В результате подписанного в середине 1960-х годов соглашения с американской фирмой «Сикорский» о лицензионном выпуске вертолетов S-61 на завод английской фирмы «Уэстленд» были отправлены четыре вертолета, послужившие образцами для производства.

Первый английский вертолет «Си Кинг» (G-ATYU/XV370), по сути дела, оказался вертолетом SH-3D американского производства, взлетевшим с площадки в доках Эйвонмот 11 октября 1966 г. Он был среди четырех вертолетов SH-3D (у остальных бортовые номера были XV371- XV373), доставленных морским путем из США в соответствии с соглашением о лицензионном их производстве в Великобритании фирмой «Уэстленд» под названием «Си Кинг». Британские ВМС выработали требования Spec. HAS.Mk.261 к противолодочному вертолету, и доставленные из США вертолеты приняли участие в испытаниях, по окончании которых фирма «Уэстленд» приступила к серийному выпуску.

Первый собранный в Великобритании вертолет «Си Кинг» HAS.Mk.1 начал летные испытания 7 мая 1969 г. Всего фирма «Уэстленд» построила 56 таких вертолетов (XV642 – XV677 и XV696 – XV714). В середине 1976 г. начался выпуск 13 вертолетов HAS.Mk.2, оснащенных более мощными ГТД Роллс- Ройс «Гном» Н.1400 и шестилопастными рулевыми винтами. В сентябре 1977 г. в серию были запущены 15 поисково-спасательных вертолетов HAR.Mk.3 для ВВС Великобритании. В 1979 г. было построено еще восемь вертолетов HAS.Mk.2, включая опытный противолодочный вертолет HAS.Mk.5. Со временем большинство из ранее построенных вертолетов первых модификаций были переоборудованы в варианты HAS.Mk.5 и Мк.6 или в HAR Мк.5. В середине 1980-х годов строились новые машины HAS.Mk.5/Mk.6, в результате чего Королевские ВМС получили 113 противолодочных вертолетов семейства «Си Кинг».

Вертолеты «Си Кинг» HAS Mk.5 имели мощную поисковую РЛС «Си Серчер» в обтекателе над хвостовой балкой, систему радиоэлектронного противодействия (РЭП) MIR-2 «Орандж Кроп», усовершенствованную погружаемую ГАС и акустическую систему GEC-Маркони AQS902 LAPADS. Для размещения нового оборудования размеры кабины были увеличены. Вертолет HAS.Mk.6 оснащался еще более эффективным оборудованием. В результате снижения массы оборудования удалось увеличить запас топлива, а также продолжительность полета на 30 мин.


Первый вертолет «Си Кинг» (G-ATYU/ XV370) был чисто американским вертолетом SH-3D и служил в качестве демонстрационного. Последующие три вертолета (XV371 – XV373) использовались для всесторонних испытаний в соответствии с требованиями ВМС Великобритании к вертолету ПЛО. Поставки серийных вертолетов «Си Кинг» HAS.Mk.1 начались в мае 1969 г.



Вертолет «Си Кинг» Мк.41 для ВМС Германии внешне ничем не отличался от английского HAS.Mk.1. Основное отличие заключалось в том, что размеры грузовой кабины были увеличены для размещения 21 пассажира. Первый вертолет Mk.41 поступил на вооружение 6 марта 1972 г., войдя в состав эскадрильи морских вертолетов MFG.5 на базе Киль-Хольтенау



Вертолет ДРЛО «Си Кинг» AEW.Mk.2 оказался чрезвычайно эффективным. Он мог заранее обнаруживать вражеские самолеты и противокорабельные ракеты и предупреждать об этом свои корабли


Вместо системы РЭП MIR-2 «Орандж Кроп» установили более эффективную «Орандж Рипер», а длину кабель-троса погружаемой ГАС увеличили с 75 до 213 м.

В 1985 г. ВВС Великобритании приобрели еще три поисково- спасательных вертолета HAR. Мк.З, доведя их количество до 19. Среди них был один вертолет, приобретенный в 1980 г. для учебного подразделения в летно-испытательном центре в Бомкомб-Дауне, переданный потом в 202-ю эскадрилью, позднее переименованную в 22-ю эскадрилью поисково-спасательных вертолетов. В начале 1992 г. ВВС заказали еще шесть вертолетов HAR.Mk.3A.

В середине 1971 г. фирма «Уэстленд» приступила к разработке тактического десантно-транс- портного вертолета «Комман- до». Этот вертолет не предназначался для посадки на воду, с него сняли боковые обтекатели-поплавки. Первым покупателем вертолета «Коммандо» стал Египет: ВВС этой страны оформили заказ в начале 1974 г. В 1979 г. британский флот закупил 41 вертолет НС.Мк.4 «Коммандо». Два вертолета «Си Кинг» Мк.4Х (бортовые номера ZB507 и ZB507) были построены специально для испытаний несущего винта, комплекса авионики и бортовых систем, предназначенных для разрабатывавшегося тогда многоцелевого вертолета ЕН Индастриз ЕН-101. Принимая во внимание все перечисленные выше вертолеты семейства «Си Кинг» и «Коммандо», общее число приобретенных Великобританией вертолетов составило 175.

Для других стран фирма «Уэстленд» поставила 147 вертолетов «Си Кинг» и «Коммандо». Для ВМС Германии в 1986 г. переоборудовали поисково- спасательные вертолеты в противокорабельные «Си Кинг» Mk.41, установив на них поисковые РЛС «Сиспрей» Мк.З и ракеты «Си Скьюа». В индийских ВМС на вооружении находились вертолеты «Си Кинг» Мк.42В. Эти вертолеты отличались от стандартных двигателями Роллс-Ройс «Гном» Н.1400-Т1 мощностью по 1465 л. е., несущим и рулевым винтами с лопастями из композиционных материалов и усовершенствованной авионикой.Вертолеты «Си Кинг» и «Коммандо», находившиеся на вооружении Пакистана и Катара, могли нести противокорабельные ракеты Аэроспасьяль АМ39 «Экзосет».

