Проектирование комплекса «Пионер»с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе . Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» 15Ж42. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение: 1976
  • Масса: 37000 кг.
  • Диаметр: 179 см.
  • Длина: 16,49 м.
  • Забрасываемый вес: 1500-1740 кг
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 3х150 кт
  • Дальность стрельбы: 600-5000 км.

Создание и применение

После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН, первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ. В 1977 г. на вооружение поступила основная модификация комплекса - 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 - в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 - «Гроза Европы».

10 августа 1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведённые пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации - взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Состав комплекса

В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

  • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
  • три боевых ракетных комплекса - ракетные дивизионы, имевшие в составе:
    • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
    • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К - из 15В116, а на комплексе 15П653 - из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
    • две машины-дизельные электростанции
    • машину-столовую и машину-общежитие
    • машину боевого поста на БТР-60ПБ с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утес» НСВТ-12,7 мм
    • машину дежурной смены охраны и обороны с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
  • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
  • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).

Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

  • Mod 1 - с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
  • Mod 2 - имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 - 4600 км) - основной вариант, получивший наибольшее распространение;
  • Mod 3 - испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы - не вышел из стадии испытаний.

В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина - 19,316 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для обеспечения пуска ракет в сроки, соизмеримые с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Без сооружений пуск мог быть произведен в срок около часа (выезд из сооружения, развертывание - вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка), с сооружениями, в которых пусковые установки находились в полной технической готовности к пуску, эти сроки сократились до единиц минут. Кроме того, сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.

Тактико-технические характеристики

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»

  • Разработчик МИТ
  • Главный конструктор А. Д. Надирадзе
  • Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
  • Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
  • Наименование по РСМД РСД-10
  • Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
  • Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
  • Ракета 15Ж45
  • Дальность стрельбы, км 600-5000
  • Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение - 1,3)
  • Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях - вариант 1)
  • Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
  • Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
  • Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
  • Вес ГЧ, кг 1500-1740
  • Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
  • Разработчик системы управления НИИ АП
  • Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
  • Рулевые приводы Гидравлические
  • Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
  • Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
  • Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором
  • Тип старта «Миномётный» из ТПК
  • Число ступеней 2
  • Полная длина ракеты, м 16,49
  • Длина ракеты без головной части, м 14,9
  • Длина ракеты в ТПК, м 19,316
  • Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
  • Стартовый вес, т 37,0
  • Вес ракеты в ТПК, т 42,7
  • Горючее Смесевое твёрдое
  • Первая ступень Полная длина первой ступени, м 8,58 Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79 Вес ступени, кг 26,7 Двигатель Однокамерный РДТТ Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы) Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков Число сопел 1 Время работы, с 63
  • Вторая ступень Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6 Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47 Вес ступени, кг 8,63 Двигатель Однокамерный РДТТ Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы) Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков Число сопел 1 Боевая ступень Число боевых блоков 3 Двигательная установка четыре РДТТ
  • Боевой блок Полная длина боевого блока, м 1,6 Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64 Радиус закругления наконечника 0,11
  • Пусковая установка Тип Грунтовая подвижная Разработчик ЦКБ «Титан» Изготовитель завод «Баррикады» Главный конструктор В. М. Соболев База МАЗ-547В Число осей 6 Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м Ширина, м 3,2(+0,04) м Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии) Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом Мощность, л.с. 650 Максимальная скорость, км/ч 40 Угол преодолеваемого подъема 15° Грубина преодолеваемого брода 1,1 м Ширина преодолеваемого рва 3м Углы свеса - передний 23°, задний 30° Дорожный просвет 470 мм Число ракет на пусковой установке 1 Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ Радиус разворота, м 22±1 м Экипаж, чел., 3
  • Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) Разработчик ЦКБ «Титан» Изготовитель Завод «Баррикады» База МАЗ-547А Число осей 6 Полная длина, м 17,33 Ширина, м 3,2 Высота, м 2,9 (без ТПК) Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом Мощность, л.с. 650 Максимальная скорость, км/ч 40 Число ракет на ТПС 1 Экипаж, чел 2

Испытания

Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между - СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Литература

  • Колесников С. Г. «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». - М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
  • Карпенко А.в."Отечественные стратегические ракетные комплексы", 1996 г.

Еще 21июля 1959 г. выходит постановление Правительства № 839-379 , которое впервые определяло в комплексном виде первоочередные задачи и меры по развитию другого направления – твёрдотопливного. Родителем крупномасштабного твёрдотопливного направления в целом, и самого Постановления в частности, по праву является один человек – Д.Ф. Устинов , бывший в то время заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Постановлением предусматривалось создание боевых ракетных комплексов класса “земля – земля” в широком диапазоне дальностей стрельбы: оперативно-тактического с дальностью до 600 км и стратегических – средней (2500 км) и межконтинентальной (10000) дальности соответственно. [ 20] Однако в тот период преобладающим было всё же "жидкостное" направление в ракетостроении.

Этот вид топлива послужил основой разработанному в период 1961 - 1965 гг. Московским институтом теплотехники (МИТ ) в 1961-м году, и поставленному на вооружение постановлением от 29 декабря 1965 г. №1139-382 фронтовому ракетному комплексу “Темп-С ” (SS-12 ). Он стал первым отечественным комплексом с твёрдотопливной управляемой баллистической ракетой большой дальности (900 км). С этого момента ЛНПО “Союз ” становится одним из главных соисполнителей МИТ при создании всех последующих образцов ракетного оружия. Разработку зарядов твёрдого топлива для всех двигателей (от маршевых до тормозных), газогенераторов и исполнительных устройств А.Д.Надирадзе доверял только Б.П. Жукову .


5. РСД-10 "Пионер".

В период с 1961 по 1968 гг. ОКБ-1 разрабатывает и в декабре 1968 года таки ставит на вооружение шахтный комплекс 8К98 (SS-13 ) с первой твердотопливной межконтинентальной ракетой РТ-2 . Реально в войска она поступила уже 1972 году под индексом РТ-2П и в количестве всего 4 комплексов (4 полка по 10 ракет).

