ангелина гордиенко
Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа)

Вид проекта : творчески – информационный средней продолжительности

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы

Срок реализации : сентябрь – декабрь

Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными

видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной

общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы » / под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования

творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий,

оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у

Цели :

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве .

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в

ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка» .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с народными промыслами.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , филимоновской

игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Учить понимать образный смысл загадок.

Закрепить умение сочетать движения и речь.

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской,

городецкой, гжельской росписи.

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Учить использовать растительные элементы.

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Учить наблюдать за живой природой

Воспитательные : Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству .

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие :

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение

анализировать.

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотаяХохлома» , дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Планируемые результаты проекта :

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской,

филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

Дидактические игры : «Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи

рисунок», «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .Ознакомление с окружающим

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи,

целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.

Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «Путешествие к мастерам хохломы» , «В гости к

дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка» .

Развитие речи

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая

Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейникХудожественная литература Чтение стихов : М. Г. Смирнова «Дымка» , «Красная девица» ; А.

Дьякова «Весёлая дымка» , Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» ; В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» ,

П. Синявский «Хохломская роспись» , Ю. Николаева «Чаша» , В. Набоков «Хохлома» .

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» . В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

Изобразительная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Распишем наряды

козлятам», «Дымковская барыня» , «Сказочные птицы» .

Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень» .

Рисование элементов дымковской, хохломской росписиЛепка : «Дымковская лошадка» , «Козлик по мотивам дымковской игрушки» , «Дымковский индюк» ,

«Барыня, няня, водоноска» , посуда «Гжель» , «Хохлома» .

Посуда «Гжель» .

Музыкальное воспитание

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…» ;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

Частушки;

Парный танец.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный .

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта :

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта .

2 этап. Организация работы над проектом .

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на

эстетическое воспитание детедошкольного возраста »; «Художественно – эстетическое

воспитание детей в семье».

Деятельность детей

1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка) .2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу. 4 этап. Презентация.

Деятельность педагога

1. «Весёлая ярмарка» .

«» .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

3. Читают стихи.

5 этап. Обсуждение нового проекта , решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

оздоровления организма.

Деятельность детей

проекта4 этап . Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка» .

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство » .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

3. Читают стихи.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы. 7. Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Обсуждение нового проекта , решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для

оздоровления организма.

Деятельность детей

1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта4 этап . Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка» .

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство » .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Роль родителей в реализации проекта :

Чтение и заучивание стихов.

Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному

искусству .

Изготовление поделок, картин.

Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.

Продукт проектной деятельности : Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству .

Альбом «Декоративно – прикладное искусство » .

Цели и задачи проекта

Роль культурно - исторического наследия страны в жизни современных людей. Возрождение народных промыслов через декоративно-прикладное творчество, приобщение детей к культуре своего народа, развитие познавательного интереса к народным промыслам России.

Причина значимости проекта

Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Занятие народными ремеслами способствует сохранению промыслов и того бесценного культурного наследия, которое оставлено нам многими поколениями наших талантливых предков. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров.

Ресурсы

Ресурсы, использованные для реализации проекта (административные, финансовые, временные, кадровые, иные ресурсы)

Источники финансирования проекта: Местный муниципальный бюджет, спонсорская помощь от СПК «Петровский», целевые родительские взносы.

Детализированный бюджет (смета) проекта (Приложение).

Принцип привлечения партнеров

Принцип привлечения партнеров к реализации проекта. Принципы оформления партнерских отношений. Разграничение сфер ответственности партнеров в рамках реализации проекта

Для успешной реализации проекта возникла необходимость в установлении партнерских связей с целью решения следующих задач:

  • распространение информации о проекте;
  • сбор информации для проекта (для его создания и осуществления);
  • аккумуляция ресурсов.

Главные партнеры проекта - родители детей, обучающихся в ДШИ. Это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной творческой и исследовательской деятельности способствует развитию у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, а так же гармонизации детско-родительских отношений.

Обеспечить проект финансовыми ресурсами для покрытия расходов помог СПК «Петровский» в лице директора Фирюлина А.И. Транспортные расходы так же были решены за счет СПК «Петровский».

