План работы с детьми Обязательная педагогическая документация воспитателя. Жестких требований к ведению этого документа нет, но все же есть несколько важных позиций, которые необходимо соблюдать при подготовке этого документа: объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования; уметь выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с примерной общеобразовательной программой, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями всего образовательного про­цесса в ДОО; четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. 2


3 План воспитательно-образовательной работы с детьми документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, если план модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для реализации программных задач. Важное условие реального планирования работы учет профессиональной компетентности воспитателей, специфических особенностей конкретной возрастной группы, педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образо­вательная деятельность.


4 план воспитательно-образовательной работы с детьми, должен отвечать определенным требованиям: принципу развивающего образования, цель которого развитие каждого ребенка; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; планируемые содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики; он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей; соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.


Формы планирования образовательного процесса Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный Н.А. Коротковой (Опубликован в журнале «Дошкольное воспитание») Предложенный план основан на комплексно-тематическом принципе планирования, обладает свойством компактности (визуальной обозримости) и позволяет охватить все темообразующие факторы и культурные практики в форме партнерских занятий взрослого с детьми, увидеть их взаимосвязь во времени. 5 Неделя месяца События в окружающем Познавательно - исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) Предметный материал («смоделирован ые» события) Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам это? Как это сделать?) Художественные тексты (воображаемые события) План воспитательной работы 1


Формы планирования образовательного процесса Второй вариант плана широко используется в работе ГБДОУ 69 Санкт-Петербурга 6 План воспитательной работы 2 День недели/ Дата Образовательная Область Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая, подгрупповая Индивидуальная


Формы планирования образовательного процесса 7 План воспитательной работы 3 Вашему вниманию мы предлагаем третий вариант планирования, который состоит из четырех разделов. 1-й раздел «Общие сведения» В этом разделе представлены таблицы, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОО в начале учебного года. Таблицы содержат следующие колонки: Сведения о детях и родителях; Взаимодействие с семьями детей; Режим дня группы (холодный период года}; Режим дня группы (теплый период года); Листок здоровья; Система закаливания в группе; Двигательный режим; Гимнастика; Результаты обследования речи детей; Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи. Общие сведения


Формы планирования образовательного процесса 8 План воспитательной работы 3 2-й раздел «Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми» Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год, с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Принцип комплексно-тематического планирования работы воспитателя с детьми в настоящее время все чаще используется в образовательном процессе. Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми включает шесть блоков. Месяц недели Собы­тия, праздники, Традиции Тема Осень Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на сентябрь


Формы планирования образовательного процесса 9 Месяц недели Собы­тия, праздники, Традиции Тема Осень Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на сентябрь Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, помогающую становлению самостоятельной деятельности дошкольников по освоению предложенных тем. Так, Н.А. Короткова предлагает в обобщенном виде четыре тему образующих фактора, которыми может руководствоваться воспитатель при выборе тем и их планировании. Первый реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники). Второй воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий события, специально «смоделированые» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих у них неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?). Четвертый события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.


Формы планирования образовательного процесса 10 План воспитательной работы 3 3-й раздел «Перспективное планирование по видам детской деятельности» В этом разделе предусматривается планирование работы с детьми, на квартал и месяц по основным видам детской деятельности (двига­тельная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- иссле­довательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование), каждая из которых имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. 4-й раздел «Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)» В еженедельный план работы включаются два блока: содержание НОД и формы организации детей. Хочется напомнить, что воспитатель вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с детьми, но все же надеемся, что предложенные нами варианты найдут своих почитателей. В случае затруднения на помощь всегда придет старший воспитатель.


Памятка «Правила организации рабочего дня» 11 Отведите для каждого дела определенное время, работайте стабильно, без срывов и «пиковых нагрузок». Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня: завтра у вас появятся другие дела и вы не выполните намеченное. Цените не только свое, но и чужое рабочее время; воспитывайте в себе привычку уважать время других людей. Не опаздывайте и требуйте того же от членов вашего коллектива. Вечером, перед уходом с работы, составьте детальный план того, что надо сделать завтра, чтобы с утра можно было сразу приступить к работе. Избегайте длительных телефонных переговоров, ведите беседу только на деловые темы, следите за громкостью своего голоса, не раздражайтесь, помните, что нервозность и раздражение отнимают у вас время и силы. Помните, что всегда есть возможность намного увеличить свое производительное время, полнее использовать его; время поездок, ожиданий можно занять просмотром записок, чтением и другими полезными делами. В конце рабочего дня выполняйте какую-либо техническую рабо­ту, не требующую высокой интеллектуальной активности. Имейте всегда под рукой предметы, которыми постоянно пользу­етесь; всегда кладите их на место. Не делайте то, что может сделать ваш подчиненный, не тратьте времени впустую, цените себя как профессионала.


