Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль профсоюзов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Сегодня институт социального партнерства в России стал одним из ведущих институтов гражданского общества. Органы власти уделяют большое внимание налаживанию долгосрочных партнерских отношений и развитию конструктивного социального диалога с предпринимателями и профсоюзами. Поэтому роль профсоюзов нельзя недооценивать, а большинство социально ответственных предприятий, являющихся лидирующими компаниями России, уже ориентируют свою деятельность на взаимодействие с профсоюзами.

Понятие и сущность профсоюзов

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов .

Профсоюзы представляют и защищают права работников в трудовых отношениях с работодателями, обеспечивают помощь в защите социально-экономических интересов членов профсоюза. За счет деятельности профсоюзов достигается широкое представительство интересов работников.

Отношения между профсоюзами и предпринимателями строятся на основе коллективного соглашения. Коллективное соглашение включает в себя не только основные аспекты трудовых отношений, к которым относится уровень зарплаты, оплата сверхурочных часов, отпусков, страховые взносы, но и социальные вопросы. К социальной составляющей коллективного соглашения относятся гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, процедуры решения возникающих трудовых разногласий и т.п. Кроме того, коллективное соглашение включает в себя и гарантии условий труда: охрана и безопасность рабочего места, возможность отказа от сверхурочной работы, соблюдение мер безопасности и охраны труда на предприятии в целом и т.п.

Профсоюзы представляют собой объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Деятельность профсоюзов исходит из того, что целью профсоюзного движения является максимизация заработной платы, улучшение условий труда и повышение занятости. В настоящее время профсоюзы представляют интересы наемных работников в современной модели социального партнерства.

Сущность профсоюзов описывают различные экономические модели. В настоящее время, наиболее актуальной является модель, в рамках которой профсоюзы рассматриваются в качестве продавца, предлагающего услуги защиты экономических интересов работников, тогда как работники являются покупателями данных услуг. Модель опирается на существование спроса и предложения на услуги защиты экономических интересов работников. Таким образом, отношения между профсоюзом и входящими в него работниками являются экономическими, построенными на рыночных условиях.

Профсоюзы в своих действиях руководствуются комплексной системой факторов :

  • наемный труд порождает противоречия между работниками и предпринимателями в области организации труда, его охраны, оплаты труда и социальных гарантий работникам;
  • удовлетворение экономических интересов работников может быть достигнуто более эффективно в результате совместных действий;
  • работникам необходимо быть объединенными в профсоюзные организации для реализации своих законных прав и защиты интересов;
  • решение социально-экономических задач в области трудовых отношений возможно только при содействии государства.

На основе данных факторов профсоюзные организации защищают экономическую свободу и интересы каждого работника, а также обеспечивают преодоление объективного неравенства, которое существует в экономической системе между работником и предпринимателем.

Принципы профсоюзов

Соответствуют принципам социального партнерства:

Профсоюзы добиваются экономического роста за счет планомерной реализации данных принципов. При этом от политики профсоюза во многом зависит понимание наемными работниками, которые входят в этот профсоюз, целей работодателей, степень и качество использования квалификации работников на предприятии, а также степень удовлетворенности работников условиями труда. Если продолжить логическую цепочку, то от деятельности профсоюзов зависит и эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их конкурентоспособность на рынке, следовательно, профсоюзы определяют будущее и работников, и работодателя.

При этом профсоюзные организации располагают различными средствами для достижения экономических интересов наемных работников:

  1. собрания, митинги, демонстрации – акции коллективного протеста;
  2. заявления, обращения, петиции – выражение недовольства профсоюзов конкретными вопросами или проблемами;
  3. забастовки – крайняя мера и действенный способ оказания давления на предпринимателей;
  4. коллективные переговоры – целевое средство достижения поставленных профсоюзом задач.

Следует отметить, что иногда первые три средства являются лишь способом начать коллективные переговоры. Это объясняется тем, что работодатель не всегда желает вступать в переговоры с работниками, однако наиболее значимые успехи профсоюзов достигались и достигаются именно в процессе коллективных переговоров.

Принципы профсоюзов

Продуманность позиции означает наличие у профсоюзов конкретных целей, когда она начинают коллективные действия, при этом они сохраняют готовность пойти на разумный компромисс, если основные требования будут удовлетворены.

Солидарность трактуется как единство большинства трудящихся, сознательность и дисциплина всех членов профсоюза. Во многом, данный принцип повышает шансы на достижение целей профсоюзами в противостоянии с работодателями за интересы трудящихся.

Законность означает отказ профсоюзов от незаконных забастовок, стихийных акций. Вообще профсоюзы всегда стараются не допустить дискредитации профсоюзного движения в целом.

