1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) утратил силу, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание . Утратило силу.

Комментарий к Ст. 171 УК РФ

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется другими федеральными законами. Так, лицензирование образовательной деятельности предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
———————————
РГ. 2012. 30 дек. Вступает в силу 1 сентября 2013 г. До этого времени действует Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012).

Лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения розничной продажи алкогольной продукции. Статья 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012) предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 245; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2002. N 30. Ст. 3026, 3033; 2003. N 47. Ст. 4586; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3433; N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 11; N 17. Ст. 1931; N 31. Ст. 3994; N 49. Ст. 6063; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 15. Ст. 1737; 2011. N 1. Ст. 42; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 161; СЗ РФ 2012. N 26. Ст. 3446; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 301.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

4. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей.

5. Под доходом в комментируемой статье понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

6. В качестве конститутивного, но и в то же время альтернативного доходу в крупном размере признака объективной стороны рассматриваемого преступления законодатель указал причинение деянием крупного ущерба. Возможны случаи, когда такой ущерб действительно причиняется и вместе с тем не является признаком другого состава преступления. Например, как ущерб можно рассматривать неуплату сборов за регистрацию и получение различных лицензий. Однако для квалификации по обсуждаемой статье необходимо, чтобы такой ущерб мог быть расценен как крупный, т.е. превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (см. примеч. к ст. 169 УК). Исходя из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 к ущербу могут быть отнесены неуплаченные налоги с доходов, полученных от занятия незаконной предпринимательской деятельностью.

7. Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. В тексте комментируемой статьи указания на корыстный мотив нет, однако установление его подразумевается исходя из того, что предпринимательская деятельность, и незаконная в том числе, обязательно направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

8. Субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (следовательно, субъект в последнем случае общий).

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по комментируемой статье подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. В последнем случае субъект является специальным.

9. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

10. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35.

11. Размер особо крупного дохода определен в примеч. к ст. 169 УК, он должен превышать 6 млн. руб.

Навигация по записям

Непосредственным объектом данного преступления является установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективная сторона характеризуется следующими альтернативными деяниями:

1) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.

Осуществление предпринимательской

деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального

предпринимателя;

2) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (и. 3 ст. 49 ГК РФ).

Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как
незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в и. 1 ст. 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации.

В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном

размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления,

предусмотренного ст. 198 УК РФ.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления является формально-материальным. Если преступление характеризуется причинением крупного ущерба, то такой состав следует считать материальным, и он окончен с момента причинения крупного ущерба. В том случае, если преступление характеризуется извлечением дохода в крупном размере, то такой состав следует признать формальным, и он окончен с момента получения такого дохода.

Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Однако при квалификации преступлений в виде незаконного предпринимательства определение размера полученного дохода вызывает определенные сложности. Это связано, прежде всего, с тем, что в теории экономики и юриспруденции доход понимается по-разному.

В экономической теории под доходом понимают всю выручку от реализации товаров и услуг без учета затрат. Однако в праве такое понятие дохода сохранялось в отношении подоходного налога. В других же случаях под доходом понимается прибыль, т.е. денежные поступления, получаемые в результате предпринимательской деятельности, в части, превышающей расходы.

В уголовно-правовом смысле понятие «прибыль» и «доход» тождественны, что находит отражение в специальной литературе 1 .

Однако, в 17 декабря 1998 г. по делу Леонова Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в своем определении указала, что доход, предусмотренный ст. 171 УК, следует определять как разницу между полученной от предпринимательской деятельности прибылью и расходами, понесенными в результате этой деятельности .

Такой подход к решению данного вопроса вызвал в теории уголовного права неоднозначное отношение. Многие авторы (А.Э. Жалинский, Н.А. Лопашенко, Т.Д. Устинова и др.) в своей трактовке согласились с понятием дохода от незаконной предпринимательской деятельности, данным Верховным Судом РФ. Другие, например, П.С. Янн, С. Васендин, Б.В. Волженкин, не согласились с такой трактовкой.

П.С. Янн мотивировал свое неприятие такой позиции ссылкой Верховного Суда России на налоговое законодательство, которое, по его мнению, настолько противоречиво, что позволяет, обратившись к нему, аргументировать решение, прямо противоположное .