Информационную поддержку проекту оказывали работники и служащие музея - заповедника «Тарханы», жители с. Абашево Беднодемьяновского района и с. Засечное Пензенского района.

Помощь в продвижении проекта «Сохраняя - возрождаем» оказали так же работники учреждений культуры и образования, где проходили беседы и выставки в рамках проекта.

Партнерские отношения строились на доверии, приверженности общим целям, интересам и понимании индивидуальных ожиданий и ценностей. Ожидаемые выгоды включают повышение эффективности и рентабельности дополнительного образования, повышение возможности для изучения и возрождения народных промыслов через декоративно-прикладное творчество, приобщение детей к культуре своего народа, развитие познавательного интереса к народным промыслам России, а также непрерывное повышение качества дополнительного образования. И что немаловажно - занятость детей и молодежи на селе.

Ход реализации проекта

Только совместными усилиями всего общества (народа, государства, талантливых детей) возможно сохранение народных промыслов и создание условий для их дальнейшего развития.

Для осознания ценности народной культуры, развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, поддержки народной художественной культуры с помощью системы дополнительного образования был создан и реализован данный проект.

Настоящий проект был призван не только познакомить детей, обучающихся на декоративно-прикладном отделении, с народными промыслами, но и развить с помощью его свои творческие способности. Результат их работы (выставки, мастер-классы, обмен опытом и т.д.) обогатил кругозор обучающихся и создал немало зрелищных и интересных моментов для зрителей, посетивших наши мероприятия.

В проект были включены следующие виды деятельности:

  • изучение различных видов декоративно-прикладного искусства (лозоплетение, резьба по дереву, городецкая роспись, ордынская роспись, хохломская роспись);
  • передвижные выставки;
  • мастер-классы преподавателей и учащихся старших классов;
  • проведение ярмарок;
  • поисковая работа «Народные умельцы»;
  • передача опыта;
  • лекции о значении и видах декоративно-прикладного искусства на базе общеобразовательных учреждений и учреждений культуры;
  • проведение познавательной конкурсной программы «Народные промыслы».

Проект стал профессионально ориентированным, так как в доступной и увлекательной форме дал глубокие знания по декоративно-прикладному искусству, включив обучающихся и преподавателей ДШИ в совместную творческую художественную деятельность.

Новизна проекта была в слиянии различных видов декоративно-прикладного искусства - резьба по дереву и различные виды росписи.

Реализация данного проекта способствовала развитию культурной среды села Никульевка, а также близлежащих сел и Башмаковского района в целом, налаживанию контактов с различными социальными группами, формированию эстетического вкуса и творческой атмосферы среди преподавателей ДШИ, обучающихся и членов их семей.

Результаты проекта (качественные и количественные изменения)

Основной проблемой, на решение которой был направлен проект, является сохранение народных культурных традиций (в том числе народных промыслов и ремесел).

Село в силу своих специфических условий производства и образа жизни, остается хранителем и истоком народной культуры, а основным условием ее развития и популяризации является деятельность учреждений дополнительного образования. Однако в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования в сельской местности. Такое положение ведет к сокращению отечественного культурного потенциала, утрате традиций народной культуры.

Необходимость проповедовать и сохранять ценности народной культуры в формах, которые позволяют современные и натолкнула нас на создание и внедрение данного проекта.

Итог проекта оказался очень результативным.

Основными результатами реализации проекта стали начальные знания о видах народного декоративно – прикладного искусства. Умения и навыки по изготовлению и декоративному оформлению изделий из различных материалов. Планирование и организация деятельности, а также использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Обучающиеся художественного отделения «Петровской Детской Школы Искусств» Башмаковского района Пензенской области регулярно становятся лауреатами областных конкурсов «Одаренные дети» в номинации «декоративно-прикладное искусство», что способствует увеличению контингента обучающихся в нашем учебном заведении дополнительного образования.

У детей возник интерес к истории и национальным традициям России.

Появился стойкий интерес к историческому наследию страны, в которой мы живем. Найдено применение полученным знаниям и умениям в жизни современных людей, что несомненно помогает возрождать народные промыслы через декоративно-прикладное творчество, приобщая детей к культуре своего народа, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.

