НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    РЕМИЗОВА О.Н.
    
    На территории Российской Федерации создано и работает достаточно большое количество некоммерческих организаций, которые подразделяются:
    - на общественные и религиозные организации (объединения);
    - общественные движения;
    - фонды;
    - учреждения;
    - органы общественной самодеятельности;
    - некоммерческие партнерства;
    - автономные некоммерческие организации;
    - прочие некоммерческие организации.
    Некоммерческим партнерством (далее - НП) признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Это означает, что некоммерческое партнерство создается для осуществления деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
    Если минимальный размер уставного капитала ООО или ЗАО должен быть не менее 10 000 руб., а ОАО - не менее 100 000 руб., то отличительной особенностью НП является то, что согласно п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам; другие поступления.
    Законодательство не содержит ограничений по форме, в которой могут быть сделаны взносы, поступающие в НП. В качестве взноса могут быть переданы не только деньги, но и основные средства, материалы и т.п. Поступления в виде членских взносов не учитываются некоммерческими партнерствами в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии их использования по целевому назначению.
    Следует отметить, что НП является юридическим лицом и в соответствии с действующим российским законодательством подлежит государственной регистрации. Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно вправе открывать счета в банках, должно иметь самостоятельный баланс или смету.
    Прежде чем проводить государственную регистрацию НП, его учредители обязаны провести собрание учредителей, на котором определяются основные цели создаваемой некоммерческой организации, ее правовой статус и правомочия, что в дальнейшем закрепляется в уставе. Кроме обязательных реквизитов (наименования организации, место нахождения, цели и предмета деятельности, данных учредителей, взносов учредителей и членских взносов), устав должен закреплять срок действия некоммерческой организации, поскольку НП может создаваться на определенный срок или бессрочно. Кроме того, устав должен иметь свой штамп и зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, отражающие специфику деятельности данной некоммерческой организации и выделяющие ее среди других некоммерческих организаций.
    Члены некоммерческого партнерства имеют право:
    - участвовать в управлении делами НП;
    - получать информацию о деятельности НП в предусмотренном учредительными документами порядке;
    - по своему усмотрению выходить из НП;
    - если иное не определено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из НП часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, установленном учредительными документами НП;
    - получать в случае ликвидации НП часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами НП.
    Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые указаны в учредительных документах НП (п. 4 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
    В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все без исключения хозяйственные операции должны быть документально подтверждены, т.е. должны быть оформлены первичными документами, на основании которых осуществляется ведение бухгалтерского учета. Это положение применяется и некоммерческими организациями.
    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.
    Согласно п. 2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не являются предметом коммерческой тайны.
    Некоммерческие организации могут представлять следующую отчетность:
    - бухгалтерскую;
    - налоговую;
    - в государственные внебюджетные фонды;
    - статистическую;
    - специальную.
    Состав отчетности некоммерческих организаций зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).
    Для бухгалтерского учета рекомендуется к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыть субсчет "Расчеты с членами партнерства", а к счету 86 "Целевое финансирование" - субсчета "Вступительные взносы", "Членские взносы".

    Пример 1. В некоммерческое партнерство поступило заявление от ООО с просьбой о вступлении в члены данного партнерства. В соответствии с учредительными документами НП вступительный взнос для целевого использования составляет 300 000 руб., а ежеквартальные членские взносы - 15 000 руб.
    В бухгалтерском учете производятся такие записи:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Вступительные взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате вступительного взноса - 300 000 руб.;
    Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве вступительного взноса на расчетный счет - 300 000 руб.
    Ежеквартально оформляются следующие проводки:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - начислены ежемесячные членские взносы - 15 000 руб.;
    Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве членского взноса на расчетный счет - 15 000 руб.
    Денежные средства могут поступать и в наличной форме в кассу некоммерческого партнерства. В таком случае организация должна оформить приходный кассовый ордер по форме N КО-1. Кассовый чек пробивать не нужно, поскольку целевые взносы, вносимые членами НП на ведение уставной деятельности, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется (Письмо Минфина России от 07.07.2005 N 03-01-20/3-122).
    Как уже отмечалось выше, поступления в качестве взносов могут иметь неденежную форму.

