Землеустройство - это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство - это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые . К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная . Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство - это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства - это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство - весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры - далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство - это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.

С давних времен в землеустройстве важное значение имело отграничение земель, то есть установление и изменение границ землевладений и землепользовании, их правовое и техническое оформление. В прошлом это называлось межеванием. В настоящее время этот термин в нашей стране уже не употребляется, но остался термин «межевые знаки» - специ­альные знаки для закрепления на местности границ земле­пользовании и землевладений.

Границы землевладений, как известно, определяют террито­риальные пределы прав владельца. Несмотря на важную роль этого элемента землеустройства, само по себе установление границ решает только часть задач межхозяйственного земле­устройства и является действием в основном правовым и техническим.

Главное в территориальном землеустройстве - обоснованная организация землевладений или землепользовании в целом, то есть образование новых, упорядочение и изменение существу­ющих сельскохозяйственных землевладений и землепользовании или землепользовании других хозяйств, предприятий, организаций и учреждений с установлением при этом их площади и внутренней структуры, а не только границ.

Термин «организация землепользования и землевладения» включает в себя ряд частных понятий, относящихся к межхозяйственному землеустройству. Создание (конструиро­вание) земельного массива нового хозяйства на осваиваемых землях или из земель существующих хозяйств называется его образованием. Значительное изменение размеров, размещения и числа землевладений и землепользовании группы хозяйств называют их реорганизацией. Целенап­равленное улучшение параметров конкретного землевладения или землепользования (размещения, площади, границ) называется совершенствованием землепользования (земле­владения), упорядочением или устранением недостатков. Каждое из этих действий представляет собой комплекс работ по межхозяйственному землеустройству, включая составление и обоснование проекта и другие.

Посредством территориального землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством российской федерации.

Характерная особенность этого вида землеустройства - решение задач, выходящих за пределы организации использо­вания земель и организации территории в конкретном предприятии, в рамках отдельного землепользования (землевла­дения). При его помощи не только образуются, совершенст­вуются и изменяются отдельные землепользования (землевла­дения), но и организуются их системы.

Объектом территориального землеустройства могут быть: новое хозяйство, образуемое на землях существующих; группа взаимосвязанных землевладений (землепользовании); массив осваиваемых земель», территория административного района; другие обширные тер­ритории.

Целью территориального землеустройства является органи­зация землевладений, землепользований и их систем, рацио­нальных по размещению, площади, конфигурации, внутренней структуре и соответствующих потребностям общественного производства. Рациональным считается такое землевладение (землепользование), которое обеспечивает по своим параметрам (размещение, площадь, конфигурация, структура, границы) наибольшую эффективность в использовании земли, достижении производственных, экологических и других специальных целей. Если существующие землевладения имеют какие-то неудобства и недостатки, влияющие на экономику и организацию производства, на использование земли, проводится их упоря­дочение (совершенствование).

В ряде случаев изменение площади и размещения существующих хозяйств происходит с целью образования новых землепользовании несельскохозяйственного назначения. Земля является межотраслевым ресурсом, и посредством межхозяйственного землеустройства отводятся участки не только для сельскохозяйственных предприятий, но и для предприятий, учреждений и организаций других отраслей народного хозяйства; в этом заключается его межотраслевой аспект. Если на землях, относящихся к одной категории (например, лесного фонда), образуется землепользование, относящееся к другой категории (например, к промыш­ленности), тем самым происходит перераспределение земель между категориями; это также осуществляется посредством межхозяйственного землеустройства.

Устранение недостатков землевладений и землепользований относится только к сельскохозяйственным предприятиям, где земля является главным средством производства. Основные из этих недостатков - нерациональные размеры, чересполосица, вкрапливание, изломанность границ, дальноземелье, эрозионно-опасное расположение границ землепользования.

Методами территориального землеустройства устанавливают­ся также на местности административные границы и границы территорий с особым режимом использования земель.

В проектах межхозяйственного землеустройства по орга­низации землевладений (землепользовании) решаются следую­щие вопросы: определение площади землевладения (землепользования); его размещение на территории; включение в него у необходимого состава угодий; установление его удобной конфигурации; установление правильных границ землевладение (землепользования).

Территориального землеустройство должно быть эконо­мически эффективным; поэтому проект подкрепляется рас­четами, показывающими, насколько проектируемое землевладение (землепользование) соответствует производст­венным или социальным потребностям хозяйства и какой экономический или социальный эффект дает предлагаемая организация территории.

Суммируя все сказанное, можно дать следующее краткое определение: территориальное землеустройство - это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, по размещению специальных фондов земель и территорий с особыми охранными режимами, отводу (установлению) границ в натуре (на местности).

При территориальном землеустройстве определяются права на предоставленные земельные участки на основе ут­вержденных проектов, выдаются новые свидетельства (или другие документы) на право собственности, владения и пользования землей или вносятся изменения в существующие.