Гласность является важным инструментом профсоюзов, привлекая внимание общественности к проблемам трудящихся, они позитивно влияют на общественное мнение, широко информируя общество о конфликте и требованиях трудящихся.

Цели профсоюзов

В настоящее время деятельность профсоюзов можно оценивать по двум критериям:

1. Уровень заработной платы входящих в профсоюз работников;

2. Уровень занятости членов профсоюза.

Соответственно достижение двух основных целей профсоюзов , увеличение заработной платы и уровня занятости, может существенно различаться между различными профсоюзами. При этом в экономической науке до сих пор не выработано единое мнение или методология определения того, в какой мере можно пожертвовать уровнем заработной платы для увеличения занятости членов профсоюза и наоборот. Экономическая теория свидетельствует о том, что попытки добиваться бесконечного увеличения заработной платы бессмысленны, так как это неминуемо ведет к снижению уровня занятости вплоть до нуля. Практика экономических отношений говорит о том, что стремление к беспредельному повышению заработной платы встречается в качестве основной и единственной цели профсоюза, закрепленной в его документах. Это справедливо для тех случаев, когда предприниматели в условиях кризиса в хозяйственной деятельности своего предприятия следуют принципу сокращения тех работников, у кого стаж работы меньше.

При этом три основных условия возможностей роста заработной платы на макроуровне остаются неизменными на протяжении многих лет и являются одним из основополагающих факторов развития экономической системы:

  1. Повышение спроса на труд,
  2. Сокращение предложения труда,
  3. Реализация монопольной власти профсоюза.

В соответствии с этим, если данные условия не соблюдаются, профсоюзы могут добиваться роста заработной платы, используя различные методы взаимодействия с предпринимателями и государством.

При этом основные цели профсоюзов достигнуты в большинстве стран:

  1. Профсоюзы обладают широкими правами.
  2. Наемным работникам гарантированы минимальная заработная плата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, оплата сверхурочных переработок.

Роль профсоюзов в модели социального партнерства

Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п. В результате достигается ситуация, при которой интересы обоих групп уравновешены.

В так называемом трипартистском варианте социального партнерства третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти. При этом государство одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов достигается путем переговорного процесса. Это наиболее простой способ решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.

Таким образом,

Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.

Субъекты социального партнерства: общество, предприниматели, государство. Институты, представляющие интересы субъектов социального партнерства: профсоюзы, объединения предпринимателей, правительство и органы власти.

Роль профсоюзов проявляется в представлении и защите интересов работников в социально-экономической сфере: условия и оплата труда, обеспечение занятости, решение социальных проблем. Профсоюзы представляют социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, при этом они защищают интересы конкретного человека как носителя рабочей силы.

Существует три основные модели социального партнерства в зависимости от роли профсоюзов и уровня их участия по представительству интересов работников в рамках социального партнерства.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы являются законодательно утвержденными представителями работников. При этом зачастую профсоюзы представляют и ту часть работников, которые не являются членами профсоюзов. Данная модель социального партнерства получила наибольшее развитие в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от условий, в которых действуют профсоюзы, выделяется две формы, когда профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью, и когда профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью. Вторая форма характерна, например, для ситуаций, когда профсоюзы жесткими действиями, забастовками, акциями протеста и т.д. требуют значительного улучшения условий труда и заработной платы.

Модель чистого представительства отличается передачей функций профсоюзов комитетов по труду, которые и выполняют роль профсоюзов. Они ведут переговорный процесс с работодателем, при этом роль таких комитетов консультативно-информационная, а степень учета мнения трудового комитета определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. Фактически, традиционная роль профсоюзов в рамках данной модели отсутствует, а на уровне каждого предприятия создается собственный небольшой профсоюз, не обладающий существенными возможностями для воздействия на предпринимателей.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Комитет в большей степени выполняет роль профсоюза, принимая решения по широкому кругу вопросов: трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, это специально оговаривается законодательством либо коллективным соглашением. Данная модель применяется во Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и ряде других стран.

В зависимости от уровня переговорных процессов, в которых участвуют профсоюзы, существует три основные модели.

Первая модель характерна для североевропейских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. В рамках модели присутствует активное вмешательство государства в трудовые отношение и жесткое регулирование принятых норм. Для данной модели характерна трехуровневая система социального партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень отдельных предприятий. Например, в Бельгии на национальном уровне действует Национальный совет по труду, в который входят участники от каждой из трех сторон социального партнерства. При этом государство берет на себя и законодательную функцию. На отраслевом уровне действуют паритетные комиссии, занимающиеся формированием отраслевых стандартов социального партнерства. На уровне предприятия социальное партнерство развивается на основе диалога предпринимателей и профсоюзов под контролем государства в отношении законности предпринимаемых действий.