    Пример 2. Учредительными документами НП предусмотрена возможность внесения членских взносов не деньгами, а материалами, необходимыми для работы. Величина ежеквартального членского взноса - 15 000 руб. В качестве взноса были внесены материалы по согласованной цене 10 000 руб., оставшаяся часть была оплачена наличными денежными средствами.
    В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводками:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате ежеквартального членского взноса - 15 000 руб.;
    Дебет 10 "Материалы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - отражено поступление материалов как часть вступительного взноса - 10 000 руб.;
    Дебет 50 "Касса" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступила оставшаяся часть членского взноса - 5000 руб.

    Пунктом 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Согласно ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
    - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.
    Также некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, если она:
    - объединяет в своем составе в качестве членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - имеет компенсационный фонд, сформированный в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена НП или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена НП;
    - имеет документы, предусмотренные ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
    Поскольку законодательством не запрещено НП заниматься предпринимательской деятельностью, в целях бухгалтерского и налогового учета необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям и от предпринимательской деятельности. Доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, перечислены в ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Их перечень является исчерпывающим. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
    Таким образом, некоммерческая организация не вправе доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы уменьшать на величину расходов, связанных с уставной деятельностью организации.
    Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на осуществление коммерческой деятельности в целях получения дохода.

    Пример 3. Некоммерческое партнерство сдало в аренду свободные офисные площади. Доходы от аренды поступают ежемесячно в размере 41 300 руб., в том числе НДС - 6300 руб. Документально подтвержденные затраты на оплату косметического ремонта помещения, произведенные другой организацией, составили 17 700 руб., в том числе НДС - 2700 руб.
    В данной ситуации производятся следующие записи:
    Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражены обязательства по уплате арендной платы - 41 300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 3 "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 2 "НДС", - начислен НДС к уплате в бюджет - 6300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками, - учтены расходы по оплате счета поставщика без НДС - 15 000 руб.;
    Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", Кредит 60, - учтен "входной" НДС по расходам на косметический ремонт - 2700 руб.;
    Дебет 68, субсчет 2 "НДС", Кредит 60, - принят к вычету НДС - 2700 руб.;
    Дебет 51 Кредит 62, - арендная плата поступила на расчетный счет - 41 300 руб.;
    Дебет 60 Кредит 51, - произведена оплата работы по косметическому ремонту помещения - 17 700 руб.

    Прибыль от сдачи имущества в аренду составила 20 000 руб. (35 000 - 15 000). Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
    Закон N 7-ФЗ не распространяется на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Деятельность таких объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 1 данного Закона определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Создание некоммерческого партнерства (НП) предполагает его организационно-правовую форму (ОПФ) в виде ассоциаций или союзов (п. 3 ст. 50 ГК РФ ). Это изменение установлено с 01.09.2014 Законом № 99-ФЗ от 05.05.2014. документ упразднил регистрацию НП и внес поправки в главу 4 ГК РФ. Расскажем в статье, как проходит регистрация некоммерческого партнерства, какие документы для этого требуются.

Создаваться подобные объединения могут гражданами или юрлицами. Они построены на членстве и преследуют следующие цели:

  • защита общих и профессиональных интересов;
  • разрешение конфликтных ситуаций и споров;
  • помощь юристов;
  • решение иных задач для обеспечения социальных благ в различных сферах деятельности (улучшение здоровья, благотворительность, развитие спорта и т. д.).

Инструкция по регистрации некоммерческого партнерства

Перед началом регистрации НП нужно определиться со сферой ее деятельности. Число организаторов должно быть не менее двух, максимальное их количество не ограничено. Читайте также статью: → “ ». Для регистрации организации нужно последовательно пройти несколько этапов.

