Подготовка объектов к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г. проводится в соответствии с Постановлением руководителя администрации городского округа Коломна Московской области от 12.04.2016 г. №513 «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства городского округа Коломна к осенне-зимнему периоду 2016-2017 года» и приказом директора МУП «Тепло Коломны» «О подготовке к отопительному сезону 2016-2017 г.г.» от 18.04.2016 г. №193, с учетом требований Постановления правительства Московской области от 31.03.2016 г. №252/10 и приказа Минэнерго России от 12.03.2013 г. №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду».

В соответствии с этими основополагающими нормативными документами определен перечень работ и мероприятий, назначены ответственные за производство и приемку работ, разработаны и утверждены графики подготовки объектов к работе в зимних условиях, графики производства работ.

Работы по подготовке систем тепловодоснабжения и водоотведения к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г. это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение надежного и качественного снабжения потребителей теплом, горячей и холодной водой, системой водоотведения с соблюдением экологических требований по охране окружающей среды. Инженерная инфраструктура предприятия представляет собой сложный и при этом взаимосвязанный механизм.

Подготовка объектов к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г. производится с учетом разработанных и утвержденных программ, а именно:

  1. Производственная программа МУП «Тепло Коломны» на очередной год с ежемесячными планами работ по капитальному, текущему ремонтам, модернизации, реконструкции и строительству объектов инженерной инфраструктуры.
  2. Инвестиционные программы по развитию систем тепловодоснабжения и водоотведения.
  3. Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в теплоэнергетическом и водопроводно-канализационном хозяйстве.
  4. Программа комплексного развития инженерной инфраструктуры г.о.Коломна на период до 2023 г.
  5. Планы планово-профилактических ремонтов объектов систем теповодоснабжения и водоотведения.

При подготовке планов подготовки к осеннее – зимнему периоду 2016-2017 г.г. приняты к выполнению рекомендации очередных экспертиз и диагностик, проводимых в соответствии с действующими Правилами, рекомендации специализированных организаций по повышению энергоэффективности и уровня эксплуатации объектов, а также результаты анализа работы в предыдущем отопительном периоде.

В эксплуатации предприятия находится:

I. Теплоэнергетический комплекс:

  • 33 котельные установленной мощностью 452,4 Гкал/час, 1 мини-ТЭЦ, 29 центральных тепловых пунктов (ЦТП) и 349 п.км. тепловых сетей – в городском округе.Коломна;

II. Водопроводно-канализационное хозяйство:

  • 14 водозаборных узлов (ВЗУ), 53 артезианских скважины, 45 повысительных насосных станций, 315,6 км. водопроводных сетей, 330 уличные водоразборные колонки;19 канализационных насосных станций (КНС), 1 главная насосная станция (ГНС) и комплекс общегородских очистных сооружений, 242,2 км. канализационных сетей.

В общем объеме теплоснабжения города муниципальное теплоснабжение составляет 96,2%.

Всего от источников обслуживаемых МУП «Тепло Коломны» обеспечивается 1456 объектов теплопотребления, в т.ч. жилых домов жилищного треста, ЖСК и других форм собственности: 910 ед. – 80% общего теплопотребления.

  • социальная сфера (образование, здравоохранение, соц.учреждения, дошкольные учреждения): 105 ед. – 14%, в том числе образование - 5,0%, здравоохранение – 3,5%, бюджетные – 5,5%.
  • прочие потребители (441 ед.) – 6%.

Потребителям ежегодно поставляется:

  • около 670 тыс. Гкал тепловой энергии;
  • 3, 9 миллиона кубических метров горячей воды;
  • 8, 2 миллиона кВт*ч электрической энергии (конькобежный центр);
  • 20 500 тыс. м 3 питьевой воды

Учитывая, что основным потребителем ресурсов является население и организации обслуживающие население (больницы, школы, детсады и др. объекты социальной сфер) на предприятии организована постоянная связь и работа с потребителями. В целях обеспечения полной информации о деятельности предприятия и в соответствии со стандартами раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1140 в сети интернет размещен сайт предприятия , на котором размещается и обновляется информация о деятельности МУП "Тепло Коломны".

Основные выполненные работы по подготовке к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г.

1.Теплоснабжение.

В рамках исполнения Инвестиционной программы 2014-2016 г.г.:

  • В целях повышения надёжности и качества централизованного теплоснабжения планировочного района «Дубовая роща» мкр. Щурово в рамках выполнения Инвестиционной Программы производится реконструкция котельной по ул.Димитрова,1 (взамен нового строительства котельной по ул.Лесная), проект получил положительное заключение госэкспертизы, оборудование приобретено, в настоящее время заканчиваются демонтажные работы.
  • Выполнена модернизация тепловых сетей в планировочном районе «Дубовая роща» мкр.Щурово протяженностью около 1,6 км в 2-х тр. исчислении.

