100 великих рекордов авиации и космонавтики Зигуненко Станислав Николаевич

Мини-вертолеты

Мини-вертолеты

Кроме строительства больших вертолетов, многие конструкторы вовсе не прочь были испробовать свои силы и в создании геликоптеров-малюток, на одного человека. Началось это поветрие еще в 50-е годы XX века. Казалось, еще вот-вот, и одноместные вертолеты получат столь же широкое распространение, как велосипеды и мотоциклы. Однако вскоре выяснилось, что создателям серийных одноместных мини-геликоптеров пришлось столкнуться с рядом проблем, которые пришлось решать заново.

К ним, в частности, относились вопросы обеспечения устойчивости и управляемости, борьбы с вибрацией, оснащения машин емкими и в то же время компактными и безопасными топливными баками. Одним словом, чем меньше полетный вес, тем больше проблем!

Причем сами «малолитражки» тоже существенно отличаются друг от друга по методике проектирования, конструктивной схеме, мощности и типу силовой установки и, конечно, по назначению. К примеру, аппараты массой 130–600 кг зарубежные эксперты выделили в особый «подвид» для использования в спорте, военном деле и деловых поездках. Машины массой 700–1000 кг предполагалось использовать для связи, в сельском хозяйстве, лесничествах.

Тем не менее, несмотря на сложности, многие фирмы все же выпускали ограниченными сериями малые геликоптеры. Скажем, в 50-х годах нью-йоркская фирма «Жиродайн» выпустила первую опытную серию одноместных вертолетов типа «Ротосайкл» с соосными несущими винтами и двигателем в 62 л. с. Первоначально «Ротосайклы» предполагалось базировать на боевых кораблях для поиска подводных лодок. Всего фирма изготовила шесть модификаций пилотируемых «Ротосайклов» и один беспилотный вариант. Однако на флоте они так и не прижились из-за малого радиуса действия - порядка 10 миль.

Английская компания «Хиллер» разработала серийную, одноместную «малолитражку» ROE-1. Уложенная в особый контейнер, она весила всего 136 кг. При необходимости ее можно было сбрасывать на парашюте. Благодаря компактности подобных летательных аппаратов их предполагалось использовать как принципиально новое средство для спасения сбитых летчиков.

Если пилот сбитого самолета, спустившись на парашюте, оказывался в таком месте (например, в густых джунглях), откуда его не мог забрать спасательный вертолет, предполагалось что «спасение утопающего станет делом рук самого утопающего». Пилоту сбрасывали контейнер с мини-вертолетом. Летчик должен был привести геликоптер в рабочее положение и улететь на базу. Или, по крайней мере, мог перебраться в такое место, откуда его уже мог забрать спасательный вертолет.

Были идеи использовать мини-геликоптеры и вместо традиционных парашютов. Например, складной вертолет KSA-100 фирмы «Каман» командование ВВС США предполагало использовать в ходе войны с Вьетнамом.

Испытания первого аппарата KSA-100 начались в 1974 году. В сложенном виде «вертопарашют» крепился к катапультируемому сиденью. Когда, как мрачно шутили летчики, «оставаться в самолете было страшнее, чем катапультироваться», пилот вместе с креслом выстреливался из кабины. После погашения скорости выдвигались телескопические лопасти несущего винта «карманного» геликоптера и кресло превращалось в микровертолет. Теперь пилоту оставалось надеяться, что его не собьют вторично и он сможет пролететь 100–120 км до расположения своих войск.

…В нашей стране пытались применить малогабаритные вертолеты на малотоннажных промысловых судах для поисков косяков рыбы, на судах малого каботажа арктического плавания - для ледовой разведки. На суше с помощью таких машин хотели производить осмотр и ремонт линий высоковольтных передач, выполнять аэрофотосъемку, сезонную обработку сельскохозяйственных культур и т. д.

С этой целью в студенческом конструкторском бюро Харьковского авиационного института имени Н. Е. Жуковского был сконструирован мини-геликоптер ХАИ-27. В 1970 его продемонстрировали на Центральной выставке научно-технического творчества молодежи. Но до серийного производства дело так и не дошло. На практике оказалось все же удобнее использовать серийные легкие самолеты и вертолеты.