Б.В. Волженкин с учетом своего понимания опасности незаконной предпринимательской деятельности утверждает: «Всякое предпринимательство контролируется государством путем установления государственной регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности, установления в лицензии ряда условий. Опасность представляет не
обогащение предпринимателя, не получение им прибыли, а то, что он уклоняется от установленного контроля» 1 .

С. Васендин считает точку зрения, где под доходом понимается весь совокупный доход, полученный от незаконного предпринимательства, более обоснованной. В противном случае, по его мнению, наступление ответственности может быть поставлено в зависимость от экономической эффективности деятельности того или иного предприятия или предпринимателя .

Несмотря на образовавшуюся в теории уголовного права дискуссию, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» указал, что под доходом в ст. 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Верховный Суд принял определение дохода, близкое к используемому для целей налогообложения (Статья 249 НК РФ: «доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав).

При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

Действующее уголовное законодательство не содержит указаний относительно того, в чем может выражаться ущерб
от незаконного предпринимательства. Нет однозначного понимания ущерба при незаконном предпринимательстве и в юридической литературе. При данном составе преступления, наряду с ущербом государству в виде неуплаты пошлин, сборов, налогов, авторами разных публикаций предлагается рассматривать ущерб в виде причинения вреда здоровью граждан, их имуществу, упущенной выгоды другими предпринимателями 1 .

Отдельные авторы предложенное толкование ущерба в незаконном предпринимательстве считают необоснованным, так как оно, по их мнению, носит расширительный характер. С их точки зрения, только непоступление налогов в соответствующий бюджет может включаться в структуру незаконного предпринимательства в качестве одного из последствий указанного преступления .

Комментируя данное мнение, следует отметить, что при незаконном предпринимательстве ущерб выражается, как правило, в виде непоступления налогов в бюджет, но это не исключает его выражение в причинении вреда здоровью граждан или их имуществу. Например, указанный вред может наступить в результате потребления или пользования товарами, которые явились продуктом незаконного предпринимательства и имеют конструктивные, рецептурные или иные недостатки. Органам предварительного следствия в этих случаях необходимо будет установить причинно- следственную связь между перечисленными последствиями и совершенным незаконным предпринимательством.

В зависимости от размера извлеченного дохода при незаконном предпринимательстве осуществляется

отграничение данного преступного деяния от
административного правонарушения, но как квалифицировать деяние, когда незаконная предпринимательская деятельность была пресечена в тот момент, когда ее субъект еще не намеривался прекращать свои действия, но извлеченный им доход составляет менее полутора миллионов рублей?

При установлении признаков объективной стороны рассматриваемого преступления, помимо анализа видов незаконного предпринимательства, указанных в диспозиции ст. 171 УК, следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что осуществление незаконной предпринимательской деятельности по своему характеру относится к числу продолжаемых преступлений. Моментом окончания продолжаемых преступлений является прекращение преступной деятельности 1 . Объективная сторона ст. 171 УК РФ сконструирована таким образом, что единичным преступлением является целая система последовательных действий .

Применительно к таким случаям, в теории уголовного права выработан подход, согласно которому квалификация осуществляется в зависимости от цели продолжаемого преступления, конкретизированности или

неконкретизированности умысла виновного .

По мнению некоторых ученых, действия, описанные в приведенном примере, могут быть оценены как покушение на преступление (ч.З ст. 30, ст. 171 УК РФ), но в том случае, если органам предварительного следствия удастся доказать конкретный размер дохода, который намеревался извлечь субъект преступления, или размер дохода, который был бы
извлечен, если бы незаконная предпринимательская деятельность не была пресечена .

Анализ изученных уголовных дел также свидетельствует о том, что пресеченная незаконно осуществляемая предпринимательская деятельность, при которой ее субъект извлек доход в крупном размере, в некоторых случаях квалифицируется как покушение на незаконное предпринимательство, совершенное с извлечением дохода в особо крупном размере.

По мнению Н.Ф. Кузнецовой, при незаконном предпринимательстве до момента извлечения дохода в особо крупном размере предшествующие действия лица могут расцениваться правоприменительными органами либо как оконченное преступление (при наличии крупного размера дохода) либо как покушение на преступление 2 .

С нашей точки зрения, последний вариант квалификации возможен только в том случае, если органами предварительного следствия будет доказано, что виновное лицо намеривалось извлечь доход при незаконном предпринимательстве в особо крупном размере, тогда его действия должны быть квалифицированы как покушение на незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере.

