Создать новый ударный самолёт для фронтовой авиации. Впервые это предложение ОКБ было обнародовано в 1993 году. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели, а также возможность установки на самолет нового оборудования открывали перед Су-30МК (такое обозначение дали новой, предназначенной для экспорта модификации) хорошие перспективы быть востребованным на международном рынке авиационной техники.

ОКБ Сухого впервые представило ударный вариант машины в 1993 году на авиационном салоне в Ле Бурже. Это был специально доработанный под усовершенствованную систему управления вооружением первый серийный самолёт Су-30 (полный заводской № 79371010101), который некоторое время эксплуатировался в пилотажной группе Анатолия Квочура в ЛИИ. Переделанный и перекрашенный в желто-коричневый «пустынный» камуфляж истребитель-бомбардировщик получил новый черный контурный бортовой номер «603».

Ударные возможности Су-30МК состояли в следующем. Машина могла нести до 8000 кг боевой нагрузки. Самолёт имел 12 точек подвески, на 10 из которых могло устанавливаться управляемое ракетное оружие.
При работе по воздушным целям использовались всеракурсные управляемые ракеты Р-27 с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения Р-27Р1, Р-27РЭ, Р-27Т, Р-27ТЭ, ракет РВВ-АЕ, а также ракеты ближнего боя Р-73 (Р-73Э).

Для поражения наземных и морских целей могли применяться противорадиолокационные ракеты Х-31П , ракеты с телевизионным и лазерным наведением Х-25МЛ , Х-29Л и Х-29Т , крылатая ракета Х-59М с телевизионным наведением, обычные авиационные бомбы, а также корректируемые бомбы КАБ-500 и неуправляемые авиационные ракеты. Перечисленное «не воздушное» управляемое оружие было весьма эффективно. Например, ракета Х-59М с телевизионно-командным наведением, находясь после пуска за пределами визуальной видимости пилота-оператора на расстоянии более 100 км от самолёта, передавала бы на экран кабины изображение, транслируемое её головкой самонаведения, и после радиокоманды лётчика могла поразить цель прямым попаданием. Эта ракета создавалась под руководством Генерального конструктора Игоря Селезнёва при участии руководителя разработки системы вооружения Су-30МК Виктора Галушко. Ракета X-29Т с телевизионным наведением на цель предназначалась для действий в полностью автоматическом режиме (по принципу «пустил и забыл»). Пилоту-оператору необходимо было лишь навести перекрестие прицела на необходимый объект и нажать кнопку запоминания цели, все остальное ракета после пуска сделала бы без него. Ракеты Х-29Л и С-29Л имеют лазерную систему наведения. После запуска с Су-30МК они наводились бы на цель по информации с наземной переносной лазерной станции целеуказания. А противорадиолокационная ракета Х-31П способна поражать все типы РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности без захода самолета в их зону поражения.

Кроме этого, на Су-30МК, как и на всех истребителях типа Су-27 , устанавливалась стандартная авиационная пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов.

Многоцелевой истребитель Су-30МК предполагалось оснастить системой управления вооружением, включающей когерентную импульсно-доплеровскую РЛС нового поколения, снабженную антенной диаметром 1 м. Станция должна была одновременно сопровождать 10 воздушных целей на дальности до 100 км с выбором для поражения до двух целей на дальности до 65 км. Система управления оружием осуществляла бы в автоматическом режиме процесс сопровождения целей и пуска ракет с заданными интервалами и последовательностью. Предполагалось и наличие нашлемной системы визуального сопровождения воздушных целей с выдачей дублирующей информации на индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и индикатор прямой видимости (ИПВ), установленный в кабине, а также оптико-электронной инфракрасной прицельной системы, сопряженной с лазерным дальномером. Последняя имеет дневной и ночной режимы работы и служит для наведения ракет класса «воздух-воздух». По желанию зарубежных заказчиков Су-30МК мог оснащаться оборудованием и вооружением западного производства.

Высокоточное управляемое оружие и возросший объем выполняемых задач потребовали не только доработки системы управления вооружением, но и применения нового оборудования, которое должно было обеспечить эффективное применение оружия в любых погодных условиях, днем и ночью. Ограниченный внутренний объем самолета не позволял расположить в нем все это оборудование, что привело к размещению части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. Подобным образом разместили, например, систему лазерного дальнометрирования и целеуказания для оружия с лазерными головками самонаведения и тепловизионную систему для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющую работать ночью и в сложных метеоусловиях.