Данная форма землеустройства - одна из наиболее сложных. В практике землеустроительных работ ее называют земельно-хозяйственным устройством территории в зонах водохранилищ.
Водохранилища - это искусственные водоемы значительной вместимости, образуемые обычно в долинах рек плотинами для целей гидроэнергетики, орошения земель, водоснабжения, водно-

го транспорта и др. Основные параметры водохранилища: площадь водной поверхности, глубина, ширина, длина, уровни воды, объемы воды.
(Водохранилища используют для следующих целей:
"получения электроэнергии;
орошения и обводнения засушливых земель;
водоснабжения городов и промышленных предприятий;
судоходства, рыборазведения;
предотвращения наводнений;
организации зон отдыха и спорта.
Начиная с 30-х годов в нашей стране было создано большое число крупных водохранилищ, в основном для целей гидроэнергетики - создания ГЭС. Среди них к числу крупнейших в мире относятся такие, как Братское на Ангаре (1961-1967 гг.) с площадью водного зеркала 547 ООО га, длиной более 450 км; Красноярское на Енисее (1967-1970 гг.) с площадью водного зеркала 20 000 га, длиной более 300 км; Куйбышевское на Волге (1955- 1957 гг.) с площадью водного зеркала 644 800 га, длиной более 450 км, шириной 35...40 км.
Водохранилища с площадью водного зеркала менее 200 га и длиной в несколько километров относятся к малым.
Наиболее крупные по площади водохранилища создавали при строительстве ГЭС в равнинной местности.
При строительстве водохранилищ затапливаются обширные территории. Они вносят в природу и хозяйство территорий, на которых их создают, многочисленные отрицательные изменения и последствия. Характер воздействия создаваемых водохранилищ на территорию очень многообразен: затопление и подтопление земель, обрушение берегов, изменение климатических условий и др. Это вносит изменения в экономику, размещение предприятий и отраслей народного хозяйства, попадающих в зону воздействия водохранилищ. Сооружение водохранилищ вызывает безвозвратные потери земельной площади, в том числе ценных сельскохозяйственных угодий, необходимость перенесения на новые места населенных пунктов, предприятий, строительства дорог и других сооружений.
Для тоro__4jo6ы связанные с образованием водохранилищ затопление, подтопление и другие отрицательные последствия в наименьшей степени отразились на хозяйственной деятельности, разрабатывают и осуществляют комплекс специальных землеустроительных мероприятий. К ним относятся: определение-разме- , ров затопления и возможностей возмещения потерь продуктив-; ных угодий, переселение жителей, перенесение предприятий, сооружений, коммуникаций, реорганизация территории и произвол- I ства сельскохозяйственных предприятий^ этих целях в районах крупного гидротехнического строительства проводят сложные землеустроительные работы по межотраслевому перераспределению земель в связи с созданием водохранилищ и осуществлению свя-

занных с этим разнообразных мероприятий, для чего в составе предпроектных документов, определяющих размещение и параметры гидротехнических объектов, имеется раздел по межхозяй- ственному землеустройству.
Именно землеустроительные проработки на зону влияния проектируемых водохранилищ позволяли предвидеть все территориальные последствия создания водохранилища: площади и территорию затопления и подтопления земель, обрушения берегов, необходимость переноса на другие места объектов народного хозяйства, нарушения землепользования и организации их территории и другие нежелательные изменения и предварительно оценить их.
Проектные землеустроительные работы выполняют подразделения (институты и предприятия) РосНИИземпроекта в соответствии с заданием на проектирование, которое выдает ведущая проектная организация, проектирующая объект в целом. Проектные работы на крупные объекты выполняют по следующим этапам проектирования: схема, технико-экономические расчеты (ТЭР), технико-эко- номическое обоснование (ТЭО) с разной точностью.
Для составления землеустроительного проекта в составе задания на проектирование выдают следующие исходные данные: месторасположение и назначение объекта; отметка НПУ водохранилища; месторасположение створа плотины;
данные о размерах кривой подпора, подтопления, переработки берегов и паводковом затоплении;
размещение сооружений инженерной защиты земель, населенных пунктов и других объектов; режим регулирования стока и др.
НПУ - это выраженный в метрах по высоте наивысший (предельный) уровень воды в водохранилище, который плотина поддерживает в нормальных условиях ее эксплуатации. Определяется он отметкой уровня воды у плотины.
Кривую подпора находят следующим образом. Вверх по водохранилищу водная поверхность постепенно повышается. Это и есть кривая подпора. В хвостовой части водохранилища с учетом кривой подпора отметка уровня воды увеличивается.
Далее проводят подготовительные работы, включающие сбор, изучение и систематизацию исходных материалов, характеризующих современное состояние землевладений, землепользований и районов, расположенных на территории проектируемого водохранилища.
При проектировании необходимо знать территориальные формы проявления влияния водохранилища на хозяйство района, его расположение и использование земли. Основные зоны воздействия водохранилища следующие.
ГЗона затопления - территория, находящаяся под водой постоянно или имеющая такой режим периодического затопления, при

