннего рынка. Агентство по приватизации при Минэкономики занимается в основном крупными проектами. Да, существуют инкубаторы, центры развития предпринимательства, но насколько эффективна их деятельность?..

В ПВТ эту инфраструктуру называют экосистемой и открыто гордятся ее созданием. Но это очень локальный участок жизни страны - там позволили эксперименты. Может, государству просто не нужны «средние» фирмы в глобальном масштабе? Ведь именно государству придется с ними конкурировать.

Разные отрасли у нас монополизированы по-разному. Малые предприятия, как правило, конкурируют с малыми, а когда чуть-чуть вырастают, то становятся прямыми конкурентами предприятий с государственной и коммунальной формой собственности. И вот когда государство выступает и собственником, и регулятором, то получается плохо. Сейчас мы проводим мониторинг по региональному развитию в Пружанском районе, изучаем состояние частного сектора. Что мы там увидели? В районе есть крупнотоварное сельскохозяйственное производство, которое принадлежит государству, и «мелкота» - ИП, маленькие предприятия. Нет средних фирм, даже на уровне переработки продукции. Потому что ресурсы - продукцию - распределяет Брестский облисполком. Понятно, что в первую очередь он будет загружать мощности своих собственных предприятий.

Вот вам еще один пример с цифрами. Проанализируем количество предприятий в сфере торговли, ремонта автомобилей и бытовых изделий. Здесь у нас 99 тыс. ИП (достаточно много, сработал фактор единого налога), 37 тыс. микроорганизаций (то есть в 3 раза меньше), 3 тыс. малых предприятий (в 10 раз меньше) и только 295 средних! Вот итог государственного регулирования с различными требованиями для всех этих групп. Цифры были бы адекватными, сигнализировали бы о нормальной экономике, если бы средних предприятий было 30% от общего числа, а все остальные распределились в равных частях.

- Не слишком ли мы упрощаем, когда сводим абсолютно все проблемы малого бизнеса к позиции государства?

На микроуровне самая очевидная проблема - менеджмент. Как только ты начинаешь бизнес, то знаешь, кому и как продать, как умножить 2 на 2 и получить 5, где 1 рубль - это прибыль. Но если ты хоть немного вырастаешь, то тебе становится жизненно необходимо экономическое образование.

Я работаю в этой системе и могу сказать, что уровень нашего экономического образования не очень высок и требует реформ. Сегодня белорусский экономист-менеджер не владеет полным инструментарием управления, плавает в вопросах фондовых рынков и тому подобных. В теории нас учат хорошо, а на практике это неприменимо. Не хватает фирм-консультантов, не получил развитие институт менторства. Это тоже важнейшие элементы той самой экосистемы. Получается, что нашему малому предпринимателю, который хочет выйти из палатки, но ощущает нехватку знаний, обратиться фактически некуда.

Когда маленьким тяжело и не хватает знаний, они объединяются. Мы беседовали с фермерами и предпринимателями во Франции, Германии, Испании, Ирландии - там сплошь кооперативы!

Действительно, в Европе малые предприятия - это обычно 2, 3, 5 человек. А у нас - 10, 15, 20, в зависимости от отрасли. Почему так? Причину вы назвали: в Беларуси не развита кооперация. У них один занимается перевозкой, второй ведет бухгалтерию, третий отвечает за переработку. У нас малое предприятие концентрирует всю деятельность внутри себя: тут и бухгалтерия (как без нее - а если проверка?), и логистика, и производство, и продажи. И вот получается, что вроде бы и маленькое предприятие, но занимается двумя-тремя видами деятельности. Занимается так, как получается, - кое-как. Если говорить начистоту, живы такие предприятия лишь по причине отсутствия конкуренции. Появится конкуренция - у бизнеса, скроенного по такой модели, не будет шансов.

Вот вы сказали - проверка, и я вспомнил десятки историй, о которых мы писали и еще будем писать. Есть мнение: когда вокруг закрывают и выписывают штрафы, синонимом слова «бизнес» становится слово «страх»…

Этот психологический нюанс мы ощущаем очень хорошо, когда общаемся с предпринимателями. Люди рассуждают так: «Лучше я буду маленьким „ипэшником“, буду зарабатывать $500 или $1000. В общем, буду жить чуточку лучше, чем сосед, но буду спокоен». У этого страха несколько вариаций: боязнь прогореть, нежелание обратить на себя внимание контролирующих органов. И это тоже объективный показатель, сдерживающий развитие бизнеса. К сожалению, такой статистики у нас нет, но есть четкое ощущение, что очень многие наши частные предприятия искусственно раздроблены. Бизнесмен, дабы не привлекать внимание, идет на такой шаг сознательно.

