Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Общий комментарий

Комментируемая глава настоящего Кодекса состоит из 23 статей. В ранее действовавшем Кодексе РСФСР аналогичной главы не было, так как ответственность за нарушения в сфере таможенного дела была установлена Таможенным кодексом РФ (1993г.), который содержал 40 статей. Кодекс РСФСР предусматривал ответственность за нарушения таможенных правил лишь в двух статьях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях и новый Таможенный кодекс РФ (2003г.) существенно изменили ситуацию в сфере правового регулирования административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Следует констатировать, что ряд деяний, содержавшихся в Таможенном кодексе РФ (1993г.), в настоящее время не признаются правонарушениями, а многие нормы, устанавливающие административную ответственность, подверглись значительной трансформации.

С 1 октября 2004г. вступила в силу новая редакция главы 16 настоящего Кодекса. Необходимость ее принятия была вызвана тем, что этот Кодекс был принят до вступления в действие Таможенного кодекса РФ (2003г.) и потому не мог отразить изменений, касающихся правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ , являются общественные отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и проведении таможенного контроля.

Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Примечания:

Статья 16.2

Статья 16.3

Статья 16.4

Статья 16.5

Статья 16.6

Статья 16.7

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статья 16.8

Статья 16.9

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.10

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.11

Статья 16.12

Статья 16.13

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.14

Статья 16.15

Статья 16.16

Статья 16.17

Статья 16.18

Статья 16.19

Статья 16.20

Статья 16.21

Статья 16.22

Статья 16.23

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения или владельцев таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

3. Несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Статья 16.2 . Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств

1. Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статья 16.3 . Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

1. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

2. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статья 16.4 . Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.5 . Нарушение режима зоны таможенного контроля

Перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.6 . Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев гибели или утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии или о действии непреодолимой силы либо о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.7 . Представление недействительных документов при таможенном оформлении

Представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статья 16.8 . Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам

Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.9 . Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

2. Недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.10 . Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита

Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.11 . Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.12 . Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

3. Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.13 . Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа

1 Разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Разгрузка товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

3. Неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях, если такое уведомление обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.14 . Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций

Нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.15 . Непредставление в таможенный орган отчетности

Непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.16 . Нарушение сроков временного хранения товаров

Нарушение сроков временного хранения товаров -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Статья 16.17 . Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда

Статья 16.18 . Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

1. Невывоз с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Неосуществление физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Статья 16.19 . Несоблюдение таможенного режима

1. Несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Статья 16.20 . Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами

1. Пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо товарами, выпущенными без представления сведений и документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в нарушение установленных запретов и (или) ограничений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.21 . Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств

Приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статья 16.22 . Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.23 . Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

1. Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей), либо включенным в указанный Реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него, за исключением случаев, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного брокера (представителя) из указанного Реестра либо если таможенным законодательством Российской Федерации предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в Реестр таможенных брокеров (представителей), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплат

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает ответственность физических лиц за перемещение через таможенную границу незадекларированных или задекларированных неправильно денежных средств/финансовых инструментов.

Важно обратить внимание на то, что законодатель использовал достаточно широкие понятия - денежные средства и финансовые инструменты. Напомним, денежные средства это:

Под финансовыми инструментами понимаются - финансовые обязательства и права, обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме. Финансовые инструменты охватывают диапазон от традиционных первичных инструментов до разнообразных форм производных инструментов (фьючерсов, опционов и т.п.). Наибольшее внимание в настоящее время уделяется таким видам как закладные, облигации и иные формы финансирования путем получения займов, а также финансовому капиталу, под которым понимаются акции и другие документы, являющиеся свидетельством собственности.

В данном случае, для того, чтобы быть привлеченным к административной ответственности, лицу не обязательно не задекларировать денежные средства или финансовые инструменты, достаточно лишь задекларировать их неправильно.

Санкции находятся в сфере административного усмотрения:

  1. Штраф в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы
  2. Конфискация предмета административного правонарушения

Однако законодатель в статье предусмотрел как возможность применение санкций по отдельности, так и их совместное применение. С точки зрения административного права, применение таких санкций представляется правильным, так как оно направлено на то, чтобы создание стимула не нарушать правила о ввозе незадекларированных средств на территорию государства. В случае, если денежные средства изымаются и накладывается штраф, нарушителю становится невыгодно нарушать нормы таможенного законодательства.

Важно отметить, что в контексте данной статьи нарушение считается совершенным в случае, если ввозимая сумма больше разрешенной для ввоза без таможенного декларирования. Данная сумма определяется Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» от 5 июля 2010 г.

В случае, если денежные средства ввозятся в иностранной валюте, производится их пересчет по курсу ЦБ РФ на дату их ввоза или обнаружения административного правонарушения.