Значительно расширилась география охвата детей дополнительным образованием:

  • 442084, область Пензенская, район Башмаковский, село Никульевка, улица Широкая, 4
  • 442082, область Пензенская, район Башмаковский, село Марат
  • 442051, область Пензенская, район Башмаковский, поселок Дружный,
  • 442051, область Пензенская, район Башмаковский, с. Петровка
  • 442051, область Пензенская, район Башмаковский, с. Высокое
  • 442060, р.п. Башмаково

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, приобретение знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства, популяризация своих достижений среди сверстников помогло в формировании культуры здорового и безопасного .

«Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство объединит человечество. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это». (Н.К. Рерих.)

Вот и наш проект попытался «светом искусства озарить бесчисленные сердца новою любовью» - любовью к возрождению народных промыслов через декоративно-прикладное творчество. И у нас это получилось.

Вложенные файлы

  • Приложения.docx

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».

П роект

« Народные промыслы »

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей

группы 5-6 лет №8.

Срок реализации: ноябрь 2016года май 2017 года.

Выполнил а : Иванова М.К.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

- ф ормировать устойчивый интерес к искусству народа России;

- р азвивать художественно-творческие способности у детей;

- ф ормировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; - в оспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:

Обогащ ать и активиз ировать словар ь , повыш ать его выразительнос ть , разви вать навык и речевого общения в совместной деятельности.

Актуальность

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

Реализация проекта

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры;

Выставк и рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

Работа с родителями;

- совместные работы с детьми;

Консультаци и для родителей;

Беседы;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Создание презентации к открытому занятию по народно-декорати вному творчеству «Народные промыслы»;

Открытый показ НОД «Народные промыслы»

Заключительный (обобщающий)

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Подведение итогов.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природ е ; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с родителями:

1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация « Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Подбор материалов для творчества детей.

7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.

Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:

Организация развивающей среды;

Организация образовательного процесса:

    в совместной образовательной деятельности;

    организация самостоятельной деятельности детей;

    взаимодействие с родителями.

Выбор содержания:

    изготовление поделок из соленого теста;

    рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства ;

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.

В своей работе использу ю следующие методы и приемы работы:

Дидактические игры;

Пальчиковые игры;

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

Беседы;

Чтение познавательной литературы.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Непосредственная образовательная деятельность

Ноябрь

1 .Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)

Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.

2 .Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)

3. Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)

Задачи: воспитывать уважение к истории России.

Декабрь

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)

1. Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)

2 .Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»

Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.

Январь

1 .Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)

Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)

Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.

Февраль

Д/и «Угадай какая роспись»

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

1 .Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)

2. Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)

Задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Развивать чувство формы и пропорций;

Учить детей творчески отражать свои представления о природе.

Март

Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».

Задачи:развивать устную речь.

1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).

Задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Продолжать учить создавать выразительные образы.

Апрель

Д/и «Назови правильно»

Закреплять знания о народных художественных промыслах.

1. Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

Задачи:

Воспитавать любознательность,самостоятельность,инициативность.

2. Тема «Кувшин» (тестопластика,по мотивам хохломских мастеров)

Задачи:

Воспитавать интерес к изобразительному искусству.

Май

Д/и «Найди отличия»

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта

Задачи:

Закрепить знания о народных промыслах.

Ожидаемые результаты

- з нание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.

- у мение детей ориентироваться в различных видах росписи.

- у мение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

- у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Консультаци и для родителей.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров -русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Уважаемые мамы и папы!

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.

2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»

3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

У вас вместе все обязательно получится!

Желаем успеха и хорошего настроения!

Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.

Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.

Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?

Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?

Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".

Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.

Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.

Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.

Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Виды народного декоративно–прикладного искусства.

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и

воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.

1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.


2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.

3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…

5. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.

6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.

7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.

Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Познавательное развитие

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.

Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Литература

-И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» М. 2009г.

-И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

-И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

-Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

- Лыкова И. А. Народное искусство , Москва, издательский дом «цветной мир» , Волгоград, 2014

- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет» , издадельство «Учитель» , 2014

- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб. Детство-Пресс, 1998.

- Клиенов А. П. Народные промыслы . Москва. Белый город, 2002.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . Москва. Просвещение, 1991.

- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (ст. группа) . Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез» , М. 1999.

-Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.

-Весёлый самоделкин. М. 1995г.

-В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.

Создание произведений декоративно-прикладного творчества – очень трудоемкий и многоэтапный процесс. В отличие от живописцев, музыкантов, актеров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие, должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс. Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении взаимосвязи предмета со средой и с человеком. Если рассматривать взаимосвязь среды и человека в широком смысле слова, то мы неизменно упираемся в определенную организационную структуру – клуб по интересам, дом детского творчества, индивидуальные творческие мастерские и т.д. Формы могут быть различны, но суть остается одна – для творчества необходима определенная атмосфера и определенная творческая среда. Все это, на наш взгляд, с успехом сочетается в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование остается в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом влияет на развитие ребенка. Основы личностного развития: интеллектуального, эмоционального, коммуникативного закладываются в самом раннем детстве, это безусловный факт. Детство – это период, когда человек осознает себя и свое место в этом мире, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

На сегодняшний день изменились требования к обучению, и в том числе в учреждениях дополнительного образования. Если раньше на первый план выходила задача обучения, то есть получения определенного набора знаний, умений и навыков, то сейчас этого недостаточно. Сегодня учреждение дополнительного образования – это открытая и творческая система, в которой на первый план выходит системно-деятельностная парадигма образования. Не вызывает сомнений огромное значение инновационной деятельности, в частности, применения метода проектов как составной части образовательно-воспитательного процесса. Сегодня проектирование, как социальное, так и творческое, является ключевым моментом в организации образовательного процесса. С введением ФГОС для дошкольного, начального и основного общего образования педагоги дополнительного образования могут применять на практике унифицированную систему оценки качества образования, основанную на освоении учащимися универсальных учебных действий. К числу планируемых результатов образовательной деятельности в соответствие с ФГОС отнесены:

личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

– метапредметные результаты: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

– предметные результаты.

Работая в системе дополнительного образования уже более 20 лет, я пришла к одному очень простому выводу – нельзя ограничивать полет детского творчества! Наоборот, надо помогать детям раскрыться, дать им возможность проявить свои не только явные, но и скрытые таланты и возможности! В моем творческом объединении «Дизайн-мастерская «Макраме» для детей есть все условия – замечательная мастерская в клубе «Калейдоскоп» Центра внешкольной работы «Галактика», дружный коллектив, свобода творчества. А разработка и реализация коллективных и индивидуальных творческих проектов, как показывает практика, это максимально эффективное средство для развития ребенка и сплочения коллектива. Мы занимаемся проектированием не только в рамках занятий, но и в рамках культурно-досуговой деятельности. Вот несколько иллюстраций нашей проектной деятельности только за последний год:

1. Сезонные творческие проекты по временам года: если зима, то это может быть новогодняя композиция, северный пейзаж, зимний лес. Если весна, то в проекте обязательно есть символы весны – подснежники, мимоза, одуванчики. Лето – разнообразие цветов, парки, фонтаны. Осень – осенние деревья, ежики с грибами и ягодами.

2. Космический проект – неоценима роль пап и дедушек, которые помогают своим детям изготавливать ракеты, летающие тарелки, инопланетян. Результатом космического проекта стали не только детские работы, но и новые знания, которые ребята черпали из различных источников информации.

3. Проект по сказкам Пушкина. Как и положено настоящим творцам, начинать работу нужно с коллективного обсуждения общего замысла, выбора интересного и забавного героя. Ребята составляли план проекта, предлагая свои идеи, готовили персонажей в разных техниках прикладного творчества. В результате каждый участник проекта, представляя изготовленного им персонажа, «озвучивал» его, читая стихи поэта. И, конечно же, детские изделия, объединённые в композицию «По сказкам Пушкина», были представлены на постоянно действующей выставке в холле клуба. Это вызвало немалый интерес и у детей и взрослых разных возрастов, а творческое объединение пополнилось новыми учащимися.

4. В проектах «Цветы» и «Украшения» в технике макраме и бисероплетения активными участниками стали не только дети, но и мамы, бабушки, старшие сёстры.