котором^хозяйственное использование земель совершенно исклю- чаетсязЕе границу определяют исходя из проектной отметки НПУ. На проектном плане по горизонтали с отметкой НПУ - это так называемая «горизонталь затопления» - наносят границу водохранилища. Это земли, которые будут затоплены и изъяты у существующих землевладельцев и землепользователей.
Зона подтопления - это прилегающая к водохранилищу территория, на которой в связи с подъемом уровня грунтовых вод изменяются условия использования земель. Подтопление вызывает избыточное увлажнение земель, в результате чего на них становится невозможным возделывание полевых, плодово-ягодных культур, ухудшается растительный покров лугов. Подтопление может привести к просадке и деформации зданий^
Верхнюю границу зоны подтопления в практике проектных работ определяют по горизонтали с отметкой, превышающей НПУ: для пашни, сенокосов, пастбищ - на 1 м, для сельских населенных пунктов и садов - на 2, для городов и поселков - на 3 м (в населенных пунктах уровень грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли). При этом в расчетах последствий исходят из того, что пашню и пастбища необходимо трансформировать в сенокосы, продуктивность которых снизится (в средней полосе России) на 50 %. Для более точного определения зоны подтопления необходим научный прогноз на основе специальных изысканий. Потери подтопляемых садов учитывают полностью.
Земли зоны подтопления не изымают у существующих землевладельцев и землепользователей, кроме земель, расположенных в подзоне сильного подтопления.
(В практике проектирования принято считать, что в зоне подтопления сильно подтоплено 20 % площади подтопления, средне - 35 и слабо - 45
Пона переформирования берегов - это береговая полоса, подвергающаяся обрушению, размыву, оползневым и другим деформациям (ветровые волны) под влиянием водохранилища. Внешней границей зоны является линия на момент стабилизации берега. Устанавливают ее на основе прогнозов^ В практике проектирования при расчетах на предпроектной стадии берегообрушение учитывают в 100-метровой полосе вдоль крутых берегов на участках активного волнобоя.
ГЗона мелководий - это территория, покрытая слоем воды глубиной не более 2 м относительно отметки НПУ. Это затопление земли без существенного водохозяйственного эффекта. Данная зона может оказаться очагом размножения малярийных комаров^ Ее необходимо выявить для разработки санитарных мероприятий и определения возможностей использования мелководных участков для нужд сельского хозяйства.
\Зона ухудшения организационно-территориальных условий - это земли, которые в условиях образования водохранилища нецелесо-

Подтопления; 3 - дамба; 4-защищаемая площадь; 5 - створ плотины; 6- стройбаза; 7- центральная усадьба совхоза; 8 - озеро; 9- граница хозяйства; 10 - номер хозяйства; ЛФ - лесной фонд" />
Рис. 20. Схема зон водохранилища:
7 -зона затопления;2- подтопления; 3 - дамба; 4-защищаемая площадь;
5 - створ плотины; 6- стройбаза; 7- центральная усадьба совхоза; 8 - озеро; 9- граница хозяйства; 10 - номер хозяйства; ЛФ - лесной фонд

