Это очень давний спорт. Начинался он с того, что спорили о том, нужны ли вообще России авианосцы? Потом спорили нужны ли нам эти вертолетоносцы- "Мистрали". Уж очень дорогой был контракт и необычный по функциональности корабль для нашего флота. Вспомните как давалось строительство УДК "Владивостока" типа "Мистраль".

Однако, в процессе постройки все же большинство аргументов было за то, что такой корабль именно под нашу комплектацию и ледового класса нам нужен. В тот момент наши судостроители были загружены военными и гражданскими заказами чуть ли не на 100% и не обладали всеми технологиями (хотя и части корпусов строились на верфях России) для строительства таких кораблей.

Вскоре после присоединения Крыма к России начались известные проблемы.. До последнего, я полагаю, все верили, что Франция и в частности бизнес-круги не посмеют в угоду политическим разговорам пойти на срыв такого крупного международного заказа. Ведь предупреждали же, что деньги это ерунда, по сравнению с репутацией и прецедентом. Однако как мы знаем Франция зависимая страна и ей не просто дается независимая политика. Решение было принято не в пользу России и не в пользу Франции. И вот к чему привела эта своеобразная "черная метка" судостроительную компанию STX France из Сен-Назера...

После срыва контракта по поставкам в Россию десантных кораблей "Мистраль" компании STX France из Сен-Назера (Франции) предрекали серьезные проблемы. Осложнения были связаны с трудностями продажи кораблей ледового класса и узкой специализацией под оборудование российского производства. Компания вдруг "резко и неожиданно"начала испытывать серьезные финансовые проблемы.

Если продать по себестоимости эти корабли руководству компании еще удалось, то восстановить репутацию – нет. После неисполнения контракта перед Россией компания получила дурную славу ненадежного партнера. Это стало причиной того, что остальные заказчики резко сократили контакты с STX France.

В итоге французская верфь впала в затяжную рецессию, долги по зарплатам накапливались, что поставило предприятие на грань банкротства. Решение было найдено в продаже компании. Однако после объявления торгов оказалось, что такие "токсичные активы", подпорченные скандалами с РФ не вызывают особого интереса у инвесторов.

На данный момент реальную заявку на покупку STX France подала лишь одна единственная компания. Руководство верфи, однако, заявило, что если цена сделки окажется слишком низкой, то торги могут быть отменены. Нынешнее положение дел является ярким свидетельством того, что невыполнение российского контракта фактически поставило на грань выживания французскую судостроительную компанию....

А что имеет в результате Россия? Россия вернула все деньги, потраченные на этот проект и получила большой контракт от Египта на поставку оборудования и вертолетов на "Мистрали" проданные в Египет. Операция в Сирии показала правильность расчетов в необходимости таких кораблей для России и получив документацию и опыт строительства корпусов судостроители России вполне теперь смогут сами построить подобные корабли.

Не даром уже звучали заявления о том, что Россия разрабатывает аналоги французских "Мистралей".

По его словам начальника Управления кораблестроения ВМФ России Владимира Тряпичникова, это будет океанский десантный корабль большого водоизмещения, который сможет перевозить большое количество боевой техники и личного состава. "На сегодняшний день наш ВПК вполне способен построить десантные корабли такого класса", - отметил Тряпичников.

Ранее о том, что Россия планирует сама построить вертолетоносцы типа "Мистралей", заявлял заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев. Однако он подчеркнул, что это будут не точные копии французских вертолетоносцев, а корабли с "другим подходом".

За счёт «Аферы Мистраль» Россия получила мозги для НЦУОГ:

В конце 2015 года корабли "неожиданно" купил Египет.

Многие эксперты сразу высказали недоумение: зачем этой стране корабли такого типа, да еще и без вооружения? (Окончательное доведение «Мистралей» до боеготовности должно было проводиться в России).

«Египетский миллиардер Нассеф Онси Савирис (Nassef Onsi Sawiris), выделивший средства на покупку страной французских вертолетоносцев «Мистраль» и фактически являющийся их владельцем, принял решение перепродать их России за символическую цену в $1. Вопрос продажи двух кораблей России согласован с Президентом Египта Абдул-Фаттахом Халил Ас-Сиси» - передает ведущий египетского телеканала SIS TV.

