Доброго всем дня! С вами на прямой связи Татьяна Сухих. На страницах моего блога читательница поделилась со мной профессиональной проблемой и попросила помочь. Суть в том, что она, прежде никогда не работав воспитателем, устроилась ДОУ строгих правил с, видимо, не очень отзывчивыми коллегами, поскольку некому подсказать новичку, какую документацию должен вести воспитатель и как составляются планы работы для средней группы. Разберемся!

Не хотелось бы пугать мою молодую коллегу-воспитателя, но документации хватает, так, что кругом идет голова порой. Но, если не запускать это «бумажное творчество», то все можно успеть.


Итак, что обязательно нужно оформить и вести в средней группе:

  • Локальные акты – это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется;
  • Рабочая программа по возрастной группе на год в соответствии с ФГОС, составленная по выбранной вашим ДОУ образовательной программе, например «От рождения до школы». На основе общей программы нужно сделать такой документ для своей группы;
  • Комплексно-тематические планы – это планы работы с детками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца. Ниже я приведу пример заполнения на октябрь;
  • Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д.;
  • Сетка занятий – упрощает планирование образовательной деятельности и представляет собой таблицу по дням недели, в которую вносим все занятия, в том числе, музыкальное, физкультурное;
  • Папка педагогической диагностики – здесь карты наблюдений за детьми, диагностики и рекомендаций;
  • Портфолио воспитателя – о нем я писала отдельную статью и не одну. Портфолио нужно вам для аттестации;
  • Папка по самообразованию – выбираем тему и постепенно наполняем папку материалами;
  • Табель посещаемости воспитанников;
  • Данные о детях и родителях;
  • Список детей;
  • План закаливания;
  • Схема посадки детей за столами;
  • Режим дня;
  • Адаптационный лист;
  • Журнал приема и ухода воспитанников;
  • Папка работы с родителями;
  • Протоколы родительских собраний.

Комплексно-тематическое планирование на октябрь для средней группы

Как и обещала, покажу пример, как составить комплексно-тематический план на октябрь для средней группы. По этому же принципу составляем на другие месяцы, но берем другие задачи. В принципе, все планы есть в свободно доступе в Интернете для скачивания.


Итак, октябрь:

1-2 неделя тема «Осень». Содержание работы: расширить представления деток об осени как времени года, дать понятие о разных признаках и особенностях погодных явлений осени, научить устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой. Вести сезонные наблюдения за природой, отмечать ее изменения, красоту. Дать представление о профессиях сельского и лесного хозяйства. Расширить знания о сезонных овощах, фруктах, в том числе – экзотических. Познакомить с осенними цветами. Воспитывать бережное отношение к природе и ее дарам. Формировать начальные сведения об экологии.

Мероприятия: праздник-утренник «Осень», выставка поделок из природных материалов, проект «Урожай», целевые прогулки.

3-я неделя тема «Азбука вежливости». Содержание работы: формирование представления о морально-этических нормах, развивать доброжелательные отношения между всеми воспитанниками. Укреплять положительные привычки: здороваться, благодарить, правильно выражать просьбы и т.п. Заполнение карты развития на каждого ребенка.

Мероприятия: сюжетно-ролевые игры «Вежливый медвежонок», кукольный спектакль «Здравствуйте!» Разработка индивидуального листа развития каждого ребенка.

4-я неделя тема «Мои любимые игрушки». Содержание работы: совершенствование и развитие игровой деятельности дошкольников. Формирование знаний и практических навыков общения между сверстниками, с взрослыми посредством игры. Расширить игровые приемы и обогатить опыт детей в игровой деятельности. Развивать творческие способности дошкольников в направлении самостоятельного развития новых сюжетов игр. Закрепить познавательный материал через дидактические игры.

Мероприятия: праздник народных игр и гуляний, соревнования в народные подвижные игры, комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Как выглядит календарный план на каждый день?

Календарно-тематические планы на каждый день оформляют по-разному, есть в продаже журналы готовые, разграфленные. Обычно графы такие: месяц, день недели, число. Тема недели в соответствии с перспективным планом, например, как я писала выше «Осень», «Азбука вежливости», «Мои любимые игрушки» на октябрь.


Затем графы такие: по вертикали – совместная деятельность воспитателя и детей, организация предметно-развивающей среды, поддержка индивидуальности ребенка. Могут быть другие графы по вашему усмотрению. Например, по целям: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое и эстетическое развитие.

