Понятие земель сельскохозяйственного назначения

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно - земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач - размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения - это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования - совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Виды земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Понятие рационального землепользования

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

  • Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

  • Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

  • Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

  • Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения - с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли - это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель - внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций - 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций - 100 тыс. руб.


В соответствии со Статьей 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли по целевому назначению подразделяются на категории. Первой среди них упоминается категория земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения сформулировано в Статье 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ. Таковыми признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В этой же статье установлен состав земель сельскохозяйственного назначения ─ сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения РФ

Составляющие около четверти всей территории Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения по своей доле в общем объеме земельных ресурсов уступают только землям лесного фонда, занимающим больше половины площади страны.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, сады, виноградники, пруды для разведения рыбы и т. д.

Несмотря на то, что Россия ─ один из мировых лидеров по площади пашни, распахано всего лишь около 8% ее территории. Это примерно в три раза меньше, чем в США и в шесть раз меньше чем в Индии. Хотя есть субъекты Федерации, где распахано свыше половины всей территории, ─ Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская области; Краснодарский и Ставропольский края.

Надо сказать, что сельскохозяйственные угодья находятся не только внутри категории земель сельскохозяйственного назначения. Они составляют весомую долю в землях населенных пунктов. Есть сельскохозяйственные угодья в таких категориях, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Наибольшую долю различные виды земель сельскохозяйственного назначения занимают на Юге страны ─ в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Наименьшую ─ в суровой Сибири и малоосвоенном Дальнем Востоке. Основные сельскохозяйственные регионы с обилием пахотных земель сконцентрированы преимущественно в Центре и на Юге европейской части, в Среднем и Нижнем Поволжье, и в меньшей степени на юге Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Что говорит Закон о землях сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Значение земель сельскохозяйственного назначения измеряется не только удельным весом в земельном фонде. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны ─ сельские жители составляют четверть россиян.

В начале девяностых в системе земельных отношений Российской Федерации произошли революционные преобразования, приведшие к их радикальному изменению. Земли сельскохозяйственного назначения оказались в собственности десятков миллионов бывших колхозников и работников совхозов, среди которых было перераспределено свыше ста миллионов гектаров земли. За короткое время социальная структура российского села разительно изменилась, был сформирован новый социальный слой ─ земельные собственники, к которым перешли права на земли сельскохозяйственного назначения.

Опыт ведущих экономик мира убеждает ─ это был правильный ход. Агропромышленный комплекс развивается наиболее успешно, когда земли сельскохозяйственного назначения находятся преимущественно в частной собственности. Поэтому, несмотря на сопровождавший предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частные руки некоторый откат по натуральным показателям (за период 1990–2008 гг. совокупное производство сельскохозяйственной продукции, заметно снизилось), положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Учитывая произошедшие в стране перемены, большое внимание уделялось формированию юридического фундамента этих преобразований. Принимались нормативные акты, призванные сделать максимально работоспособным земельное законодательство и связанную с земельными участками, в т. ч. относящимися к землям сельскохозяйственного назначения, часть гражданского законодательства.

К числу наиболее важных из их числа относятся:

  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (Глава XIV «Земли сельскохозяйственного назначения»);
  • отражающий особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • регламентирующий в т. ч. перевод земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Статья 7 «Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию»);
  • Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • ● Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (Статья 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель»);
  • Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Статья 12 «Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности»).

Земли сельскохозяйственного назначения ─ разрешенное использование

В соответствии со Статьей 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться хозяйствами ─ крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, различными коммерческими организациями, подразделениями научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля и т. д.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий в т. ч. различные виды использования земель сельскохозяйственного назначения.

Главное целевое назначение сельскохозяйственных земель следует из названия категории ─ ведение сельского хозяйства. Классификатор раскладывает его «по полочкам» ─ видам разрешенного использования земельного участка: растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, содержание питомников, обеспечение сельскохозяйственного производства.