образно или невозможно использовать по-прежнему из-за недоступности, малой площади остающихся участков, нахождения их на островах и других организационно-хозяйственных причин^ Схема зон водохранилища показана на рисунке 20.
Все названные зоны относятся к верхнему бьефу водохранилища. В нижнем бьефе (ниже плотины) также возможны изменения: сокращение площади заливных лугов, осуходоливание поймы, периодическое временное затопление узкой прибрежной террито
рии и др. Все это учитывают в процессе проектно-изыскательских работ. Сложные проекты крупных водохранилищ разрабатывают несколько проектных организаций постадийно. В начале проектных работ по межхозяйственному землеустройству выдают задание на проектирование, проводят подготовительные работы, тех- нико-экономическое обследование.
Вопросы межхозяйственного землеустройства в этих условиях разрабатывают согласно стадиям проектирования гидроузла. Вначале их разрабатывают применительно к вариантам размещения створа плотины и проектных отметок НПУ. Предварительно рассчитанные показатели технико-экономического обоснования учитывают при оценке и выборе лучшего варианта размещения водохранилища. Затем применительно к утвержденному створу плотины и отметке НПУ составляют проект межхозяйственного землеустройства на зону воздействия водохранилища.
Последовательность работ при межхозяйственном землеустройстве зоны водохранилища следующая.
Л. Устанавливают размещение всех земель, относящихся к зоне воздействия водохранилища и строительства гидроузла, их границ по хозяйствам и районам зоны затопления, подтопления, мелководий, строительные площадки и др.
Размещение самого водохранилища, которое составляет основную часть предоставляемых земель, устанавливают в соответствии с границами зоны затопления (по горизонтали затопления), которые показывают на проектных планах масштаба 1: 25 ООСк или 1: 10 000, наносят земельные участки, предоставляемые в условиях образования водохранилища и строительства ГЭС.
Выявляют образующиеся острова, определяя возможность их хозяйственного использования. Вычисляют площади (общие и по угодьям) и составляют экспликацию по каждому землевладению (землепользованию) после нанесения границ предоставляемых земель (горизонтали затопления). Составляют проектные экспликации по категориям земель на каждый район, субъект Федерации и всё водохранилище. 3. Наносят на проектные планы границу подтопляемых земель, которые не исключают из состава землевладений (землепользований), но на них запрещают новое строительство, изменяются характер использования сельскохозяйственных угодий и их продуктивность. Вычисляют площади подтопляемых земель в проектной экспликации. По каждому землевладению (землепользованию) вычисляют площади и составляют проектные экспликации остающихся угодий.
4 4. Устанавливают месторасположение населенных пунктов, производственных центров, дорог, мостов, линий связи и других объектов, существование которых на прежнем месте в результате затопления, подтопления, берегообрушения, оползней, ухудшения малярийной обстановки, организационно-хозяйственных при
чин стало невозможно или теряет свое хозяйственное значение. Решают вопрос о необходимости защиты тех или иных объектов. Выявляют мелководья, наносят их границы, определяют площади. Решают вопрос об их хозяйственном использовании или инженерной защите.
Инженерная защита - это ограждение земельных участков, населенных пунктов, предприятий земляными валами и другими видами сооружений в целях защиты их от затопления, подтопления, обрушения берегов. На защищаемой территории осуществляют мероприятия по отводу поверхностных вод и борьбе с повышением уровня вод (дренаж). Инженерная защита требует значительных затрат, но имеет много преимуществ по сравнению с перенесением объектов на другое место. В некоторых случаях инженерная защита является единственно целесообразным мероприятием при необходимости сохранить ценные угодья, уникальные объекты, месторасположения полезных ископаемых и др. Инженерная защита сокращает площадь потерь продуктивных угодий (рис. 21).
Изъятие земель (под затопление, подтопление выше допустимого уровня, переформирование берегов и др.) может быть признано допустимым только в том случае, когда нельзя осуществить инженерную защиту, затраты на которую составляют.55 % общей суммы затрат по водохранилищу. Инженерная защита влияет на выбор НПУ. Определяют размеры и потери сельскохозяйственного производства в результате затопления и другого сокращения площадей продуктивных земель и объема сельскохозяйственного производства. Одним из способов возмещения площадей сельскохозяйственных угодий и объема производства продукции может быть освоение в пашню или кормовые угодья болот, площадей, занятых кустарниками, мелколесьем и другими землями в результате проведения осушения, орошения, культуртехнических мероприятий с учетом качества земель.
. V 6. Определяют виды и размеры убытков землевладельцев и землепользователей, которые складываются из потерь предприятий, организаций и учреждений, а также потерь отдельных граждан (рабочих, служащих, пенсионеров) в результате затопления и подтопления. Устанавливают стоимость всех убытков и затраты на их возмещение, включая переселение.
v 7. Подготавливают предложения по снятию и использованию плодородного слоя почвы с затопляемых земель для составления рабочего проекта.
\S 8. Разрабатывают предложения по основным условиям предоставления земель. К ним относятся: восстановление нарушенных транспортных связей, мероприятия по охране природных ресурсов и окружающей среды, охрана объектов культуры и истории, установление определенного режима использования водных ресурсов водохранилища и т. п.

Рис. 21. Схема инженерной защиты сельскохозяйственных угодий:

- зона затопления; зона подтопления; 2-дамба; 3 - паромная переправа; 4 - защищаемая территория; 5-граница совхоза им. Летунова; б-орошение (500 га); 7-сад (40 га); 8- сенокос; выгон; 9- кустарник; 10- залежь; 11 - проектируемые дороги; 12- центральная усадьба совхоза

v 9. Разрабатывают предложения по реорганизации существующих землевладений (землепользований), производства, расселения, определяют затраты на эти мероприятия. При этом учитывают затронутость затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, расчлененность существующих землевладений и землепользований.
Хозяйства в результате образования водохранилища могут оказаться в следующем состоянии: сельскохозяйственные угодья полностью затоплены; угодья затоплены частично и для восстановления их продуктивностии необходимо добавить земли или изменить специализацию; угодья затоплены незначительно, и предприятия могут продолжать вести хозяйство; границы, конфигурация, площади, состав угодий хозяйств имеют недостатки.
В отношении населенных пунктов возможны следующие случаи: территория населенного пункта затоплена или подтоплена частично, его постройки можно перенести на другое место в пределах того же селения или разместить смежно с ним;
расселение затоплено или подтоплено полностью и должно быть перенесено на новое место.
Поэтому при реорганизации сельскохозяйственных предприятий возможны следующие решения: сохранение сельскохозяйственного предприятия с изменением размеров и размещения его землевладения (землепользования); объединение хозяйства с другим; ликвидация землепользования на старом месте и предоставление предприятию земель на новом месте; реорганизация землевладения и землепользования.
Реорганизацию землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий и ее экономическое обоснование выполняют так же, как это описано выше, но в проекте предусматривают производство сельскохозяйственной продукции в несок- ращающихся размерах.
Крупные водохранилища могут занимать обширную площадь и быть расположены на территории нескольких административных районов, а иногда и областей. Например, водохранилище Чебоксарской ГЭС затрагивает земли 24 районов Нижегородской области, республик Чувашия и Марий Эл. Проекты межхозяйственного землеустройства в зонах водохранилищ составляют по административным районам и экономически обосновывают. Схема зон водохранилища, назначение которого - обеспечение городов водой для питьевых и промышленных целей, показана на рисунке 20. Его площадь 40 тыс. га. Водохранилище затрагивает 12 сельскохозяйственных предприятий, 23 населенных пункта, подтапливает 3,3 тыс. га земли. При создании водохранилища (его ширина.4 км) несколько землепользований хозяйств расчленяются, нарушаются связи между населенными пунктами. Проектом намечены все необходимые мероприятия, включая инженерную защиту (см. рис. 21) низины площадью 2,8 тыс. га, где расположена цент
ральная усадьба хозяйства. Предусмотрены реорганизация и упорядочение землевладений и землепользований хозяйств, нарушенных водохранилищем. В результате намеченных проектом мероприятий полностью возмещаются потери сельскохозяйственного производства, восстанавливаются транспортные связи, в десяти хозяйствах намечено проведение внутрихозяйственного землеустройства. Проектом создаются территориальные условия для производства сельскохозяйственной продукции в несокра- щающихся объемах.
Таким образом, основные задачи землеустроительных действий в зоне создания водохранилища следующие. Установление по проектной документации состава, размеров, технической и экономической характеристик отрицательных последствий, вызываемых сооружением водохранилища, в том числе:
площадей затопления, подтопления земель, переформирования берегов, образования островов, мелководий и их расположение;
убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, связанных с изъятием земельных участков;
расходов и потерь от затоплений и подтоплений и других нарушений строений, насаждений, инженерных сооружений, элементов благоустройства и других сооружений, принадлежащих гражданам и организациям. Разработка с заинтересованными организациями предложений по предотвращению отрицательных последствий или возмещению убытков последствий и подготовка рекомендаций на проектирование соответствующих мероприятий. Выявление (совместно с местными органами) отрицательных последствий, которые могут возникнуть в окружающей природной среде после завершения строительства водохранилища и в период его эксплуатации, и предусматриваемые мероприятия и рекомендации по охране окружающей природной среды в новых условиях.

