Ка-52 «Аллигатор»

Изделие «800.06», по кодификации НАТО - Hokum B

Российский ударный вертолёт. Машина может уничтожать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».

До прекращения серийного производства Ка-50 - командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

История

Создание

25 июня 1997 года осуществился первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).

27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» произошёл первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.

29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» стартовало серийное производство «Аллигаторов». В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.

Первый этап государственных совместных испытаний (ГСИ) был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.

В 2011 году закончены ГСИ вертолёта.

В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575 авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка)

История производства

2008 год - собрано два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)

2009 год - построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.

2010 год - собрано 4 Ка-52

В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны.

20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.

2011 год - поставлено 9 Ка-52 на сумму 9,504 млрд руб (без НДС). На последних четырёх вертолётах впервые была оборудована БРЛС «Арбалет».

За 2012 год производство Ка-52 увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2011, а в 2013 году планируется снижение производства в 2,2 раза.

7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов проинформировал о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».

Заказы

31 августа 2011 года - заключён контракт между Вертолёты России и Оборонпром на постройку и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года. При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт. В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.

8 апреля 2014 года министерство обороны России заключило контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны были войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль». Однако после обострения политических отношений с Францией, реализация этих планов маловероятна.

30 декабря 2015 годa в новогоднем обращении гендиректора холдинга «Вертолёты России» Александра Михеева было заявлено, что Россия поставит Египту 46 корабельных вертолёта Ка-52К «Аллигатор».

«Завод чувствует себя устойчиво, имеет длительный контракт на поставку 146 вертолётов Ка-52 «Аллигатор» до 2020 года, в планах 32 вертолёта корабельной версии» - сообщил 24 июня 2014 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов

Вооружение

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 способен дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР Штурм-ВУ разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В будущем планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», созданные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», разработанные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является применение на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2. В будущем планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).

Модификации

Название модели
Краткие характеристики, отличия.
Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран» Проектируемая модификация вертолета Ка-52 «Аллигатор» специально для корабельного базирования. Будет отличаться наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. В сентябре 2011 года в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52 (прототип, б/н 061), во время которых он впервые осуществил посадку на палубу большого противолодочного корабля. Предполагалось, что корабельная версия Ка-52 станет главной ударной силой вертолётоносцев типа «Мистраль» и других кораблей Военно-морского флота России. Первые опытные образцы ожидаются в 2014 году. Некоторые источники информируют, что вертолет имеет название «Катран», однако официального подтверждения этой информации не поступало. 8.4.2014 появилась информация о подписании контракта на поставку 32 Ка-52К. 5.8.2014 обещают, что 3 первые Ка-52К будут переданы ВМФ России до конца 2014 года. Совершил первый полет 7 марта 2015 года.


Происшествия

12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (б/н 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (шоссе М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт проводил испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта

Состоит на вооружении

Россия: Более 81 вертолета - по состоянию на 2016 год

Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации - 8 Ка-52
-575-я авиабаза армейской авиации (Черниговка) - 20 Ка-52
-393-я авиабаза армейской авиации (Кореновск) - 16 + 20 Ка-52
-15-я бригада армейской авиации (Остров) - 16 Ка-52
-573-я авиационная база армейской авиации (Хабаровск) - 12 Ка-52

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
-Длина: 16,0 м
-Длина фюзеляжа: 14,2 м
-Диаметр несущего винта: 14,5 м
-Размах крыла: 7,3 м
-Высота: 5 м
-Площадь, ометаемая несущим винтом:
-Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
-Силовая установка: 2 х турбовальных ВК-2500 производства «ОАО "Климов"»
-Мощность двигателей: 2 х 2400 л. с. (на взлётном режиме)
-на чрезвычайном режиме: 2 х 2700 л. с.
-на крейсерском режиме: 2 х 1750 л. с.