Впрочем, недавно была предпринята еще одна попытка реанимировать подобные сверхлегкие геликоптеры. Фирма Trek Aerospace выпустила новый летательный аппарат Springtail EFV-4! По существу он представляет собой Exoskeleton Flying Vehicle («экзоскелет для полета»), который пилот как бы надевает на себя. После чего два вертолетных ротора, расположенные в кольцевых каналах над головой пилота должны были поднять его в воздух. Вес такого аппарата в снаряженном состоянии 270 кг; скорость - до 96,5 км/час; максимальная высота полета - до 1900 м; диапазон действия - 100 километров; продолжительность полета - 1,5 часа.

Однако и эта машина из-за своей громоздкости так, по всей вероятности, и останется экспериментальной.

Из книги Тунис. Путеводитель с мини-разговорником автора Кёте Фридрих

Из книги Барселона. Путеводитель автора Хомбург Эльке

Мини-разговорник По-русски. . . . . . . . . . . . . . . . . . По-испански / по-каталонски. . . . . . . . . . . .ПроизношениеОбщееДоброе утро/день. . . . . . . . . . . . . . . . .Buenos d?as / Bon dia . . . . . . . . . . . . . .Буэнос диас / Бон диаДобрый день (после 12 ч) . . . . . . . . . . .Buenas tardes / Bona tarde . . . . . . . . . .Буэнас тардес /Бон

Из книги Кипр. Путеводитель автора Вайс Вальдемар

Мини-разговорник Греческий языкОфициальными языками Республики Кипр являются греческий и турецкий. Почти все киприоты говорят по-английски, но если вы знаете несколько слов по-гречески, это вызовет бурную и совершенно искреннюю волну радости. Киприака – кипрский

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Мини-разговорник Блюда (cibi)acciughe [аччуге] . . . . . . . . . . . . . .сардиныaceto [ачето] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .уксусagnello [аньелло] . . . . . . . . . . . . . .барашекaglio [альо] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .чеснокalici [аличи] . . . . . . . . . . . . . . . . . .анчоусыallo spiedo, spiedino [алло спьедо, спьедино] . . .на шампуре, на

Из книги Мадрид. Эскориал, Сеговия, Толедо. Путеводитель автора Бюшер Тобиас

Мини-разговорник Особенности произношения в кастильском диалекте: сочетание букв ll произносится как ль; qu перед i и e – как к; v – как в; z перед a, o и u – как с, перед i и e– как энергичное c или английское th; ch – как ч: с – как нь; h в начале слова не читается.Основные испанские

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Мини-разговорник В Амстердаме английский – в некоторой степени второй язык. Нидерландцы без проблем могут пользоваться при разговоре двумя языками попеременно.Если вы знаете немецкий, это тоже может вам помочь. Многие нидерландцы хорошо понимают немецкий язык,

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

6 ВЕРТОЛЕТЫ Большой вклад в создание вертолетостроения в нашей стране внес Борис Николаевич Юрьев, который разработал свои первые вертолеты еще в 1909–1914 гг. В 1925 г., когда в ЦАГИ развернулась научная и конструкторская работа в этой области, под руководством профессора

Из книги Борьба с вертолетами автора Белов Михаил Ипатович

Глава первая ВЕРТОЛЕТЫ КАК СРЕДСТВО ВООРУЖЕННОЙ

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

1. Зарубежные вертолеты 80-х годов В начале 80-х годов военно-политическая обстановка в мире существенно осложнилась. В политике ведущих стран блока НАТО произошел крутой поворот от разрядки к конфронтации с СССР и социалистическим содружеством в целом. В стремлении

Из книги Марокко. Путеводитель автора Шварц Бертольд

Глава пятая ВЕРТОЛЕТЫ ПРОТИВ ВЕРТОЛЕТОВ

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

8.6. Мини-склады Если вам нужно отдать на хранение что-нибудь объемное или тяжелое, воспользуйтесь услугами складов. Многие склады сдают помещение за плату, которая зависит от региона страны и от размеров самого помещения. Самые маленькие из них имеют площадь около четырех

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.

Мини-разговорник Добрый день, добро пожаловать. . . . . . . . мерхабаМир Вам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . салам алайкумДоброе утро. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . сабаш альшерДобрый вечер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . мса альшерКак дела? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ле бэсДо свидания. . . . . . . . . . . .