Если выбираем второй вариант записи плана, то, что мы можем написать в графе «Совместная деятельность» на тему «Осень» в строке познавательно-речевое развитие:

  • Наблюдение «Осенние деревья», рассматривание листьев, коры деревьев, которые есть на участке, учимся определять различие между деревом и кустом, характеризуем форму листьев разных растений, цвет.
  • Побуждение детей к активному коммуницированию. Слушаем шорох листьев, шум ветра, развиваем сенсорные ощущения.
  • Исследовательская деятельность: «Что нравится деревьям?» Выясняем, какие условия подходят для роста деревьев. Развиваем познавательные способности, умение наблюдать, анализировать, высказывать свою мысль.
  • Проблемная ситуация: осень – противоречивая пора года. Учимся анализировать причинно-следственные связи между явлениями природы и отношением к ним людей, пытаемся анализировать плюсы и минусы осени, развиваем умение доказывать свою точку зрения.
  • Беседы на тему осени. Тем может быть множество, не стану перечислять.
  • ФЭМП: обучение счету, сравнению величин, в общем, по плану занятий.
  • Дидактические игры. Тоже великое множество, определяйте по своему желанию.

Это лишь одна графа заполненная. Так же нужно заполнить остальные, отталкиваясь от программы и перспективного плана, а также сетки занятий. Сложно для новичка, да? Надеюсь, немного помогла молодой коллеге. Если что, пишите, отвечу. Советую найти в Интернете готовый план и просто переписать, а по ходу дела вносите для себя коррективы. Должны были же остаться планы работ от предшественника?
Если статья понравилась, делитесь с теми, кому она может быть нужна. Также подписывайтесь на новости, будем на связи.

Работа педагога детского сада - это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.

Содержание понятия «планирование в детском саду»

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:

  • обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
  • рекомендуемую (нормативную документацию - должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей - поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы - перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).

Планирование в ДОУ - это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.

Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду

Виды планов

В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:

  • годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
  • планирование по темам - перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
  • комплексно-тематическое (или комплексное) планирование - это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
  • перспективный план - схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
  • календарно-тематическое - план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
  • недельное - перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
  • план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
  • поурочное - то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).

Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования - методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.

Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности

Формы составления планов

Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:

  • текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
  • блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
  • табличный, имеющий форму записи таблицей;
  • модульный - вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).

Миссия составления календарно-тематического планирования

Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:

  • последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
  • систематизации работы с подопечными детского сада;
  • достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года - 5–6).

Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:

  • обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе - ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
  • решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
  • выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
  • выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших - акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
  • интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).

Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей

Объекты составления плана

Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:

  • НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
  • режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
  • кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
  • нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания - домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы - взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников - консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
  • работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).

Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской области

Методика составления тематического планирования

План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:

  1. Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
  2. Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
  3. Задачи комплексного плана для конкретной группы.
  4. Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
  5. Поимённый перечень малышей.
  6. Схема размещения ребята за столами.
  7. Распорядок дня.
  8. Расписание НОД.
  9. Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
  10. Содержание самостоятельной деятельности малышей.
  11. Список упражнений для утренней гимнастики.
  12. Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
  13. Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
  14. Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
  15. Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
  16. Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.

Это интересно. Порядок оформления планов в ДОУ регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования», который, в свою очередь, опирается на Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

ФГОС

http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf

Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами

Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь

Тема Время проведения Примерное содержание Темы дня Варианты итоговых мероприятий
Группа раннего возраста Младшая группа
Я и детский сад С 05 сентября
по 09 сентября
  • вызвать у детей радость от возвращения в детский сад;
  • продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками;
  • организовать рассматривание игрушек, называние их формы, цвета, строения;
  • провести знакомство детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга);
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).
  • «Погремушки оставляем, в игры новые играем»;
  • «Что есть в групповой комнате?»;
  • «Путешествие по комнате».
  • «Наша группа хороша»;
  • «Что есть на участке детского сада?»;
  • «Путешествие по территории участка».
  • развлечение музыкальное «Вот и стали мы на год взрослее»;
  • развлечение музыкально-танцевальное «Матрёшкино новоселье».
Краски осени С 12 сентября по 30 сентября
  • расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;
  • знакомить с правилами безопасного поведения на природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.
«Что нам осень подарила»
Цели:
  • сбор с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их;
  • знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
  • выставка поделок из природного материала;
  • развлечение «Здравствуй осень, золотая».
Овощи. Огород
Фрукты. Сад
Деревья
Я в мире человек С 03 по 14
октября
  • формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении;
  • закреплять знание своего имени, имён членов семьи;
  • формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству;
  • формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальные представления о здоровом образе жизни.
«Кто у нас хороший?»
  • открытый день
  • здоровья;
  • спортивное развлечение.
Я и моя семья С 17 по 21
октября.
  • формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формировать образ Я;
  • формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом;
  • развивать представления о своём внешнем облике;
  • развивать гендерные представления;
  • побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице;
  • обогащать представления о своей семье.
«Маленькая страна - это моя семья» «Про семью про дружную, всем такую нужную» Фотовыставка «Я и моя семья»
или
оформление фотоколлажей «Моя семья».
Международный день домашних животных С 24 по 28 октября
  • формировать знания детей о домашних животных и птицах;
  • познакомить с некоторыми особенностями поведения зверей и птиц.
«Ребятам о зверятах» «Эти удивительные животные»
  • кукольный театр «Волк и семеро козлят»;
  • игры-забавы «Птицы и птенчики».

Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов

Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе .

Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно .

Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей

Тематические недели

В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.

Тематическая неделя - углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:

  • НОД, то есть занятия;
  • праздники;
  • игры;
  • экспериментирование;
  • экскурсии.

Такой формат планирования позволяет;

  • добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
  • привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
  • развлечь участников учебно-воспитательного процесса.

Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно .

Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему

Конспект занятия по теме недели

По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.

Тематический день - коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:

  • свободно выбирать вид деятельности;
  • проявлять инициативу;
  • учиться выражать мысли и чувства.

Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:

  • игры;
  • проведение опытов;
  • творческое осмысление темы;
  • создание проектов;
  • театрализацию;
  • трудовую активность;
  • бытовое общение с товарищами и взрослыми.

Тематический день составляется поэтапно:

  • осмысление идеи;
  • формулирование целей и задач;
  • описание целевой аудитории (дети, родители);
  • разработка сути;
  • описание результатов;
  • составление плана подготовки и проведения;
  • написание сценария;
  • указание способа подведения итогов (словесное одобрение, поощрение каким-либо другим способом, например, награждение конфетами и т. п.).

Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:

  • «День Знаний»;
  • «Что нам осень принесла?»;
  • «День здоровья»;
  • «День народного единства»;
  • «День матери»;
  • «День прощания с ёлкой»;
  • «День игры. Лего»;
  • «День театра»;
  • «День зимних забав»;
  • «День защитников Отечества»;
  • «Мамин день»;
  • «Весна-красна»;
  • «День победы»;
  • «День защиты детей».

Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен .

Тематические дни подводят итог изучения темы

Приёмы, используемые в планах

В календарно-тематическом планировании указываются методы и приёмы работы над определённой темой урока, а в плане на каждый день эти способы сотрудничества с малышами прописываются детально. Рассмотрим возможности использования методов и приёмов на примере одного тематического дня на занятии, посвящённому театру, в подготовительной группе.

Таблица: методы и приёмы на занятиях в детском саду

Метод Приём Суть Пример
Словесный Беседа Диалогическая форма работы с детьми, в которой малыши обмениваются мыслями и идеями по теме со взрослым и друг с другом. В младших и средней группе беседа строится на вопросах педагога, предполагающих однозначные ответы. В старших группах работа приобретает характер дискуссии по проблемным вопросам. После инсценировки сказки В. Сутеева «Под грибом» педагог предлагает малышам сделать поделку по теме. Объяснение порядка выполнения задания воспитатель может сформулировать так: «Ребята, давайте возьмём кусочек пластилина, разогреем его в руках и, сделав «блинчик», прикрепим на кусок картона. Теперь на пластилиновую основу прикрепим широкую трубочку макарон. Делаем ещё один пластилиновый «блинчик», который крепим на трубочку. Сверху прикрепляем каштан приплюснутой формы. Гриб готов. Для создания атмосферы осени, приклеим на подложку вырезанные маленькие трафареты осенних листочков».
Загадки Приёмы, призванные мотивировать малышей на ту или иную деятельность. Иногда вводятся конце занятия с целью систематизировать и обобщить изученный материал.
  • Если хочешь стать другим, -
    Призови на помощь …(грим);
  • То царём, а то шутом,
    Нищим или королём
    Стать поможет, например,
    Театральный… (костюмер);
  • Он актёров вдохновляет, Всем спектаклем управляет, Как оркестром дирижёр, Но зовётся - (режиссёр).
Стихотворения (для детей младших групп стихотворения могут быть в виде потешек, используемых для того, чтобы настроить малышей на работу) Можно воспользоваться классической подборкой