В связи с тем, что ВМС Великобритании не имели авиационных систем ДРЛО, фирма «Уэстленд» модифицировала два противолодочных вертолета

(XV650 и XV704) в вариант ДРЛО AEW.Mk.2A. В состав оборудования вертолетов вошли радиолокационный комплекс Торн-EMI «Серчуотер», постановщики помех для системы наведения противокорабельных ракет типа «Экзосет» и система РЭП MIR-2 «Орандж Кроп». Антенна РЛС размещалась в полусферическом обтекателе с правой стороны фюзеляжа. При стоянке вертолета обтекатель разворачивался назад на 90°. Оба опытных вертолета AEW Мк.2А начали проходить летные испытания в июле 1982 г., находясь в составе 824-й эскадрильи. В вертолет ДРЛО были переоборудованы восемь вертолетов HAS.Mk.2, из которых в ноябре 1984 г. сформировали отдельную 849-ю эскадрилью, расквартированную на морской базе в Колдроузе. Вертолеты AEW.Mk.2A базировались на английских авианесущих кораблях класса «Инвинсибл».



Редкая фотография египетских вертолетов «Си Кинг» Мк.47. По составу оборудования и назначению они соответствуют английским HASA.Mk.2, но могут перевозить десантников



Показанный на фото вертолет «Си Кинг» Мк.48 бельгийских ВМС во многом был идентичен поисково-спасательным вертолетам HAR.Mk.3 английских ВВС, но был оснащен двигателями и шестилопастным рулевым винтом от вертолета HAS. Mk.2. В 1983 г. фирма «Уэстленд» модернизировала вертолеты, установив новое навигационное оборудование и тепловизионную систему на турельной подвеске в носовой части фюзеляжа


В настоящее время вертолеты «Си Кинг» продолжают играть важную роль в британском флоте. Фирма «Агуста – Уэстленд», к которой по наследству перешло сопровождение вертолетов «Си Кинг», занимается их модификацией по запросу заказчиков. Новейшая модификация HAS.Mk.6 входит в состав пяти эскадрилий вертолетов ПЛО британского флота, а ВВС Великобритании имеют две эскадрильи поисково-спасательных вертолетов и еще один вертолет находится на Фолклендских островах в составе 78-й эскадрильи. Сейчас на вооружении Великобритании находится более 100 вертолетов семейства «Си Кинг», которые требуют соответствующего обслуживания. Так что будущее у вертолетов достаточно ясное. Дальнейшего развития вертолета «Си Кинг» не предусматривается в связи с появлением вертолета ЕН-101.


Варианты вертолета Уэстленд «Си Кинг»

Вертолет Уэстленд «Си Кинг» во многом отличался в лучшую сторону по сравнению с американским SH-3D. Английским конструкторам удалось создать универсальную машину, способную не только выполнять задачи ПЛО, но и применяться в качестве противокорабельного, поисково- спасательного и вертолета ДРЛО.



«Си Кинг» HAS.Mk.2

Вертолет «Си Кинг» HAS.Mk.2 появился в результате внедрения технических решений, предназначенных для австралийских вертолетов «Си Кинг» Мк.50, прототип которых впервые полетел 30 июня 1974 г. На вертолете HAS.Mk.2 были установлены ГТД Роллс-Ройс «Гном» Н.1400-1 мощностью по 1600 л. е., адаптированные к условиям жаркого климата и высокогорья. Был установлен новый шестилопастный рулевой винт, позволивший улучшить путевую устойчивость при полете с увеличенной взлетной массой. Перед воздухозаборниками двигателей поставили защитную перегородку. Фирма «Уэстленд» вновь построила только 21 вертолет l-IAS.Mk.2, остальные были переоборудованы из вертолетов HAS.Mk.1. Первый вертолет HAS.Mk.2 (XZ570) впервые взлетел 18 июня 1975 г. В состав оборудования вертолета HAS.Mk.2 вошли погружаемая ГАС Плесси 2069, доплеровская РЛС Декка 71 и тактическая навигационная система.



«Си Кинг» HAS.Mk.1

В 1966 г. ВМС Великобритании заказали 56 вертолетов «Си Кинг». Вертолет выполнил первый полет 7 мая 1969 г., после чего быстро был принят на вооружение под обозначением HAS. Mk.1. Серийные машины имели поисковую РЛС Экко AW391 (MEL ARI.5955), размещенную под обтекателем на верхней части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Большая часть авионики размещалась в нижней части носового обтекателя. Вертолеты HAS.Mk.1 были оснащены допле- ровской РЛС Маркони AD580. ГАС Плесси 195, автоматической электронной системой управления и современными для того времени средствами связи. В результате вертолет Уэстленд «Си Кинг» получился более эффективным, чем его американский прототип Сикорский SH- 3D. Вертолет мог брать четыре самонаводящиеся торпеды Мк.44, или четыре глубинные бомбы Mk.11, или одну ядерную глубинную бомбу WE177. В кабине можно было переводить 20-27 десантников. Над входной дверью могла уста навливаться спасательная лебедка грузоподъемностью до 272 кг с переменной скоростью намотки троса. На внешней подвеске вертолет HAS.Mk.1 мог перевозить до 2720 кг груза. К концу 1980 г. все вертолеты HAS.Mk.1 были сняты с вооружения ВМС Великобритании.