Из книги Я познаю мир. Оружие автора Зигуненко Станислав Николаевич

Мини-АТС Мини-АТС – автоматическая телефонная станция уменьшенных размеров, предназначенная для соединения участников телефонных переговоров (абонентов) между собой без участия человека-оператора, по сигналам вызова одного из абонентов, в ограниченном масштабе.

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

ВЕРТОЛЕТЫ

Из книги автора

"Мини–пулеметы" "Каштан", "бизон" и другие Необходимость скрывать оружие под одеждой, выхватывать его в мгновение ока и вести огонь как одиночными выстрелами, так и очередями привела к тому, что спецагенты наряду с автоматическими пистолетами отдают предпочтение и

Из книги автора

ВООРУЖЕНИЕ ДЕСАНТНИКОВ-ШТУРМОВИКОВ: ВЕРТОЛЕТЫ Вертолет Ми-4На винтокрылые машины руководство Вооруженных Сил СССР обратило пристальное внимание после успешного боевого дебюта американских винтокрылых машин в Корейской войне в самом начале 50-х годов. Американские

Корпорация Hirobo Electric Corporation обещает выпустить на рынок революционное транспортное средство - электрический одноместный мини-вертолет, способный летать с пассажиром со скоростью 100 км/ч.

Воплотить мечту об автомобиле, способном летать, или о вмещающемся в рюкзак вертолете то и дело грозятся никому не известные компании, которые быстро исчезают, так и не сумев сконструировать ничего практичного. На сей раз о создании компактного летательного средства заявила серьезная вертолетостроительная корпорация Hirobo со штаб-квартирой в Хиросиме. Она продемонстрировала прототип этого устройства.

Макет будущего мини-вертолета был выставлен на Международной аэрокосмической выставке в японском городе Нагоя. По словам президента Hirobo Котаро Матсузаки, его компания инвестировала 10 млрд. иен ($125 млн.), чтобы подобные транспортные средства стали использоваться для личных полетов. Основным предназначением мини-вертолетов Hirobo называется транспортировка при авариях и бедствиях. Компания планирует производить два вида этих вертолетов: беспилотный - стоимостью 10 млн. иен ($125 тыс.), и одноместный, стоимостью 30 млн. иен ($375 тыс.). Беспилотные модели могут использоваться для срочной транспортировки материалов, таких как человеческие органы или кровь.



Мини-вертолеты Hirobo смогут разгоняться до 100 км/ч и летать без дозаправки в течение 30 мин. Они будут работать на электромоторе, что может сделать их полезными для проведения спасательных операций. Тихий звук мотора позволит пилоту находить людей, зовущих на помощь. Выпустить мини-вертолеты в продажу Котаро Матсузаки рассчитывает в 2021 г . Компания больше опасается юридических, а не технических трудностей. Согласно прогнозам Hirobo, на то, чтобы получить разрешение на использование мини-вертолетов в Японии, потребуется от двух до четырех лет. Перспектива использования мини-вертолетов для спасения людей радует, но многих беспокоит тот очевидный факт, что применение их в качестве городского транспорта несет немалую угрозу для жизни людей и инфраструктуры.



В настоящее время на рынке можно найти бензиновые одноместные вертолеты стоимостью от нескольких тысяч долларов, а также инструкции о том, как самостоятельно сконструировать такой аппарат на основе мотора из бензопилы. Однако удобство и безопасность этих транспортных средств остаются на крайне низком уровне.



Самым известным из одноместных мини-вертолетов является выпускаемый японской компанией Gene аппарат GEN H-4. Это летательное устройство стоимостью около $60 тыс. состоит всего лишь из сиденья, шасси и двух 4-метровых винтов, вращающихся в противоположные стороны. Бензиновые двигатели GEN H-4 способны разгонять вертолет до 90 км/ч и работать без дозаправки в течение 30 мин.

Приобретая все больше поклонников, на сегодня становятся не только проще, но и безопаснее. В нашем топе мы рассмотрим самые маленькие вертолеты в мире .
1 Вертолет GEN H-4 (Япония)

На сегодня это — самый маленький вертолет в мире, что засвидетельствовано даже в Книге Рекордов Гиннеса. GEN H-4, созданный одноименной японской компанией, имеет лопасти длиной 4 метра и вес всего лишь в 70 кг. У этого вертолета нет хвоста, т.к. он оснащен винтами соосного принципа действия, и это позволило значительно уменьшить его размеры. Грузоподъемность этого «малыша» впечатляет – он способен летать с весом в 210 кг (то есть ровно втрое больше собственного весе). Продаваться вертолет будет в разобранном виде, как конструктор, и, по замыслу производителей, будет собираться владельцем за 30 часов. Предложение более чем интересное, а что касается стоимости, то предположительно она будет начинаться с 200 тыс. долларов США.