Принцип приоритета сельского хозяйства на землю означает, что

þ земли с.х. назначения должны использоваться в первую очередь для сельского хозяйства

2. Потери с. х. производства возникают

þ все перечисленное

3. При изъятии (выкупе) земель для государственных нужд возмещаются убытки в размере

þ - рыночной стоимости недвижимости

4. Убытки землепользователей (собственников) возмещаются в случае

þ ухудшения качества земель

5. Одной из составных частей проекта отвода земель для несельскохозяйственных нужд является

þ определение площади и состава угодий изымаемых земель

6. Под рекультивацией нарушенных земель понимается комплекс мероприятий

þ по восстановлению нарушенных земель

7. Землеванием малопродуктивных угодий называется комплекс работ

þ по снятию и нанесению плодородного слоя почвы на малопродуктивные земли

8. Особенностью отводов для предприятий добывающей промышленности является

þ динамичность (изменение) землепользования во времени и в пространстве

9. Одной из составных частей проекта отвода земель для несельскохозяйственных нужд является

þ организация севооборотов и полей

þ подготовка технических условий снятия, сохранения и использования почвенного слоя

10. Заключительной стадией землеустроительного процесса является

11. Пространственные условия, характеризующие землепользование:

Экспликация

þ площадь, местоположение, конфигурация участка

12. Комплексный метод при решении проектных задач заключается

þ во взаимоувязанности проектных решений

13. Центральной стадией процесса землеустройства является

þ составление и обоснование проекта

14. Основной документ графической части землеустроительного проекта -

þ графический проект

15. Землепользование

þ земельная территория, имеющая определенные размеры, местоположение и границы

16. Виды землепользований по целевому использованию земель:

þ сельскохозяйственные, несельскохозяйственные

17. Задачей Территориального ЗУ при образовании землепользований сельскохозяйственных предприятий является

þ создание территориальных условий для организации с.х производства

18. При предоставлении земель для несельскохозяйственных целей должен соблюдаться принцип

þ приоритета сельского хозяйства на землю

19. К действиям при территориальном землеустройстве относится:

þ установление границ особо охраняемых природных территорий

20. Основная разновидность территориального землеустройства:

þ образование землепользований с.х назначения

21. Одним из принципов территориального землеустройства является

þ совершенствование земельных отношений

22. Экономическая сущность территориального землеустройства заключается в том, что при образовании землепользований

þ обеспечивается экономически эффективная деятельность предприятий

23. Требованием при образовании несх. землепользований является размещение

þ максимального количества средств производства на минимальной площади

24. Убытки при ограничении прав землепользователей возмещаются в размере

þ упущенной выгоды

25. Потери с. х. производства возмещаются

þ при ухудшении качества с.х. угодий в результате влияния нес.х. объектов

26. Одной из составных частей проекта отвода земель для нес/х нужд является

þ размещение изымаемого участка на территории

27. При отводе земель для предприятий перерабатывающей промышленности негативное последствие

þ загрязнение окружающей территории газо-дымными выбросами

28. При отводе земель под автомобильные дороги негативным последствием является

þ загрязнение территории автотранспортными выбросами

29. Особенностью отводов для гидроэлектростанций является

þ значительные площади изымаемых при затоплении земель

30. Одной из составных частей проекта отвода земель для несельскохозяйственных нужд является

þ подготовка технических условий рекультивации нарушенных земель

31. Начальной стадией землеустроительного процесса является

þ возбуждение землеустроительного дела

32. Нарушенные земли – это

þ земли с нарушенным механическим составом

33. Проект территориального ЗУ не составляется при отводе земель

þ для культурно-исторических памятников

34. Перед составлением и обоснованием проекта осуществляется стадия

þ подготовительные работы

35. Пояснительная записка является документом

þ текстовой части проекта

36. Виды землепользований по способам предоставления

þ первичные и вторичные

37. От чего зависит норматив возмещения потерь с.х. производства при изъятии для несельскохозяйственных целей

þ от зоны расположения, вида с.х. угодий и типа почв

38. Плодородный слой почвы, снимаемый с территории постоянного отвода, используется для

þ защиты почв от загрязнения

39. Плодородный слой почвы, снимаемый с территории временного отвода, используется для

þ рекультивации

40. Этапы рекультивации

þ технический, биологический

41. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев за отчуждение недвижимости?