«Си Кинг» AEW.Mk.2A, Мк.5, Мк.7

Отсутствие в составе ВМС Великобритании авиационной системы дальнего радиолокационного обнаружения и оповещения (ДРЛО) наиболее ярко было продемонстрировано потерей эсминца «Шеффилд» (выполнявшего роль передового радиолокационного поста) в 1982 г. во время англо-аргентинской войны из-за Фолклендских островов. После этого в экстренном порядке была развернута разработка системы ДРЛО и уже спустя 11 недель появилось необходимое оборудование. Вертолеты «Си Кинг» AEW представляли собой модификации вариантов HAS.Mk.1 и Мк.2. Главным элементом этой системы была поисковая РЛС Торн-EMI ARI.5980/3 «Серчуотер», аналогичная по принципу функционирования станции, применявшейся на морских разведывательных самолетах «Нимрод». Эта станция доказала способность обнаруживать низколетящие цели при любых волнении и погодных условиях, хотя ее оптимизировали для поиска надводных объектов (например, перископов подводных лодок), а не скоростных воздушных целей. Вертолетная РЛС с высоты 3050 м могла на расстоянии 200 км обнаружить цель типа «истребитель». Ее антенна с круговым обзором стабилизировалась в продольной и поперечной плоскостях. Она раз мещалась в надувном обтекателе, изготовленном из ткани на основе волокон кевлара и напоминающим барабан. Обтекатель при нахождении вертолета на земле разворачивался в горизонтальное положение, а в полете устанавливался вертикально. Естественно, что такой громоздкий обтекатель создавал приличное сопротивление, поэтому скорость полета вертолета была ограничена 166 км/ч. Вертолеты «Си Кинг» AEW не имели ГАС, но поисковая РЛС для обеспечения навигации осталась. На вертолете AEW.Mk.2A была установлена система РЭП MIR-2 «Орандж Кроп», но состав остального оборудования был таким же, как на вертолетах HAS.Mk.2. Первый вертолет AEW.Mk.2 полетел 23 июля 1982 г., всего было переоборудовано девять машин.





«Си Кинг» Mk.41, Mk.42/42A и Mk.50/50A

«Си Кинг» Mk.41. Первым зарубежным покупателем вертолетов «Си Кинг» стали ВМС Западной Германии, заказавшие 22 вертолета в поисково-спасательном варианте Mk.41. Этот вертолет был во многом идентичен вертолету HAS.Mk.1, но не имел ГАС и противолодочного оборудования. Он имеет удлиненную кабину за счет переноса на 1,7 м назад заднего шпангоута и два дополнительных наблюдательных блистера. Поставки вертолетов состоялись в 1973 – 1974 гг. В дальнейшем 20 вертолетов Mk.41 прошли модернизацию на немецкой фирме МВВ, в результате чего они получили возможность бороться с надводными кораблями. На вертолеты установили поисковую РЛС Ферранти «Сиспрей» Мк.З для загоризонтного наведения противокорабельных ракет БАЕ Системз «Си Скьюа» и систему обмена данными Ферранти «Линк» II.

«Си Кинг» Мк.42/42А. В 1971 г. ВМС Индии получили первую партию из шести вертолетов Мк.42, а в 1973 – 1974 гг. вторую такую же партию. В основном эти вертолеты были аналогичны машинам «Си Кинг» HAS.Mk.1. Первые шесть вертолетов Мк.42 принимали участие в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г. Вертолеты Мк.42А почти аналогичны по составу оборудования вертолетам английских ВМС «Си Кинг» HAS.Mk.2.

«Си Кинг» Мк.50/50А. В 1975-1976 гг. ВМС Австралии получили 10 вертолетов Мк.50. Они были оснащены ГАС AS/ASQ-13A производства американской фирмы «Бендикс» и системой заправки топливом, позволяющей в полете перекачивать топливо с борта плывущего корабля. В 1983 г. Австралия получила два вертолета Мк.50А для замены вышедших из строя В течение 1990-х годов вертолеты Мк.50/ 50А были сняты с вооружения в связи с поставками американских вертолетов Сикорский S-70B-2 «Си Хоук».



«Си Кинг» HAR.Mk.3/3A, HAR.Mk.5.

«Си Кинг» HAR.Mk.3. В 1975 г. ВВС Великобритании заказали 15 вертолетов «Си Кинг» в поисково-спасательном варианте HAR.Mk.3 для замены устаревших вертолетов Уэстленд «Уэссекс» и «Уирлуинд». Вертолеты HAR.Mk.3 имели удлиненную грузовую кабину, спасательную лебедку, увеличенный объем топливных баков, дополнительные наблюдательные блистеры, шестилопастный рулевой винт и ГТД Роллс-Ройс «Гном» Н.1400-1. Состав авионики был таким же, как на противолодочных машинах HAS.Mk.2, но были добавлены УКВ-радио- станции для связи с полицией, горноспасателями и т. д. В 1978 г. ВВС получили первые три вертолета, а затем еще четыре. Шесть вертолетов, прошедших доработку, вошли в состав 78-й эскадрильи на Фолклендских островах. Они отличались от остальных оборудованием, позволяющим применять очки ночного видения, наличием навигационной системы Рейкал RNS252 «Супер TANS», спутниковой навигационной системы GPS, системой предупреждения о радиолокационном облучении ARI.18228 и средствами постановки пассивных помех в виде тепловых ловушек и дипольных отражателей.

«Си Кинг» HAR.Mk.3A. Эти машины относятся ко второму поколению поисково-спасательных вертолетов, приняты на вооружение ВВС Великобритании. Они имели поисковую РЛС с цветной цифровой картой местности, усовершенствованную систему управления и улучшенные средства связи. Первый из шести заказанных вертолетов был поставлен в 1993 г.

«Си Кинг» HAR.Mk.5. Эти вертолеты представляют собой переоборудованные противолодочные машины HAS.Mk.5. На четырех вертолетах HAR.Mk.5 были установлены поисковые РЛС MEL «Си Серчер».