В свою очередь, некоторые наименования видов разрешенного использования земельного участка «распадаются» на отдельные составляющие. Например, земли для растениеводства включают земли сельскохозяйственного назначения для садоводства, овощеводства, выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, льна и конопли, тонизирующих, лекарственных, цветочных культур. Животноводство разделяется на скотоводство, звероводство, птицеводство и свиноводство.

Кроме того, сельскохозяйственное использование включает хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, в т. ч. строительство на землях сельскохозяйственного назначения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах огромное значение и особенности земель сельскохозяйственного назначения в полной мере учитываются при управлении земельными ресурсами. И в России сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежат особой охране.

Отслеживать их состояние помогает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. Государственный мониторинг земель ─ часть государственного экологического мониторинга, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования состояния земель, включая плодородие почв. Его объектами являются все земли Российской Федерации. Осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Важнейшее значение имеет обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Эрозионной и дефляционной опасности подвержены 58,5% сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 67% пашни. Почти 40 млн. га испытывают воздействие водной эрозии, а более 66 млн. га – ветровой эрозии почв. На шести миллионах га имеет место их совместное проявление.

Все это приводит к тому, что продуктивная площадь земель сельскохозяйственного назначения сокращается. В течение двух десятилетий с 1990 года из сельскохозяйственного оборота ежегодно выводилось в среднем до двух млн га. Особое значение приобретает рекультивация земель сельскохозяйственного назначения. Важный аспект этой работы ─ проведение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:

  • консервация земель;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • изменение черты населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда земель водного фонда или земель запаса.

Закон стремится перекрыть все лазейки, с использованием которых плодородные земли исключаются из сельскохозяйственного производства. Хотя бесстрастная статистика свидетельствует, земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения. Одна из причин ─ перевод земель в другие категории. Только за период 1995–2007 гг. путем изменения категории или вида разрешенного использования из сельского хозяйства было выведено около полутора миллионов земельных участков.

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Свои особенности имеет продажа земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или муниципальное образование, если это установлено законом данного субъекта, имеет преимущественное право его покупки. Причем по цене, за которую он продается. Исключение ─ продажа с публичных торгов.

Сделка, в результате которой такой участок земли сельскохозяйственного назначения был продан с нарушением преимущественного права покупки, является ничтожной.

Учитывая, что далеко не всегда эффективному собственнику доступна покупка земли сельскохозяйственного назначения для ведения аграрного бизнеса, особое значение приобретает аренда. Аренда земель сельскохозяйственного назначения играет важную роль в сельском хозяйстве многих стран мира, большую пользу она способна принести и в России.

В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в т. ч. земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением ряда случаев заключается на срок от трех до сорока девяти лет.

Оценка земель сельскохозяйственного назначения

Стоимость земли сельскохозяйственного назначения ─ важный показатель, влияющий на возможность земельного участка оказаться вовлеченным в гражданский оборот. А кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения определяет размер налога, который будет взиматься с ее собственников.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится в соответствии с двумя документами. Более новый ─ Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 № 445. Если кадастровая стоимость земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена в порядке, действовавшем до его вступления в силу, то действительны Методические рекомендации по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом этого же Министерства от 01.07.2005 № 145.

Земельные отношения в России переживают сложный этап. Трудно с неизбежными ошибками выстраивается современная эффективная система землепользования. Ищется баланс оптимального взаимодействия государства, бизнеса и общества. С одной стороны, административное регулирование не должно подавлять частную инициативу, а с другой, в «стихии рынка» нельзя потерять важные для всех ориентиры, такие как, например, первоочередное решение экологических проблем.

Надежной опорой на этом пути является богатый исторический опыт России, включающий немало периодов земельных преобразований. Достаточно вспомнить о Столыпинской аграрной реформе, богатейшее наследие которой изучается до сих пор.

Главный ориентир ─ эффективное с оптимальным сочетанием рыночных механизмов и государственного вмешательства управление землями сельскохозяйственного назначения ─ залог продовольственной безопасности и социального благополучия не только жителей села, но и всего населения огромной страны.