Мы сталкиваемся с фактором страха и когда приглашаем предпринимателей на различные конкурсы. «Уважаемый, вот вы успешный человек, не хотите стать бизнесменом года?» А в ответ слышим: «Нет-нет, я лучше в сторонке постою». В Европе человек с радостью показывает свои результаты и тем самым мотивирует других. У нас наоборот. Несмотря на все трудности, существует ведь и положительный опыт, но рассказывать о нем желают не многие.

Подвожу итог нашей грустной констатации неизменяемых очевидностей: шансов у учительницы из девяностых на то, чтобы стать успешной бизнесвумен в 2000-х, не было?

Чудес не бывает. У начинающего предпринимателя не было профессиональной подготовки, стартового капитала, адекватных условий, помощи государства… Да, тут без шансов.

Тогда опустим планку успешности. Въезжаете в Польшу. Первая деревня: корчма, рекламные растяжки на каждом доме, продают лес, огурцы, навоз. Вторая деревня: еще корчма, держат бабка и дед. А там частный «склепик» примостился. И лесопилка. Вот этот мельчайший бизнес, даже без претензий, бурлит, пенится. Кого за это полякам благодарить? Себя или государство?

Это показатель предпринимательской инициативы населения, но в большей степени - показатель свободы. Вы прекрасно знаете: чтобы сегодня белорусу продать ведро клубники на рынке, он должен пойти в сельсовет, взять справку, что это лично его клубника, выращенная на приусадебном участке, потом сдать пробы… Нужны ли эти барьеры? Вопрос риторический.

Лет пять назад мы собирали инициативных женщин из регионов. Предлагали им варианты по открытию своего дела. Простейшая схема: берем излишки картофеля, моркови, других овощей, варим, замораживаем, пакетируем, продаем.

Женщины загорелись. Начали разрабатывать для них бизнес-модель. И выяснилось, что на выходе наша картошка становится золотой. Если действовать по СанПиНам, то в одной комнате картофель нужно чистить, во второй резать, в третьей хранить. Иначе никак. В Беларуси, к примеру, невероятно сложно организовать маленькое подсобное хозяйство на 10 голов скота и продавать экологически чистое молоко в соседний санаторий. И так почти во всех сферах. Все упирается в СанПиНы и другие барьеры.

Я слышал это множество раз. Даже, кажется, от больших людей при должностях. Но в 2016 году мы снова обсуждаем с вами эти злосчастные СанПиНы. Кто и в какой форме должен сказать Минздраву: хватит мешать бизнесу? Если более глобально - почему министерствам на частный бизнес наплевать?

Министерство - это госучреждение, которое получает деньги из бюджета. Суть его существования - получить как можно больше денег, освоив их под выполнение установленных целевых показателей. Повышение рождаемости, снижение смертности в случае Минздрава и тому подобных. Дали - освоили. Механизм простой. Но вот если бы количество дотаций из года в год снижалось, а показатели - нет, то и руководство Минздрава было бы вынуждено обратить внимание на способы зарабатывания денег. На платные услуги, на развитие института семейного доктора и так далее. Точно так же и с другими ведомствами. У них неизбежно повысился бы интерес к частному сектору.

Что касается СанПиНов и прочих мелких «тормозов» для предпринимателей, то инициировать изменения должны местные власти и бизнес-ассоциации. На местах ведь тоже видят, что и картошка золотая, и инициативы нет.

Кстати, еще один важный аспект. В ситуации, когда никому ничего не надо и всем все дают, мы уже вырастили поколение людей, не готовых к самостоятельной работе. Еще один пример из Пружан. Есть фермер, занимается производством малины. У него хорошие заказы в Польше и других странах ЕС. Чтобы обеспечить объемы, ему нужна помощь: сил не хватает. И вот наш фермер говорит односельчанам: «Давайте со мной!» Обещает бесплатно выдать саженцы, научить, как их высаживать, обеспечить рынок сбыта. Как думаете, что говорит фермеру население? Отвечает: «Нет!» Потому что доходы, обещанные им, в первые несколько лет будут лишь чуть-чуть выше тех, которые гарантирует президент. Если колхозу сказали платить 300 рублей, то он и будет их платить. Главное - прийти на работу, где можно и не работать. У фермера все гораздо сложнее: может, не поспать придется и в выходной вкалывать. Населению это не надо.

Почти каждый успешный фермер рассказывает о том, как боролся с людской завистью и даже ненавистью - кражами, нападками, угрозами. «Ипэшников» не любят еще агрессивнее, как когда-то кулаков и куркулей. Это какая-то историческая память в нас говорит?