Вторая модель социального партнерства характерна для США, Канады, Японии и ряда латиноамериканских стран. Модель ограничивает роль профсоюзов заключением коллективных договоров на уровне отдельных компаний и отличается одноуровневой системой социального партнерства. В рамках данной модели профсоюзы и предприниматели стараются оказать влияние на законодательный процесс путем выдвижения своих представителей на законодательные и властные должности и лоббирования отдельных нормативных актов. Таким образом, через такой косвенный процесс осуществляется влияние и регулирование отношений в рамках социального партнерства.

Третья модель социального партнерства наиболее характерна и развита в странах центральной Европы, например, в Германии и Австрии. Фактически, данная модель является неким промежуточным вариантом между первой и второй моделями социального партнерства. Главный акцент трехстороннего социального партнерства выражен на отраслевом уровне, а национальный уровень отличается тем, что проводятся своеобразные взаимные консультации трех сторон, которые не являются обязательными. При этом коллективные договоры в компаниях не заключаются, а предприятия руководствуются принятыми отраслевыми принципами социального партнерства. Роль профсоюзов в данной модели также проявляется в оценке соблюдения отраслевых принципов. Отдельно следует выделить образцовое соглашение, которое является одной из форм реализации такой модели. Такое соглашение формируется и заключается в отдельной отрасли, а затем становится своеобразным ориентиром для остальных отраслей. Например, компания JG Metall занимала доминирующее положение в германской промышленности, что впоследствии привело к тому, что ее партнерское соглашение служит образцом для других крупных и средних компаний немецкой промышленности. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. Такая модель широко используется также в Голландии и Швейцарии. В Голландии действует более 200 отраслевых соглашений, которые распространяются на большинство компаний и их работников, а в Швейцарии кроме отраслевых соглашений также действуют региональные соглашения.

По критерию роли профсоюзов в представительстве интересов работников в рамках социального партнерства в России сложилась модель профсоюзного представительства. Вместе с тем по критерию уровня переговорных процессов для России на данном этапе развития не характерна какая-то одна модель социального партнерства. Существующие элементы социального партнерства соответствуют как трехуровневой системе социального партнерства, так и одноуровневой. При этом отсутствует сильное влияние профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами. В настоящее время в России самыми благополучными с точки зрения охвата отраслевыми соглашениями и коллективными договорами являются угледобывающая отрасль (100%), горно-металлургическая отрасль (98,7%) и нефтегазовая отрасль (97,8%), а также электроэнергетическая отрасль (85%), где позиции профсоюзов традиционно сильны.

Литература

  1. Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

3. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) , Соцпроф и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (см. главу ХУКЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.

Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам государством.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора) .

Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила области его применения - производство, труд, быт и культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ст. 226 КЗоТ РФ) , профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников-членов профсоюза.

4. Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций.

Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах со­стоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I. Общие положения (ст. 1-10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11-23), гл. III. Га­рантии прав профсоюзов (ст. 24-28), гл. IV. Защита прав профсоюзов (ст. 29, 30), гл. V, Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заклю­чительные положения (ст. 32-33). Закон установил правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулиру­ет отношения профсоюзов с органами государственной власти, местно­го самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ас­социациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: “Профсоюз - добровольное общест­венное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов”. Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, рабо­тодателей, их объединений, политических партий и других обществен­ных объединений.

Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные фе­деральными законами.

Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие во­просы деятельности профсоюза, их объединений.

Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной проф­союзной организации возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица.

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориаль­ному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающе­му про4зессиональную специфику. Различаются их объединения и ор­ганы общероссийские, межрегиональные, территориальные (респуб­лик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных перегово­рах и заключении социально-партнерских соглашений.

Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорга­низации, общероссийского профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объеди­нений, территориального профсоюза и их объединений, профсоюзного органа и профсоюзного представителя.

Профсоюзный представитель - это профорганизатор, профгру­порг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на пред­ставительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, положением о первичной профсоюзной организации или реше­нием соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные предста­вители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обра­щаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза,

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотноше­ния между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими ор­ганами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящих­ся. Эти отношения профсоюзов являются организационно-управленческими отношениями.

Права профсоюзов - это большое социальное завоевание трудя­щихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представ­ляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.

Защитная функция профсоюзов - это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восста­новлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявля­ется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового права, при их примене­нии и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц - нарушителей.

Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социаль­но-трудовых прав и интересов работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членов, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (со­юзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских со­глашений на всех уровнях вплоть до федерального.

Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих пред­ставителей в коллегиальных органах управления организацией (пред­приятием, учреждением, организацией независимо от форм собствен­ности и подчиненности").

5. Ответственность профсоюзов.

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41).