«Это важный шаг, направленный на сближение двух стран - Египта и России, укрепление их сотрудничества и большой дружбы» - отмечает телеведущий.

Не исключено, что вся сделка по покупке «Мистралей» Египтом изначально была согласована (или организована Москвой). Также вероятно, что даже деньги на приобретение кораблей Нассефу Онси Савирису подкинули из России. Просто перечислив часть суммы в €1,1 млрд., которую французы вернули России после отказа передавать корабли.

Короче говоря, Мистрали компания смогла продать чуть выше себестоимости Египту, который будет закупать палубную технику, оборудование и обучать экипажи в России.

Россия получила обратно деньги, получила в качестве компенсации пакет технологий (особенно важна для нас была сварная технология, которая использовалась при создании этих судов).

Франция же убила хорошего налогоплательщика, а сама компания (образована в 19 веке) не смогла после отказа поставить нам суда, набрать заказы для продолжения своей деятельности и обанкротилась (дураков, которые хотели бы связываться с такими ненадежными партнёрами не оказалось).

"Невидимая рука рынка" уволила 4 тыс человек, на аукцион по продаже компании была зарегистрирована единственная заявка, в которой была предложена цена, равная 10% стоимости одного Мистраля.

Читая статьи о Государственном оборонном заказе, всякий раз убеждаюсь, что российские СМИ работают в жанре «новостей в будущем времени», рассказывая о событиях и планах, которым скорее всего никогда не суждено сбыться, но уже сегодня они стали новостями и навязаны обществу в качестве предмета для обсуждения. И вот, среди этих информационных фантомов, 1 февраля прошла информация о реальном событии - закладке во Франции универсального десантного корабля-вертолетоносца «Владивосток». В этот день на верфи в Сен-Назере началась нарезка металла для первого российского УДК типа «Мистраль».


"Мистраль" лишь внешне похож на традиционные корабли-доки, вертолетоносцы или универсальные десантные корабли. На самом деле в них заложен гораздо больший потенциал. Не случайно французы выделили их в отдельный класс - "force projection and command vessel" (ударно-штабной корабль или, дословно, "корабль проецирования силы и управления"). Отличительными чертами таких конструкций являются расположенная по всей длине корпуса полетная палуба и кормовая док-камера. Также на «Мистрале» размещены командный центр на 150 операторов и, оснащенный самым современным оборудованием, госпиталь на 70 мест. Концепция таких кораблей не нова – еще во времена вьетнамской войны ВМС США столкнулись с проблемой управления разнородными корабельными десантными группами, задействованными в высадке десанта. Тогда и родилась идея объединить их в одном универсальном корпусе.

По сравнению со своим современниками – американскими LPD типа “San Antonio” - «Мистраль» выглядит более привлекательно: французский корабль управляется командой всего из 160 человек, тогда как американским десантным кораблям-докам требуется 350 человек экипажа. Будущий российский корабль имеет преимущество и по составу авиагруппы: 16 вертолетов против 4 вертолетов и 2 конвертопланов «американцев». Резюмируя все вышесказанное, можно дать однозначный ответ: УДК типа "Мистраль" является современным, имеющим высокий боевой потенциал десантным кораблем, одним из лучших представителей своего класса в мире.

Подводные камни

Про то, что «Мистраль» не вписывается в концепцию боевого применения российского ВМФ, про его несоответствие условиям, в которых действует отечественный ВМФ, его уязвимость и трудности с обслуживанием уже было написано множество статей, публикаций и научных работ. Действительно, нужен ли ВМФ России подобный корабль? Например, широко известно утверждение, что эта, похожая на паром, конструкция создавалась по стандартам гражданского судостроения и не способна выдержать гидродинамический удар при близком подводном взрыве. Насколько мне известно, такой расчет обязателен при проектировании кораблей для российского ВМФ. Трудно сказать, насколько соответствует реальности этот миф, но он оставляет после себя неприятный осадок.