Для понимания отдельных вопросов, возникающих в практике применения ст. 16.4 КоАП РФ, необходимо обратиться к Письму ФТС от 18 июля 2013 г. № 01-11/30804. Данное письмо разъяснило следующие вопросы:

  1. Что делать при недостоверном декларировании наличных денежных средств и финансовых инструментов?

Если недостоверно задекларированная сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков меньше разрешенной Договором, то из всей перемещаемой суммы и (или) стоимости вычитается та часть, которую Договор разрешает ввозить (вывозить) без письменного таможенного декларирования. В случае же, когда недостоверно задекларированная часть больше разрешенной Договором, то вычету подлежит только задекларированная часть, а разрешенная Договором часть не вычитается.

  1. Как рассчитывать размер денежных инструментов?

При расчете размера денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, из их стоимости так называемая разрешенная часть не вычитается, поскольку в соответствии с Договором их ввоз (вывоз) физическим лицом осуществляется при условии письменного таможенного декларирования вне зависимости от номинальной стоимости либо суммы в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент.

Данная статья дважды становилась предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ.

  1. Определение от 6 ноября 2014 г. N 2477-О

Позиция заявителя: Норма ст. 16.4. КоАП РФ является неясной, нечеткой и неопределенной, не учитывающей специфику валюты как предмета таможенных отношений, что в условиях "плавающего" курса валют лишает граждан возможности сделать правильный расчет наличных денежных средств в эквиваленте долларов США по курсу Центрального банка Российской Федерации и тем самым - предвидеть последствия своего поведения, связанного с недекларированием или недостоверным декларированием вывозимой валюты; санкция данной статьи в виде административного штрафа в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета административного правонарушения противоречит конституционным принципам справедливости и соразмерности, поскольку подлежит назначению лицам, являющимся законными владельцами денежных средств, в том числе при добровольном сообщении таможенному органу о размере перевозимых наличных денежных средств, и не позволяет учесть размер незадекларированных денежных средств, материальное, семейное положение гражданина, его отношение к содеянному.

Позиция КС: Сам факт ввоза (вывоза) валюты не рассматривается в действующем законодательстве как посягательство на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики, т.е. как деяние, представляющее общественную опасность, равно как не считается представляющим общественную опасность и имеющим противоправный характер единовременный недекларируемый ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) физическими лицами - резидентами наличной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения валюты государств - членов Таможенного союза (подпункт 5 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса таможенного союза) через таможенную границу Российской Федерации и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается недекларируемый ее ввоз (вывоз) лишь в сумме сверх разрешенной законом и (или) международным договором (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 8-П).

Таким образом, статья 16.4 КоАП Российской Федерации, устанавливающая административную ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, не предполагает произвольного ее применения.

  1. Определение от 29 сентября 2015 г. № 1900-О

Позиция заявителя: Ст. 16.4 КоАП РФ позволяет привлекать физическое лицо к административной ответственности за недекларирование наличных денежных средств в случае его нахождения в "зеленом" коридоре с валютой, подлежащей декларированию, при отсутствии, как полагает заявитель, нормативного акта, устанавливающего порядок подачи таможенной декларации, приравнивающего факт нахождения в "зеленом" коридоре к акту декларирования и к пересечению таможенной границы Таможенного союза, а также содержащего прямой запрет на нахождение в "зеленом" коридоре с валютой, подлежащей декларированию. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 18, 21, 34 и 35.

Позиция КС : Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП Российской Федерации, конкретизируется таможенным законодательством Таможенного союза, определяющим порядок перемещения наличных денежных средств через таможенную границу, а также обязанность физических лиц по их декларированию сверх суммы, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

В соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Таможенного союза в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора, применение которой предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.

Согласно пункту 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории (далее - места прибытия или убытия) может применяться система двойного коридора; "зеленый" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа; "красный" коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица. В силу статьи 8 указанного Соглашения декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу; декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации; форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решениями Комиссии таможенного союза.

Таким образом, приведенные нормативные положения прямо указывают на то, что нахождение в "зеленом" или "красном" коридоре является перемещением наличных денежных средств через таможенную границу, а таможенное декларирование наличных денежных средств, подлежащих декларированию, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации в письменной форме таможенному органу, и не предполагают, вопреки мнению заявителя, произвольного применения статьи 16.4 КоАП Российской Федерации.