Справедливости ради следует отметить, что в юридической литературе бытует мнение о невозможности совершения покушения на незаконное предпринимательство, в связи с тем, что данное преступление является продолжаемым. В одной из ст. Л.С. Аистовой приводится пример из судебной практики, когда, по ее мнению, действия виновного лица неправильно были квалифицированы как покушение на незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере.

Б., не являясь частным предпринимателем, в Северной Осетии приобрел у не установленных следствием лиц 8400 литров этилового спирта, с целью его перепродажи в других субъектах РФ. Для перевозки бочек со спиртом и торговли Б. арендовал автомобиль «КамАЗ» и наняі водителя. Деятельность Б. была пресечена, когда он успел реализовать только 1000 л спирта 1 .

Думается, что в приведенном примере правоприменитель правильно оценил действия Б. как покушение на незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере. Нельзя забывать, что объективное вменение в отечественном уголовном праве не допустимо. Несмотря на то, что виновный успел реализовать 1000 л спирта, его умысел был направлен на реализацию 8400 л спирта.

Правоприменительная практика о незаконном предпринимательстве характеризуется своей

противоречивостью. Анализ материалов уголовных дел свидетельствует, что в одних случаях совершение одной крупной сделки признается незаконным

предпринимательством, а в других нет. Нет единства по этому вопросу и в теории уголовного права. Одни ученые считают, что совершение единичной сделки с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере образует незаконное предпринимательство , а другие данное мнение подвергают критике.

К сожалению, признак систематичности не получил легальной расшифровки, а практика до сих пор не выработала его твердых критериев, что вызывает немало трудностей при применении норм ст. 171 УК РФ [C] .

Так, в одном из районов Вологодской области был осужден за незаконное предпринимательство К., получивший доход в крупном размере от перепродажи легковой машины. В другом районе той же области, напротив, было прекращено уголовное дело за отсутствием состава преступления в действиях П. и Л., получивших доход в крупном размере от перепродажи большой партии пиломатериалов, поскольку, как подчеркнул следователь, сделка была единичной .

В этой связи возникает вопрос, как квалифицировать действия лиц, совершивших одну или две сделки, принесшие им доход в крупном или особо крупном размере?

Ответ на поставленный вопрос, с нашей точки зрения, содержится в письме Минфина РФ от 14.01.2005 № 03-05-01- 05/3. Из контекста данного письма следует, что закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности. В качестве критериев ведения предпринимательской деятельности Минфин РФ, в частности, указывает изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок; устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

В одном из постановлений Верховного Суда, касающегося применения ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной

регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, разъясняется, что «...отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли» 1 .

В и. 2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 №23 указано, что в тех случаях, когда

незарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Таким образом, позиция высшей судебной инстанции выражается в том, что не только единичная сделка, но и несколько совершенных одним лицом сделок не создают оснований для квалификации этих действий как незаконное предпринимательство .

Такое понимание незаконного предпринимательства представляется обоснованным, так как ст. 171 УК в существующем виде нацеливает правоохранительные органы на борьбу с более опасными видами предпринимательских действий, которые наносят существенный урон обществу. Незаконное предпринимательство является незаконным не как
предпринимательство само по себе, а в силу того, что лицо уклоняется от исполнения требований о государственной регистрации либо от получения соответствующей лицензии. Если эти требования были исполнены, предпринимательство было бы законно .

Кроме этого некоторые предприниматели сочетают в своей законной деятельности незаконные виды

предпринимательства. Например, в некоторых магазинах, легально торгующих оружием, можно купить его нелегально, произведенное кустарным способом и т.д.

Известны случаи, когда отдельные врачи на базе стационарного или поликлинического отделения разворачивают деятельность по нелегальному оказанию возмездных медицинских услуг.

Мошенники под видом народных целителей систематически собирают огромные аудитории для проведения, например, сеансов массового исцеления.

Перечисленные виды деятельности при систематическом извлечении прибыли по своим содержательным характеристикам вполне будут соответствовать определению предпринимательства. Не будут они лишь отвечать условию законности совершаемых действий 2 .

