В рамках реализации концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск"

Наши педагоги активно следят за новинками в образовательных технологиях и стремятся "шагать в ногу со временем".

На апрельском педсовете воспитатели разных групп продемонстрировали коллегам свои "открытия" и рассказали о профессиональных "находках". Слушать их было весьма интересно, так как рассказы иллюстрировались наглядным материалом и мультимедийными презентациями.

Лепбук

Наши педагоги познакомились с понятием "лепбук" на апрельском районном семинаре по современным образовательным технологиям и так "заразились" новинкой, что в кратчайшие сроки создали и презентовали перед своими коллегами собственные лепбуки.

Это оригинальное методическое пособие, которое можно использовать не только в детском саду, но и дома. Стимулом для его "рождения" в творческих мыслях педагогов стало введение ФГОС дошкольного образования, который заставляет искать все новые пути и подходы к решению поставленных перед нами задач.

Итак, лепбук - интерактивная папка для детей. Содержание лепбука - это кармашки, систематизирующие в себе информацию и играющие роль классификаторов. Это сравнительно новое средство обучения В переводе с английского "lap" - колени, "book" - книга. Нововведение принадлежит американским учителям. В книжке-раскладушке могут быть кармашки, дверки, окошки, вкладки и подвижные детали, в которых размещаются материалы на одну тему.

На педагогическом совете было представлено сразу два лепбука наших педагогов.

Свой лепбук "Я познаю мир" презентовала воспитатель первой младшей группы № 1 Гущина Марина Александровна. Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы дети приобретают первоначальные знания о жизни через органы чувств. Именно поэтому в лепбуке Гущиной М,А. решено было уделить внимание каждой сенсорной системе.

Начинается книжка с простых заданий. Тематические странички посвященны зрению, тактильному, слуховому, вкусовому восприятиям и осязанию. В зависимости от возраста и развития детей автор предусмотрела возможность изменять наполнение кармашков и усложнять задания,

С помощью лепбука дети вместе с Мариной Александровной учатся различать предметы на ощупь. В шариках насыпаны различные крупы, соль, песок, и детям предлагается потрогать пальцами и угадать, что там спрятано, подобрав нужную картинку.

Есть в лепбуке и волшебные фломастеры. Они учат детей различать запах предметов.

Еще дети учатся описывать предметы, угадывать их по описанию. В этом им помогают имеющиеся в лепбуке – схемы и предметные картинки.

Ребята учатся описывать предметы, угадывать из по описанию. в этом им помогают имеющиеся в лепбуке – схемы, предметные картинки.

Эта книга невероятно интересна не только для детей, но и для взрослых. Очень интересно пощупать резиновые шарики с наполнением из гречки, муки, воды или фасоли или понюхать вкусно и ароматно пахнущие нарисованные фрукты.

Марина Александровна рассказал коллегам о том, как создавать такую книгу и использовать ее в образовательной деятельности.

Еще один лепбук подготовила воспитатель второй младшей группы № 2 Кириллова Елена Анатольевна.

Елена Анатольевна Кириллова уже делилась с педагогами ДОУ тем, как она использует конструктор ЛЕГО на занятиях по математике.

В это раз она познакомила педагогов с новым видом совместной деятельности, изготовлением тематического лэпбука. Елена Анатольевна продемонстрировала своим коллегам самодельную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, карточками.

Это не просто книга или папка – это лепбук, который поможет взрослым и детям в их совместной деятельности Рассмотрев все кармашки, можно узнать историю конструктора, найти схемы построек, загадки, ЛЕГО-раскраски, названия деталей и соединений - всё, всё всё про ЛЕГО…

Интерактивная доска

Еще один помощник современного педагога - интерактивная доска, которая редосталяет массу возможностей.

Ранее мы использовали ИАД в непосредственной образовательной деятельности. Это и познавательное развитие, и развитие речи, очень удобно для формирования элементарных математических представлений, а также конструирования. Как раз конструирование мы активно используем в игре «архитектурное бюро», о которой и шла речь в докладе автора игры - воспитателя средней группы № 11 Цапкиной Екатерины Валентиновны.

Мир профессий – сложная, постоянно развивающаяся система. Если раньше считалось достаточным знакомить детей с профессиями повара, продавца, врача, водителя, то в настоящее время перечень профессий постоянно пополняется, а, значит, возникает необходимость включения знаний о современных профессиях. Под современными профессиями принято понимать профессии, сформировавшиеся за последние десятилетия и отражающие запросы современного общества.