Лётные характеристики

Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
-Максимальная скорость: 300 км/ч
-Крейсерская скорость: 260 км/ч
-Практическая дальность: 460 км
-Перегоночная дальность: 1110 км
-Статический потолок: 4000 м
-Динамический потолок: 5500 м
-Скороподъёмность: 12 м/с MCA (H=0)
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Вооружение

Стрелково-пушечное:
-1 х 30-мм пушка 2А42 (боезапас - 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
-Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
-Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)
-Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР Штурм-ВУ (6 км) (с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная)
-ракеты «воздух-воздух»: Игла-В - 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);
-Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

Ка-52К «Катран» — российский боевой разведывательно-ударный вертолет палубного базирования. Предназначен для уничтожения танков, бронированной и не бронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток. Оснащается различными типами ракетно-пушечного вооружения. Является палубной модификацией вертолета Ка-52 «Аллигатор» .

В ноябре 2009 года в ходе визита в Санкт-Петербург корабля «Mistral» ВМС Франции отрабатывалась посадка Ка-52 на полетную палубу корабля.

После того как в мае 2011 года на вооружение ВВС Российской Федерации поступили первые Ка-52, глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже 20 июня 2011 года сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Mistral» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор». Новая машина должна будет получить наименование Ка-52К (К — корабельный). Необходимость появления морской версии этой машины была обусловлена тем, что Ка-52 себя очень хорошо зарекомендовал и в сухопутном варианте и использование готовых успешных схем в морской авиации давало большие преимущества военно-морскому флоту.

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ им. Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К.

В начале сентября 2011 года пресс-служба Западного военного округа сообщила, что в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52К (прототип борт № 061), в ходе которых он впервые совершил посадку на палубу БПК «Вице-адмирал Кулаков». Испытания проходили в водах Кольского залива и Баренцева моря. По итогам объявлено о возможности эксплуатации подобных вертолетов с кораблей ВМФ России.

Контракт на поставку 32 палубных вертолетов Ка-52К министерство обороны России подписало 8 апреля 2014 года. Заказ на их постройку размещен на Арсеньевском авиационном заводе (Приморье). Первые четыре опытные машины по договору с ОАО «Камов» должны быть поставлены до конца октября 2014 года. Сумма контракта на эти четыре машины составила 3 396 млн.руб, то есть по 849 млн. за один вертолет (НДС не облагается). Еще 12 вертолетов должны быть изготовлены в 2015 году.

7 марта 2015 года совершил первый полет головной экземпляр построенного на ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И.Сазыкина» корабельного вертолета Ка-52К. Вертолет имеет темно-серую окраску и несет надпись «МА ВМФ России», хотя и не имеет бортовых номеров.

Вертолёты должны войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Владивосток» или использоваться на возможных будущих проектах российских авианосцев или вертолётоносцев. Планируется, что на каждый ДКВП будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29. Первый полк морской авиации, укомплектованный Ка-52К, будет базироваться на Камчатке.

Соосная схема Ка-52К обеспечивает высокую маневренность вертолету и дает ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществляется за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры. Машина является многоцелевым всепогодным двухместным вертолетом. Этот вертолет предназначен для использования в том числе и в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Ка-52К, как и его сухопутный собрат Ка-52 «Аллигатор» был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50 , и унаследовал около 85% примененных на Ка-50 технических решений. Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов.

Вертолет отличается от базовой модели наличием механизма складывания лопастей и консолей крыльев, а так же усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки «Фазотрон-НИИР» — «Арбалет». Благодаря системе обработки видеоизображений семейства «Охотник» Ка-52К способен обнаруживать и распознавать объекты на дальности в 1,5 раза большей, чем сухопутная версия Ка-52 — «Аллигатор». Кроме того на нем установлены высокоэффективный комплекс бортовой обороны «Витебск», гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-451, лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия, система автоматического управления САУ-800. Эта система обеспечивает пилотирование вертолета в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах управления. САУ-800 интегрирована с комплексом регистрации и обработки аэрометрических данных СИВПВ-52 — пилот может сконцентрироваться на применении вооружений.

