Маркетри - один из самых дорогих, эллитарных и древних видов декоративно-прикладного искусства.
Пожалуй, это единственный вид искусства, который никогда, т.е. с глубокой древности и до сих дней, не спускался с олимпа эллитарности. Однако, справедливости ради, надо сказать, что отдельные проявления этого искусства, все же проникли в масовое производство, но не более.
В целом же, высокохудожественные произведения этого искусства, и по сей день остаются недоступными даже, для так называемого, среднего класса. Это 100% произведения искусства эллит класса.

В наше постиндустриальное время старинный стиль маркетри оживает, пускает здоровые ростки, и я думаю, мы станем свидетелями его нового расцвета на наших необъятных просторах в современных дворцах и усадьбах, потому как "красиво жить не запретишь".

Например в Европе данная техника и традиция инкрустирования фасадов мебели, стеновых панелей и столешниц не прерывалась на столь долгий период, как у нас, и относится к одной из составляющих для создания классического интерьера, а как известно классика - всегда в моде.

Маркетри - особая техника мозаики из дерева. её принцип состоит в том, что на древесную основу наклеиваются пластинки из ценных пород дерева толщиной от 1 до 3 мм. Эти пластинки подбираются таким образом, что вследствие различной текстуры и цвета из них формируются узоры и рисунки.

Эта техника появилась во 2-й половине 16 века в Европе, после изобретения станка для производства пиленого шпона.


В Россию техника маркетри завез Петр 1 в 18 веке, где и развилась до уровня настоящего искусства. Русские мастера мозаикой маркетри украшали столы, шкафы, двери и другую мебель. Самыми популярными сюжетами для техники маркетри были цветочные и растительные узоры, орнамент из геометрических фигур, пейзажи и сценки из библии.

Маркетри получило своё второе рождение в наши дни. С помощью этой техники дизайнеры возрождают к жизни старые предметы мебели, придавая им оригинальный и неповторимый вид!


Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева.


Кресло из Древнего Египта

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева.


Маркетри из Мессопотамии

Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.


В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation - «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») - техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч.


После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу.

Станок для производства пиленого шпона.

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку.

Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.


В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции - на XVI век.


Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели.

Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.


Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон - черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль.


Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.


Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.

В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно.

По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II. При декорировании большей части мебели в Зимнем дворце, художники использовали технику маркетри.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это - пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп.

В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность и это вполне объяснимо. Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

Маркетри - один из самых дорогих, эллитарных и древних видов декоративно-прикладного искусства.
Пожалуй, это единственный вид искусства, который никогда, т.е. с глубокой древности и до сих дней, не спускался с олимпа эллитарности. Однако, справедливости ради, надо сказать, что отдельные проявления этого искусства, все же проникли в масовое производство, но не более.
В целом же, высокохудожественные произведения этого искусства, и по сей день остаются недоступными даже, для так называемого, среднего класса. Это 100% произведения искусства эллит класса.

В наше постиндустриальное время старинный стиль маркетри оживает, пускает здоровые ростки, и я думаю, мы станем свидетелями его нового расцвета на наших необъятных просторах в современных дворцах и усадьбах, потому как "красиво жить не запретишь".

Например в Европе данная техника и традиция инкрустирования фасадов мебели, стеновых панелей и столешниц не прерывалась на столь долгий период, как у нас, и относится к одной из составляющих для создания классического интерьера, а как известно классика - всегда в моде.

Маркетри - особая техника мозаики из дерева. её принцип состоит в том, что на древесную основу наклеиваются пластинки из ценных пород дерева толщиной от 1 до 3 мм. Эти пластинки подбираются таким образом, что вследствие различной текстуры и цвета из них формируются узоры и рисунки.

Эта техника появилась во 2-й половине 16 века в Европе, после изобретения станка для производства пиленого шпона.


В Россию техника маркетри завез Петр 1 в 18 веке, где и развилась до уровня настоящего искусства. Русские мастера мозаикой маркетри украшали столы, шкафы, двери и другую мебель. Самыми популярными сюжетами для техники маркетри были цветочные и растительные узоры, орнамент из геометрических фигур, пейзажи и сценки из библии.

Маркетри получило своё второе рождение в наши дни. С помощью этой техники дизайнеры возрождают к жизни старые предметы мебели, придавая им оригинальный и неповторимый вид!


Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева.


Кресло из Древнего Египта

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева.


Маркетри из Мессопотамии

Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.


В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation - «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») - техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч.


После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу.

Станок для производства пиленого шпона.

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку.

Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.


В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции - на XVI век.


Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели.

Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.


Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон - черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль.


Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.


Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.

В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно.

По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II. При декорировании большей части мебели в Зимнем дворце, художники использовали технику маркетри.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это - пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп.

В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность и это вполне объяснимо. Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .

Маркетри

Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .

Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художественного паркета, оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .

МАРКЕТРИ

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит неболь-шой столик, очень простой по форме. Но посетители все же задержи-ваются около столика и подолгу рассматривают тонкий и сложный рису-нок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпели-вый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ. Художник с честью с ним справился, пока-зав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое. Суще-ствует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распро-странилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники мар-кетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаи-ки по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интар-сию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.
Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — одно-слойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм. Продается он в магазинах стройматериалов, в магазинах «Юный техник», «Пионер».

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Но и древесина обыкновенной березы вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протрав-ливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму— от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину со всевозможными пороками (ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.), позволяю-щими получать своеобразный рисунок.
Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубо-кому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.
Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва хорошо вымачива-ют в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом вы-сушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину про-травливают раствором хлористого железа. Для получения темно-корич-невого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серо-го — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентра-цию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.
Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки.

А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необ-ходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных ореш-ков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее на-резанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого про-стого способа.
На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяю-щихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных по-род с разной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычер-тите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон. А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его эле-менты на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.
Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого эле-мента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом.

По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке. Резак должен быть изго-товлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье о резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон пода-вайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подло-жите доску из мягкой породы дерева.
Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соеди-ненных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столяр-ным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.

Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Осно-вой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдер-жите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.
Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор мас-ляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона.

Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверх-ность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в тече-ние суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух ча-стей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в рас-плавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат на-бор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркаль-ный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном.

Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фраг-мента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета, — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнёзда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой ака-ции. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вы-резанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняет-ся точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.
После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе пер-вым способом. Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.
В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркет-ри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обла-дает собственными изобразительными возможностями — прекрасно вы-глядят, например, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.