Земля относится к одним из самых значимых вопросов в жизни людей, особенно людей, посещающих наш портал. Начнём разговор от простых понятий к сложным, коснёмся вопроса категорий и видов разрешённого законодательством нашей страны использования земель.

По целевому назначению земли можно разделить на нижеследующие категории:

  • земли с/х назначения;
  • земли промышленности;
  • земли населённых пунктов;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Подобная дифференциация сделана для их охраны и применения только лишь по назначению, для того, чтобы сберечь начальные свойства участка. Из этого списка нас интересует только лишь земли сельхозназначения .

Всякая из приведённых выше семи категорий обладает свои подразделами - видами разрешённого применения. Всего их приблизительно 3000 подразделов, однако мы в этой статье рассмотрим только лишь самые известные, и касающиеся категорий земель поселений и сельхозназначения.

Земельные участки населённых пунктов имеют нижеследующие виды разрешённого использования:

  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Земли сельскохозяйственного назначения обладают следующими видами разрешённого использования:
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Садоводство (СНТ, СНП)

Как видно из ст. 78, 81 Земельного Кодекса, земли сельскохозяйственного назначения разрешено использовать:

  • под ведение личного (подсобного) хозяйства;
  • под ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • под дачное строительство;
  • под садоводство;
  • под огородничество;
  • под животноводство;
  • под производство сельскохозяйственной продукции;
  • под прочие разновидности деятельности, которые связаны с сельским хозяйством.

Вид разрешённого применения земли обозначается в графе свидетельства о праве собственности, пункте контракта аренды и прочих документах, которые удостоверяют право на земельные участки, а также могут быть прописаны в правоустанавливающих актах на землю.

Земли такой категории прежде всего предопределены для выращивания ягодных, плодовых, овощных, бахчевых либо иных сельхоз. культур и картофеля. Помимо возделывания сельскохозяйственной продукции, все виды использования земель сельхозназначения предполагают право владельца земельного участка на его застройку, что зафиксировано ст. 263 Градостроительного Кодекса, ст. 40 Земельного Кодекса.

Закон позволяет сооружать на землях сельхозназначения , определённых для сельхозпроизводства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, здания и сооружения, которые применяются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Земля под садоводческие, огороднические и дачные цели даётся с правом строительства жилого строения, хозпостроек и сооружений .

На личном подсобном земельном участке позволяется возведение жилого дома, бытовых, производственных и иных строений, зданий, сооружений.

Все-таки не следует забывать то, что конструирование любого объекта должно происходить в соответствии с планом зонирования территории и выполнением действующих норм и правил.

Строительство запрещено на землях сельхозназначения в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым полевые земельные участки употребляются только для производства сельхозпродукции.

При ограничениях и запретах в способах применения земельных участков в документы, которые удостоверяют право на земельный участок, вносится соответствующая запись, в качестве примера можно привести: «без права строительства строений и сооружений».

В соответствии со статьёй 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земель сельскохозяйственного назначения, вменяется в обязанность использовать землю в строгом соответствии с целевым назначением данной категории земель и видом разрешённого использования. Хозяйственная деятельность людей не должна причинять ущерб земле как природному объекту: служить преамбулой к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, повреждению, разрушению плодородного слоя почвы и прочим неблагоприятным (наносящим вред) воздействиям.

В случае ненадлежащего использования земли либо неиспользования в соответствии с целевым назначением в продолжение 3-х лет, земельный участок сельхозназначения принудительно может быть отобран у его собственника в судебном порядке.

Тем , которые занимаются или хотят заниматься сделками по купле-продаже участков земли сельскохозяйственного назначения будет интересна эта информация.

земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.

Земли сельскохозяйственного использования отличаются от земель сельскохозяйственного производства, хотя они находятся в одной и той же категории земель – сельскохозяйственной, на основании Земельного Кодекса РФ.

К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда. В документах это обычно выглядит так: «Категория земли - населенные пункты, разрешенное использование-для крестьянско-фермерского хозяйства». Считается, что такое разрешенное использование носит временный характер, земля передана для конкретных сельскохозяйственных целей гражданам или юридическим лицам для организации сельхозпредприятия. Это могут быть склады, административные здания, дороги и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими процесс сельхозпроизводства.