Во всех проектах очень удачно сочетаются разные виды техник. В процессе работы над проектом включается творческая мысль, предлагаются всевозможные идеи, востребована помощь родителей, используется разная литература, интернет и пр. Работы всем хватает. А как результат – обязательная выставка работ, участие в конкурсах, проведение презентаций и мастер-классов.

Накануне празднования 70-летия Великой Победы, готовились с детьми к выставкам. Мысли об историческом прошлом народа неизменно вызывают чувство национальной гордости, трогательно до слез было слушать рассказы о родственниках-фронтовиках, рассматривать фотографии из семейных архивов, делиться впечатлениями о множестве мероприятий, которые проходили в школах, клубах и даже во дворах, с настоящим оркестром и солдатской кухней. Продумывая проект, мы обсуждали, как можно выразить патриотизм, гордость за свою Родину, благодарность, используя свойство материала, будь то макраме или бисер, из которого выполнялись изделия. В результате появились композиции: «Вечный огонь», «Дерево памяти» с портретами ветеранов, «Салют Победы», панно с выплетенными буквами, цифрами, Георгиевские ленты. Все это готовилось задолго, с трепетом, переживаниями, чтобы все получилось аккуратно. И здесь цель одна: воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма, любви к Родине, национальной истории и культуре.


Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние радости, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя. А создание коллективной работы увеличивают эту радость. И пусть наши занятия с детьми останутся для них не только приятным воспоминанием детства, но и принесут конкретные плоды в их будущей взрослой жизни.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет
(РКЦ – ММЦ)

на тему: «Декоративно-прикладное искусство»

Подготовила:
воспитатель МБДОУ
детского сада № 48
Султанова Наиля Касимовна
группа №

Одинцовский муниципальный район
2014
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Декоративно-прикладное искусство».
Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна.
Продолжительность проекта: апрель-май.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
Участники проекта (взрослые, дети): воспитатели, родители, дети старшей группы.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, к творчеству народных мастеров, особенностям росписи гжели, хохломы, городецкой, дымковской игрушки..
8. Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
9. Задачи проекта:
для детей: формировать представления о декоративно-прикладном искусстве, развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
для педагогов: донести до участников проекта важность данной темы.
для родителей: Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организованная образовательная деятельность, выставка домашнего совместного творчества «Народная игрушка», создание мини-музея.
Название итогового мероприятия проекта «Экскурсия в мини-музей народного-прикладного искусства»
Продукты проекта:
для детей: участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка и роспись своими руками дымковских игрушек.
для педагогов: оформление мини-музея в группе.
для родителей. совместное изготовление с детьми дымковских игрушек и гжельской посуды из скульптурного пластилина для выставки и мини-музея.
13. Ожидаемые результаты по проекту
для детей: овладеть знаниями о народно-прикладном искусстве, уметь различать виды росписи.
для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей.
для родителей: наладить более тесную связь с ребёнком.

Проблема проекта:
Детей необходимо приобщать к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Цель проекта:
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, городецкой, гжельской и хохломской росписи;
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;

Актуальность проекта:

В наше время, когда привычными стали словосочетания «мне все равно», «отстань от меня», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Самый верный путь в сложившейся ситуации – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа, знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Результат проекта:
- Оформлена выставка дымковской игрушки и гжельской посуды.
- Проведена организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства».
- Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным.
- Оформлен мини-музей в группе.
- Создана методическая копилка по данной теме.
- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

План реализации проекта.

Этапы проекта
Сроки этапов проекта
Содержание этапов проекта

I этап - организационный
01.04.2014г.-
15.04.2014г.
Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.

II этап –
продуктивный
16.04.2014г.-
30.14.2014г.
Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки.

III этап –
презентативный
05.05.2014г.-
15.05.2014г.
Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».
Выставка детских творческих работ по росписям.

IV этап –
итоговый
16.05.2014г.-
27.05.2014г.
Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.

Выполнение проекта:

1этап- подготовительный.
Анкетирование родителей
Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.
Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Развивать у детей интерес к литературным, музыкальным и художественным произведениям.
беседы
непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством.
Акция «Подари книгу детскому саду»
Пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве. Продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий группы.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.
Подбор народных игр
Создание условий для успешной реализации поставленных задач.
Изготовление экспонатов для мини-музея
Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея.

