Вертолеты Harbin Z-9 – это семейство китайских многоцелевых вертолетов. Данная винтокрылая машина является лицензионной копией французского вертолета «Aerospatiale Dauphin». Вертолет Z-9 поступил на вооружении НОАК в 1994 году, в то же время модификация данного вертолета Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолетом, который был построен в Китае. Данные вертолеты помимо всего прочего поставляются на экспорт. В 2008-2011 году Китай продал 4 вертолета Z-9 на сумму в 30 млн. долларов, на 2012 – 2015 годы портфель заказов на данный вертолет оценивается в 43 машины или 473,8 млн. долларов.

Армия Китая планирует использование вертолета Z-9 в трех основных вариантах. Большая часть выпущенных машин будет представлять собой десантный вариант вертолета, также планируется использование вертолета с установкой большого количества вооружений (ударный вариант), предназначенного для поддержки сухопутных войск на поле боя. Помимо этого для нужд ВМФ Китая была спроектирована специальная облегченная версия вертолета. Стоит отметить, что на вертолеты серии Z-9 в Китае возлагаются особые надежды. Налаживание лицензионного производства сравнительно современного французского вертолета позволило КНР получить доступ к европейским технологиям 80-х годов прошлого века и заложить собственное семейство не только военных, но и гражданских версий вертолета Z-9 с хорошей перспективой их массового выпуска. В настоящее время в Китае было выпущено более 150 вертолетов данного типа. Помимо этого появившийся технический задел позволил Пекину начать работы над созданием первого китайского специализированного боевого вертолета под обозначением Z-10.


Прототипом для китайского вертолета Z-9 был выбран многоцелевой французский вертолет AS 365N «Dauphin II». Согласно лицензионному соглашению, подписанному 2 июля 1980 году с компанией «Аэроспасьяль» (на сегодняшний день входит в состав концерна «Еврокоптер»), Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была провести в КНР сборку первых 50 вертолетов из поставленных французских деталей. Сборка вертолетов была начата в 1981 году. Первая партия в количестве 28 машин была собрана полностью из узлов и агрегатов, поставленных из Франции, вертолеты полностью повторяли AS 365N1. При этом в Китае машине дали новое имя – Z-9.

Следующие 20 вертолетов также были собраны из французских деталей и соответствовали версии вертолета AS 365N2, в КНР они получили обозначение Z-9A. Последний из этих вертолетов был собран в январе 1992 года. После этого были произведены еще 2 вертолета, получивших обозначение Z-9A-100. Данные машины были уже полностью китайской разработкой. К тому моменту Китай смог освоить начатый в 1986 году на заводе SAEC в Чжучжоу выпуск лицензионных двигателей Турбомека «Ариэль» 1С1 мощностью 740 л.с. Двигатели выпускались под маркой WZ8A. Построенные вертолеты Z-9A-100 по планеру были собраны на 72,2% из китайских деталей, по двигателям они имели 91% локализации. Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 января 1992 года, к концу того же года машина прошла сертификацию. В 1993 году началось ее серийное производство. Серийные версии вертолета снова получили новое обозначение – Z-9B. Эти вертолеты, в отличие от оригинальных французских AS 365N, обладали в фенестроне 11 более широкими композитными лопастями вместо 13 металлических.


На вооружение НОАК новый многоцелевой вертолет Z-9B был принят в 1994 году. В настоящее время он, вероятно, является самой массовой машиной в составе армейской авиации НОАК. Первые вертолеты данного типа поступали в элитные Шэньянский и Пекинский военные округа. Многофункциональный вертолет в состоянии перевозить до 8-10 членов десанта с полной экипировкой, выполнять связные и спасательные функции, корректировать действия артиллерии, решать задачи РЭБ. Для нужд морской авиации НОАК производится модификация вертолета под обозначением Z-9C. Данный вертолет может базироваться на борту фрегатов, эсминцев, он оснащен поисковой РЛС и опускаемой гидроакустической станцией. Вооружение морского вертолета может состоять из 2-х торпед или ПКР с телевизионным наведением. Версии вертолета, которые производятся для гражданских нужд, имеют индексы Н410, Н410А (для жаркого климата), Н425 (VIP-версия).