Не стану более утомлять читателя перечислением непроверенных (или, наоборот, чересчур известных) цифр, фактов и слухов. Меня, как дилетанта, интересуют более очевидные моменты:

Визит «Мистраля» в ноябре 2009 в Санкт-Петербург не обошелся без конфуза. Отечественные винтокрылые машины Ка-52 и Ка-27 без проблем сели на его палубу (еще бы! длина полетной палубы «Мистраля» - 199 метров, ширина -32 метра), но, как выяснилось позже, русские вертолеты по габаритам не вписались в проем элеватора, поэтому их не смогли опустить в ангар. Скандальная не получила широкой огласки, но от внимания общества не ускользнула.

Дальше – еще веселее. В связи с базированием на «Мистрале» российских вертолетов с соосной схемой винтов, придется увеличить высоту подпалубного ангара как минимум на метр по сравнению с оригинальным проектом, что, естественно, повлечет за собой рост «борта» корабля. Чрезмерная парусность всегда была одним из недостатков «Мистралей», а у «русской серии» она ещё больше увеличится. Также это неизбежно повлечет за собой уменьшение метацентрической высоты. Чем это грозит при полной загрузке и в штормовых условиях? Правильно, опрокидыванием.

Как уже отмечалось, вертолетные подъемники, которые поднимают технику из ангара на полётную палубу, непригодны для транспортировки Ка-29 с подвешенным вооружением. Придется либо закупать у Франции вертолеты Eurocopter, либо кардинально перестраивать подъемные механизмы.

На этом проблемы с авиатехникой не заканчиваются. Топливо для заправки вертолётов подается из двух цистерн, которые расположены ниже ватерлинии в корме корабля - топливные магистрали тянутся издалека сквозь 3 палубы, заполненные людьми, боеприпасами и техникой. Очень сомнительное решение французов, влияющее на живучесть УДК самым негативным образом. Возможно придется изменить всю систему заправки и хранения топлива согласно отечественным требования.

Транспортная палуба для бронетехники не соответствует российским требованиям. Она рассчитана на массу, не превышающую 32 тонн для каждой боевой единицы. В свою очередь, это означает, что на транспортной палубе «Мистраля» не будет никаких российских основных боевых танков. Всего на корабле поместится не более пяти ОБТ: три на площадке перед доковой камерой и два на десантных катерах пр. 11770 «Серна».

Далее, российские моряки не смогут эффективно использовать пространство док-камеры. «Мистраль» - французский корабль и его доковая камера проектировалась в соответствии с параметрами десантных средств НАТО. Поэтому, несмотря на солидные размеры док-камеры (57,5м х 15,4м х 8,2м, площадь 885м.кв.), в нее помещаются только 2 десантных катера пр. 11770. А десантные катера на воздушной подушке пр. 1206 «Кальмар» и пр. 12061 «Мурена» вообще не смогут базироваться на «Мистрале» - ДКВП не проходят в ворота доковой камеры по высоте! Выходит, придётся создавать под «Мистраль» новые десантно-высадочные средства.

Французские инженеры приготовили отличный сюрприз для российских моряков. Особенно "обрадуются" североморцы, а также все те, кто попытается эксплуатировать «Мистраль» в северной акватории Тихого океана. Дело в том, что борта французского УДК имеют широкие проёмы, которые обеспечивают естественную вентиляцию на вертолётной и транспортной палубах. Отличная идея для тропиков превращается в кошмар для северных широт – обледенение всей технике гарантировано. Так просто замуровать эти проемы нельзя, сначала необходимо спроектировать разветвлённую систему принудительной вентиляции.

Продолжая «ледовую тему», скажу, что корпус «Мистраля» не имеет ледового подкрепления, а это, учитывая условия, в которых действует российский ВМФ, практически исключает базирование французских кораблей на Балтике, Тихом океане и тем более на Севере. Особенно много проблем с носовым бульбом, который предназначен для улучшения ходовых качеств. Т.е. простым утолщением борта отделаться не удастся. По мнению экспертов, это означает разработку корабля нового проекта.

Отдельного разговора стоит двигательно-движительная установка «Мистраля» с использованием погруженных главных электродвигателей. Винто-рулевые колонки типа «Азипод» обеспечивают лёгкость маневрирования, но у этой системы есть и серьёзные недостатки:
– прежде всего, это малая скорость хода (18 узлов по сравнению с 22–24 узлами у УДК типа «San Antonio» ВМС США);
– эксплуатация кораблей с «Азиподами» требует регулярных докований для осмотра винторулевых колонок. И есть мнение, доков для таких крупных кораблей в России, особенно на Тихом океане на сегодняшний день нет. Могу предположить, что «русские Мистрали» получат традиционные движители и рули.

