Конспект занятия по познавательной деятельности в группе предшкольной подготовки.

Тема: Транспорт.

Цель: уточнить представления детей о труде людей на транспорте, показать его общественную значимость, дать представление о пассажирском и грузовом транспорте; развивать чувство языка, познакомить с однородными словами.

Образовательные:

1. Развитие навыков познавательной деятельности.

2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.

3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.

Развивающие:

1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.

2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.

3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.

Материал для занятия:

Карточки с видами транспорта.

Набор игрушечных машин.

Наглядное пособие «правила и безопасность дорожного движения».

Атрибуты для игры «Красный, жёлтый, зелёный».

Ход занятия:

Часть 1 (вводная).

В. Послушайте загадки и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Читаю загадки.

1 загадка. 2 загадка.

Четыре колеса, Вот стальная птица,

Резиновые шины, В небеса стремится,

Мотор и тормоза… А ведет ее пилот.

Как это называется? (машина) Что за птица? (самолет)

3 загадка.

По волнам плывет отважно

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Что такое? (пароход)

В. Ребята, вы справились с заданием.

В. Как одним словом назвать все эти средства передвижения?

Д. Транспорт.

Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. На улицах городов и сёл можно наблюдать самые различные транспортные средства.

Что такое транспорт?

Какие машины вы видели и можете назвать? (автофургон, грузовик с цистерной и др.)

А давайте подумаем, какие из этих машин относятся к грузовому транспорту?

А какие к пассажирскому? (автобусы, трамваи, такси)

А кто такие пассажиры?

А как называют людей, которые водят легковые и грузовые автомашины, автобусы, трамваи, троллейбусы? (шофёр, водитель)

Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком.

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу. Так появился первый транспорт. Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Посмотрите, как выглядела карета (Показ кареты). Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили.

Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.

Кто знает стихотворения о транспорте? (Рассказывают стихи).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.

Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Часть 2 (Основная).

1. В: Я поставлю картинки, обозначающие каждый из этих видов транспорта.

Небо я поставлю для какого вида транспорта?

Дорогу…. ?

В: Для чего используется весь транспорт? (Для перевозки грузов и пассажиров).

В: Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).

Какие грузы можно перевозить при его помощи? (Строительные материалы, овощи, зерно).

Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский).

2. Ребята, послушайте и скажите, что общего в этих словах: груз – грузчик – грузовой – грузовик. Они похожи? Они однокоренные.

Давайте подберём родственные слова к словам такси, пассажир, автобус.

Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов.

Переходить дорогу можно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».

Молодцы, ребята! Вот сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.

3.Физкультминутка "Светофор"

На зеленый сигнал – прыгаем, на желтый – хлопаем, на красный – приседаем. Начали! Молодцы, ребята, почти все справились.

В. Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

4: Игра «Чего не стало? »

А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»

Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.

1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.

Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин).

Открой глаза и скажи, чего не стало.

Ответ 2 ребёнка.

1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).

В: Молодцы, все были очень внимательны.

5: Игра «Наоборот»

В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

Тропинка узкая, а дорога….

Корабль большой, а лодка… .

Поезд длинный, а трамвай… .

Самолёт быстрый, а пароход… .

Трамвай тяжёлый, а велосипед… .

Молодцы. Все правильно ответили.

Часть 3. Итог. О чём мы с вами сегодня говорили?

В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта.

Называйте, какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, водный, воздушный).

На какие группы можно разделить весь транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный).

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.

Молодцы, сегодня все хорошо занимались, играли.

«Центр развития – детский сад № 86»

Конспект занятия по познавательной деятельности

В подготовительной группе

«Нелюбимое животное»

Выполнила: воспитатель

Ковалева Елена Владимировна

Чита 2012

«Нелюбимое животное»

Цель: 1.Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым животным.

2.Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных.

3.Формировать правила поведения с этими животными.

4.Обучить детей новому виду ручного труда «Изонить» (рисование нитью).

Ход занятия:

1.Динамическая пауза.

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают.

2.В –ль:Сегодня Эльвира Лаврентьевна (помощник воспитателя) мыла полы и отодвинула шкаф, а там паутина и ее хозяин-маленький черненький паучок.

У Эльвиры Лаврентьевны доброе сердце, и она не стала его обижать. Знаете, что она сказала?

«Он живой, а значит имеет право на жизнь»

Что стало с этим паучком, вы узнаете чуть позже. А сейчас мы с вами поговорим на очень важную темы.

3.В-ль:– Люди всегда любили деревья, травы, цветы, птиц, насекомых, зверей.

Но не всех! Все ли животные любимы человеком?

Всех ли любите и бережете вы? Почему?

Назовите своих любимцев и нелюбимцев. (ответы)

Многие люди не любят мышей, крыс, тараканов, комаров, пауков, мух, червей, жаб, лягушек, змей.

А за что их не любите вы?

4. Рассматривание картинок.

Муху не любят за то, что садится на пищу, разносит болезни, надоедливая, кусается.

5. Послушайте, какой случай произошел в США.