Планирование в детском саду имеет под собой цель обеспечить выполнение программы для каждой возрастной группы, а также регулярно и систематически заниматься воспитательно-образовательной деятельностью, стремиться к достижению положительных результатов в образовательном процессе. В этом разделе вы сможете найти готовые планы и полезные рекомендации специалистов по ведению планирования в ДОУ с учетом программных требований.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

  • Весна. Календарно-тематическое планирование на весеннюю тему
  • Планирование. Планы на летний оздоровительный период (лето)
  • Планирование. Планы на учебный год, годововое планирование
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 20683 .
Все разделы | Планирование. Планы работ

Перспективное планирование в ясельной группе по Токаевой Т. Э В Программе дается технология овладения ребенком представлений о себе, своем здоровье, и физической культуре. Физическое развитие ребенка осуществляется посредством физкультурно-оздоровительной деятельности и формирования системы отношений ребенка к своему «физическому Я» ,...

Перспективно-тематический план реализации раздела «Безопасность» в режимных моментах в первой младшей группе Сентябрь - Знакомство с элементарными правилами поведения в детском саду : играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями. Беседа : «Почему в группе должен быть порядок» . Беседа «Осень пришла, стало холодно» Ситуации «Если ты разбил...

Планирование. Планы работ - Перспективно-тематический план реализации раздела «Трудовое воспитание» в режимных моментах

Публикация «Перспективно-тематический план реализации раздела «Трудовое...» Сентябрь. Учить детей снимать и надевать некоторые предметы одежды; Формировать привычку наводить порядок после игр, при помощи взрослых убирать игрушки на место. - д/и «Соберем куклу на прогулку» Помощь воспитателю в наведении порядка в групповой комнате перед выходом на...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Перспективное планирование работы с детьми с ТНР по конструированию из бумаги в технике оригами ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (первый год обучения) месяц Лексическая тема Тема оригами Основные задачи (Программное содержание, литература сентябрь "Овощи" "Фрукты" 1. "Путешествие в интересную страну оригами" 2."Вырастим...

План образовательной деятельности в младшей группе Время проведения Декабрь Тема: «Зима. Сезонные изменения. Одежда людей». Сформируются у детей представления о зиме (изменениях в погоде, о жизни растений зимой, поведении зверей и птиц, одежде людей. Познакомятся с зимними видами спорта (коньки, лыжи, санки. Познакомятся с...

План квест-игры «Сюрприз Деда Мороза» (старший дошкольный возраст) Тема: «Сюрприз Деда Мороза» Участники: дети 6-7 лет. Задачи: 1. Развивать произвольность (умение слушать инструкции взрослого, соблюдать правила игры. 2. Развивать умение применять полученные знания на практике. 3. Совершенствовать двигательные навыки дошкольников. 4....

Планирование. Планы работ - Перспективный план по воспитанию культуры поведения в группе раннего возраста

Сентябрь 1. Беседа «В гости к нам пришли матрешки». Цель: учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании. Дидактические игры: «Давайте, матрешки, познакомимся(попрощаемся)». 2. Беседа «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой». Цель: закреплять навыки...

Инструкция

Работа с воспитанниками должна проходить в системе, необходимо учитывать разные стороны деятельности. Первое, на что должен обращать внимание педагог дошкольного образования – планировать утренний отрезок времени. Можно выделить следующие составляющие плана:
1. Прием воспитанников.
2. Зарядка.
3. Завтрак.
4. Игровая деятельность.
Во время игры воспитатель может организовывать творческую деятельность. Например, можно проводить игры с различными строительными материалами (конструктором) или складывать паззлы. Игры могут быть как спокойными, так и подвижными (с применением мяча, кеглей, скакалки и т.д.)
В плане необходимо записать название игры и указать цель, для достижения которой она проводится. Например, развивать фантазию ребенка или мелкую моторику рук.На это время можно запланировать также короткие беседы с некоторыми из воспитанников. Например, поговорить о важности дружбы в детском коллективе или о взаимовыручке.

В плане должна быть отражена трудовая деятельность детей. Так, утром назначаются дежурные, которые помогают расставлять бокалы, тарелки перед завтраком. Если в группе есть уголок живой природы, то нужно также запланировать работу по уходу за питомцем. Этот вид трудовой деятельности может являться поощрением , так как обычно малыши любят возиться с животными. Кроме того, в этом случае воспитывается ответственность у дошкольников.