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсо­юзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективно­му договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установле­на федеральными законами. Возможность привлечения к имуществен­ной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыпол­нении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, мо­гут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за не­законную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы зако­нодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюз­ные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава проф­союзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобож­денные и неосвобожденные от основной работы лица, входящие в проф­союзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

6 . Соотношение прав профсоюзов, органов общественной

Понятие профсоюзов. Их задачи и функции

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.
Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.
Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в ст. 11 “Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников” и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.
Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

источник: В.С. Бердычевский Трудовое право

158 руб


Данное издание учебника основано на нормах Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Материал изложен в соответствии с программой курса "Трудовое право России" и дает читателям объективную характеристику современного трудового права, а также понимание перспективы его развития. Заключительный раздел посвящен международно-правовому регулированию трудовых отношений. Для преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также предпринимателей, руководителей организаций и кадровых служб.
Издание подготовлено по состоянию на ноябрь 2011 г.

Для преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также предпринимателей, руководителей организаций и кадровых служб.

573 руб


В учебнике освещены основные вопросы трудового права о предмете, методе и принципах правового регулирования трудовых правоотношений, его участниках, сторонах социального партнерства и государственных органах, обладающих полномочиями в области нормативного регулирования и контроля за соблюдением трудового законодательства. Авторы постарались учесть все новеллы законодательства и современные подходы к теоретическим вопросам. Описание построено таким образом, чтобы были отражены примеры судебной практики, деятельности органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В конце каждой главы содержатся вопросы для самоконтроля, которые помогут студентам подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов.

Книга для широкого круга специальностей

1139 руб


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (вопрос – ответ). Часть I

В первой части пособия, построенном в форме вопросов и ответов, рассмотрена структура организации труда и нормирования трудовых процессов.

В лаконичной форме рассматриваются вопросы разделения и кооперации труда, организации рабочих мест, их обслуживания, роль нормирования затрат живого труда.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

170 руб


Трудовое право. Учебник и практикум

Учебник имеет ярко выраженное практическое содержание: наряду с теоретическими основами по предмету, большое внимание уделено практическому разбору положений трудового законодательства. Каждая глава сопровождается методической частью, содержащей вопросы и задания для самоконтроля, а также задачи, что позволит студентам приобрести навыки и умения, необходимые для применения трудового законодательства на практике.

1019 руб


Трудовое право. Краткий курс

В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как предмет и источники трудового права, трудовой договор, его изменения и прекращение, начисление заработной платы в организациях, материальная ответственность, охрана труда и многое другое.

Книга предназначена для широкого круга читателей, а не только для изучающих трудовое право в различных учебных заведениях (училищах, колледжах, средних специальных и высших учебных заведениях). Будет полезна и необходима руководителям организаций, работникам кадровых служб, индивидуальным предпринимателям, использующим наемный труд; лицам, повышающим квалификацию, бухгалтерам, аудиторам и другим специалистам, проходящим аттестацию на право осуществления определенных видов деятельности, а также всем, кто интересуется новым трудовым законодательством России.

Функции профсоюзов освещены в работах В.И. Башмакова, В.Я. Саленко, Ю.Е. Волкова, В.И. Митрохина, М.М. Сунарчиной, Н.А. Горелова, А.И. Тучкова, А.Н. Крестьяиинова. Из советского периода особенно следует отметить работы Г.П. Алексеева Г.В. Шаронова А.К. Соловьева

Анализируя классификацию функций советских профсоюзов, можно сделать вывод что независимо от того, какого из представленных выше подходов придерживался автор, в целом структура и состав важнейших функций оставались неизменными. Во всех документах того времени социальная роль профсоюзов формировалась исходя из ленинского учения, в соответствии с которым качественная (неизменная) определенность профсоюзов состояла в том, что они «суть школа коммунизма». Кроме того, выделение функций основывалось на словах В.И. Ленина характеризующих профсоюзы как «школу солидарности», «школу защиты», «школу хозяйничания», «школу управления».

В результате в качестве важнейших функций указывались следующие:

  • участие в хозяйственном строительстве и в управлении общественным производством (школа хозяйствования и школа управлениях
  • участие в регулировании социальных отношений, защита законных интересов и прав трудящихся (защитная);
  • участие в коммунистическом воспитании трудящихся (воспитательная).

Основополагающей функцией называлась, как правило, первая профсоюз рассматривался как субъект управления Считаем, что критике данного подхода, а также тому, насколько указанный подход соответствовал (а точнее не соответствовал) ленинскому учению, посвящено огромное количество статей, поэтому нет необходимости останавливаться на этом подробно.

Советские профсоюзы фактически осуществляли только одну функцию - функцию контроля, как за работодателем, так и за работниками. При этом главным инструментом контроля были распределяемые блага.

