Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; максимизация рыночной стоимости фирмы; приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.

Главное в работе бухгалтера – способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.

Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой транзакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде

Рис. 2 Структура и процесс функционирования системы управления финансами на предприятии

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.

Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

1. Общий финансовый анализ и планирование.

2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств).

3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Можно выделить группу ключевых проблем в области управления финансами. Большинство из этих проблем являются типовыми для российских предприятий. В первую очередь к этим проблемам относятся:

Дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;

Разработка финансово-экономической стратегии предприятия;

Формирование комплексного бизнес-плана развития;

Составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;

Эффективное управление оборотным капиталом предприятия;

Решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.

Наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета.

Чтобы избежать этих финансовых потерь и стратегических просчетов предприятию необходима хорошо проработанная стратегия реорганизации и развития, необходимо научиться вырабатывать и принимать стратегические решения, используя при этом проверенные технологии (методики) их подготовки. Для реализации стратегии необходим тщательно проработанный бизнес-план.

Функции управления деятельностью предпряитяи реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

    обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;

    организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;

    сохранение и рациональном использование основного и оборотного

капитала;

Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации в бюджет, банки, поставщикам и работникам.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется генеральным директором и бухгалтерией. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана следует решить такие главные задачи, как:

    выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

    эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

    увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

    обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.

Организационная структура управления финансами может выглядеть следующим образом (выделен только блок управления финансами) (рис. 1).


Рис. 1. Примерная схема управления финансами на предприятии

В таблице приводится перечень главных функциональных обязанностей ключевых финансовых руководителей.

Главные функциональные обязанности

Финансовый директор Главный бухгалтер Финансовый менеджер (начальник финансового отдела) Начальник планового отдела
Несение полной ответственности за управление финансами Формирование финансовой стратегии и политики Руководство работой бухгалтерии, финансового и планового отделов Констатация финансовых итогов Выработка рекомендаций высшему руководству Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета Адекватное отражение в учете хозяйственных операций фирмы Представление данных учета внутренним и внешним пользователям Осуществление текущего управления финансами Планирование хозяйственной деятельности коммерческой организации Анализ производственных аспектов деятельности как обоснование управленческих решений руководства Подготовка статистической отчетности

В функциональные обязанности начальника финансового отдела, описывающиеся общим термином «текущее управление финансами», входят:

· финансовый анализ текущей ситуации, в т.ч. коэффициентный анализ;

· отслеживание поступления выручки;

· утверждение контрактов на продажу;

· определение политики продаж в кредит;

· утверждение заказов на покупку ресурсов;

· управление поступлениями и расходованиями денежных средств;

· управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ежедневном режиме;

· анализ соответствия имеющихся средств финансовым обязательствам;

· поиск новых источников финансирования;

· определение потребности в оборотных средствах;

· переговоры с банками о краткосрочных кредитах;

· кэш-менеджмент (оперативное управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями);

· анализ эффективности инвестиционных проектов;

· решения по дивестированию (продаже активов);

· финансовое планирование, прогнозирование;

· участие в составлении финансовых бюджетов в рамках общего бюджета компании и пр.

25. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее :

· анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;

· прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

· обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

· оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

· группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);

· решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;

· плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более трех лет).

Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

2. Выбор оптимального финансового плана . Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.

3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план – это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств.

План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Структура управления финансами предприятия

Экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю. Управление внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически - и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая заимодателей, поставщиков, покупателей, а также с акционерами, финансовыми рынками и включает в себя:
-управление оборотными активами фирмы - движением денежных средств, расчетами с клиентами, управлением материально-производственными запасами;
-привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Внутрифирменный финансовый учет и контроль включает:
-контроль за ведением производственного учета;
-составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
-сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
-составление и контроль за правильностью финансовой отчетности;
-анализ финансовой отчетности и использование результатов этого анализа для внутреннего и внешнего аудита;
-оценку финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
Система финансового менеджмента выгодно отличается от часто применяемой в российском предпринимательстве практики, когда решения принимаются исходя из того, имеются ли на счете деньги или нет. В эффективном финансовом менеджменте главное - уметь оценить перспективные денежные потоки на основе возможностей использования средств на расчетном счете и найти оптимальный в конкретных условиях вариант.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
На небольших предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.Основное правило, или принцип, которым должны руководствоваться финансовые менеджеры - это исключительность интересов фирмы (предприятия). Правовая законность операций обеспечивает их защиту и законность доходов. Поэтому функциональными обязанностями финансового менеджера в коммерческой организации являются:
-обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия;
-налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой операции;
-разработка планов - прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности;
-выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия;
-разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций;
-страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь;
-выявление рейтинга предприятия и конкурентов;
-непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования;
-анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов.
Управление финансами предприятия возглавляет Совет директоров.

Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис. 6.1):

Финансы предприятий, учреждений и организаций;

Страхование;

Государственные финансы.

