К-52 - российский вертолёт, командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор" - двухместная модификация ударного Ка-50. Предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года с применением всех средств поражения Ка-50. Это командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов.

1. Вертолет Ка-52

Вертолет Ка-52 соосной схемы от своего предшественника отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены "бок о бок". Пилотирование вертолета могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована.

Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет "воздух-воздух", стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия "Аллигатор" не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг.

2

Бортовой многофункциональный радиоэлектронный комплекс обеспечивает пилотирование, навигацию, решение боевых задач и применение средств поражения круглосуточно в любое время года. Структурно комплекс представляет собой мультиплексную многоуровневую систему на базе БЦВМ с большим объемом памяти и быстродействия.

Обзорно-поисковая и прицельная системы, включающие нашлемные индикаторы информации и целеуказания, обеспечивают круглосуточное и всепогодное обнаружение заданных целей и их атаку с помощью оптической, телевизионной, лазерной, тепловизионной и радиолокационной аппаратуры.

Перед презентацией винтокрылая машина получила название — "Аллигатор". "Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника ", — объяснил генеральный конструктор фирмы "Камов" Сергей Михеев.

3

К созданию нового поколения боевых машин фирма "Камов" приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет.

Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе "Черной акулы". Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.

4

В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. "Черная акула" рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.

5

Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.

6

На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50.

Размещение летчиков в кабине по схеме "бок о бок" упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире.

Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей "для себя" и для одноместного Ка-50.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж — 2 чел.
Диаметр несущего винта — 14,50 м
Длина вертолета с вращающимися винтами — 15,90 м

Масса:
Максимальная — 10400 кг
пустого вертолета — 7800 кг

Статический потолок — 3600 м
Практический потолок — 5500 м
Тип двигателя — 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность — 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)
Практическая дальность полета — 1160 км
Дальность действия — 520 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5 ед.
Вертикальная скороподъемность — 10 м/с

Максимальная скорость:
на пологом пикировании — 350 км/ч
в горизонтальном полете — 310 км/ч
полета вбок — 80 км/ч
полета назад — 90 км/ч

Вооружение

7

12 сверхзвуковых ПТУР "Вихрь", наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса "воздух-воздух", вертолет оборудован 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески.

ОКБ им. Н.И.Камова выступило с предложением о создании специализированного вертолетного оптико-электронного и радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых вертолетов-штурмовиков. Носителем такого комплекса должен был стать новый вертолет В-60, который проектировался также в многоцелевом, транспортном и корабельном вариантах (в настоящее время он получил развитие в виде армейского многоцелевого вертолета Ка-60). Подобный комплекс был призван повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения.

К сожалению, известные события в экономике страны на рубеже 1980-1990-х годов и в последующие годы значительно затормозили программу разработки нового вертолета. В связи с этим Генеральный конструктор ОКБ им Н И Камова С В Михеев принял решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию уже запущенного в серийное производство Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы вооружения, могла бы использоваться не только для разведки, но и для ведения самостоятельных боевых действий, в частности, ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях. Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов.

Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 года макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и увеличивала его радиолокационную заметность. Поэтому такой вариант (его полноразмерный макет демонстрировался на МАКС-95) был отвергнут макетной комиссией, которая рекомендовала переделать переднюю часть фюзеляжа двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 года, когда на опытном производстве фирмы «Камов» началось изготовление первого образца Ка-52.

Для постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 № 01-02, носивший ранее бортовой № 021. У вертолета была демонтирована, передняя часть фюзеляжа до шпангоута № 18, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой. Работы были завершены к ноябрю 1996 года, одновременно машину оснастили сразу несколькими обзорно-прицельными системами с целью выбора наиболее рационального варианта оборудования. В таком виде Ка-52, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061 («изделие 806», № 01), был впервые представлен журналистам 19 ноября 1996 года. Буквально накануне этого, пока только наземного показа, он обрел новое звучное имя «Аллигатор», которое крупными белыми буквами нанесли на левый борт фюзеляжа.

Что же представляла собой первая двухместная модификация «Черной акулы»? По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 был унифицирован с серийным Ка-50. От него «Аллигатор» унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие — новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800 — таких же, как на Ка-50. В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым — большую часть традиционных электромеханических указателей заменили жидкокристаллические дисплеи. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которой расположен в сферическом обтекателе под кабиной.