Фарцовщик, обманщик, спекулянт… Да, постаралась и советская пропаганда, и наша, современная. Но если мы говорим об индивидуальных предпринимателях с рынка, есть и другие факторы. Когда в стране наблюдался дефицит джинсов и колготок, мы не всегда смотрели на цену и качество, главное было найти. Потом рынок насытился товарами, появился выбор, и люди стали смотреть и на цену, и на качество. Рентабельность в сто и более процентов практически у всех ИП, общая бедность в стране - все это причины для агрессии в адрес предпринимателей. Организованный бизнес тоже недоволен: до введения сертификатов у него с «ипэшниками» были разные условия хозяйствования. В результате предприниматели оказались между двух огней нелюбви, и им сложно что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию.

- В программу на следующую пятилетку опять заложены масштабные задачи по развитию малого бизнеса…

Пока это лозунги. Сейчас Минэкономики разрабатывает конкретику, так называемую дорожную карту. Намечены верные индикаторы: нужно нарастить валовый внутренний продукт, который создает малый бизнес. Впрочем, это тоже не ново. Когда Борис Батура пришел губернатором в Минскую область, он ставил задачу: к концу 2015 года малый и средний бизнес должен создавать около 50% ВВП области. Почетный председатель БСПН Григорий Бадей тогда очень метко заметил, что есть два варианта выполнения поручения: или завалить работу «Белкалия» и БелАЗа - и тогда доли в ВВП действительно изменятся, или начать работать, оставив в стороне лозунги и придумав конкретные механизмы.

- Государство говорит и строит планы 20 лет. Будет говорить дальше?

Сейчас у государства есть определенные стратегические намерения. Минэкономики впервые разрабатывает долгосрочную стратегию развития малого бизнеса до 2030 года. Что уникально - к процессу привлечены бизнес-ассоциации. Нам дано право быть чуть ли не основными разработчиками.

Очень важно и то, что на государственном уровне заговорили об оценке регулирующего воздействия. Департамент по предпринимательству должен получить право вето, чтобы блокировать законодательные инициативы, которые могут навредить бизнесу.

- А что делать со страхом? Как «заблокировать» его?

Если мы о страхе начинать что-то свое, то в Швеции есть хорошая программа для школ. С 5-го класса по 12-й ребята проходят курс предпринимательской деятельности, создают компанию, выпускают продукт, потом закрывают ее. Таким образом их учат предприимчивости, хватке.

Что касается страха закрытия, то деятельность правоохранительных и контролирующих органов должна носить исключительно предупредительный характер. Не взыскать штраф, а показать недостатки! В свое время мы предлагали ввести регрессирующую норму для контролирующих органов. Если нанесен ущерб предпринимательской деятельности, а потом признано, что решение было неправомерным, то государство должно возместить убытки и затем взыскать их с государственного чиновника. Махнул шашкой, закрыл бизнес? Будь готов в случае ошибки отдать квартиру, машину и полжизни возмещать долг. Только в таком случае - безусловного и неизбежного наступления ответственности - мы получим результат.

В этой статье партнер партнер Адвокатского бюро “Право и порядок” Юлия Куцер ответит на некоторые вопросы, которые часто возникают у граждан таможенного союза , которые желают открыть свое дело на территории Республики Беларусь.

Вопрос №1. Сложно ли начать бизнес в Республике Беларусь гражданину Российской Федерации?

Согласно Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь», ограничений для осуществления предпринимательской деятельности гражданам РФ в Республике Беларусь нет. Существует две основные формы осуществления предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь: открытие ИП и регистрация коммерческой организации .

Что касается процедуры открытия ИП или регистрации фирмы , то с моей точки зрения, миф о том, что в Беларуси много бюрократии, и все очень сложно, совершенно ложен. Непосредственно процедура регистрации занимает от 1 до 3 рабочих дней, при чем в это время включена подготовка необходимых документов.

Вопрос №2. Есть ли какие-либо особенности для регистрации ИП гражданами РФ и Казахстана?

Право иностранцев на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь предусмотрено в Законе Республики Беларусь “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”. Законом устанавливаются следующие режимы пребывания иностранцев: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание в Республике Беларусь. В соответствии со ст. 11 Закона лишь иностранцы, имеющие статус постоянно проживающих, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Беларуси. Следует иметь в виду, что ч. 3 этой же статьи запрещает временно пребывающим и временно проживающим иностранцам осуществлять в Беларуси предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Распространено мнение, что применительно к рассматриваемому случаю это “иное” предусмотрено в Договоре между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25.12.1998 “О равных правах граждан”. Так, в ст. 2 названного Договора указывается, что граждане Беларуси и России имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территориях договаривающихся сторон. На этом основании предполагается, что “граждане Российской Федерации, временно пребывающие и временно проживающие на территории Республики Беларусь, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица”. Однако, названная статья международного соглашения устанавливает для граждан России национальный режим в области осуществления хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь.