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами. В таблице 6.1 приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

Таблица 6.1

Структуры управления финансовыми системами в зарубежных странах

Государство

Орган управления финансовой системой

Функции

Велико-британия

1. Казначейство

Разработка, составление, государственного бюджета;

Проведение налоговой политики;

Финансово-экономическое прогнозирование;

Контроль за использованием финансовых средств государственными предприятиями;

2. Управление таможенных пошлин

Ведение вопросами относящимися к сбору таможенных пошлин и акцизов;

Соблюдение финансового законодательства в этой области;

3. Управление внутренних доходов

Контроль за взиманием прямых налогов;

4. Банк Англии

Управление внутренним госудаственным долгом

1. Министерство финансов (казначейство)

Контроль за соблюдением финансового законодательства;

Чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

Сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних доходов, имеющей сеть территориальных органов);

Управление государственным внутренним долгом;

Контроль за денежным обращением;

Разработка внешней финансовой политики

2.Административно-бюджетное управление

Прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ;

Финансирование данных программ;

Составление федерального бюджета;

Оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

Подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

Германия

1.Федеральное министерство финансов

Разработка финансовой и налоговой политики;

Разработка валютной и кредитной политики;

Составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

Контроль за исполнением бюджета.

2. Федеральные ведомства по финансам

Налоговый контроль;

Налогообложение иностранных капиталовложений

3.Федеральное управление государственным долгом

финансирование бюджетного дефицита;

Осуществление операций по выдаче и погашению займов;

Италия

1. Казначейство

Управление государственными расходами и финансовый контроль

2. Министерство финансов

Управление государственными доходами

3.Министерство бюджета и планирования

Разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

4. Министерство внутренних дел

Управление местными финансами

В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство РФ;

Счетную палату РФ;

Государственную налоговую службу РФ;

Центральный банк.

Министерство финансов является основным органом управления финансовой системой. Положение о Министерстве финансов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. Основные функции Министерства финансов в области управления финансовой системой представлены следующими:

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета; разработка проекта нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций региональным бюджетам; руководство в области финансово-бюджетного планирования;

Разработка положений налоговой политики, предложений по совершенствованию налоговой системы; проведение переговоров и заключение межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения;

Осуществление регулирования рынка ценных бумаг; разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; разработка программ внешних заимствований, проведение переговоров по привлечению кредитных ресурсов; разработка порядка использования привлеченных кредитов;

Анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; заключение международных финансовых договоров и соглашений; разработка направлений использования централизованных валютных ресурсов и средств, поступающих от централизованного экспорта товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов;

Методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; руководство вопросами бюджетного учета и отчетности;

Обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, бланков строгой отчетности;

Заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие кассового дефицита федерального бюджета и другие цели;

Участие в разработке инвестиционных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств централизованных инвестиционных фондов.

Централизованная система органов федерального казначейства начала формироваться с 1994 года. Положение о федеральном казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

По традиционному определению, казначейство - это специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта федерального бюджета и его исполнение, управление государственным долгом и эмиссия ценных бумаг. Как было показано выше, в ряде стран казначейство выполняет функции министерства финансов. Развитие института казначейства в России имеет своеобразную историю. До начала 60-х г.г. XIX в. каждое государственное ведомство имело свое казначейство, которое ведало внутриведомственным сбором доходов и расходованием средств.

В ходе финансовой реформы 1863 г. в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, ведомственные кассы были ликвидированы. В министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а в качестве местных органов - казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. После 1917 г. департамент государственного казначейства и его местные структуры вошли в состав Народного банка РСФСР. Позднее функции казначейства стал выполнять Госбанк РСФСР. До 1991 г. Госбанк с его сетью отделений на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов республиканского (федерального) бюджета. Создание сети коммерческих банков, изменение функций центрального банка снизили возможность контроля за исполнением федерального бюджета. Это обусловило необходимость воссоздания аппарата казначейства как органа, ответственного за исполнение федерального бюджета.

Казначейство подчинено Министерству финансов РФ, его органы являются самостоятельными юридическими лицами. Структура органов федерального казначейства представлена на схеме рис.6.2.

Функции казначейства:

Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Организация распределения доходов между бюджетами разных уровней, организация взаимных расчетов;

Сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

Осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

Обеспечение целевого финансирования предприятий и организаций за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Взаимодействие с Центральным банком обеспечение управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга;

Ряд других функций.

Рис. 6.2. Структура органов федерального казначейства

Счетная плата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Федеральный закон о Счетной палате принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Счетная палата является юридическим лицом, осуществляющим следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

В этой связи решаются определенные задачи:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

Определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности, финансовая экспертиза проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих финансирование за счет федеральных источников;

Контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

Контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ и регулярно представляет сведения о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространены на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, а также предприятия и организации, связанные с использованием федеральных финансовых ресурсов.

Государственная налоговая служба РФ является органом управления системой налогообложения. В ее состав входят подразделения, осуществляющие методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Структура подразделений Государственной налоговой службы представлена на рисунке 6.3.

