Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.

Возникновение речи является основной предпосылкой к появлению письменности. Ведь едва научившись говорить, первобытный человек столкнулся с необходимостью фиксировать свои мысли или слова для того, чтобы передать информацию сородичам либо сохранить уже накопленные знания для следующих поколений. В свою очередь письменность оказывает достаточно сильное влияние на сам язык. Она делает его более стабильным и оформленным, а также расширяет и укрепляет круг понятий и категорий, которые окружают человека в повседневной жизни.

Значение письменности в истории развития человеческой цивилизации невозможно переоценить. Внешний мир, повседневная жизнь, внутренние переживания – все это находит отражение в языке. И письмо становится одной из важнейших форм существования последнего, поскольку исключительно с помощью записей можно сохранить какую-либо информацию за пределами человеческой памяти. Так, археологи до сих пор находят древние образцы письменности, по которым восстанавливается картина развития той или иной культуры, а также определяются характерные особенности проживавших на определенных территориях этносов.

Известно, что появление письменности стало весьма энергичным импульсом в развитии человеческой цивилизации. Более того, история начинается именно с того момента, когда наши предки впервые попытались запечатлеть свои представления об окружающем мире. Основной предпосылкой к возникновению письма являлось развитие устной речи.

Цивилизация древних инков являлась крупнейшей на американском континенте. И довольно длительное время историки удивлялись тому, что на территории индейских поселений не было найдено ни одного намека на письменность. Ясно было только одно – такое крупное государство никак не могло обойтись без письма. Ведь с его помощью должны были заключаться договора и союзы, вестись торговля, да и в простом хозяйстве оно было бы весьма полезным инструментом.

«Узел судьбы» – так говорят, когда имеют в виду какой либо трудный период в жизни человека. И мало кто задумывается о том, откуда пошло это выражение. Здесь следует отметить, что узлы сопровождают человека с самых давних времен – без них не могли обойтись охотники, рыбаки, земледельцы, торговцы, солдаты и т.д. Более того, история свидетельствует о том, что даже письмо когда-то было узелковым – с его помощью осуществлялась передача самой разнообразной информации в закодированном виде.

Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.

С развитием речи и интеллекта человек понял, что далеко не все знания можно хранить в памяти – передаваясь из поколения в поколение, они будут неизбежно искажаться и теряться. Тогда и возникла письменность, которая позволяла фиксировать различную информацию для сородичей и потомков.

Пиктография – древнейший вид письменности, который сохранился у некоторых народов мира и по сей день. Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов. Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности.

Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Развитие письменности напрямую связано с эволюцией человеческого интеллекта. В древнейшие времена примитивное предметное или пиктографическое письмо использовалось для передачи простейших понятий и обозначения наглядных предметов или вещей. Но с течением истории отмечено интенсивное развитие мышления и языка и, как следствие, появилась необходимость обозначения отдельных слов или словосочетаний. Их же совокупность позволяла фиксировать различные абстрактные понятия

Иерографическое письмо – одна из самых необычных разновидностей письменности. Дело в том, что любой иероглиф не передает фонетического звучания слова или словосочетания. В зависимости от контекста он имеет определенный смысл, образно описывая отдельные предметы, явления, понятия или категории. Иерографическая письменность характерна в основном для народов Востока, хотя и в других уголках мира встречаются порой свидетельства о том, что наши предки передавали информацию следующим поколениям с помощью иероглифов.

Китайская каллиграфия – это искусство изображения…слов. Она представляет собой нечто среднее между обычным письмом и рисунком – иероглифы, написанные методами каллиграфии, не только передают определенный смысл читающему, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. Ключевой особенностью каллиграфии является наличие гармонии духа и движения. Это означает, что изображение мысли, которую пишущий желает передать на письме, должно быть оформлено так, чтобы читателю был понятен не только смысл написанного, но и настроение или душевное состояние, вызываемое им.

Письменность является характерной чертой нашей цивилизации. Ее появление напрямую связывают с развитием человеческого интеллекта. Усовершенствование системы письма стало основой для зарождения политических, экономических и социальных отношений. Но если ни один современный человек уже не мыслит себя и окружающий мир без письменности, то в давние времена она была доступна лишь избранным. Лишь особы, приближенные к божеству или правителю, имели право на получение знаний о письме – так от внимания недоброжелателей оберегалась важнейшая информация, касающаяся верований, ритуалов и научных знаний.

Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного. Слоговые системы возникли на основе логографии, а следующей ступенью развития письменности является буквенно-фонетическое письмо, которое используется сегодня практически повсеместно.

Сегодня мы не представляем свою жизнь без газет, журналов, книг, потока информации, с которой сталкиваемся в повседневной жизни. И вряд ли мы задумываемся о значении письменности в нашей жизни, мы принимаем это, как данность. А ведь появление письменности является одним из важнейших, фундаментальных открытий в истории развития человечества, которое по значимости можно сравнить с добыванием и использованием огня. Письменность в отличие от речевого общения способна закрепить, сохранить и передать информацию с помощью письменных знаков, позволяет общаться в пространстве и во времени.

Труден и долог был процесс становления письменности, длившийся тысячелетия. Первой попыткой передачи информации неречевым способом принято считать предметное письмо, которое составлялось из совокупности предметов одним человеком для передачи информации другому человеку. Такими предметами мог быть пучок стрел, означавший объявление войны или дым костра, предупреждающий об опасности и многое другое. Однако такая информация не всегда могла быть истолкована верно. Следующим шагом в становлении письменности явилась пиктография — закрепление и передача с помощью рисунков информации. Считается, что этот самый древний способ письма появился в эпоху палеолита. Правда, не все специалисты признают пиктографию началом письменности, т. к. такое письмо можно было трактовать по-разному. В течении тысячелетий пиктографическое письмо перерастает в идеографическое, где рисунки заменялись условными знаками, определенными символами, например, воду изображали в виде волнистой линии и т. д. Такие изображения греки назвали иероглифами. Такое письмо уже широко использовали в IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Египте, Древнем Шумере, немного позже — в Древнем Китае. На протяжении III-II тысячелетий до н.э. иероглифическое письмо превратилось в слоговое письмо клинописного типа (письмо писали на глиняных табличках заостренной палочкой из камыша, затем таблички обжигали в печи и сушили), которым уже пользовались в Восточном Средиземноморье. Клинописное письмо было очень сложно для усвоения, т. к. насчитывало тысячи специальных знаков, что требовало профессионализма и привело к возникновению целого социального слоя писцов.

Важнейшим этапом на дороге упрощения письменности стало звуковое, буквенное письмо, в котором определенный знак соответствует каждому звуку речи. Знаки обозначали уже не предметы, а звуки и слоги и графически передавали звуковые обозначения. Теперь следовало запомнить всего два-три десятка букв и та точность, с которой будет письменно воспроизведена речь, не идет ни в какое сравнение с другими способами. Первыми буквенное звуковое письмо стали применять народы, у которых гласные звуки имели меньшее значение, чем согласные.

В конце II тысячелетия до н. э. у финикийцев, древних евреев возник алфавит. Финикийский алфавит положен в основу древнегреческого письма, а также арамейского, который позже ляжет в основу индийской, арабской и персидской письменных систем. Греческое письмо берет начало от финикийского. В греческом алфавите стало больше букв, которые передавали все звуковые оттенки речи, они ввели знаки для всех гласных, изобрели полную письменную систему. Вряд ли найдется ответ на вопрос: кто первым из людей изобрел буквенно-звуковое, алфавитное письмо или систему письменности. Возникновение письменности было продиктовано требованиями жизни и развитием человеческого общества.

Язык есть система знаков, являющаяся основным средством общения.

Письменность – система знаков, закрепляющая язык.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, Конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имён мы никогда не узнаем, не изобрёл бы земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далёких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации. Когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя племени или Бога, мы никогда не узнаем точно. В это время и началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая, она же информационная. Человек оказался включённым в поток истории. Благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далёкие потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников. Добрая традиция научных работ – тщательное изучение предыдущих исследований с последующим вычленением крох нового знания – сформировалась на основе возможности работать в богатых библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили свои накопленные знания, быть может, давно почившие светила.



Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности. Ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего, жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Основная предпосылка создания письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

II. Письменность развивается, эволюционирует, но тем не менее сравнивать и оценивать, какое письмо является лучшим или лучше несколько некорректно. Во-первых, различные типы письма могут по-разному подходить к тому или иному языковому строю. Во-вторых, за системой письма стоят не только звуки языка, но и история и культура. Именно поэтому с таким трудом проходят даже небольшие реформы графики и орфографии. Само собой разумеется, их проводят для удобства пишущих и читающих потребителей, но страдают от этого прежде всего образованные носители языка, привыкшие к определённой, быть может, устаревшей графике и орфографии. Многие русские писатели не приняли реформы 1917-1918 гг. и в эмиграции продолжали издавать книги в старой кодировке (на этом настаивал, в частности, И.А. Бунин).

Преобразование графической системы, пустившей глубокие корни, грозит поистине катастрофическим ущербом. Так, например, с 1930 по 1940 гг. таджикам и узбекам пришлось дважды менять письменность: сначала перейти от арабского алфавита к латинскому, а затем, во время политики русификации, - от латинского к кириллице. После этих реформ целый народ остался практически без книг и утратил свою письменную культуру. Практически не допускают никаких графических реформ англичане, именно поэтому их алфавитное письмо может считаться алфавитным только с большой натяжкой. Действительно, как соотносятся буквы и звуки в английском слове knight – (najt)? Но не считать же английское письмо иероглифическим! Все эти вопросы так или иначе учитывает теория письма, которая состоит из двух частей. Связь между письменными знаками изучает грамматология (в 1952 году этот термин ввел американский лингвист Игнас Джей Гельб, который и определил эту область как отдельную науку). Собственно начертанием и формой знаков занимаются палеография и эпиграфика (если объект изучения – это надписи, высеченные на твёрдом материале). Так, например, грамматологические знания необходимы, если нужно создать письменность для бесписьменного народа, а сведения о клинообразной форме знаков, их происхождении и способе нанесения относятся к палеографии. Некоторые культуры придают форме знаков особое значение. В Китае каллиграфия считается искусством: иероглифов много, они сложны, и небрежный почерк сделает текст нечитабельным. Напротив, тот, кто не блещет особой изящностью почерка, вряд ли будет от этого сильно страдать – написанное буквами разобрать почти всегда нетрудно.

Язык есть главное средство общения людей и поэтому всегда существует в обществе. Пока есть люди, которые пользуются языком как основным средством общения, язык жив, он непрерывно изменяется. Возникая в речи (устной или письменной), лингвистические инновации постепенно находят себе все большее применение, начинают употребляться всё чаще, приобретают таким образом статус правила. Со временем люди начинают рассматривать эти лингвистические явления как нечто само собой разумеющееся, обычное как факт языка.

Если же язык перестал быть основным средством общения в каком-либо социальном коллективе, он становится мертвым. Три причины могут вызвать такое положение. Во-первых, может исчезнуть народ-носитель данного языка. Так, последние тасманийцы умерли в прошлом веке, а вместе с ними и тасманийские языки. Во-вторых, народ может усвоить новый язык, забыв старый. К подобным мёртвым языкам относятся, например, шумерский, хеттский и хурритский, готский и прусский. Наконец, мертвым может стать какой-либо литературный язык, сохранившийся в каких-либо ограниченных сферах употребления, притом во всех остальных сферах используется живой язык, по происхождению связанный со старым литературным языком. Таково взаимоотношение между мертвым латинским и романскими языками, классическим монгольским и современным монгольским языками, старославянским и болгарским языками.

Некоторые письменности были изобретены, а остальные – и их большинство – появились в результате постепенной и долгой эволюции. Среди изобретенных, так называемых авторских письменностей – славянское письмо, армянское, грузинское и другие.

Армянское письмо было создано в начале V столетия, в период борьбы армян за политическую и духовную независимость от Персии и Византии. Армянский алфавит разработал просветитель епископ Месроп Маштоц (361-440).

И в современном мире люди изобретают письмо. Так, в первой половине XIX века индеец племени чероки Секвойя, будучи стопроцентно неграмотным, придумал и ввел письмо для своего народа. На территории России словесное письмо изобрёл чукотский пастух Теневиль, но им пользовались только его родственники и знакомые. В бывшем Советском Союзе для многих языков были созданы письменности на базе русского алфавита. Над ними работал коллектив учёных-лингвистов, то есть такие письменности были созданы искусственно.