Государственная регистрация ИП в Республике Беларусь производится в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”, пунктом 4 утвержденного им Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования определяется, что государственная регистрация ИП осуществляется по месту жительства. Под местом жительства в законодательстве Республики Беларусь понимается место постоянного проживания лица (подп. 4.5 п. 4 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 N 413 “О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания”). Таким образом, гражданин Республики Беларусь может зарегистрировать ИП только по месту своего постоянного проживания. Исходя из смысла национального режима, предоставляемого гражданам России в области хозяйственной деятельности, аналогичное требование должно предъявляться и к ним. Следовательно, россиянам для осуществления предпринимательской деятельности в Беларуси необходимо обладать статусом постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

При регистрации коммерческой организации в Республике Беларусь вид на жительство не требуется, т.к. нет никакой привязки к месту Вашего жительства.

Вопрос №3. Какова стоимость регистрации коммерческой организации на или открытия ИП на территории Республики Беларусь?

За регистрацию ИП взимается государственная пошлина в размере 0,5 БВ, что эквивалентно 5 евро, за регистрацию коммерческой организации взимается государственная пошлина в размере 3 БВ, что эквивалентно 30 евро. Требований к минимальному уставному фонду нет.

Средняя стоимость юридических услуг по регистрации ИП – 50 евро, по регистрации коммерческой организации – 200 евро.

Вопрос №4. В какой из двух вышеназванных форм Вы рекомендуете осуществлять предпринимательскую деятельность?

Ответ на это вопрос зависит от целей и задач, которые стоят перед предпринимателем. Так, например, в соответствии с законодательством Республики Беларусь собственником всего имущества в процессе предпринимательской деятельности ИП (оборудование, товар, материалы и т.п.) будет являться человек индивидуальный предприниматель. Он также будет заключать все договора, отвечать по обязательствам лично. Кроме этого индивидуальный предприниматель не может нанимать на работу других людей, за исключением близких родственников до 3-х человек. Таким образом, при работе в партнерстве либо при намерении нанимать людей предпочтительнее открыть организацию .

Вопрос №5. Установлена ли законодательством Республики Беларусь ответственность за предпринимательскую деятельность без открытия ИП либо регистрации коммерческой организации?

Да. Если вы решили заняться предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь – необходимо зарегистрироваться либо в качестве ИП либо открыть коммерческую организацию. В противном случае предпринимательская деятельность будет являться незаконной.

В соответствии со ст.12.7 Кодекса об административных правонарушениях такое нарушение закона влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности.

В случае же если в результате незаконной предпринимательской деятельности был получен доход в крупном либо особо крупном размере, такая деятельность квалифицируется государством как преступление в соответствии со ст.233 Уголовного кодекса и влечет ограничение либо лишение свободы, а также конфискацию имущества.

Вопрос №6. В соответствии с законодательством какой страны необходимо будет платить налоги при открытии бизнеса на территории Республики Беларусь гражданином РФ?

При открытии бизнеса на территории Республики Беларусь применяется налоговое законодательство Республики Беларусь , т.е. налоги и сборы исчисляются в соответствии с НК Республики Беларусь и уплачиваются в бюджет Республики Беларусь.

Вопрос №7. В каких формах белорус может вести бизнес на территории РФ?

Иностранный гражданин наравне с гражданами РФ имеет право выступать учредителем коммерческой организации либо может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ИП может зарегистрировать иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание на территории РФ либо вид на жительство, полученные в установленном законом порядке. При этом иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, должен получить разрешение на работу. Вопрос №9. Необходимы ли гражданину Республики Беларусь для осуществления бизнеса в Российской Федерации получать какие-либо разрешения на территории Республики Беларусь?

Да, необходимо. В соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» разрешение Нацбанка

Республики Беларусь требуется при совершении валютных операций, связанных с движением, капитала. К таковым относятся, в частности, внесение вклада в уставный фонд иностранной организации, увеличение уставного фонда иностранной организации, приобретение части доли уставного фонда иностранной организации, если данные операции осуществляются путем внесения денежных средств. Если вышеуказанные операции осуществляются посредством внесения неденежных средств получения разрешения Нацбанка не требуется. Иностранная организация в данном случае - организация с местом нахождения вне территории Республики Беларусь, в том числе в Российской Федерации.

А в соответствии с положениями ч. 2. ст. 11.2 КоАП РБ осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин.

Вопрос №8 . Гражданин Республики Беларусь собирается открыть ИП в РФ, какие налоги он должен будет платить в России, а какие в Республике Беларусь, чтобы избежать двойного налогообложения?