Постановлением Правительства от 4 марта 1966 г. № 185-60 МИТ у поручается (на конкурсных началах) разработка эскизного проекта ПГРК Темп- 2С ” (SS-16 ). Впервые в истории использовали колесный (не гусеничный) 6-осный транспортёр, созданный на Минском автомобильном заводе (МАЗ ). Сама ракета оказалась на 20% легче "РТ-2П ". Первый пуск ракеты состоялся 14 марта 1972 г. Новый комплекс поставлен на вооружение 30 декабря 1975 г. постановлением Правительства №1006-357 .

В период с 1974-го по 1977 год всего будет изготовлено 49 ракет и 43 самоходных пусковых установки, но реально в войска комплекс так и не попал, причиной стало подписание в 1979 году договора ОСВ-2 .

Разработка

К созданию нового БРК РСД-10 с ракетой средней дальности в СССР приступили в начале 70 -х годов. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было спроектировать и построить самоходную пусковую установку, способную перевозить баллистическую ракету по любым дорогам и обеспечить ее предстартовую подготовку и пуск. Попутно конструктора должны были решить массу задач, начиная от обеспечения ядерной безопасности, кончая решением бытовых проблем жизнедеятельности личного состава.

____________________

* Примечание.

Не совсем понятно, на базе каких двух ступеней создавался "Пионер". У Карякина и Бухштаба , это 1-я и 2-я ступени. Здесь же указывается две верхние ступени (т.е. 2-я и 3-я). Участник форума (Russian Arms ) - wws - пишет следующее:

"Ракеты 15Ж45 разрабатывались, насколько помню, на базе 1 и 3 ступеней ракеты 15Ж42 .

Полагаюсь только на память, поэтому очень прошу участвовавших в разработке, производстве или служивших в 5 управлении Мирного (обеспечивавших программу длительного хранения 15Ж42 ) уточнить.

В классе лежали ступени ракеты 15Ж42 после испытания (обугленные и разрезанные), все три ступени.

У 1 был индекс 15Д66 , 2 - 15Д67 , 3 - 15Д205 .

Впоследствии в ТО на 15Ж45 были индексы 1 - 15Д66 , 2 - 15Д205 .

Помню голос Надирадзе на пуске в КапЯре ранней осенью 1977 года, он лично комментировал для Главкома: "Работает двигатель 205 ... полет устойчивый" - он стоял у буссоли, а рядом с нами, офицерами 346 полка, стоял В.Ф. Толубко , рассказал о 15-км автономности создаваемой СПУ и о точности 100х400 м." .

Проектирование комплекса с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе . Была проделана громадная теоретическая и практическая работа, в результате которой была создана компактная твердотопливная ракета. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45 ) создавалась на базе базе двух верхних(?)* ступеней межконтинентальной баллистической ракеты РС-14 комплекса "Темп-2С" . Многие технические решения, осуществленные в процессе разработки, были новыми в практике мирового ракетостроения. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты.

28 апреля 1973 года вышло совсекретное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 280-96 , предписывающее кооперации разработчиков комплекса "Темп-2С " под руководством А.Надирадзе приступить к разработке и испытаниям подвижного грунтового ракетного комплекса "Пионер " с ракетой средней дальности, оснащенной разделяющейся головной частью. В постановлении прямо говорилось о применении в составе ракеты "Пионер " первой и второй ступеней ракеты "Темп-2С " и унификации наземного оборудования комплексов "Пионер " и "Темп-2С ". Сроки устанавливались жесточайшие. Совместные лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974 года.В декабре 1973 года был выпущен и в первом квартале 1974 года успешно защищен эскизный проект комплекса "Пионер ".

Ракета, как и весь комплекс, получилась удачной. Она имела головную часть с тремя боевыми блоками индивидуального наведения, которые была способна доставить на дальность 5000 км.

Комплекс “Пионер ” был сработан по-ударному. Основных причин тому несколько. Во-первых, технико-технологически “Пионер ” практически не отличался от комплекса “Темп-2С ”. Из ракеты были взяты двигатели первой и второй ступени и бортовая аппаратура системы управления, а на “развозной” ступени (с необходимой её доработкой) вместо моноблочной боевой части и ложных целей была установлена РГЧ в составе 3-х боевых блоков индивидуального наведения. Естественно, менялись программы предстартовой подготовки и полёта. Незначительным доработкам подверглась самоходная пусковая установка. Остальные агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации, - всё это было от комплекса “Темп-2С”.

Напомним, что уже для комплекса "Темп-2С" было разработано самоходное пусковое устройство (СПУ ) на базе шестиосного МАЗ-547А . Это была не первая попытка создания в СССР подвижного стратегического комплекса. Еще в 1965 году на параде в Москве были продемонстрированы ракетные комплексы SS-14 и SS-15 на гусеничном шасси.

Коллектив ОКБ-1 Волгоградского завода "Баррикады", возглавляемый молодым 36-летним главным конструктором Валерианом Соболевым совершил невозможное, введя в конструкцию пусковой установки 15У106 принципиально новый механизм установки автоматического гирокомпаса, унифицированного для ракет "Пионер " и "Темп-2С ", а также полностью переделав всю систему электроавтоматики.

Для нового комплекса, "Пионер" , планировалось создать новое СПУ . Один из учеников Бориса Львовича Шапошника , главного конструктора СКБ при Минском автозаводе, конструктор Н.И.Савицкий предложил в целях экономии веса сделать раму у шасси для нового комплекса из алюминия. В 1973 году МАЗ-547Б с алюминиевой рамой (выигрыш в весе оказался равен 900 кг) поступил на заводской испытательный полигон Утес, где он с полной нагрузкой прошел без серьезных поломок 15 тысяч километров. Но конструкторы завода «Баррикады» не смогли надежно закрепить на алюминиевой раме балку для подъемного устройства ракеты. В серию МАЗ-547Б , увы, не пошел. А под самоходную пусковую установку комплекса «Пионер» в 1974 году в Минске разработали и выпустили первые два экземпляра нового спецшасси МАЗ-547В (их в Минске было выпущено с 1974 по 1984 год 538 штук), которые отправили в Волгоград для монтажа оборудования пусковой установки. Шасси МАЗ-547А стали использовать для транспортно-перегрузочного агрегата.