Изобретение новой письменности – глобальнейшее дело, титанический акт творчества, часто определяющий культурное и политическое развитие народа (конечно, в том случае, если эта письменность прижилась, распространилась и сохранилась).

Про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрёл. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал. Они создавались и совершенствовались на протяжении многих веков разными людьми. Да и у письма в целом, насколько можно судить, единственного создателя не было, как и у колеса, речи и множества других критичных для истории человечества изобретений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1) Что является основной предпосылкой создания письменности?

2) Основная функция языка.

3) «Живые» и «мертвые» языки.

4) Взаимосвязь языка и письменности.

Изобретение человеком письма, как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий, во многом определившим прогресс современного общества. Главное достоинство письма заключается в том, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений, передавать потомкам свои знания о мире. В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать, или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а до этого люди общались друг с другом с помощью письма - писали друг другу письма, создавали различные деловые бумаги (документы), фиксировали свои знания и переживания в книгах.

Дифференциация человеческой деятельности привела к тому, что в настоящее время существуют тексты, которые предназначены именно для зрительного восприятия, или чтения, они содержат чрезвычайно сложную, системно и логически организованную информацию, которую невозможно полностью освоить при прослушивании, необходимо иметь возможность прочитать ее. Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации,человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.

Созданные человеком тексты являются лишь одной из форм существования языка, другой основной формой его существования является устная речь. Устная и письменная речь являются воплощением, материализацией человеческого языка - основного средства общения. Однако нам известны и другие средства коммуникации, которые использовались в доисторическую эпоху существования человечества и продолжают использоваться в наши дни. Например, широко известен язык жестов, которым пользуются в тех случаях, когда говорить или писать невозможно. Различные произведения искусства, такие как картина, нарисованная художником, мелодия, созданная композитором, танец, поставленный балетмейстером, также в определенной мере являются средствами общения, ведь через них художник пытается передать нам определенные мысли, чувства, эмоции, состояние души. Предметы, сделанные человеком, или используемые им, также могут о многом информировать нас. Но, как легко увидеть, данные способы коммуникации ни в какой степени не могут сравниться с языком по универсальности, точности и объему передаваемой информации.

Исследователи письменного языка употребляют большое количество терминов, которые следует пояснить. Прежде всего различают письмо и письменность. Когда говорят о письменности , то прежде всего имеют в виду совокупность письменных памятников, текстов какого-либо языка, или документов, выполненных с помощью письма того или иного народа. Под письмом же имеют в виду средство общения, или средство коммуникации; более же точно следует определить письмо как знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью графических знаков осуществлять коммуникацию на расстоянии и во времени. Иногда в качестве синонима слова письмо употребляют термин графика, по значению они чрезвычайно похожи, но у последнего более узкое значение: слово графика произошло от греческого grapho > "пишу" и обозначает совокупность начертательных средств того или иного языка , буквы, или графемы, знаки препинания, а также данный термин обозначает науку, изучающую соотношение между знаками письма и элементами звукового строя языка . Графемой называют минимальный знак письменной системы языка, обозначающий ту или иную единицу языка – фонему, морфему, слово . Обычно графема соотносится с буквой в алфавитном письме, с иероглифом в иероглифическом, с силлабемой в слоговом, однако это не всегда так, более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже. Неоднозначность соотношения звук - графема для алфавитного письма весьма характерна для известных нам алфавитов, так например, диграф – письменный знак, состоящий из двух букв и обозначающий одну фонему - ch в английском языке обозначает звук [ш], а в немецком [х].