Отличительной особенностью нового китайского вертолета стало широкое применение в его конструкции композиционных материалов, что позволило, с одной стороны, снизить вес и эффективную площадь рассеяния, а с другой – обеспечить живучесть конструктивных элементов в случае поражения их пулями калибра до 12,7-мм. Помимо этого, для увеличения живучести винтокрылой машины были использованы протектированные топливные баки. Некоторые жизненно важные узлы и агрегаты систем управления двигателем и полетом, а также кресла членов экипажа были бронированы. Сообщается, что новые вертолеты Z-9 на 59% состоят из композитных материалов и на 28% – из алюминиевых сплавов.

Ударная версия вертолета Z-9W оснащается 2-мя 23-мм автоматическими пушками Type-1. На элементах внутренней подвески данный вертолет может нести до 8 противотанковых ракет HJ-8Е (дальность ведения огня – 3-4 км) или 2-х контейнеров с пусковыми установками для 90 или 57-мм НУР. Также на вертолет можно установить 2 контейнера, оснащенных пулеметами калибра 12,7-мм. Начиная с 2000 года, на вооружении вертолета появились УР класса «воздух-воздух» TY-90 с тепловой системой самонаведения.


Китайский ударный вертолет Harbin Z-19 (Zhisheng-19), второй, после CAIC WZ-10, бронированный ударный вертолет КНР с тандемной схемой размещения экипажа. Разработан китайской компанией HAIC (Harbin Aircraft Industrial Corporation).

Вертолет Harbin Z-19 предназначен для уничтожения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения, а также для воздушной разведки.

Прототип вертолета поднялся в воздух в мае 2010 года. Не смотря на аварию прототипа 18 сентября этого же года, в конце года было начато серийное производство. В 2011 году несколько машин поступили на вооружение 5-й эскадрильи 8-я вертолетной бригадs 38-й армии Пекинского военного округа (бригада дислоцируется в Баодин, провинция Хэбэй).

Вертолет Z-19 является специализированным ударным вертолетом на основе Harbin Z-9WA, но отличается от исходной версии тандемной кабиной. Z-19 сохранил хвостовую часть фюзеляжа и роторную систему вертолета Z-9WA. Кроме того, в целях снижения рисков, предположительно, он будет использовать ту же силовую установку, что и Z-9WA. Вертолет Z-19 может быть вооружен 8 управляемыми по проводам противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) HJ-8A или KD-9, KD-10, 4 контейнерами с 57/90-мм реактивными снарядами, 23-мм пушкой, или ракетами класса «воздух-воздух» TY-90.

Вертолет Harbin Z-19 разработан в качестве дополнения к более крупному и дорогому китайскому ударному вертолету Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) WZ-10. По сравнению с более тяжелым боевым вертолетом Z-10, Z-19 гораздо проще, дешевле и полагается на более отработанные в производстве компоненты (в частности, двигатель), что делает программу технически менее рискованной.

Вертолет Harbin Z-19 выполнен по классической схеме, с тандемным размещением экипажа. Кабина и остекление вертолета бронированы. Шасси не убираемое энергопоглощающее, для безопасности при аварийной посадке.

Вертолет Z-19 оснащен 2 турбовальными двигателями WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1), применены меры по снижению ИК заметности. Несущий винт - 4-х лопастной, рулевой винт размещен в фенестроне. Лопасти выполнены из композитных материалов. Бортовое оборудование пилотов реализует принцип стеклянной кабины, установлены большие МФИ.

Вооружение вертолета состоит из ОПС, размещенной в носовой части и управляемой поворотной пушки калибра 23-мм. Управляемые могут крепиться на 4 точках подвески крыльев.

Корпус вертолета Z-19 выполнен по технологии стелс.