Если вы регистрируете ИП в России (а не в Беларуси),

то платите налоги по российскому законодательству. А уже в Беларуси решаете вопрос возврата этих налогов или зачета в счет уменьшения белорусских налогов на основе Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество”.

Помощь родственников чревата для предпринимателя проблемами с налоговой

Действующие нормы заставляют предпринимателей, работающих вместе со своими семьями, уходить в «тень», ведь регистрация родственника-помощника приведет к дополнительным сложностям при уплате налогов.

Легализировать семейный бизнес можно, лишь приняв специальный закон.

Общее дело

В Верховной Раде зарегистрирован весьма интересный законопроект, принятие которого дает надежду на то, что в отечественном правовом поле появится новый субъект предпринимательства - семья. Речь идет о проекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования развития семейного предпринимательства)» (№2441), предложенном группой депутатов во главе с Арсением Яценюком. Конечно, такая инициатива может вызвать удивление - дескать, а разве сейчас у нас в стране нет семейных компаний? Разумеется, семейная преемственность в бизнесе имеет место быть. Более того, как отмечает в своем блоге глава Ассоциации владельцев семейных компаний Украины Владислав Бурда, «каждый год в Украине передается по наследству капитал в сотни миллионов долларов», да и «в украинском сообществе начало появляться понимание того, что такое семейный бизнес, а также вырисовываться позитивное значение этого словосочетания».

Тем не менее, если с семейными компаниями, гордо именуемыми в учредительных документах юридическими лицами, все более или менее понятно (есть глава, есть его наследники, есть органы управления и т.п.), то простому физическому лицу - предпринимателю сделать бизнес семейным занятием на легальной основе как минимум не с руки. Почему? Да потому, что государство не очень-то приветствует семейный бизнес малого предпринимателя. И, похоже, новый проект мало что изменит.

«Нелегальные» родственники

Наверное, никто не будет спорить с тем, что основная масса представителей малого бизнеса - это предприниматели - плательщики единого налога. До недавнего времени за использование наемного труда члена семьи предпринимателю - плательщику единого налога приходилось «приплачивать» государству. Ведь, принимая к себе на работу, скажем, жену, глава семейства и по совместительству предприниматель-«единщик» обязан был платить повышенную ставку единого налога. Напомним, согласно ранее действующему (до 1 января 2012 г.) указу Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» для предпринимателя-«упрощенца», использующего труд наемных работников (включая и членов семьи!), ставка единого налога увеличивалась на 50% за каждого работника.

Безусловно, так называемое оформление «к себе» на работу собственной супруги сказывалось на семейном бюджете. Поэтому внешне ситуация выглядела, как говорится, не ах: де-факто работа-ющая у мужа-предпринимателя жена де-юре считалась безработной. Кстати, на сей факт указывают и авторы упомянутого законопроекта: «Таким образом, фактически работая, юридически лицо оставалось безработным, и государство снова несло затраты на его материальное обеспечение».

Конечно, сегодня в свете действующей ст.291 НК предпринимателю-«упрощенцу», относящемуся к той или иной группе плательщиков единого налога, не нужно доплачивать за каждого наемного работника, но оформлять семейный бизнес он почему-то не спешит.

Работник или помощник?

Пожалуй, история, где супруга - владелица интернет-магазина, а супруг по мере сил и возможностей помогает ей, работая курьером, известна каждому. Чем не семейный бизнес? Вот только с точки зрения закона такое предприятие супругов выглядит неважно. Понятно, что оформлять трудовой договор с супругом-курьером у предприимчивой женщины желания не возникает - зачем лишние сложности и выплаты работнику и за работника? И ведь, что интересно, действующие нормы законодательства позволяют работать у предпринимателя членам его семьи без оформления.

К примеру, согласно Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной постановлением правления ПФ от 27.09.2010 №21-5 (с последними изменениями от 19.12.2012) плательщиками единого взноса названы члены семьи ФЛП (в том числе и выбравшего упрощенную систему налогообложения), принимающие участие в осуществлении им предпринимательской деятельности. Такими членами семьи могут быть супруг (супруга), родители, дети и иные иждивенцы, достигшие 15-летнего возраста, не пребывающие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таким ФЛП, но совместно с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получающие от этого часть дохода.

Казалось бы, все просто: заплати ЕВ за себя и членов семьи и спи спокойно. Так ведь для начала нужно определить сумму дохода, приходящуюся на каждого члена семьи ФЛП, помогающего в бизнесе. В соответствии с инструкцией для ФЛП (кроме «упрощенцев») ЕВ устанавливается в размере 34,7% суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению НДФЛ, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи ФЛП, принимающими участие в осуществлении предпринимательской деятельности (п.3.3). Вот и возникает вопрос: как документально оформить распределение доходов между членами семьи?