Завершается сдача работ по реконструкции системы электроснабжения котельной №1 по ул.Огородная, 86 с внедрением 2-го газопоршневого мотор-генератора собственных нужд котельной N эл =860 кВт, Q ГПУ =1000 кВт.

Согласно утвержденной Производственной программе предприятия выполнены следующие работы и мероприятия:

  1. Произведено техническое перевооружение котельной №16 по ул.Осипенко,1А, с заменой котлов.
  2. Завершена реконструкция ЦТП №22 по ул.Фрунзе, 49А с комплексной заменой насосного оборудования, теплообменников, систем автоматики и регулирования.
  3. Завершаются работы по реконструкции ЦТП №7 по ул.Коломенская,8А с заменой оборудования ГВС, автоматизацией и диспетчеризацией.
  4. Выполнена замена участка теплотрассы Ду400 мм по ул.Астахова 258 м, без отключения потребителей от теплоснабжения и горячего водоснабжения.
  5. Завершены работы по перекладке магистральной теплотрассы Ду250 мм по ул.Ленина,101-103 длинной 200 п.м.
  6. Выполнены работы по замене головного участка тепловой сети Ду200 мм котельной №4 по ул.Гагарина,72.
  7. С целью обеспечения надежности и безотказности работы тепловых сетей снижения их повреждаемости выполнен капитальный ремонт участков внутриквартальных изношенных тепловых сетей с применением предизолированных труб в высокоэффективной пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке. Всего с начала года заменено 6600 погонных метров тепловых сетей (67% от запланированного).

В соответствии с утвержденными планами ведется подготовка объектов теплоснабжения МУП «Тепло Коломны» к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г., на 27 июня выполнен профилактический ремонт 16 (48%) котельных и 20 ед. ЦТП (69%):

  • Объём ремонтных работ хозяйственным способом составил 13,7 млн. руб., подготовлено к ОЗП 109,8 км.тепловых сетей в 2-х трубном исчислении (63%).

В котельных в соответствии с графиком выполнены работы по профилактическому ремонту теплотехнического оборудования:

  • ревизия и замена запорной арматуры;
  • ревизия и замена насосов, оборудования ХВП;
  • ревизия и планово-предупредительный ремонт тепломеханического оборудования;
  • гидравлические испытания тепловых сетей с последующим ремонтом тепловых сетей, не прошедших испытания;
  • профилактика и ремонт КИП и А и электрооборудования;
  • экспертиза промбезопасности газопровода и оборудования;
  • обследование технического состояния приводных электродвигателей и их профилактическое обслуживание и ремонт;
  • профилактическое обслуживание КИП и А, ВРУ, щитов силовых и распределительных, систем освещения и сигнализации;
  • настройка датчиков и приборов контроля, настройка и регулировка систем управления и диспетчеризации.

Согласованы с поставщиками топливно-энергетических ресурсов объемы (лимиты) потребления топлива на котельных вырабатывающих тепловую энергию, заготовлено в полном объеме резервное топливо (мазут) (100%) на котельной №2 по ул. Астахова,12 и дизельное топливо на котельных №3 по ул. Гагарина,26 и №22 по ул. Октябрьской революции, 429б.

В соответствиис нормативами создается необходимый запас материально-технических ресурсов для оперативного выполнения ремонто-восстановительных работ.

2. Водопроводно - канализационное хозяйство


Водопроводное хозяйство:
  • Завершаются работы по модернизации магистрального водопровода Ду300 мм в районе мкр.Колычево-Озерское шоссе-с.х. «Коломенский» в ПНД;
  • Проводятся работы по промывке участков водопроводных сетей на территории города, а также модернизация водопроводных сетей.
  • Проводится замена участка магистрального водопровода вдоль Подлипок-4 ПНД Ду100 мм, протяженностью 540 м.
  • Заменено 2400 м водопроводных сетей (64%).

Канализационное хозяйство:
  • Выполнен капитальный ремонт КНС №7 с заменой насоса на СМ-800, запорной арматуры, энергоснабжения. До конца года запланирована замена второго перекачивающего насоса.
  • В стадии конкурсной процедуры закупка труб ПНД Ду800 мм для замены участка трубопровода от ГКНС к очистным сооружениям, протяженностью 330 м. Финансирование работ ведется по инвестиционной программе.
  • Завершена прокладка участка канализационного напорного коллектора Ду500 мм ПНД по ул.Радонежская от КНС №7 протяженностью более 300 м.
  • Заменено 1200 м канализационных сетей (60%).
  • Выполнены плановые работы по чистке канализационных коллекторов.

