Старики любят утверждать, что «раньше жилось веселей». Даже в трудные годы, когда и недоедали, и надеть особенно нечего было, на деревенских улицах не смолкали песни. В самом деле: если человек сыт и хорошо одет, это еще не означает, что он непременно удовлетворен жизнью – для него, независимо от возраста и интересов, важна возможность общения, самовыражения.Нужен ли деревне клуб?

Этот вопрос скорее риторический. Вероятно, более актуально он будет звучать в несколько иной интерпретации: зачем деревне клуб? Для того чтобы «организовать интересный и полезный досуг сельской молодежи»? Нет, это, пожалуй, критерии уже дней минувших. Досуг – это часть той большой работы, которую должны выполнять клубы. Тем более что современные молодые люди, в большинстве своем экипированные автомобилями и сотовыми телефонами, найдут способ развлечься. Вопрос в том – какой?

Сегодня на передний план выступают иные ориентиры. Людей – и молодых, и пожилых – пока исподволь, но уже начинает объединять стремление к возрождению России, ее культуры, наших духовных традиций, художественных промыслов, самобытного народного творчества. «Верхи» только говорят об этом, а «низы» этим живут. В конце концов, сегодня всем понятна простая истина: расцвет культуры села будет поддерживать нравственное здоровье населения.

– Среди многих глобальных задач для нас одна из важнейших – переход от развлекательности к усилению воспитательной составляющей нашей работы. «Развлекаловка», в которую повсеместно ударились в 90-е годы и сейчас продолжают культивировать, приводит к тому, что население оболванивается, – говорит в одном из своих интервью председатель комитета по культуре Курской области В. Рудской. – Когда мы говорим об организации досуга, это не означает, что надо занять время людей чем угодно, без оценки нравственных аспектов. Наше общество было сильно духом, патриотичностью в хорошем смысле этого слова – на этом всегда держалась Россия.

– В системе нравственного воспитания молодого поколения именно учреждениям культуры отводится едва ли не самая главная роль, – убеждена начальник Льговского районного отдела культуры заслуженный работник культуры РФ В. Шамина. – Дискотеки чисто развлекательного характера мы ликвидировали как таковые. Клубные учреждения являются центром формирования культурной среды в своем населенном пункте, пропагандируют здоровый образ жизни, ведут работу, направленную на развитие творческих способностей молодежи, ее эстетическое воспитание.

На снимках: подвижники культуры на льговской земле: певунья из Иванчиково Валентина Романова; режиссер экспресс-театра районного Дома культуры Сергей Сергеев; самодеятельные артисты из села Кудинцево.

В числе других льговских сельских Домов культуры Валентина Тимофеевна выделяет Иванчиковский, обращая внимание на то, что именно здесь работают «почитатели народных традиций, собиратели русского песенного фольклора». Туда мы и едем.

Первое, что сразу привлекает внимание, – своеобразная «изгородь» вокруг ДК: различные по диаметру резиновые покрышки, выкрашенные в яркие тона.

– Нравится? – интересуется директор СДК Н. Радышевский.

– Необычно.

– А в культуре все необычно, потому что у нее денег нет. Вот насобирали колес по всему селу и соорудили себе заборчик. Пойдемте в само здание – увидите, что сидим мы без света уже целый месяц, а долгое время и телефон не работал.

Николай Владимирович считает, что «разработчики 131-го закона допустили оплошность, передав клубы муниципалитетам». В Иванчиковском ДК, например, «обрезали свет» лишь потому, что у сельсовета долг большой.

– Клуб не виноват, а пострадал за компанию. Но подобного никогда не случилось бы, убежден директор, если бы «культура была государственной».

– А как же вы мероприятия свои проводите? – сочувствую я Николаю Владимировичу.

Он многозначительно улыбается:

– Выходим из положения…

«Культура» в Иванчиково, действительно, небогата. Само здание клуба требует ремонта, музыкальная аппаратура старая. Возможно, она бы уже приказала долго жить, если бы Н. Радышевский после каждого мероприятия не возвращал ее к жизни в «реанимации» – своем кабинете, где он совсем старые запчасти меняет на «менее изношенные». Транспорта тоже нет, если, конечно, не считать лошадку из личного подворья директора, на которой он «со своими девчатами разъезжает по разным культурным делам», а зимой «в образе Деда Мороза» развозит подарки.

