Сегодня индивидуальным предпринимателем может стать практически любой дееспособный гражданин. Особенность такого статуса в том, что предприниматели при одних обстоятельствах выступают как физические лица, а при других отношение к ним формируется, как к юридическому лицу. Несмотря на то, что подобная форма предпринимательства у нас используется давно, нет единого закона, который бы регулировал деятельность ИП. Поэтому на практике часто случаются разногласия. Не всегда понятно, на основании чего действует ИП, и это является краеугольным камнем ведения подобной деятельности. Давайте попробуем разобраться в действующем законодательстве касательно этого вопроса.

Учредительные документы

Любой индивидуальный предприниматель действует на основании свидетельства о государственной регистрации. Только этот документ позволяет ему осуществлять свою деятельность официально. Документ выдается по месту, где зарегистрирован предприниматель в налоговой инспекции.

Преимущество такой формы деятельности в том, что индивидуальный предприниматель не обязан разрабатывать различные учредительные документы, как это предписано для юридического лица. Единственные документы, которые ему необходимы, чтобы получить свидетельство:

  • гражданский паспорт;
  • соответствующее заявление;
  • квитанция об уплате госпошлины.

После завершения регистрации действующий предприниматель получает свой уникальный основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя – ОГРНИП. Также ИП можно идентифицировать по его индивидуальному налоговому номеру, который он всегда должен указывать в любом подписанном ним договоре.

Ситуации, когда деятельность, которой занимается индивидуальный предприниматель, лицензируется, обязывают его получить соответствующее разрешение. Иначе он не имеет права официально заниматься работой в этой сфере. Лицензия выдается уполномоченным на то органом в данной сфере экономической деятельности и имеет свои сроки действия.

Деятельность по договору

Долгое время отечественный предприниматель предпочитал работать на договоре. Это позволяло, работая на упрощенной системе налогообложения, работать фактически как юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель составлял гражданско-правовой договор или работал по принципу товарищества, не отрывая юридического лица. Это позволяло привлечь к работе наемных сотрудников, которые не являются его родственниками. Но с 2010 года такие шаги были признаны незаконными, поскольку позволяют уклоняться от налогов.

Теперь действующий предприниматель может составлять договор только как исполнитель или заказчик и действовать в тех рамках, которые указаны в этом договоре. Теперь два разных предпринимателя не могут заключать между собой договоры о сотрудничестве. Если необходимо пользоваться услугами других ИП, предприниматель должен с каждым из них составить отдельный договор на предоставление услуг. Аналогично необходимо заключать соглашения с каждым из клиентов. Каждый договор обязательно должен содержать полные реквизиты каждой из сторон, оговорена ответственность и гарантии для каждой из них.

На основании свидетельства

Сегодня закон обязывает каждого ИП указывать в каждом договоре номер свидетельства о государственной регистрации. Наряду с этими данными должна быть указана дата, когда свидетельство было выдано. Правда, нет необходимости в самом тексте договора писать фразу «ИП, действующий на основании свидетельства № от…» Логичнее и правильнее указывать эти данные в конце документа рядом с местом, где ставится подпись и печать, если она есть у предпринимателя.

К тому же, такая формулировка считается ошибочной. Ее обычно используют в типовых договорах, а для индивидуального предпринимателя не разработаны подобные формы документов. При составлении подобных актов, он должен руководствоваться общими положения Гражданского Кодекса.

Наемный директор

Закон позволяет ИП заключать гражданско-правовые и трудовые договоры исключительно с родственниками. Причем не более, чем тремя лицами. Это единственные ограничения, которые надо учитывать предпринимателю, который желает нанять директора для выполнения руководящих функций в его деле. То есть, не желая руководить делом, ИП моет оформить генеральную доверенность на одного из родственников, который и будет выполнять роль директора в бизнесе. Обычно, его компетенция ограничивается правом решать финансовые вопросы и ставить подпись при выполнении представительских функций или управлении объектом. Но вся ответственность за его решения и действия лежит на ИП. Исключения составляют те случаи, когда директор совершает уголовно наказуемое действие.