Комплексы «Пионер»(15П645) и «Пионер-УТТХ»(15П653), БРСД 15Ж45 и 15Ж53 (РСД-10), SS-20 “Saber” Mod 1,2 по классификации НАТО.

История создания Проектирование комплекса с ракетой средней дальности на твердом топливе (полу- чившей обозначение 15Ж45) началось в 1971г. в Московском институте теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе. 28.04.1973г. вышло постановление правительства о разработке подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности. В постановлении говорилось о применении в составе ракеты первой и второй ступеней ракеты «Темп-2С» и унификации наземного оборудования комплексов «Пионер» и «Темп-2С».Заново были спроектированы: узел отсечки тяги ДУ второй сту- пени, соединительный отсек и ГЧ ракеты. Незначительным доработкам подверглась самоходная ПУ, остальные агрегаты наземного оборудования были повзаимствованы от комплекса «Темп-2С». Сохранились также структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления,порядок несения боевого дежурства и повседневной экс- плуатации. Это способствовало сокращению сроков разработки и испытания комплекса (лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974г.). Совместные испытания ракеты 15Ж45 и агрегатов комплекса 15П645 получившим также наименование «Пионер» проводились на полигоне Капустин Яр. Первый запуск ракеты состоялся 21.09.1974г. В ходе испытанмй был произведен 21 успешный пуск ракеты. 09.01.1976г. Государственная комиссия подписала акт о завершении испыта- ний и рекомендовала принять комплекс на вооружение. Ракета выпускалась на Вот- кинском машиностроительном заводе, а ПУ на заводе "Баррикады" г. Волгоград. 11.03.1976г. вышло постановление Правительства о постановке на боевое дежурство боевых ракетных комплексов «Пионер» с баллистическими ракетами 15Ж45. Первая моди- фикация ракеты имела моноблочную ГЧ мощностью 1Мт. В 1977г. на вооружение был принят комплекс 15П645К с ракетой 15Ж45 имевшей ГЧ с тремя ББ индивидуального наведения мощностью по 0,15 Мт (SS-20 Mod2 по классификации НАТО). Первые годы эксплуатации в войсках БРК «Пионер» выявили ряд недостатков комплекса. В частности недостаточен был район разведения боевых блоков РГЧ. Кол- лектив головного КБ в сотрудничестве со смежными организациями занялся работой по их устранению. 10.08.1979г. на летные испытания была представлена модернизирован- ная ракета 15Ж53, которая имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока с ГЧ. Для увеличения района разведения была разработана новая ДУ боевой ступени. Под ДУ с увеличенным запасом топлива разработали новый отсек, а систему управления разместили во вновь разработанном приборном отсеке большего диаметра. За счет до- работки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450м. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500км. Изменения коснулись и оборудования, установленного на вспомогательных агрегатах комплекса. Внесенные улучшения позволили существенно увеличить надеж- ность доведения информации до исполнительных звеньев, повысить надежность и эксплуатационные характеристики всего комплекса. Ракета 15Ж53 прошла испытания на полигоне Капустин Яр с 10.08.1979г. по 14.08.1980г. (было произведено 10 успеш- ных пусков). Постановлением от 23.04.1981г. БРК 15П653 "Пионер УТТХ" (улучшенные тактико-технические характеристики иногда можно встретить наименование «Пионер-2») с БРСД 15Ж53 был принят на вооружение РВСН. В 1985г. на испытания была представлена новая модификация БРК «Пионер» с более совершенной пусковой установкой, моноблочной головной частью мощностью 50кт. и увеличенной до 7400км. дальностью стрельбы (комплекс имел индекс - 15П157, ракета - 15Ж57 иногда можно встретить наименование «Пионер-3»). Испытания комп- лекса прервались в связи с началом переговоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Серийное производство ракет развернуто не было в связи с под- писанием Договора. В 1976г.после принятия комплекса на вооружение началось его развертывание. Первым на боевое дежурство с комплексом "Пионер" заступил 396-й РП в г. Петриков Гомельской обл. (30.08.1976г.). Массовое развертывание комплекса "Пионер" нача- лось в 1978г. в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-16, Р-14, Р-12. С вводом новых комплексов РВСН Советского Союза вышли на новый качественный уровень, так как при нахождении БРК «Пионер» в режиме дежурства ракеты могли стартовать через несколько минут после получения приказа на пуск, а их подвижность существенно повышала живучесть всей группировки БРСД Советского Союза. В каждый ракетный полк входило 2-3 дивизиона по 3 самоходных ПУ в каждом. К концу 1977г. имелось 18 ПУ, в 1980г. их было уже 135, а еще через два года- около 300. По официальным оценкам МО США из 351 ПУ, развернутых к маю 1983г. 108 были размещены восточнее Урала. «Пионеры» поступили на вооружение 49РД г.Лида Гродненская обл, 32РД г.Поставы Витебская обл. 37РД г.Луцк, 50РД г.Белокоровичи, 43РД г.Ромны, 39РД г.Новосибирск, 4 РД Дровяная Читинская обл., 35РД г.Барнаул, 23РД г. Канск Касноярский край, 8РД г.Юрья, 29РД г. Иркутск, 40РД г. Остров Псковская обл., 42РД г. Нижний Тагил. Согласно американским данным наибольшее число развернутых ПУ составляло 441 единицу в 1986г. По офицальным советским дан- ным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором о ликвидации РСМД, по состоянию на 01.10.1987г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах. Ракетные комплексы «Пионер» находились на боевом дежурстве до начала 1991г. За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пус- ки были успешными. При этом вероятность попадания в цель с оставила 98%. В соответсвии с договором о РСМД Советский Союз должен был уничтожить 728 ракет этого типа. Из них 650 боевых (405 были развёрнуты в позиционных районах, 245 находились на хранении в арсеналах), 42 учебные ракеты, а также 36 ракет, находящихся на стадии производства. Уничтожались 405 развёрнутых и 105 неразвёр- нутых пусковых установок. С 26.08. по 29.12.1988г. методом пуска из позиционных районов Дровяная (Читинская обл.) и Канска (Красноярский край) были ликвидированы 72 ракеты. Остальные ракеты были уничтожены на полигоне Капустин Яр методом под- рыва без извлечения их из пусковых контейнеров. Пусковые установки ликвидирова- лись на Украине. Шасси ПУ после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению использовались в народном хозяйстве. Ядерные заряды были сняты и отправлены на хранение. Последняя ракета была уничтожена 12.05.1991г. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов музеев. Конструкция Ракета РСД-10 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с ГЧ, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков. В качестве маршевых двигателей на обеих ступенях применялись РДТТ со стек- лопластиковым корпусом и зарядами из смесевого топлива практически одинаковой конструкции. В хвостовом отсеке 1-ой ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (выполненые в виде решеток). На 2-ой ступени управле- ние по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устрой- ство. Двигатели выключались путем вскрытия отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падало и горение топлива прекраща- лось. Время работы двигателей обеих ступеней около 63 секунд. Бортовая вычисли- тельная машина в составе СУ, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала высокую точность стрельбы во всем диапазоне дальностей без предстартового разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и пуска, и автоматическое проведение рег- ламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование и располагались в герметичном приборном отсеке. Большая часть ракета РСД-10 несла РГЧ ИН с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый, хотя первый год на вооружении находились ракеты с моноблочной ГЧ мощностью 1 Мт. Боевая ступень включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предус- матривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Системы преодоления системы ПРО ракета не имела. Ракета размещалась в герметичном транспортно-пусковом контейнере на само- ходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе шасси МАЗ-547. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техни- ческим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на вес более 80т. и большие габариты СПУ имела сравнительно высокую скорость,передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 град. и имела адиус поворота 21м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог. Пуск ракеты осуществлялся либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение "Крона") для чего с помощью пиропатронов сектора крыши отбрасывались в стороны, либо с одной из подготовленных полевых позиций. Сооружения "Крона" предназначались для исключения возможности постоянного конт- роля за комплексами "Пионер" со стороны космических средств слежения. "Крона" представляет собой сборное сооружение из металлических конструкций с воротами расположенными с двух сторон, что дает возможность сквозного проезда через соору- жение. Вдоль стен располагались электрические печки. Таким образом, при помощи тепловизионных датчиков невозможно определить, находится СПУ в сооружении или нет. На маршруте движения колонны ракетного полка предусматривалось несколько подобных сооружений, что способствовало введению противника в заблуждение. На боевом дежурстве СПУ находилось в вывешенном (на домкратах) состоянии (на основ- ной или полевой позиции), автоматический гирокомпас установлен в дежурное положе- ние (прижат к монолиту), в СУ оператором СПУ введены координаты точки стояния. Если приказ на пуск поступил на марше: производилось занятие ближайшей подготов- ленной позиции, вывешивание, горизонтирование, определение и ввод координат. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасыва- вшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался двигатель 1-ой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автома- тическом режиме после получения специальной команды с пункта управления. Cостав ракетного комплекса 15П645К (15П653) Ракета - 15Ж45 (15Ж53) Самоходная ПУ (на шасси МАЗ-543А,В,М) - 15У106 (15У136) Транспортно-погрузочное средство (ТПС) - Ангар-укрытие «Крона» - 15У111 Машина подготовки и пуска - 15В116 (15В132) Машина дизельных электростанций (МДЭС) - 15Н1061М Машина боевого управления - 15В55, 15В81, 15В82 Машины связи МС-1 - 15В57 «Брелок» МС-2 - Р-133 Машина дежурной смены,охраны,обороны и караула МДСООК - 15Я55 (на базе БТР-70) Машина-столовая - 15Т117 Машины-общежития - 15Т118 Машины боевого поста с системой навигации - 15Я56 Машина подвижного запасного КП дивизии - «Выбор»