«Слабая материальная база» Иванчиковского СДК не стала причиной того, чтобы здесь опустили руки и просто сидели в ожидании, когда глава сельсовета отпустит денег. Проводя массу мероприятий, пытаются заработать сами, но не всегда «желаемое совпадает с действительным».

– Вот идет у нас, допустим, дискотека,– рассказывает руководитель агитбригады ДК Л.Тюленева,– платная. Мы радуемся: хоть что-то можем положить в свой пустой кошелек. Но… накрапывает дождь, а на крыльце стоят девчонки, которым родители не всегда могут дать даже пять-десять рублей. Как их не пустить?! Мы же с ними, что называется, из одного колодца воду пьем...

И тем не менее в клубе прекрасная костюмерная. Причем костюмы, по выражению директора, «на все случаи жизни»: для бальных танцев, театрализованных представлений, проведения различных обрядовых мероприятий, для агитбригады. «Девчата», как ласкательно называет их Николай Владимирович, все шьют сами, «из собственных материй». Кстати, иванчиковская агитбригада является желанной не только в родном селе, ее с радостью ждут во многих Домах культуры Льговского района.

Подъезжая к селу, обращаешь внимание на фермы: они стоят выбеленные, на территории вокруг тоже наведен порядок – клубные работники постарались: культура должна проявляться во всем. Прежний председатель хозяйства сам играл на баяне, участвовал в художественной самодеятельности. Да и новый руководитель ООО «Ленинский путь» В. Скрипкин проявил первый знак внимания – подарил «суперсовременный дорогой микрофон».

– Я вот цитату одну запомнил и неустанно ее повторяю: «Когда рушится культура, первой под ее обломками гибнет нравственность». Но этого нельзя допустить! – взволнован Н. Радышевский. – У нас работает 11 формирований: 6 для взрослых и 5 для детей. Есть даже кружок художественного слова! Проводим вечера-портреты. Чествуем, скажем, доярку и на ее примере учим молодежь уважать этот поистине героический труд. Дети сидят в зале и уже совершенно иными глазами смотрят на своих матерей. А на праздниках села мы чествуем наших старожилов, рассказываем о трудовых и боевых подвигах наших земляков – это очень важный нравственный момент. Когда человек любит свою мать, родную деревню, он и за судьбу всей России волноваться будет.

В общем, Радышевский, которому присущи хорошие организаторские способности (недаром ведь работал когда-то главой сельсовета), «сколотил» работоспособный и творческий коллектив. Не все имеют специальное образование, как он сам (Л.Тюленева, например, окончила сельскохозяйственный институт), но все, включая библиотекаря Любовь Полянскую, ее мужа Николая – баяниста, стараются работать, как они сами говорят, «с изюминкой». Впрочем, ждут и «профессиональное пополнение» – три выпускницы местной средней школы учатся в колледже культуры и обещают вернуться домой. Директор написал о своем родном селе песню. Ему очень хотелось, чтобы ее услышали «гости», и он уговарил своих «девчат» спеть ее. Его дочь – Валентина Романова, художественный руководитель ДК, – запела красивым чистым голосом: «На зорьке весенней поет соловей, как радостно жить мне в деревне моей…».

– Обязательно напишите, что сельский клуб очень важно поддержать, – наказывает Николай Владимирович, прощаясь.– Если он, не дай Бог, закроется, деревня умрет, потому что он сегодня – единственная отрада. У нас вот сейчас и света нет, а люди все равно приходят вечером – не только молодежь. И вот мы сидим, поем песни под луной.

– У нас 18 СДК и 15 сельских клубов и, я думаю, мы никогда не подойдем к той критической черте, когда встанет вопрос о закрытии хотя бы одного из них, – убеждена В. Шамина. – Тем более что Иванчиково не является приятным исключением. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию самодеятельного народного творчества ведется в Большеугонском, Селекционном, Кудинцевском и других сельских Домах культуры.

Валентина Тимофеевна заостряет внимание на том, что творчество, энтузиазм – это, конечно, замечательно, но и для творческих людей далеко не последнюю роль играет материальная поддержка. К сожалению, этот фактор недооценивают некоторые главы поселений, на баланс которых переданы «очаги культуры». Но есть и весьма приятные «моменты сотрудничества».