Рис. 6.3. Структура подразделений государственной нвлоговой службы РФ

Основными функциями государственных налоговых инспекций регионального и местного уровня:

Контроль за соблюдением налогового законодательства;

Обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

Обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

Контроль за своевременным представлением плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов;

Осуществление возврата излишне внесенных сумм налогов и обязательных платежей;

Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом;

Составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

Основные задачи Государственной налоговой службы РФ:

Учет налогоплательщиков;

Учет поступления налогов;

Анализ динамики налоговых поступлений;

Совершенствование функционирования системы налогообложения;

Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства, разъяснение им системы налогообложения.

Отдельные функции управления финансовой системой возложены на Центральный банк:

Общее регулирование денежного обращения;

Обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

Управление золото-валютными резервами;

Определение форм безналичных расчетов.

Предыдущая

Структура системы управления финансами на предприятии

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании характерно обособление: руководимая вице-президентом по финансам (Финансовым директором) специальная служба, как правило включающая в себя бухгалтерию и финансовый отдел. Вообще типовой структуры организации и управления финансами для всех компании быть не может.

Структура финансовых служб предприятия строится, как правило, по функциональному принципу , который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника. В зависимости от масштаба предприятия, во главе службы могут быть финансовый директор, финансовый менеджер, главный бухгалтер.

Малое предприятие : Функции финансового директора (менеджера) возлагаются на главного бухгалтера (рис.1).

Рис. 1 Структура финансовой службы малых предприятий

Средние предприятия : На средних предприятиях выделяются отдельно функции учета, исполняемые бухгалтерией и функции финансового директора (менеджера) в данном случае включают в себя планирование, прогнозирование, анализ, контроль, поиск источников финансирования и т.д. (рис.2)


Рис. 2. Структура финансовой службы средних предприятий

Крупные предприятия : Отличительной особенностью финансовой службы на крупных предприятиях является большая степень функциональной детализации, в соответствии с которой и формируются структурные подразделения предприятия. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 3).

Вне зависимости от организационной структуры управления фирмой финансовый менеджер отвечает принятие решений в области управления финансов или выработку рекомендаций высшему руководству, за анализ финансовых проблем.


Рис. 3. Организационная структура управления крупным предприятием

2.2. Финансовый менеджер: функциональные обязанности, квалификационная характеристика

Эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера

· рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами;

· своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка;

· предотвратить ситуацию возможного банкротства предприятия.

Среди основных функциональных обязанностей финансового менеджера выделяют:

· организация финансовой работы на предприятии;

· разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

· оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

· разработка перспективных, текущих, оперативных финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

· участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

· проведение валютной и кредитной политики;

· анализ финансового состояния предприятия;

· контроль над исполнением плановых показателей.

Квалификационная характеристика финансового менеджера .

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

Финансовый менеджер должен знать:

· Теорию менеджмента.

· Теорию финансов, кредита и денежного обращения.

· Теорию финансового менеджмента.

· Бухгалтерский учет.

· Экономическую статистику, действующий статистический учет.

· Действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.

· Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.

· Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.

· Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке.

· Основы совершения операций на международном финансовом рынке.

· Основы экономики хозяйствующего субъекта.

· Методологию и методику экономического анализа.

· Делопроизводство и корреспонденцию.

Финансовый менеджер должен уметь:

· Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.

· Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.

· Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

· Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.

· Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.

· Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.

· Составлять финансовый план.

· Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.

· Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.

· Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.

· Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств.

Вопросы для контроля :

1.В чем состоит сущность финансового менеджмента?

2.Каковы функции финансового менеджмента?

3.Назовите субъекты финансового управления на предприятии.

4.Охарактеризуйте объекты финансового менеджмента.

5.Что включает в себя понятие «финансовый механизм» и каково его значение в организации финансового менеджмента на предприятии?

6.Охарактеризуйте методические основы финансового управления на предприятии.

7.Каковы внутренние регуляторы финансов на предприятии?

8.Каковы внешние и внутренние факторы воздействующие на результативность финансовых решений

9.Перечислите принципы финансового менеджмента и поясните, что они означают.

10. Расскажите основные положения теории финансового менеджмента.

11. Какие подсистемы образуют систему управления финансового менеджмента?

12. Основные требования, предъявляемые к финансовому менеджеру?

13. Объясните почему оценка эффективности любого финансового решения требует наличия определенной цели?



14. Что такое «корпоративное управление»?

15. Какую роль играет совет директоров корпорации в корпоративном управлении?

16. Сопоставьте роли, которые играют казначей и главный бухгалтер в деятельности фирмы.

Литература

1.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 768с.

2.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 1024с.

3.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Инфра – М, 2004.-284с.

4.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-527с.

5.Сапарова Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- Алматы, Экономика.2008.-848с.

6.Мендалиева С.И. Финансовый менеджмент. Астана. КазЭУФ и МТ. 2010. – 298с.

7.Ванхорн, Джеймс, С., Вахович, мл., Джон М.Основы финансового менеджмента, 12-е изд. Пер.с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1232с.: ил. –Парал. тит.англ.