ТТХ ракеты 15Ж45 Число ступеней - 2 Тип ДУ - РДТТ Длина ракеты м - 16,49 без ГЧ м - 14,9 Длина 1-ой ступени м. - 8,58 Длина 2-ой ступени м. - 4,4-4,6 Диаметр 1-ой ступени м. - 1,79 Диаметр 2-ой ступени м. - 1,47 Стартовый вес, т - 37,0 Вес 1-ой ступени кг. - 26,7 Вес 2-ой ступени кг. - 8,63 Дальность км. - 600-5000 Вес ГЧ, кг - 1500-1740 Мощность ББ Мт. - 1х1 или 3х0,15 КВО км. - 0,55 Предельное отклонение км. - 1,3

В 1988 году в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности Советский Союз снял с вооружения несколько ракетных комплексов, подпадавших под действие соглашения. Самыми новыми комплексами с ракетой средней дальности, от которых пришлось отказаться, были системы семейства «Пионер». С середины семидесятых годов эти комплексы обеспечивали безопасность страны и удерживали вероятных противников от нападения. Тем не менее, из-за своих характеристик комплексы «Пионер» попали под сокращение и к началу девяностых годов были утилизированы.

СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника " России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.)


Разработка нового ракетного комплекса, получившего индекс 15П645 и название «Пионер» (позже появилось обозначение РСД-10), стартовала в 1971 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе. От инженеров требовалось создать новую баллистическую ракету средней дальности, способную поражать цели на дальностях до 4500-5000 км, и остальные элементы ракетного комплекса, в том числе подвижную пусковую установку на колесном шасси. Для упрощения создания ракетного комплекса было предложено взять за основу межконтинентальную ракету «Темп-2С». В качестве основы для «Пионера» были использованы две верхние ступени ранее разработанной ракеты.