Очистные сооружения:
  • Закончены монтажные работы по замене систем аэрации в аэротенке №5 общей стоимостью 1,5 млн.руб.
  • Ведутся подготовительные работы по реконструкции аэротенка №1 с созданием системы нитро-динитрофикации при очистке стоков, с восстановлением строительных конструкций и площадок обслуживания.
  • Начаты работы по реконструкции вторичного отстойника с восстановлением бетонных и строительных конструкций. Общая стоимость работ 6,5 млн. руб.
  • Заключен договор поставки илососа для реконструкции вторичного отстойника с восстановлением бетонных строительных конструкций. Общая стоимость работ 6,5 млн.руб.
  • Ведутся подготовительные работы по замене фильтр-пресса в цехе мехобезвоживания осадка.
  • Продолжаются работы по капитальному ремонту проходного канала по территории очистных сооружений с заменой всех действующих трубопроводов, инженерных коммуникаций и технологических трубопроводов, проложенных в 70-х годах прошлого века на современные трубы из ПНД.

В соответствии с утвержденными планами ведется подготовка объектов водоснабжения и водоотведения МУП «Тепло Коломны» к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г.г.

  1. На водонасосных станциях (ВНС и ПВНС) подготовлено к ОЗП ПВНС 35 шт. (59%) и 11 ВЗУ (57%).
  2. На канализационных насосных станциях (КНС) выполнен планово – предупредительный ремонт и подготовлено к ОЗП 12 ед. (60%)
  3. Подготовлено к ОЗП 188 км. водопроводных сетей (60%) и 149 км. канализационных сетей (62%).
  4. Прочищено 6,5 км канализационных сетей.

Наименование показателя

Подготовлено

% к общему

план на период подготовки

Котельные:

Центральные тепловые пункты

Тепловые сети

Замена тепловых сетей

в том числе: ремонт хозспособом

Замена сетей водопровода

Замена канализационных сетей

Водозаборные узлы

Повысительные водопроводные насосные станции

Сети водопровода

Канализационные насосные станции

Сети канализации

Очистные сооружения

Запасы жидкого топлива:

дизельное

3. О готовности потребителей

Работа по подготовке к осеннее - зимнему периоду 2016-2017 г.г. не заканчивается подготовкой оборудования МУП «Тепло Коломны». Одновременно с подготовкой оборудования выполнялись работы по подготовке тепловых узлов потребителей к зимнему периоду эксплуатации.

Всего на контроле тепловой инспекции МУП «Тепло Коломны» находится 1456 объектов и 1788 тепловых узла.

Всем потребителям тепловой энергии в установленные сроки были выданы предписания по выполнению работ по подготовке к отопительному сезону объектов находящихся на их балансе с установлением сроков готовности.

21.09.2016 Селекторное совещание по подготовке к отопительному периоду

Под председательством Губернатора Алексея Островского в администрации региона состоялось расширенное селекторное совещание по подготовке к прохождению отопительного периода.

Власти региона поддержали районы

Предваряя обсуждение, Алексей Островский обратил внимание на тот факт, что Администрация региона, несмотря на крайне дефицитный бюджет, оказала существенную финансовую поддержку муниципалитетам: «В рамках государственных программ по энергосбережению и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в этом году на мероприятия, связанные с подготовкой объектов жизнеобеспечения к зиме, направлены финансовые средства в сумме 50 млн рублей. По результатам работы областного штаба по подготовке к зиме, рассмотрения ваших, главы муниципальных образований и администраций, обращений было принято решение дополнительно выделить более 200 млн рублей.

Помимо этого, исходя из существующей крайней необходимости и исключительно в интересах жителей областного центра городу Смоленску было выделено дополнительно 70 млн рублей на перекладку ветхих участков тепловых сетей в городе Смоленске. Сегодня наступил тот срок, когда нужно подвести итоги нашей совместной проделанной работы. На данный момент могу отметить администрации Сафоновского, Руднянского и Ярцевского районов за хорошую подготовку. Ниже среднеобластных показателей готовность объектов теплоснабжения в городе Смоленске, а также Велижском, Гагаринском, Вяземском, Кардымовском и Починковском районах».

Глава региона акцентировал внимание на том факте, что в прошлом году по причине отсутствия конструктивного взаимодействия с организациями и представителями федеральных органов исполнительной власти город Смоленск, Починковский, Сафоновский, Новодугинский, Ельнинский районы имели существенные сложности с формированием полного пакета документов по готовности муниципальных образований к зиме: «Хотелось бы напомнить, что паспорт готовности муниципалитет зачастую не получает не по причине того, что администрация того или иного муниципалитета не в полном объеме выполнила возложенные на нее функции, а по причине того, что неподконтрольные муниципалитетам структуры имеют определенные проблемы. Тогда как паспорт не получает именно муниципалитет».

В разрешении сложившейся ситуации определенная поддержка была получена со стороны Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Алексей Островский выразил уверенность, что в этом году проблемные вопросы будут сняты с повестки дня также при поддержке со стороны Аппарата Полпреда в ЦФО.

Кроме того Губернатор подчеркнул: «До начала отопительного сезона остались фактически считанные дни, и обеспечение своевременного подключения - первоочередная задача для всех нас. Если эксплуатирующие организации совместно с органами местного самоуправления не укладываются в нормативные сроки, это ни в коей мере не должно отражаться на жителях, они страдать не должны!»

