История

Гжель - это название живописного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Это колыбель и основной центр русской керамики. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху. В 1972 Объединение "Гжель" создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.

Технология

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие предварительный (утильный) обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные мазками кисти. И вот заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который мастера зовут политым обжигом.

Особенности

Современное искусство гжели сложно и многообразно. Эта керамика - наиболее яркая, поэтичная и запоминающаяся среди русских промыслов. Популярны в России и во все мире традиционные фарфоровые изделия с кобальтовыми (синими и голубыми) узорами. Казалось бы одноцветная роспись должна сделать изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот - благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально. Рисунки гжель - это сюжеты из народной жизни прошлого - катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Узоры неповторимы, ведь каждую чашку или поднос мастер расписывает вручную, в единственном экземпляре.

Белый цвет фарфора играет роль контрастного фона. И главная задача художника - распределить остальные цвета таким образом, чтобы узор получился гармоничным и сбалансированным. Орнамент создает общую композицию с «взвешенным» центром.
Но не только кобальтовые оттенки составляют богатую палитру гжели. Современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику - костяной фарфор. Материал был открыт в Англии в 1750 году.

Костяной фарфор обычно белого цвета, с едва уловимым оттенком топленого молока. Если чашку из такой керамики поднести к источнику света, она просвечивает. Чистоту фарфоровой массы легко проверить, если вглядеться в блики на поверхности. Так хорошо просматриваются все ненужные примеси. Поэтому качественный костяной фарфор никогда не расписывают целиком. Красота белизны материала должна подчеркиваться рисунком, а не скрываться.

Галерея




















Как ни странно, гжельская роспись не является на самом деле традиционно русским искусством. Петр I увидел нечто подобное, когда побывал за границей и решил скопировать увиденную технику в России. Для этого он приказал построить специальные поселения, в которых жили и тренировались бушующие художники. На гжельских заводах заимствованная техника смешалась с русским духом и национальными орнаментами. Она быстро стала популярной как в стране, так и за рубежом и стала внушительной частью экспортной продукции. Это искусство стало настолько престижным, что многие владельцы фабрик захотели переквалифицироваться из управляющих в ремесленников, занимающихся росписью.

Настоящая гжельская посуда делается из фарфора и фаянса. Начинающим конечно лучше сначала потренироваться на одноразовой бумажной посуде. Для рисования по ней хорошо подойдет гуашь. Если вы собираетесь использовать посуду по назначению, используйте несмываемые краски для керамики.

Какие орнаменты считаются гжельской росписью?

Типичный набор рисунков включал в себя русских животных, цветы, предметы национального быта (самовар, матрешки), комические сценки из жизни русской деревни (катание на санках), сценки из русских сказок (Иван-Царевич на сером волке). Один из любимых сюжетов мастеров: в центре большого блюда изображена гордая птица, например журавль или цапля. Основное изображение дополнено схематичным изображением природы или архитектуры на заднем плане. На краях блюда сделан цветочный орнамент.

Мало кто знает, что гжельские мастера специально создавали на экспорт по заказу японцев посуду для чайных церемоний, пиалы и фарфоровые фигурки.

Техника гжельского рисунка напоминает японскую живопись тушью. Красота картинки зависит не от детальной прорисовки, а от умения нанести интересный штрих и сделать красивый переход оттенков. Для того, чтобы сделать штрих с переходным оттенком, используйте одновременно на кисти краски двух цветов - белого и синего. Сначала обмакните кисть в белую гуашь, потом опустите ее кончик в синюю краску. Проведите по бумаге - получится штрих неоднородного цвета. Экспериментируйте с разбавлением краски, получая разные оттенки. Для такого мазка хорошо подойдет широкая твердая кисть в форме лопатки.

Рассмотрим основные элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.

1. Орнамент-сеточка. Проведите очень тонкие линии темно-синим цветом и нарисуйте внутри полученных ячеек круги или квадраты.

2 Линии для создания ободка тарелки. Обычно это волнистые линии с мягкими завитками, от которых отходят в стороны точки, ботанические орнаменты. Никаких острых углов.

3. Узоры, составленные из множества маленьких штрихов в виде капли. Таким способом обычно рисуются цветы и листья. Капли могут быть как одноцветные, так и переходного цвета.

Попробуйте нарисовать на тарелке большой сказочный цветок, сначала сделав большие штрихи как основу и постепенно добавляя мелкие детали.

Гжельская роспись

История Гжельской росписи

Гжель - один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Исторически, - это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. В современное время Гжельская волость входит в состав Раменского района Московской области.

Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики* . Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду . К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

*Майолика - это изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

В начале 1804 года братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Затем один из братьев Куликовых, Павел выучился технике изготовления фарфора , придумал свой горн (печь для обжига), разработал рецепты глиняной массы и наладил фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.

Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла.

В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».

Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1972 году было создано Объединение "Гжель", в которое вошли все мелкие производства расположенные в соседних деревнях. Творческие группы разработали новые образцы и новые формы изделий.

Технология Гжельской росписи

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера - художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора - живописное начало . Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Мазок с тенью

Кистевой "мазок с тенями" , обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

В технологии гжельской росписи существует понятие "росписи одной кистью" когда каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик" , когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску - кобальт , которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Она разводиться водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Елена Улимова

Фарфоровые чайники,подсвечники,часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье -Гжель .

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную,что сердцу так мила,

Кисть мастера на глину легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

ЕЕ трава шелковая,ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения!

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! «Если птицей взмыть над Гжелью , увидишь : на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.


Если кротом порыться в земле, узнаешь : земли гжельские тощи , для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.

И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий :

Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка ? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там.

Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут - все в один голос :

О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.

И замолчит чужак, и невдомёк ему : как это люди глиной кормятся?»

А. В. Перегудов «В те далекие годы»


Что такое Гжель .

Край фарфорового чуда,

А кругом него – леса…

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель» , т. е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т. ч. и в (о) Гжели . Старообрядцы там живут и до сих пор.


Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским» . Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине -белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами . Такое я увидела в первый раз.

Гжель – название народного «сине-белого » промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся , кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения) : Трошкво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить : поехать не «в Гжель » , а «во Гжель » .

Гжельская волость в к . 18в. в одной из ревизских сказок описывалась так : «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.


История промысла.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность : здесь находится Гжельско -Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу» . Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины» . Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка» ; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка» , которая используется для изготовления фарфора и фаянса.


Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит : молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.


Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков» , «писарих» , а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.


Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой» . Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.

В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины , писал : «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская , которой ни где не видел я белизною превосходнее». Так и повелось : при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину , из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла ! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было : 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди» ! Жизнь кипела!

Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине -белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели, «капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» . Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.


Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса.

Гжельская роза . «Азбука мазков» .

Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной , посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола : каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза .

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера , не стесняясь новой синей моды , для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди, желтая (соли сурьмы, вишнёвая (соли марганца) . Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка» .

У гжельцев есть свои секреты , как, скажем розу, сделать именно гжельской розой .

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели .

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба ».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми» . Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета .

*** «Мазок с тенями» . Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники . Давайте нарисуем розу.


ужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски , т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку ;


школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна : стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н. И. Бессарабова

*** А. Б. Салтыков «Азбука мазков»

"Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда – ярко светится оттуда, как родные небеса".

Гжельский рисунок - это невероятное и уникальное народное искусство росписи.

История происхождения

Первоначально "Гжелью" называлась местность на юго-востоке Московской области, богатая глиной. Жители этих сел были прекрасными мастерами гончарного дела, поэтому со временем народное творчество, вышедшее из этого региона, получило название в честь этого местечка. О таких рисунках (гжельских майоликовых) упоминается еще в древних документах великого князя Ивана Даниловича Калиты. В те времена гжельские рисунки были цветными. Гжельцы расписывали предметы домашнего обихода: тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины, игрушки и т.д. В XIV веке гжельская местность стала центром керамического производства Руси. С появлением новых технологий, в XVIII веке был основан выпуск фарфоровых изделий и так называемого "полуфаянса", который расписывали мастера синей краской , ставшей впоследствии символом гжельских изделий (изначально в росписи фарфоровых изделий преобладали золотистые тона).

В конце XIX –начале XX вв. промышленный кризис в России негативно сказался на гжельском творчестве, но в середине прошлого века было восстановлено это направление. Период восстановления ознаменовался разработкой нового дизайна – синяя роспись на белом фоне . Основу краски для гжельского рисунка составил высокотемпературный кобальт. В этот период зародилось объединение "Гжель", собравшее лучших мастеров искусства. В конце 80-х годов лучшим художникам этого направления была присуждена Государственная премия имени Репина. На сегодняшний день Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Данный регион является одним из крупнейших гончарных центров всей России.

Тематика гжельского рисунка

Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир. Они могли объединять в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от архитектуры и иконописи, а так же плоды собственной фантазии. Чаще других изображений встречаются архитектурные пейзажи и мотивы природы: птицы, растения и животные.

На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:

  • растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);
  • орнаментальная. В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
  • cюжеты (природа и времена года).

Изделие без росписи именуются "белье" , а синяя роспись по белому - "крытье" .

Техника росписи

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

  • наносится только вручную ;
  • использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок) . Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали "пятицветкой" – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Гжельский рисунок считается подглазурный (вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).

Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков , которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".

Соблюдение правил технологии гжельской росписи позволяет создать неповторимые вещи.