Ранее, если ФЛП помогали в бизнесе члены семьи, вместе с ним проживающие, облагаемый доход распределялся согласно договору, в соответствии с которым можно было так называемому семейному помощнику выделить, к примеру, минимум дохода, в размере одной минимальной заработной платы, и с этого дохода платить минимальный размер ЕВ. Однако данный нормативно-правовой акт утратил силу более года назад (декрет КМ №13-92 «О подоходном налоге с граждан»), и сей нюанс в действующем законодательстве пока не определен.

Как бы то ни было, инструкцией закреплено, что сумма ЕВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход.

Что касается ФЛП, избравших упрощенную систему налогообложения, то размер ЕВ также составляет 34,7%, но уже от суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно для себя и членов своей семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса. При этом согласно п.3.4 инструкции сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо.

Иными словами, «засветив» при распределении своих доходов так называемого помощника из членов семьи, предприниматель должен платить ЕВ и за себя, и за него. Понятно, что размер ЕВ не так уж велик, поэтому заплатить за члена семьи, участвующего в бизнесе, не проблема. Проблема - в другом: как доказать контролирующим и проверяющим органам, что член семьи является не неоформленным работником (а это нарушение трудового законодательства), а лишь принимает участие в предпринимательской деятельности?

Вот и выходит на деле, что мужья так и остаются неоформленными курьерами, а семейный бизнес все больше уходит в «тень».

Вместе с тем хотелось бы посоветовать предпринимателю: когда определяетесь, кем быть члену семьи в вашем бизнесе - помощником или работником, - лучше принять решение в пользу последнего. Ведь так буде снижен риск «взаимного непонимания» с представителями налоговых органов и органов соцзащиты, да и, что греха таить, запись в трудовой книжке члена семьи - это не так уж плохо в условиях современной действительности.

Возможные перспективы

Авторы законопроекта №2441, желая снизить нагрузку на налогоплательщиков, использующих в своей деятельности труд членов семьи, предлагают уменьшить размер ставки единого налога для плательщиков - субъектов семейного предпринимательства. Под семейным предпринимательством инициаторы изменений понимают самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск хозяйственную деятельность, осуществляемую субъектами хозяйствования (предпринимателями) с обязательным использованием труда членов своей семьи с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Основные изменения, предлагаемые депутатами, следующие:

Предприниматели-«единщики» 1-й группы могут использовать труд наемных работников - членов своих семей;

. «единоплательщики» 4-й группы (юридические лица) имеют право не учитывать в среднесписочной численности работников членов семьи учредителя;

При расчете общей численности лиц, пребывающих в трудовых правоотношениях с плательщиком единого налога - физическим лицом, можно не учитывать наряду с наемными работниками, пребывающими в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, наемных работников, являющихся членами семьи налогоплательщика.

Также предложено снизить ставки единого налога для субъектов семейного предпринимательства: от 1 до 5% размера МЗП для 1-й группы; от 2 до 10% - для 2-й; для 3-й и 4-й групп (в случае уплаты НДС) - 2% дохода, в случае включения НДС в состав единого налога - 4% дохода.

Не вдаваясь в подробности, все же можно отметить, что предложенные в проекте нормы кардинально не изменят ситуацию с семейными помощниками в бизнесе, нужны более радикальные перемены. Думается, выделение представителей малого бизнеса, использующих труд членов семьи, в отдельную группу налогоплательщиков, со специальным, скажем так, правовым и упрощенным режимом, позволило бы вывести семейный бизнес малых предпринимателей из «тени».

На данном же этапе в подходе к правовому регулированию семейного предпринимательства, вернее в отсутствии такового, Украина не одинока. К примеру, в России уже несколько лет активно высказываются предложения о принятии акта специального законодательства, посвященного именно семейному бизнесу, но пока, увы, это только разговоры. В Беларуси семейное предпринимательство рассматривается лишь сквозь призму крестьянско-фермерского хозяйства и некоторых ограничений для индивидуальных предпринимателей при приеме на работу членов своих семей (не более 3 человек). А вот, скажем, Узбекистан четко определился, приняв год назад закон «О семейном предпринимательстве». Правда, и этот акт посвящен семейному предпринимательству с образованием юридического лица, семейное же предпринимательство без образования такового в законе значится бланкетной нормой: «Семейное предпринимательство без образования юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством».