Подготовка к отопительному сезону - на финише

С основным докладом о ходе подготовки муниципалитетов к осенне-зимнему периоду выступила начальник регионального Департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Соколова, проинформировавшая о том, что по состоянию на 1 сентября жилищный фонд Смоленской области подготовлен на 96%, котельные - на 86%, тепловые сети - на 87%, водопроводные сети - на 88%.

Руководитель Департамента подчеркнула, что важная задача, которая ставится региональными властями перед органами местного самоуправления - получение паспортов готовности. Елена Соколова напомнила, что муниципальные образования, не получившие акты готовности до 1 ноября с формулировкой - «готов к отопительному периоду», паспорт готовности к отопительному периоду не получают. Сроки выдачи паспортов на территории области для потребителей тепловой энергии - не позднее 15 сентября, для теплоснабжающих и теплосетевых организаций - не позднее 1 ноября и не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Характеризуя итоги прошлого отопительного периода, начальник профильного Департамента отметила, что количество внештатных аварийных ситуаций в целом по области снизилось, однако, по городу Смоленску увеличилась на 25%, и все длительные отключения потребителей от теплоснабжения происходили именно по причине аварий на сетях теплоснабжающей организации ПАО «Квадра» - «Смоленская генерация».

Елена Соколова также обратила внимание на проблему взаимодействия с федеральными структурами. Так, в прошлом году Починковский район не получил акт готовности по причине того, что руководители организаций, эксплуатирующих котельные военных городков на территории района, своевременно не предоставили необходимую документацию относительно готовности к отопительному периоду. К сожалению, данная проблема снова стоит на повестке дня, причем, касается она не только Починковского, но и ряда других муниципалитетов, где присутствуют объекты военного ведомства: Гагаринского, Ельнинского, Новодугинского. «Все предпринимаемые нами усилия могут оказаться безрезультатными, даже если хотя бы одна теплоснабжающая организация не получит паспорт готовности. В этом случае паспорт готовности не получит и муниципальное образование», - подчеркнула Елена Соколова.

О готовности города Смоленска к отопительному сезону

Далее участники совещания заслушали доклад глава города Смоленска Николая Алашеева о готовности областного центра к осенне-зимнему периоду. По мнению главы города, есть определенные опасения и обеспокоенность в связи с тем, что у ПАО «Квадра» с получением паспорта готовности «будут проблемы». Отметив, что получение паспорта готовности теплоснабжающей организацией находится в компетенции Минэнерго, глава города проинформировал о подготовке к отопительному сезону городского хозяйства. «Исходя из степени готовности жилищного фонда, есть основания полагать, что в городском сегменте паспорт готовности будет получен», - сообщил Николай Алашеев, пояснив, что 96% многоквартирных домов к отопительному сезону готовы. В оставшихся 4% идет капитальный ремонт, в том числе, внутренних систем отопления, однако, к следующей неделе будут в полном объеме подготовлены и они. Готовность котельных составляет 90%, в остальных 10% проводится химическая промывка. К следующей неделе работы также будут завершены.

«Несмотря на скудный бюджет, благодаря той помощи, которую Вы, Алексей Владимирович, оказали муниципальному образованию, в рамках производственных программ осуществлялась замена около пяти километров сетей теплоснабжения и около трех километров ветхих сетей водоснабжения и водоотведения», - пояснил глава города. Как заявил Николай Алашеев, одной из основных проблем, связанных с подготовкой к осенне-зимнему периоду, по-прежнему остается высокий износ тепловых сетей.

Несмотря на положительную динамику и серьезную помощь со стороны Администрации региона, у городских властей вызывает озабоченность состояние теплосетей на Краснинском шоссе, улице Соболева, а также 25 Сентября, где часть труб заменили, а рядом, как было отмечено, «ждет ремонта» другой проблемный участок. «Благодаря Вашей, Алексей Владимирович, принципиальной позиции, позиции прокуратуры мы имеем судебные прецеденты. В этом году администрация города получила судебное решение, обязывающее «Квадру» провести ремонт более чем на километре сетей», - отметил Николай Алашеев и подчеркнул, что подобная практика «побуждения» «Квадры» к ремонту ветхих сетей, несомненно, будет продолжена.

Глава города также доложил Губернатору, что на сегодняшний день в Смоленске отключено от горячего водоснабжения 334 дома в рамках планового ремонта у «Квадры». Кроме того, Николай Алашеев подчеркнул, что когда «Квадрой» летом запрашивались дополнительные сроки на проведение плановых ремонтов, в том числе, земляных раскопов, городские власти таких разрешений не давали: «В рамках той критики, которую Вы, Алексей Владимирович, неоднократно высказывали по этому поводу, администрация города Смоленска не согласовывала «Квадре» пролонгацию законодательно установленных двухнедельных сроков».

Также было отмечено, что для усиления контроля за ходом подготовки к отопительному сезону создана городская комиссия, в состав которой включены представители надзорных органов. Сегодня практика пополнилась новыми штрафами в отношении, главным образом, подрядных организаций, ведущих ремонтные работы, но не укладывающихся в сроки.