Головным разработчиком нового проекта был назначен МИТ. Помимо этой организации к созданию различных компонентов перспективного ракетного комплекса были привлечены ЦКБ «Титан», НПО «Союз» и другие организации. В соответствии с постановлением Совмина от 20 апреля 1973 года требовалось завершить проектные работы и начать испытания комплекса к середине 74-го. Подобные сроки стали одной из причин того, что большое количество элементов комплекса были с небольшими доработками заимствованы из проекта «Темп-2С».

Испытания нового ракетного комплекса «Пионер» стартовали в середине 1974 года. Летные испытания начались 21 сентября того же года. Доводка и испытания систем продолжались до весны 1976 года. 11 марта 76-го Государственная комиссия подписала акт о приеме нового ракетного комплекса 16П645 с ракетой 15Ж45 на вооружение РВСН. Вскоре начались поставки новых комплексов в войска.

Основными элементами подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» были баллистическая ракета 15Ж45 и самоходная пусковая установка 15У106. Подобная архитектура комплекса позволяла осуществлять патрулирование на удалении от баз и после получения приказа в минимальные сроки производить запуск ракеты.

Самоходную пусковую установку 15У106 разработали в волгоградском ЦКБ «Титан». Основой для этой машины стало шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12х12. Общая длина пусковой установки превысила 19 м, общая масса комплекса (с транспортно-пусковым контейнером и ракетой) – 80 тонн. Благодаря дизельному двигателю В-38 мощностью 650 л.с. машина 15У106 могла разгоняться на шоссе до 40 км/с. Обеспечивалось преодоление подъема до 15°, рва шириной до 3 м и пересечение водных преград глубиной не более 1,1 м вброд.

На пусковой установке 15У106 монтировался подъемный агрегат с гидравлическими приводами, предназначавшийся для установки транспортно-пускового контейнера (ТПК) ракеты и приведения его в вертикальное положение перед пуском. Контейнер 15Я107 предлагалось изготавливать из стекловолокна, усиленного титановыми кольцами. Конструкция ТПК была многослойной, между двумя стекловолоконными цилиндрами имелся слой теплоизоляции. Длина ТПК – 19 м. К переднему/верхнему торцу контейнера на пироболтах крепилась крышка характерной полусферической формы, к заднему/нижнему – корпус порохового аккумулятора давления (ПАД), обеспечивавшего минометный старт ракеты.


Старт ракеты 15Ж45. На левом снимке видно отстрел ОВП ступени разведения боевых блоков, на правом - отстрел ОВП 1-й ступени ракеты. (Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.)

Старт ракет «Пионер» всех модификаций производился т.н. холодным методом. Изделие выбрасывалось из ТПК за счет порохового заряда в донной части контейнера. Для большей эффективности корпус ПАД был выполнен в виде прикрепленной к ТПК цилиндрической детали и выдвижного стакана, находящегося внутри нее. Во время запуска давление пороховых газов ПАД должно было воздействовать на ракету, а также выдвигать стакан корпуса вниз. Опускаясь на землю, эта деталь должна была служить дополнительной опорой ТПК. При нештатном горении порохового заряда, способном разрушить ракету, выдвижной стакан должен был прорываться и стравливать давление газов внутри ТПК.

Внутри транспортно-пускового контейнера ракета комплекса «Пионер» удерживалась при помощи разъемных опорно-ведущих поясов (ОВП), также выполнявщих функции обтюратора. Сразу после выхода ракеты из контейнера ОВП отстреливались и разлетались на дальность не менее 150-170 м, что накладывало определенные ограничения на организацию групповых пусков ракет с одной площадки. Во избежание повреждения окружающих объектов отстреливаемая крышка ТПК крепилась к пусковой установке тросом и должна была падать в непосредственной близости от нее.

Первым боеприпасом, разработанным в рамках проекта «Пионер», стала баллистическая ракета средней дальности 15Ж45. Она создавалась с широким использованием наработок и узлов ракеты комплекса «Темп-2С», разработанного ранее. Конструкция ракеты 15Ж45 состояла из двух маршевых ступеней, ступени разведения и приборного отсека. При общей длине 16,5 м ракета имела стартовый вес 37 тонн, забрасываемый вес – 1,6 т.

Первая ступень ракеты длиной 8,5 м и весом 26,6 т оснащалась твердотопливным двигателем 15Д66 со стеклопластиковым корпусом, использовавшим смесевое топливо. Для уменьшения длины ракеты сопло двигателя первой ступени было частично утоплено в его корпус. Управление работой двигателя предлагалось осуществлять при помощи газоструйных рулей, выполненных из жаропрочного материала. Эти рули были сопряжены с решечатыми аэродинамическими, расположенными на внешней поверхности ракеты. Двигатель имел систему отсечки.

Конструкция второй ступени длиной 4,6 м и массой 8,6 т была похожа на архитектуру первой ступени. Вторая маршевая ступень оснащалась твердотопливным двигателем 15Д205 с частично утопленным соплом. Для изменения дальности полета ракеты вторая ступень получила систему отсечки тяги, спроектированную заново, а не заимствованную из предыдущего проекта. Управление полетом второй ступени осуществлялось при помощи системы газовых рулей.

Ступень разведения ракеты 15Ж45 оснастили четырьмя твердотопливными двигателями 15Д69П с поворотными соплами. Малогабаритные двигатели располагались на боковой поверхности ступени разведения, ниже боевых блоков. Боевое оснащение ракеты 15Ж45 состояло из трех ядерных боевых блоков индивидуального наведения мощностью 150 кт каждый. Боевые блоки располагались по бокам от центрального конуса приборного отсека и придавали головной части ракеты характерный внешний вид. Средства преодоления противоракетной обороны не предусматривались.

Баллистическая ракета 15Ж45 получила инерциальную систему наведения, разработанную московским НПО автоматики и приборостроения. Основой системы управления были БЦВМ и гиростабилизированная платформа. Возможности системы управления позволяли вводить полетное задание до подъема ракеты в вертикальное положение, а также обеспечивали возможность полета в любом направлении вне зависимости от положения пусковой установки. В ходе полета бортовая система управления для коррекции траектории полета последовательно использовала рули двух ступеней и двигатели ступени разведения.