2этап-основной
Коммуникация
Беседа «Золотая хохлома»
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.
Художественное творчество
Рисование
«Изразцы для русской печи»
Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.

Проведение дидактических игр Д/игры: «Найди свой элемент»,«Дорисуй»«Узнай элемент» «Угадай, какая роспись?»«Составь хохломской узор»
Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.
Познание, коммуникация, здоровье.
Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»
Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре
Познание, коммуникация, здоровье
Чтение сказок, отгадывание загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков, «Золотая хохлома»Н. Глазков
«Чаша» Ю. Николаева
Слушание сюиты «Музыка русских узоров» стихи П. Синявский музыка Ю. Чичкова

Познание, коммуникация, здоровье
Беседа: «Мастера Гжели»
Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Художественное творчество
Рисование «Гжельская посуда»
Дидактические игры
Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице»
Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.
Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса.
закрепить умение ритмично располагать узоры
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Есть в Подмосковье такое местечко» П.Синявский
Русские народные песенки, потешки, пословицы
«Незабудковая гжель» Н. Кутузова«Голубая гжель»Т. Демина
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную техн
·ику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.
Проведение д/игр, подвижных игр
Д/игры:«Назови дружную семью матрешек», «Продолжи узор»,«Угадай и расскажи»
«Горелки», «Гори, гори ясно»
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, индивидуальные способности детей.
Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.
Беседа «Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
«Роспись доски городецким узором»
упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина
«Есть на Волге город древний,
По названью – Городец. Т. Тимофеева
Сказка «Чудо-птицы»
Стихи о городце
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы.
3-этап заключительный.
Выставка детских работ «Красота своими руками»
Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.
Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;
Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.
Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов
Праздничное открытие мини-музея
Вовлечь детей в разнообразную игровую деятельность;
Поднять настроение детей; Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея)
Создание презентации по теме проекта «Чудо-роспись»

Социально-коммуникативное развитие.

Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию.

Дидактическая игра «Собери хвост птице по мотивам росписи»
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Танец с ложками в народном костюме.

Познавательное развитие.

Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов народного промысла.
Цель
Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Также познакомить с историей гжельской, хохломской и городецкой росписи.
Беседы:
«В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Гжельское чудо».
Речевое развитие.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, игрушка, гжель, городецкая роспись.
Художественная литература
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Заучивание стихов
Загадывание загадок.
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Художественно-эстетическое развитие.
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», « Городецкие доски », «Хохломские подносы».
Раскрашивание карандашами, восковыми мелками.
Рисование элементов дымковской, хохломской, городецкой и гжельской росписи,
Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель».
Физическое развитие.
Танец с ложками.
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Подвижная народная игра «Каблучок»

Результаты проекта:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми народно-прикладного творчества. Возрос интерес детей к народному искусству ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание расписывать бумажные силуэты росписями. А также с большим удовольствием лепили дымковских лошадок и расписали, и здесь они почувствовали себя настоящими народными мастерами.
Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности (выставка «Дымковская игрушка»)
Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Выводы:
Проект «Декоративно-прикладное творчество» показал, что в результате проделанной работы по данной теме были достигнуты положительные результаты в детских творческих работах. Совместная подготовка к мероприятиям сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, неотъемлемыми помощниками. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали. Я уверена, что совместная творческая деятельность детей и родителей дети гордились своими родителями.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Список литературы:

1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.

1. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2010.
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.
6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.
7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе.М.: Учитель, 2011.
8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез, 2012.
10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна избаЗнакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2012.
12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2010.

Получить в детстве начало

Эстетического воспитания –

Значит на всю жизнь приобрести

Чувство прекрасного, умение

Понимать и ценить произведения

Искусства, приобщаться к

Художественному творчеству.

Н. А. Ветлугина.

Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ, 2005
2. Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты. /Е.В. Баринова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. / О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2012
5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. / Н.М. Метенова. Ярославль: ИПК Индиго, 2011
6. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская. М.: Просвещение, 1987
7. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013
8. В работе над проектом использовались информационные ресурсы интернета.