Нельзя забывать о привитии детям культурно-гигиенических навыков. Это тоже стоит указать в плане. Ребята моют руки перед едой, после прогулки, имеют свои гигиенические средства. В это время с детьми можно учить или считалки, кричалки о чистоте.

Следующий пункт плана – прогулка. Прогулка должна быть утренней (до сна) и вечерней (после сна).
Воспитатель должен организовать активную, содержательную деятельность дошкольников на прогулке. Можно запланировать активные игры на развитие быстроты реакции, силы, ловкости, смекалки. Это могут быть также сюжетно-ролевые игры ( -разбойники, прятки и т.д.)

На время прогулки можно запланировать беседу о бережном отношении к природе, наблюдать за жизнью стрекоз, бабочек и т.д. Можно организовать работу детей на грядках, закрепленных за каждой группой. Малыши с помощью воспитателя высаживают цветы, овощные культуры, ухаживают за ними, наблюдают за их развитием, а затем самостоятельно собирают урожай для столовой.

Далее воспитатель отражает в плане деятельность детей во второй половине дня. После обеда, обеденного сна и полдника дошкольники, если старшая или подготовительная группы (занимаются учебной деятельностью). На это же время можно назначить индивидуальную работу с логопедом. Охотно ребята принимают участие в зрелищных мероприятиях (кукольный театр, музыкальные представления, литературные викторины).

Затем в план записываются вторая прогулка (вечерняя), возвращение ребят в группы на ужин. На время, когда воспитатель встречается с родителями, пришедшими за детьми, можно запланировать недолгие индивидуальные беседы-рекомендации с родителями.

Виктория Цаер
Календарно-тематический план работы воспитателя на неделю (подготовительная группа)

Подготовительная группа .

День недели : понедельник 19 .09.16 г. Тема дня : Приглашаем к путешествию

вид деятельности формы работы

Рассматривание фотографий, буклетов о родном городе. Предложить иллюстрации, книги, видео разных городов, развивать кругозор детей, дать понятие о том, какая большая наша страна. Прививать любовь к Родине.

Предложить смоделировать свой город куда бы пригасили своих друзей. напомнить детям об основных частях дома : стены, крыша, труба, дверь, окна, веранда, крыльцо. Учить строить различные дома, развивать воображение, фантазии, творчество. Иллюстрации городов, видео «Вундеркинд с пеленок» . Конструктор (мелкий деревянный, лего, альбом, клей, цветная бумага, ножницы

Коммуникативная -Беседа на круге «Расскажи, куда ты путешествовал этим летом» , развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Игра «Испорченный телефон» , направлять детей на понимание важности грамотной речи для общения с собеседником.

Игра «где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем…» , учить играть вместе, узнавать по мимике и жестам действия своего товарища. Фото - выставка «Путешествие и отдых летом» , карточка с игрой «Испорченный телефон»

Игровая -С/р игра «Путешествие по улице» (туристы приехали из другого города к нам экскурсию. Экскурсовод показывает достопримечательности города, развивать коммуникативные способности, развивать фантазию, содействовать эмоциональному комфорту, умение брать на себя роль, играть вместе, Игры с коллекцией мелких игрушек : машинки, животные, деревья, домики, фотографии, иллюстрации города.

Настольные игры «Угадай вид транспорта» . «На чём ездят люди» , продолжать знакомить детей с различными видами транспорта, развивать мышление, внимание, память. центр развивающих игр

Трудовая -Полив и уборка сухих листьев в уголке природы, уточнить представления детей о правилах и приемах ухода за комнатными растениями, об условиях, необходимых для их роста и развития. Способствовать совершенствованию трудовых умений.

Беседа «Каждой игрушке свое место» , учить содержать в порядке игровые уголки.

Дежурство по столовой, продолжать формировать умение дежурить в столовой : накрывать на стол, убирать посуду, воспитывать трудолюбие , ответственность за порученное дело. карточки для дежурства, лейки, инвентарь для уборки природного уголка

II половина дня

Продуктивная -Рисование, лепка «Что мне больше всего понравилось на отдыхе» , учить передавать свои впечатления различными средствами мелки, карандаши, краски, альбомные листы, пластилин.

СБТ -Д/ упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду» , совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.

ООД «Здравствуй мир» - познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей; обобщить представление о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» , «Колобок» , «По щучьему велению» , «Царевна – лягушка» , скатерть, сервиз, деревянная посуда, рушник, хлеб, солонка рабочая тетрадь для детей .