У Ольшанского Дома культуры как-то сразу веселей становится на сердце: здание ухоженное, вокруг высажены молоденькие хвойные деревца, на клумбах – цветочная рассада. Практически заканчивалась третья декада апреля, но электрическое отопление здесь не отключали. Тепло, красивые шторы на окнах, «дорожки» на полу в библиотеке, которая находится в этом же здании, создают атмосферу домашнего уюта. Директор Дома культуры Н. Белозерова и заведующая библиотекой Н. Быканова наперебой хвалят главу Ольшанского сельсовета О. Ситникова: «На ремонт средства выделяет, зарплату платит вовремя, с отоплением проблем нет».

– Наверное, большие налоги собираете? – интересуюсь я у Олега Николаевича.

– Откуда? – разводит он руками.

– А откуда ж тогда средства?

– Мне не хочется раскрывать карты. Могу только одно сказать: человек, который пришел во власть для того, чтобы работать, сообразит, как решить возникающие проблемы. Надо уметь налаживать контакты с людьми.

Видимо, О. Ситников делать это умеет, хотя он еще достаточно молодой и руководитель, и человек. В Ольшанке «не с кого собирать налог», даже подоходный – небольшое число людей, как рассказывают женщины, работают только в психоневрологическом доме-интернате, «нет даже колхоза». И тем не менее глава поселения находит средства на поддержание Дома культуры в образцовом состоянии и сам охотно участвует в проводимых мероприятиях. На последних выборах глав сельсоветов он был соперником у своей матери, проработавшей в этой должности много лет. Односельчане избрали представителя молодого поколения Ситниковых и считают, что не ошиблись.

«Ольшанскую идиллию» сменяет совершенно иная картина в Городенске. Дом культуры (на снимке) встречает нас большим замком, скрипучим крылечком и глубоко вошедшим в землю фундаментом. Он, весь ободранный, с немытыми стеклами, напоминает какого-то уж совсем отпетого бомжа. Прямо напротив этой «ветхой лачужки» на скамейке у ворот сидит пожилая женщина. Знакомимся и, пока ждем директора «с посланным гонцом», беседуем. Анна Сергеевна, оказывается, когда-то работала в «этом клубе» уборщицей, и он ей «не чужой», она переживает, что клуб стал «убогим».

– Сюда, наверное, никто и не ходит, – пытаюсь я выведать побольше информации.

– Да что ты! – не соглашается Анна Сергеевна. – Молодежь на танцы сходится. Мне 80 лет, а все равно хожу на Новый год или на Женский день. В селе триста дворов, и в каждом свои хлопоты – повстречаться даже некогда. Вот только клуб один нас и может собрать. Еще и песни попоем, молодость вспомним…

«Внутреннее убранство» клуба удручает не менее, чем внешний облик. Обвалившаяся печка да разломанные кресла – вот, пожалуй, и все «достопримечательности». Кстати, кресла «на бедность» по просьбе В. Шаминой были переправлены сюда из бывшего Льговского кинотеатра, когда его переоборудовали под спортивно-оздоровительный комплекс. Увидев их в таком состоянии, Валентина Тимофеевна задала директору Городенского ДК В. Бодрову очень короткий вопрос:

– Это – что?

– Молодежь ломает! Не буду же я за каждым ремонтировать! – Виктор Иванович возмущен.

– Что-то маловато в зале кресел…

– Отдали часть в красный уголок.

То есть на ферму СПК «Рассвет», которым руководит В. Моторыкин. Не отдать, наверное, нельзя было. В Городенске несколько иная ситуация, чем в других селах: клуб до сих пор находится на балансе хозяйства.

– Моторыкин отказался передавать его сельсовету, – рассказывает В.Шамина. – Ремонта никакого не производилось. Теперь, когда здание доведено до крайности, «хозяин» не против «его отдать». Но кому оно такое нужно?! Глава района А. Пияльцев нас поддержал: пусть сначала отремонтирует, а потом передает.

К сожалению, встретиться ни с В. Моторыкиным, ни с главой сельсовета А. Полянским не удалось. Но жители Городенска рассказали, что власть культуру не жалует, денег на нее не отпускает, хотя СПК «Рассвет» довольно крепкое хозяйство. Конечно, трудно делать конкретные выводы, не поговорив с местными руководителями, от которых в значительной степени зависит культурный уровень села, но то, что культура у них не в чести, ясно и без разговоров. Между тем ответ на вопрос, зачем деревне клуб – очевиден…

Анна БЕЛУНОВА.

Фото Станислава ГЕРАСИМЕНКО.

Оставьте ваш отзыв

Программа строительства сельских клубов реализуется в республике успешно, но вновь построенные учреждения культуры зачастую оказываются недозагруженными.