Не вооружен и не опасен

Да, на «Мистрале» практически полностью отсутствует оборонительное вооружение. Пулеметы и два сдвоенных ПЗРК «Мистраль» (это не опечатка, очевидно французам очень нравится такое название), являющиеся аналогами российской «Иглы» или американского «Стингера» вряд ли можно воспринимать всерьез.

С одной стороны, это не может радовать меня, как адепта палубной авиации. Покупка УДК типа «Мистраль» означает смену судостроительной парадигмы ВМФ России. Проще говоря, ВМФ принимает концепцию авианосного флота западного образца. Использовать «Мистрали» в десантных операциях возможно только при наличии мощного авиационного прикрытия, иначе вся высадка превратится в кровавую кашу. Морской вариант ударного вертолета Ка-52 эффективен только против наземных сил. Ни по радиусу действия, ни по боевым возможностям, он не сможет заменить палубные истребители-бомбардировщики. Соответственно, для всей этой ударной группировки необходимы корабли охранения и снабжения. Выходит, Россия планирует создать мощный и сбалансированный океанский флот.

Если это не так, то покупка «Мистраля» похожа на авантюру. Либо командование ВМФ не предполагает использовать французские корабли в десантных операциях, т.е. по их прямому назначению.

Деньги на ветер?

Мистраль – французское название холодного ветра, дующего в долине Роны. Не станет ли УДК с таким названием выбросом денег «на ветер» в прямом и переносном смысле? По мнению одного радикально настроенного пользователя интернета, российские адмиралы купили себе две иномарки, стоимостью 2 миллиарда долларов каждая.

Представляется странным: для российского флота приобретены в общем-то бесполезные корабли, которым не находится места в современной концепции применения российского ВМФ, без кораблей охранения и, самое важное, без наличия многочисленной морской пехоты и средств ее десантирования.

Может быть, я зря сгущаю краски. С покупкой «Мистраля» отечественная кораблестроительная отрасль получит доступ к новейшим мировым технологиям. Возможно это действительно так, но тогда непонятно, зачем понадобилось аж 4 корабля этого типа.

В принципе, разговор не о том, что плохо приобретать заграничную военную технику. Это как раз таки неплохо, что мы пытаемся заимствовать лучшие решения и конструкции. Речь идет о том, что эти миллиарды можно было потратить с большей эффективностью, закупив вместо УДК другие образцы европейских кораблей, действительно необходимые флоту. Как вариант – испанские фрегаты типа «Альваро де Базан». Даже без системы «Иджис» (о продаже которой не может быть и речи), они являют собой мощный и современный комплекс морского

При изготовлении плавучих частей корпуса двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа "Мистраль" Балтийского завода (Санкт-Петербург), входящего в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Первый российский вертолетоносец типа "Мистраль", получивший имя "Владивосток", был 1 февраля 2012 года.

Годом позже на верфях компании STX France в Сен-Назере началась сборка носовой части корабля.

Параллельно на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге велось строительство кормовой части, которая в конце июля 2013 года была , где продолжились работы.

15 октября 2013 года корпус корабля "Владивосток" был спущен на воду. После этого под контролем французской госкомпании военного кораблестроения DCNS проводились дооснащение корабля и его испытания в доках и на море.

Первый десантный вертолетоносец типа "Мистраль", корабль "Владивосток", согласно направленному российской стороне приглашению, должен был быть передан Францией российскому Военно-морскому флоту , однако передача не состоялась.

Против передачи кораблей активно выступают США. Париж, с одной стороны, заявлял, что обязан выполнить контракт с Россией, а с другой, увязывает передачу кораблей с прогрессом в урегулировании ситуации на Украине.

Даже в случае срыва договора серьезных негативных последствий для РФ не ожидается: Франция должна будет уплатить крупную неустойку, а Россия своими силами сможет построить собственный аналог "Мистраля".