Президент Беларуси подписал Декрет по улучшению бизнес-климата в стране

Декрет N 7 "О развитии предпринимательства " эксперты уже назвали прорывным и судьбоносным: его реализация сократит количество утомительных административных процедур и минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования. В итоге даст толчок развитию малого и среднего бизнеса в стране. Сигнал получили и инвесторы, в том числе зарубежные: им недвусмысленно дали понять, что в Беларуси сделан важный шаг по улучшению делового климата. О чем же идет речь?

1. Свое дело теперь можно открыть за 24 часа

Вводится уведомительный порядок осуществления деятельности по оказанию бытовых, туристических, социальных услуг, в сфере торговли и общепита, перевозок пассажиров и багажа и проч. А это означает, что достаточно будет подать уведомление в исполком через службу "одно окно" либо в письменном виде, и на следующий день уже можно будет приступать к работе.

2. Мораторий на повышение существующих налогов и введение новых налогов, сборов и пошлин

Он будет действовать до 2020 года, за исключением случаев, когда соответствующие обязательства Беларуси предусмотрены международными договорами, а также в случае индексации налоговых ставок в белорусских рублях для адаптации к инфляционным процессам (например, земельный налог или акцизы).

3. Ассортимент - на усмотрение заведения

На откуп бизнесу, работающему в сфере торговли, отдано также формирование ассортиментных перечней. Заведениям общепита разрешено изготавливать и реализовывать у себя алкогольные настойки, самостоятельно определять наценку на крепкие спиртные напитки.

4. Некоторые помещения можно будет использовать не по целевому назначению

Например, субъекты хозяйствования вправе использовать гараж в качестве станции техобслуживания без согласия общего собрания членов гаражного кооператива. В офисном помещении можно будет открыть ресторан или магазин (в случае согласия соседей). До этого декрета на изменение целевого назначения помещения уходил минимум месяц.

5. Упрощенная система налогообложения интернет-магазинов

Очень приятное новшество для электронной торговли: с 1 января 2018 года интернет-магазины после двухлетнего перерыва вновь смогут применять упрощенную систему налогообложения. Это означает упрощение отчетности и снижение затрат на бухгалтерию. В некоторых же случаях и более выгодную ставку налога.

6. Мое дело - мой график работы

Владельцы вправе самостоятельно устанавливать режим работы заведений, за исключением ночных часов. Этим убирается еще один административный барьер. Ранее данный процесс мог занимать до пяти рабочих дней. И это заметный прорыв в сфере торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг. Исключение осталось только для объектов, работающих после 23.00 и до 7.00. Для них согласование с исполкомами необходимо.

7. Печати - в стол

Еще один важный момент: если ранее использование печати юридическими лицами было обязательным, а индивидуальные предприниматели могли работать как с печатью, так и без нее, то новый декрет позволяет всем субъектам хозяйствования работать без печатей. Исключение - случаи, предусмотренные международными договорами Республики Беларусь.

8. Проверки - в разумных пределах

Пожарные, санитарно-эпидемиологические требования к бизнесу в соответствии с Декретом N 7 упрощаются на 90%. Их количество сокращено в 10-15 раз. К примеру, в сфере транспортной деятельности отменяется требование об оформлении путевых листов для перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.

9. Содержание рекламы согласовывать не надо

Упразднен и такой пережиток прошлого, как согласование наружной рекламы и рекламы на транспорте. Ранее, помимо получения разрешения на размещение билборда или иной наружной рекламы, требовалось согласовать ее содержание с исполкомом. На это уходило от 10 до 30 дней.

Нормативные правовые акты СССР и Белорусской ССР, в том числе технические, которые регулируют порядок и условия осуществления экономической деятельности и все еще актуальны, не будут являться обязательными для исполнения. Например, отменена форма доверенности, утвержденная еще во времена СССР, которую до сих пор требовали на многих госпредприятиях.

Следует, однако, отметить, что упрощение условий ведения бизнеса сопряжено с повышением ответственности его владельцев за деятельность организации. Непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности своего бизнес, повлекшее причинение вреда, повлечет наложение солидного штрафа - в случае, если нет признаков преступления либо иного административного правонарушения. В то же время при разработке проекта закона о внесении изменений в Уголовный кодекс планируется скорректировать меры ответственности за экономические преступления, предусмотрев максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы.

В белорусском Правительстве пока не озвучивают прогнозы относительно роста числа предпринимателей в стране после принятия Декрета N 7. Задача на ближайшую перспективу - разработать другие нормативные акты, устанавливающие "правила игры" в новых условиях. Ожидается, что на это уйдет несколько месяцев.

Фото: Инфографика / Михаил Шипов / Виктор Расторгуев

взгляд из России

Виктор Ивантер, академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования:

Ключевая норма декрета - мораторий на повышение налоговой нагрузки до 2020 года. В России, напомню, действует такой же мораторий, но срок его действия истекает в 2018 году.