12 План семинара-практикума для воспитателей ДОО «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Сентябрь. Новое законодательство об образовании. Структура и содержание федерального государственного образо­вательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Октябрь. Комплексно-тематический принцип построения образо­вательного процесса в детском саду. Модель организации педагогического процесса в ДОО. Ноябрь. Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательных областей. Декабрь. Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных задач. Январь. Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Обновление предметно-развивающих сред в ДОО. Февраль. Психологическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Планирование образовательного процесса в группах. Март. Социальный портрет ребенка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Апрель. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы. Интегративные качества выпускника детского сада как итоговый результат освоения программы.


13 План семинара-практикума для воспитателей ДОО «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Май. Организация коррекционной работы в ДОО с учетом ФГОС ДО. Примечание. В теме семинара «Образовательные области» необ­ходимо говорить с воспитателями по каждой из них. Беседа может иметь следующую структуру: - цели, задачи и содержание образовательной области; - формы работы, где, в каких режимных моментах можно реа­лизовать образовательную область; - что из методической литературы может быть использовано; - с какими образовательными областями происходит интеграция данной области; - что принципиально нового появилось с введением ФГОС в целом и данной образовательной области в частности; - как и с кем из специалистов детского сада нужно взаимодействовать для успешной реализации этой образовательной области. Качество семинара будет зависеть от включения разнообразных форм, таких как лекция, круглый стол, практическое занятие, презентация и др.


14 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветствен­ные Включение в годовой план работы ДОО на 2014/15 уч. г. постоянно действующий теоретический семинар по изучению ФГОС ДО До______ 2014 г Старший воспитатель Размещение на сайте ДОО информации для родителей о ФГОС ДО В течение года // Сообщение на установочном педагогическом совете на тему «Законодательная инициатива в образовании»..2014/ // Консультация для педагогов «Что такое ФГОС ДО дошкольного образования?». Консультация «ФГОС ДО. Общие положения» Октябрь 2014 // Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образова­тельной программы: целевой раздел основной образовательной программы Ноябрь 2014 //


15 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветственные Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования»». Требования к разделам основной образова­тельной программы: содержание части про­граммы, формируемой участниками образова­ тельных отношений Январь 2015Старший воспитатель Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образова­тельной программы: содержание коррекционной работы; организационный раздел основной образо­вательной программы Февраль // Консультация «ФГОС ДО. Требования к усло­виям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к развивающей предметно-пространственной среде Март // Консультация «ФГОС ДО. Требования к усло­виям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: кадровым; материально-техническим; финансовым //


16 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветственные Консультация «ФГОС ДО. Требования к ре­зультатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» Апрель // Определение дорожной карты (плана работы) по внедрению ФГОС ДО в систему работы ДОО на гг. Май // Оформление пакета документов по внедрению ФГОС ДО в систему работы ДОО на гг. // Рассмотрение на итоговом педагогическом со­вете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Подведение итогов работы дорожной кар­ты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете //

В Российском образовании систематически происходят изменения, и эти перемены побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Это касается не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

Первый шаг к этой деятельности, безусловно - планирование. От того, насколько качественно сделано планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

Планы должны учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.

То есть нет и не может существовать готового плана именно под вашу группу и под ваших деток, пока вы не сделаете его сами. Готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению.

Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам. Медицинская и финансовая документации детского дошкольного учреждения ведутся медицинскими работниками и администрацией согласно нормативным документам соответствующих ведомств.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные формы планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. Какие же это виды и формы планирования?

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

Данный вид планирования должен отражать:

Наименование темы и период ее реализации;
решаемые педагогические задачи;
деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
варианты итоговых мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (НОД) составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

Сроки реализации;
образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
цели и задачи (на месяц);
виды детской деятельности,
используемую литературу и методические пособия,
работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

Требования к максимальной нагрузке на детей;
требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

Календарно-тематический план включает:

Планирование утреннего отрезка времени;
планирование НОД;
планирование утренней и вечерней прогулок;
планирование второй половины дня,
планирование работы с семьёй,
создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематическго планирования являются:

Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
Содержательный - определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных НОД и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Пример схемы модульного планирования.

Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю

План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО. План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и педагогического коллектива ДОУ)

Годовые задачи ДОУ;
режим дня группы;
расписание непосредственно образовательной деятельности;
циклограмма;
ежедневные традиции группы;
еженедельные традиции группы;
список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
список детей по подгруппам;
условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
сведения о родителях воспитанников группы;
перспективный план работы с родителями на год;
протоколы родительских собраний;
комплексно-тематическое планирование на учебный год;
перспективное планирование на месяц;
календарно-тематический планирование на каждый день;
рекомендации методиста.

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

Комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
работа по созданию развивающей среды.
оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения. Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

Текстовая,
сетевая,
графическая,
компилятивная.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.

Для перспективного и комплексно-тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.

Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.

Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.

Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.

Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.


«Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
Содержание.
Теоретическая часть.



Теоретическая часть.
Понятие «планирование», значение.
Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя (применительно к группе ДОУ – воспитателя). План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ – основной документ, на основе которого строится деятельность педагогов.
Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного характера планирования, сочетание стабильности и гибкости.Планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:
объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования;
четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ должен обладать строго продуманной структурой и содержанием. Однако в процессе его реализации возможны уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Чтобы уменьшить количество таких поправок, следует учитывать при составлении плана принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности и коллегиальности.
Требования к планированию воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ:
1.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
2.Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
3.Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми (кроме игровой формы, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы). Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
4.Ежедневно должна проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГТ по следующим образовательным областям: Здоровье (З); Физкультура (ФК); Безопасность (Б); Социализация (С);Познание (П); Труд (Т); Коммуникация (К); Художественное творчество (ХТ); Чтение художественной литературы (Ч);Музыка (М).
Виды планирования, их характеристика.
Планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное и перспективно-календарное, тематическое (календарно-тематическое планирование).
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
В перспективно-календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми. Право выбора вида и формы планирования образовательного процесса остается за педагогом, и этот выбор должен обсуждаться и утверждаться на педагогическом совете. К выбору наиболее оптимальных и удобных для педагога вида и формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога. Педагогам следует помнить, что с необоснованным увеличением объема плана увеличивается время его написания и сокращается время их общения с воспитанниками.
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
1.Установить объем плана в условно-учебных часах.
2.Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
3.Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми.
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Формы планирования воспитательно – образовательной работы.
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
2. Схема-сетка.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту - «организованная образовательная деятельность»);образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.


Приложенные файлы

Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой 10 .

При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.

Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана. Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание - на каждый день.

Перспективно-календарное планирование предусматривает:

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми - непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день. При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий. Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально - исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы. Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно-образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.

Планирование утреннего отрезка времени:

на месяц - труд в уголке природы;

Наблюдения;

Утренняя гимнастика;

Повседневный труд (дежурства);

Привитие КГН;

Занятия по интересам;

Игровая деятельность детей;

ежедневно - исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;

Развитие устной речи и выработке правильной интонации;

Стимулирование двигательной активности и др. - индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Планирование прогулки:

на месяц - подвижные игры;

Наблюдение;

Экскурсии;

Закаливающие процедуры;

ежедневно - работа с родителями - сюжетно - ролевые игры;

Физические упражнения;

Индивидуальная работа.

Первая половина дня:

на месяц - художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).

Труд по самообслуживанию - привитие КГН.

Занятия по интересам.

Игровая деятельность детей;

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Закаливающие процедуры.

Праздники, досуги, развлечения

ежедневно - специально организованная деятельность - виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

Вторая половина дня:

на месяц - повседневный труд (дежурства);

Привитие КГН; - занятия по интересам.

Игровая деятельность детей;

Художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - совместная деятельность воспитателя с детьми;

Закаливающие процедуры.

ежедневно - сюжетно - ролевые игры;

Физические упражнения;

Индивидуальная работа;

Работа с родителями

Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично - блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заместителем заведующего по ВМР ДОУ.

Предлагаемое планирование творческой группе - рассмотреть возможности разработки трех вариантов планирования:

1. Рабочая программа + перспективно-календарный план;

2. Перспективный план + новая форма календарного плана;

3. Тематическое перспективно-календарное планирование.

Модель плана и форма его написания будут рассмотрены на педагогическом совете. Планирование - это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.