При выявлении функций профсоюзов и их классификации перед исследователем, как правило, встают следующие вопросы:

  1. основы формирования функций, т.е. факторы, обусловливающие появление той или иной функции, ее социальной природы;
  2. объем и содержание функций, их сущность и специфика;
  3. основа для разграничения функций;
  4. структура функций, в том числе количество, соподчиненность, место каждой функции в общей системе функций;
  5. формы и методы реализации функций.

В качестве основы дня формирования и разграничения функций исследователи использовали различные стороны деятельности профсоюзов.

К. Маркс делил функции всех профсоюзов в соответствии с основными формами классовой борьбы на экономические, политические и идеологические.

Многие советские исследователи разграничивали функции по сферам деятельности профсоюза. В этом случае выделялись производственная, социально-политическая, духовная, международные отношения.

Среди современных исследователей указанного подхода придерживается В. Песчанский. Обращая внимание на многофункциональность профсоюзов, исследователь считает, что можно выделить три основные функции, соответствующие трем основным сферам деятельности: экономическую, политическую и общественную. Основной и определяющей, по мнению исследователя, является первая, которую профсоюз выполняет в качестве представителя работников путем коллективных переговоров и другими методами в целях защиты экономических интересов работников. Сегодня профсоюзы не ограничиваются защитой интересов исключительно своих членов.

В современной экономике разграничение экономических и неэкономических целей приобретает все более условный характер и, как следствие, большая часть исследователей в качестве основы для формирования функций выбирают исторические цели и задачи профсоюзов.

Данный подход был обоснован еще Г.П. Алексеевым. В настоящее время этой точки зрения придерживаются Н.А. Горелов, А.И. Тучков, А.К. Соловьев, Р.П. Колосова, Г.Я. Меликьян. Исходя из того, что целью деятельности профсоюзов является защита прав и интересов работников, исследователи все функции делят на следующие две:

  1. обеспечение защиты экономических и социальных интересов наемных работников в процессе труда;
  2. социальная защита интересов наемных работников вне производства (в быту, в периоды отдыха, временной нетрудоспособности и т.п.).

При этом исследователи отмечают, что с целью осуществления указанных функций профсоюзы выступают в роли посредников между субъектами трудовых отношений, осуществляют функцию контроля и стимулирования производства.

Несколько иной подход представлен в работах социологов. Исследователи считают, что функции профсоюзов определяются природой профсоюзов, их положением и ролью в общей системе общества. Наиболее полная и развернутая классификация функций представлена в работе В.И. Башмакова. Исследователь все функции профсоюзов делит на явные и латентные. При этом явные функции совпадают, коррелируют с открыто провозглашаемыми целями и задачами профсоюзов. Латентные не заявляются а проявляются как результат влияния профсоюзов на социальные процессы в обществе. К латентным В.И. Башмаков относит функции: интеграция общества и достижение социального мира; создание гражданского общества через развитие производственной демократии; содействие формированию социального государства, сохранение и развитие трудового потенциала, развитие рыночных отношений, формирование рынка труда; утверждение в обществе гуманистических ценностей и развитой трудовой морали. Все явные функции автор делит на основные (реализация социальных практик, регуляция социально-трудовых отношений, защитная, представительская и контрольная) и вспомогательные (функция трудовой социализации, экспертно-консультативная функция, информационно-аналитическая функция, образовательная функция, коммуникативная функция, хозяйственно-экономическая функция).

Данного подхода придерживается и А.Н. Крестьянинов, отмечая, что основная роль профсоюза состоит в осуществлении защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников. указывает, что главная функция профсоюзов в новых условиях - защитная, все остальные рассматриваются в ее рамках, в том числе функция социального менеджмента, технологическая. представительская, экспертная, консультативная, мобилизаторская.

Интересно, что по мнению обоих исследователей, профсоюз занимает промежуточное положение между работником и работодателем и выполняет функцию, которую ни какой другой социальный институт на себя взять не может - функцию посредника.

М.М. Сунарчина считает, что современные функции российского профсоюза как социального института необходимо делить на: внешние - социальные (функция представительства и социальной защиты, регулятивная функция и функция социального контроля, просветительско-правовая) и внутренние - организационные (функция воспроизводства профсоюзов как социального института, консолидации членов профсоюза, информационно-коммуникативная). Внешние - характеризуют влияние профсоюзов на общество, удовлетворение его потребностей; внутренние - хотя и служат общественным целям, но менее значимы и скорее работают на сохранение, воспроизводство и поддержание профсоюза как такового.

Несмотря на разнообразие подходов, различную структуру, объем и содержание перечисленных выше функций, абсолютное большинство исследователей считают, что целевой, главной, основополагающей является традиционная для профсоюзов функция - функция защиты. Защита интересов работников, по мнению авторов, призвана быть целью существования профсоюзов, содержанием их деятельности во всех сферах - экономике, социально-бытовой и культурной, а степень эффективности реализации этой функции - главным мерилом и критерием оценки их деятельности. Особенно актуальна указанная функция сейчас. Все другие являются вспомогательными и реализуются в рамках защитной.