Для того чтобы в полете летчики могли подменять друг друга, обе пилотские кабины на Су-30МК сделаны полностью идентичными (как по управлению самолетом, так и по управлению вооружением). Разделение функций управления оружием и пилотирования между оператором и летчиком уменьшило нагрузку на членов экипажа и обеспечило надежное выполнение боевой задачи при более низкой квалификации пилотов. Истребитель-бомбардировщик стал способен беспосадочно барражировать в воздухе в течение 10 часов.

Су-30МК предназначен для тактического и оперативного боевого применения, выполняя задачи по уничтожению воздушных объектов (завоевание превосходства в воздухе, противовоздушная оборона, длительное патрулирование и сопровождение), а также наземных и морских целей (подавление ПВО противника, блокирование действий противника и непосредственная поддержка с воздуха).

Дополнительно, Су-30МК может выполнять задачи противодействия системам радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять оперативное управление группой летательных аппаратов, выполняющих совместную задачу. Благодаря двойному управлению, самолет может также применяться для практической летной и боевой подготовки.

Впервые Су-30МК демонстрировался на авиасалоне в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты) в 1993 году, затем экспонировался в 1994 году на выставках в Сантьяго (Чили) и в Берлине. Машина не переставала удивлять авиационный мир все новыми и новыми возможностями. Так, на выставку вооружений в Чили самолет перелетел через океан без дозаправки топливом в полете, что само по себе стало сенсацией. Машина демонстрировалась и на выставках «Мосаэро-шоу-92» и МАКС-95 а на авиасалоне «Фарнборо 94» истребитель с полным боевым комплектом (более 7 т ракетно-бомбового вооружения) показал такой головокружительный пилотаж, что даже конкуренты вынуждены были признать — подобного самолета на Западе просто нет. Без участия Су-30МК не обошлись и авиасалоны в Китае, Малайзии, Индии и других странах.

В течение нескольких лет самолет Су-30МК серийно не выпускался, хотя на ИАПО по нему имелся полный комплект конструкторской документации. Началу серийного выпуска препятствовало не только отсутствие заказчика, российское Министерство обороны не только не имело средств для государственного заказа, но и не очень хотело приобретать этот многоцелевой истребитель.

Основные отличия от самолета Су-30:
-на наплыве крыла установлено дополнительное переднее горизонтальное оперение;
-применена модифицированная система дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах;
-установлены двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги;
-применена новая система кабинной индикации на основе цветных жидкокристаллических дисплеев;
-по желанию заказчика самолет может комплектоваться БРЭО западного производства;
-максимальная масса боевой нагрузки увеличена до 8000 кг (16 авиабомб калибра 500 кг), число одновременно подвешиваемых ракет «воздух-воздух» возросло до 12 (за счет двух дополнительных точек подвески под крылом);
-управляемое ракетное вооружение класса «воздух-воздух» включает до 8 ракет Р-27ЭР1 (ЭТ1, Р1, Т1), до 8 ракет РВВ-АЕ и до 6 ракет Р-73Э (типовой вариант вооружения 8 х Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 х Р-73Э);
-в состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» могут входить 6 ракет общего назначения Х-29Т или корректируемых бомб КАБ-500Кр, 4 противорадиолокационные ракеты Х-31П или противокорабельные ракеты Х-31А, 2 ракеты большой средней дальности Х-59М.

Техническое описание.

Самолет Су-30МК по аэродинамической схеме представляет собой неустойчивый в продольном канале триплан. Для увеличения подъемной силы и повышения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение. Оно отклоняется автоматически для обеспечения устойчивого полета на больших углах атаки. Интегральная аэродинамическая схема, совмещенная с управляемым вектором тяги, обеспечивает небывалую маневренность и высокие взлетно-посадочные характеристики. Оснащенный цифровой системой дистанционного управления, Су-30МК способен выполнять ряд уникальных маневров, используемых в качестве противоракетных и для достижения превосходства в ближнем бою. Это уже известные «кобра», «колокол», а также ряд маневров, выполнение которых невозможно на других самолетах. Среди них «кульбит» (маневр, в котором самолет совершает переворот в плоскости тангажа на 360° без потери высоты) и «управляемый плоский штопор» (когда самолет совершает несколько полных разворотов в горизонтальной плоскости с переменой направления вращения не имея поступательного движения, фактически на месте).