Это не благотворительность, если государство хочет, чтобы бизнес был успешен и платил больше налогов в бюджет, то оно обязано гарантировать ему стабильность налоговых условий. Предприниматель должен четко знать, сколько он будет платить в ближайшие годы, в противном случае он просто не будет инвестировать. Собственно, мораторий, как и налоговые льготы - это метод увеличения налоговой базы, и он выгоден как бизнесу, так и государству.

При этом надо иметь в виду, что налоговые условия определяются не только ставками налогов, но и системой учета, администрирования - можно изменить незначительные на первый взгляд детали, например, уточнить классификацию имущества, и налоговая нагрузка тут же возрастет. Думаю, для Беларуси эта проблема так же актуальна, как и для России. Поэтому хорошо бы одновременно упрощать налоговые формальности и не трогать основы налоговой системы.

Я считаю, что по примеру Беларуси нам нужно сохранить налоговую стабильность как минимум до 2020 года, то есть до того времени, как экономика выйдет на устойчиво высокие темпы роста. Еще раз подчеркну, что Минфин не останется от этого в накладе, для государства это хороший способ заработать, причем не в ущерб бизнесу. Все остальное - отмена обязательного использования печатей, упрощение регистрации бизнеса, декриминализация экономических преступлений и так далее - тоже хорошо, полезно, нужно, но не это главное в росте экономики и в том, будет ли расти уровень жизни людей.

Из декрета видно, что реформы в Беларуси идут примерно в том же направлении, что и в России. Особенно это касается ревизии обязательных требований, реформы контрольно-надзорной деятельности. В России, например, также отменили действие нормативно-правовых актов советского времени, точнее, дали ведомствам возможность перенести в современные акты все те нормы, которые им по-настоящему "дороги". Здесь только надо иметь в виду, что сокращение требований и проверок не должно становиться самоцелью. Проблема не в этом, а в результативности работы контрольно-надзорных ведомств, в том, как они работают.

Декрет продолжает линию на сокращение роли государства в экономике. Нам сближение экономических систем России и Беларуси очень полезно, это только укрепляет наши связи. Только хочется верить, что переход к более рыночной и эффективной модели обойдется Беларуси гораздо дешевле, чем та цена, которую заплатили мы в начале 1990-х годов.

Подготовил Игорь Зубков

Как вам это?

Декрет оценили эксперты

Владимир Ануфриев, генеральный директор ООО "РусБелГаз":

То, что Беларусь снимает барьеры при открытии бизнеса - дело очень стоящее. Главное теперь - сделать так, чтобы исполнение Декрета было с точностью до буквы. Сегодня бизнес постепенно привыкает к тому, что удобней работать в рамках одной схемы. В России система одного окна уже есть, когда она появится в Беларуси, нам будет гораздо легче взаимодействовать.

Сергей Галичев, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Костромской области:

Из декрета видно, что реформы в Беларуси идут примерно в том же направлении, что и в России: так ключевая норма декрета - мораторий на повышение налоговой нагрузки - действует и в Российской Федерации. . Фото: depositphotos.com

Когда государство не вводит все новые запреты и ограничения, а идет навстречу бизнесу: упраздняет сложные и долгие процедуры, уменьшает количество справок, согласований и другой документации, - то это, несомненно, приведет к развитию деловой активности в стране.

Владислав Числов, председатель комиссии Общественной палаты Орловской области:

Новации белорусов - важный шаг к созданию единого свода правил для бизнеса и тех, кто его проверяет. Сейчас каждое ведомство руководствуется своими внутренними регламентами. Для предпринимателя зачастую это дремучий лес, состоящий из запретов и ограничений. Создание своеобразной "конституции предпринимателя" дает сторонам понимание "духа закона", принципов, по которым должно развиваться предпринимательство. В России не хватает такого декрета. Контрольно-надзорные органы все равно находят способы прийти и проверить, когда им вздумается.

Юлия Ротанова, член Союза предпринимателей Новгородской области:

В России тоже предусмотрен уведомительный порядок регистрации бизнеса. Однако, открыв компанию, предприниматель сразу же обязан отчитаться о начале деятельности перед многочисленными ведомствами. Об этих процедурах, которые отнимают огромное количество времени и денег, многие начинающие бизнесмены, рассчитывающие на простоту уведомительного порядка, попросту не знают. Хочется надеяться, что белорусские предприниматели не столкнуться с подобными сложностями.

Аркадий Мурылев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области:

Подобный принцип работы с бизнесом я полностью поддерживаю. Напрашивается принятие такого же законопроекта и в России.

Подготовили Тарас Фомченков, Анна Скудаева, Денис Передельский, Ульяна Вылегжанина

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.