Несколько по-иному смотрят на деятельность профсоюзов зарубежные авторы. Исследователи считают, что важнейшей их функцией является заключение различного рода соглашений с работодателями и практическая их реализация. Авторы указывают на значимость защитной функции, но ее осуществление считают необходимым при «...несправедливом или деспотичном обращении с работниками со стороны административно а также оказание помощи при решении возможных трудовых конфликтов».

Тот факт, что защитная функция является атрибутивной, неотъемлемой функцией профсоюзов, присущей нм в любых исторических условиях, признавали и все советские исследователи. Наличие и необходимость осуществления данной функции в соответствии с учением В.И. Ленина обусловливались:

  1. наличием общественного и профессионального разделения труда;
  2. неразвитостью сознания людей (остатки буржуазной идеологии и политики);
  3. борьбой с бюрократией.

Само понятие «защита прав и интересов» может трактоваться в различных аспектах. В толковых словарях защита характеризуется как осуществление и поддержание безопасности, а понятие «защищать» означает заботиться о безопасности и благополучии человека охранять от вредных воздействий, выступать, вступаться за кого-либо, отстаивать что-либо, оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду, закрывать, загораживать.

В результате защитная функция профсоюзов рассматривается исследователями, как правило, в двух аспектах:

  1. отрицание того, что противоречит интересам трудящихся и препятствует осуществлению их законных прав;
  2. утверждение всего, что создает благоприятные условия для реализации прав и интересов.

В понятие защиты прав и интересов наемных работников профсоюзами специалисты включают физическую, экономическую, правовую, псих ал отческую и моральную защиту, в том числе: защиту чести и достоинства граждан, их здоровья, защита от безработицы, материальную и информационно-консультационную помощь, психологическую помощь и поддержку и др.

Можно сделать вывод что понятие «защита» в большинстве случаев синонимируется исследователями с понятиями «охрана» и «забота» и включает в себя:

  1. восстановление тех или иных нарушенных прав (защита);
  2. ограждение от возможных негативных воздействий социальной среды (охрана) и их смягчение;
  3. создание более благоприятных условий (забота).

Остается только добавить, что, по мнению исследователей, реализация этой функции может осуществляться через все остальные, при этом особое значение отводится контрольной.

Не оспаривая представленные выше подходы, считаем, что классификация функций прежде всего зависит от того, что понимается под термином «функция». Функция 1 Понятие «функция» имеет двойное толкование с одной стороны, характеризует роль и назначение того или иного объекта, с другой - взаимосвязи между тем или иными элементами. Учитывая цели исследования, используется первое. отражает смысл существования, назначение, необходимость системы. В отличие от цели, которая характеризует желаемый результат, функция отражает деятельностную сторону цели, направления деятельности, избираемые для достижения поставленной цели.

Данная характеристика позволяет сделать вывод о том, что функции неотделимо связаны с целями деятельности субъекта, но отождествлять указанные понятия нельзя. Подход к определению функций профсоюза, исходя из его положения и роли в обществе, на наш взгляд также имеет недостатки. Считаем, что роль, которая отведена профсоюзу, должна согласовываться с целями его деятельности, в обратном случае большая часть функций останется нереализованной. Следовательно, основой для выделения функций должны быть направления деятельности профсоюзов, которые, с одной стороны, отражают их цели, а с другой - учитывают условия осуществления деятельности. Иными словами, для определения функций необходимо определить направления деятельности, которые с учетом влияния факторов внешней среды в наибольшей степени будут способствовать достижению целей.

При этом важно учитывать, что условия осуществления профсоюзами собственной деятельности непосредственно зависят от того, на каком уровне регулирования его она осуществляется.

Субъекты социально-трудовых отношений

На любом из указанных на рисунке уровней профсоюз взаимодействует с работодателями (их объединениями), однако роль профсоюзов, характер их деятельности как участников этих отношений различны, как следствие, различными будут задачи и функции. Так, на локальном уровне реализации его роль профсоюзов является вспомогательной по отношению к деятельности основных субъектов этих отношений (работник и работодатель). На прочих уровнях (отраслевой, региональный, национальный) профсоюз наряду с работодателем является основным субъектом СТО, вспомогательную роль (арбитраж, контроль и др.) осуществляют органы государственной власти. Следовательно, несмотря на общность целей, приоритетность функций профсоюзов и их состав может существенно отличаться в зависимости от уровня реализации социально-трудовых отношений.