Нерешенных проблем в социальной сфере еще хватает, и Татарстан в этом смысле не исключение, поэтому четыре года назад, думается, никто бы не упрекнул Президента Рустама Минниханова, если бы вместо программы строительства сельских клубов в республике был запущен какой-то другой, не менее значимый социальный проект.

Однако в 2012 году в Татарстане стартовала именно эта программа – «Сельские клубы», в рамках которой к настоящему времени построено 184 многофункциональных культурных центра (в среднем по одному в год в каждом муниципальном районе) на общую сумму 2 млрд рублей. Программа беспрецедентная, учитывая, что последняя волна массового строительства сельских клубов в нашей стране наблюдалась еще во времена «развитого социализма». В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях.

Напомним, что строительство новых клубов велось по нескольким типовым проектам. В каждом конкретном случае при выборе проекта учитывался целый ряд факторов – перспективность села, наличие здесь школы, спортивного зала, библиотеки и т.д. Особое внимание было уделено требованиям пожарной безопасности и доступности учреждений культуры нового типа людям с ограниченными возможностями. В среднем строительство одного клуба обходится бюджету республики в 100 млн рублей.

В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры. Больше того, татарстанский опыт рекомендован Министерством культуры РФ для распространения в других российских регионах. Поэтому не удивительно, что недавнее заявление министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина о том, что вновь построенные сельские клубы недозагружены и работают в полсилы, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По его словам, в среднем здесь проводится по три мероприятия в неделю и только 16 процентов жителей вовлечены в работу клубных формирований. Таковы результаты необъявленных выездов сотрудников Министерства культуры в сельские клубы, построенные в 2013–2014 годах. Впервые они были озвучены министром на итоговой коллегии ведомства, а затем стали поводом для обсуждения деятельности сельских учреждений культуры на республиканском совещании с участием Президента Рустама Минниханова.

В частности, под прицелом критики оказались Новошешминский, Нурлатский, Зеленодольский, Тукаевский и Алькеевский районы, где лишь 7–8 процентов сельчан нашли себе занятие по душе и протоптали тропинку к сельскому клубу. Также недотягивают даже до средних показателей Муслюмовский, Тукаевский и Апастовский районы. Здесь сельскими учреждениями культуры проводится от силы 1–2 мероприятия в неделю. А в селе Тюбяк-Чекурча Арского района, куда проверяющие нагрянули в субботу вечером, новенький клуб и вовсе оказался на замке. Темными окнами встретил их очаг культуры и в селе Сахаровка Алексеевского района.

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры

По всей видимости, это и стало последней каплей… Услышав, что в выходной день не работает практически каждый пятый сельский Дом культуры, Рустам Минниханов возмутился: «Какой толк от строительства клуба, если он в субботу вечером закрыт? Жизнь на селе и так не сладкая, а мы лишаем людей культурного досуга». Клубы должны быть не просто построены и сданы, там должна вестись соответствующая работа, потребовал в очередной раз Президент и поручил Счетной палате РТ организовать проверку деятельности сельских учреждений культуры. «Мы должны знать, зачем вкладывали туда деньги», – заявил Рустам Минниханов.

По информации Минкультуры, обеспеченность клубных учреждений республики специалистами в настоящее время составляет всего 56 процентов, и, по мнению Айрата Сибагатуллина, это одна из главных причин недостаточной загруженности сельских клубов. То есть практически каждый второй клубный работник не имеет специального образования, а следовательно, и четкого представления о том, как грамотно организовать работу сельского клуба с учетом современных реалий, когда даже деревенские бабушки знают слово «Интернет» и с удовольствием общаются по «Скайпу» с живущими в городе родственниками. А что сегодня им может предложить сельский клуб? В лучшем случае – посиделки с вязанием… Еще одно «дежурное блюдо» – концерт художественной самодеятельности, местной или из соседнего района. Конечно, профессиональные артисты из Казани тоже приезжают, и тогда аншлаг в сельском клубе обеспечен, но это случается не так часто, как хотелось бы.

О молодежи и говорить нечего. Сегодня ее даже дискотеками в клуб не заманишь. Вернее сказать, если у молодых людей есть выбор – пойти на дискотеку в сельский клуб или проехать 10–15 километров до райцентра (а уж один автомобиль, пусть и отцовский, на компанию из трех-четырех человек сейчас всегда найдется), где на той же дискотеке собирается человек сто, то многие предпочитают именно этот вариант, чем идти в клуб, где топчется под музыку от силы с десяток подростков.