  1. Проведение общего собрания. Рассматривается вопрос создания партнерства, утверждается Устав, составляется учредительный договор.
  2. Оформление учредительных бумаг. Основным документом является Устав. По желанию может заключаться учредительное соглашение.
  3. Обращение в Минюст с пакетом бумаг.
  4. Передача документов в налоговую. Она проверяет бумаги. При отсутствии ошибок запись о создании юрлица вносится в ЕГРЮЛ.
  5. Выдача Минюстом свидетельства о регистрации заявителю.
  6. Изготовление печати.
  7. Получение уведомлений об учете в пенсионном фонде и ФСС.
  8. Присвоение статистических кодов.

Сроки регистрации НП указаны в таблице:

Документы, необходимые для регистрации

Для регистрации НП нужно подготовить комплект бумаг. Документы для создания НП представлены в таблице:

Документ Количество экземпляров
Заявление формы РН 0001 с подписью заявителя или учредителя, заверенной у нотариуса 1
Устав 3
Протокол создания, в котором утвержден Устав, состав учредителей и исполнительный орган 2
Данные об учредителях 2
Квитанция на уплату госпошлины в сумме 4 000 р. 1
Бумага, подтверждающая право использовать адрес местонахождения 1
Выписка из реестра зарубежных юрлиц 1

Если в названии НП фигурирует имя гражданина либо символика, относящаяся к интеллектуальной собственности, авторским правам РФ, нужно представить бумаги на право ее применения.

Органы регистрации некоммерческого партнерства

На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.

В связи с изменениями ГК РФ НП, созданные до сентября 2014 года нужно перерегистрировать в ассоциации или союзы. Устав следует привести в соответствие с нормами законодательства о смене организационной структуры. Сделать это следует при первой необходимости внести поправки в учредительную документацию.

Изменения в Устав НП вносятся при смене положений Устава, адреса, названия, данных об учредителях, их выходе из партнерства, смене ОКВЭД.

Корректировки приобретают законную силу после их регистрации в Минюсте. Процедура занимает от одного до трех месяцев. В уполномоченный орган подается 2 экземпляра заявления РН 0003, один из которых заверяет нотариус. Приложением к ним будут сведения об изменениях.

Также потребуется постановление о корректировках, действующие и измененные учредительные бумаги, выписка из ЕГРЮЛ, квитанция об уплате пошлины. По окончании процесса заявитель получает выписку из реестра и свидетельство о внесенных корректировках.

Налоги и бухгалтерский учет документов

Доходы и расходы учитываются отдельно по поступлениям от предпринимательства и на уставные цели. Их отражают в книге учета. Если НП коммерцией не занимается, то она будет пустой. Все расходы по итогам отчетного периода списывают на сч. 86. На нем отражается движение средств целевого финансирования в разрезе источников их образования. По кредиту счета показывают поступления средств в корреспонденции со сч. 76. По дебету - их расходование.

НП платит налог на прибыль. Им не облагаются только целевые поступления. Бухгалтерская отчетность включает формы 1, 2, 6. Относительно налогов представляются данные по НДС, прибыли, имуществу, транспорту и земле. НП вправе применять УСН. При этом ежегодно в налоговую сдается соответствующая декларация.

Величина единого налога по УСН составляет 6% при налогообложении доходов и 15% - доходов, уменьшенных на затраты. Раз в год НП представляют в инспекцию справки формы 2-НДФЛ и сведения о численности персонала. Во внебюджетные фонды ежеквартально подаются отчеты: в пенсионный - РСВ-1, в ФСС - 4-ФСС. В Минюст партнерства отчитываются о дальнейшей работе и поступлениях целевых сумм.

Пример 1. Вступление в партнерство юрлица

ООО решило вступить в НП. Первоначальный целевой вклад составляет 280 тыс. р. Бухгалтер сделает записи:

  • Дт 76 Кт 86 280 000 - учтены обязательства принятого участника по внесению стартового взноса;
  • Дт 51 Кт 76 280 000 - поступил вступительный взнос на банковский счет.

Внесение средств в кассу оформляется приходным ордером. Чек пробивать не нужно, т. к. эта операция к реализации продукции отношения не имеет. Льготы по налогу на имущество для НП не предусмотрены. Оно вносит данный платеж на общих основаниях. При наличии транспорта с него также производится платеж в бюджет.