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей АЛ-31ФП . Суммарная тяга на форсаже 25000 кгс обеспечивает горизонтальный полет со скоростью 2М, скорость 1350 км/ч на малой высоте и скороподъемность 230 м/с.

Дифференциальное отклонение на углы до ±15° осесимметричных сопел двигателей, оси поворота которых расположены под углом 32° друг к другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением, или раздельно от него.

Существенный запас топлива, наряду с возможностью дозаправки в воздухе, значительно расширяет возможности боевого применения вне зоны ПВО, от длительного патрулирования и сопровождения до дальних перехватов и нанесения ударов по наземным целям. С нормальным запасом топлива 5270 кг Су-30МК способен выполнять боевую задачу продолжительностью 4,5 часа. Система дозаправки в воздухе увеличивает продолжительность полета до 10 часов с дальностью 8000 км на крейсерской высоте от 11 до 13 км.

Двухместная компоновка значительно повышает боевые возможности благодаря рациональному распределению рабочей нагрузки между членами экипажа. В то время как летчик в первой кабине управляет самолетом, вооружением и ведет маневренный ближний бой, второй летчик применяет управляемое оружие класса «воздух-воздух», либо «воздух-поверхность» большого радиуса действия для поражения целей вне зоны прямой видимости, отслеживает тактическую обстановку для обеспечения осведомленности о ситуации и выполняет задачи по оперативному управлению при групповых действиях.

По сравнению с предшественниками, в состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования самолета Су-30МК включены ряд систем нового поколения, среди которых:
-интегрированная радиолокационная прицельная система, способная обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей при одновременной атаке четырех из них;
-система спутниковой навигации (совместимая с системами ГЛОНАСС/NAVSTAR);
-интегрированная оптико-электронная прицельно-навигационная система с лазерной инерциально-навигационной системой;
-нашлемные целеуказатели, индикаторы на лобовом стекле, многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы с возможностью микширования изображения.

Мощная универсальная РЛС с фазированной антенной решеткой обеспечивает обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до 400 км с разрешением 20 м, а также малоразмерных целей на дальности до 120 км. В предварительном прицельном режиме на дальней дистанции РЛС захватывает цель автоматически, с передачей координат в навигационную систему. Затем РЛС отключается и самолет летит на цель в режиме радиолокационного молчания. При достижении дистанции, на которой возможно применение вооружения, задействуются средства прицеливания для обновления целеуказания и передачи данных в систему вооружения. Короткий период подсветки цели радаром обеспечивает скрытый подход самолета к цели, таким образом способствуя успеху выполнения задачи.

На самолет могут устанавливаться контейнеры с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для обнаружения и поражения малоразмерных наземных целей.

Су-30МК оборудован средствами противодействия системам радиоэлектронной защиты, предназначенными для подавления средств радиоэлектронной и оптико-электронной защиты противника.

Самолет обладает способностью автоматизированного полета на различных режимах, включая полет на малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и морских целей. Система автоматического управления взаимосвязана с навигационной системой, обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Оснащенный широким спектром систем вооружения и современным комплексом БРЭО, самолет Су-30МК способен поражать воздушные цели (включая объекты с низкой ЭПР) в ближнем бою, вести упреждающие бои на дальних дистанциях, а также поражать наземные и морские объекты при помощи управляемого и неуправляемого вооружения в тактической и оперативной глубине обороны противника.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 снарядов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач «воздух-воздух» состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73. В состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса «воздух-поверхность» составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

Система управления вооружением (СУВ) обеспечивает применение управляемых ракет «воздух-воздух» в дальнем ракетном и ближнем воздушном бою, захват и сопровождение цели из обзорных режимов РЛС и ОЛС в дальнем ракетном бою, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем бою, определение госпринадлежности обнаруженной цели, а также применение управляемых и неуправляемых средств поражения класса «воздух-поверхность». Система управления вооружением включает в себя радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПрНК).

В состав РЛПК входит импульсно-доплеровская радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли в передней и задней полусферах, а также картографирование местности и обнаружение наземных целей. Радиолокатор может одновременно сопровождать на проходе большое количество воздушных целей и обеспечивать перехват нескольких из них, представляющих наибольшую угрозу. РЛС имеет щелевую антенну (в дальнейшем предполагается использование модификации РЛС с фазированной антенной решеткой). Определение государственной принадлежности обнаруженных целей осуществляется с помощью запросчика госопознавания, входящего в состав РЛПК. Работой радиолокационного прицельного комплекса управляет бортовой цифровой вычислительный комплекс.