При всем том сельские учреждения культуры, судя по отчетам, по многим показателям демонстрируют устойчивую положительную динамику. В частности, по количеству созданных здесь клубных формирований – кружков, студий, ансамблей и прочей самодеятельности. То есть клубы работают, и зачастую весьма активно, но, как правило, в довольно узком и традиционном направлении. В первую очередь это все, что связано с темой сохранения нематериального культурного наследия. Дело, безусловно, нужное и увлекательное, особенно для тех, кто не просто любит фольклор, но и сам поет, танцует, сочиняет частушки и т. д. Однако, во-первых, не каждому такие таланты даны природой, а во-вторых, далеко не всем это интересно. Что поделаешь, люди-то разные! Не говоря уже о том, что большинству взрослых сельчан просто недосуг ходить в клуб на спевки и водить хороводы.

Поэтому главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает! Другое дело, что пройдет два-три года – и сельские мальчишки и девчонки станут юношами и девушками, соответственно, претерпит изменения и круг их интересов. А значит, клубным работникам все равно не уйти от вопроса: чего хочет сельская молодежь?

Как ни покажется странным, сельская молодежь хочет того же, что и городская. И в первую очередь это общение со сверстниками. А вот посредством чего реализуется эта потребность – дискотек, совместного творчества или распития алкогольных напитков – это как раз вопрос культурных приоритетов. Но если у городской молодежи есть разные варианты культурного времяпрепровождения, то в сельской местности альтернативы клубу, в общем-то, нет. Поэтому сегодня как никогда важно переформатировать его деятельность таким образом, чтобы по возможности перенести реалии современного городского досуга на сельскую почву. Но это легко сказать.

Главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает!

Тем не менее, вероятно, имеет смысл вернуться к первоначальному значению английского слова club как свободному пространству для регулярных встреч и неформального общения людей с общими интересами – деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными. Одним из примеров такой организации досуга являются набирающие популярность в молодежной среде антикафе. Слово «кафе» известно всем, а приставка «анти» указывает на то, что это все-таки не точка общепита, а именно место для общения, где, однако, всегда можно выпить горячего чая или кофе. Но самое главное, человек вправе сам выбирать ту или иную форму культурного досуга в приятной, почти домашней обстановке. Здесь можно почитать книги и журналы, посмотреть видео с ноутбука, поиграть в настольные игры, а также проводить различные мастер-классы, лекции, викторины.

Если сельские клубы будут организованы по принципу «тайм клуба» или «антикафе» в плане предоставления комфортных площадок для общения и совместного проведения досуга, то как минимум это пробудит в людях здоровое любопытство, и они потянутся в клуб за новыми, необычными впечатлениями. В идеале же сама обстановка сельского клуба должна быть источником эстетических впечатлений и в хорошем смысле раскрепощать, давая выход творческой энергии и глубоко запрятанному, подзабытому чувству единства и культурной общности.

    Сама в свое время работала в сельской школе по распределению и хорошо знаю, что значит для селян клуб. Все зависит от его хозяина – заведующего. Он и ставки культработников сможет (или не сможет) пробить, и сам дипломированных культработников найти и увлечь их работой. И еще: если раньше говорили, что молодежь бежит из села от скуки и безработицы, то сегодня эти аргументы у болтунов выбили. Клубы есть, другое дело –наполнить их содержанием. Похоже, на это требуется новая госпрограмма.