Летно-технические характеристики вертолета Z-19:
Экипаж, чел.: 2;
Масса, кг: пустого – 2350, максимальная взлетная - 4500;
Диаметр несущего винта, м: 11,93;
Длина, м: 12,00;
Высота, м: 4,01;
Вооружение: 8 ПТУР HJ-8A или KD-9, KD-10, 4 контейнера с 57/90-мм реактивными снарядами, 23-мм пушка, или УРВВ TY-90;
Тип двигателя: 2 ГТД WZ-8С;
Мощность, кВт: 2 х 700;
Максимальная скорость, км/ч: 280;
Крейсерская скорость, км/ч: 245;
Практическая дальность, км: 700;
Скороподъемность, м/мин: 530;
Практический потолок, м: 6000;
Статический потолок, м: 2600


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ EUROCOPTER AS 365 DAUPHIN (Z-9)

MULTIPURPOSE HELICOPTER EUROCOPTER AS 365 DAUPHIN (Z-9)

06.07.2013

ВМС Бангладеш купят два морских вертолета Z-9C, разработанных Harbin Aircraft Manufacture Co. (HAMC) для противолодочной борьбы и поисково-спасательных операций. Он создан на основе Z-9B, который представляет собой копию Eurocopter AS365N Dauphin II. Армия Бангладеш уже располагает двумя многоцелевыми вертолетами Eurocopter AS365N3+. Z-9C оснащен поисковым радаром KLC-1 Х-диапазона, который имеет максимальную дальность обнаружения малых целей 92 км и 188 км средних целей, таких как корвет и фрегат.

17.10.2013
Гражданский вертолет AC-312 , созданный на базе военного китайского вертолета Harbin Z-9 (локализованная версия Eurocopter AS365 Dauphin) к настоящему времени поставлен на экспорт в количестве более 50 единиц. Его покупателями выступили более 10 стран, в том числе Мали, Кения, Замбия, говорится в сообщении китайской газеты «Чжунго Ханкун Бао».

Вертолеты Harbin Z-9 – это семейство китайских многоцелевых вертолетов. Данная винтокрылая машина является лицензионной копией французского вертолета «Aerospatiale Dauphin». Вертолет Z-9 поступил на вооружении НОАК в 1994 году, в то же время модификация данного вертолета Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолетом, который был построен в Китае. Данные вертолеты помимо всего прочего поставляются на экспорт. В 2008-2011 году Китай продал 4 вертолета Z-9 на сумму в 30 млн. долларов, на 2012 – 2015 годы портфель заказов на данный вертолет оценивается в 43 машины или 473,8 млн. долларов.

Армия Китая планирует использование вертолета Z-9 в трех основных вариантах. Большая часть выпущенных машин будет представлять собой десантный вариант вертолета, также планируется использование вертолета с установкой большого количества вооружений (ударный вариант), предназначенного для поддержки сухопутных войск на поле боя. Помимо этого для нужд ВМФ Китая была спроектирована специальная облегченная версия вертолета. Стоит отметить, что на вертолеты серии Z-9 в Китае возлагаются особые надежды. Налаживание лицензионного производства сравнительно современного французского вертолета позволило КНР получить доступ к европейским технологиям 80-х годов прошлого века и заложить собственное семейство не только военных, но и гражданских версий вертолета Z-9 с хорошей перспективой их массового выпуска. В настоящее время в Китае было выпущено более 150 вертолетов данного типа. Помимо этого появившийся технический задел позволил Пекину начать работы над созданием первого китайского специализированного боевого вертолета под обозначением Z-10.

Прототипом для китайского вертолета Z-9 был выбран многоцелевой французский вертолет AS 365N «Dauphin II». Согласно лицензионному соглашению, подписанному 2 июля 1980 году с компанией «Аэроспасьяль» (на сегодняшний день входит в состав концерна «Еврокоптер»), Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была провести в КНР сборку первых 50 вертолетов из поставленных французских деталей. Сборка вертолетов была начата в 1981 году. Первая партия в количестве 28 машин была собрана полностью из узлов и агрегатов, поставленных из Франции, вертолеты полностью повторяли AS 365N1. При этом в Китае машине дали новое имя – Z-9.

Следующие 20 вертолетов также были собраны из французских деталей и соответствовали версии вертолета AS 365N2, в КНР они получили обозначение Z-9A. Последний из этих вертолетов был собран в январе 1992 года. После этого были произведены еще 2 вертолета, получивших обозначение Z-9A-100. Данные машины были уже полностью китайской разработкой. К тому моменту Китай смог освоить начатый в 1986 году на заводе SAEC в Чжучжоу выпуск лицензионных двигателей Турбомека «Ариэль» 1С1 мощностью 740 л.с. Двигатели выпускались под маркой WZ8A. Построенные вертолеты Z-9A-100 по планеру были собраны на 72,2% из китайских деталей, по двигателям они имели 91% локализации. Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 января 1992 года, к концу того же года машина прошла сертификацию. В 1993 году началось ее серийное производство. Серийные версии вертолета снова получили новое обозначение – Z-9B. Эти вертолеты, в отличие от оригинальных французских AS 365N, обладали в фенестроне 11 более широкими композитными лопастями вместо 13 металлических.