2 Вертолет


На второе место мы ставим именно этот вертолет. Название уже говорит само за себя – «Москит»! Его разработка велась почти 10 лет, и «Москит» соединил в себе высокую надежность и легкость в управлении с маленькими размерами и очень хорошей маневренностью. Двигатель вертолета мощностью в 60 л.с. и 5-тиметровые лопасти с легкость поднимают в воздух машину и пилота общим весом до 300 кг. При этом сама машина весит всего 115 кг. Стоимость этой машины и ее модификаций стартует от 40 тыс. долларов.

3 Вертолет


Впервые этот вертолет взлетел в 2004 году, и изначально задумывался для экстремальных забав. Но на сегодня он и патрульный, пограничный, почтовый, а также учебный, поскольку, как оказалось, он имеет хорошие летные характеристики и очень надежен в использовании. Вес AirScooter II — всего 136 кг, объем двигателя — 65 л.с., скорость — 90 км/ч, потолок – 3 тыс. метров. На сегодня этот аппарат «разлетелся» (во всех смыслах) в 23 страны по цене в 50 тыс. долларов за единицу.

4 Вертолет


Этот легкий двухместный вертолет впервые поднялся в воздух в 2004 году. Он также мал и максимально удобен в эксплуатации, имеет высокие летные характеристики. Двигатель в 130 л.с. разгоняет машину до 160 км/ч на высоту в 3,6 км. Диаметр винта — 7 метров, грузоподъемность — 230 кг. Поставляется в разобранном виде, сборка требует около 250 часов. Стоимость вертолета составляет 95 тыс. евро.

5 Вертолет


Итальянцы также стараются не отставать в малой авиации. Они изготовили и продали уже более 400 своих сверхлегких вертолетов марки СН-7. Популярность он стал приобретать практически сразу с момента своего производства в 1996 году. Диаметр винта — 5,8 м., вес — 200 кг, максимальная скорость – 192 км/ч. В некоторых модификациях стоимость аппарата достигает 85-90 тыс. евро.

6 Вертолет


Легкий вертолет этой марки можно смело назвать «дедушкой» современных сверхлегких вертолетов. Созданный еще в 1975 году, он существует в более чем 3 тыс. экземпляров, эксплуатируемых в 60-ти странах мира. Основная масса современных вертолетов использует в своих конструкциях решения, найденные именно в R22. Сегодня этот вертолет стоит 258 тыс. долларов.

7 Вертолет DF Helicopters DF334 (Италия)


Двухместный сверхлегкий вертолет, также разработанный уже довольно давно — в 1980-х годах, за это время только подтвердивший свою надежность (вот уж точно, «в бой идут одни старики»…). Вес — всего 290 кг., винт – 6,8 м., скорость — 148 км/ч, стоимость — от 120 тыс. евро.

8 Вертолет Skyline SL-222 (Украина)


Легкий многоцелевой вертолет, который производится с 2011 года. Так же, как и его «собратья», может транспортироваться на обычном автоприцепе, прост и надежен в эксплуатации. Вес составляет 377 кг, стоимость — 149 тыс. долларов.

9 Вертолет


С 2003 года именно эта машина стала одной из самых популярных в своем классе. С весом всего в 445 кг и скоростью в 185 км/ч «EXEC» поднимается на 3048 м. Стоимость — от 280 тыс. долларов.

10 Вертолет Беркут-ВЛ (Россия)


Сегодня разработка этого вертолета находится в стадии окончательных испытаний, но имеет хорошие перспективы развития. Двигатель в 140 л.с. поднимает 477 кг (вес вертолета) на высоту в 4 км и развивает скорость в 185 км/ч. В скором времени ждем достойного представителя России на рынке легкой авиации!
Легкая авиация может воплотить мечту каждого человека о полете. И мы видим, что на сегодня уже существуют вертолеты стоимостью с хороший автомобиль. Поэтому очень вероятно, что в скором времени появятся и более доступные аппараты, а может быть, и еще меньших размеров!