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожили надоедливую мошкару, которая мешала наслаждаться природой. Это была серьезная работа- вертолеты опрыскивали эту мошкару, потратили много денег. И вот успех- мошкара полностью исчезла… А потом исчезла и рыба в озере, и птицы кругом…

6.В-ль: – Ребята, мы часто расцениваем мух, мошкару как вредных животных, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь питания.

Оказывается мухи, комары приносят огромную пользу, они служат кормом для птиц, рыб, лягушек, пауков.

7.Д/и «Пищевые цепочки»

(орел-змея-лягушка-насекомые)

(кошка-мышь- пчела)

(птица-лягушка-паук-муха(комар))

8. В-ль: А вот и наш паучок, который жил у нас за шкафом.

Хотите его посмотреть?(рассматривание паука)

Многие люди боятся пауков, считают их страшными и вредными. Но давайте подумаем, разве паук нападает на людей?

Он их кусает?

Посмотрите, какой он забавный, живой! У него целых 8 лапок, брюшко, голова.

Если в нашем сердце живет доброта, то неужели нам, сильным и большим, нужно его обижать?

Вы видели когда- нибудь в лесу красивейшую паутину, созданную пауком? Сколько труда, умения, ловкости ему надо, чтобы сплести эти удивительные кружева!

А зачем он плетет паутину?

Он полезный или вредный?

Вывод: Паучка надо выпустить, отпустить в подвал, пусть он там мошек ловит

9.Физкультминутка

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок

Ругается русак

Сейчас он сделает прыжок

Мы тоже можем так.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг

На двух ногах, на двух руках

Мы тоже можем так.

10. Беседа: В природе не существует ничего вредного и ненужного. Многие люди не любят змей. А некоторые, увидев змею, хватают палку и гоняются за ней, чтобы убить. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат серьезные болезни. Кроме того, змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится. Змея труднозаметная, лежит себе где-нибудь и ее не видно. Если на нее наступить, она, конечно, защитится и укусит. Но если вести себя осторожно: смотреть под ноги, палочкой проверять дорогу под ногами. Змея первая услышит шаги и уползет. Змеи всегда предупреждают человека шипением. Когда они шипят, они говорят: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!».

11. Давайте попробуем представить, что испытывает змея, когда ее тревожат.

Представьте, что вы – змеи. Вы лежите в лесу на траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Сон разморил вас… И вдруг на вас идет огромный великан, он кричит, топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам? И змее страшно. Поэтому она и шипит, предупреждает, чтобы ее не раздавили.

12. А вот и жаба. Жаба - из тех, кого люди не любят и часто подвергают истреблению, уничтожению.

«Жаба, жаба, бейте ее!»- часто кричат мальчишки.

Люди думают, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это глупости. Да, действительно, жабы выделяют на своей коже беловатую жидкость, но никакого вреда от нее нет. Это ее защита от хищников. У жабы нет клыков, ногтей, а если хищник лизнет эту жидкость. То от неприятного вкуса он навсегда потеряет желание нападать на жаб.

Лягушки и жабы – замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот такие помощники людям.

13. Словесная игра:

Какое слово подходит змее:

(зеленый, порхает, шипит , летит, трудолюбивая)

Пауку:

(мед, муравейник, желтый, плетет , собирает)

лягушке:

(прыгает, зеленая, шипит, летает)

Не забываете ребята, что все животные полезные и нужные человеку.

14. Стихотворение «Про всех на свете»

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше, нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд-

Кто делает мед. И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки - не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны.

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И это все дети запомнить должны!

15. После занятия отправляемся на улицу и отпустим паучка.


Задачи:

  1. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  2. Формирование различных видов памяти, внимания.
  3. Развитие сенсорной сферы.
  4. Формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу)

Ход занятия

1. Разминка (создание положительного эмоционального фона)

Ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Думайте.

  • Какое сегодня число?
  • Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, ы, и, э)
  • Как называют дедушку, который раздает подарки? (Дед Мороз)
  • У птицы крыло – у человека…. (рука)
  • Сколько будет 2+1=? (3)
  • Как называется столица России? (Москва)
  • Ребенок собаки? (щенок)

2. Поиск закономерностей

Выбери нужного кота из четырех пронумерованных. Обратите внимание на форму туловища, на форму головы, на количество усов и на форму хвоста. Впишите его номер в пустой прямоугольник.

3. Развитие логического мышления.

Рассмотрите каждую строчку. Найдите и раскрасьте каждый предмет. Объясните, почему он лишний. (Первая строчка дом, он не мебель, или кресло – оно не из дерева; вторая строчка – птица, не насекомое, или жук, нет крыльев; третья строчка – Чебурашка, он не игрушка, или Карлсон, он летает.).

4. Физ. минутка

Постарайтесь правильно выполнить движения:

  • Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
  • Если услышишь название птицы – потопай ногами,
  • Если услышишь название дерева – присядь.

Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

5. Развитие концентрации внимания.

1) Помогите машине проехать к своему гаражу, не водя рукой по рисунку.

2) Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите и назовите, где, чья собака.

6. Физ. минутка.

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

7. Тренировка зрительной памяти.

Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на пронумерованные картинки, запомните их вместе с номерами. На своем листочке попытайтесь воспроизвести нужные рисунки у соответствующей цифры.


1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7

8. Построение гусеницы. Штриховка.

А) Отгадайте загадку:

Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть имеет много ножек,
Бегать все ровно не может. (Гусеница.)

Б) С помощью трафарета геометрических фигур постройте гусеницу.

В) Составьте небольшой рассказ о путешествии маленькой гусенички по лесу.

После того как дети выполнят это задание, предложите им оценить свою работу и раскрасить треугольный флажок соответствующим цветом.

  • Красный – получилось все отлично;
  • Желтый – получилось все хорошо;
  • Зеленый – только часть задания выполнена так, как хотелось;
  • Синий – не получилось так, как хотелось.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшей группы по теме:"Зачем человеку глаза?"

Разработала воспитатель: Воробьева И,В №32 «Колосок» с. Круглолесское Ставропольского края Александровского района.

Тема: «Зачем человеку глаза»

Цель Помочь детям понять зачем человеку нужны глаза?
Задачи :
1 Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека
2 Познакомить со строением глаза уточнить представления детей о том, что человек должен беречь своё зрение,что все части глаз выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию
3 Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказывать им помощь.
Интеграция образовательных областей: безопасность,социализация, здоровье, физическая культура.
Материал: Плакат с изображением глаза, ленточка, картинки с изображением детей в различных ситуациях.В гости к детям пришла кукла Даша в медицинском халате.
Кукла Даша: Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку:
(загадывает детям загадку)

Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно А друг на друга не глядят
(глаза)
Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята поговорим о глазах Глаза –это один из важнейших органов чувств человека. Ребята а как вы думаете почему? (выслушивает ответы детей)
Да, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
С помощью глаз человек видит предметы,цвет,размер,форму перемещение предметов Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении,ориентироваться в пространстве и во времени.
А вы хотите узнать тайну наших глаз? (ответы детей)
Воспитатель(обращается к кукле Даше):Дашенька а что ты нам принесла?

Кукла Даша: (Даше достаёт плакат) Ребята, что это такое?
(ответы детей)

Кукла Даша: Правильно это глаз! А как вы думаете как он устроен?
Посмотрите друг другу в глаза, что вы видите?
(дети смотрят и обсуждают)

Воспитатель: Что вы видите? Маленький цветной кружок, черную точку посередине. Этот кружок называется – радужная оболочка, у одних он коричневый, у других –зелёный, у кого-то голубой. А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрит, что нам хочется увидеть.
А сейчас мы с вами поиграем, проверим ваши глазки. Игра называется «Пчёлка.»
Игра «Пчёлка»
Условие не поворачивайте голову следите за пчелкой глазами.
(игра по схеме Базарного)
Воспитатель: Молодцы как хорошо вы поиграли с пчёлкой, А как вы думаете зачем нам нужны брови?(слушает ответы детей)
Воспитатель: Правильно и для красоты и для удобства Потечёт пот со лба, его остановит густая изгородь бровей (показывает на плакате). Но если вдруг несколько пылинок попадет на роговицу,их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко (показать на плакате) Если же в опасной близости появится какой – нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!
Воспитатель: неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами. Что случилось с вашими глазами?
Дети рассказывают о реакции своих глаз.
Воспитатель: Но несмотря на то что наши глаза могут себя защищать сами с ними случаются разные беды, поэтому нам нужно о них заботиться. А какие беды могут случится с глазами мы сейчас попробуем угадать. И в этом нам поможет Дашенька она вам будет показывать картинки детей в различных ситуациях а вы попробуете угадать правильно ли поступает ребенок в данной ситуации.

Кукла Даша Показывает картинки с изображением ребенка в разных ситуациях:
1 Ребенок трет глаза грязными руками(глаза воспалены)
2 Ребенок читает лежа в постели
3 ребенок смотрит телевизор,сидя близко к экрану
Воспитатель: правильно ли поступает ребенок? (слушает ответы детей) А как нужно поступать правильно? (слушает ответы детей)

Физкультминутка:
Самолет.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет(смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом»)
Правое крыло отвел, посмотрел
Левое крыло отвел,посмотрел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу(делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом)
Поднимаясь ввысь лечу,
Возвращаться не хочу (встают на носочки и выполняют летательные движения)

Воспитатель: А знаете ли вы ребята что на свете есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми, очень трудно живется слепому человеку Он не получает через глаза информацию так необходимую каждому человеку. Мы должны сострадать и помогать таким людям нужно помогать им переходить дорогу, подняться по ступенькам, помочь сделать покупки в магазине, помогать им по дому. Люди даже обучают специально собак – поводырей которые помогают слепым людям безопасно передвигаться. А теперь кукла Даша еще раз повторит главные правила по охране зрения.

Кукла Даше:
- Нельзя тереть глаза грязными руками
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
- Нужно есть продукты с витаминами
- Нужно тренировать глаза,делать упражнения для глаз
- Нужно гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Спасибо Дашенька тебе за то что ты помогла детям понять, что зрение нужно беречь и охранять.