Перед колонкой несущих винтов на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали ГОЭС «Самшит-Э» в подвижном шаре диаметром 640 мм. Она включала дневную телевизионную систему, тепловизор (французского производства), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна. Кроме того, на первом экземпляре Ка-52 под носовым обтекателем фюзеляжа на поворотной (в пределах +-110°) установке была размещена круглосуточная обзорно-прицельная система «Ротор» с двумя оптическими окнами, в одном из которых устанавливался датчик французского тепловизора «Виктор» В дальнейшем вместо ОПС «Ротор» в доработанном носовом обтекателе предполагалось разместить часть модулей многофункционального радиолокационного комплекса «Арбалет», включая антенну обнаружения наземных целей. Другую часть этого комплекса, предназначенную для обнаружения воздушных целей, планировалось установить в обтекателе над колонкой несущих винтов. Вооружение вертолета дополнили аналогично Ка-50Ш . Наличие в кабине второго рабочего места позволяет использовать вертолет для тренировок летчиков одноместных Ка-50.

Что касается летных характеристик двухместного варианта, то вполне понятно, что по сравнению с Ка-50 они несколько ухудшились. Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического — с 5500 до 5000 м. В дальнейшем фирма «Камов» планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБЗ) совместной разработки санкт-петербургского «Завода им. В.Я. Климова», развивающих мощность 2500 л.с на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.

Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996 года, еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке «АэроИндия-96» в городе Бангалор. После возвращения домой подготовка к первому вылету была возобновлена. 25 июня 1997 года вертолет поднял в воздух летчик-испытатель А.Смирнов. Эта машина в дальнейшем неоднократно переделывалась и поныне остается единственным двухместным аппаратом семейства.

С угасанием корейского тендера программа Ка-52К утратила для фирмы «Камов» актуальность. Тем не менее, опыт работ по ней не пропал даром, и полученные на испытаниях результаты были использованы для дальнейшего совершенствования Ка-52 для Российской армии. Опытный экземпляр вертолета снова переоснастили для отработки различных вариантов бортового оборудования. Так, на МАКС-2003 он демонстрировался в следующем варианте комплектации: радиолокационный комплекс «Арбалет» (модуль «воздух-поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух-воздух» над колонкой несущих винтов), система «Самшит-БМ-1» для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей по телевизионному и тепловизионному каналам (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС на базе ГОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа слева за радиопрозрачным обтекателем РЛС).

К настоящему моменту Ка-52 уже завершил этап Государственных совместных испытаний в части подтверждения летно-технических характеристик и сейчас проходит этап ГСИ по отработке комплекса нового оборудования. Серийное производство Ка-52 уже давно подготовлено на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. В настоящее время количество закупаемых для ВВС России боевый вертолетов Ка-52 «Аллигатор» постоянно возрастает и наряду с вертолетом ОКБ им. Миля Ми-28 он составляет основу обновленной армейской авиации России.

Модификация: Ка-52
Диаметр главного винта, м: 14.50
Длина,м: 13.50
Высота,м: 4.90
Масса, кг
-пустого: 7800
-нормальная взлетная: 9800
-максимальная взлетная: 10400
Тип двигателя: 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
-мощность, кВт: 2 х 1638
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Практическая дальность, км: 1160
Дальность действия, км: 520
Скороподъемность, м/мин: 600
Практический потолок, м: 5500
Статический потолок, м: 3600
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами.
Боевая нагрузка: 2000 кг на 4 узлах подвески — 4 х 3 ПТУР «Вихрь» или 4 УР «Игла-В» «воздух-воздух» или 80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР или контейнеры с пушками или пулеметами.

Ка-52 на стоянке авиасалона.

Ка-52 на стоянке авиасалона.

Взлет Ка-52 ВВС России.

Взлет Ка-52 ВВС России.

Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

Ка-52 ВВС России в полете.

Пара Ка-52 ВВС России.

Ка-52 ВВС России. Пуск НУРСов.

Пара Ка-52 сопровождает Ми-26.

Ка-52 для ВВС Египта. Июнь 2017 г.

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

С одним пилотом «Чёрная акула» по праву считается двухместная машина Ка 52 , получившая прозвище «Аллигатор» и известная в классификации НАТО как Hokum-B. Этот боевой вертолёт предназначается для координации работы ударных вертолётов, ведения разведки и указания целей в ходе боя, участия в антитеррористических операциях и для прикрытия спецназа.