Сказанное, однако, не свидетельствует о том, что все функции профсоюзов необходимо делить на функции первичных профсоюзных организаций, территориальных и т.д. Каждая из названных организаций является участником его на всех уровнях их регулирования. Участие может осуществляться через непосредственное присутствие на переговорах, путем выдвижения письменных и устных предложений и др. Вопреки сложившейся практике, считаем, что, несмотря на общность целей, приоритетность функций профсоюзов и их состав может существенно отличаться в зависимости от уровня реализации СТО.

Целью настоящего исследования является определение роли профсоюзов во взаимодействии основных субъектов его в организации: работника и работодателя. Выводы, представленные далее, относятся к деятельности профсоюзов в сфере его в организации. Определение роли и функций профсоюзов (их состава и приоритетности) на прочих уровнях регулирования его требует проведения отдельного (выходящего за рамки настоящего) исследования.

Как уже было отмечено выше, деятельность профсоюзов одновременно направлена на достижение зачастую противоречащих друг другу целей: внешних и внутренних. Однако данное противоречие не должно отражаться в функциях, характеризующих направление деятельности профсоюза. Иначе это приведет к конфликту целей, при котором их достижение станет невозможным.

Кроме того, функции профсоюзов должны меняться в зависимости от условий функционирования профсоюзной организации, которые претерпевают значительные изменения.

Помимо перечисленных выше факторов, оказывающих негативное влияние на деятельность зарубежных профсоюзов, отечественным профсоюзам в своей деятельности необходимо учитывать общемировые тенденции. По мнению исследователей, в будущем будут усиливаться следующие процессы: глобализация, социализация и индивидуализация экономики, высокий динамизм ее развития, инновационность производства и др.

Все вышеперечисленное ставит под сомнение приоритетность защитной функции, которая, с одной стороны, предполагает нападение, т.е. содержит в себе зачатки конфликта, с другой стороны, синонимична понятию «охрана», отражая пассивную сторону деятельности, т.е. придерживаясь защитной линии поведения, профсоюзы изначально ставят себя в оборонительную позицию, что не всегда оправданно.

Считаем, что в условиях социализации и индивидуализации экономики, формирования его на принципах социального партнерства роль защитной функции профсоюзов снижается. Это ни в коем случае не отрицает значимость этой функции, но она, на наш взгляд становится менее актуальной. Ее применение действительно оправданно и необходимо в том случае, если права работников нарушаются и их интересы не учитываются другими субъектами, что в социальном государстве правомерно рассматривать как нарушение норм, правил поведения. По мнению авторов, не соответствуют требованиям целевой и такие функции, как контрольная, представительская и пр. Как и защитная, контрольная функция не отражает перспективных направлений развития профсоюзных организаций. Смысл функционирования теряется, если целью деятельности является контроль, а работодатели стремятся быть социально-ответственными и законопослушными субъектами. Кроме того, во всех указанных случаях деятельность профсоюзов будет направлена на выполнение пассивной роли (реагирование).

На наш взгляд поставленным как целевым ограничениям, так и ограничениям, обусловленным факторами внешней среды, удовлетворяет функция регулирования СТО. Реализация этой функции профсоюзами, с одной стороны, будет способствовать развитию его и, как следствие, повышению качества и уровня жизни работников (внешние цели). С другой стороны, осуществление этой деятельности не создает угрозы существованию самого профсоюза как институционального образования и способствует достижению внутренних целей. Именно регулирование СТО, на наш взгляд, должно стать главной, основополагающей, целевой функцией профсоюза как участника этих отношений в организации.

Задачи, стоящие перед субъектом регулирования его в организации, представленные в предыдущем разделе работы, свидетельствуют о том, что профсоюзу как субъекту регулирования необходимо самостоятельно проводить экспертизу этих отношений, определять наличие фактов деструктивного поведения, выявлять причины указанного поведения, организовывать и реализовывать различные технологии, способствующие их устранению. При этом, как уже указывалось ранее, наиболее действенными являются формы и методы регулирования СТО, применяемые в рамках партнерского типа отношений, в том числе: коллективные переговоры и заключение договоров, информационно-консультативное сотрудничество, развитие системы соучастия работников в управлении организацией, институциональное регулирование и пр. В настоящее время перед профсоюзами стоит задача не «выбить» те или иные льготы для работника у работодателя а главным образом изменить отношение субъектов друг к другу. Для этого профсоюзам необходимо способствовать формированию у работодателя мнения о работнике как о равноправном субъекте трудовых отношений, содействовать процессу субъективизации работников, формированию у последних личной ответственности за собственную жизнь и др.