В контракте прописана сумма неустойки, она будет определена в зависимости от обстоятельств. Цифра варьируется от 3 миллиардов до 10 миллиардов евро.

Президент Франции Франсуа Олланд принял решение приостановить поставку России первого вертолетоносца типа "Мистраль" из-за ситуации на Украине.

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов , что Россия пока не будет предъявлять претензии Франции из-за решения приостановить поставку РФ "Мистраля". По его словам, в контракте все прописано, Россия будет действовать в соответствии с буквой контракта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

6,3 м (с ГАС) Бронирование нет Двигатели 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт) Мощность 20400 л. с. (15 MВт) Движитель два пятилопастных гребных винта Скорость хода 19 узлов (максимальная)
18 узлов (крейсерская) Дальность плавания 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч) Автономность плавания 30 суток Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность) Вооружение Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG Тактическое ударное вооружение нет Артиллерия АК-630 Зенитная артиллерия 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser,
4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка Ракетное вооружение 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad Авиационная группа 16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта; Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М Изображения на Викискладе

Корабли этого типа способны выполнять четыре задачи: десантировать на сушу моторизованные воинские части, принимать и обслуживать боевые вертолёты, быть командным центром и плавучим госпиталем [ ] . На корабле могут одновременно располагаться: 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger ; 4 десантные баржи ; до 70 боевых машин, в том числе 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк или танковый батальон, включающий 40 танков типа Леклерк и 450 солдат (кратковременно до 900 человек). Для вертолётов предусмотрен ангар площадью 1800 м² .

Три корабля этого типа, «Мистраль» (фр. Mistral L9013 ), «Тоннер» (фр. Tonnerre L9014 ) и «Дисмюд» (фр. Dixmude L9015 ) состоят на вооружении ВМС Франции .

Контракт на строительство и поставку для ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был подписан в июне 2011 и расторгнут в мае 2015 года. В сентябре 2015 Египет договорился с Францией о покупке этих двух «Мистралей». 10 октября был подписан контракт о покупке.

Конструкция

Вооружение

Реализация контракта

Высота ангара позволяет размещать российские вертолёты Ка-27 , Ка-29 и Ка-52К на ангарной палубе, что было подтверждено во время визита УДК «Мистраль» в Санкт-Петербург при выполнении тестовых посадок вертолётов на палубу. Однако проём в районе лифтов имеет недостаточную высоту для Ка-29 и был увеличен . Для использования вертолётоносцев в северных широтах, во льдах, потребовалось усилить борта корабля (однако это не повлекло серьёзных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля»). Россия покупала вертолётоносец «Мистраль» со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолёты на корабле были российскими . Договор подписан Игорем Сечиным и Аленом Жюппе 25 января 2011 года в Сен-Назере . Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже , подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года.

Два десантных вертолётоносных корабля-дока (ДВКД) «Мистраль», построенные на французских верфях для ВМФ России, планировалось передать в состав Тихоокеанского флота. Для этого инфраструктура военных городков и гарнизонов Восточного военного округа была существенно модернизирована, что потребовало выделения значительных средств. Особое внимание планировалось уделить соединениям, дислоцированным на островах Курильской гряды .

Все системы и устройства на борту корабля были русифицированы . На «Мистрали» было установлено российское и французское оборудование управления и связи, совместимость которых должна была обеспечить DCNS. Кроме того, строящийся в Сен-Назере корабль получил российские системы управления огнём.

16 февраля 2012 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что французские вертолётоносцы «Мистраль», строящиеся для ВМФ России, получат основное оружие российского производства .

Мы собираемся поставить ракетные комплексы для самообороны, чтобы повысить защищённость средствами ПВО . Применение вертолётной составляющей усилим в плане выполнения противолодочных задач. На «Мистралях», которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки.

По данным DCNS, на «Мистрали» для России предполагалось установить артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту (в некоторых источниках в качестве ЗАУ указывается АК-306 ). Зенитные ракетные установки 3М47 «Гибка» размещались спереди по правому борту, сзади - по левому. DCNS подготовило места для установки вооружения, в то время как сами боевые системы планировалось смонтировать уже в России.