Наемный директор, может заключать договоры, в которых должна примерно такая фраза: «Директор торговой точки №3 Никифоров М.К., действующий в интересах ИП Иванова Г.В. на основании доверенности №5 от 03.07.2012…».

Особенности работы КФХ

Фактически колхозно-фермерское хозяйство (КФХ) тоже регистрируется без образования юридического лица. Подразумевается, что для его работы объединяются на основе договора граждане, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию. Руководитель такого предприятия может работать и один, имея статус ИП. Договор между участниками, на основании которого регистрируется КФХ, определяет сотрудничество участников хозяйства, поэтому заключение дополнительных соглашений не требуется.

Обратите внимание, что участниками такого предприятия могут быть только родственники. Они распределяют между собой коллективную ответственность за деятельность КФХ, тогда как ИП несет ответственность единолично. Фактически, КФХ – это промежуточное звено между ИП и юридическим лицом.

Формируя договоры от имени такого хозяйства, в документах необходимо указывать фразу «КФХ в лице главы Сидорова М.Ф., действующего на основании Свидетельства о регистрации № от…».

Нужен ли Устав?

Хочется еще раз подчеркнуть, что Устав является прерогативой исключительно юридического лица. Индивидуальный предприниматель имеет большую свободу в действии и не нуждается в формировании документа, на основании которого он будет вести свою деятельность. Единственными документами, которые это могут ограничивать – соответствующие лицензии и ЕГРЮЛ.

ОГРНИП или свидетельство?

С 2014 года действую некоторые изменения в законах, которые распространяют свое действие на малый бизнес. Они коснулись основной деятельности ИП и ведения его бухгалтерии. Так, ОГРНИП и свидетельство о регистрации приравнены к друг другу и считаются тождественными документами. То есть получая свидетельство, предприниматель получает официальное подтверждение, что ему присвоен ОГРНИП с того момента, как завершена регистрация.

То есть получая свидетельство, предприниматель может быть уверен, что его данные внесены в ЕГРИП, а проверить это он может по ОГРНИП, который является порядковым номером этой записи.

Индивидуальное предпринимательство сегодня поддерживается в руководством страны. Введен облегченный бухгалтерский учет, предприниматель не привязан к юридическому адресу, может менять профиль своей деятельности, более независим в ведении своего дела. Да и зарегистрировать ИП сегодня более чем просто.

Правовое положение фермерского хозяйства регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 1 этого Закона, такое хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем к фермерскому хозяйству применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное не установлено действующим законодательством РФ.

Поэтому смену главы, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности, можно рассматривать как меру ответственности и, соответственно, предусмотреть в соглашении о создании хозяйства. Иначе получится, что глава обладает правами, но не несет обязанностей, обусловленных данными правами, и освобождается от какой-либо ответственности.

Процедура смены главы хозяйства

Обязательные требования к процедуре смены главы фермерского хозяйства содержатся в статье 18 Закона № 74-ФЗ.

Согласие членов хозяйства

Смена главы должна осуществляться по взаимному согласию членов фермерского хозяйства. По сути, можно говорить о необходимости единогласного решения. Однако возможна ситуация, при которой хотя бы один из членов фермерского хозяйства может выступить против предполагаемой кандидатуры нового главы.

Против кандидатуры нового главы может выступить и действующий глава, так как он является членом данного хозяйства. Тем самым не будет достигнуто общее согласие всех членов. Таким образом, можно говорить еще об одном законодательном пробеле, который способен создать патовую ситуацию.

Можно допустить, что, устанавливая необходимость взаимного согласия членов фермерского хозяйства при смене главы, законодатель исходил из особого характера взаимоотношений его членов, в частности, того, что их связывают родственные отношения.

Однако нельзя исключать ситуацию, при которой на статус главы фермерского хозяйства могут претендовать, например, братья, а остальные члены хозяйства могут не прийти к однозначному решению. В этой связи представляется более разумным механизм установления большинства при избрании главы фермерского хозяйства.

Заключение соглашения

Смена главы должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона № 74-ФЗ.