Любители настоящих вертолётов могут в лучшем случае несколько раз прокатиться на них в качестве пассажира. А вот стать обладателем небольшого вертолётика вполне реально. А какие вертолёты самые маленькие в мире?

Самая маленькая радиоуправляемая модель вертолета

Неизвестно, кто больше получает удовольствия от обладания подобной игрушкой – дети, для которых эти вертолёты, собственно, и предназначаются, или их родители. Ведь так приятно представлять себя отважным пилотом, летящим на боевое задание! А если ваш вертолёт может выполнять в воздухе различные фигуры, то от него будет и вовсе не оторваться.

Японцы, известные своей склонностью к миниатюризации, и здесь впереди планеты всей. Они создали самую маленькую модель вертолёта на дистанционном управлении. Посадочной площадкой для этой малютки может служить ваша ладонь, ведь его вес не больше 11 грамм, а длина составляет 6,5 см. Даже пульт управления таким вертолётом выглядит гораздо больше него.

Этот мини-вертолётик носит гордое имя Nano-Falcon, что в переводе означает Нано-Сокол. Он и вправду впечатляет своими лётными характеристиками, практически не уступая в них обычному вертолёту. Гироскопические датчики позволяют ему летать во всех направлениях, оставаясь при этом стабильным. Правда, долго поиграть им не удастся, так как каждые пять минут вертолёту нужна получасовая зарядка.


Примечательно также и то, что разработчики Нано-Сокола использовали в его производстве детали из неработающих смартфонов. Именно из-за этого он имеет такой маленький вес, ведь смартфоны стараются делать как можно тоньше и легче. А также, благодаря этому, вертолётик имеет вполне доступную цену – менее 50 долларов.

Самый маленький беспилотный вертолет

Но маленькие беспилотные вертолёты можно рассматривать не только в качестве забавы. Военные силы давно взяли их на вооружение, и многие страны ведут разработку всё более усовершенствованных моделей этих аппаратов. Они могут мониторить важные объекты и территории, вести поисковые работы, производить геологическую разведку, съёмку местности и даже выполнять авиационные химические работы.


И конечно же, в первую очередь, маленькие беспилотные вертолёты пригодятся в роли военных разведчиков. Ведь сбор данных о противнике – очень опасное занятие, при котором жизнь бойца может ежесекундно подвергаться риску. Появление маленьких винтокрылых помощников существенно облегчило эту задачу.

Норвежская компания Prox Dynamics разработала самый крошечный летательный аппарат весом всего 15 грамм. Этот малыш отважно пробирается в стан врага и в режиме реального времени передаёт фотографии и видео. Несмотря на то, что он похож на детскую игрушку, вертолёт способен выдержать довольно суровые погодные условия.


Размеры этого вертолёта весьма скромные, 10х2,5 см. С такими габаритами он легко может поместиться в карман рюкзака или даже куртки. Дальность полёта составляет около 1 км. Его мощности хватает на то, чтобы продержаться в воздухе примерно полчаса. Максимальная скорость вертолёта – 30 км/ч.


В отличие от своих старших и гораздо более крупных братьев, шум которых слышен за много километров, маленький разведчик умеет практически незаметно подлететь к цели на расстояние до трёх метров. Его качества уже были успешно проверены в Афганистане, и теперь британские военные заключили контракт на производство 160 вертолётов для оснащения своей армии.

Самый маленький управляемый вертолет в мире

Существуют в мире и управляемые вертолёты, которые поражают своими небольшими размерами. На взгляд человека, не очень хорошо разбирающегося в летательных аппаратах, вертолёт не может весить столько же, сколько и его пилот. Но японская компания GEN Corporation легко опровергает это убеждение.


Вертолёт GEN H-4 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый маленький управляемый вертолёт в мире. Его вес составляет всего лишь 70 кг. Но поднять он может в три раза больше, около 210 кг, куда входит топливо, сам пилот и небольшой груз.

Передвигается этот аппарат на достаточно большой скорости, она составляет около 100 км/ч. В зависимости от того, насколько он загружен, его мощности хватит на то, чтобы пребывать в воздухе от 30 до 60 минут. Он оснащён двумя винтами, которые расположены по соосной схеме. Их длина составляет 4 метра.