В состав ОЭПрНК входят пилотажно-навигационный комплекс (рассмотрен отдельно), оптико-локационная станция (ОЛС), нашлемная система целеуказания (НСЦ), система управления оружием (СУО), система отображения информации (СОИ) и бортовая цифровая вычислительная система. Прицельная часть ОЭПрНК выполняет те же функции, что и РЛПК, но только в простых метеоусловиях и отличается большей точностью и лучшей помехозащищенностью. Оптико-локационная станция представляет собой комбинацию теплопеленгатора и лазерного дальномера. Теплопеленгатор обеспечивает обнаружение цели по тепловому излучению и ее угловое сопровождение, лазерный дальномер — измерение дальности до цели. Датчик ОЛС размещается в сферическом обтекателе перед фонарем кабины летчика.

Нашлемная система целеуказания позволяет производить целеуказание головкам самонаведения ракет и сканирующему устройству ОЛС путем поворота головы летчика в сторону той части пространства, где ожидается нахождение цели. Система управления оружием осуществляет в автоматическом режиме процессы пуска авиационных средств поражения с заданными интервалами и в заданной последовательности после нажатия летчиком боевой кнопки. Для применения некоторых видов управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» самолет дополнительно комплектуется сменными контейнерами СУО. Система отображения информации обеспечивает индикацию необходимой пилотажно-навигационной и прицельной информации на индикаторе на лобовом стекле и многофункциональных жидкокристаллических дисплеях. Работой ОЭПрНК управляет бортовая цифровая вычислительная система.

Наведение самолета на цель с наземного или воздушного командного пункта осуществляется посредством радиолинии бортовой аппаратуры приборного наведения. По требованию заказчика в состав системы управления вооружением самолета могут включаться системы зарубежного производства.

Модификация: Су-30МК
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,90
Высота самолета, м: 6,40
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 24900
-максимальная взлетная: 34500
Масса топлива, кг
-нормальная: 5270
-максимальная: 9640
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс: 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2125 (М=2.0)
-у земли: 1350
Практическая дальность, км
-без дозаправки: 3000
-с одной дозаправкой в воздухе: 5200
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки
(при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
-до 6 УР класса «воздух-воздух» типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
-до 6 УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ;
-6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л;
-свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
-до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
-НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно-целеуказательными системами, ИК-станциями.

Су-30 борт № 603.

Крылья Родины. Игорь Коротченко. Грозный воздушный эквилибрист.
Вестник авиации и космонавтики. Многоцелевой двухместный истребитель Су-30МК.
ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Многоцелевой истребитель Су-30МК.

По кодификации НАТО: Flanker-C

Советский/российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, спроектированный на базе Су-27УБ.

Описание

Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У) путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 может выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30 оборудована система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была модернизирована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Модификации

Современные модификации Су-30 производства КНААПО Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.

Современные модификации Су-30 производства «Иркут» Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ

-Су-30К (коммерческий)

Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на оснорве Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт состоялся в 1993 году. Двигатели - АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оборудован катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30 град.. По своим боевым характеристикам Су-30К способен дополнительно использовать по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно использовать высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.

-Су-30МК (модернизированный, коммерческий)

Двухместный ударный самолёт, предназначенный для продажи другим странам. Первый полёт произошёл в 1993 году. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

-Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H)

Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

-Су-30КН (коммерческий, новый)

Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.

-Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G)

Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.

-Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира)

Версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт - 2007 год. БРЛС Н011М.

-Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский)

Версия Су-30МК для Малайзии. Базируется на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.

-Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский)

Версия для Вьетнама.

-Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)

Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.

-Су-30МК2-V

Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.

Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году окончены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.

-Су-30СМ (серийный модернизированный)

Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт состоялся 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016-2017 годах.

На экспортных модификациях Су-30 широко используется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Характеристики Су-30

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека
-Длина: 21,9 м
-Размах крыла: 14,7 м
-Высота: 6,36 м
-Площадь крыла: 62 м2
-Масса:
-пустого: 18800 кг
-нормальная взлётная: 24900 кг
-максимальная взлётная: 34500 кг
-предельная взлетная: 38800 кг
-топлива: 9640 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
-Тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 7770 кгс
-на форсаже: 2 х 12500 кгс
-углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): +...-16 град. в любом направлении, +...-20 град. в плоскости
-скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60 град./с
-масса: 1520 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Лётные характеристики