-«По дороге к Азбуке» - вспомнить название игрушек, способы игры с ними, выделять составные части, форму, цвет, материал, учить дифференциации понятий звук и буква, развивать фонематический слух, совершенствуя звуковую культуру речи. игрушки еж, лисёнок и сова, карточка с загадками, рабочая тетрадь для детей .

Утро. Прогулка

Наблюдение за цветами, деревьями на территории ДОУ, определить с помощью чего происходит распространение семян по земле. Сорвать корнеплод, обрезать, установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ. Внести в группу для наблюдения . Чтение «Листики» С. Когана иллюстрации с цветами и деревьями и их семенами.

Игровая Д/игра «Найди, что опишу» , учить ориентироваться в пространстве, воспитывать умение выслушивать до конца говорящего. карточка с описанием предметов.

Трудовая Работа на клумбе , учить детей приготавливать почву к будущим посевам, совершенствовать умения детей, связанные с использованием детского инвентаря.

II половина дня

Чтение х/лит-ры Чтение рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» , учить внимательно слушать и понимать прочитанный текст, отвечая на вопросы воспитателя . книга для чтения 5-7 лет

Продуктивная -Оформление альбома «Путешествие, отдых» , Свободное рисование, .развивать творчество, умение работать вместе .

-«Полечим книгу» , задача : научить детей ремонтировать книги, воспитывать трудолюбие , умение делать это аккуратно. Фотографии, центр художественно-эстетического развития.

клей, бумага, ножницы, салфетки.

Музыкально- театральная Разучивание сценки для осеннего утренника. Разучивание текста песни «Вагончики» шапочки для драматизации

текст песни.

Познавательно- исследовательская Работа в уголке книги : рассматривание иллюстраций разных художников к знакомым детям русским народным сказкам.

Цель : предложить детям попытаться вспомнить сказки по иллюстрациям, отметить средства выразительности, определяющие характеры образов, выяснить, какие иллюстрации к одной и той же сказке понравились каждому из ребят больше и почему. иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» , «Колобок» , «По щучьему велению» , «Царевна – лягушка» и др.

Вечер. Прогулка

Двигательная Подвижная игра. «Мы веселые ребята» , формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге. Развивать внимание, координацию движений, ловкость выносливость.

Самостоятельная двигательная активность детей, учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам. Использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивны атрибуты. Выносной материал : мячи, кегли, скакалки

инд. работа с детьми С Ваней П ., закрепить счёт в пределах 10, в умении находить нужную цифру. С Атёмом К, поупражняться в умении ловить мяч.

Игра «Рубка дров» , помочь избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости. подгруппой детей ) Д/игра «Придумай рассказ» , с Лерой, упражнять в умении составлять описательный рассказ по сюжетной картинке. Сюжетная картинка мяч среднего размера. Вырезанные из картона топоры.

Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства

Информация в уголок родителей «Мы это умеем» ; Консультация «о гигиене и правилах хорошего тона за столом» ; Сбор фотографий для оформления альбома «Путешествия и отдых» . Сбор семян арбуза, дыни (для ручного труда) .

Приглашение театра «Современник» , г. Юрги, спектакль «Зверополис»

День недели : вторник 20.09.16 г. Тема дня : Воспоминания о лете

вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда

Познавательно - исследовательская

Прозрачность воды. (опыт)

Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная» , а «грязная – непрозрачная»

две баночки с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки) .

Коммуникативная Беседа о лете – обобщить и систематизировать представление о лете по основным существенным признакам. Вызвать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками .

Игровая Пальчиковая игра «Жучок» , «Белки непоседы» - умение соотносить слова и движения рук.

Речевая игра «Цепочка слов» , «Лесное эхо» - развивать речь детей.

Подвижная игра «в поле выросли цветы» - закреплять умение бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать цветовосприятие , быстроту реакции. Карточка 1.10 и 1.103

Карточка 2.21 и 2.7

Лепестки от бумажных цветков.

Трудовая Мытье стульчиков – упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми. Ведро, салфетки

СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Закрепление мытья рук после посещения комнаты гигиены. Продолжаем обучению правильному поведению за столом.

ООД 9.00 Все по полочкам. «Выделение признаков предметов»

9.55 Музыкальная деятельность - по плану специалиста .