«Си Кинг» HAS.Mk.5 и HAS.Mk.6

«Си Кинг» HAS.Mk.5. Основными особенностями вертолета были полностью цифровая поисковая РЛС MEL «Си Серчер», ГАС Плесси 2069 и акустическая процессорная система AQS-902 LAPADS, благодаря которой можно было получать сигналы от пассивных или активных гидроакустических буев. Некоторые вертолеты HAS,Mk.5 были оснащены применявшимися на вертолетах SH-3H американских ВМС буксируемыми магнитометрами AN/AQS-81. Большинство вертолетов HAS.Mk.5 (55 единиц) являлись модификациями предшественников (одного вертолета HAS.Mk.1,19 – HAS.Mk.2 и 35 – HAS.Mk.3). Были также построены дополнительные 30 машин. Во время войны в Персидском заливе (1991 г.) английские ВМС использовали там вертолеты для траления мин и противокорабельных операций. Две машины были оснащены системой GPS, средствами снижения теплового излучения AN/ALQ-157, устройствами для отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей М-130, системой предупреждения о радиолокационном облучении, оборудованием для секретной радиосвязи и 7,62-мм пулеметом в проеме грузовой двери. В состав целевого оборудования входили теплопеленгатор «Сэндпайпер» FLIR, система РЭП «Менэджери», ручной тепловизор и система видеосистема «Демон» для поиска плавающих мин. Состав экипажа этих вертолетов пополнила группа из четырех аквалангистов, которые оперативно реагировали на обнаруженные мины и занимались их подрывом. «Си Кинг» HAS.Mk.6. Они являлись дальнейшим развитием вертолетов HAS.Mk.5, но имели более совершенное противолодочное оборудование. Эти машины должны были подготовить английские ВМС к принятию на вооружение вертолетов ПЛО нового поколения ЕН-101 «Мерлин» В состав оборудования входили: новый тактический комплекс, состоящий из цифровой гидроакустической системы AQS-902G-DS, способной одновременно получать информацию от гидроакустических буев, и ГАС Диджитал 2069 с увеличенной глубиной погружения.



«Си Кинг» Мк.42В/42С, Мк.45/45А, Мк.47

«Си Кинг» Мк.42В/42С. Индия стала первым покупателем усовершенствованных вертолетов «Эдвансд Си Кинг», получив 20 машин (двумя партиями в 12 и 8 штук). Они были оснащены двигателями «Гном» Н.1400-1Т, способные работать на больших высотах и при повышенных температурах, несущие винты имели лопасти из композиционных материалов, а рулевые винты – пять лопастей. По бокам фюзеляжа имелись узлы для подвески двух противокорабельных ракет «Си Скьюа». В состав оборудования вошли РЛС MEL «Супер Серчер», гидроакустический процессор AQS-902, погружаемая ГАС HS-12 и система РЭП «Гермес». Вертолеты «Си Кинг» Мк.42С являются многоцелевыми транспортными и поисково-спасательными, по составу авионики они идентичны английским машинам HAR.Mk.3, но в носовой части фюзеляжа имеют поисковую РЛС фирмы «Бендикс». Поставки шести вертолетов Мк.42С состоялись в 1987-1988 гг.

«Си Кинг» Мк.45/45А. Модификация Мк.45 является вариантом ПЛО для Пакистана. В 1975 – 1977 гг. эта страна получила шесть машин. Пять вертолетов были доработаны для борьбы с надводными кораблями, на них разместили противокорабельные ракеты АМ39 «Экзосет». Единственный вертолет Мк.45А был приобретен для замены выбывшего из строя. «Си Кинг» Мк.47. В 1974 г. Саудовская Аравия по просьбе Египта заказала для него шесть вертолетов ПЛО «Си Кинг» Мк.47, которые были идентичны английским машинам HAS.Mk.2. Оборудование на них осталось прежним, но ГАС Плесси 195М была позаимствована от исходной модификации HAS. Mk.1. Поставки начались в 1976 г. В дополнение к противолодочному оборудованию вертолеты Мк.47 имели спасательную лебедку.




«Си Кинг» Мк.43 и Мк.48

«Си Кинг» Мк.43. В 1972-1973 гг. Норвегия получила 10 вертолетов в поисково-спасательном варианте. Они использовались военными и гражданскими организациями. Во многом они были идентичны вертолетам Мк.41. Девять вертолетов Мк.43 были в дальнейшем переоборудованы в вариант Мк.43В, к которым добавились три машины новой постройки. Вертолет Мк.43В уникален в том отношении, что в нем одновременно стояли поисковая РЛС MEL «Си Серчер», носовой метеолокатор производства фирмы «Бендикс/Кинг», новая авионика и турельная установка с теплопеленгатором FUR 2000. «Си Кинг» Мк.48. В 1976 г. Бельгия получила 5 поисково-спасательных вертолетов, представлявших собой варианты английских HAR.Mk.3. По необходимости могли использоваться для VIP-перевозок, доставки десантников, выброса парашютистов, перевозки грузов на внешней подвеске, эвакуации пострадавших, экстренной доставки человеческих органов для трансплантации, полицейского патрулирования. В 1980-х годах цельнометаллические лопасти несущего винта на них заменили на композитные. Все пять вертолетов получили поисковую РЛС Бендикс RDR1500B, теплопеленгаторы FUR 2000F и усовершенствованное навигационное оборудование.


    Sikorsky SH-3 Sea King - SH 3 redirects here. For other uses, see SH3 (disambiguation). SH 3 Sea King US Navy SH 3H Sea King helicopters Role … Wikipedia

    Sikorsky CH-124 Sea King - CH 124 Sea King. Le Sikorsky CH 124 Sea King est un type d hélicoptère militaire de lutte anti sous marine conçu pour une utilisation à partir d un bateau. Il est la variante canadienne du Sikorsky S 61 américain. Il est en service dans la Marine … Wikipédia en Français

    Sikorsky SH-3 Sea King - Para el pokémon de la primera generación de videojuegos de Pokémon, véase Seaking (Pokémon). SH 3 Sea King Un Sea King de la Armada de los Estados Unidos. Tipo Hel … Wikipedia Español

    CH 124 Sea King CH 124 Королевских ВВС Канады Тип противолодочный вертолёт … Википедия

    Sea King - Sikorsky S 61 / H 3 Sea King … Deutsch Wikipedia

    Sea King - Sikorsky S 61 SIKORSKY SH 3 SEA KING … Wikipédia en Français

    Marine One Sikorsky S 61 / SH 3 «Sea King» транспортный вертолёт. Построен фирмой «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Вертолет разработан в соответствии с контрактом, заключенным ею 24 декабря 1957 г. с ВМС США. Первый полет опытного образца … Википедия

Благодаря надежности, грузоподъемности и способности садиться на воду Королевские ВВС используют именно «Си Кинги» для обеспечения круглосуточного дежурства в службе поиска и спасения в территориальных водах Великобритании.