Максимальная скорость:
-у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
-на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
-Дальность полёта:
-у земли: 1270 км
-на высоте: 3000 км
-боевой радиус: 1500 км
-Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
-Практический потолок: 17300 м
-Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
-Длина разбега: 550 м
-Длина пробега: 750 м
-Тяговооружённость:
-при нормальной взлётной массе: 1,00
-при максимальной взлётной массе: 0,84
-при предельной взлётной массе: 0,76
-Нагрузка на крыло:
-при нормальной взлётной массе: 398 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 532 кг/м2

Вооружение

Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Точки подвески: 12
-Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
-Подвесное вооружение:
-6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
-Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
-Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
-Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Сравнение с зарубежными аналогами

2005 Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
-2015 В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») произошли учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС разгромили ВВС Британии со счётом 12:0.

Состоит на вооружении

Россия
-ВВС России: 3 Су-30, 16 Су-30М2, 39 Су-30СМ;
-ВМФ России: 8 Су-30СМ на ЧФ по состоянию на август 2015 года.
-Ангола - Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997-1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007-2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
-Алжир - 16 (ИАПО). Контракт был заключён в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре - в 2007 году, по два самолёта - в марте и июне 2008 года). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКИ(А) до 2012 года. Ожидается заключение контракта на поставку ещё 14 Су-30МКИ(А) в 2016-2017 гг.
-Венесуэла - КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля - начале августа 2008 года.Венесуэла приобретёт 12 самолётов на сумму 480 миллионов долларов. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
-Вьетнам - 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам приобрёл 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был подписан ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было заявлено, что Вьетнам покупает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о подписании контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн.

Индия - 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оборудованных новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия приобрела лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997-1999 первые 8 Су-30К, в 2002-2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997-1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 - собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). Во время эксплуатации были потеряны 6 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015).

Индонезия - 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 - Су-30МК 2003 г. и 3 - Су-30МК2 2007 г.) (6 - Су-30МК2 2013 г.) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года заключено соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.
-Казахстан -4 Су-30СМ. 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны. Казахстан подписал в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на покупку четырёх Су-30СМ. Сообщалось, что самолеты должны «не позднее начала мая» 2015 года поступить в состав 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане (сейчас на вооружении этой авиабазы находятся истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27). Также сообщалось, что министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года купить ещё 32 самолета Су-30СМ. Самолеты, уже получившие окраску СВО Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля), и были переданы казахстанской стороне в апреле. 7 мая 2015 года все 4 единицы принимали участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.


-КНР - 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000-2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
-Малайзия - 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был заключён 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
-Уганда - 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
-Ирак - 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии.

Боевое применение

4 самолета Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка с 30 сентября 2015 года участвуют в военной операции в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии.

Катастрофы и авиационные проишествия

Дата
Страна,
бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
12.06.1999 Россия Париж 0/2 Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью
30.04.2009 Индия Индия 1/2
30.11.2009 Индия Индия, Джайсалмер 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
13.12.2011 Индия Индия, Пуна 0/2 Разбился в тренировочном полёте
2012 Уганда Уганда 0/2 Посадка с невыпущенным шасси
28.02.2012. Россия Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре 0/2 В ходе приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
19.02.2013 Индия Индия, Раджастхан 0/2 Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться.
14.10.2014 Индия, SB050 Индия, Пуна 0/2 Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлета.
19.05.2015 Индия Индия, Ассам 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности,пилоты катапультировались.Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения.
17.09.2015 Венесуэла, AMB-0460 Венесуэла 2/2 Cу-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы.

Су-30 – российский двухместный истребитель поколения «4+». Отличается сверхвысокой маневренностью и предназначен для контроля воздушного пространства. Способен выполнять задачи в любых метеорологических условиях против воздушных, морских и наземных целей, может управлять групповыми действиями других самолетов.

Фото Су-30СМ в полёте.

История создания

Основой для разработки послужил истребитель Су-27 . Разработка прототипа началась в 1986 году. Перед конструкторами стояла задача увеличить время нахождения самолета в воздухе и дальность полета, для чего машину оснастили возможностью дозаправки в воздухе, а кабину пилотов модернизировали. Кроме того, разрабатывалась новая система управления вооружением.

Опытные полеты первых прототипов, с целью тестирования новых систем, проводились с 1987 по 1989 год. Полет серийного Су-30 состоялся в 1992 году, после чего новый двухместный истребитель приняли на вооружение ВВС России.