«От Вас, Николай Николаевич, требую, чтобы администрация города в кратчайшие сроки объяснила смолянам путем публичного заявления, на какой период отключены 334 дома и совместно с компанией «Квадра», это я уже поручаю Вам, Андрей Александрович (вице-губернатор Борисов), чтобы администрация города сделала заявление о сроках отключения. Необходимо сообщить людям ключевое - когда у них будет горячая вода», - поставил задачу Губернатор.

Отопление в военных городках - особые меры

О проведенных мероприятиях отчитался и глава администрации Починковского района Юрий Карипов. В настоящее время готовность района к отопительному сезону в части жилищного фонда, котельных, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, в принципе, сомнений не вызывает, если бы не котельные в воинских частях №285 (военный городок №1 Шаталово-1) и №73 (военный городок №3 Ёлки). Документы на них управляющей организацией воинских частей снова не представлены. В адрес ОП «Тверской» АО «ГУ ЖКХ» г. Тверь, обслуживающей и обеспечивающей потребителей в воинских частях, неоднократно направлялись письма, однако воз и ныне там.

В ходе совещания главный федеральный инспектор по Смоленской области Игорь Жуков проинформировал об участии Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО в решении проблемных вопросов по взаимодействию органов местного самоуправления с представителями федеральных органов исполнительной власти по предоставлению документов о готовности подведомственных объектов и систем теплоснабжения. По его словам, данная проблемная ситуация - на контроле полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова.

По итогам рассмотрения данного вопроса Алексей Островский поручил своему профильному заместителю Юрию Пучкову подготовить соответствующие обращения на имя Главного военного прокурора РФ и Министра обороны: «Необходимо, чтобы сегодня два документа за моей подписью и Министру, и Главному военному прокурору были направлены».

В дополнение к этому Губернатор дал указание в течение ближайших дней организовать и провести совместное межведомственное совещание с участием заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Аллы Елисеевой: «Нам необходимо понять, как мы в пределах нашей компетенции или, может быть, при подсказке военной прокуратуры за рамками нашей компетенции, подстрахуем людей, проживающих в многоквартирных домах, если эти деятели так и не начнут шевелиться. Нужно определить, какие у нас здесь, как у гражданских властей, есть резервные источники и возможности те или иные шаги предпринимать, чтобы люди не замерзли - это для нас самое главное».

Что касается подобных ситуаций, сложившихся в ряде других районов, в частности, в Гагаринском, Ельнинском и Новодугинском, то Губернатор также дал соответствующее поручение Юрию Пучкову: «Юрий Николаевич, указанным муниципалитетам окажите максимальную помощь и содействие».

ПАО «Квадра» - не зачет?

Далее заместитель руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алла Елисеева сообщила о предварительных результатах проверки готовности муниципальных образований области к осенне-зимнему периоду 2016-2017 годов. В целом, как было отмечено, работа по подготовке к отопительному сезону муниципалитетами организована на достаточно высоком уровне - замечания устраняются оперативно.

В то же время при проведении гидравлических испытаний зафиксировано 154 порыва на магистральных тепловых сетях ПАО «Квадра». Результаты выездной проверки показали - выявленные нарушения в полном объеме не устранены. Запланированный объем ремонтных работ филиалом ПАО «Квадра» - это менее 3% от эксплуатируемых сетей, требующих замены. «Указанные обстоятельства свидетельствуют о низком уровне организации эксплуатации оборудования, а также неудовлетворительной подготовке ПАО «Квадра» - «Смоленская генерация» к отопительному сезону и будут учтены при оценке готовности филиала к прохождению осенне-зимнего периода. Что касается мнения Ростехнадзора о получении или неполучении филиалом ПАО «Квадра» паспорта готовности, то могу сказать следующее. Несомненно, Ростехнадзор будет в качестве особого мнения делать соответствующие отметки при работе комиссии по оценке готовности ПАО «Квадра», - подчеркнула Алла Елисеева.

Также представителем ведомства было отмечено, что с 3 октября начнутся проверки муниципальных образований на получение паспортов готовности.

Подводя итоги селекторного совещания, Алексей Островский, руководствуясь интересами смолян, настоятельно рекомендовал руководителям муниципальных органов власти, в том числе, и администрации города Смоленска, начать запуск систем отопления с четверга, 22 сентября.

Отдельное поручение Губернатор адресовал главе города Смоленска Николаю Алашееву: «Совместно с юридическими службами администрации города, правовым Департаментом Администрации области, профильным заместителем Губернатора изучите возможность подачи администрацией города судебного иска в отношении ПАО «Квадра» за систематическое невыполнение тех или иных обязательств, которые находятся в зоне компетенции этой организации, из-за чего второй год подряд, вероятнее всего, муниципалитет, который Вы, Николай Николаевич, возглавляете, паспорт готовности не получит. Как следствие, у администрации города возникнут определенные издержки, и «Квадра» должна за это нести ответственность. А Вам, Андрей Александрович (вице-губернатор Борисов), я поручаю совместно с городской администрацией продолжить работу по лишению компании «Квадра» статуса Единой теплоснабжающей организации. После завершения отопительного периода мы должны выйти на принятие данного юридического решения».

В Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области областной межведомственной комиссией по контролю за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Курганской области к работе в отопительном сезоне 2016-2017 годов заслушаны заместители глав муниципальных районов. О том, как идет подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Мокроусовского района к отопительному сезону 2016-2017 годов рассказал первый заместитель главы района Н.П.Копытов.

– Николай Петрович, второй месяц лета позади, работа по подготовке к будущему отопительному периоду в самом разгаре. Какова готовность жилищного фонда и социальных объектов к встрече холодов у нас в районе?

– Перед руководителями органов местного самоуправления района поставлены задачи по обеспечению своевременной подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы к предстоящему отопительному сезону, по погашению задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

Предыдущий отопительный сезон прошел без сбоев, все возникающие вопросы решались в рабочем оперативном порядке.
Вся работа ведется в соответствии с распоряжением администрации района «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципальных образований района к отопительному сезону 2016-2017гг.». Разработаны планы проведения подготовительных мероприятий всех ресурсоснабжающих предприятий, объектов соцкультбыта, назначены ответственные должностные лица, утверждён состав комиссии по контролю за ходом подготовки. Постоянно осуществляется контроль за исполнением утвержденных графиков, в случае возникновения проблемных ситуаций, отрабатываются пути их решения.

– Какие организации в районе оказывают услуги населению и учреждениям социальной сферы по теплу, электроэнергии и воде?

– Основным поставщиком тепловой энергии в районе является ОАО «СКС». Электроэнергии – Мокроусовский РЭС, воды в Мокроусово – ИП Геков В.А.

– Что конкретно сделано в ходе подготовки к отопительному сезону?

– Не откладывая в долгий ящик ОАО «СКС» сразу после окончания отопительного сезона 2015-2016 годов приступили к ремонтным работам. В настоящий момент работают три бригады в составе 12 человек. Осуществлена ревизия всех котельных и теплотрасс, проведена реконструкцию школьной котельной, установлен специальный газовый котёл.

По данным предприятия, полностью готовы к работе 20 котельных из 26, что составляет 75%, также отремонтированы 6550 метров теплотрасс (80%), с оставшимися 20% идет работа. В соответствии с планом идёт замена семи котлов, три из них уже готовы, один – в работе, а три планируется приобрести. Также будет проведено обязательное включение работ по промывке внутренних систем теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы.

В августе планируется поставка угля к котельным. Будет завезено 1470 тонн, а на весь период потребуется 3500 тонн угля. Заключены договоры на поставку газа, долгов у «СКС» за него перед поставщиками нет. В случае непредвиденных ситуаций ОАО «СКС» использует в работе резервные источники питания, такие как передвижные генераторы и стационарную ДЭС. Также в наличии имеется передвижная мотопомпа, а в котельных сделаны патрубки для её подключения.

Можно отметить, что своевременно получен паспорт готовности к отопительному периоду 2015-2016 г., что благоприятно сказалось на проведении всего комплекса работ. На территории района числится 58 объектов ЖКХ, из них 44 – в муниципальной собственности. Необходимо провести регистрацию 14 объектов (11 водопроводов, 2 теплотрассы и 1 котельная).

– Есть ли задолженность за потреблённые топливно-энергетические ресурсы?

– За электроэнергию – нет, а за теплоэнергию долг составил 6769 тыс.рублей. Пытаемся решить проблему, только в июле оплатили 1100 тыс.рублей, задействовав средства областного и районного бюджетов. Кроме того, 295 тыс. рублей направлено на заготовку дров для социальной сферы.

Выдержки из доклада министра энергетики РФ А.В. Новака на Всероссийском совещании «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов» (Москва, 31.10.14)

Предстоящей зимой мы не сможем, как в прошлом году, рассчитывать на аномально теплую погоду. Согласно , в Северо-Западном, Центральном, Приволжском федеральных округах и в южных регионах Сибирского федерального округа средняя за период температура ожидается ниже, чем за предыдущий отопительный период. Кроме того, синоптики обещают частое чередование периодов резких похолоданий и оттепелей, что накладывает дополнительные требования к надежности функционирования электроэнергетического оборудования.

Организация контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2014-2015 гг. По состоянию на 31 октября 2014 г. проведены проверки в 52 компаниях. 47 компаний по результатам проверок получили паспорта готовности. Хочу отметить, что выявленные по результатам проверок 2013 г. нарушения самым серьезным образом сказались на прохождении ОЗП 20132014 гг. В частности, проверки выявили ряд нарушений на в Новокузнецке, в связи с чем выдача паспорта готовности этой организации была задержана. В итоге на предприятии произошла крупная авария, повлекшая не только сбой в электроснабжении, но и гибель сотрудника станции.