þ по рыночной стоимости недвижимости

42. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев за отчуждение посевов (за завершенное производство)?

þ как произведение площади, урожайности культуры и ее рыночной цены

43. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев за незавершенное производство?

þ по фактическим затратам на данной площади

44. Как исчисляются убытки землепользователей и землевладельцев при ухудшении качества сельскохозяйственных угодий?

þ упущенной выгоды или по стоимости мероприятий по восстановлению качества с.х. угодий

45. В каком случае составляются проекты отвода земель особо охраняемых природных территорий?

þ для заповедников

46. Когда проект территориального ЗУ считается осуществленным?

þ когда намеченные мероприятия освоены, границы перенесены в натуру и выдана документация

47. Подготовительные работы являются

þ второй стадией землеустроительного процесса

48. Отвод земель для населенного пункта является

þ дополнительной разновидностью проектов территориального ЗУ

49. К действиям при территориальном землеустройстве относится:

þ установление границ административно-территориальных образований

50. Заключительной стадией землеустроительного процесса является

þ перенесение проекта в натуру и выдача документации

51. Территориальное землеустройство представляет:

þ вид землеустройства;

52. Предмет изучения дисциплины:

þ теория, методика образования и упорядочения земельных участков собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов;

53. Территориальное землеустройство позволяет осуществить:

þ образование новых объектов землеустройства;

þ упорядочение существующих объектов землеустройства.

54. Роль и значение территориального землеустройства заключается в:

þ эффективном перераспределении земель по формам собственности, между категориями земельного фонда и землепользованиями;

þ создании условий для внутрихозяйственного землеустройства.

55. Образование землепользования – это:

þ размещение земельного участка нового предприятия, хозяйства;

56. Упорядочение землепользования – это:

þ улучшение параметров (площади, размещения, границ) земельного участка, землепользования хозяйства, предприятия;

57. Факторы территориального землеустройства – это:

þ причины и условия, вызывающие необходимость проведения территориального землеустройства;

58. Первым и общим фактором территориального землеустройства является:

þ организация нового хозяйства, предприятия, для деятельности которого требуется земельный участок;

59. К основным принципам территориального землеустройства относятся:

þ соблюдение приоритета отрасли сельского хозяйства на землю;

þ обеспечение охраны земель и других природных ресурсов;

60. При составлении проектов территориального землеустройства используют научные методы:

þ прогнозирования;

þ экономико-математического моделирования;

þ вариантный;

61. Территориальное землеустройство проводится в случаях:

þ укрупнении и разукрупнении земельного участка;

þ улучшения земельного участка;

62. Объект территориального землеустройства представляет территорию:

þ муниципального образования;

þ Российской Федерации, субъекта РФ;

63. В основу выделения разновидностей территориального землеустройства положено:

þ составные части элементы проекта землеустройства;

64. К задачам территориального землеустройства относятся:

þ определение площади землепользований;

þ установление границ земельных участков;

þ межотраслевое перераспределение земель.

65. Проекты территориального землеустройства от других землеустроительных схем и проектов отличают по:

þ соблюдением приоритета сельского хозяйства на использование земли;

þ составом проекта.

66. В схеме землеустройства муниципального образования решают следующие вопросы территориального землеустройства:

þ предложения по перераспределению земельного фонда;

þ уточнение границ муниципальных образований;

þ .установление (уточнение) границ особо охраняемых территорий;

67. Расчетный срок при разработки схем землеустройства муниципального образования, схем землеустройства субъектов Российской Федерации составляет:

þ 10-15 лет;

68. Основаниями проведения территориального землеустройства являются:

þ решения органов местного самоуправления;

69. Для составления проекта территориального землеустройства требуются следующие материалы:

þ планово-картографические материалы;

þ сведения ГКН, государственной кадастровой оценки;

þ материалы о наличии ЗОРИЗ, обременений и сервитутов;

þ материалы земельного контроля;

þ выписки из государственного реестра;

þ данные государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

þ материалы агроэкономического обследования.