Напомним, что указанная статья определяет требования к содержанию соглашения о создании фермерского хозяйства. В частности, соглашение должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства, о признании главой одного из них, полномочиях главы и порядке управления фермерским хозяйством. Также должны быть указаны права и обязанности членов фермерского хозяйства.

Таким образом, смена главы предполагает внесение изменений в соглашение, которое принималось при создании фермерского хозяйства. И хотя закон не содержит требований к формам такого изменения, представляется, что речь может идти о собственно изменениях к соглашению и о соглашении в новой редакции.

Независимо от того, какая форма соглашения будет избрана, в ней должны быть отражены сведения о новом главе фермерского хозяйства.

По мнению автора, положения статьи 4 Закона № 74-ФЗ можно рассматривать в качестве еще одного аргумента в пользу того, что можно прекратить полномочия главы хозяйства, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. Данное основание должно быть конкретизировано в соглашении при создании хозяйства.

Регистрация изменений

Отметим, что в настоящее время Закон № 74-ФЗ не содержит однозначного указания на то, что смена главы фермерского хозяйства, а также обусловленные этой сменой изменения в соглашении о создании хозяйства, подлежат государственной регистрации.

Вместе с тем такая регистрация необходима. Ведь Закона № 74-ФЗ содержит принципиальное положение о том, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

При используют специальные формы документов, среди которых есть и форма № Р24002 «Заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».

Форма предусматривает три причины: изменение прежних данных о главе хозяйства, внесение изменений в связи со сменой главы и по причине ошибок, допущенных в ранее представленных документах.

При смене главы хозяйства заявление по форме № Р24002 и приложения к нему заполняет и подписывает новый глава. На это указывают и судьи (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. № А05-10659/2006-17).

Особенности статуса смененного главы

В пункте 3 статьи 18 Закона № 74-ФЗ указано, что смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в данном хозяйстве. Но данное правило не вполне применимо к ситуации, когда имеет место смерть главы хозяйства. Очевидно, что в данном случае речь идет не о том, что умерший глава остается навечно в составе членов хозяйства. Скорее законодатель имел в виду, что смерть главы не означает прекращения его имущественных прав и, соответственно, его наследники вправе ставить вопрос о своем принятии в члены хозяйства либо о получении компенсации, обусловленной размером наследуемой доли в имуществе фермерского хозяйства.

Сделка считается совершенной в интересах хозяйства, если не доказано, что она была заключена главой в его личных интересах.

Среди прочих форм предпринимательства существует такое понятие как крестьянско-фермерское хозяйство. Что значит ИП - глава КФХ? Может ли предприниматель оформить на себя фермерство или для этого потребуется особый порядок? Разберемся в законодательных нюансах.

Что такое КФХ

Понятие крестьянско-фермерского хозяйства обозначено в Законе № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее - Закон). Согласно этому правовому документу КФХ представляет собой отдельную форму хозяйствования в виде объединения физлиц, имеющих общие активы и совместно осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной сфере (п. 1 стат. 1). Создание такого субъекта допускается с участием одного гражданина, а регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2, 3 стат. 1 Закона). Регистрация КФХ возможна как в виде фермерства, так и в виде ИП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение - наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:

    Ближайшие родственники главы - родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников - 16 годами.

    Другие граждане - количество таких лиц ограничено 5 членами.

Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:

    Кто относится к членам КФХ.

    Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.

    В каком порядке осуществляется управление.

    Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.

    Как формируется и распределяется имущество КФХ.

    По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.

    В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.

    Другие условия.

Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель - глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник - один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели

В соответствии со стат. 5 Закона горегистрация КФХ проводится по законодательным нормам РФ. Фермерское хозяйство признается открытым с даты его регистрации в контрольных органах. Следовательно, из трактовки нормативных положений можно сделать вывод, что КФХ - отдельная форма хозяйствования. Заявителем при наличии нескольких членов считается выбранный единогласно глава, при сдаче документов в ИФНС предоставляется соглашение. В случае, когда участник один, составлять соглашение не требуется, а физлицо вправе заниматься фермерством после получения статуса ИП.