Разработанный компанией «Сикорский» многоцелевой вертолет S-61 быстро получил признание во всем мире. ВМФ США приняли его на вооружение под обозначением SH-3, и многие страны вскоре стали приобретать эти машины для своих вооруженных сил, а некоторые решили производить их по лицензии. В числе последних оказалась и Великобритания. Ведущий производитель и разработчик британских вертолетов фирма «Вестланд» начала сотрудничать с фирмой «Сикорский» еще в начале 1950-х годов. Новый вертолет, имевший благодаря сочетанию двух газотурбинных двигателей и амфибийного (лодочного) фюзеляжа очень привлекательные возможности, сразу же после появления привлек внимание руководства «Вестланд», которое приобрело права на производство, развитие и продажу машин на экспорт.

КОПИЯ ЛУЧШЕ ОРИГИНАЛА

Поиски эффективного ответа на бурный рост советских ВМС приводили к очевидному решению — новому противолодочному вертолету со значительно расширенными возможностями. В 1960-е годы англичане располагали двумя основными типами вертолетов ПЛО — малый Вестланд «Уосп» действовал с небольших кораблей (фрегатов или ЭМ), а несколько больший Вестланд «Уэссэкс» базировался на более крупных (большие ЭМ и авианесущие корабли). Однако и тот и другой обладали недостаточным, по мнению моряков, радиусом действия и ограниченной боевой нагрузкой. Бюджетные ограничения во многих случаях диктовали необходимость закупки уже отработанных образцов, что означало прямые закупки или лицензионный выпуск американских самолетов или вертолетов. Однако во втором варианте британцы всегда старались не забывать о собственных производителях, в значительной степени изменяя и улучшая (с точки зрения британских военных) исходную конструкцию. Так произошло и в случае с «Си Кингом».

Фактически от американской машины остался только фюзеляж. Прежде всего, британцы решили использовать двигатели собственного производства — хотя по происхождению это были те же «Дженерал Электрик» Т58, которые устанавливали на SH-3, они были усовершенствованы и стали несколько мощнее. Под обозначением Gnome их выпуск был освоен фирмой «Роллс-Ройс». Помимо двигателей, на британском вертолете появилась автоматическая полетная система, было заменено все противолодочное оборудование, авионика, перераспределены роли между членами экипажа. Первые четыре экземпляра были доставлены в Великобританию в разобранном виде в 1966 году. В мае 1969-го вертолет совершил первый полет, а в августе того же года начал поступать на вооружение. Первоначально это были машины, обозначенные «Си Кинг» HAS.1, их выпустили 56. За ними вскоре последовали HAS.2 (21 штука) с улучшенным оборудованием и двигателями. Позже выпустили HAS.5 и HAS.6, получившие все более новое противолодочное оборудование. Большую часть ранних машин переоборудовали в эти, более поздние варианты. Многие новинки внедрялись сперва на экспортных машинах, а затем использовались при заказе новых партий уже и британскими военными. Так, транспортный «Коммандо» с удлиненным десантным отсеком, способный перевозить 28 солдат, был разработан по требованию ВВС Египта, а позже стал рабочей лошадкой и Королевского флота под обозначением НС.4 (построено 42). «Си Кинг» оказался едва ли не идеальным вертолетом для поисково-спасательных работ. Для британских ВВС построили 25 штук в варианте HAR.3, а флот получил аналогичные машины за счет переоборудования лишних машин ПЛО (HAS.5 и HAS.6) и обозначил их HAR.5 и HAS.6(CR). Наконец, одним из самых необычных стал вариант ДРЛО, появившийся в результате Фолклендской войны, когда «вдруг» обнаружилось, что корабельные РЛС не способны вовремя обнаружить самолеты, подходящие на большой скорости и малой высоте, а самолеты ДРЛО канули в небытие вместе с последним британским авианосцем.

Тогда на правом борту установили обтекатель антенны (в полетном положении он опускается вниз, а перед посадкой поворачивается наверх) и РЛС Searchwater, а в кабине оборудовали места для операторов РЛС. Эти машины, переоборудованные из HAS.2 и HAS.5, получили обозначение AEW.2 и AEW.5 соответственно 9 и 3 штуки). В 2002 году они получили новую РЛС, расширенные возможности (не только обнаружения, но и наведения своих истребителей) и обозначаются ASaC7.

ЭКСПОРТНЫЙ УСПЕХ

Вскоре заказ на противолодочные вертолеты последовал из Австралии, получившей 12 штук под обозначением «Си Кинг» Мк.50. Египет, резко сменивший военно-политическую ориентацию в начале 1970-х, заказал транспортный вариант, отличавшийся удлиненным десантным отсеком и способный нести до 28 солдат. «Вестланд» обозначил эти вертолеты «Коммандо» — всего в разных вариантах ВВС Египта получили 28 штук, включая 4 вертолета РЭБ. Примеру Египта последовал Катар, купивший 12 подобных машин, 8 из них способны нести ПКР «Экзосет». Однако основная часть экспортных заказов состояла из морских (противолодочных или поисково-спасательных) вариантов «Си Кинга». 23 штуки попали в ВМФ Германии (Мк.41), 14 — в норвежские ВВС (Мк.43), 7 достались ВМФ Пакистана (Мк.45), б -ВМФ Египта (Мк.47), 5 — ВВС Бельгии (Мк.48). Все эти варианты отличались оборудованием, вооружением (пакистанские «Си Кинги» могут нести ПКР по образцу катарских) и даже конструкцией. Отдельного упоминания заслуживает большой заказ для индийского флота — единственного, кроме британцев, использовавшего «Си Кинги» с палубы авианосца. За 9 машинами ПЛО Мк.42 (аналог HAS.1) последовали 3 в варианте Мк.42А для базирования на малых кораблях (аналог HAS.2), 20 универсальных (противолодочные и противокорабельные с ПКР «Си Игл») Мк.42В и 6 транспортных и поисково-спасательных Мк.42С.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «СИ КИНГ» HAS. 5