Помимо графики в письме обычно выделяют еще две составляющих: алфавит и орфографию . Слово алфавит пришло из греческого языка: "альфа" и "вита" - названия двух первых букв греческого алфавита, "вита" ранее называлась "бета", отсюда слово аlphabet в других современных европейских языках. Любой алфавит представляет собой упорядоченную систему письменных знаков, передающих звуковой состав слов языка посредством символов - графем, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение алфавита позволило людям записывать любые, даже самые сложные тексты на своем родном языке, хранить их, передавать на расстоянии, это, в свою очередь, способствовало повсеместному распространению грамотности, сделало образование одним из наиболее важных открытий цивилизации. Однако открытие алфавита не привело бы таким результатам, если бы одновременно с ним не развивалась орфография, исторически сложившаяся система правил, обеспечивающих единообразие написаний. Никто не будет спорить, что одно и то же слово можно записать по-разному, но для того, чтобы написанное было понятно всем, необходим целый комплекс правил, благодаря которым любой текст был бы понятен различным людям. Термин орфография также произошел из греческого и буквальное означает "правильное написание" из греч. orthos - "правильный" и grapho - "пишу".

Письменность на земле существует уже около трех тысячелетий, поэтому ее изучает множество наук. Так, палеография – историко-лингвистическая дисциплина, изучающая историю создания письменных знаков; исследует памятники письменности с целью выявления закономерностей развития письменных систем различных народов; описывает процесс создания знаков письменности и их развитие; устанавливает закономерности, соответственно которым меняется письмо; практическая и описательная палеография исследует индивидуальные особенности писцов и самих древних рукописей с целью определения их подлинности, времени и места создания. Это очень серьезная наука, которой посвятили свою жизнь такие крупные русские ученые как В.Н. Щепкин, И.И. Срезневский, И.В. Ягич, П.А. Лавров, исследовавшие памятники древнеславянской и русской письменности. Палеография преимущественно занимается изучением рукописных текстов. Зарождение научной палеографии тесно связано с именем монаха-бенедиктинца Бернара де Монфокона, который и ввел в научный обиход и сам термин. Опираясь на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв, и на основании этих таблиц составил первое научное описание рукописей. Главной задачей палеографии является установление и систематизация хронологических и локальны особенностей письма датированных рукописей с целью последующей оценки других, которые не имеют в своем тексте ни прямой даты, ни указания на место написания. Объектом палеографии являются письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные, разделительные знаки, приемы сокращенного написания слов, орудия и материалы письма. Достижения палеографического анализа рукописей используются в историческом языкознании, литературоведении, искусствознании и истории. Эпиграфика - дисциплина, изучающая древнейшие надписи, сохранившиеся на камнях, металле и керамике и пр., найденные при археологических раскопках. Ее основные задачи - установление времени и места, где была сделана надпись, ее расшифровка, установление типа письма, значения письменных знаков. Письменные тексты изучает и культурология , которую в большей степени интересует их содержание, так как основная цель этой науки проследить, как изменялись человеческие знания о мире, оценки тех или иных явлений действительности с течением времени. Относительно новой наукой является грамматология, поставившая перед собой цель установить на основе сравнения различных систем и типов письма общие принципы, управляющие его развитием. Термин грамматология также пришел из греческого языка - gramma(tos)"буква" и logos "слово, суждение, наука". Буквально его можно понять как "наука о буквах", и действительно, основным предметом изучения данной науки является письменный знак, обозначающий ту или иную единицу языка, слово, морфему, слог, звук, фонему и под. В грамматологии изучается внешняя форма письменного знака, то есть история его начертания, происхождение, эволюция его внешнего облика, а также и внутренняя форма письменного знака, то есть то, с какой единицей языка он соотносится, соотносился ранее, в каком направлении проходила его семантическая эволюция. Таким образом, грамматология это наука, изучающая историю письма, логику развития типов письма, историю написания отдельных знаков, их внутреннюю форму; а также занимающаяся сравнительным анализом графики различных народов. Первые серьезные исследования в данной области появились только в середине нашего века, к ним следует отнести монографии И. Гельба, Д. Дирингера, Й. Фридриха и целый ряд других работ.