Причины отказа в регистрации

Отказать в регистрации НП уполномоченный орган вправе по основаниям, указанным в ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях. К ним относятся:

  • несоответствие представленных документов законодательству РФ;
  • существует организация с аналогичным наименованием;
  • наименование унизительно по отношению к нравственности, религии, национальным чувствам граждан;
  • представление неполного комплекта документов;
  • учредитель НП не может им являться по законодательству;
  • решения о закрытии, реорганизации, изменениях в учредительных бумагах принято неуполномоченным лицом;
  • недостоверность поданных сведений;
  • не исправлены ошибки, из-за которых процедура регистрации была ранее приостановлена.

Отказать в постановке на учет Минюст вправе в течение двух недель со дня подачи бумаг заявителем. Его оповещают об этом письменно в трехдневный интервал с момента принятия решения. При несогласии отказ можно обжаловать в суде. В противном случае нужно исправить неточности и вновь подать документы в Минюст.

Преимущества и особенности некоммерческих партнерств

Создание НП имеет ряд положительных сторон:

  • участники не несут ответственность по обязательствам организации, и она не отвечает за долги членов;
  • право на открытие банковских счетов в РФ и за рубежом;
  • возможность иметь филиалы и представительства;
  • участники вправе получить при выходе из НП имущество или сумму, эквивалентную внесенным в качестве пая активам;
  • свобода в выборе структуры партнерства;
  • не определен имущественный минимум, его может не быть вообще;
  • экономическая поддержка от властных структур.

Пример 2. Товарищество собственников жилья

Товарищества собственников жилья стали очень популярны. Жители многоэтажек объединяются в добровольном порядке. Преимуществом такого партнерства является совместное решение актуальных жилищных проблем. Граждане самостоятельно устанавливают порядок уборки придомовых территорий, ремонта объекта, планируют расходы на содержание жилья, стремятся сократить их. Решения принимает высший управляющий орган - собрание участников.

НП имеет несколько отличительных черт:

  • членство формируется как из физических, так и из юрлиц;
  • возможность регистрации НП по прописке учредителя;
  • оказание посильной помощи и поддержки членам партнерства;
  • имеет имущественные права;
  • неограниченное количество учредителей;
  • вправе заниматься коммерцией для решения поставленных задач;
  • выход учредителя из состава организационной структуры не предусмотрен.

Члены НП участвуют в делах организации, получают сведения о результатах ее работы в порядке, утвержденном Уставом, при необходимости выходят из состава членов. По решению участников лицо может исключаться из НП.

Порядок ликвидации партнерства

Порядок ликвидации партнерства представлен в таблице:

Действие Описание
Решение о закрытии Утверждается общим собранием или судом (принудительная ликвидация).
Назначение комиссии Выбирается группа лиц или единственный ликвидатор, которые отвечают за дальнейшие действия и решения, закрепленные подписями членов НП.
Подготовка бумаг Документы в течение трех дней подаются в орган регистрации.
Статья в СМИ В журнале «Вестник госрегистрации» указывают контакты НП и сроки предъявления претензий.
Составление предварительного баланса В нем сводятся воедино активы и пассивы. Это упрощает проверку налоговиков. Уведомление подается в инспекцию.
Погашение кредиторки Расчеты производятся по долгам. При несогласии с требованиями проблему решает суд.
Формирование ликвидационного баланса Если кредиторка погашена либо ее нет, документ будет аналогичен промежуточному. В ином случае они будут разниться на сумму выдвинутых требований.
Уплата пошлины Она равна 800 р. При банкротстве пошлина не платится.
Исключение из ЕГРЮЛ Это итоговый шаг. Нужно сдать документы в налоговую и получить свидетельство.

Если партнерство не занималось предпринимательством, его ликвидировать проще. При этом налоговая ревизия обычно не назначается. При принудительном закрытии решение суда можно оспорить.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как формируется наименование НП?

Название должно указывать на ОПФ «ассоциация (союз)» или отсылку на применявшуюся до 01.09.2014 форму «НП».

Вопрос №2. Нужно ли перерегистрировать НП при смене адреса?