15.30 Моделирование - по плану специалиста . Рабочие тетради , картинки с предметами

Утро. Прогулка

Познавательно- исследовательская

Трудовая Смотреть карточку 11.13 карточка

II половина дня

Чтение х/лит-ры Чтение русской народной сказки «Хвосты» - учить осмысливать характеры персонажей, обогащать словарь. Хрестоматия

Продуктивная Рисование «самый яркий летний день» - закреплять умение передавать в рисунке свои впечатления о лете. Карандаши, фломастеры, бумага

«заводите хоровод»

Игра «Веселый Старичок лесовичок» - учить пользоваться разными интонациями. Карточка 8.50

Карточка 8.16

Познавательно- исследовательская Экспериментирование «какими бывают камни?» - развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Набор камней, лупы, сосуд с водой, салфетки

Вечер. Прогулка

Двигательная Подвижная игра «прыгалки»

Подвижная игра «забей гол» - развитие глазомера, ловкости. Скакалки

инд. работа с детьми С Лерой закрепить летние месяцы, их последовательность.

С Леней закрепить цифры 1-10. С Аней закрепить составление слогов со звуком «л»

Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа с родителями «Трудовые поручения в семье» .

День недели : среда 21.09.16 г. Тема дня : Осенний урожай

вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда

Познавательно- исследовательская

«Фрукты» . Решение проблемной ситуации : путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли ими напиться? – Учить анализировать, делать выводы.

Картинки с овощами и фруктами.

Коммуникативная Беседа об овощах. Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение полно отвечать на поставленный вопрос.

Загадывание загадок о фруктах и овощах – развивать любознательности, мышление. Картинки с овощами и фруктами.

Игровая Сюжетно ролевая игра «Продавец» - продолжать учить детей классифицировать предметы по общим признакам, расширять словарный запас. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Речевая игра «Объяснялки» , «Дождь» - развивать речь детей.

Подвижная игра «Найди себе пару» - развивать внимание, быстроту реакции. Касса, овощи, фрукты, ягоды

Карточка 2.31 и 2.9

Трудовая Беседа о дежурстве – рассказать детям об особенностях дежурства в подготовительной группе , новых задачах дежурных; требования к качеству выполненных действий (работать быстро , ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия).

Мытьё строительного материала. Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

Ведро с водой, салфетки

СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Обучение аккуратному складыванию вещей, поддержанию порядка в своем шкафчике; употреблению в речи вежливых слов, мытья рук перед едой.

ООД 9.00 Хореография - по плану специалиста .

9.35 Моя математика «Взгляни вверх» - знакомство с простейшими планами , учимся ориентироваться на плане . Учить находить и называть заданные закономерности.

16.00 Моделирование - по плану специалиста .

16.00 Физкультурное - по плану специалиста .

Рабочие тетради , игрушка белка, план

Утро. Прогулка

Познавательно- исследовательская

Трудовая Смотреть карточку Карточка 11.23

II половина дня

«Чудесное яблочко» - учить понимать образное содержание сказки, характеры героев; учить оценивать поступки героев, развивать связную речь. Хрестоматия. Сказка «Чудесное яблочко» обработка Елисеевой

Продуктивная Рисование по сказке «Чудесное яблочко» - развивать моторику, закреплять впечатления о сказке. Карандаши, фломастеры, бумага

Музыкально- театральная Театрализованная игра «Загадки без слов» - развивать выразительность мимики и жестов.

Вечер. Прогулка

Двигательная Подвижная игра «Утро, вечер» - развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, внимания. Дощечка черно-белая

инд. работа с детьми С Мишей повторить как ориентироваться по плану .

С Матвеем закрепить прыжки на двух ногах.

План

Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа с родителями «Одежда детей на прогулке и в группе .

Консультация «Учим, играя» (Дима Г.)

День недели : четверг 22.09.16 г. Тема дня : Дружные ребята

вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда

Познавательно- исследовательская

«Сухая и влажная почва» - учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой, пластинки из оргстекла.

Коммуникативная Рассматривание фотографий со старшей группы , вспомнить какими были год назад, какими играми любили играть, с кем нравилось играть.

Беседа «Я и другие» - учить детей делиться друг с другом наблюдениями, побуждать ценить других детей их настроение.

Речевая игра «Повтори нужное слово» - развивать фонематическое восприятие . Узнавать слова с нужным звуком. Фото слайды

Игровая Настольная игра «Шашки» - учить детей правилам игры, формировать у детей заинтересованность и умение играть в настольную игру.

Подвижная игра «Зеркало» - развивать умение показывать и повторять позы и движения, воспитывать артистичность и выразительность движений. Шашки

Трудовая Полив цветов. Рыхление земли – учить заботиться о цветах.

Влажная уборка полок – развивать трудолюбие.