Дома культуры — настоящие творческие центры в поселениях. Люди живут на селе именно этими центрами, это их досуг и общение.
Именно такой точки зрения придерживаются жители села Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области.
И когда возник вопрос о необходимости ремонта клуба — решили начать ремонтные работы своими силами.
Многие уже слышали и читали в прессе о том, что в селе создано и активно работает ТОС и общественное объединение клуб «Соковкин» (названо по фамилии основателя села), куда вошли старейшины села, уважаемые люди, молодежь, руководители учреждений и предприятий, расположенных на территории поселения. Очень интересно проходят заседания клуба, на котором решаются вопросы благоустройства села, строительства и ремонта социальных объектов, скверов, зон отдыха с прудами и другие жизненно важные проблемы.
И самое важное во всей этой работе, что жители поняли: все, что делается совместными силами, направлено на улучшение жизни и будущего села.
Сейчас на субботники выходят до 100 человек.
На субботниках мы приступили и к ремонту клуба, который планируем закончить в этом году к 400-летию села Тр. Сунгур.
Уже заменили крышу, пожарную сигнализацию установили, отремонтировали несколько кабинетов. Сейчас приступили к капитальному ремонту здания, которому уже к полсотни лет.
Ремонт сельского клуба должен осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Ульяновской области на 2014 -2018 гг.», в которую мы вошли в 2014 году. На эти цели будет выделено 3,75 млн. руб. Из них: 3 млн. руб. — областной бюджет, 750 тыс. руб. — местный бюджет.
Во всех делах и начинаниях нас поддерживают министерство культуры правительства Ульяновской области, администрация района и поселения, жители села. Большую помощь оказывают предприниматели села и руководители организаций холдинга ЗАО «Проминвест».
Вопросы приобретения костюмов, инструментов и оргтехники решаем через ТОС.
В клубе успешно работают хор ветеранов «Журавушка», вокальные группы «Околица», «Ивушка», фольклорный ансамбль «Чаваш Шапчаке», 4 детские вокальные группы, а также кружки прикладного искусства, клубные объединения по интересам. Здесь работают люди, искренне любящие свои традиции, свою культуру.
Сельские дома культуры и библиотеки — это центр общественной и культурной жизни людей на селе, место общения, развития творческих способностей сельчан.
Да, нам сложно выживать в век компьютерных технологий, фейерверков. Нам далеко до столичных шоу-программ…
Но сохранить русское село с его бытом и традициями — это задача государства, а значит, и местных властей.
Изменения пусть медленно, но приходят. Молодежь не спешит менять место прописки, растет рождаемость на селе, а значит, что у Троицкого Сунгура есть будущее.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ за последние 5 лет калинковичских клубов коснулась, но некоторые переформатировались: стали клубами-библиотеками. Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Инна Губар объясняет:

— Оптимизация сети клубных объектов на селе - вопрос не простой. С одной стороны, смотрим на экономическую составляющую, с другой - прислушиваемся к мнению жителей. Они весть о том, что СДК может закрыться, воспринимают болезненно. Если видим, что клуб невостребован (причина, как правило, неблагоприятная демография), берем непопулярный объект культуры на карандаш. Затем наблюдаем и принимаем решение: либо объединить его с большим СДК, либо закрыть.

С экономической точки зрения, подход разумен: культура - тоже бизнес. Потратиться на аппаратуру, коммунальные расходы и ремонт, выдать зарплату персоналу - финансовая нагрузка, которую несет районный бюджет. Кстати, заработки культработников (которые меньше, чем в образовании и медицине) в прямой зависимости от прибыльности их деятельности. Как показал личный мониторинг, в Калинковичском районе в лучшем случае культработник зарабатывает в месяц 3,5 миллиона рублей. С учетом премий, доплат. Негусто. А с чего взять, если стоимость билетов на концерты и дискотеки не больше 10 тысяч, доходы от продажи поделок декоративно-прикладного творчества, шоу-программ, культурно-массовых акций скромны. Дотации со стороны местных властей невелики. Руководители Золотушского СДК и Центра фольклора в Березовке на деликатный вопрос о зарплате отвечают: привыкли, когда «культуру финансируют по остаточному принципу». Нередко на призы для зрителей, костюмы и инструменты, а то и обои и шпатлевку для косметического ремонта культработники выкраивают из своих и без того невысоких зарплат. Это справедливо?

Деньги - на сцену!

Кадры, как бриллианты

Штаты клубов выстроены по универсальной формуле: директор, художественный руководитель, технический работник. Золотушский СДК в этом смысле преуспел больше Березовского: им повезло заполучить в штат молодого художественного руководителя, способного и энергичного.

Эдуард Ковальчук - учитель музыки. В деревню приехал вместе с женой после отработки по распределению в Наровлянском районе. Не смогли обосноваться там из-за сложностей с жильем. А в калинковичской деревне поиск работы завершился покупкой долгожданной недвижимости. Эдуард доволен:

Родили детей, сад посадили. Для комфортной жизни в Золотухе есть все условия. Но главное - работа.

На молодого худрука в СДК нарадоваться не могут: 29-летний Эдуард - «локомотив» в культурной жизни деревни. Оживить номер или сценарий, выбрать репертуар и хорошую музыку на дискотеку - с проектом любой сложности справится Ковальчук. Еще успевает курировать кружки по интересам: драматический, декоративно-прикладного творчества, вокальный. На все находит силы и время.