На вооружение НОАК новый многоцелевой вертолет Z-9B был принят в 1994 году. В настоящее время он, вероятно, является самой массовой машиной в составе армейской авиации НОАК. Первые вертолеты данного типа поступали в элитные Шэньянский и Пекинский военные округа. Многофункциональный вертолет в состоянии перевозить до 8-10 членов десанта с полной экипировкой, выполнять связные и спасательные функции, корректировать действия артиллерии, решать задачи РЭБ. Для нужд морской авиации НОАК производится модификация вертолета под обозначением Z-9C. Данный вертолет может базироваться на борту фрегатов, эсминцев, он оснащен поисковой РЛС и опускаемой гидроакустической станцией. Вооружение морского вертолета может состоять из 2-х торпед или ПКР с телевизионным наведением. Версии вертолета, которые производятся для гражданских нужд, имеют индексы Н410, Н410А (для жаркого климата), Н425 (VIP-версия).

Отличительной особенностью нового китайского вертолета стало широкое применение в его конструкции композиционных материалов, что позволило, с одной стороны, снизить вес и эффективную площадь рассеяния, а с другой – обеспечить живучесть конструктивных элементов в случае поражения их пулями калибра до 12,7-мм. Помимо этого, для увеличения живучести винтокрылой машины были использованы протектированные топливные баки. Некоторые жизненно важные узлы и агрегаты систем управления двигателем и полетом, а также кресла членов экипажа были бронированы. Сообщается, что новые вертолеты Z-9 на 59% состоят из композитных материалов и на 28% – из алюминиевых сплавов.

Ударная версия вертолета Z-9W оснащается 2-мя 23-мм автоматическими пушками Type-1. На элементах внутренней подвески данный вертолет может нести до 8 противотанковых ракет HJ-8Е (дальность ведения огня – 3-4 км) или 2-х контейнеров с пусковыми установками для 90 или 57-мм НУР. Также на вертолет можно установить 2 контейнера, оснащенных пулеметами калибра 12,7-мм. Начиная с 2000 года, на вооружении вертолета появились УР класса «воздух-воздух» TY-90 с тепловой системой самонаведения.

Созданный в 2005 году ночной ударный вертолет Z-9WA отличается от своих предшественников, прежде всего, смонтированным в нижней части вертолета «шаром» – гиростабилизированной оптико-электронной системой, созданной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Данная система включает в себя инфракрасный и телевизионный каналы, что позволяет эффективно использовать вертолет в дневных и ночных условиях. Помимо этого на машину был установлен новый двигатель повышенной мощности WZ8C (860 л.с.), новые средства РЭБ и связи. Приборная доска кабины пилотов была дополнена 2-мя большими информативными, многофункциональными индикаторами на рабочих местах каждого из пилотов, а также одним небольшим индикатором – в центре.

Летно-технические характеристики Z-9W:
Размеры: диаметр несущего винта – 12,0 м., диаметр рулевого винта – 1,1 м., длина – 14,46 м., высота – 3,47 м.
Масса пустого – 2 050 кг., максимальная взлетная – 4 100 кг.
Запас топлива – 1 135 л. во внутренних баках
Тип двигателя – 2 турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A, 2х848 л.с.
Максимальная скорость у земли – 305 км/ч., крейсерская – 260 км/ч
Практическая дальность – 1 000 км.
Статический потолок – 2 600 м., с использованием эффекта земли – 6 000 м.
Экипаж – 2 человека (пилот и оператор вооружения)
Вооружение: 2х23-мм пушки Type-1, 4 точки подвески: УР «воздух-земля»: 8 × ПТУР HJ-8E, УР «воздух-воздух»: 2 × TY-90, либо 2 блока НУР калибра 90-мм или 57-мм.