Сведения о местонахождении фигурируют в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ. Для фиксации изменений в регистрирующую структуру пишется заявление формы Р 14001 и преподносится решение. Это следует сделать в трехдневный срок с даты принятия решения об изменении адреса.

Вопрос №3. В каком разделе Устава можно указать сведения о занятии предпринимательством?

Отражать данную информацию следует в пункте «Общие положения» либо «Правовое положение партнерства».

Вопрос №4. Имеют ли участники НП какую-либо выгоду от его деятельности?

Да. Они вправе пользоваться оказываемыми НП услугами и иметь заработок при оформлении трудовых отношений с партнерством.

Вопрос №5. Как государство поддерживает НП?

Оно закупает у организации товары, получает услуги для удовлетворения своих потребностей, предоставляет льготы.

Таким образом, зарегистрировать НП сегодня можно только в виде ассоциации и союза. Процедура требует тщательно подготовить нужные документы. После получения свидетельства можно приступать к работе.

Правовое положение

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что некоммерческие организации, в том числе и некоммерческие партнерства , могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке.

Некоммерческое партнерство должно иметь самостоятельный баланс или смету, создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческого партнерства, вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Некоммерческое партнерство имеет печать с полным наименованием на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредители и члены некоммерческого партнерства

Согласно статье 15 Федерального закона № 7-ФЗ учредителями некоммерческого партнерства могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Учредителями и членами некоммерческого партнерства могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 указанной статьи Федерального закона не может быть учредителем или членом некоммерческого партнерства :

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

Лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона № 7-ФЗ число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено. В то же время, некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ члены некоммерческого партнерства вправе:

Участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

Получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

По своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

Если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

Получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Учредительные документы некоммерческого партнерства

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 7-ФЗ учредительным документом некоммерческого партнерства является утвержденный учредителями устав.

В уставе должны определяться наименование некоммерческого партнерства, содержащее указание на характер его деятельности, организационно-правовая форма - "партнерство", место его нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах (при их наличии), права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческого партнерства и выхода из нее, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческого партнерства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ устав некоммерческого партнерства также должен содержать условия о составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ изменения в устав некоммерческого партнерства вносятся по решению его высшего органа управления.

Учредители некоммерческого партнерства, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, вправе заключить учредительный договор .

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческое партнерство, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи некоммерческому партнерству своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок выхода учредителей (членов) из его состава.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческого партнерства обязательны для исполнения самим некоммерческим партнерством, его учредителями и членами.

Имущество некоммерческого партнерства

Согласно статье 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что источниками формирования имущества некоммерческого партнерства в денежной и иных формах являются:

Регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов партнерства;

Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

Выручка от реализации товаров, работ, услуг;

Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

Доходы, получаемые от собственности некоммерческого партнерства;

Другие не запрещенные законом поступления.

Порядок регулярных поступлений от учредителей и членов партнерства определяется его учредительными документами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ полученная некоммерческим партнерством прибыль не подлежит распределению между его членами.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Согласно статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими партнерствами только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческое партнерство может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Реорганизация некоммерческого партнерства

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ реорганизация некоммерческого партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческое партнерство считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей некоммерческой организации (организаций).

При реорганизации некоммерческого партнерства в форме присоединения к нему другого партнерства первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного партнерства.

Согласно статье 17 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 7-ФЗ решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно.

При преобразовании некоммерческого партнерства к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного некоммерческого партнерства в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация некоммерческого партнерства

Решение о ликвидации некоммерческого партнерства принимается его учредителями или уполномоченным органом партнерства, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии со статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 18-21 Федерального закона № 7-ФЗ порядок и сроки ликвидации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство может быть ликвидировано в судебном порядке. Заявление в суд о ликвидации некоммерческого партнерства вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом.

Понятие некоммерческого партнерства*(271) было введено Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей, посредством осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Создать некоммерческое партнерство могут не менее двух учредителей. В качестве учредителей некоммерческого партнерства могут выступать физические и юридические лица.