По нашему мнению, описанные деяния должны получать уголовно-правовую оценку по специальным нормам уголовного законодательства и наряду с этим квалифицироваться по совокупности с нормами ст. 171 УК РФ, если они причинили крупный ущерб или принесли доход в размере не ниже крупного.

Следует также отметить, что нахождение в трудовых отношениях с каким-либо работодателем исключает наличие в
действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

Одним из районных судов Орловской области вынесен обвинительный приговор по ст. 171 УК РФ в отношении Е., который, не имея лицензии на осуществление перевозок автомобильным транспортом, заключил трудовое соглашение с пищекомбинатом о трудоустройстве в качестве водителя и на принадлежащем ему автомобиле, по указанию руководства названного предприятия, производил перевозки различных грузов.

Данный приговор был отменен. В своем постановлении Президиум Орловского областного суда указал, что деятельность Е. в упомянутом предприятии не являлась самостоятельной, так как он выполнял указания руководства комбината по перевозке грузов. Он не нес ответственности и не рисковал при недостаче или порче товара (который, как это видно из материалов дела, при перевозке находился в подотчете у других лиц), из его заработной платы бухгалтерией производились различные виды удержаний (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд), велся график учета его рабочего времени. Следовательно, действия Е. признаков предпринимательства не содержат, поэтому специального разрешения (лицензии) на перевозку грузов при таких обстоятельствах не требовалось 1 .

СТ 171 УК РФ .

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) утратил силу, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание . Утратило силу.

Комментарий к Ст. 171 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется двумя формами преступной деятельности.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Не требует государственной регистрации: а) занятие запрещенной законом экономической деятельностью (например, незаконный оборот наркотических средств); б) заключение разовых сделок гражданско-правового характера (например, производство от случая к случаю мелких работ по договору подряда). Не является предпринимательством выполнение обязанностей по трудовому договору (репетиторы, домашняя прислуга и т.п.), деятельность членов коллегии адвокатов, частнопрактикующих нотариусов.

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, конкретизирует, какие из них лицензируются на федеральном уровне, какие органами исполнительной власти субъектов федерации, а также перечисляет виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с другими законами и нормативными правовыми актами.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Если лицо по истечении срока действия лицензии или ее приостановления продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, такую деятельность следует рассматривать как осуществляемую без специального разрешения (лицензии).

4. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо то, что совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 170.2 УК).

Если крупный ущерб от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации образуется за счет неуплаты налогов, то ответственность за такую деятельность наступает только по ст. 171 УК и дополнительной квалификации по ст. 198, 199 УК не требуется.

Причинение вреда здоровью любой тяжести при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности не охватывается ст. 171 УК и требует квалификации по совокупности преступлений.

5. Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

По оценкам Правительства, около 20 миллионов трудоспособных россиян не декларируют источники своих доходов. Примерно половина из них ведет собственный, часто небольшой, нелегальный бизнес. Какой штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году им грозит?

Что такое предпринимательская деятельность

Но сначала о том, что вообще такое предпринимательская деятельность? Чем она отличается от трудовой занятости? И почему нелегальный бизнес преследуется законом?

Понятие предпринимательства установлено статьей 2 Гражданского кодекса. Это самостоятельная, рисковая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом доходы предприниматель получает не от исполнения трудовых обязанностей, а от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования имущества.
Если сравнить предпринимателя с наемным работником, то можно выявить ряд отличий.

Предприниматель Наемный работник
Самостоятельно устанавливает отношения с потребителем, выполняя весь цикл от нахождения заказа на товар или услугу до получения оплаты за него. Работает под контролем работодателя, часто выполняет только одну функцию в цикле обслуживания потребителя. Оплату получает от работодателя.
Рискует не получить оплату за свои товары и услуги, но в случае успеха распоряжается доходом от бизнеса на свое усмотрение. Защищен трудовым законодательством, получает зарплату, независимо от личных результатов. При этом работодатель выплачивает работнику только часть прибыли, им заработанную.
Самостоятельно обеспечивает свое пенсионное и медицинское страхование, платит налоги с полученных от бизнеса доходов. За пенсионное, социальное и медицинское страхование работника платит работодатель, он же удерживает и перечисляет НДФЛ с зарплаты.

Если бизнес ведется без регистрации, то государство от такого коммерческого субъекта ничего не получает. Но при этом нелегальный предприниматель пользуется всеми правами гражданина плюс может рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание и социальную пенсию. А происходит это за счет законопослушного бизнеса и его работников, которые как раз платят налоги и взносы.