Березовскому центру фольклора с поисками столь ценных кадров пока не везет. Полина Лапатик понимает, что рано или поздно придется оставить свое «хозяйство», передать все ценное, что добыла в этнографических экспедициях:

Будем реалистами: молодежь в сельскую культуру не рвется. Цену себе знает, а абы кого руководить клубом не поставишь: без таланта делать в учреждении культуры почти нечего. Особенно в век новых технологий, когда сельчанам стали доступны Интернет, домашние кинотеатры, караоке.

«Это наш клуб. Еще и платить?»

Не секрет, что львиная доля доходов сельских ДК - дискотеки. С каждым годом зарабатывать на них все сложнее, танцы стали проводить не несколько раз в неделю, а один. Да еще и сократили время дискотеки - с пяти часов до трех. Плюс ужесточили законодательство: молодежь до 18 лет может находиться в клубе до 22.00. Как же им «поклубиться», если на танцпол запускают в девять вечера, а через час просят его покинуть? Если работники СДК до указанного времени не выдворили из клуба несовершеннолетних, на учреждение культуры налагается штраф. Хоть паспорт при входе в клуб никто не обязан предъявлять, завклубом или худрук приблизительно знают, кто на танцах какого возраста.

Уроки современного порядка на сельской дискотеке усвоила Полина Лапатик из Березовки. Несколько раз даже санкции к худруку применяли, когда приехавшая проверка обнаружила несовершеннолетних в клубе после 22.00. Полина Павловна вспоминает:

На свой страх и риск разрешила 11-классникам остаться на танцполе после десяти вечера. За доброту поплатилась. Теперь иду на принцип.

В Золотушском СДК та же проблема. Директор Дома культуры разводит руками. Худрук Эдуард Ковальчук предлагает проблему решить другим путем: проводить танцы на несколько часов раньше 22.00. Но в дневные часы молодежь (особенно в теплую пору года) нередко занята на подворьях и приусадебных участках, раньше восьми вечера с домашними делами мало кто справляется.

Культработники вообще бьют тревогу: чем доступнее сельчанам развлечения вне клуба, тем сложнее заманить их в СДК. Зачем, к примеру, идти на фильм, который привозит киновидеоустановка, когда можно его скачать в Интернете? Или почему бы дома не попеть под караоке, купив нужный диск с «минусовкой»? Полина Лапатик делится:

В дни концертов иногда мне несется вслед: «Это наш клуб. Почему мы должны платить за концерт?» В этой связи вспоминается поездка в Польшу на фестиваль, когда там меня попросили дать мастер-класс по игре на «бердачцы». Для поляков инструмент был в диковинку, особенно когда они узнали, что в его основе деталь от ткацкого станка. Час рассказывала о корнях самобытного шумового инструмента, в каких композициях его используем. По окончании мастер-класса выхожу, а организаторы мне по ведомости 200 злотых протягивают. Удивилась, ведь Америки на музыкальном уроке я не открыла. Мне объяснили, что за любой урок или выступление у них принято платить. Причем любому самодеятельному артисту. У нашей публики исключительно потребительское отношение к культработе. Не хотят сельчане понимать, что, отдавая деньги за концерт, они платят за конкретную работу.

Вместо послесловия

Возвращалась из Калинковичей со смешанными чувствами.

С одной стороны, радостно, что в сельской культуре работают люди, преданные своему делу, которое не подпитывается астрономическими зарплатами. Наоборот. Чтобы содержать учреждения культуры, свою копейку им не жалко вложить в ремонт.

С другой стороны, стыдно за то, какими мы стали. Нонсенс: в клуб людей клещами не затянуть! И дело не столько гаджетах, изобилующих в нашей жизни, сколько в нерасторопности и неподъемности нас самих. Ленимся прочесть актуальную книгу, сходить в кино или на концерт, позволяем себе возмущаться, когда за концерт на площадке СДК придется заплатить. Чем хуже самодеятельные артисты столичных? Ведь на концерт или спектакль, который ставят профессионалы - из районного, областного и других центров, покупаются билеты, - на стоимость которых роптать не приходится. Возможно, к процессу поощрения людей, задействованных в сельской самодеятельности, могут подключиться администрации предприятий. Ведь если человек на сцене, в культуре, он и работать будет с большим интересом, аккуратнее, соблюдать трудовую дисциплину.