  • Тип: противолодочный вертолет
  • Двигатели: два турбовальных двигателя «Роллс-Ройс» Gnome H1400-2 мощностью 1238 кВт
  • Размеры, м:
    длина: 17,02
    высота: 5,13
    диаметр несущего винта: 18,9
  • Вес, кг:
    пустого: 6387
    взлетный: 9525
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 208
    практический потолок, м: 3000
    дальность, км: 1230
  • Вооружение: 4 противолодочные торпеды (Мк.46 или «Стингрэй») или 4 глубинные бомбы

Вертолет разработан американской фирмой Sikorsky Aircraft в соответствии с контрактом, заключенным ею 24 декабря 1957г. с ВМФ США. Контрактом предусматривалось создание двухдвигательного вертолета-амфибии с большим радиусом действия, предназначенного для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, а также для проведения поисково-спасательных операций.

Первый полет опытного образца вертолета состоялся 11 марта 1959г. (фирменное обозначение вертолета S-61 , первоначальное военное обозначение - HSS-2 ), серийное производство было начато в 1961 году. Было построено 796 вертолетов S-61 всех модификаций; кроме того, по лицензии построено более 613 вертолетов, в том числе 328 в Англии, более 100 в Италии и 185 в Японии.

Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным убирающимся в полете колесным шасси. Цельнометаллический фюзеляж: полумонококовой конструкции выполнен с широким использованием нового по тем временам авиационного материала - титана, некоторые несиловые элементы изготовлены из композиционных материалов. В связи с необходимостью обеспечить возможность посадки вертолета на воду, нижняя часть фюзеляжа выполнена водонепроницаемой, разделенной на герметичные отсеки. Этой части фюзеляжа придана форма лодки, она имеет скулы, редан, килеватость. По обеим сторонам фюзеляжа, установлены улучшающие устойчивость вертолета на воде сравнительно большие поплавки, в которые в полете убираются основные стойки колесного шасси. Хвостовое колесо шасси в полете нс убирается, оно выполнено самоориентирующимся. Поплавки используются также для размещения дополнительных надувных баллонетов.

В передней и средней частях фюзеляжа расположены соответственно кабина экипажа и грузовая кабина. Доступ в рассчитанную на двух летчиков кабину экипажа обеспечивается через установленную по левому борту сдвижную дверь. Большая сдвижная дверь грузовой кабины установлена по правому борту. Грузовая кабина имеет размеры 7.6х1.98х1.32м, площадь ее пола 15.1м 2 , объем 28.9м 3 . В противолодочном варианте вертолета здесь размещены рабочие места оператора гидроакустической станции и наблюдателя, а также установлена необходимая поисковая аппаратура. В задней части кабины предусмотрено место для сбрасываемых радиогидроакустических буев. Кроме опускаемой гидроакустической станции и радиогидроакустических буев, для обнаружения подводных лодок вертолет оборудован магнитным обнаружителем и поисковой РЛС. Для обеспечения возможности вертолета зависать над определенной точкой водной поверхности и прослушивать горизонт с помощью опускаемой гидроакустической станции в составе его бортовой радиоэлектронной аппаратуры имеется автоматическая система стабилизации на режиме висения и радиовысотомер. Благодаря большой грузоподъемности вертолет способен нести не только поисковую аппаратуру, но и средства поражения подводных лодок. Наиболее эффективными являются акустические самонаводящиеся противолодочные торпеды с пассивными или активно-пассивными системами наведения Мк.44 и Мк.46 , дальность хода которых составляет 5.5 и 9км соответственно. Вертолет может использовать также глубинные бомбы, в том числе и с ядерным зарядом.

Поисково-спасательные варианты вертолета не имеют противолодочного оборудования и вооружения, но оборудованы гидравлической лебедкой, установленной снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Грузоподъемность лебедки 273кг, длина троса 72м. Размеры люка под лебедкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых. На вертолетах установлена дополнительная современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях. В грузовой кабине вертолета могут разместиться до 15 носилочных раненых.

Фюзеляж, вертолета плавно переходит в хвостовую балку, заканчивающуюся выполненной в виде киля хвостовой балкой. На концевой балке слева установлен пятилопастный рулевой винт, а справа, смонтировано горизонтальное оперение. Для обеспечения возможности базирования вертолета на кораблях хвостовая балка и пластиковые лопасти пятилопастного несущего винта могут складываться.

Два газотурбинных двигателя Т58 модификаций GE-5 , GE-8 или GE-10 американской фирмы General Electric установлены над средней частью фюзеляжа. Двигатели имеют отдельные, защищенные от попадания брызг воды воздухозаборники, а также независимые системы подачи топлива и смазки. Топливо находится в баках (суммарная емкость 3636л) под полом грузовой кабины, в которой могут быть установлены два бака емкостью по 800л. Как альтернативный вариант возможна установка двух подвесных баков емкостью по 400л.

В целом конструкция вертолета оказалась весьма удачной: в 1961-1962 годах на нем было установлено пять мировых рекордов скорости, в том числе абсолютный - 339км/ч на базе 19км . В марте 1965 года установлен мировой рекорд дальности полета по прямой - 3389км , а в июле 1967 года два вертолета поисково-спасательной модификации НН-3 совершили при девяти дозаправках в воздухе беспересадочный перелет через Атлантику, пролетев 6710км за 30 часов 46 минут.