Государство пытается вернуть теневой бизнес в правовое поле разными способами, в том числе, устанавливая административные, налоговые и уголовные санкции.

Административные санкции

Действующие нормы статьи 14.1 КоАП РФ устанавливают штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году в размере от 500 до 2 000 рублей. Если же гражданин нелегально занимается деятельностью, требующей получения лицензии (которую выдают только зарегистрированным субъектам), то штраф здесь чуть выше – от 2 000 до 2 500 рублей.

Кроме того, зарегистрированная организация или индивидуальный предприниматель получают статус коммерческих субъектов и обязаны выполнять многочисленные законодательные нормы. Это, как минимум, своевременная сдача отчетности, уплата налогов и взносов, исполнение обязанностей работодателя, применение кассового аппарата.

При этом, за нарушение законодательства, регулирующего ведение бизнеса, на легальных коммерсантов налагаются штрафы, и часто это очень существенные суммы. Например, за размещение рекламы без согласования с местной администрацией юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 1 миллиона рублей.

Таким образом, если говорить про административную ответственность за незаконное предпринимательство, то применяемые сейчас санкции не имеют никакой стимулирующей функции. Более того, такая ситуация провоцирует уходить в тень даже законопослушных граждан, которые не выдерживают конкуренцию с нелегальным бизнесом.

Налоговые штрафы

Налоговое законодательство не устанавливает ответственность за незаконное предпринимательство, но налагает штрафы за неуплату налога или не постановку на учет.

Если будет доказано, что от нелегального бизнеса получен доход, с которого не уплачен налог, то взыскивается штраф по статье 122 НК РФ. Это 20% от суммы налога, а за умышленное уклонение от уплаты – 40%. Сам налог и пени на него тоже придется уплатить.

Если же предприниматель более 30 дней ведет реальную деятельность без регистрации и постановки на учет в ИФНС, то это грозит штрафом в 10 000 рублей по статье 116 НК РФ.

Уголовная ответственность

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году может налагаться и в рамках уголовного преследования. Суммы здесь существенные – до 300 тысяч рублей или доход осужденного за период до двух лет.

Однако привлечь к уголовной ответственности можно, если доказанный доход от нелегального бизнеса был получен в крупном размере, а это более 2,25 миллиона рублей. Все, что ниже, подпадает под административную юрисдикцию, т.е. под штрафы от 500 до 2500 рублей.

Если же криминальный доход получен организованной группой, или его размер признан особо крупным (больше 9 миллионов рублей), то штраф вырастает до 500 тысяч рублей или до трехлетнего дохода осужденного. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусматривает также и реальные сроки ограничения свободы — от шести месяцев до пяти лет.

Незаконная предпринимательская деятельность (наказание физическое лицо)

Зачем регистрировать бизнес

Как видно из размера санкций, и судя по количеству нелегальных бизнесменов, установленная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность не выполняет своей мотивирующей функции.

Однако с каждым годом вести деятельность без регистрации все труднее, и причина здесь вовсе не в государственном контроле. Выбор в пользу зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности делают сами потребители.

Если товар или услуга получены у нелегального бизнесмена, то потребитель здесь ничем не защищен. Он не может получить документ, подтверждающий оплату, обратиться за гарантийным ремонтом, заменить бракованный товар, потребовать качественного выполнения работы или услуги.

Если же говорить о сегменте b2b, то предпринимателю без регистрации труднее найти делового партнера. Усилия налоговых органов по контролю за оформлением хозяйственных операций приносят свои плоды. Чтобы не быть обвиненным в уклонении от уплаты налогов, контрагенты перед заключением сделок проводят тщательный анализ будущего партнера. И первый пункт этого анализа – наличие регистрации в государственном реестре ИП или юридических лиц.

Новая форма предпринимательской деятельности

Обычно говоря о регистрации бизнеса, имеют в виду ИП или ООО. Но хотя эти организационно-правовые формы очень популярны, у них есть масса минусов. Это и достаточно высокая налоговая нагрузка, и сложность управления, и необходимость постоянно сдавать непростую отчетность, и применение кассового аппарата и др.