В названии некоммерческого партнерства должно содержаться указание на его организационно-правовую форму и обозначение характера деятельности.

Учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, вместе с тем законодательством (ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях") разрешено учредителям по их желанию заключать учредительный договор.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации должна быть уведомлена учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

о создании, слиянии и присоединении некоммерческого партнерства, если в состав его участников (членов) входят не менее 2 коммерческих организаций;

об изменении состава членов некоммерческого партнерства, если в состав его членов входят не менее 2 коммерческих организаций.

Указанные требования распространяются на некоммерческие партнерства, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов)*(272).

В форме некоммерческого партнерства создаются фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), адвокатские коллегии (ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), нотариальные палаты (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), садоводческие, дачные и огороднические некоммерческие партнерства (ст. 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), администраторы торговой системы оптового рынка (ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике"), саморегулируемые организации арбитражных управляющих (ст. 21-22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве"), саморегулируемые организации оценщиков (ст. 22 Федерального закона "Об оценочной деятельности"), саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 48-50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Члены могут иметь и иные права, предусмотренные учредительными документами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Член партнерства может быть исключен из него по решению общего собрания членов этой организации в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами партнерства.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Порядок управления в некоммерческом партнерстве подчиняется правилам управления, установленным Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Высшим органом управления является общее собрание членов, компетенция которого определена п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях". При этом перечень вопросов, решение которых отнесено к компетенции общего собрания, является исчерпывающим.

Уставом партнерства может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

Общее собрание членов некоммерческого партнерства правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания членов партнерства принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого партнерства принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами партнерства.

Текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства осуществляет исполнительный орган, который может быть единоличным или коллегиальным.

Порядок реорганизации и ликвидации некоммерческого партнерства регламентируется ГК и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом (п. 1 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Согласно ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Имущество некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами партнерства на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Согласно ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" особой разновидностью некоммерческого партнерства является коллегия адвокатов, которая создается как минимум двумя адвокатами*(273).

Коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

Об учреждении коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов и к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством. При этом одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов такой биржи.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.

Некоммерческое партнерство, осуществляющее деятельность фондовой биржи, обладает специальной правоспособностью. Оно не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимается членами такой фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов*(274), занимающихся частной практикой*(275).

Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействует в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности (ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия органов управления нотариальной палаты регламентируются ее уставом (ст. 26 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов нотариальной палаты.

Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики (ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

К некоммерческим партнерствам относится и администратор торговой системы оптового рынка (ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Администратор торговой системы оптового рынка - это некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства, основана на членстве субъектов оптового рынка и целью создания которой является организация купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке.

В учредительных документах администратора торговой системы оптового рынка предусматриваются:

2) равное представительство поставщиков и покупателей электрической энергии, в том числе крупных потребителей электрической энергии, в наблюдательном совете администратора торговой системы оптового рынка;

3) порядок учета интересов всех субъектов оптового рынка при принятии решения администратором торговой системы оптового рынка.

Разновидностью некоммерческого партнерства является саморегулируемая организация арбитражных управляющих*(276). В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ведение которого поручено Федеральной регистрационной службе*(277).

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение таким юридическим лицом следующих условий:

наличие не менее чем 100 арбитражных управляющих в качестве членов данной организации*(278);

участие членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 000 рублей на каждого члена.

На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" деятельности.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:

обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

защита прав и законных интересов своих членов;

обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

К особенностям управления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих можно отнести то, что, согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", помимо исполнительного органа, в ней образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее 7 человек. К компетенции этого органа можно отнести утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих. При этом в состав данного коллегиального органа могут входить и лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих (правда, указанных лиц должно быть не более 25% от общего числа членов такого органа).

Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности к отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

1 сентября начали действовать новые правовые нормы, введены изменения в Гражданский кодексе РФ и ряд федеральных законов. По новым правилам, прекращает существование в качестве формы юрлица понятие «некоммерческое партнерство». Теперь все НП становятся ассоциациями или союзами, а у СРО могут появиться свои герб, гимн и флаг.