В полку легких боевых вертолетов пополнение, и вновь прибывший боец снова родом из Китая. Z-19E, который уже прозвали «Черным торнадо», выглядит действительно неплохо: небольших размеров вертолет больше походит на стелс-беспилотник, чем на ударную боевую машину. Но найдется ли футуристической машине место за пределами КНР?
При каждой демонстрации китайской авиационной техники возникает стойкое ощущение дежавю. Словно уже было, причем недавно, но особенно нигде не прижилось. Китайские авиастроители по части насыщения новостных лент громкими заголовками – безусловные молодцы. Очевидные достижения китайских ученых, инженеров и инвесторов – это прикладное, сиюминутное производство с незначительными изменениями. Такой путь сулит китайским промышленникам крупный куш уже сегодня, однако насколько хорош продукт, который предлагают покупателю внутри страны и за ее пределами?Потребность в современной боевой винтокрылой машине в целом определяется всего тремя основными параметрами. Их еще называют правилом ЗВС – Защита, Вооружение, Стоимость. Защищенность современной боевой машины, к великому счастью, или наоборот, к сожалению, в послаблениях не нуждается. Конфликты, даже локальные, изобилуют множеством средств поражения даже в том случае, если ведутся они там, где воюют в основном камнями и скрепленными изолентой автоматами.Даже мало-мальски активный конфликт сопровождается большим количество пулеметов крупного калибра и старой, но вполне действующей зенитной артиллерией. Еще со времен операции советских войск в ДРА стало понятно, что бронезащита корпуса и остекления – первый и зачастую важнейший эшелон в борьбе за жизнь машины и экипажа.Со временем уроки афганской войны и боевого применения вертолетов большинством производителей старательно забывались. Не должно, мол, случиться такой же войны с такими же условиями и огневым противодействием. Не могут, дескать, боевые вертолеты привозить по 80– 100 пробоин от пуль крупного калибра и осколков.Свято веруя в правильность собственных доводов, зарубежные консорциумы стали разрабатывать и собирать то, что очень скоро специалисты назвали стелс-вертолетами. Уникальные во многих отношениях боевые машины с узким фюзеляжем, корпусом из композитов и легких сплавов стали главной темой выставок вооружений. Одной из первых машин в таком классе стал Eurocopter Tigerсовместная разработка инженеров из Франции и Германии. Сами разработчики на выставках частенько говорили, что кевларовый корпус и бронеперегородки позволяют утверждать, что франко-германский вертолет может пережить даже попадания 23-мм снарядов советской ЗСУ «Шилка».
У опытных летчиков, отлетавших в Афганистане не одну сотню часов под лавиной пуль ДШК и «зушек», от таких заявлений, как правило, глаза лезли на лоб. На вопрос о том, а где, собственно, документальные подтверждения таких заявлений, разработчики Tiger вежливо отмалчивались, ссылаясь на секретность и уникальность разработок и невозможность дальнейшего общения по этой теме. Если спросить любого летчика, особенно выполнявшего боевые задачи в Афганистане, на что способны четыре ствола ЗСУ «Шилка», то после развернутого объяснения вопрос надежности и целесообразности применения сверхлегкого ударного вертолета отпадает сам собой.«Во время боевых действий (в ДРА) иной раз привозили по десятку пробоин от крупнокалиберных пулеметов на борт. Машина могла надолго выйти из строя, ее долго ремонтировали, но свою задачу всегда выполняла – экипаж возвращался на аэродром. Но Ми-24 и весит десять с лишним тонн! Что будет с вертолетом из полимеров при попадании какого-нибудь ОФЗТ, я лично даже предположить боюсь. Материалы сейчас, конечно, шагнули далеко вперед, но так и старые боеприпасы тоже никуда не делись. И кто выйдет победителем в таком соревновании, это еще большой вопрос», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» ветеран боевых действий в Афганистане штурман-оператор вертолета Ми-24 подполковник запаса Юрий Погребняк.Китайские военные концерны, выполняющие государственные подряды на разработку и производство авиационной техники, безусловно, выбрали самый простой путь, по которому идут до сих пор. Лицензионные копии зарубежных вертолетов со временем превращаются в отечественные изделия, и тому есть целая масса причин, о которых эксперты говорили неоднократно. Однако боевые вертолеты, хорошо защищенные и вооруженные, еще никогда в современной истории не были востребованы, как сейчас.