Вот уже несколько лет государство пытается создать новую форму предпринимательской деятельности – самозанятых лиц. По сути, в эту категорию входят все мелкие продавцы и исполнители, имеющие небольшой доход и не привлекающие к своему бизнесу работников.

Конечно, они могли бы пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, но их останавливают следующие нюансы:

  • нерегулярный характер бизнеса;
  • необходимость платить страховые взносы (в 2019 году это минимум 36 238 рублей), даже если деятельность не приносит никакой прибыли;
  • обязанность применять кассовый аппарат, приобретение и годовое обслуживание которого превышает 25 тысяч рублей;
  • сложная отчетность, за заполнение которой приходится платить бухгалтеру.

Нужен был механизм, позволяющий этим лицам работать легально, но упрощающий учет их доходов и уплату налогов.

Однако первый эксперимент, направленный на вывод нелегальных предпринимателей из тени, не удался. К самозанятым отнесли очень узкий круг исполнителей: репетиторов, домашний персонал, нянь и сиделок. Причем, налоги и взносы они не платят в течение двух лет, а просто проходят регистрацию в ИФНС.

Неурегулированный статус самозанятых, а также необходимость последующей регистрации в качестве ИП не принесли результатов. По всей России в этом качестве встали на учет чуть больше 1000 человек, что несопоставимо с миллионами нелегальных предпринимателей.

Но в конце июня 2018 года ФНС выступила с совершенно новой инициативой, которая действительно может кардинально разрешить ситуацию. Предложено отнести к самозанятым физлиц, которые самостоятельно реализуют товары и оказывают услуги в разных сферах бизнеса.

Причем, ставка налога зависит от потребителя товара или услуги. Если это обычное физическое лицо, то с полученного дохода самозанятый заплатит всего 3% налога. Если же покупатель или заказчик – юридическое лицо, то налоговая ставка составит 6%.

И самое главное – максимально упрощена система уплаты налогов. Подтверждение оплаты для покупателя оформляется через мобильное приложение, т.е. без кассового аппарата. Самозанятые будут регистрироваться в личном кабинете на сайте ФНС, где отражается полученный ими доход. С каждой такой операции надо уплатить налог. Если же доходов нет, то и налог или взносы платить не придется.

Реализация этого варианта на практике позволит вывести из тени большинство субъектов малого бизнеса, и к ним уже не придется применять штрафы и другие санкции.

Государство предполагает, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в его границах, будет производиться легально, но на практике это далеко не так. Понятие легальной предпринимательской деятельности отражено в Гражданском кодексе РФ (п.1 ст.2) . Кроме этого, здесь же перечислены правовые положения, закрепляющие основы ведения законного бизнеса: возраст лица, с которого он официально может зарегистрироваться в качестве ИП (ст.21) , права и обязанности индивидуального предпринимателя (ст.23) и т.д.

Легальная предпринимательская деятельность – деятельность субъекта хозяйствования, который в установленном государством порядке прошел регистрацию, осуществляемая им на постоянной основе и с целью получения дохода. Отсюда вытекает, что деятельность без регистрации или каким-либо другим образом не соответствующая требованиям закона это незаконное предпринимательство.

Признаки и виды незаконного предпринимательства

Признаки незаконной предпринимательской деятельности, при наличии которых правоохранительные структуры могут заинтересоваться организацией работ и оказанием услуг определенной фирмой:

  • не регулярное осуществление деятельности;
  • чрезмерное обогащение при невозможности объяснить и подтвердить законность получения высоких доходов;
  • отсутствие регистрации либо получение ее с нарушениями законодательства;
  • отсутствие лицензии на деятельность в случаях, когда ее наличие обязательно;
  • использование труда третьих лиц без соответствующего официального оформления трудовых отношений и выплаты зарплаты с отчислениями в государственные фонды.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности может осуществляться следующими способами:

  1. Осуществление деятельности без предварительной регистрации субъекта в налоговых органах. Закон устанавливает, что такая регистрация позволяет защищать права потребителей, пополнять казну за счет отчислений и налогов, а также контролировать законность осуществляемой деятельности.
  2. Осуществление деятельности, выходящей за рамки той, для которой был открыт бизнес. При регистрации субъекта в регистрационных документах в обязательном порядке указывается вид деятельности, для осуществления которой регистрируется юридическое лицо. Нарушением будет считаться умышленное или неумышленное несоблюдение дозволенных границ и лицензионных требований.
  3. Осуществление деятельности без лицензии в том случае, когда получение такого разрешения по закону считается обязательным. Существуют определенные виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Получение лицензии подтверждает прохождение субъектом дополнительной проверки в той сфере, которая требует более пристального контроля со стороны государства (медицина, инвестиции, страхование, международные перевозки и т.д.).
  4. Фиктивное предпринимательство – это незаконная коммерческая деятельность, осуществляемая с целью «отмывания» доходов, полученных преступным путем либо с целью уклонения от уплаты налоговых обязательств. Главным признаком фиктивного предпринимательства считается наличие прямого умысла, т.е. лицо отлично знает, что действует вне закона, но продолжает так делать с целью извлечения собственных выгод.

Субъектом незаконной коммерческой деятельности может быть как физическое, так и юридическое лицо, в том числе некоммерческие организации и политические партии, которым в принципе по закону запрещено занятие такой деятельностью. Особым субъектом является организованная группа, создание которой всегда влечет уголовную ответственность.

Уголовная ответственность (ст.171 УК РФ)

Незаконная предпринимательская деятельность влечет негативные последствия для субъекта, ее осуществляющего, в том числе и уголовную ответственности при выявлении серьезных нарушений закона.

Состав преступления (ст.171 УК РФ) предполагает наступление определенных последствий, т.е. лицо понесет наказание в рамках уголовного законодательства только в том случае, когда причиненный такими действиями ущерб будет признан крупным.

Статья УК РФ разделена на две части:

  1. Часть 1 устанавливает ответственность в случае осуществления деятельности субъектом без регистрации или обязательной лицензии.
  2. Часть 2 устанавливает ответственность за аналогичные действия, но совершенные организованной группой либо повлекшие ущерб в особо крупном размере.

Прочие меры наказания

В том случае, когда незаконное осуществление предпринимательской деятельности не повлекло тяжких последствий, предусматривающих уголовную ответственность, юридические лица и предприниматели могут быть привлечены к иным видам ответственности, установленным административным или налоговым кодексом.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.116) в случае, когда предприниматель или должностные лица организации не своевременно представляют документы на регистрацию (просрочка регистрации), налоговыми органами может быть наложен . Аналогичное наказание может последовать и в том случае, когда имеет место ведение деятельности без регистрации, но с получением небольшого дохода.

В том случае, когда субъект предпринимательства в ходе осуществления своей незаконной предпринимательской деятельности нарушает иные нормы законодательства, ему придется нести ответственность в совокупности, т.е. по статье 171 УК РФ или статье 14.1 КоАП РФ плюс по иной статье, предусматривающей ответственность за совершение другого преступления. Например, создано юридическое лицо для занятия медицинской деятельностью, но лицензия не получена (ст.171 УК РФ). В ходе деятельности персоналом была разглашена врачебная тайна, т.е. определенные важные сведения стали достоянием общественности, что предусматривает ответственность по ст. 137 УК РФ. В этом случае ответственность будет наступать по совокупности преступлений.

Примеры из практики

Пример 1

Гражданин К. длительное время торговал сезонными фруктами и овощами у одной из многоэтажек в спальном районе, но при этом регистрации в качестве ИП у него не было, а, следовательно, налоги он не платил. Когда данный факт был установлен К. понес ответственность по ст.14.1 КоАП РФ за ведение бизнеса без регистрации, не повлекшее крупного ущерба. В качестве доказательств незаконного предпринимательства были получены показания от лиц, периодически покупавших фрукты и овощи у К., приобщены буклеты и листовки о продаже продукции, которые К. развесил по району с целью повышения продаж, получены документы и объяснения у лиц, где К. закупал продукцию, которую в последующем реализовывал.

Пример 2

Гражданка Е. имеет высшее педагогическое образование и длительное время оказывала услуги по репетиторству по иностранным языкам. Была зарегистрирована в качестве ИП, где указала вид деятельности «прочие виды услуг». Через некоторое время Е. открыла свой образовательный центр и продолжила практику. При проверке ее деятельности налоговыми органами были установлены нарушения ФЗ «О лицензировании» , т.к. законодательство предполагает обязательное получение лицензии на образовательную деятельность. В зависимости от размера получаемого дохода гражданка Е. будет привлечен к уголовной или административной ответственности.

Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в комментариях