Ряд замечаний комиссии относился к состоянию оборудования Троицкой ГЭС (ОАО «ОГК-2»). На станции, как вы знаете, в январе этого года также произошла крупная авария.

Таким образом, мы видим, что проверки эффективно выявляют возможные риски аварийных ситуаций на предприятиях электроэнергетики России.

Если рассматривать ситуацию с аварийностью в целом, могу сказать, что за 9 мес. текущего года аварийность в генерирующих компаниях снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1%.

Оснащение резервными источниками энергоснабжения. Теперь что касается еще одного важного для нас показателя - оснащенности регионов резервными источниками энергоснабжения, которые в случае возникновения аварии должны оперативно восстановить снабжение социально-значимых объектов. Общее необходимое количество РИСЭ по России составляет 49593 шт. Существующее количество - 33738 шт. (68%).

Обращаю ваше внимание, что помимо оснащения социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения, РИСЭ необходимо оснащать системы централизованного теплоснабжения населенных пунктов. Это позволит снизить риск «разморозки» системы централизованного теплоснабжения и последующего длительного отключения потребителей от теплоснабжения. В этой связи рекомендую пересмотреть утвержденный количественный и качественный состав парка гарантированных источников электроснабжения и внести соответствующие коррективы в планы по закупке РИСЭ. В случае, если собственником котельных является сторонняя организация, нужно провести работу с собственниками по оснащению находящихся на балансе котельных за собственный счет.

Платежная дисциплина. Не могу не сказать еще об одном важном показателе, напрямую влияющем на подготовку к ОЗП, - о платежной дисциплине. В условиях ограничений на рост тарифа и усилившейся инфляции она ведет к снижению финансовой устойчивости субъектов энергетики, к перебоям в закупках топлива и другим коллизиям.

По состоянию на 1 октября суммарный размер просроченной задолженности конечных потребителей составил 135,76 млрд руб., в том числе просроченной (свыше 2-х месяцев) около 117,57 млрд руб. С начала года просроченная задолженность выросла на 2,9 млрд рублей.

Просроченная дебиторская задолженность выросла (по сравнению с началом года) на 3% по группе потребителей жилищных организаций (в т.ч. УК, ТСЖ, население), на 179% - по группе оптовых покупателей и перепродавцов (прежде всего, муниципальных теплосетевых компаний), на 21% и 18% для групп «Промышленные потребители» и «Бюджетозависимые потребители» соответственно.

Наибольший рост дебиторской задолженности сложился в Центральном федеральном округе. Здесь главными должниками являются Москва и Московская область, а также Брянская и Рязанская области. В Приволжском федеральном округе большие задолженности имеются практически у всех субъектов. Основными проблемными субъектами в Дальневосточном федеральном округе являются Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край и Чукотский автономный округ

По всем федеральным округам выполняется претензионная работа по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке.

Что касается расчетов за газ, то здесь хуже всех по-прежнему дела обстоят в Северо-Кавказском ФО - выполнение только на 71,2%. Причем за 9 месяцев т.г. прирост просроченной задолженности конечных потребителей СКФО составил 9,1 млрд руб. или 18%.

В числе главных правовых и структурных проблем, препятствующих снижению задолженности на розничных рынках электрической энергии, отмечу следующие:

■ отсутствие действенных санкций по отношению к неплательщикам;

■ отсутствие возможности по введению ограничений режима энергопотребления в отношении отдельных групп потребителей (так называемые, «неотключаемые» потребители), чем зачастую данные потребители злоупотребляют;

■ отсутствие должных гарантий своевременного и полного исполнения обязательств перед энергоснабжащими организациями;

широкое применение арендных схем при передаче систем жизнеобеспечения в управление (нередко) фирмам «однодневкам», накапливающим задолженность и потом самоликвидирующимся;

■ снижение судами размера договорных санкций.

Двигаться в сторону решения накопившихся проблем в области платежной дисциплины в электроэнергетике мы можем:

■ во-первых, используя систему мотиваций к своевременной оплате через экономические инструменты (повышение неустоек, скидки за досрочную оплату коммунального ресурса) и инструменты принуждения - уголовная и административная ответственность за соответствующие нарушения;

■ во-вторых, распространяя на розничные рынки положительно себя зарекомендовавшую на оптовом рынке систему гарантирования платежей, что особо действенно для «неотключаемых» категорий;

■ в-третьих, через усиление борьбы с вышеупомянутыми арендными схемами - сокращая возможности передачи жизнеобеспечивающих объектов потребителей в аренду (концессию) недобросовестным структурам.

Нормативно-правовое регулирование в отрасли. Сейчас на согласовании в Правительстве находится закон (Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП»), который позволит устранить существующие недочеты нормативно-правового регулирования проверок готовности объектов энергетики к зиме. Порядок проведения проверок теперь будет четко прописан, появится однозначный перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти. Еще важный момент: мы предлагаем привлекать к административной ответственности руководителей предприятий, которые плохо подготовились к ОЗП.