Дежурство по столовой – закрепить правильность сервировки стола. Ведро с водой, салфетки, лейка, палочки для рыхления

СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Закрепление навыков мытья рук после посещения комнаты гигиены. Закрепить навыки общественного поведения : первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь.

ООД 9.00 Ты словечко, я словечко «Что такое общение» - показать, что без общения жизнь человека невозможна, общение должно быть доброжелательным.

9.40 Музыкальная деятельность - по плану специалиста .

15.30 Познаю себя - по плану специалиста . Рабочие тетради , демонстрационный материал

Утро. Прогулка

Познавательно- исследовательская

Трудовая Смотреть карточку Карточка 11.10

II половина дня

Чтение х/лит-ры Чтение сказки «Кот в сапогах» - учит воспринимать образное содержание , его нравственный смысл; развивать точность, выразительность, ясность изложения. Хрестоматия. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Продуктивная Оригами «Кот» - развивать логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов. Фломастеры, бумага

Музыкально- театральная Игра «превращения» - учить выразительности, оживлять воображение. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Театральные шапочки

Вечер. Прогулка

Двигательная Подвижная игра «прыгалки» - учить прыгать через скакалку.

Подвижная игра «Карусель» - закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений. Скакалки.

инд. работа с детьми С Захаром , Катей Ч. – подбор слов по первому слогу (му – ха, му – ка) .

С Димой Ч. Игра на слуховое внимание «Что звучит?»

Работа по развитию мелкой и общей моторике «Обведи по точкам» .

Музыкальные инструменты

Распечатки.

Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа с малоактивными родителями – выявить причины, по которым родители не интересуются жизнью ребенка в детском саду.

День недели : пятница 23.09.16 г. Тема дня : Осень, осень в гости просим

вид деятельности формы работы , содержание, задачи развивающая среда

Познавательно - исследовательская

Рассматривание осенних листьев – продолжать учить различать листья, по форме и величине; учить сравнивать, находить различия; учить создавать модель гербария из осенних листьев.

Листья дуба, березы осины, тополя и рябины.

Коммуникативная Беседа «Костер в осеннем лесу» закрепить правила в осеннем лесу, во избежание пожара; воспитывать ответственное отношение к природе.

Речевая игра «Путешествие в лес» - развитие словарного запаса и автоматизация звука «л» .

Игровая Настольная игра «Лес чудес» - развивать усидчивость и внимание.

Подвижная игра «Кто внимательный» - воспитывать внимание и организованность. Игра

Трудовая Дежурство на занятии. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных (раскладывать подготовленные воспитателем материалы , убирать их после занятия).

Беседа о дежурстве – учить самостоятельно планировать работу , воспитывать в детях ответственность. Пластилин, доски, стеки.

СБТ (самообслуживание, бытовой труд) Продолжать учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем; следить за своим внешним видом, за чистотой своей одежды.

ООД 9.00 хореогафия - по плану специалиста .

10.00 Лепка - по плану специалиста .

10.00 восприятие художественной литературы.

Тема : «Бабье лето» . Побуждать к заучиванию наизусть стихотворных текстов. Развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи.

Рабочие тетради , демонстрационный материал.

Стихотворение «Бабье лето» Д. Кедрин (распечатка) .

Утро. Прогулка

Познавательно- исследовательская

Трудовая Смотреть карточку Карточка 11.14

II половина дня

Чтение х/лит-ры Продолжать знакомить детей с творчеством Д. Кедрина, с помощью стихов привлечь детей к проявлению заботы к окружающей среде. Стихи Д. Кедрина (распечатка) .

Продуктивная Лепка ежика из пластелина и природного материала. Закрепить умение катать шар из пластелина и вытягивать пальцами для придания характерного образа. Пластилин, иголки ели, стеки, доски, салфетки

Музыкально- театральная Музыкальная игра «Отхлопай песню в ладоши» - формировать чувства ритма.

Игра «Подбери рифму» - развивать чувство рифмы.

Вечер. Прогулка

Двигательная Подвижная игра «Хитрая лиса» развитие ловкости, быстроты, координации, восприятие честности , умение себя вести в коллективе товарищей.

Подвижная игра «Карусель» - закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений. Маска лисы

инд. работа с детьми С Семеном и Машей по физо – поупражнять в прыжках через скакалку.

С Лерой – помочь находить заданный звук в слове.

Взаимодействие с родителями и социальными институтами детства Беседа о пользе овощей и фруктов. Беседа о том, как интересно и с пользой провести выходные дни.