Итак, письменный текст является одной из форм существования языка, он обладает своей спецификой и в настоящее время автономностью. Выдающийся немецкий ученый В. Гумбольдт писал: «Только звучащее слово является как бы воплощением мысли, письмо - воплощение звучания. Его наиболее общим значением является то, что оно фиксирует речь и этим делает возможным совсем иное размышление о ней, чем отзвучавшее слово, которое только находит себе место в памяти". Сравнивая особенности устной и письменной форм речи, все ученые подчеркивают вторичность, несамостоятельность письменной речи. Так, в работе "Об отношении русского письма к русскому языку" И.А. Бодуэн де Куртене выделяет два вида речевой деятельности - "произносительно-слуховую и писанно-зрительную". "Произносительно-слуховое может возникать и мыслиться совершенно независимо от писанно-зрительного: писанно-зрительное же имеет смысл, осмысливается только в связи с произносительно-слуховым".

Однако вторичность письменной речи совсем не означает ее второстепенности, несамостоятельности. Между устной и письменной речью существуют серьезные различия, которые связаны с особенностями их порождения и восприятия. Так, устная речь спонтанна, говоря что-л. мы произносим звуки, из которых состоят предложения и слова неосознанно, иными словами устная речь недискретна, она не членится на мельчайшие составляющие. Письменная же речь дискретна, так как создавая какой-л. текст, мы осознанно пишем букву за буквой, для чего первоначально расчленяем слово на звуки. При восприятии же речи это соотношение меняется, так, слушая какой-л. отрывок, мы воспринимаем отдельно звук за звуком, а лишь затем отождествляем данный набор звуков с каким-л. смыслом, искушенный же читатель может читать целыми словами, или словосочетаниями.

Итак,письмо является своеобразным кодом, который переводит звуковой поток речи в линейную систему воспринимаемых с помощью органов зрения оптических сигналов . Неоднократно указывая на вторичность письма по сравнению с устной речью, следует отметить и тот факт, что люди, которые много читают, делают это без мысленного проговаривания текста, а опытные машинистки печатают текст спонтанно, механически, то есть также без внутреннего проговаривания. Иными словами, с течением времени и приобретением достаточного опыта чтение и письмо становятся более автономными, независимыми от слушания и говорения. Приблизительно то же происходит и с письменной речью, она все более и более обособляется от устной, и даже оказывает на нее сильное влияние.

С развитием письменности у каждого народа складывается литературный язык, нормы языка. Мы говорим "говорит как по писанному", "говорит как пишет", когда хотим подчеркнуть правильную бойкую речь говорящего. Л.В. Щерба писал: "Несомненно, что при известных условиях жизни в той или другой мере развивается письменный язык, не рассчитанный на произнесение, и я глубоко убежден, что возникновение некоторых явлений литературных языков, как, например известные сложные синтаксические построения и многие другие явления, объясняются именно таким путем". Письменная форма языка постепенно становится все более независимой от устной, ее элементы, графические знаки, начинают функционировать наравне с фонетическими как различные формы материализации значений. Складывается особый книжный стиль языка, тексты которого рассчитаны не на произнесение, а на прочтение, что дает возможность оперировать более сложными логическими понятиями, абстрактными значениями. Не следует все же представлять себе, что устная и письменная речь, автономизируясь, отдаляются друг от друга. Законы, на основе которых организуются, выстраиваются письменные и устные тексты, являются общими для обеих форм языка. Й. Вахек делает следующее замечание: "Устную и письменную норму следует считать координированными величинами, которые не подчинены более высокой норме и сопринадлежность которых следует приписать лишь тому факту, что они используются в одном и том же языковом сообществе в комплиментарных функциях". Иными словами, нормы книжной речи регулируют текст, рассчитанный на прочтение, они отличаются от норм разговорной речи прежде всего этим, а во вторую очередь они отталкиваются от них, так как разговорная и книжная речь должны отличаться друг от друга в той степени, в какой отличаются и ситуации их применения. Отметим, что следует различать термины письменная и книжная речь , а также устная и разговорная речь . Вторые термины из каждой пары (книжная и разговорная) прежде всего характеризуют стили языка, первые - материальную форму фиксации текста. Так, разговорный отрывок может быть письменным, то есть являться написанным, записанным, например, текст диалога героев художественного произведения - рассказа, романа, драмы, но при этом он рассчитан либо на устное воспроизведение (драматический отрывок), либо на его имитацию (отрывок романа), книжный же текст может быть произнесен, однако для того, чтобы он был адекватно усвоен, он либо должен быть некоторым образом изменен, либо подкреплен его дополнительным прочтением.