По официальным данным, ракета 15Ж45 могла доставлять три боевых блока индивидуального наведения на дальность до 4700 км. Круговое вероятное отклонение (КВО) не превышало 550 м.

Пуск ракеты комплекса «Пионер» мог производиться как с подготовленной открытой площадки, так и из защитного сооружения «Крона». Последнее представляло собой замаскированный гараж с воротами в обоих торцах. Во время дежурства пусковые установки комплекса «Пионер» могли заезжать в такие сооружения и ожидать приказ. Перед пуском при помощи пиропатронов должна была сбрасываться крыша сооружения, после чего расчету комплекса следовало поднимать ТПК с ракетой и производить другие подготовительные операции. Для маскировки сооружения «Крона» оснащались электрическими печами. Сооружение с работающими печами в инфракрасном диапазоне имело такой же облик, что и «Крона» с пусковой установкой внутри. Сравнительно большое количество защитных сооружений затрудняло слежение за ракетными комплексами «Пионер» при помощи разведывательных спутников.

Вне зависимости от места проведения процедура пуска выглядела одинаково. По прибытии на позицию расчет должен был вывесить пусковую установку на домкратах и подготовить ракету к запуску. Все подготовительные операции производились в автоматическом режиме после соответствующей команды. Во время подготовке к запуску производился отстрел крышки ТПК и подъем контейнера в вертикальное положение. При запуске газы ПАД выбрасывали ракету на высоту порядка 30 м, после чего происходил отстрел ОВП и запуск маршевого двигателя первой ступени.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П645 «Пионер» был принят на вооружение в 1976 году. Серийное производство ракет стартовало годом ранее на Воткинском машиностроительном заводе. Первый полк, полностью укомплектованный «Пионерами», заступил на дежурство летом 1976 года. Ракетные комплексы «Пионер» служили в разных районах СССР, что позволяло «держать на прицеле» множество целей в Европе, Азии и некоторой части Северной Америки. При этом комплексы «Пионер» всех модификаций служили в основном в европейской части Советского Союза. Количество ракет, развернутых восточнее Урала, никогда не превышало нескольких десятков. Новые ракеты заменили в войсках устаревшие вооружения, такие как баллистические ракеты Р-14.

Известно, что за годы службы комплексов «Пионер» в ракетных войсках стратегического назначения было произведено 190 запусков. Все запуски прошли без серьезных неполадок или аварий и завершились падениями боевых блоков в район цели.

По некоторым данным, информация о появлении у Советского Союза новых ракет средней дальности вызвала настоящий переполох в руководстве стран НАТО. В документах Североатлантического альянса комплекс «Пионер» фигурировал под обозначением SS-20 Saber. Кроме того, известно о существовании неофициального прозвища «Гроза Европы», обусловленного тактико-техническими характеристиками комплекса.

Завершив разработку ракеты 15Ж45, объединение нескольких организаций во главе с Московским институтом теплотехники занялось совершенствованием этого изделия. В августе 1979 года начались летные испытания модернизированной ракеты 15Ж53. Испытания и доводка ракеты заняли примерно год. В декабре 1980 года комплекс 15П653 «Пионер-2» или «Пионер-УТТХ» («Улучшенные тактико-технические характеристики») с ракетой 15Ж53 был принят на вооружение.

Первая и вторая ступени модернизированной ракеты остались прежними. Все изменения касались только блока управления, располагавшегося в корпусе ступени разведения. Использование нового электронного оборудования в составе системы управления позволило уменьшить КВО до 450 м. Кроме того, в некоторых источниках упоминается использование модернизированных двигателей ступени разведения, позволивших увеличить допустимое расстояние между атакуемыми целями.

В середине восьмидесятых годов СССР и США, понимая опасность баллистических ракет средней и малой дальности, начали переговоры, целью которых должно было стать новое международное соглашение. Результатом этих консультаций стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в декабре 1987 года и вступивший в силу в середине 88-го. Соглашение подразумевало полный отказ от ракетных систем с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Комплексы РСД-10/15П645/15П653 «Пионер» попали под действие договора, вследствие чего началась их утилизация.

По имеющимся данным, за несколько лет производства было построено более 520 самоходных пусковых установок «Пионер», хотя на момент подписания договора было развернуто только 405 установок с 405 ракетами. Всего в войсках в то время имелось 650 ракет. В соответствии с договором уже к концу 1988 года комплексы «Пионер» стали сниматься с дежурства и утилизироваться. Последние ракеты, пусковые установки и другие элементы комплексов 15П645 и 15П653 были уничтожены весной 1991 года.

В настоящее время четыре пусковые установки и ТПК комплекса «Пионер» являются музейными экспонатами. Два образца хранятся в украинских музеях: в Военно-историческом музее воздушных сил ВСУ (г. Винница) и в Музее Великой Отечественной войны (г. Киев). Еще два экземпляра имеются в российских музеях: в Центральном музее вооруженных сил (г. Москва) и в музее полигона Капустин Яр (г. Знаменск). Кроме того, стать музейными экспонатами стали несколько ракет 15Ж45. Остальные пусковые установки и ракеты были уничтожены.


Ракетный комплекс "Пионер" отличался высокой мобильностью, мог быстро приводиться в боевое состояние и перенацеливаться на более приоритетные объекты. Дальность полета ракеты комплекса "Пионер" составляет 5 500 километров. Боеголовка могла нести ядерный заряд мощностью в одну мегатонну.

В 1988 году в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности Советский Союз снял с вооружения несколько ракетных комплексов, подпадавших под действие соглашения. Самыми новыми комплексами с ракетой средней дальности, от которых пришлось отказаться, были системы семейства «Пионер». С середины семидесятых годов эти комплексы обеспечивали безопасность страны и удерживали вероятных противников от нападения. Тем не менее, из-за своих характеристик комплексы «Пионер» попали под сокращение и к началу девяностых годов были утилизированы.