В группе для ознакомления детей с современными профессиями создали «Архитектурное бюро». В рамках этой игры дети знакомятся с такими профессиями как: архитектор, проектировщик, дизайнер, ландшафтный дизайнер. Это достаточно сложные профессии, незнакомые для детей этого возраста, но вместе с тем именно эта загадочность и манит детей, и вызывает у них познавательный интерес.

Ранее ИАД уже использовалось педагогом в непосредственной образовательной деятельности. Это и познавательное развитие, и развитие речи и очень удобная технология для формирования элементарных математических представлений и конструирования. Как раз конструирование и стало основой игры «Архитектурное бюро».

Дети овладели простейшими навыками работы на ИАД. Они рисовали самостоятельно различные фигуры, учились менять их размер, цвет, двигать по рабочей поверхности, поворачивать, копировать. Так они становились строителями, архитекторами, дизайнерами, малярами. Начала проявляться их фантазия, для пропорциональности строений идет вход и математическое мышление.

У ребят быстро формируется самостоя­тельное творческое конструирование. Его показатели: умение со­здавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрос­лым); находить нестандартные решения, вносить существенные изменения: подбирать материал по цвету, форме, величине в опре­деленном сочетании, соответствующем замыслу. Такая деятельность сопровож­дается яркой описательной речью детей. Причем здесь идет диалогическая форма общения детей со взрослыми и друг с другом, что очень важно для формирования умения слушать друг друга, признавать предложения других и продуктивно сотрудни­чать.

Детки наши очень увлеклись игрой в «Архитектурное бюро», они с энтузиазмом распределяют роли, создают необычайные постройки, оформляют их, изменяют. в результате, наблюдая за детьми, мы видим, как они стали рисовать свои проекты, строить сооружения, здания из различных строительных материалом.

В дальнейших планах педагога - создание интерактивного ателье. В ателье ребята будут знакомиться с работой современного ателье, развивать конструкторские навыки, наглядно-образное, мышление, ориентирование в пространстве, воображение, цветовосприятие, воспитывать чувство стиля и вкуса. Детки будут учиться правильно располагать детали выкройки на ткани, сочетать цвета, создавать новые расцветки и рисунки тканей, подбирать одежду.

Направление ранней профессиональной ориентации детей только набирает обороты в детских дошкольных образовательных учреждениях, но уже получило активное развитие и первые творческие "находки" педагогов.

Когда назначается испытательный срок - Согласно российскому трудовому законодательству, процедура увольнения работника весьма непроста. Поэтому с помощью испытательного срока работодатель перестраховывается – на случай, если рекрутёр допустит ошибку и новичок окажется, что называется, не на своем месте. Теоретически у специалиста имеются законные основания для отказа от испытаний, но такой кандидат в глазах работодателя мгновенно переходит из категории перспективных в категорию проблемных. Едва ли это сулит Вам дальнейшую успешную работу в компании. Однако существуют определённые категории работников, которым, согласно ТК РФ, испытательный срок не устанавливается. Это беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, кандидаты моложе 18 лет, молодые специалисты, те, кто принят на должность по конкурсу, и др. (см. статью 70 Трудового кодекса РФ).

  • Как преодолеть страх перед новой работой?
  • Какая оптимальная линия поведения в течении первых месяцев работы?
  • Как быстро освоиться в новом коллективе и наладить отношения с коллегами?
  • Что может вам помочь эффективно и комфортно пережить период адаптации на новой работе?

Программа Испытательный Срок 2.0 – Ваш надежный помощник на новой работе

Современная специализированная программа под названием «Испытательный cрок 2.0» представляет собой отличный инструмент для комфортной адаптации на новом месте. Каждый новичок в первые дни получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку весьма велик. Это может привести к тому, что новый работник может выглядеть некомпетентно. Специализированная программа позволяет сохранять сведения и впоследствии при выполнении различных ежедневных заданий сверяться с оформленными заметками. Подробно ознакомиться с функциональностью и бесплатно скачать программу можно на сайте проекта "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ-СРОК.РФ" (разделы: "О системе" и "Скачать") .

Как сделать так, чтобы Ваши сотрудники передавали свой опыт и знания коллегам по работе?