История создания Ка 52

Впервые прототип «Аллигатора», оснащённый ещё двигателями ТВ3-117ВМА и переделанный из одноместного , попробовал воздух в июне 1997 года. Из-за недостаточности финансирования проекта в то время, лишь летом 2008 года 27 июня с заводского аэродрома поднялся в небо предсерийный экземпляр Ка 52 . Испытательные полёты были закончены только в начале 2011 года.

К серийному производству завод приступил в октябре 2008 года и в 2011 году начались поставки новых вертолётов в войска. В лётные подразделения, базирующиеся на аэродроме Черниговка, первые вертолёты перегнали в мае 2011 года. По заказу МО России выпущена в серию, предназначенная для производства полётов с авианесущих кораблей, модифицированная модель «Аллигатора» со складывающимся крылом и лопастями – Ка 52К .

Краткое описание вертолёта

Ка 52 «Аллигатор» оснащён силовыми установками ВК-2500 с тягой по 2400 л.с. и кабиной на двух пилотов с размещением бок о бок. С точки зрения авионики, машина оборудована новейшими современными системами, позволяющими пилотировать вертолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях, вести боевые действия и производить разведку, успешно управлять штатным ракетным вооружением.

Ка 52 используется ещё и как учебный вертолёт для обучения и дальнейшей тренировки лётчиков к боевым действиям на современных винтокрылых машинах.

Впервые на вертолёте этого класса была установлена оригинальная система катапультирования по самолётной схеме. Ка 52 единственная серийная машина в мире, оборудованная ракетным катапультным креслом.

В полёте при возникновении аварийной ситуации пилот тянет рычаг системы покидания на себя, автоматически срабатывают пиропатроны и отстреливаются лопасти несущего винта, одновременно включается электропитание детонационных патронов, разрушающих остекление фонаря кабины лётчиков. Вслед за этим подрываются пиропатроны, выталкивающие ракетную капсулу, влекущую за собой пилота. Капсулы уходят вверх под определённым углом, разделяя пилотов, чтобы они не попали под огненную струю двигателей катапультных капсул.

Конструкторы не забыли о сохранности жизни экипажа, вертолёт с броневой защитой, изготовленной в ОКБ Камова, не боится попадания даже 23-мм снарядов, что даёт пилоту уверенность поражать цели с небольшой дистанции, как во времена вьетнамской войны.

Тактико-технические данные Ка 52

Лётные характеристики вертолёта Ка 52

  • Крейсерская скорость – 270 км/час.
  • Максимально-допустимая скорость – 390 км/час.
  • Перегоночная дальность – 1160 км.
  • Практическая дальность – 460 км.
  • Статический потолок – 4000 м
  • Динамический потолок – 5500 м.
  • Скороподъёмность – 600 м/мин.
  • Допустимая перегрузка – 3,5 g.

Технические данные вертолёта Ка 52

  • Длина вертолёта – 14,2 м.
  • Высота вертолёта – 5 м.
  • Диаметр винтов – 14,5 м.
  • Размах крыла – 7,3 м.
  • Максимальный взлётный вес – 12200 кг.
  • Вес топлива во внутренних баках – 1487 кг.
  • Двигатели – 2 Х ВК-2500.
  • Мощность на взлётном режиме – 2 х 2400 л.с.
  • Мощность на чрезвычайном режиме – 2 х 2700 л.с.
  • Мощность на крейсерском режиме – 2 х 1750 л.с.
  • Экипаж – 2 чел.

Вооружение вертолёта Ка 52

  • Пушечное – 1 х 30-мм 2А4А.
  • Точек подвески – 6.
  • УР «воздух-земля» — 4 х ПТУР «Штурм ВУ»
  • УР «воздух-воздух» — 2 х «Игла-В» на пилонах.
  • НУР С-8 – 4 Х 20 шт.
  • НУР С-13 – 4 Х 5 шт.

В настоящее время в войска поставлена и освоена 81 единица этих вертолётов.

Боевое применение Ка 52 «Аллигатор»

Министерство обороны приняло решение, что основным ударным вертолётом ВКС станет для выполнения задач непосредственно на поле боя, которые решаются на 70% в простых метеорологических условиях. А вот для решения задач ночью и в сложных метеорологических условиях в целях поддержки спецподразделений и боевых действий против террористов следует использовать Ка 52 .

Такое решение принято на основе анализа недостатков «камовской» машины. Основной недостаток Ка 52 – возможность перехлёста соосных винтов при больших кренах и малых скоростях. Так как несущих винтов два, увеличивается вероятность их поражения и это ещё один недостаток «Аллигатора», но более низкий уровень шума сосной силовой установки имеет предпочтительное значение для применения этой машины ночью и в сложных метеоусловиях.