Характеристики «Катран» также унаследовал от базовой модели. Два его мощных двигателя (по 2,7 тысяч сил каждый) могут разогнать винтокрылую машину до скорости в 350 километров в час. Вертолет способен подниматься на высоту 5,5 км и преодолевать по воздуху 460 км.

Номенклатура вооружений Ка-52К, как и Ка-52 обширна: подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг. Так же Ка-52К может принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» с лазерной системой наведения, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т.п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Консоли у Ка-52К не просто складывающиеся. Они сделаны чуть короче, что позволило разместить на них более весомую боевую нагрузку — по тонне с каждой стороны. Именно возможность выдерживать такой груз подсказала идею попробовать разместить на «Катране» ракеты противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35 .

Такое мощное оружие, способное парой выстрелов уничтожить авианосец, предполагает использование и с вертолетов. Однако ранее их практическое применение с винтокрылых машин было затруднено отсутствием загоризонтной радиолокации. В Ка-52 эта проблема устранена. Здесь применена РЛС «Арбалет», которая обеспечивает дальность гарантированного обнаружения целей в 25 километров. В связке с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 «Катран», по сути, становится береговым ракетным комплексом «Бал», только в воздушном исполнении. При этом, в отличие от своего наземного «собрата», вертолет не привязан к дорогам, не ограничен в мобильности.

Но и это еще не все. Уже есть задумки оснастить корабельные вертолеты еще более мощной радиолокацией, позволяющей вскрывать цели практически на максимальной дальности пуска Х-35 — 200 километров. Есть мнение, что Ка-52К в этом случае может выступить в качестве самостоятельного средства дальнего радиолокационного обнаружения, давать целеуказания ракетным комплексам берегового базирования и корректировать их огонь с воздуха.

Помимо выполнения разведывательно-ударных функций, Ка-52К может выполнять роль учебно-тренировочной машины, чему способствует полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом, плечом к плечу.

Сегодня ни для кого не секрет, что «Аллигаторы» трансформировали в «Катраны» специально для будущего размещения на вертолетоносцах «Mistral». Но судьба контракта с капризными французами оказалась довольно прозаичной. Что же делать с винтокрылыми машинами, создаваемыми для этих кораблей? Неужели пустить в утиль или снова переделать в «сухопутные» винтокрылы?

Ни в коем случае, утверждают в российском военно-промышленном комплексе и в Минобороны. Во-первых, Ка-52К могут базироваться не только на кораблях типа «Mistral», но и на больших противолодочных кораблях проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК.

А во-вторых, уже решено, что Россия создаст собственный универсальный десантный вертолетоносец, который и станет базой для «Катранов». Будущему кораблю уже дано имя — «Прибой». По своим характеристикам вертолетоносец сможет принять до 12 ударных или противолодочных вертолетов, в том числе шесть — на палубе. Это будут Ка-52К, а также Ка-27.

Модель будущего российского вертолетоносца демонстрировалась в ходе недавнего Международного военно-технического форума «Армия-2015». «Прибой» получит водоизмещение в 14 тысяч тонн и будет иметь длину 165 и ширину 25 метров. Помимо вертолетов этот десантный корабль сможет принять до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. А это, на минуточку, два батальона «черных беретов», мощная ударная сила, способная при поддержке с воздуха сокрушить любую береговую оборону.

Всего на авиастроительном заводе «Прогресс» в Арсеньеве должно быть построено 32 палубных Ка-52К.

Модификация: Ка-52K
Диаметр главного винта, м: 14,50
Длина, м: 16,00
Высота, м: 4,90
Масса, кг
-пустого: 7800
-нормальная взлетная: 9800
-максимальная взлетная: 11300
Тип двигателя: 2 х ГТД ВК-2500
Мощность, э.л.с.: 2 х 2400
Максимальная скорость, км/ч: 350
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Перегоночная дальность, км: 1100
Практическая дальность, км: 460
Скороподъемность, м/мин: 720
Практический потолок, м: 5500
Статический потолок, м: 3600
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами
Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески:
— 4х3 ПТУР «Вихрь» или «Штурм-ВУ» или «Атака»;
— 2 х 2 УР «Игла-В» воздух-воздух или 80 х 80-мм НУР С-8 или 10 х 130-мм НУР С-13 или контейнеры с пушками или пулеметами.