В качестве основной обзорной радиолокационной станции системы SENIT на российском «Мистрале» использовался радар Thales MRR-3D NG, работающий в G-диапазоне волн . Аналогичные радары стоят и на трёх вертолётоносцах типа «Мистраль» ВМС Франции .

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания SAGEM получила субконтракт от корпорации DCNS. Согласно условиям контракта, Sagem произвела оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG. Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия обеспечивает надводным боевым кораблям пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от противокорабельных ракет с настильной траекторией полёта над водой до атакующих быстроходных кораблей .

Система Vampir NG имеет два режима работы:

«Поставка первой системы для установки на борт первого корабля будет осуществлена в 2013 году, второй - ещё через шесть месяцев. Сейчас наши специалисты приступили к изготовлению «российского» заказа», - отметил представитель Sagem Французская судостроительная компания 5 марта 2014 года начала ходовые испытания построенного по заказу России военного корабля. Первый корабль серии для РФ получил название «Владивосток» .

В некоторых сообщениях прессы о российских «Мистралях» иногда приводятся ТТХ этого проекта, несколько отличающиеся от французского варианта. Например:

  • Общая длина корпуса корабля типа «Мистраль»: 199 м.
  • Ширина: 32 м.
  • Высота борта на уровне полётной палубы: 27 м.
  • Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).
  • Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
  • Экипаж: 177 человек.
  • Число пассажиров: 481 человек.

По требованию российской стороны был внесён ряд изменений по сравнению с французским проектом :

Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse на «Владивостоке» планировалось установить, помимо традиционных для российского ВМФ приёмников и передатчиков КВ и УКВ-связи, изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр». Эта система обеспечивает обмен данными между кораблями и с береговой станцией на скорости 512 кбит/с .

Для первого российского ДВКД этого класса - «Владивостока» - во Франции к октябрю 2014 года должны были быть построены 4 катера CTM NG (Chaland de Transported Materiel de Nouvelle Generation). В отличие от своих предшественников (CTM), катера типа CTM NG имеют длину 27 м и ширину 7 м, а также снабжены двумя рампами для высадки десанта - носовой и кормовой, что даёт им более широкие возможности по маневрированию. Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM) .

В 2013 году вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что в России не производится топливо для двигателей [каких? ] установленных на вертолётоносцах типа «Мистраль», поэтому химикам придётся искать специальное решение .

19 февраля 2014 года началось обучение в Санкт-Петербурге экипажа «Владивостока» французскими специалистами . Прибытие российских моряков для обучения управлению и обслуживанию ДВКД во французский порт Сен-Назер было запланировано на 1 июня 2014 года . По сообщению от 6 мая 2014 года, группа российских офицеров прибыла в Сен-Назер за месяц до появления здесь экипажей УДК «Владивосток» и «Севастополь» в составе 400 моряков. Оба экипажа находились во Франции в течение лета и планировали осуществить переход на первом корабле «Владивосток» из Сен-Назера в Кронштадт .

15 сентября 2014 «Владивосток» с российским экипажем вышел в море на ходовые испытания .

В ноябре 2014 сообщалось, что с пришвартованного в порту Сен-Назера «Владивостока» неизвестными было похищено высокотехнологичное оборудование .

Проблемы с поставкой

3 сентября 2014 года Франция предупредила о возможной приостановке поставки в Россию первого вертолётоносца класса «Мистраль» - «Владивосток ». В качестве причины названы действия России в конфликте на востоке Украины . В сообщении администрации президента Франции говорится:

Президент республики пришёл к выводу, что, несмотря на перспективу прекращения огня [на востоке Украины], - которое ещё не утверждено и не действует, - условия, при которых Франция может разрешить поставку первого вертолётоносца, отсутствуют.

Оригинальный текст (англ.)

The president of the republic has concluded that despite the prospect of ceasefire, which has yet to be confirmed and put in place, the conditions under which France could authorise the delivery of the first helicopter carrier are not in place

Намечавшаяся на 14 ноября церемония передачи «Владивостока» не состоялась. Олланд заявил о том, что передача откладывается, и решение о поставке вертолётоносцев типа «Мистраль» России он примет без какого-либо давления извне.