Следовательно, для осуществления целевой функции (регулирования его в организации) профсоюзам необходимо также осуществить следующие, обеспечивающие ее реализацию функции (основные): экспертно-аналитическую, информационно-консультативную, представительскую, формирования партнерских отношений, сохранения и развития трудового потенциала, контрольную. К вспомогательным мы относим функции, напрямую не связанные с реализацией функции регулирования СТО, однако их осуществление оказывает непосредственное влияние на результативность деятельности профсоюзной организации в целом: хозяйственно-экономическая: интегративно-коммуникативная; индикативная. Экстренными являются функции, осуществление которых необходимо в том случае, когда права и интересы работников сознательно игнорируются прочими субъектами рынка: защитная, посредническая. При этом к защитной функции относятся действия профсоюзов, направленные на восстановление нарушенных прав и интересов работника, посредническая предполагает разрешение существующих (возникших) конфликтов. Авторская классификация функций профсоюзных организаций представлена на рисунке.


Классификация функций профсоюзов как участников социально-трудовых отношений в организации

Достоинством представленной классификации является то, что она четко отражает влияние каждой из функций на реализацию целевой функции профсоюзов, ориентирует деятельность профсоюзов одновременно на достижение как внутренних, так и внешних целей, демонстрирует наиболее перспективные направления развития профсоюза в новых условиях хозяйствования. Это позволит упорядочить и конкретизировать тактические и стратегические задачи деятельности профсоюзных организаций, наметить пути совершенствования их внутренней структуры.

Содержание функций профсоюзных организаций
Наименование функции Содержание функции профсоюзов как участников СТО в организации (авторский подход) Содержание основных функций профсоюзов наиболее часто выделяемых исследователями
Регулирование социально-трудовых отношений Выявление и предупреждение, корректировка и устранение деструктивного поведения субъектов Согласование норм, правил, стандартов, которые не позволяют, как минимум, ухудшить положение работников
Экспертно-аналитическая Осуществление экспертизы социально-трудовых отношений в организации, оценка поведения субъектов Осуществление социальной экспертизы технических, организационных, экономических и других решений, затрагивающих интересы работников
Представительская Участие от имени работников в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров Представление интересов работников на любом уровне
Информационно-консультативная Оказание информационно-консультационной помощи субъектам его в организации Оказание информационной помощи заинтересованным лицам
Формирования партнерских отношений Осуществление деятельности, направленной на осознание субъектами своей роли, повышение ответственности за предпринимаемые действия Формирование правовой культуры правосознания граждан
Сохранение и развитие трудового потенциала Осуществление деятельности, направленной на развитие психофизиологического, квалификационного, личностного потенциала работника Воздействие на сохранение и развитие трудового потенциала общества
Контрольная Осуществление контроля за действиями субъектов его в организации Осуществление гражданского общественного контроля за действиями властей и работодателей
Защитная Деятельность, направленная на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных лиц к ответственности Отрицание того, что противоречит интересам трудящихся и препятствует осуществлению их законных прав, утверждение всего, что создаст благоприятные условия для реализации прав и интересов
Посредническая Аккумулирование взаимных претензий сторон, разрешение трудовых споров и конфликтов Аккумулирование претензий двух сторон, разрешение споров и конфликтов в пользу работника
Хозяйственно-экономическая Организация эффективного управления имеющимися в распоряжении профсоюзной организации ресурсами Целепологание, планирование, подготовка и принятие управленческих решений, их реализация
Интегративно-коммуникативная Формирование положительного имиджа профсоюзов в обществе и расширение членской базы Информирование общества о своих принципах, целях и задачах, содействие развитию интеграционных процессов в целях стабилизации общества
Индикативная Информирование общественности о СТО в организациях

Отметим, что, с одной стороны, представленное в таблице авторское содержание выделенных функций существенно отличается от того, которое закладывается исследователями, так как ориентирует профсоюзы на взаимодействие не только с работником, но и с работодателем. С другой стороны, данное различие может быть обусловлено тем, что в настоящее время существующие в науке классификации функций являются едиными для профсоюзов в целом и функции профсоюзов не классифицируются в зависимости от уровня взаимодействия субъектов СТО.

Таким образом,

профсоюз - это независимая некоммерческая организации, представляющая интересы наемных работников, целью деятельности которой является повышение качества и уровня жизни своих членов посредством регулирования его в организации.

Данное определение позволяет подчеркнуть следующее: - профсоюз - это организация, осуществляющая свою деятельность на основе четких формальных правил и процедур, формирующая свои внутренние цели, направленные на выживание, максимизацию ресурсов, связанные с эффективностью ее деятельности:

  • профсоюз - организация, представляющая интересы наемных работников;
  • целью деятельности профсоюза является повышение качества жизни его членов, повышение качества жизни прочих граждан является не целью, а латентным свойством функционирования профсоюзов;
  • выделение важнейшей функции профсоюзов как участника его в организации позволяет подчеркнуть не только главную сферу деятельности профсоюза, но и наиболее перспективные направления функционирования профсоюзов в этой сфере.

Виды профсоюзных организаций и их структура представлены в следующем разделе работы.

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации.

Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм – морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.