Прототип Ка-52К борт № 061.

Прототип Ка-52К в полете.

Посадка прототипа Ка-52К на палубу французского вертолетоносца «Mistral».

Испытания прототипа Ка-52К на Северном флоте.

Испытания прототипа Ка-52К на Северном флоте.

Головной экземпляр Ка-52К.

Головной экземпляр Ка-52К.

Ударные вертолеты в современных армиях - машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага - пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха - нет проблем. А уж подбить пару-тройку танков и БТР - легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии - России и США. Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 "Аллигатор" и его заокеанского коллеги - AH-64 "Апач".

Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.
. Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :

Максимальная взлётная — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Экипаж — 2 человека
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Максимальная скорость — 350 км/ч
Дальность полёта — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъёмность — 10 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g
Допустимый угол крена — ±70 град.
Допустимый угол тангажа — ±60 град.

Специальное оборудование (вооружение)
Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

— количество — 12 шт.
— скорость полёта ПТУР — 400 м/с
— дальность пуска — 8000 м
— бронепробиваемость — до 950 мм

Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

— калибр — 30 мм
— боекомплект — 460 снарядов
— масса снаряда — 0,39 кг
начальная скорость снаряда — 980 м/с
— прицельная дальность стрельбы — 4000 м

Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

«Апач»

Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Вертолет АН-64А «Апач» выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.
Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0.483 м для улучшения обзора, — летчик. Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях. Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, про-тектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

Силовая установка вертолета АН-64А «Апач» состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летника, другой — за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут. Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л. Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с. Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.
Вертолет АН-64А оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования. насчитывающего в общей сложности около 12 единиц. Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания TADS, система ночного видения летчика — PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой. ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система. PNVS — это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

Основным вооружением вертолета «Апач» являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр». которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация. Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.
АН-64А «Си Апач» — вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта.
Экспортный вариант АН-64А «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.
АН-64В «Апач Браво» — 254 машины АН-64А, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

АН-64С — промежуточный вариант вертолета АН-64А без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.
AH-64D «Лонгбоу Апач» — усовершенствованный АН-64А с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г. Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701 С; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.
Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне- в 1991 г., когда было задействовано 228 вертолетов АН-64.

Экипаж, чел.

Скорость, км/ч

максимальная - 309
крейсерская - 293

Потолок, м

статический - 4570
динамический - 6250

Дальность, км

перегоночная - 1700
действия - 480

Масса, кг

максимальная взлетная - 8006
нормальная взлетная - 6670
пустого вертолета - 4657

Габариты вертолета, м

диаметр несущего винта - 12,63
длина фюзеляжа - 14,68
длина с вращающимися лопастями - 17,76
высота - 4,22

Двигатель

ТВД General Electric T700-GE-701,
2 по 1522 л.с.

Вооружение

30 мм пушка M230 Chain Gun
Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114.
НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra

Экспертное заключение

Так какой же из этих двух летающих танков превосходит своего оппонента ?

  1. Двигатель . Установка «американца» слабее (2*2700 лошадиных сил «Аллигатора» против 2*1890 «Апача). Однако по дальности полёта и скорости КА-52А немного уступает своему аналагу.
  2. Вооружение . В этом сегменте «Аллигатор» наголову превосходит оппонента. «Апач» обладает 30-миллиметровой пушкой и ракетным вооружением из 16 снарядов типа «воздух-земля», 16 ракетами класса «НУР» (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, а также иногда 4 ракетами класса «воздух-воздух). Начинка оружия «Аллигатора» намного опаснее. "Аллигатор" также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 "Вихрь" с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. "Вихрь" настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты "Игла-В", которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты - 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для "крепких орешков" - бетонных огневых точек, техники и кораблей.
  3. Броня . Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил "Апач" из простой охотничьей винтовки. Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие "собратья".

Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы "Аллигатора", то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя. Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста. В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти "вертушки" складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов. Вообще "Аллигатор" обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей - не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация - вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии. Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой - чем не идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь "Аллигатор" вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего "американца".


Ка-52, или как его еще называют, «Аллигатор» — российский боевой ударный вертолет, предназначенный для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя. Ка-52 – это модернизация Ка-50 .

История

В 50-60 годы минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, способного эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными, и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24 , знаменитый «крокодил».

Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл — своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач ». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач » — только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной — возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

Черная акула и Аллигатор

В середине 80-х был объявлен победитель конкурса: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Соосная схема этой машины имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, дороже стоит и их обслуживание. С другой стороны, применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повысить эффективность работы двигателя, сделать вертолет более маневренным и подвижным. Вес машины также становится меньше по сравнению с вертолетами классической схемы. Но управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.

Проблема К-50 заключалась в том, что этим вертолетом управлял всего один человек. Эффективно вести машину и одновременно наводить оружие — очень непросто, особенно в сложных условиях (горы, полет на малой высоте), поэтому в середине 90-х годов началась разработка новой машины – ею и стал боевой вертолет Ка-52. По сути, эта машина является модернизацией «Черной акулы», и многие узлы и агрегаты у этих вертолетов идентичны.

Рождение «Аллигатора»

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

ТТХ вертолета

Ударный вертолет Ка-52 создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью по 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, рассеивающими выхлоп машины и снижающими ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, он может бороться и против вражеских вертолетов. Этим целям отлично соответствуют системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена гидростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.
Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже в таблице приведены ТТХ вертолета Ка-52.

Общие данные
Экипаж, чел 2
Масса, кг:
максимальная взлётная 10800
нормальная взлётная 10400
Скорость, км/ч:
Максимальная 310
Крейсерская 250
максимальная на пикировании 350
Максимальная вертикальная перегрузка 3
Потолок, м 3600
Дальность действия, км 520
Диаметр несущих винтов, м 14,5
База шасси, м 4,92
Колея шасси, м 3,67
Основное вооружение 30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»
Дополнительное вооружение блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В»
Максимальная перегрузка 3,5
Двигатель ВК-2500
Мощность, л.с.:
чрезвычайный режим 2700
взлётный режим 2400
Размеры
Длина, м 14,2
Ширина, м 7,3
Высота, м 5

В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К – корабельный вариант машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хотела закупить во Франции.

Ударный вертолет Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может исполнять маневры, недоступные для одновинтовых машин. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла. Ка-52 довольно удобен для технического обслуживания.

Видео о Ка-52

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


КОРАБЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-52К
THE SHIP’S HELICOPTER KA-52К

10.09.2018


Глава компании Андрей Богинский рассказал, что холдинг «Вертолеты России» до конца 2018 года рассчитывает определить с Минобороны сроки завершения испытаний корабельной версии ударного вертолета Ка-52.
«По Ка-52К сроков по завершению испытаний пока нет, они обсуждаются. Мы надеемся, что до конца года мы совместно с коллегами из Министерства обороны этот вопрос сможем урегулировать», — сказал он.
Богинский подчеркнул, что улучшение уже созданных строевых Ка-52, по сути, «идет постоянно». По модернизации данного вертолета уже составлен краткосрочный и среднесрочный план.
«Модернизация военных машин — это увеличение дальности, обнаружения и распознавания целей, гражданских — внедрение тех или иных опций, которые нужны гражданским потребителям. Там есть определенные приоритеты, в зависимости от спроса на те или иные задачи», — пояснил Богинский.
ТАСС