По мнению разработчиков, управление GEN H-4 доступно каждому человеку после небольшого обучения и короткой практики. Перед пилотом расположена рукоятка, на которой находится всё, что пригодится для управления машиной. В планах компании стоит разработка улучшенной модели этого вертолёта, где будет присутствовать складная рама и подушка безопасности.

Подобные вертолёты вскоре вполне смогут конкурировать с распространёнными повсеместно автомобилями. В небе пока ещё нет надоевших пробок, да и сам полёт под облаками не сравнить с поездкой по загазованной трассе. Так что, если у вас завалялись лишние 35 000 долларов, а именно столько стоит этот летательный аппарат, то вы вполне можете смотреть свысока на ваших бывших сотоварищей по дорожному движению.

В России был разработан уникальный легкий многоцелевой скоростной вертолет (МСВ) с красивым названием «Афалина». Российская разработка работает на обыкновенном автомобильном бензине и, по словам разработчиков, не имеет мировых аналогов. Вертолет был создан компанией ООО «Хеливейл» (HeliWhale) из города Кемерово. Предполагается, что в 2016 году компания займется серийным выпуском данного МСВ «Афалина». Легкий двухместный вертолет сможет решать большой круг задач, в том числе специальные задачи в интересах МЧС, МВД и других российских структур.

Впервые широкой публике новый вертолет от компании «Хеливейл» был представлен в рамках выставки HeliRussia 2015, которая проходила с 21 по 23 мая в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо». По информации РИА « », в настоящее время данный легкий двухместный вертолет проходит комплекс практических испытаний с перспективой запуска в товарное производство серийной модели вертолета в следующем году. На выставке, которая прошла в мае в Москве, был показан демонстрационный образец «Афалины». Российское производство в сочетании с техническими решениями позволили существенно оптимизировать стоимость одного полетного часа, что позволяет применять данный легкий вертолет для решения широкого круга разнообразных задач, отмечают разработчики винтокрылой машины.


«Афалина» - это легкий двухместный однодвигательный вертолет, построенный по двухвинтовой соосной схеме, с тандемным расположением пилотов. В основе его аэродинамики используется дальнейшее развитие концепции АВС (Advancing Blade Concept). Максимальная скорость небольшого вертолета составляет 250 км/ч (крейсерская скорость 210 км/ч), а максимальная дальность полета 750 км. Взлетная масса вертолета не превышает 500 кг. При этом машина на данный момент времени обладает лучшими в своем классе летно-техническими характеристиками и соответствует всем основным современным запросам со стороны потребителей подобной продукции. Скоростные возможности вертолета и увеличенный размер его кабины обеспечивают дополнительный уровень комфорта при его эксплуатации.

Стоит отметить, что у кемеровских вертолетов необычная конструкция. По словам владельца компании HeliWhale Якова Колесника, в 2013 году был получен патент на систему управления соосными несущими винтами скоростного вертолета. Использование соосной схемы вертолета предполагает отсутствие винта, располагаемого на задней оси. Вертолеты соосной схемы отличаются несколько более сложным строением, но и коэффициент их полезного действия выше. Модель была названа «Афалиной» в честь самого умного вида дельфинов среди всех представителей китообразных, в России понаблюдать за этим умным и красивым морским животным можно на Черном море.

На данный момент времени скоростные вертолеты - это незаполненная ниша в области авиастроения. Теоретические предпосылки создания подобных машин были сформулированы еще в конце 1970-х годов. Первые реально скоростные образцы вертолетов удалось опробовать в 80-е годы прошлого века компании Sikorsky Aircraft. Однако в дальнейшем работы в этой области были временно приостановлены. Их возобновили только в 2006 году. Тогда той же компанией был спроектирован и построен экспериментальный образец вертолета Sikorsky X2: это был прототип скоростного вертолета соосной схемы с толкающим винтом, построенный на базе вертолета S-69. Уже в 2010 году на этой экспериментальной машине удалось установить рекорд скорости полета для вертолетов. Сейчас к вопросу создания скоростных вертолетов во всех классах присоединились вертолетостроительные концерны и производители из Европы и России.