Кроме того, субъекты предусмотренных статьей 16.4 КоАП Российской Федерации административных правонарушений в силу части 1 статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 и статьи 2.2 КоАП Российской Федерации во всяком случае подлежат ответственности только при наличии вины. Как следует из представленных А.А. Гугешашвили материалов, мировым судьей было установлено, что заявитель пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, был остановлен таможенным инспектором после того, как пересек линию, обозначающую начало зоны таможенного контроля "зеленый коридор", и прошел достаточное расстояние, позволяющее сделать вывод о его намерении заявить об отсутствии у него товаров и наличных денежных средств, подлежащих обязательному письменному декларированию, и не обращался к таможенным инспекторам в "зеленом" коридоре за помощью в заполнении пассажирской таможенной декларации с целью декларирования имеющейся у него валюты.

Административные правонарушения в области таможенного регулирования в Таможенном союзе, посягают на экономические интересы и безопасность государств-членов таможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Интеграционные процессы вступления России в Таможенный Союз существенно не затронули ее правоохранительную систему. Согласно ст. 7 ТК ТС, таможенные органы государств - членов таможенного союза привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств. Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц административной ответственности определяются законодательством государств-членов таможенного союза с особенностями, установленными международными договорами.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории России является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Данный документ определяет:

ü составы административных проступков в сфере таможенного дела;

ü систему административных наказаний и принципы их применения;

ü круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности;

ü процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму;

Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в части 2 ст.2.1. КоАП РФ, можно дать следующее определение административного правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

· порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу таможенного союза;

· порядка их перемещения по единой таможенной территории таможенного союза при нахождении под таможенным контролем;

· порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

· применения мер таможенного контроля;

· правил установления и взимания таможенных платежей;

· правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;

· реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

Глава 16 Кодекса «Административные нарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» содержит 23 статьи, закрепляющие составы таможенных проступков. Ранее аналогичные составы закреплялись в Таможенном кодексе РФ 1993 года. В главе 39 ТК РФ 1993г. содержалось 40 составов нарушений таможенных правил. В связи с обновлением таможенного законодательства и принятием Таможенного кодекса РФ 2003 года, указанные нормы были пересмотрены, обобщены по родовом признакам, частично декриминализированы и внесены в качестве отдельной главы 16 в особенную часть КоАП РФ..

В рамках Таможенного союза квалификации по составам главы 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а так же правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ являются юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности, является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом):

· Объект таможенного правонарушения;

· Объективная сторона таможенного правонарушения;

· Субъект таможенного правонарушения;

· Субъективная сторона таможенного правонарушения.

ü Объект таможенного правонарушения - общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым фактом совершения правонарушения причиняется вред либо угроза причинения вреда. В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объект таможенного правонарушения.

· Родовой объект таможенного правонарушения – урегулированные нормами таможенного права России и Таможенного союза общественные отношения;

· Непосредственный объект таможенного правонарушения - конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций: декларирования товаров, взимания и уплаты таможенных платежей, помещения товаров на склад временного хранения, проведения таможенного контроля и.т.д.

От объекта таможенного правонарушения следует отличать его предмет , являющийся признаком объекта и представляющий собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую, совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля вещи; товары, утраченные вследствие непреодолимой силы; незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

ü Объективная сторона таможенного правонарушения – внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ. К признакам объективной стороны могут относиться:

· время совершения правонарушения. Например: фактическое перемещение товаров через таможенную границу вне времени работы таможенных органов (п.1 ст. 16.1. КоАП РФ);

· место совершения правонарушения. К примеру, ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо пунктов пропуска через Государственную границу и иных установленных мест прибытия (п.1 ст. 16.1 КоАП РФ);

· способ совершения правонарушения, который представляет собой приемы, применяемые правонарушителем для совершения противоправного деяния. Например, нарушение таможенных правил способом представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП РФ)

· признак «третьего лица» в той или иной форме участвующего в правоотношениях. Например: совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п.1.ст. 16.23 КоАП РФ);

Объективная сторона может быть выражена в 2-х формах:

· форма действия , нарушающего прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, ст. 16.11. КоАП РФ)

· форма бездействия , нарушающего правовое предписание (непредставление в таможенный орган отчетности, ст. 16.15 КоАП РФ).

По конструктивным особенностям объективной стороны таможенные правонарушения являются формальными, то есть не требуют обязательного наличия материального вреда, причиненного правонарушением.

ü Субъект таможенного правонарушения лицо, совершившее проступок, закрепленный в статьях главы 16 КоАП РФ.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

· индивидуальные субъекты - физические лица

· коллективные субъекты - юридические лица

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно поделить на две группы:

· общие , которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Их два: достижение 16-ти летнего возраста (ст. 2.3. КоАП РФ) и вменяемость (ст.2.8. КоАП РФ);

· специальные , связанные с особенностью их деятельности (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы, имеющее специальное звание, несовершеннолетний, гражданин, иностранец, лицо без гражданства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками субъекта.