В целях усиления законодательных мер по борьбе с неплатежами и улучшения платежной дисциплины в электроэнергетике в Госдуму внесен проект Редакция закона была одобрена в первом чтении (18.11.2013). Его ключевые положения:

■ устанавливается законная неустойка за неоплату электрической энергии и услуг по ее передаче, а также коммунальных услуг в размере 1/170 ставки ЦБР за 1 день просрочки;

■ уточняются (разграничиваются) полномочия Правительства РФ и субъектов РФ по утверждению списков «неотключаемых» потребителей»;

■ увеличивается административный штраф за самовольное подключение к сетям инфраструктуры.

К рассмотрению во втором чтении предлагается внести поправки, подготовленные с учетом предложений организаций отрасли и рабочей группы и по повышению платежной дисциплины при Комитете ГД по делам ЖКХ, и в целом одобренные в ходе обсуждений у заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича. Поправки предусматривают расширение и комплексное внедрение некоторых из планируемых мер.

Изменение модели рынка тепловой энергии. Предметом особой заботы Минэнерго является оптимизация рынка тепловой энергии. Нам необходимо изменить систему отношений и модель ценообразования в сфере теплоснабжения, создать экономические стимулы для развития централизованных систем теплоснабжения. Могу сообщить, что Дорожной картой предусмотрена реализация 30 мероприятий, включающих принципиальное изменение нормативно-правовой базы до конца 2015 г Минэнерго уже подготовлен проект федерального закона, предусматривающий изменения в действующее законодательство для внедрения целевой модели рынка тепловой энергии. В настоящее время законопроект проходит процедуры оценки регулирующего воздействия. После завершения публичного обсуждения на законопроект будет получено соответствующее заключение Минэкономразвития России. В дальнейшем он будет согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство. Принятие закона позволит начать осуществление большинства мероприятий, предусмотренных дорожной картой.

Выдержки из доклада министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меня на совещании Президента РФ с членами Правительства (Московская область, Ново-Огарёво, 13.10.14)

На сегодняшний день отопительный сезон начат уже в 70 регионах страны.

Как показывает опыт и этого года, и прошедших лет, существенной проблемой при подготовке к отопительному периоду является отсутствие четкой, закрепленной в законодательстве ответственности районных и региональных властей за подготовку отопительного сезона, и очень часто чиновники различных уровней используют это и перекладывают ответственность на органы местного самоуправления поселенческого уровня.

Для решения данной проблемы Минстроем по поручению председателя Правительства совместно с депутатским корпусом разработан проект соответствующего федерального закона, который наделяет районные власти функцией по организации теплоснабжения в границах соответствующего района, а региональные власти - всеми полномочиями по координации и контролю, по выполнению органами самоуправления всех требований, которые установлены правилами по оценке готовности к отопительному сезону.

Ответственные региональные власти и так координировали эту деятельность, но отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы иногда приводило к подобным срывам, когда ответственность перекладывалась на поселение. Кроме того, данным законопроектом также предусмотрено и официальное введение административной ответственности за нарушение требований Правил оценки готовности к отопительному сезону и предоставление недостоверной информации о готовности к зиме.

Рассмотрение этого законопроекта запланировано в ноябре текущего года.

Также важный момент - по многочисленным обращениям граждан Министерством подготовлены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, т.е. на сегодняшний день по Правилам предоставления коммунальных услуг местные власти должны были, дождавшись температуру 8 градусов и ниже, пять дней выдержать для того, чтобы официально запустить отопительный сезон, и получалась так называемая «холодная неделя». На сегодняшний день мы эту ситуацию изменяем тем, что подготовили изменения в эти Правила предоставления коммунальных услуг, и до конца года они будут приняты, и больше этой «холодной недели» не будет.

По цифрам, по текущим результатам подготовки: в целом жилищный фонд в настоящее время подготовлен на 99,7%, по котельным - 99,6%; по тепловым сетям - 99,7%; водопроводные сети - 99,6%; электрические - 99,3%. По запасам угля у нас вначале были определенные обеспокоенности, но сегодня запасы угля составляют 113,3% от плановых, и по жидкому топливу - 107,7%, соответственно, тоже от плана.

Теперь несколько слов о задолженности: общая задолженность по стране по услугам составляет 134 млрд рублей. Если говорить о регионах, то здесь наибольшая задолженность сформировалась в Тверской, Московской, Свердловской, Ульяновской и Волгоградской областях.

Мы считаем, что для наиболее эффективного решения данной проблемы необходимо в каждом регионе, где имеются такого объема задолженности, создать соответствующие постоянные рабочие группы. И на последнем селекторном совещании, которое мы проводили уже в рамках действий по подготовке к зиме, регионам все такие установки были даны, и отчет нам идет, что регионы начинают здесь системную работу. Хотя, если честно, некоторые регионы достаточно сильные и могли бы быстрее это сделать, поскольку прошлогодняя задолженность была чуть меньше.