Выпускавшиеся многочисленные модификации вертолета можно условно разделить на три группы: противолодочные вертолеты-амфибии на базе SH-3 , сухопутные транспортно-десантные и поисково-спасательные вертолеты на базе СН-3 и серия гражданских модификаций на базе S-61N и S-61L :

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть фюзеляжа выполнена в виде лодки, имеет скулы и килеватость и обеспечивает возможность посадки на воду. Задняя часть фюзеляжа сужается и переходит в хвостовую балку, на которой крепятся стабилизатор и рулевой винт. Носовую и центральную части фюзеляжа занимают кабина летчиков и грузовая кабина размером 7.6 х 1.98 х 1.32м, площадью пола 15.1м 2 и объемом 28.9м 3 . Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, оператор и наблюдатель располагаются в грузовой кабине. С левого борта кабины экипажа имеется дверь, состоящая из двух секций: откидывающейся вниз со ступенями и откидывающейся вверх. С правой стороны грузовой кабины имеется сдвигающаяся грузовая дверь высотой 1.52м и шириной 1.73м. В грузовой кабине могут размешаться: в десантном варианте 31 десантник, в спасательном варианте до 25 пострадавших и в санитарном - до 15 раненых на носилках; для транспортировки грузов на внешней подвеске используется трос, а для спасательных операций предусмотрена лебедка. Кабины снабжены приточно-вытяжной вентиляцией. Передние стекла кабины экипажа снабжены противообледенительной системой. На концевой балке, выполненной в виде киля, слева установлен рулевой винт, а справа - горизонтальное оперение, прямое, трапециевидной формы в плане, неуправляемое с профилем NACA 0018 у корня и 0009 на конце. Концевая балка вместе с рулевым винтом и стабилизатором может складываться вправо, поворачиваясь на шарнирах; складывание производится вручную.

Шасси вбирающееся, трехопорное с хвостовые колесом. Главные опоры имеют сдвоенные колеса с пневматиками с давлением 0.5МПа, убираются назад в боковые обтекатели-поплавки. Левый поплавок увеличен по длине для размещения 24 маркерных морских буев Mk.25. Колея шасси 3.96м, база шасси 7.18м.

Несущий винт пятилопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, c D-образным прессованным лонжероном из алюминиевого сплава, хорда лопасти 0.464м, профиль лопасти NACA 0012, окружная скорость концов лопастей 204м/с. Втулка имеет совмещенные горизонтальные и вертикальные шарниры, осевые шарниры с торсионами и снабжена автоматической системой складывания лопастей. Сверху втулка закрыта обтекателем из стеклопластика.

Рулевой винт пятилопастный, диаметром 3.15м, с горизонтальными шарнирами. Лопасти цельнометаллические прямоугольной формы в плане, с прессованным лонжероном, к которому проклеены отсеки слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Хорда лопасти 0.182м, профиль лопасти NACA 0012, окружная скорость концов лопастей 205м/с. Носки лопастей защищены от эрозии стальными накладками.

Силовая установка. Двигатели установлены рядом сверху фюзеляжа перед валом несущего винта и закрыты обтекателем. Каждый двигатель имеет отдельный осевой воздухозаборник. Перед воздухозаборниками установлен щиток для предохранения от попадания водяных брызг.

Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редукторов, редуктора рулевого винта и соединительного вала.

Топливная система включает баки общей емкостью 3180л, расположенные под полом грузовой кабины. Предусмотрено крепление подвесных дополнительных баков емкостью по 416л.

Система управления несущим и рулевым винтами бустерная, дублированная.

Гидравлическая система состоит из основной и вспомогательной систем, обеспечивающих управление несущим и рулевым винтами, и многоцелевой гидросистемы для уборки главных стоек шасси, привода лебедки, гидроакустической станции и спасательной лебедки, привода стеклоочистителей и автоматического складывания лопастей.

Электросистема питается от двух генераторов переменного тока мощностью 20 кВА, напряжением 200В, никель-кадмиевой аккумуляторной батареи емкостью 22 А*ч и напряжением 26В и генератора постоянного тока.

Радиоэлектронное оборудование. Включает опускаемую гидроакустическую станцию Бендикс AQS-13B, поисковый радиолокатор LH66HP, электронную систему ASQ-81 магнитометра, цифровой сигнализатор IDF-7-5, оборудование для ведения электронной разведки, автомат сбрасывания дипольных отражателей Н.240, буксируемый магнитометр "Бэрд", УКВ-радиостанцию, КВ-радиостанцию, доплеровскую РЛС ARN-182, датчик курса ASN-50, модифицированную систему опознавания, аппаратуру засекречивания сообщений KY28 "Джульет" и усовершенствованную приборную панель. Дополнительно внутри фюзеляжа в задней части грузовой кабины предусмотрено размещение 12 радиогидроакустических буев. В левом поплавке размещено 24 морских маркерных буя Мк.25.

Вооружение. В обычный комплект вооружения входят две или четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды A244AS, Мк.44 или Мк.46 или четыре глубинные бомбы. Вертолет может быть вооружен противокорабельными УР "Гарпун" или "Экзосет".