Фото: пара Су-30СМ в полёте.

Красивое фото полёта Су-30.

Особенности

Характерная черта самолета – наличие двух членов экипажа. При этом летчик пилотирует машину и контролирует оружие ближнего боя, а оператор осуществляет общую навигацию полета и контроль за обстановкой в районе действия истребителя. Также оператор управляет системой РЛО самолета и имеет возможность руководить действиями других машин, действующих в группе с Су-30.

Для выполнения возложенных на истребитель задач, он оснащен следующими системами:

  • система дозаправки топливом в воздухе, расположенная впереди пилотской кабины;
  • специальная система жизнеобеспечения пилотов;
  • индикатор тактической обстановки, позволяющий управлять действиями самолетов в группе;
  • система дальней навигации.

Система дистанционного управления позволяет контролировать двигательный вектор тяги, что, вместе с общей аэродинамической схемой истребителя, дает ему уникальную маневренность.

Су-30 способен развивать скорость до 1350 км/ч вблизи земли, а на высотах до 2125 км/ч. Дальность полета 3500 км (без учета дозаправки в воздухе), а потолок 17,3 км.

Су-30 ВМФ России.

Су-30СМ.

Фотография Су-30.
Истребитель Су-30: качественное фото.

Су-30: фото сверху крупным планом.

Су-30: фото крупным планом.

Су-30: фото с нижнего ракурса.

Вооружение

Су-30 имеет 12 точек подвеса ракетного вооружения и может нести до 10 тонн боевой нагрузки. Для боя на ближней дистанции имеются 6 ракет малой дальности Р-73 с тепловыми самонаводящимися головками и авиационная 30 мм пушка. Для поражения целей на средних дистанциях Су-30 располагает 6-ю ракетами «воздух-воздух» (управляемыми). Кроме того, самолет может нести 500-т и 250-ти килограммовые бомбы (по 8 и 28 штук соответственно).

Су-30 тормозит парашютами.


Фото: истребитель Су-30 взлетает.

Пара Су-30 и пара Су-27 в полёте.

Модификации

  • Су-30К – базовая модификация.
  • Су-30МК – экспортный вариант самолета, в котором были увеличены масса боевой нагрузки, ресурсы двигателя и планера.
  • Су-30МКИ – вариант для ВВС Индии.
  • Су-30КН – модернизированы и улучшены возможности РЛС индикаторов тактической обстановки.
  • Су30-МКК – вариант для ВВС Китая. Улучшено вооружение для работы по наземным целям.
  • Су30-СМ – новейшая модификация для ВВС России, созданная в 2012 году.

Существует еще ряд модификаций самолета для поставок в Алжир, Вьетнам, Малайзию и Венесуэлу.

В серии показательных боев, проведенных истребителями Су-30 вооруженных сил Индии, самолет показал абсолютное превосходство над F-15 и F-16 в 2005 году (смотрите фото F-15 и фото F-16), а также над европейским истребителем «Тайфун» в 2015 году.

Вот нравятся мне Су-27, как и все его последующие модификации.
Это удивительно красивая машина, и самое главное, что за всё время, которое я их вижу, так и остаюсь к ним неравнодушен...
И поэтому сегодня поговорим про - Су-30СМ, который мне удалось отснять в рамках проведения "МАКС-2013".


Су-30СМ - (серийный модернизированный) Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский), предназначенный для ВВС России.
Первый полет этой машины состоялся осенью 2012 года...

Су-30МКИ, как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя, интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей). На его потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства...
2.

Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс. Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ...
3.

Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и - что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны - ее стоимость. Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" - жалко.) Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают...
4.

Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.
Первые два истребителя "Иркут" поставил российским ВВС 22 ноября...
5.

Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником...
6.

В рамках работы авиасалона «МАКС-2013» летчики авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» совершили ознакомительные полеты на Су-30СМ. В ходе этих полетов были выполнены комплексы фигур высшего пилотажа, для ознакомления с уникальными сверхманевренными возможностями истребителя. Пилотажники дали высокую оценку летно-техническим характеристикам самолета...
7.

Ставил Су-30СМ на крыло Герой России летчик-испытатель I класса Вячеслав Юрьевич Аверьянов.
Вячеслав Юрьевич всегда испытывал "сушки" - от давних Су-17 до новейших Су-35. Авторитет его среди собратьев по профессии всегда был непререкаемым!
В нем удивительным образом сочетаются лихость пилотирования и точнейший расчет любого, даже простейшего полета...
8.

