Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

«Мособлгаз» в ближайшее дни из ГУПа станет акционерным обществом. Фото с сайта www.mosoblgaz.ru

Московская область в этом году перевыполнила план по реформе государственных и муниципальных унитарных предприятий - ГУПов и МУПов. Такие коммерческие организации подлежат ликвидации, реорганизации в учреждения или акционированию: в силу своей организационно-правовой формы в основном они неэффективно управляют муниципальным или областным имуществом и снижают конкуренцию на рынке. Одним из наглядных результатов проводимой несколько лет работы стал рост позиций Подмосковья в рейтинге регионов по уровню развития конкуренции – по итогам 2016 года область поднялась с 10-го места на четвертое.

Ликвидация неэффективных ГУПов и МУПов – общероссийская тенденция, стимулируемая федеральной властью. «Эта задача поставлена на федеральном уровне, в рамках стандарта развития конкуренции, – пояснил губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Мы ведем эту работу с 2015 года, и практика показывает, что такая организационно-правовая форма в подавляющем случае неэффективна. Это очень важная задача, регламентированная указом президента, федеральными нормативными актами. Оптимизация ГУПов и МУПов в Московской области будет реализована».

«На 2017 год перед Минмособлимуществом и муниципальными образованиями Московской области была поставлена задача по сокращению количества неэффективных ГУПов и МУПов, – рассказал министр имущественных отношений Подмосковья Андрей Аверкиев. – В рамках выполнения этой задачи было ликвидировано 28 неэффективных государственных предприятий и 147 муниципальных предприятий, что уже превысило целевые показатели, заявленные в начале года».

Высокими темпами реорганизация шла и в прошлом году. Так, на 1 января 2015 года в регионе насчитывался 81 ГУП, на 1 января 2017-го – 56, сокращение составило 31%. В том числе благодаря проводимой в области ликвидации унитарных предприятий Аналитический центр при правительстве РФ поставил Подмосковье на четвертое место по уровню развития конкуренции. Цель – по итогам 2017 года войти в первую тройку.

«Ликвидация не означает, что предприятий не станет, – подчеркнул Аверкиев. – Они уйдут в другую форму, в другую систему финансирования, будет упразднен ненужный управленческий персонал. Мы не ставим себе задачу убрать работающие предприятия, которые нужны жителям, сократить работников».

Реформа проводится по четким критериям: оценивается необходимость предприятия для нужд областной или местной власти, участие в социально значимых программах, финансово-хозяйственные показатели. Нужно определить предприятия, несущие убытки, не выполняющие социальные задачи, работающие в сферах, где присутствие государства не обязательно, дублирующие друг друга.

«К примеру, работают два предприятия в сфере дорожного хозяйства, это исторически сложилось – предприятия одним и тем же занимаются, но зачем их одновременно содержать? Два аппарата управления, два директора, два главных бухгалтера. Это экономически неверно», – объясняет методику работы Аверкиев.

Неэффективные ГУПы и МУПы подлежат ликвидации, другие реорганизуются или акционируются с сохранением 100% акций в госсобственности и возможностью последующей приватизации. Ярким примером изменения организационно-правовой формы служит ГУП МО «Мособлгаз», который с 1 января 2018 года станет акционерным обществом. Преобразование улучшит управление активами, обеспечив быстрый темп газификации.

Реформа позволяет значительно снизить управленческие расходы и повысить качество работы, продолжает Аверкиев: «Так, при объединении типографий создается большое полиграфическое предприятие, выпускающее областные и муниципальные газеты». В 2017 году завершается работа по консолидации муниципальных электросетевых активов под управлением единой энергокомпании – «Мособлэнерго». Это открывает перед предприятиями новые возможности – электросетевые объекты включаются в программы строительства, реконструкции и обновления технической базы электросетевого хозяйства, подключаются к единой управленческой базе «Мособлэнерго», что повышает качество предоставляемых услуг. Сечас АО «Мособлэнерго» уже работает в 55 муниципальных образованиях области.

Несмотря на сокращение количества ГУПов, это не сказывается на их показателях – подмосковные ГУПы стабильно пополняют казну, перечисляя 50% от прибыли, которая остается после уплаты налогов. Так, за этот год в бюджет перечислено 173 млн руб., что более чем на треть выше прошлогоднего показателя. Работа по сокращению ГУПов и МУПов будет продолжаться и в следующем году. Согласно прогнозному плану приватизации, акционерными обществами станут унитарные предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства», «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков» и «Коммунальные системы Московской области».



Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2019 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.

Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.

Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.

Например, если ГУП или МУП оказывает (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.

Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2019 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.

Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2019 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС и . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2019 г.

А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2019 году, отпадает сам собой.

ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.

Кого не коснутся изменения

Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:

  1. Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
  2. в собственность государства.

Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2019 году, на такие закупки никак не повлияет.

Чем завершится реформа

Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.

С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:

  1. Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
  2. Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
  3. Организация работает в сфере естественных монополий.

Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.

С 01.01.2017 вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). 1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" регулирует положения не только государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП), но также муниципальных и казенных предприятий. Будет ли с 2017 года на муниципальные и казенные предприятия распространяться Закон N 44-ФЗ, или он коснётся только МУП и ГУП? 2. Как известно, и план закупок, и план-график утверждаются и размещаются в единой информационной системе (ЕИС) в течение 10 дней со дня принятия решения о бюджете сельского поселения. Как это положение будет применяться к МУП? 3. В силу части 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2016 унитарные предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год. Однако согласно правилам нормирования МУП должны представить проект плана закупок на 2017-2019 годы главному распорядителю бюджетных средств до 01.08.2016. Кому необходимо представлять проект плана закупок и в какой срок? 4. Какая сделка подпадает под п. 2 части 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (приведите пример)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обоснование вывода:

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), 1 января 2017 года государственные и муниципальное унитарные предприятия (далее также - унитарное предприятие) будут признаваться заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1 , п. 7 ст. 3 , ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года). Исключение составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Уважаемые коллеги, в данном обзоре рассмотрим такой болезненный для всех унитарных предприятий вопрос, как необходимость и особенности их перехода с нового года на Закон о контрактной системе (далее – 44-ФЗ). И, хотя формально переход произойдет только с 1 января, огромный объем подготовительной работы необходимо активно проводить уже сейчас, чтобы после новогодних праздников не остаться без необходимых запасов продукции для осуществления текущей


Итак, рассмотрим правовую основу данных изменений.
Обязанность для государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2017 года осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ установил Федеральный закон от 03.07.2016 г. №321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц». Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – 161-ФЗ), в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие). Таким образом, абсолютно все унитарные предприятия с 01.01.2017 г. исключаются из числа заказчиков Федерального закона № 223-ФЗ (далее
– 223-ФЗ). При этом для них остается 2 основания , по которым они будут вправе проводить закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ при наличии размещенного до конца этого года в ЕИС Положения о закупке :
а) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями,
субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но, прежде чем брать на себя повышенные обязательства, давайте посмотрим, какие возможности предоставляет наше законодательство, чтобы по-прежнему остаться в сфере действия намного более лояльного 223 закона.


  • Согласно статье 34 закона 161-ФЗ, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение . Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию .

Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов. Напомним, что в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. То есть преобразование ГУПа или МУПа до конца этого года в автономное или, в крайнем случае, в бюджетное учреждение намного упростит его жизнь как минимум в следующем году. Загадывать на более долгий срок смысла нет, так как в закупках все очень стремительно меняется.


  • В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", унитарное предприятия может быть также преобразовано

в акционерное общество – если размер уставного капитала равен или превышает 100 тыс. руб.


в общество с ограниченной ответственностью – если один из таких показателей деятельности, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, или если размер уставного капитала создаваемого общества меньше 100 тыс. руб. Если же вам не удастся пролоббировать один из указанных выше вариантов преобразования вашего ГУПа или МУПа в другую организационно-правовую форму, то в соответствии с 321-ФЗ вам будет необходимо до конца 2016 года выполнить ряд обязательных шагов, чтобы с утра 1 января начать работать и проводить закупки по 44-ФЗ, а именно:


  • Получить ключ усиленной электронной подписи в Казначействе;

  • Пройти регистрацию или перерегистрацию в ЕИС в соответствии с Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 27н;

  • Провести обучение сотрудников:

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч.6 ст.38 закона 44-ФЗ); Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч.5 ст.39 закона 44-ФЗ).


  • Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 закона 44-ФЗ если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн. руб., заказчик создает контрактную службу или назначает контрактного управляющего;

если СГОЗ превышает 100 млн. руб., заказчик создает контрактную службу.


  • Создать комиссию по осуществлению закупок

  • Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями 44-ФЗ

План закупок формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана (программы) их финансово-хозяйственной деятельности


  • Если унитарное предприятие хочет осуществлять в 2017 году по предусмотренным 44-ФЗ основаниям закупки в соответствии с 223-ФЗ, то ему необходимо до 31 декабря 2016 года утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке в отношении закупок, предусмотренных частью 2.1 статьи 15 закона 44-ФЗ.