Е.И.Ружицкий "Вертолеты", 1997

Технические данные Sikorsky SH-3D

Силовая установка: 2 x ГТД General Electric T58-10 мощностью на валу 1044кВт , диаметр несущего винта: 18.9м , длина фюзеляжа: 16.69м , высота: 5.13м , взлетный вес: 9752кг , вес пустого: 5382кг , максимальная скорость: 267км/ч , дальность полета с максимальным запасом топлива: 1005км , вооружение: 2 торпеды Mk.46

Westland Sea King
Многоцелевой вертолёт
В 1959 г. фирма Westland получила лицензию на постройку вертолета фирмы Sikorsky S-61. На базе этого вертолета было создано несколько модификаций, значительно отличающихся от оригинала. Для удовлетворения потребностей британского королевского флота был разработан противолодочный вертолет Sea King HAS.Mk.1, на котором были установлены британские двигатели и оборудование. Главным отличием НАS.Мк.1 было то, что он самостоятельно, без связи с кораблем базирования должен был проводить поиск и уничтожение подводных лодок. Для облегчения размещения на кораблях Sea King имеет автоматически складываемый хвостовой обтекатель.
Противокорабельный вариант Sea King вооружен двумя противокорабельными ракетами типа Sea Eagle, которые эффективны против как небольших катеров, так и крупных кораблей. С таким вооружением вертолет может атаковать цели на дальности до 52 морских миль. Sea King применялся также для поиска и спасения в любую погоду, для выполнения задач материально-технического обеспечения кораблей и поддержки штурмовых операций. В десантном варианте он может перевозить 23 десантника. Большая сдвижная дверь на фюзеляже позволяла осуществлять быструю высадку десантников. Монорельс в верхней части кабины использовался для крепления парашютных фал. В дверном проеме на оси устанавливался пулемет. В кабине размером 7,6 х 1,98 х 1,92 (м) предусматривалось 60 точек крепления грузов. Допустимая нагрузка на пол кабины 9760 н/кв. м. Вертолет нашел широкое применение в качестве морского разведчика. В этом варианте он снабжается многокамерной разведывательной подвеской и приборами ночного видения, и может осуществлять разведку в течение четырех часов на дальность до 200 морских миль.
Несколько машин Sea King были переоборудованы для эвакуации раненых (шесть носилок и восемь сидений). Специально подготовленные вертолеты Sea King выполняли роль транспортного средства для руководства Великобритании. Вертолет Sea King выпускался до 1985 года. Изготовлено 226 штук. В 1973 году на базе этого вертолета создана модификация - военно-транспортный вертолет Commando. К 1985 году выпущено около 50 штук.
Модификации вертолета:
Sea King HAS.Mk.1 - первая серийная модификация в роли противолодочного вертолета с РЛС Ekco AW391.
Sea King HAS.Mk.2 - модификация Sea King HAS.Mk.1 с ГТД Gnome H.1400-1.
Sea King HAS.Mk.2А - вертолеты Sea King HAS.Mk.1 модернизированные до стандарта HAS.Mk.2.
Sea King AEW.Mk.2A - вертолет ДРЛО на базе HAS.Mk.2 с РЛС Thorn EMI Searchwater LAST (Low-Altitude Surveillance Task).
Sea King HAR.Mk.3 - вариант поисково-спасательного вертолета на базе HAS.Mk.2 с поисковой РЛС MEL ARI.5955.
Sea King HС.Mk.4 - многоцелевой транспортный вертолет Сommando.
Sea King HAS.Mk.5 - многоцелевой вертолет (противолодочный и поисково-спасательный) на базе HAS.Mk.2 с обзорной РЛС Thorn EMI ARI.5991 Sea Searcher.
Sea King HAR.Mk.5 - транспортный вертолет на базе HAS.Mk.5 без основного электронного оборудования.
Sea King HAS.Mk.6 - модернизированная версия 1990 года по программе Advanced Sea King. На вертолете установленно новое РЭО, ГТД Gnome H.1400-1T, система РЭР Orange Reaper ("Orange Crop II").
Sea King HAS.Mk.41 - варинт вертолета для ВМС Германии, первоначально в роли поисково-спасательного вертолета, позже переоборудованных в противолодочные с 2-4 ПКР Kormoran 2 и РЛС Ferranti Seaspray.
Sea King HAS.Mk.42 - противолодочный вариант Sea King HAS.Mk.1 для ВМС Индии.
Sea King HAS.Mk.42А - вариант Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Индии.
Advanced Sea King Mk.42В - противолодочная модификация с ГТД Gnome H.1400-1T и РЛС Super Searcher.
Advanced Sea King Mk.42С - модификация Mk.42В с поисковой РЛС Bendix RDR-1400С.
Sea King Mk.42D - модификация AEW.Mk.2A для ВМС Индии.
Sea King Mk.43 - поисково-спасательная модификация для ВМС Норвегии.
Sea King Mk.45 - противолодочная модификация для ВМС Пакистана с ПКР AM.39 Exocet.
Advanced Sea King Mk.45 - модификация HAS.Mk.5 для ВМС Пакистана.
Sea King Mk.47 - противолодочная модификация для ВМС Египта.
Sea King Mk.48 - модификация для ВВС Бельгии в роли VIP транспорта и поисково-спасательного вертолета.
Sea King Mk.50 - варинт Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Австралии.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1970
Диаметр главного винта - 18,90 м
Диаметр хвостового винта - 3,16 м
Длина - 17,02 м
Высота - 5,13 м
Масса, кг
- пустого - 7428
- максимальная взлетная - 9752
Внутренние топливо - 3715 л
Тип двигателя - 2 ГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T
Мощность при взлете - 2 х 1680 л.с.
Мощность при полете - 2 х 1485 л.с.
Максимальная скорость - 226 км/ч
Крейсерская скорость - 204 км/ч
Практическая дальность - 1740 км
Дальность действия - 230-1480 км
Время патрулирования - 2 ч
Скороподъемность - 619 м/мин
Практический потолок - 6200 м
Статический потолок - 1980 м
Экипаж - 2 + 2 чел
Полезная нагрузка: 28 солдат или 9 носилок и 2 сопровождающих или 3629 кг груза в кабине или на подвеске.
Вооружение: Возможна установка 1 7.62-мм пулемета. Боевая нагрузка - 1134 кг на 2 узлах подвески: 4 торпеды Mk.46 или Stingray, или 4 глубинные бомбы Mk.11, или 2 ПКР Sea Eagle или AM.39 Exocet.