Принимая во внимание тенденции развития индустрии и те запросы, которые ставит растущий российский авиационный рынок, конструкторы компании «Хеливейл» начали работу над созданием скоростного вертолета для авиации общего назначения. Главной задачей при создании вертолета стало обеспечение доступности машины и определенных скоростных характеристик. При создании модели вертолета кемеровская компания использовала опыт мирового вертолетостроения, новаторские технические идеи, а также постаралась учесть потребности будущих заказчиков своей машины. Как сообщает официальный сайт компании «Хеливейл», сегодня в мире легкие двухместные вертолеты находят весьма широкое применение, поэтому в компании верят в счастливую летную жизнь своего детища.

Компания «HeliWhale» принадлежит акционеру «Кузбасс Капитал Инвест» Якову Колеснику. При этом свое детище - Яков Колесник открыл небольшой завод по производству и ремонту вертолетов без финансовой поддержки от региона и государства - он принципиально не называет бизнесом. «Бизнес - это то, на чем сегодня в мире зарабатываются деньги. У нас же нет такой коммерческой цели, не будет ее и потом. В настоящее время мы занимаемся конструкторской работой, и нам это нравится. Мы разрабатываем вертолеты, а деньги можно зарабатывать на других вещах. У меня сейчас главная задача, чтобы люди, которые со мной здесь трудятся, получали нормальную заработную плату, как в нормальных странах, чтобы такая деятельность была престижной», - отметил Яков Колесник в интервью одному из кемеровских изданий. В его понимании нормальная зарплата - это около 100 тысяч рублей в месяц.

Такое вознаграждение за труд Колесник считает вполне оправданным, так как найти специалистов для конструирования и сборки вертолетов в Кемерово довольно трудно. Главным конструктором легкого многоцелевого скоростного вертолета «Афалина» является выходец из Новосибирска Михаил Мамыкин, который 15 лет проработал в Новосибирске на известном Чкаловском авиационном заводе (НАЗ имени В. П. Чкалова). Специалисты по пластиковым деталям - из Кемерово. Их возглавляет Максим Ивлев, с которым Яков Колесник познакомился еще в школьные годы в кружке авиамоделирования и несколько лет назад с трудом уговорил его уйти из области автомобильного тюнинга в авиастроение. Вот такой коллектив трудился над перспективной российской новинкой.

Помимо «Афалины», которая уже была показана на выставке, есть и «Афалина Турбо». Этот вертолет сможет развивать в воздухе максимальную скорость до 300 км/ч. Предполагаемая цена будущих винтокрылых машин - около 150 тысяч долларов. «Многие спрашивают нас, где мы берем запчасти для вертолета? Так вот, мы их нигде не берем, а сделали их сами. Ни у кого ничего не крали. В нашем проекте чужое лишь то, что в нашей стране делать не умеют - это «движок» и электроника, то есть навигационное оборудование. Все остальное - рамы, фюзеляж, лопасти, сидения - придумывалось и изготовлялось в Кемерово», - рассказал журналистам Колесник.

МСВ «Афалина» - это результат кропотливой творческой деятельности коллектива единомышленников, людей, которые фанатично преданы авиации. Всего за четыре года производственное помещение, которое выросло здесь с «нуля» буквально на пустыре, превратилось в полноценный небольшой, хорошо оснащенный и высокотехнологичный завод по ремонту и производству легких вертолетов. В ближайших планах компании налаживание серийного производства вертолетов и выход с готовым продуктом на российский и международные рынки. Вертолет «Афалина» может пригодиться для нужд МЧС, топливно-энергетических компаний, санитарной авиации, для нужд частных и корпоративных клиентов, использоваться в учебных целях.

На заднем дворе Яков Колесник оборудовал вертолетную площадку, время от времени на нее приземляются вертолеты его друзей, которые прилетают к нему в гости. Колесник и сам предпочитает вертолет автомобилю для совершения деловых поездок по региону. Рост интереса к малой авиации в Кемерово настолько велик, что в областном центре даже был открыт частный аэродром. Выучиться на пилота сегодня можно в Кемеровском аэроклубе. Сам бизнесмен Яков Колесник считает, что использование в современной жизни легких вертолетов экономически оправдано и безопасно. По его словам, подготовленный пилот сможет верно направить вертолет даже при отказе двигателя. «Однажды у меня на высоте 200 метров отказал двигатель, и я совершил посадку в режиме авторотации. Приземлившись, выключил всю электронику, прислушался к себе - травм нет, вылез из машины и ушел. Это штатная ситуация», - отметил Колесник.