Ка 52 и Ми 28Н в Сирии

Ка 52 «Аллигатор» и «Ночной охотник» получили боевое крещение в боях против ИГИЛ в сирийской пустыне. С конца 2015 года эти вертолёты базируются в сирийской провинции Латаки на аэродроме Хмеймим и имеют практически одинаковое вооружение, состоящее из 30-мм пушки, двух типов УР «Атака»и НАР С-80. Ка 52 на борту имеет оборонный комплекс «Президент-С», с помощью которого несложно подавить ПЗРК террористов, составляющих основу ПВО.

Ка 52 принял участие в боевой операции при освобождении города Хомс в апреле этого года, а весной 2016 года показал свои возможности в боях за Пальмиру.

Боевое применение вертолета Ка-52 в Сирии видео

Ударные вертолеты в современных армиях - машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага - пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха - нет проблем. А уж подбить пару-тройку танков и БТР - легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии - России и США. Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 "Аллигатор" и его заокеанского коллеги - AH-64 "Апач".

Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.
. Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :

Максимальная взлётная — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Экипаж — 2 человека
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Максимальная скорость — 350 км/ч
Дальность полёта — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъёмность — 10 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g
Допустимый угол крена — ±70 град.
Допустимый угол тангажа — ±60 град.

Специальное оборудование (вооружение)
Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

— количество — 12 шт.
— скорость полёта ПТУР — 400 м/с
— дальность пуска — 8000 м
— бронепробиваемость — до 950 мм

Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

— калибр — 30 мм
— боекомплект — 460 снарядов
— масса снаряда — 0,39 кг
начальная скорость снаряда — 980 м/с
— прицельная дальность стрельбы — 4000 м

Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

«Апач»

Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Вертолет АН-64А «Апач» выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.
Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0.483 м для улучшения обзора, — летчик. Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях. Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, про-тектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

Силовая установка вертолета АН-64А «Апач» состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летника, другой — за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут. Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л. Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с. Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.
Вертолет АН-64А оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования. насчитывающего в общей сложности около 12 единиц. Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания TADS, система ночного видения летчика — PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой. ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система. PNVS — это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

Основным вооружением вертолета «Апач» являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр». которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация. Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.
АН-64А «Си Апач» — вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта.
Экспортный вариант АН-64А «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.
АН-64В «Апач Браво» — 254 машины АН-64А, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

АН-64С — промежуточный вариант вертолета АН-64А без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.
AH-64D «Лонгбоу Апач» — усовершенствованный АН-64А с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г. Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701 С; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.
Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне- в 1991 г., когда было задействовано 228 вертолетов АН-64.

Экипаж, чел.

Скорость, км/ч

максимальная - 309
крейсерская - 293

Потолок, м

статический - 4570
динамический - 6250

Дальность, км

перегоночная - 1700
действия - 480

Масса, кг

максимальная взлетная - 8006
нормальная взлетная - 6670
пустого вертолета - 4657

Габариты вертолета, м

диаметр несущего винта - 12,63
длина фюзеляжа - 14,68
длина с вращающимися лопастями - 17,76
высота - 4,22

Двигатель

ТВД General Electric T700-GE-701,
2 по 1522 л.с.

Вооружение

30 мм пушка M230 Chain Gun
Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114.
НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra

Экспертное заключение

Так какой же из этих двух летающих танков превосходит своего оппонента ?

  1. Двигатель . Установка «американца» слабее (2*2700 лошадиных сил «Аллигатора» против 2*1890 «Апача). Однако по дальности полёта и скорости КА-52А немного уступает своему аналагу.
  2. Вооружение . В этом сегменте «Аллигатор» наголову превосходит оппонента. «Апач» обладает 30-миллиметровой пушкой и ракетным вооружением из 16 снарядов типа «воздух-земля», 16 ракетами класса «НУР» (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, а также иногда 4 ракетами класса «воздух-воздух). Начинка оружия «Аллигатора» намного опаснее. "Аллигатор" также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 "Вихрь" с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. "Вихрь" настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты "Игла-В", которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты - 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для "крепких орешков" - бетонных огневых точек, техники и кораблей.
  3. Броня . Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил "Апач" из простой охотничьей винтовки. Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие "собратья".

Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы "Аллигатора", то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя. Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста. В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти "вертушки" складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов. Вообще "Аллигатор" обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей - не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация - вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии. Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой - чем не идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь "Аллигатор" вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего "американца".