25 ноября Олланд принял решение приостановить до особого распоряжения передачу России первого вертолётоносца из-за ситуации на Украине , а в декабре министром обороны Франции было заявлено, что «если необходимых условий не сложится, мы не поставим России эти корабли никогда» .

Российская сторона заявила, что в случае непоставки будет судиться и может требовать неустойку в размере до 3 миллиардов евро .

Во Франции появились опасения, что проходящий обучение экипаж «Владивостока» может завладеть кораблем и угнать его в Россию .

Сообщалось, что Франция ищет нового покупателя для корабля «Севастополь» среди США, Евросоюза, Бразилии и других стран .

18 декабря, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный » отбыл из Сен-Назера .

19 декабря Олланд пояснил, что поставки вертолётоносцев приостановлены ввиду отсутствия необходимого прогресса в выполнении минских договорённостей со стороны Москвы. В ответ заместитель комитета Совфеда по обороне и безопасности Евгений Серебренников заявил, что Москва может полностью прекратить закупки военной техники во всех странах блока НАТО. Он отметил, что такие планы уже объявлены Министерством обороны России. Сенатор предположил, что отказ от зарубежной военной продукции стимулирует

Чем закончилась история с "Мистралями" для Франции January 3rd, 2017

Однако, в процессе постройки все же большинство аргументов было за то, что , В тот момент наши судостроители были загружены военными и гражданскими заказами чуть ли не на 100% и не обладали всеми технологиями (хотя и части корпусов строились на верфях России) для строительства таких кораблей.

Вскоре после присоединения Крыма к России . До последнего я полагаю все верили, что Франция и в частности бизнес-круги не посмеют в угоду политическим разговорам пойти на срыв такого крупного международного заказа. Ведь предупреждали же, что деньги это ерунда, по сравнению с репутацией и прецедентом. Однако как мы знаем Франция зависимая страна и ей не просто дается независимая политика. Решение было принято не в пользу России и не в пользу Франции.

И вот к чему привела эта своеобразная "черная метка" судостроительную компанию STX France из Сен-Назера...



После срыва контракта по поставкам в Россию десантных кораблей "Мистраль" компании STX France из Сен-Назера (Франции) предрекали серьезные проблемы. Осложнения были связаны с трудностями продажи кораблей ледового класса и узкой специализацией под оборудование российского производства.

Если реализовать почти за себестоимость эти судна компании удалось, то репутационные риски оказались в данной ситуации более серьезны. После невыполнения российского заказа STX France получила "черную метку" от России. Это стало причиной тому, что остальные мировые заказчики резко сократили контакты с ненадежным судостроителем.

В итоге французская верфь впала в затяжную рецессию, долги по зарплатам накапливались, что поставило предприятие на грань банкротства. Решение было найдено в продаже компании. Однако после объявления торгов оказалось, что такие "токсичные активы", подпорченные скандалами с РФ не вызывают особого интереса у инвесторов.

На данный момент реальную заявку на покупку STX France подала лишь одна единственная компания. Руководство верфи, однако, заявило, что если цена сделки окажется слишком низкой, то торги могут быть отменены. Нынешнее положение дел является ярким свидетельством того, что невыполнение российского контракта фактически поставило на грань выживания французскую судостроительную компанию....

А что имеет в результате Россия? Россия вернула все деньги, потраченные на этот проект и получила большой контракт от Египта на поставку оборудования и вертолетов на "Мистрали" проданные в Египет. Операция в Сирии показала правильность расчетов в необходимости таких кораблей для России и получив документацию и опыт строительства корпусов судостроители России вполне теперь смогут сами построить подобные корабли.

Не даром уже звучали заявления о том, что Россия разрабатывает аналоги французских "Мистралей".

По его словам начальника Управления кораблестроения ВМФ России Владимира Тряпичникова, это будет океанский десантный корабль большого водоизмещения, который сможет перевозить большое количество боевой техники и личного состава. "На сегодняшний день наш ВПК вполне способен построить десантные корабли такого класса", — отметил Тряпичников.

Ранее о том, что Россия планирует сама построить вертолетоносцы типа "Мистралей", заявлял заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев. Однако он подчеркнул, что это будут не точные копии французских вертолетоносцев, а корабли с "другим подходом".

источники