Хорошо бы привлечь в клубную систему и меценатов, благо законодательно у нас есть преференции для бизнеса, который спонсирует культуру. Есть возможность создавать попечительские советы, которые курируют театры, филармонии, музеи… Но, к сожалению, пока с практикой создания таких советов сталкивалась на уровне крупных центров культуры. Мне кажется, сами клубы могут заручиться финансовой поддержкой спонсоров, инициировать процесс денежных вливаний. Кто они - потенциальные спонсоры? Знаменитые уроженцы из деревень, которые успешны и хотят оставить на родной земле память о себе. Благодаря им отстраиваются в селах церкви, появляются в местных краеведческих музеях уникальные экспонаты.

На ум приходит яркий пример из деревни Ревятичи Березовского района. Один из ее уроженцев постоянно поддерживает и школу, и СДК, и сельсовету помогает со строительными материалами. Или еще пример: Ржавская библиотека Славгородского района. Ее ведь тоже на свои деньги создал и снабдил книгами знаменитый земляк.

Основываясь на услышанном и увиденном, пришла и к выводу, что целиком перекладывать всю ответственность за развитие сельских учреждений культуры на профильное Министерство культуры как на главный регулятор в сфере искусства не слишком справедливо. Ведь в ручном управлении СДК находятся у управлений культуры обл- и райисполкомов. Это в чистом виде менеджмент на микроуровне, только в арт-сфере. Лучше, чем органы местной власти, проблемами клубов не владеет никто. Эффективные управленческие решения - и по оптимизации, и по кадрам, и по материальному обеспечению - должны вызревать и претворяться в жизнь именно на местах.

Триединая модель, по которой строится сельская культура, проста: центр - клуб - зритель. Но как держать ее в балансе, чтобы связь между звеньями этой цепи не прерывалась? Одними энтузиастами культуры в клубах эту цепочку не укрепишь. Начинать нужно с себя, с культуры личности. Ведь то, как мы одеваемся, что говорим, как себя ведем дома, в общественных местах, какие книги читаем и читаем ли… Это все наша культура. «Забаррикадироваться» своими привычками, бытом, во всем видеть только финансовую подоплеку - неуважение по отношению к собственной судьбе. Не хлебом единым жив человек, а душа всегда будет тянуться к прекрасному. И старый добрый сельский клуб на пути культурного обогащения - мощный маяк.

Напомним, что в рамках президентской программы строительства и модернизации 100 учреждений культурно-досугового типа на селе, .

Всего в эту программу вошли 10 субъектов Российской Федерации.

Строительство сельских клубов будет реализовываться по проекту, разработанному в Татарстане. Стоимость строительства зданий в ценах 2017 года составит соответственно 14,0 млн. рублей; 16,2 млн. рублей; 19,4 млн. рублей.

Где в Тульской области появятся новые клубы:

- 2 клуба на 100 мест - в Богородицком районе и городе Ефремов.

Клуб на 100 мест. Общий вид и план

- 6 клубов на 200 мест - в Кимовском, Узловском (2 клуба), Заокском районах (2 клуба) и городском округе Ефремов.

Клуб на 200 мест. Общий вид и план

- 1 клуб на 300 мест – в МО город Тула пос. Молодёжный.

Клуб на 300 мест. Общий вид и план

Кстати, в поселке Епифань подобный клуб уже строится. Согласно Распоряжению Правительства РФ из федерального бюджета на его строительство в 2016 году выделено 8 млн. рублей; из бюджета области – 4,4 млн. руб., из местного бюджета - 0,6 млн. рублей (всего - 13,0 млн. рублей). На эти средства здание клуба к концу года будет построено "под ключ".

В 2017 году к зданию будет подведена вся инфраструктура и проведено благоустройство территории. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 5,9 млн. рублей; из бюджета области – 4,8 млн. рублей; из местного бюджета – 1,4 млн. рублей (всего – 12,1 млн. рублей).

В целом на строительство и инфраструктуру потребуется 25,1 млн. рублей

В 13 муниципальных образованиях в населенных пунктах, где проживает от 100 до 300 человек, существует потребность в строительстве 20 мини-клубов и в организации услуг культуры. Наиболее остро согласно обращениям граждан такая проблема стоит в малых поселениях Белевского, Арсеньевского и Одоевского районов. Там собираются начать строительство таких клубов в 2017 году.

Проект мини-клуба разработан. Это быстровозводимые здания стоимостью 3 млн. руб. площадью до 250 кв.м. на 50-60 посадочных мест. Такой клуб уже построен в дер. Ивановка Куркинского района.