Какие различия существуют между главой КФХ и ИП? Если глава выбран по решению других членов, он должен действовать в интересах хозяйства и представляет не свои личные интересы, а общие. При этом его права и обязанности четко определены в законодательных нормах и разработанном соглашении. Если же деятельность ведется ИП, предприниматель выступает от собственного имени и в своих интересах, принимая все решения единогласно. Следовательно, ИП ничем не ограничен в ведении и управлении бизнесом, а глава КФХ имеет четко определенный круг прав и обязанностей.

Вывод - КФХ - это не юрлицо, и не ИП. Это особая форма хозяйствования, на которую распространяются отдельные законодательные нормы. Регистрация КФХ происходит по алгоритму открытия ИП, не юрлица.

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть - стат. 23 ГК этого не запрещает. Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса - каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства. Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.

Одним словом, как и при любом выборе, оценивая, в каком статусе зарегистрировать будущее фермерство, взвесьте все достоинства и недостатки - от процедуры открытия до используемой при ведении деятельности системы налогообложения.

Как открыть ИП КФХ

Для открытия КФХ или ИП для главы фермерства действует тот же алгоритм, что и для создания предпринимателя. Пакет необходимой документации подается в территориальное подразделение налоговой инспекции по адресу проживания главы хозяйства. Нормативные требования регулируются Законом № 74-ФЗ и Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. Состав обязательных бланков включает в себя:

    Унифицированное заявление - документ предоставляется по ф. Р21001 на регистрацию предпринимателя или ф. Р21002 - на регистрацию КФХ.

    Соглашение членов КФХ - подается только в той ситуации, когда количество участников составляет более одного гражданина.

    Копию удостоверяющего личность физлица (главы хозяйства) паспорта.

    Платежная квитанция на перечисление госпошлины в объеме 800 руб.

    Заявление на использование спецрежима - подается при решении работать на ЕСХН или УСН. Если документ не предоставить сразу, фермерство признается работающим на ОСНО (общей системе).

Документацию можно сдать в ИФНС лично или через представителя. При последнем способе предварительно оформляется нотариальная доверенность. Также разрешено отправить пакет форм по почте или через ТКС. На проведение процедуры регистрации отводится 3 дня (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ). По результатам проверки и рассмотрения полученных сведений налоговики выдают свидетельство о госрегистрации главы КФХ, лист выписки о внесении данных в ЕГРИП, документ о постановке на учет в ФНС.

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства входят имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное крестьянским (фермерским) хозяйством в процессе его деятельности.

Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова "крестьянское (фермерское) хозяйство" либо "фермерское хозяйство" или "крестьянское хозяйство";

сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства);

место нахождения фермерского хозяйства;

размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;

цели деятельности фермерского хозяйства;

порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;

размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;

порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;

права и обязанности членов фермерского хозяйства;

порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;

порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, прекращения его деятельности.

порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

Управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства и глава фермерского хозяйства.

Общее собрание членов фермерского хозяйства является высшим органом управления фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства является его исполнительным органом.

В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.

23.Некоммерческие организации как юридические лица.

Некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие в качестве основной своей цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота. Их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной, главной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях. В связи с этим некоммерческие организации в отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. При этом в качестве таких целей не может выступать получение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями). С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда, а также возможности банкротства.

Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных как ГК, так и иными законами. Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций, как:

потребительский кооператив;

общественная и религиозная организация (объединение);

благотворительный и иной фонд;

учреждение;

ассоциация (союз).

Кроме того, могут создаваться творческие союзы и товарищества собственников жилых помещений.

Поскольку некоммерческие юридические лица не ставят цели получать прибыль и распределять ее между учредителями (участниками), то законодательство, как правило, не устанавливает для этих юридических лиц ми­нимального размера уставного фонда.

Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют собой корпорации, построенные на началах членства. Однако среди некоммерческих организаций чаще встречаются юридические лица, не являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и автономные некоммерческие организации

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.