В этом году на авиасалоне он выполнял прекрасный и красивый пилотаж вместе со своим сыном, Евгением...
9.

Перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения . Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми...
10.

Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволят в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС, умеющих управлять машинами следующего поколения...
11.

19 декабря 2012 года Министерство обороны России и корпорация "Иркут"был подписан ещё один контракт на поставку в строевые части ВВС второй партии из 30 машин...
12.

На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов...
13.

Основные летно-технические характеристики Су-30СМ:
экипаж - 2 человека;
длина - 21,9 м;
высота - 6,36 м;
максимальная взлетная масса - 34500 кг;
макс. скорость - 2125 км/ч;
боевой радиус действия - 1500 км.
Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;
точек подвески - 12;

Работы по созданию сверх маневренной, двухместной боевой машины были начаты в КБ Сухого с середины 1980-х годов. К осени 1988 года на Иркутском заводе ИАПО начались испытания первого образца. Модель Су-30 была принята на вооружение в 1992 году.

Особенности истребитебя Су-30 и его технические характеристики

Боевой истребитель Су-30 является двухместной вариацией Су-27 и имеет технические возможности для выполнения сложных полетов с большой продолжительностью и дальностью. Экипаж такой машины состоит из летчика который выполняет пилотирование и управление вооружением ближнего боя, и летчика-оператора, решающего вопросы навигации, наблюдения за воздушной обстановкой дальнего боя. Помимо этого, второй член экипажа контролирует системы дальнего радиолокационного обнаружения для наведения их на цели, а также имеет возможность управления групповыми боевыми действиями звеньев самолетов, количеством до 4 машин.

На Су-30 установлены новые системы оборудования позволяющие существенно расширить его технические возможности и характеристики. К ним относятся:

  • система полетной дозаправки топлива, оснащенная выпускаемой штангой находящейся в отсеке перед кабиной;
  • радиосистема дальней навигации и наведения;
  • телевизионный широкоформатный индикатор тактической обстановки для координации групповых действий;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Высокую боевую эффективность Су-30 определяют его высокие маневренные характеристики при любых погодных условиях, возможность обнаружения воздушных целей на большой дальности, а также его индивидуальные ТТХ:

  • размах крыла — 14,7 м;
  • длина/высота — 21,94 м/6,36 м;
  • взлетная масса нормальная/максимальная, кг — 18800/33000;
  • дальность полета, км с одной дозаправкой/без дозаправки — 5200/3500;
  • скорость подъема — 330 м/с;
  • практический потолок подъема — 19500 м.

На сегодня сверх маневренный истребитель Су-30 — один из основных экспортных товаров военно-промышленного комплекса России. Внимание к истребителю проявляют Индия (в 2018 году планируют закупку 126 самолетов модифицированных Су-30), Венесуэла, Ангола, Алжир, Ирак (по состоянию на начало 2018 года получили 5 самолетов), КНР.

Компоновочные части Су-30

Новый истребитель Су-30 имеет интегральную компоновку и выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж интегрально сопрягается с крылом и состоит из таких основных частей:

  • головная часть выполнена как цельнометаллический полумонокок, где размещены отсеки БРЭО, РЛС, створка ниши передней опоры шасси, радиопрозрачный обтекатель и фонарь кабины экипажа;
  • средняя часть с основным несущим силовым агрегатом самолета — центропланом, выполненным в виде топливного бака-отсека, с силовым агрегатом гаргрот, технические возможности которого позволяют устанавливать в нем оборудование и линии коммуникаций, створки основных опор шасси, тормозной щиток;
  • хвостовая часть с двумя силовыми гондолами двигателей, хвостовыми балками, центральной балкой фюзеляжа, которая включает в себя задний топливный бак-отсек, центральный отсек оборудования, законцовку центральной балки с боковыми ластами и контейнером с тормозными парашютами;
  • регулируемые воздухозаборники размещены под наплывом крыльев и оснащены специальной выпускаемой сеткой, которая предотвращает попадание посторонних предметов в двигатели при взлете и посадке.

Трапецевидное среднерасположенное крыло выполнено трехлонжеронным и имеет кесонную конструкцию. Его механизация состоит из отклоняемых флаперонов с площадью 4,9 м2 с функциями элеронов и закрылков, а также отклоняемых адаптивных двухсекционных носков с площадью 4,6 м2. Отклонения носков и выпуск флаперонов проводится при режимах взлет-посадка, либо при маневрировании, когда приборная скорость до 860 км/ч. Отделяемые консоли крыла имеют угол стреловидности 42°.