10.11.2018


На сторожевых кораблях проекта 22160 разместят ударные вертолеты Ка-52К «Катран», надводные и подводные беспилотники, сообщают Известия.
Два корабля указанного проекта – «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» – в настоящее время проходят госиспытания в Новороссийске. Здесь же принято решение об оснащении их вертолетами Ка-52К «Катран».
Сообщается, что вертолеты будут работать в тесной связке с надводными и подводными беспилотными комплексами, базирующихся на кораблях.
Ка-52К изначально разрабатывались для вертолетоносцев типа «Митраль», имеют склад складной винт и консоли крыла для крепления противокорабельных ракет Х-31/35. Машина также вооружена 30-мм пушкой, блоками неуправляемых ракет, авиабомбами, управляемыми противотанковыми ракетами «Атака» или «Вихрь-1″, комплексом РЭБ.
На борту кораблей проекта 22160 также будут размещаться беспилотные катера и подводные аппараты, предназначенные для проведения разведки и наблюдения.
По данным газеты, Минобороны РФ намерено заказать не менее 12 сторожевиков проекта 22160. Что касается проходящих испытания кораблей «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев», то они должны быть переданы Черноморскому флоту до конца текущего года.
Военное обозрение

ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160

13.02.2019


«Вертолеты России» рассчитывают на новый контракт с Минобороны РФ для завершения испытаний палубного Ка-52К «Катран», сообщил журналистам глава холдинга Андрей Богинский.
«Испытания продолжаются. Там осталась часть вопросов, связанных с приземлением на палубу той или иной морской платформы. У нас сегодня контракта на эту работу нет»,- заявил А.Богинский, говоря о программе Ка-52К.
«Мы ожидаем, что будут заказаны новые работы по «оморячиванию» Ка-52″,- сказал он.
В феврале 2018 года А.Богинский сообщил в интервью «Интерфаксу», что надеется на завершение испытаний «Катрана» в течение года, чтобы перейти к серийному производству в 2019-2020 годах.
«Мы хотим (завершить испытания в 2018 году — ИФ). Главное, чтобы наши коллеги из Минобороны имели такое же желание, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями», — сказал глава «Вертолетов России».
«В проекте ГПВ (госпрограммы вооружения на 2018-2027 годы — ИФ) есть «катрановская» версия вертолетов для флота. Контракта под них нет пока, поэтому сложно говорить о точных сроках. Мы надеемся, что в 2019-2020 годах», — заявил А.Богинский, отвечая на вопрос о сроках начала серийного производства Ка-52К.
ИНТЕРФАКС-АВН


КОРАБЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-52К

Закупка правительством Российской Федерации французских кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» создает ряд новых возможностей боевого применения российского вертолета Ка-52, который уже несколько лет как вышел в «серию» и выпускается заводом «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край). Стало известно, что конструкторы этого проекта приступили к разработке морской модификации Ка-52, которые могут стать штатными летательными аппаратами вертолетоносца.
20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».
В октябре 2011 года в акватории Баренцевого моря уже проводились летно-тактические испытания «Аллигатора» с обязательной посадкой и взлетом с палубы корабля. Боевая машина удачно прошла все ЛТИ. При обработке данных упражнений использовался борт БПК «Вице-адмирал Кулаков».
Корабельная модификация Ка-52К создается на базе вертолета Ка-52 «Аллигатор». Для базирования на кораблях Ка-52К имеет устойчивую антикоррозийную обработку, складные лопасти и консоли крыла. Новая несущая система вертолета Ка-52К позволяет увеличить взлетный вес, повысить боевую эффективность машины и «раскрывает новые тактические возможности вертолета как такового. Эта система включает, в частности, новую систему крепления лопастей к несущему винту на эластомерных подшипниках. Примененная система складывания лопастей может быть применена не только на корабельных вертолетах. При модернизации Ка-52 крыло было доработано под размещение тяжелого вооружения, была модернизирована внутренняя подвеска, обновлены средства навигации.
7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов сообщил о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».
Корабельная модификация летательной машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры «Мистралей». Палубные испытания по взлету и посадке вертолеты отработают на авианосце «Адмирал Кузнецов».
«Первые серийные вертолеты Ка-52К сойдут с конвейера в 2013 году. К приходу первого «Мистраля» в 2014 году камовцы готовы сделать столько машин, сколько закажет Минобороны РФ», — сказал Михеев, напомнив, что на одном корабле могут одновременно базироваться 16 вертолетов, передает РИА «Новости».
Российская компания «Фазотрон-НИИР» планирует разработать упрощенный вариант РЛС с активной ФАР «Жук-АЭ» для оснащения разрабатываемого палубного вертолета Ка-52К, который должен базироваться на закупаемых французских вертолетоносцах класса Mistral.
Вариант вертолетной РЛС должен весить всего 80 кг по сравнению с самолетной (275 кг, носитель – многофункциональный истребитель МиГ-35). Оснащение такой РЛС позволит вертолету применять противокорабельные УР Х-31 и Х-35. Компания планирует изготовить первый прототип этой РЛС в 2012 году.
Тактическое предназначение корабельного вертолета К-52К — уничтожение бронированных и небронированных наземных и надводных целей, живой силы противника и воздушных целей. Производится серийно. Экипаж вертолета состоит из 2 человек, крейсерская скорость боевой машины доходит до 250 км/ч, практическая дальность полета достигает 520 км.
В начале 2014 года Минобороны России подписало контракт на поставку 32 перспективных палубных вертолетов Ка-52К. Летательные аппараты поступят на вооружение вертолетоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль», которые в настоящее время строятся во Франции для ВМФ России. Поставщиком вертолетов станет Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Сазыкина. Каждый из двух кораблей «Мистраль» сможет принять на борту по 16 вертолетов типа Ка-52К.
Палубные вертолеты Ка-52К, которые строятся для вертолетоносцев типа «Мистраль», в перспективе могут получить новую бортовую радиолокационную станцию. Это позволит им применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35.
«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) готов расширить характеристики палубной версии вертолета Ка-52К, оснастив его модернизированной бортовой радиолокационной станцией со встроенным сантиметровым диапазоном частот. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км. Подобная модернизация обеспечит уникальную возможность применения Ка-52К противокорабельных ракет типа Х-31 и Х-35, которые раннее могли применяться только самолетами Су-30 и МиГ-29К.
Вертолет Ка-52К «Катран» (палубная версия вертолета Ка-52 «Аллигатор») оснащен современной авионикой и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные цели. Предприятия КРЭТ производят для вертолета ключевые системы комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, благодаря которому Ка-52К способен эффективно выполнять боевые задачи при любых погодных условиях, в любое время суток. На нем установлена лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и система обработки видеоизображений семейства «Охотник», используемая для наведения ракет. Радиолокационный комплекс «Арбалет», произведенный КРЭТ, позволяет вертолету эффективно решать боевые задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех.
Изначально Ка-52К разрабатывался под заказанные во Франции вертолетоносцы типа Mistral («Мистраль»), однако поставка этих кораблей была приостановлена в 2014 году. «Вертолеты России» и Минобороны РФ сообщили, что Ка-52К будут базироваться на других кораблях.

7 марта 2015 года совершил первый полет головной экземпляр построенного на ОАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ имени Н. И. Сазыкина» корабельного вертолета Ка-52К. Вертолет имеет темно-серую окраску и несет надпись «МА ВМФ России», хотя и не имеет бортовых номеров. Поднятая в воздух 7 марта машина является первым из четырех опытных вертолетов Ка-52К, построенных в рамках договора 2012 года с ОАО «Камов» стоимостью 3,396 млрд рублей.

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 впервые была представлена модификация корабельного вертолета Ка-52К с новой оптико-электронной прицельной системой.

Согласно данным ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (АО «НПК «СПП») в ближайшие 2 года предлагается провести летные испытания оптико-электронной прицельной системой ОЭС-52, а с 2016 года начинается ее серийное производство для поставки вертолетов в Египет. Всего на 2016-2019 гг. планируется изготовить около 50 изделий ОЭС-52.
«Морская» версия ударно-разведывательного вертолета Ка-52 в будущем станет перспективной платформой для создания новых образцов боевой вертолетной техники корабельного базирования.