Особенностью главы 16 КоАП РФ является то, что по ее нормам, лица, осуществляющие индивидуальную деятельность без образования юридического лица (ИПБЮЛ), привлекаются к административной ответственности, как юридические лица, хотя по общему правилу административного законодательства, они привлекаются к административной ответственности, как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Законодатель ужесточает ответственность ИПБЮЛ в сфере таможенного дела, учитывая потенциально высокую степень общественной опасности таможенных правонарушений, которые могут совершить в процессе своей хозяйственной деятельности данные субъекты ВЭД.

коллективные субъекты таможенных правонарушений могут быть поделены на две группы по пределам деликтоспособности:

· общие – юридические лица, обладающие общей деликтоспособностью вследствие создания и регистрация в установленном законом порядке;

· специальные круг юридических лиц, указанных в правоохранительной норме. Например, ст. 16.23 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в области таможенного дела: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, уполномоченных экономических операторов и т.д.

Большинство статей главы 16 КоАП РФ по субъектному составу носят универсальных характер, то есть определяют максимально широкий круг субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Однако имеются отдельные составы, закрепляющие в качестве правонарушителей только физические лица (Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации). Некоторые же статьи, напротив, исключают физических лиц из круга субъектов правонарушения (Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела).

ü Субъективная сторона таможенного правонарушения - вина правонарушителя, т.е. совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному и его последствиям, выражается в форме умысла и неосторожности.

Наличие вины принципиально для отнесения события к правонарушению. Статья 1.5. КоАП РФ, закрепляя презумпцию невиновности, указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Формы вины физических лиц (ст. 2.2 КоАП РФ):

· Умысел - лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

· Неосторожность - лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

КоАП РФ конструирует форму вины юридического лица по типу объективного вменения (п.2 ст.2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общим признаком для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела является то, что они посягают на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права Таможенного союза и Российской Федерации. По ряду свойств, правонарушения, описанные в главе 16 КоАП РФ, могут быть поделены на группы (классифицированы). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений имеет познавательный смысл, так как позволяет оценить противоправное явление многосторонне и более глубоко. Некоторые результаты классификации представлены в таблице.

Классификационные группы Примеры правонарушений Глава 16 КоАП РФ
ПО СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Незначительные нарушения - не наносят существенный ущерб экономике государства Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля; Статья 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита; Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности; Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.
Грубые нарушения- наносят реальный ущерб экономике, нравственности, безопасности государства Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
ПО ОБЪЕКТУ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
Посягающие напорядок перемещения товаров Статья 16.1 Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; Статья 16.3 Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; Статья 16.18 Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами.
Посягающие на порядок оформления товаров, помещения их под таможенные процедуры и проведение мер таможенного контроля Статья 16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статьи 16.4-16.17 Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации; Статья 16.19 Несоблюдение таможенного режима; Статья 16.23 Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.
Посягающие на порядок обложения таможенными платежами Статья 16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
Посягающие на порядок предоставления льгот и пользования ими Статья 16.20 Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами; Сатья 16.21 Незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств
Посягающие на нормальную работу таможенных органов Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
ПО ФОРМЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ
Действия Статья 16.1 Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
Бездействия Статья 16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статья 16.4 Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации; Статья 16.15 Непредставление в таможенный орган отчетности;

В научной литературе предпринимались и иные попытки классификации нарушений таможенных, содержащихся в главе 16 КоАП РФ. Однако они носили искусственный характер. Дополнительный интерес может представлять выделение контрабандной группы правонарушений, к которой относятся правонарушения ст.ст.16.2; 16.2; 16.4 КоАП РФ, а так же деление правонарушений на длящиеся инедлящиеся , что имеет практическое значение для исчисления сроков давности в процессе правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности.

Вопросы разграничения таможенных проступков и преступлений в таможенной сфере (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ) решаются комплексно. Основное принципиальное отличие преступления от проступка состоит в степени общественной опасности: у преступления она выше, чем у проступка. Критерии разграничения могут находиться в самой правоохранительной норме либо вытекают из общей теории права. Например, п.1 статьи 188 УК РФ «Контрабанда» содержит такой квалифицирующий признак, как крупный размер. Пункт 2 той же статьи содержит указание на особый предмет правонарушения: наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и т.д., в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. К отличиям таможенного проступка от преступления может относиться вина в форме умысла либо прямого умысла, свойственная отдельным видам преступлений. Отличительной особенностью является так же субъектный состав правонарушений: в отличие от административного правонарушения в области таможенного дела, субъектом уголовного преступления может являться только индивидуальный субъект: физическое или должностное лицо.