Убираемое шасси имеет усиленную конструкцию в расчете на большую взлетно-посадочную массу. Оно выполнено трехопорным, причем его основные опоры одноколесные, носовая — двухколесная.

Пилотская двухместная кабина Су-30 изготовлена по схеме «тандем» для двух летчиков и разделена на две части заднюю и переднюю. Обе части кабины полностью герметизированы и имеют общий для обоих специальный двухсекционный каплеобразный фонарь с большой площадью остекления и подвижным сегментом.

В передней кабине установлены многофункциональные жидкокристаллические дисплеи с индикаторами отображающими прицельную и навигационную информацию и пультами управления на фоне лобового стекла. Рулевой рычаг управления имеет джойстики целеуказания и триммирования, переключатель выбора оружия с кнопкой стрельбы на обратной стороне.

В задней кабине самолета находится командир группы, место которого приподнято относительно передней кабины, что обеспечивает хороший обзор во все стороны обоих членов экипажа. Там же располагаются дублирующие рычаги управления самолетом и специальная аппаратура наведения и связи. Кабина оборудована телевизионным широкоформатным индикатором тактической обстановки, предназначенным для сбора всей необходимой тактической информации о характеристиках и координатах движения целей и местоположения в воздухе перехватчиков в группе.

Двигатели Су-30

Силовая установка истребителя Су-30 состоит из двух турбореактивных двухкамерных двигателей АЛ-31Ф, которые обеспечивают ему скорость 2350 км/ч на большой высоте и 1350 км/ч у земли. Величина тяг при этом в режиме форсажа — 12500 кгс, в максимальном режиме каждый по 7770 кгс. Двигатель имеет модульную комплектацию и состоит из: реактивного, сверхзвукового сопла и форсажной камеры, 9-ступенчатого компрессора высокого давления, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления, кольцевой камеры сгорания, наружного контура, 4-ступенчатого компрессора низкого давления с направляющим регулируемым аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов.

Такие двигатели имеют характерную особенность — это уникальные лопатки турбины, имеющие совершенные эксплуатационные и механические характеристики. Они снабжены эффективной системой охлаждения и изготавливаются из жаропрочного монокристаллического сплава.

Двигатели Су-37 могут работать в течение 20-30 секунд в режиме так называемого » масляного голодания» (когда после начала перевернутого полета давление масла падает до 0), в условиях воздействия отрицательных и около нулевых перегрузок. Чтобы повысить надежность подачи масла для смазки двигателя при таких режимах работы, конструкция маслобака системы смазки и масляная система были переделаны и усовершенствованны. Новый маслоблок в своей конструкции имеет гибкий заборник масла, отсек отрицательных перегрузок, циклонный разделитель воздуха и масла, клапаны суфлирования отсека отрицательных перегрузок.

Двигатели Ал-31Ф имеют автономную систему управления вектором тяги. Она работает на керосине, который отбирается из системы топливоподачи двигателя и не зависит от гидросистемы самолета.

Размещены двигатели в отдельных мотогондолах, что позволяет избегать им аэродинамического взаимовлияния.

Особенности вооружения истребителя Су-30

Самолет Су-30 может нести вооружение состоящее из ракет и пушечно-стрелкового оборудования. Стрелковое вооружение установлено в наплыве правого крыла и представлено одноствольной скорострельной пушкой ГШ-301 с калибром 30 мм и боекомплектом в 150 патронов. Ракетное базируется на АКУ (авиационно-катапультных устройствах) и АПУ (авиационно-пусковых устройствах).

Управляемое вооружение состоит из ракет различных модификаций:

  • средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27;
  • с радиолокационными полуактивными головками самонаведения Р-27Р;
  • с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т;
  • ближнего боя с тепловыми головками Р-73;
  • увеличенной дальности полета Р-27ЭР или Р-27ЭТ.

Ракетное вооружение может подвешиваться на 10 точках, 4 из которых расположены под консолями крыла, по 2-е находятся под: центропланами по схеме тандем, гондолами двигателя, законцовками крыла. Вес общей боевой нагрузки может быть — 8000 кг.

Сегодня военные истребители Су-30 производит ОАО Корпорация «Иркут». Ею в 2018 году был заявлен выпуск 60 единиц боевой машины, часть из которых пойдет на оснащение авиабаз в Крыму.

Видео о СУ-30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них