СПУ 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» — SS-20 SABER в предстартовом положении

Разработка нового ракетного комплекса, получившего индекс 15П645 и название «Пионер» (позже появилось обозначение РСД-10), стартовала в 1971 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе. От инженеров требовалось создать новую баллистическую ракету средней дальности, способную поражать цели на дальностях до 4500-5000 км, и остальные элементы ракетного комплекса, в том числе подвижную пусковую установку на колесном шасси. Для упрощения создания ракетного комплекса было предложено взять за основу межконтинентальную ракету «Темп-2С». В качестве основы для «Пионера» были использованы две верхние ступени ранее разработанной ракеты.

Головным разработчиком нового проекта был назначен МИТ. Помимо этой организации к созданию различных компонентов перспективного ракетного комплекса были привлечены ЦКБ «Титан», НПО «Союз» и другие организации. В соответствии с постановлением Совмина от 20 апреля 1973 года требовалось завершить проектные работы и начать испытания комплекса к середине 74-го. Подобные сроки стали одной из причин того, что большое количество элементов комплекса были с небольшими доработками заимствованы из проекта «Темп-2С».

Испытания нового ракетного комплекса «Пионер» стартовали в середине 1974 года. Летные испытания начались 21 сентября того же года. Доводка и испытания систем продолжались до весны 1976 года. 11 марта 76-го Государственная комиссия подписала акт о приеме нового ракетного комплекса 16П645 с ракетой 15Ж45 на вооружение РВСН. Вскоре начались поставки новых комплексов в войска.

Основными элементами подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» были баллистическая ракета 15Ж45 и самоходная пусковая установка 15У106. Подобная архитектура комплекса позволяла осуществлять патрулирование на удалении от баз и после получения приказа в минимальные сроки производить запуск ракеты.

Самоходную пусковую установку 15У106 разработали в волгоградском ЦКБ «Титан». Основой для этой машины стало шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12х12. Общая длина пусковой установки превысила 19 м, общая масса комплекса (с транспортно-пусковым контейнером и ракетой) – 80 тонн. Благодаря дизельному двигателю В-38 мощностью 650 л.с. машина 15У106 могла разгоняться на шоссе до 40 км/с. Обеспечивалось преодоление подъема до 15°, рва шириной до 3 м и пересечение водных преград глубиной не более 1,1 м вброд.

На пусковой установке 15У106 монтировался подъемный агрегат с гидравлическими приводами, предназначавшийся для установки транспортно-пускового контейнера (ТПК) ракеты и приведения его в вертикальное положение перед пуском. Контейнер 15Я107 предлагалось изготавливать из стекловолокна, усиленного титановыми кольцами.

Конструкция ТПК была многослойной, между двумя стекловолоконными цилиндрами имелся слой теплоизоляции. Длина ТПК – 19 м. К переднему/верхнему торцу контейнера на пироболтах крепилась крышка характерной полусферической формы, к заднему/нижнему – корпус порохового аккумулятора давления (ПАД), обеспечивавшего минометный старт ракеты.

Старт ракеты 15Ж45. На левом снимке видно отстрел ОВП ступени разведения боевых блоков, на правом — отстрел ОВП 1-й ступени ракеты.

Старт ракет «Пионер» всех модификаций производился т.н. холодным методом. Изделие выбрасывалось из ТПК за счет порохового заряда в донной части контейнера. Для большей эффективности корпус ПАД был выполнен в виде прикрепленной к ТПК цилиндрической детали и выдвижного стакана, находящегося внутри нее. Во время запуска давление пороховых газов ПАД должно было воздействовать на ракету, а также выдвигать стакан корпуса вниз. Опускаясь на землю, эта деталь должна была служить дополнительной опорой ТПК. При нештатном горении порохового заряда, способном разрушить ракету, выдвижной стакан должен был прорываться и стравливать давление газов внутри ТПК.

Внутри транспортно-пускового контейнера ракета комплекса «Пионер» удерживалась при помощи разъемных опорно-ведущих поясов (ОВП), также выполнявщих функции обтюратора. Сразу после выхода ракеты из контейнера ОВП отстреливались и разлетались на дальность не менее 150-170 м, что накладывало определенные ограничения на организацию групповых пусков ракет с одной площадки. Во избежание повреждения окружающих объектов отстреливаемая крышка ТПК крепилась к пусковой установке тросом и должна была падать в непосредственной близости от нее.

Первым боеприпасом, разработанным в рамках проекта «Пионер», стала баллистическая ракета средней дальности 15Ж45. Она создавалась с широким использованием наработок и узлов ракеты комплекса «Темп-2С», разработанного ранее. Конструкция ракеты 15Ж45 состояла из двух маршевых ступеней, ступени разведения и приборного отсека. При общей длине 16,5 м ракета имела стартовый вес 37 тонн, забрасываемый вес – 1,6 т.

Первая ступень ракеты длиной 8,5 м и весом 26,6 т оснащалась твердотопливным двигателем 15Д66 со стеклопластиковым корпусом, использовавшим смесевое топливо. Для уменьшения длины ракеты сопло двигателя первой ступени было частично утоплено в его корпус. Управление работой двигателя предлагалось осуществлять при помощи газоструйных рулей, выполненных из жаропрочного материала. Эти рули были сопряжены с решечатыми аэродинамическими, расположенными на внешней поверхности ракеты. Двигатель имел систему отсечки.

Конструкция второй ступени длиной 4,6 м и массой 8,6 т была похожа на архитектуру первой ступени. Вторая маршевая ступень оснащалась твердотопливным двигателем 15Д205 с частично утопленным соплом. Для изменения дальности полета ракеты вторая ступень получила систему отсечки тяги, спроектированную заново, а не заимствованную из предыдущего проекта. Управление полетом второй ступени осуществлялось при помощи системы газовых рулей.

Ступень разведения ракеты 15Ж45 оснастили четырьмя твердотопливными двигателями 15Д69П с поворотными соплами. Малогабаритные двигатели располагались на боковой поверхности ступени разведения, ниже боевых блоков. Боевое оснащение ракеты 15Ж45 состояло из трех ядерных боевых блоков индивидуального наведения мощностью 150 кт каждый. Боевые блоки располагались по бокам от центрального конуса приборного отсека и придавали головной части ракеты характерный внешний вид. Средства преодоления противоракетной обороны не предусматривались.