«В соответствие с ФЗ № 99 все юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие) разделены на корпорации и унитарные юрлица по признаку наличия или отсутствия членства, - рассказывает Виталий Еремин, председатель комитета НОП, директор по правовым вопросам Института развития гражданского общества. - Корпорациями являются организации, учредители которых обладают правом членства в них и формированием высшего органа. К корпорациям относятся ассоциации и союзы»

Федеральным законом № 99, большинство положений которого вступили в силу с 1 сентября, внесены значительные изменения в главу 4-ю первой части Гражданского кодекса РФ. В этой главе содержится перечень организационно-правовых форм, по которым могут создаваться все юридические лица. Поскольку СРО в сфере строительства создавались ранее по типу некоммерческих партнерств, эта норма касается их напрямую, так как теперь форма НП упразднена. И все некоммерческие партнерства автоматически становятся союзами или ассоциациями.

Законодатель смягчил этот переход тем, что не будет взиматься пошлина за перерегистрацию документов. Учредительные документы, а также названиях некоммерческих партнерств необходимо привести в аналогии с нормами главы 4 ГК РФ при первом их изменении. Смена наименования НП не потребует внесения изменений в правоустанавливающие и другие документы внутреннего пользования. Об этом рассказали юристы Комитета законодательных инициатив и информационно-правового обеспечения НОП на прошедшей международной конференции СРО.

Соответственно, расширены и обязанности членов. В их список входят участие в образовании имущества корпорации, неразглашение конфиденциальной информации, участие в принятии коллегиальных решений, непричинение вреда и обязанность не чинить препятствия в достижении целей создания корпорации.

Отдельная статья закона посвящена вопросам управления корпорацией. Высшим органом, согласно статье 65.3, является общее собрание. Обязательным считается создание исполнительного органа - единоличного или коллегиального.

Не обойдена вниманием законодателей такая важная часть деятельности СРО, как получение дохода. После вступления в силу ФЗ № 99 для союзов и ассоциаций, у которых уставом предусмотрена деятельность, приносящая доход, вменяется обязательное требование иметь достаточное имущество, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала.

«Согласно пункту один статьи 66.2 в редакции закона № 99 минимальный размер уставных капиталов хозяйственных сообществ определяется законами о них, - комментирует Еремин В. - Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 14 от 8 февраля 1998 года размер уставного капитала должен быть не менее чем десять 10 000 рублей. Следовательно, рыночная стоимость имущества ассоциации должна составлять не менее 10 тысяч рублей».В связи с вступлением в силу ФЗ № 99 актуальным также стал вопрос о возможности передачи членства. Законом такое отчуждение считается возможным при реорганизации члена ассоциации.

Правоведы также информируют все СРО, что вступление в силу с 1 августа этого года ФЗ № 236 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам символики некоммерческих организаций» НП саморегулируем организация имеют право предоставлять не только эмблему, но и герб, а также другие геральдические знаки. Кроме этого, теперь некоммерческие организации могут заиметь свой гимн и флаг. Главное, чтобы их содержание в уставных документах. А также их символы надо будет зарегистрировать в соответствии с нормами, прописанными приказом Минюста № 10 от 1 февраля 2012 года о госрегистрации эмблем и символики некоммерческих объединений.

Изменения гражданского законодательства также затронули правовое положении регулировании заказов. Закон о внесении изменений в ГК по этой части вступил в силу годом раньше - 1 сентября 2013 года. Были изменены статьи 4 и 5 первой части и статья 1153 третьей части ГК.

«Теперь членам СРО надо помнить, что заказ, нарушающий требования закона или иного правового акта, является оспоримой, а не ничтожной, - говорит Виталий Еремин. - Ранее действовало противоположное правило».

В ГК введена глава 9.1, посвященная решениям общих собраний. В ней устанавливается общий порядок их проведения и принятия решений. Регламентированы требования к протоколу.

Для того чтобы членам СРО было легче ориентироваться в новых нормах, юристы ИГРО проводят семинары и выпускают методические указания. Правоведы пока не дают оценки данным нововведениям, полагая, что время и правоприменительная практика покажут, насколько они эффективны.