В статье 77 Земельного Кодекса РФ говорится о том, что землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за пределами населенного пункта. Но мы встречаем не единичные случаи, когда земля сельскохозяйственного назначения находится в границах населенного пункта. Таким землям присваивают название - для сельскохозяйственного использования.

Земли сельскохозяйственной категории для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта подлежат изменению их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи Градостроительного кодекса РФ.(ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)

Поэтому с сельхозпроизводства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства на дачное строительство и ли жилое строительство можно только путем включения земли в границы населенного пункта или присоединения к уже существующему ДНП(дачное некоммерческое партнерство) или СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Если участки действительно фактически соприкасаются.

Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному.

По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы:

Сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения)

Несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).

Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.

Как правило, земля с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования(несельскохозяйственные угодья) имеет низкую кадастровую стоимость, значит низкого качества, поэтому выращивать овощи, злаковые и другие полезные культуры просто не получится, но можно й- для дорог вдоль полей, для линий электричества, для постройки гаражей и ремонтных мастерских обслуживающих сельхозтехнику, для водных объектов, складов, малых предприятий по переработке сельхозпродукции и других целей.

Очень жаль, что современные кадастровые паспорта не отражают эти данные для владельцев участков сельскохозяйственного назначения и приходится разыскивать эту ценную информацию в различных других источниках. Эта информация используется при определении кадастровой стоимости каждого участка. Чем выше стоимость, тем плодороднее земля.

И потенциальных покупателей сельхозземли, надо изначально обращать внимание на юридический статус участка, на разрешенное использование и на Правила землепользования и застройки конкретного муниципального округа, ведь одинаковых условий не бывает по состоянию земли, по климату, по перспективам развития местности и других условий. Эти знания вам пригодятся для более эффективного составления бизнес-плана своего предприятия.

Участки, которые находятся за пределами поселений и городов и используются для нужд сельского хозяйства, называют землями сельскохозяйственного назначения.

К ним относятся в первую очередь:

  • лесополосы, прогоны и дороги, искусственные насаждения;
  • дворцы, постройки на территории сельскохозяйственных земель;
  • сенокосы;
  • пастбища для крупного рогатого скота;
  • пашни;

Земли лесохозяйственного назначения не относится к сельскохозяйственным.

Законодательная база

Территории сельхозназначения подкреплены законодательной базой и регламентируются действующими кодексом, законами, инструкциями.

Согласно Ст. 81, 82 Земельного Кодекса РФ земли с/х предоставляются:

  • частным лицам;
  • товариществам;
  • хозяйственным обществам;
  • кооперативам;
  • муниципальным и госпредприятиям;

Сельскохозяйственная деятельность может производиться как одним лицом, так и объединенной группой лиц. К последним относятся даже научные и исследовательские сообщества, учебные заведения, предприятия, религиозные организации и прочие.

Участки сельхозназначения, на которых проживают народы, находятся под защитой государства согласно статьям 12, 13 . Также законодательство обязывает производить деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранность экологических систем, предотвратить загрязнения, нарушения и другие негативные воздействия.

Контроль земель сельхозназначения возложен на следующие федеральные организации:

  • Службу госрегистрации, кадастра и картографии.
  • Службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
  • Службу по надзору использования природных ресурсов и экологии (природнадзор).

Виды использования земель сельхозназначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения зависит от градостроительного регламента.

Согласно ему, вы можете вести различную деятельность на данной территории, в частности:

  • растениеводство;
  • строительство дач и коттеджей;
  • крестьянское (фермерское) хозяйство;
  • личное подсобное хозяйство с возможность застройки или без;

Первые три вида предполагает возможность застройки участка, однако каждый из них имеет свои ограничения.

Многие приобретают сельскохозяйственные угодья в целях инвестиций, так как цена на них ежегодно возрастает в среднем на 20 - 25%.

Такое вложение средств позволяет не только изымать прибыль из сдачи участка в аренду, но и позволяет застраивать до 30% от всей территории.