Особенности конструкции

В качестве двигателя на «Афалине» используется немецкий «Rotax 914 UL» мощностью 115 л.с. Выбор двигателя был обусловлен тем, что поршневые двигатели компании «Rotax» отличаются высокими экономическими показателями, а также обладают большим ресурсом работы. Такой двигатель в десятки раз дешевле газотурбинного двигателя малой размерности и потребляет немного топлива в крейсерском режиме работы (до 18-22 литров в час). При этом двигатель работает на обыкновенном автомобильном топливе - бензине Аи-95, который широко представлен в России, а не на специальном авиационном керосине. Сегодня данные авиационные двигатели ставятся на многих летательных аппаратах. Двигатель зарекомендовал себя как очень надежный и был сертифицирован в Европе.

Главный редуктор - это собственная разработка кемеровской компании. Используется двухступенчатый редуктор. Первая ступень редуктора - цилиндрическая косозубая, вторая ступень - двухпоточная коническая зубчатая передача с круговым зубом. Во второй ступени редуктора были размещены датчик температуры масла, сигнализатор стружки и датчик оборотов несущего винта. Двигатель вертолета и редуктор связаны между собой трансмиссией, которая имеет в составе демпфирующую упругую резиновую муфту и муфту включения (в одном агрегате).

Несущая система вертолета - соосные синхронизированные винты. Лопасти выполнены из углепластика, они жестко закреплены во втулках.

Фюзеляж вертолета: рама ферменная, сварена из труб (Ст20). Кабина вертолета, хвостовая балка и оперение машины выполнены из стекло-углепластика. Расположение пилотов в кабине тандемное, управление вертолетом спаренное. Для поддержания в кабине пилотов необходимой температуры на борту имеется система вентиляции и обогрева воздуха.

Шасси вертолета полозковое алюминиевое. Для транспортировки машины по земле предусмотрен монтаж съемных колес, которые позволяют всего одному человеку без особых проблем транспортировать вертолет на место его стационарного базирования.

Интересной особенностью является возможность установки на вертолет быстродействующей парашютной системы МВЕН «Кобра»-500. Это пиротехническая система с принудительным раскрытием парашюта, которая в состоянии спасти груз массой до 500 кг. В наши дни все более очевидным становится тот факт, что использование парашютных систем спасения, которые в случае аварии или нештатной ситуации спасают пилотов вместе с летательным аппаратом - это наиболее рациональный способ повышения безопасности полетов на летательных аппаратах сверхлегкого класса. Доказывается это и статистикой успешных применений подобных спасательных систем.

Назначение и область применения вертолета «Афалина»

Сегодня во всем мире легкие двухместные вертолеты обладают достаточно широкой областью применения. В основном такие машины используются для:
- обучения и тренировки пилотов вертолетов;
- аэрофотосъемки и наблюдения за местностью;
- полицейского патрулирования;
- контроля линий электропередач и трубопроводов;
- перевозки медперсонала;
- перевозки частных лиц;
- административных перевозок;
- авиационных сельскохозяйственных работ;
- работы на рыболовецких промыслах;
- спортивных полетов.

Летно-технические характеристики вертолета «Афалина»:
Габаритные размеры: длина - 7,2 м (без лопастей), ширина - 1,85 м, высота - 2,8 м, диаметр несущих винтов - 6 м.
Количество несущих винтов - 2 (по 6 лопастей).
Взлетная масса - 500 кг.
Масса конструкции - 270 кг.
Масса полезной нагрузки - 180 кг.
Силовая установка - Rotax 914 UL (115 л.с.).
Расход топлива - 18-22 л/час.
Максимальная скорость полета - 250 км/ч.
Крейсерская скорость полета - 200 км/ч.
Дальность полета максимальная - 750 км.
Статический потолок - 2000 м.

Источники информации:
http://heliwhale.ru (производитель)
http://www.arms-expo.ru/news/novye_razrabotki/rossiyskaya_afalina_mnogotselevogo_naznacheniya
http://biz.a42.ru/lenta/show/yakov-i-vertoletnaya-fabrika.html
http://www.helirussia.ru/ru/dlya_smi/press_relizyi/2015/04/06/kompaniya_«xelivejl»_predstavit_na_helirussia_2015_novyij_sverxlegkij_skorostnoj_vertolet_«afalina»
http://lenta.ru/news/2015/05/12/helirussia