Баллистическая ракета 15Ж45 получила инерциальную систему наведения, разработанную московским НПО автоматики и приборостроения. Основой системы управления были БЦВМ и гиростабилизированная платформа. Возможности системы управления позволяли вводить полетное задание до подъема ракеты в вертикальное положение, а также обеспечивали возможность полета в любом направлении вне зависимости от положения пусковой установки. В ходе полета бортовая система управления для коррекции траектории полета последовательно использовала рули двух ступеней и двигатели ступени разведения.

По официальным данным, ракета 15Ж45 могла доставлять три боевых блока индивидуального наведения на дальность до 4700 км. Круговое вероятное отклонение (КВО) не превышало 550 м.

Пуск ракеты комплекса «Пионер» мог производиться как с подготовленной открытой площадки, так и из защитного сооружения «Крона». Последнее представляло собой замаскированный гараж с воротами в обоих торцах. Во время дежурства пусковые установки комплекса «Пионер» могли заезжать в такие сооружения и ожидать приказ. Перед пуском при помощи пиропатронов должна была сбрасываться крыша сооружения, после чего расчету комплекса следовало поднимать ТПК с ракетой и производить другие подготовительные операции.

Для маскировки сооружения «Крона» оснащались электрическими печами. Сооружение с работающими печами в инфракрасном диапазоне имело такой же облик, что и «Крона» с пусковой установкой внутри. Сравнительно большое количество защитных сооружений затрудняло слежение за ракетными комплексами «Пионер» при помощи разведывательных спутников.

Вне зависимости от места проведения процедура пуска выглядела одинаково. По прибытии на позицию расчет должен был вывесить пусковую установку на домкратах и подготовить ракету к запуску. Все подготовительные операции производились в автоматическом режиме после соответствующей команды. Во время подготовке к запуску производился отстрел крышки ТПК и подъем контейнера в вертикальное положение. При запуске газы ПАД выбрасывали ракету на высоту порядка 30 м, после чего происходил отстрел ОВП и запуск маршевого двигателя первой ступени.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П645 «Пионер» был принят на вооружение в 1976 году. Серийное производство ракет стартовало годом ранее на Воткинском машиностроительном заводе. Первый полк, полностью укомплектованный «Пионерами», заступил на дежурство летом 1976 года. Ракетные комплексы «Пионер» служили в разных районах СССР, что позволяло «держать на прицеле» множество целей в Европе, Азии и некоторой части Северной Америки. При этом комплексы «Пионер» всех модификаций служили в основном в европейской части Советского Союза. Количество ракет, развернутых восточнее Урала, никогда не превышало нескольких десятков. Новые ракеты заменили в войсках устаревшие вооружения, такие как баллистические ракеты Р-14.

Известно, что за годы службы комплексов «Пионер» в ракетных войсках стратегического назначения было произведено 190 запусков. Все запуски прошли без серьезных неполадок или аварий и завершились падениями боевых блоков в район цели.

По некоторым данным, информация о появлении у Советского Союза новых ракет средней дальности вызвала настоящий переполох в руководстве стран НАТО. В документах Североатлантического альянса комплекс «Пионер» фигурировал под обозначением SS-20 Saber. Кроме того, известно о существовании неофициального прозвища «Гроза Европы», обусловленного тактико-техническими характеристиками комплекса.

Завершив разработку ракеты 15Ж45, объединение нескольких организаций во главе с Московским институтом теплотехники занялось совершенствованием этого изделия. В августе 1979 года начались летные испытания модернизированной ракеты 15Ж53. Испытания и доводка ракеты заняли примерно год. В декабре 1980 года комплекс 15П653 «Пионер-2» или «Пионер-УТТХ» («Улучшенные тактико-технические характеристики») с ракетой 15Ж53 был принят на вооружение.

Первая и вторая ступени модернизированной ракеты остались прежними. Все изменения касались только блока управления, располагавшегося в корпусе ступени разведения. Использование нового электронного оборудования в составе системы управления позволило уменьшить КВО до 450 м. Кроме того, в некоторых источниках упоминается использование модернизированных двигателей ступени разведения, позволивших увеличить допустимое расстояние между атакуемыми целями.

В середине восьмидесятых годов СССР и США, понимая опасность баллистических ракет средней и малой дальности, начали переговоры, целью которых должно было стать новое международное соглашение. Результатом этих консультаций стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в декабре 1987 года и вступивший в силу в середине 88-го. Соглашение подразумевало полный отказ от ракетных систем с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Комплексы РСД-10/15П645/15П653 «Пионер» попали под действие договора, вследствие чего началась их утилизация.

По имеющимся данным, за несколько лет производства было построено более 520 самоходных пусковых установок «Пионер», хотя на момент подписания договора было развернуто только 405 установок с 405 ракетами. Всего в войсках в то время имелось 650 ракет. В соответствии с договором уже к концу 1988 года комплексы «Пионер» стали сниматься с дежурства и утилизироваться. Последние ракеты, пусковые установки и другие элементы комплексов 15П645 и 15П653 были уничтожены весной 1991 года.

Ракетный комплекс «Пионер» отличался высокой мобильностью, мог быстро приводиться в боевое состояние и перенацеливаться на более приоритетные объекты. Дальность полета ракеты комплекса «Пионер» составляет 5 500 километров. Боеголовка могла нести ядерный заряд мощностью в одну мегатонну.

В настоящее время четыре пусковые установки и ТПК комплекса «Пионер» являются музейными экспонатами. Два образца хранятся в украинских музеях: в Военно-историческом музее воздушных сил ВСУ (г. Винница) и в Музее Великой Отечественной войны (г. Киев). Еще два экземпляра имеются в российских музеях: в Центральном музее вооруженных сил (г. Москва) и в музее полигона Капустин Яр (г. Знаменск). Кроме того, стать музейными экспонатами стали несколько ракет 15Ж45. Остальные пусковые установки и ракеты были уничтожены.