Китайские военные тем не менее уже давно располагают современным и вполне хорошим боевым вертолетом. Вопреки расхожему мнению стоит отметить, что китайский ударный вертолет WZ-10 разрабатывался не только с оглядкой на опыт СССР и России в создании вертолетов. Значительное влияние на проект оказали итальянские вертолетостроители, спроектировавшие и построившие Agusta A 129 «Mangusta». WZ-10 даже внешне сильно смахивает на итальянскую винтокрылую машину, однако конструктивно отличается от нее.Главным отличием является, прежде всего, взлетная масса, которая много говорит и о бронировании машины. Для А129 «Mangusta» нормальной взлетной массой считается четыре тонны. Китайский WZ-10 почти вдвое тяжелее – семь тонн нормальной взлетной массы. Для НОАК построено около 100 вертолетов WZ-10, которые нигде, кроме учений, не применялись и не продавались ни в одну из стран на экспорт. Испытаний на обстрел, жесткую посадку и применение вооружения с этим вертолетом китайские военные никогда не публиковали и, вероятно, никогда не опубликуют. Такая уж традиция – хранить все в секрете.Недавно презентованный Harbin Z-19, который с чьей-то легкой руки окрестили «Черным торнадо», согласно всем потребностям современной войны, даже самой незначительной, не должен был появиться на свет. Силовая установка, экранированные двигатели, фенестрон и идея пониженной заметности при философии «цифрового борта» крайне похожи на то, что французы и немцы пытались создать в ходе работ над вертолетом Tiger почти 30 лет назад. Максимальная взлетная масса нового китайского вертолета в 4,5 т практически с ходу проясняет его боевые возможности.
Для сравнения: нормальная взлетная масса ударного вертолета Ми-28Н, активное применение которых в Сирии на пару с «Аллигаторами» Ка-52 уже изучается зарубежными специалистами, – почти 11 тонн. Бронирование корпуса позволяет выдерживать попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, а лопасти несущего винта продолжают работать даже при попадании 30 мм снарядов и осколков. До лавров своего старшего брата WZ-10, наделавшего шума на выставке Heli-Expo самим фактом своего существования, вертолету Z-19 пока далеко.Однако ряд вопросов относительно целевого использования китайского вертолета у специалистов уже возник. Главными из них являются боевая обстановка и насыщенность района выполнения боевой задачи зенитной артиллерией и вероятным исходом противостояния 23-мм боеприпасов и легкой композитной брони Z-19. Номинально Z-19 обладает неплохим стрелково-пушечным и управляемым ракетным вооружением. 23-мм автоматическая пушка и до восьми ПТУР на пилонах могут позволить бороться с техникой вероятного противника. Однако для чего Поднебесной понадобился существенно уступающий по боевым возможностям вертолет взамен уже принятого на вооружение, большой вопрос.Вероятной причиной появления Z-19 на свет могут служить экспортные амбиции китайского ВПК. В подтверждение этой догадки стоит сказать, что специалисты авиационного холдинга Guizhou Aircraft Industry Corporation, производящего учебно-боевые самолеты, завершили сборку первого реактивного JL-9. Всего согласно контракту планируется поставить до шести таких машин, а в качестве вероятного покупателя военные эксперты называют... Судан. Вертолет Z-19 может стать легким продуктом для прощупывания спроса на китайские вертолеты.
Однако производителям и маркетологам Harbin Aircraft Industrial Corporation при покорении экспортных вершин стоит задуматься над несколькими обстоятельствами сразу. На большие контракты вроде поставок 40 и более машин китайским производителям рассчитывать не стоит. Крупные заказчики, занятые омоложением собственных ВВС, предпочитают брать тяжелобронированные и вооруженные вертолеты, способные потягаться с танковой группой и выдержать с десяток попаданий снарядов и нескольких ракет. Z-19 при всем уважении к стелс-технологиям такими показателями похвастаться не сможет.Прописная истина современной войны даже спустя десятилетия после вывода советских войск из ДРА остается неизменной. Исход боя решают бронирование, вооружение и скорость. Узкий фюзеляж из ПКМ, современные кевларовые бронепанели в качестве силка для пуль калибра 12,7 мм в современных условиях годятся для небольшой прогулки и быстрого отхода «домой», но никак не для серьезной войсковой операции.