70. В процессе полевого обследования при территориальном землеустройстве:

þ составляют акт землеустроительного обследования;

þ оформляют чертеж землеустроительного обследования;

þ оформляют пожелания заинтересованных участников проекта;

71. Задание на проектирование разрабатывает:

þ заказчик и исполнитель работ;

72. Проект территориального землеустройства состоит из:

þ чертежей, смет и пояснительной записки;

73. Проекты территориального землеустройства определяют:

þ площади объектов землеустройства, их частей, ограниченных в использовании;

þ границы объектов землеустройства;

þ возможности использования земель с учетом площади земельного участка;

74. Проект территориального землеустройства утверждает:

þ все участники землеустройства;

75. Отвод земель – это землеустроительные действия по:

þ установлению в натуре границ земельного участка предоставляемого в собственность или пользование;

76. Перенесение проекта в натуру – это:

þ технически точное проложение на местности проектных границ землепользований и закрепление их межевыми знаками;

77. Переносят проект в натуру на основе:

þ проекта межевания территории.

78. На чертеже границ земельного участка показывают:

þ поворотные точки границ, их номера;

þ розу ветров;

þ масштаб чертежа.

79. Осуществление проекта заключается в:

þ своевременном использовании земельного участка в соответствии с целевым назначением и условиями землепользования.

80. Календарный план осуществления проекта включает:

þ сроки начала пользованием участка;

þ сроки производства работ по освоению, улучшению, рекультивации земель;

þ сроки достижения проектных показателей производства и реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции;

þ график потребности в машинах, механизмах и трудовых ресурсах;

þ сроки возмещения убытков собственников земельного участка.

þ основному целевому назначению, правовому режиму использования и охраны земель;

82. Земли сельскохозяйственного назначения – это земли:

þ занятые сельскохозяйственными угодьями;

83. К земельным массивам, на которых организуют землепользования новых с.-х. организаций, предъявляют следующие обязательные требования:

þ уклон территории не должен превышать одного градуса;

þ обеспеченность инженерными коммуникациями;

þ близость к промышленным центрам;

þ наличие открытых водоисточников.

84. Землепользование сельскохозяйственного назначения характеризуют следующими параметрами:

þ количеством видов угодий;

þ конфигурацией и компактностью.

þ составление схем внутрихозяйственной организации территории с уточнением месторасположения центральных усадеб, обоснование состава и площадей угодий.

86. Под площадью землепользования сельскохозяйственной организации подразумева­ется:

þ земли, установленные планом землепользования в Свидетельстве о государственной регистрации права;

87. Оптимальным размером землепользования считается такой, при котором с.-х. организация:

þ при данной специализации хозяйства обеспечивается максимальная экономическая эффективность, рациональное использование и охрана зе­мель;

88. К основным факторам, влияющим на размер землепользования сельскохозяйственной организации, относят:

þ специализацию хозяйства;

89. Размещение и формирование землепользования хозяйства заключается в:

þ определении общей площади;

þ установлении конфигурации;

þ определении месторасположения;

þ включении в состав землепользования различных видов угодий;

90. За эталон компактного землепользования принимают:

þ квадрат;

þ прямоугольник;

91. Коэффициент компактности землепользования определяют как частное от деления его фактического периметра на периметр равновеликого по площади:

þ квадрата;

92. Протяженность землепользования – это:

þ среднее расстояние между наиболее удаленными частями землепользования.

93. Для расчета средневзвешенного расстояния (S ср.вз.) весом служат:

þ вес перевозимых грузов с полей на усадьбы;

94. Состав и площадь угодий землепользования должны соответствовать:

þ специализации сельскохозяйственной организации, составу и размерам ее отраслей;

95. Конкурентоспособность вновь организуемого с.-х. предприятия определяется по:

þ уровню рентабельности хозяйства;

96. При образовании землепользования сельскохозяйственной организации на арендуемых землях необходимо учитывать

þ социально-экономические условия:

97. Крестьянское (фермерское) хозяйство – это:

þ союз граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих права на соответствующие земельные паи и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии;

98. В схеме развития и размещения землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств разрабатывают вопросы:

þ размещения, специализации и эффективности производства существующих крестьянских (фермерских) хозяйств;

þ размещения инженерных сооружений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное назначение;

þ организации рационального использования земель в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществлению природоохранных мер;

99. Проект образования землепользования крестьянского хозяйства включает:

þ размещение усадьбы крестьянского хозяйства;

þ установление границ земельного участка;

þ определение площади хозяйства;

þ размещение участка и его формирования;

100. Размер крестьянского (фермерского) хозяйства зависит от:

þ производственного направления;

þ обеспеченности трудовыми ресурсами;

þ наличия материально-технических средств;

þ состояния дорог и удаленности от рынка сбыта;


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12


О «ЛИКВИДАЦИИ» ПОНЯТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Топтыгин В.В.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Federal law of Russian Federation N. 66-F. L. dated May, 15, 2008 changed the concept of territorial land use planning that was introduced in the federal law “On the land use planning” dated June, 18, 2008, N. 78-F. L. into “description and (or) determination of the boundaries of land use planning units”. Meanwhile, the historical experience of realization of land use planning in Russia especially during recent years shows that the concept and the content of land use planning is much wider than simple description and determination of the boundaries of land use planning units.

Федеральным законом РФ от 13.05.2008 г. №66-ФЗ понятие территориального землеустройства в Федеральном законе от 18.06.2001 г. №78 - ФЗ «О землеустройстве» заменено на «описание и (или) установление границ объектов землеустройства». Между тем исторический опыт проведения землеустройства в России, особенно в последние годы, показывает что понятие и содержание территориального землеустройства гораздо шире, чем простое описание и установление границ объектов землеустройства.