Использование земли слельхозназначения обязательно должно быть целевым. Однако и здесь существует ряд нюансов. Например, имеющийся участок можно перевести в другую категорию, которая расширит ваши права на застройку или наоборот.

Аренда земли сельхозназначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения производится согласно нормам законодательства. Действия обязательно согласовываются с органами местного самоуправления, которые и занимаются сдачей и приемом участков в аренду. Чтобы обе стороны выполняли свои обязательства, между ними заключается договор.

Все пункты в нем регламентируются законом. Угодья распределяются между физическими и юридическими лицами в целях получения прибыли и посезонного урожая. Стоимость пая будет зависеть от его размеров. Оплата налогов и государственной пошлины согласовывается в договоре.

Договор аренды

Составлять договор аренды следует с учетом всех обязательных норм.

Документ должен содержать следующую информацию:

  • месторасположение объекта аренды и его размеры;
  • размер арендной платы с учетом инфляции, формы платежа и сроков внесения;
  • данные о качестве земли;
  • условия возврата участка согласно договору и досрочно;
  • ограничения по использованию и прочие обременения (залог, кредит и пр.);
  • срок договора (в среднем составляет от 1 до 5 лет);
  • ответственность за случайные повреждения или уничтожение объекта;
  • целевое назначение пая и условия использования;
  • обязательства и ответственность сторон;

Также обе стороны по своему усмотрению могут определить порядок страхования объекта и другие условия сотрудничества.

Договор об аренде обязательно заключается в письменном виде и подлежит государственной регистрации. Без этого любые договоренности считаются недействительными.

Стоимость земли сельхозназначения

Ежегодно стоимость земельных участков сельхозназначения возрастает. Конечная сумма зависит от места, где расположен пай, наличия коммуникаций и построек, рыночной стоимости и ряда других причин.

Среди них:

  • приватизация;
  • категория земли;
  • назначение;
  • передача в ИЖС.

По России стоимость сотки варьируется от 1 до 100 тысяч рублей. Такая условная цена также во многом определяется налогообложением, изменениями в законодательстве и Земельном кодексе.

В перспективе стоимость на землю может вырасти. Именно поэтому многие бизнесмены считают удачным вложением покупку пая. Выгоду можно получить за счет дальнейшей сдачи в аренду, перепродажи или организации сельскохозяйственной деятельности на выкупленном участке.

Перевод земель сельхозназначения

Загородное строительство становится популярнее, нежели садоводство и огородничество. Это стало причиной перевода огромных площадей в категорию земель поселений. Процедура позволяет решить ряд проблем:

  • расширить территорию для ИЖС;
  • снять запреты и ограничения на использование земель;
  • расширить границы существующих населенных пунктов.

Важно помнить, что перевести землю с/х назначения могут только граждане этой же страны. Граждане других государств, лица без гражданства и прочие категории не могут перевести участок из одной категории в другую.

Первым шагом к переводу земли является написание ходатайства в органы исполнительной власти.

Из документов понадобятся:

  • нотариальное согласие всех собственников земли;
  • оригинал и копия документа, подтверждающего личность;
  • выписка из единого госреестра;
  • заключение экологов;
  • выписка из государственного кадастра.

Заявка рассматривается около 3-х месяцев. Длительность оформления обусловлена согласованием на Федеральном уровне. После чего вы получите письменный акт об одобрении или отказе в переводе земли. В первом случае потребуется оплатить все необходимые сборы и внести изменения в единый реестр и государственный кадастр. По завершении процедуры обязательно предъявите акт и постановление о переводе земли сельхозназначения.

Теперь земля сельхозназначения полностью в вашем распоряжении. В зависимости от категории участка перед вами открываются новые перспективы и возможности.

На землях разрешается:

  • возведение индивидуальных жилых домов;
  • размещение дачных домов, коттеджей;
  • ведение КФХ, садоводства и прочего.

Используйте имеющуюся площадь по максимуму, но не забывайте о согласовании своей деятельности с управляющими органами.