Анализ содержательной части землеустройства показывает, что большая часть землеустроительных действий, за исключением планирования и прогнозирования использования земель, разработки различного рода программ, схем использования и охраны земель, а также обследовательских и изыскательских работ, связана с землеустроительным проектированием. Поэтому можно констатировать, что землеустроительное проектирование раскрывает основное содержание землеустройства (3,4).

Территориальное землеустройство - это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользовании, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности) (3,4).

Посредством землеустроительных действий, проводимых при территориальном землеустройстве:

Формируют (образовывают) и перераспределяют земельную собственность (земельные участки), принадлежащие различным землевладельцам и землепользователям (в том числе и в пределах одного землепользования);

Устанавливают, восстанавливают и закрепляют на местности границы земельной собственности, административно-территориальных образований, территорий с особым режимом использования, границ специальных земельных фондов;

Определяют порядок, режим и условия и землепользования.

Территориальное землеустройство являлось необходимым во всех случаях, когда требовалось предоставление и изъятие земельных участков и осуществлялся земельный оборот. При проведении территориального землеустройства выполнялись следующие основные виды работ:

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

Межевание объектов землеустройства (2).

В целом оно являлось основным механизмом образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, наделения землей граждан и юридических лиц, перераспределения земель.

Факторами территориального землеустройства назывались причины и условия, вызывающие необходимость его проведения.

Основные факторы, требующие проведения территориального землеустройства были и сейчас остаются следующие:

Создание предприятия, организации, учреждения, для деятельности которых требуется земельный участок (т.е. образование нового землевладения и землепользования);

Создание фондов земель специального назначения (перераспределения, переселения и др.), установление новых границ и размещение территорий с особым режимом и условиями использования (административно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; природоохранных, рекреационных, заповедных и других территорий);

Требования охраны природы.

Остальные факторы относят к землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственным организациям:

Наличие недостатков (неудобств) в размещении земельных участков, землевладений, землепользовании и их границ;

Несоответствие существующей площади и структуры землевладения, землепользования потребностям производства данного хозяйства и условиям рационального использования земли в нем;

Изменение условий производства в хозяйстве (специализации, числа и размеров отраслей, категории и направления использования земель), ведущее к несоответствию между параметрами землевладения, землепользования и производства.

Кроме того, территориальное землеустройство проводят:

При предоставлении земельных участков для государственных и муниципальных нужд, юридическим и физическим лицам, изменении границ и площадей объектов землеустройства (укрупнения, разукрупнения, объединения земельных участков);

Предоставлении гражданам, юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

Совершении гражданами, юридическими лицами сделок с земельными участками и (или) их частями (обороте земельных участков);

Иных установленных законом случаях (3).

Объектами территориального землеустройства являются земельные участки, землевладения и землепользования реорганизуемых хозяйств или их групп; фонды земель специального назначения; другие объекты, которые необходимо землеустраивать или на территории которых происходит перераспределение земель: хозяйства, группы хозяйств, земли предприятий и их объединений; административные районы; земли, находящиеся в ведении местной администрации (в черте и за чертой населенных пунктов); осваиваемые территории, территориальные зоны.

Сложившаяся в 1991-2006 гг. и в предшествующие годы практика землеустроительного производства показывает, что при территориальном землеустройстве разрабатывают большое числоземлеустроительных проектов. Их перечень можно свести к следующим:

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий земель;

Территориальное землеустройство и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю;

Образование новых землевладений и землепользований сельскохозяйственных организаций и граждан;

Упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользований существующих сельскохозяйственных предприятий (организаций) и граждан с устранением неудобств в расположении земель;

Организация землепользований для целей несельскохозяйственного использования (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения);

Установление и упорядочение границ административно-территориальных образований;

Определение границ территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

Установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

Образование земельных фондов различного целевого назначения (специального, перераспределения, переселенческого и др.);

Земельно-хозяйственное устройство городов;

Упорядочение земельного фонда ЗАТО;

Межевание объектов землеустройства.

Опыт показывает, что при отсутствии таких проектов нельзя разграничивать, перераспределять, предоставлять, изымать, обменивать земельные участки и организовывать рациональное использование земель и их охрану на различных территориях. При этом проекты территориального землеустройства служат заданием для последующих землеустроительных действий, включая проведение внутрихозяйственного землеустройства.

Таким образом, приведенный перечень работ по территориальному землеустройству показывает, что оно является обязательной и первоначальной стадией разработки мероприятий по рациональному использованию и охране земель и по своему содержанию не может быть заменено «описанием и установлением границ земельных участков».

Литература:
Федеральный закон РФ от 13 мая 2008 г. №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Положение о проведении территориального землеустройства – Постановление Правительства РФ от 7 июля 2002 г. №396.

Вершинин В.В., Воробьев А.В., Демидова М.М. Практикум по составлению землеустроительной документации (научно-методические рекомендации). – Волгоград: «Станица», - 2004 г.

Волков С.Н. Землеустройство. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. – М., Колос, 2002. Т.3 – 384 с.

Волков С.Н. Землеустройство. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы). – М., КолосС, 2007. – с. 163-164.