Согласно последним опросам, знания и профессиональные секреты, которыми не хочется делиться с коллегами, есть у 29% работающих. Скрыть знания чаще стремятся мужчины (33% против 23% женщин). При этом нежелание передавать свои наработки не зависит от возраста и уровня дохода. Причины, по которым сотрудники отказываются делиться знаниями, разнообразием не отличаются: «Мне за это не платят», «Мне никто не помогал», «Коллеги выдадут мои идеи за свои и подсидят».

Однако тех, кто готов помогать менее опытным сотрудникам, больше – 47%. И как показывают результаты опроса, чем богаче опыт, тем охотнее люди им делятся: среди работников старше 40 лет желающих передавать знания больше всего (53%). В современных условиях важно, чтобы сотрудники компании передавали знания менее опытным коллегам. В статье мы расскажем об известных способах добиться этого.

1. Тренинги по частным вопросам

Выступая публично перед коллегами, сотрудник вряд ли ответит на какой-то вопрос: «Не скажу – это секрет». Поэтому очень полезно организовывать в компании небольшие собрания, на которых в течение 10–30 минут кто-то из специалистов рассказывает коллегам, как он решал ту или иную частную задачу. Выступать каждый раз должны разные люди. При этом в качестве докладчика надо привлекать лишь тех, у кого есть знания и опыт, подтвержденные результатами работы. Поскольку в одном кратком выступлении изложить весь свой опыт невозможно, тему нужно выбирать очень узкую – исходя из того, какие проблемы сейчас особенно актуальны для компании. Определять самого компетентного в интересующем вопросе сотрудника и поручать ему подготовку доклада должен руководитель.

Крупные организации нередко устраивают внутренние конференции, на которых топ-менеджеры из разных филиалов обмениваются опытом. Кроме того, большие компании проводят корпоративные турниры, определяя лучшего менеджера по продажам, лучшего переговорщика и т. д. На таких конкурсах оцениваются не результаты работы, а качество и скорость выполнения заданий непосредственно перед судьями и зрителями. Суть в том, что разные люди выполняют одну и ту же задачу неодинаковыми способами, различия между которыми в реальных рабочих условиях уловить довольно сложно.

2. Индивидуальные мастер-классы

Допустим, один сотрудник очень хорошо знает Microsoft Excel, а другой, хотя и работает с этой программой, плохо ориентируется в ее возможностях. В таком случае руководитель должен дать первому из работников поручение обучить менее опытного коллегу (руководителю нужно не попросить, а именно поручить – это важно!). Обычно бывает достаточно провести один, максимум два небольших урока. Руководитель должен обязательно проверить, каковы результаты обучения. Контроль со стороны начальства не позволит сотрудникам халатно относиться к подобным поручениям.

3. Наставничество

Новичков полезно прикреплять к опытным сотрудникам, чтобы те ввели их в курс дела и помогли сформировать основные профессиональные навыки. Я уверен, что эта работа должна оплачиваться особо. Нельзя, чтобы опытные сотрудники, занимающие одинаковые должности, за одну и ту же зарплату выполняли разные объемы нагрузки. Кроме того, я бы не советовал прикреплять всех новичков к одному специалисту: есть риск, что он психологически устанет от дополнительных обязанностей.

Задача наставников сильно облегчается, если в компании есть информационный пакет для новичков (набор инструкций, регламентов, памяток, таблиц со справочными данными, перечней справочных ресурсов, ответов на часто задаваемые вопросы, сценариев решения типовых задач).

4. Назначение опытного сотрудника руководителем группы

Когда работник, обладающий ценными знаниями, становится руководителем, он вынужден передавать свои знания подчиненным. В противном случае ему не удастся выполнить задачу, которую Вы перед ним поставили. Опытному сотруднику можно поручить ведение какого-либо проекта или назначить ответственным за тот или иной процесс (например, сбор информации в единую базу данных). Однако в таком случае есть опасность, что знающий работник будет стремиться решать все задачи самостоятельно.

5. Мозговой штурм

Собирать идеи можно следующим образом. Описываете проблему и предлагаете всем сотрудникам обдумать возможности ее решения. На совещании выслушиваете каждого и после обсуждения выбираете оптимальный вариант. Чтобы никто не отмалчивался и не говорил, что его идею уже высказали, организуйте обсуждение по армейскому принципу «начинать с младшего». То есть первыми получают слово сотрудники с меньшим опытом, которые занимают низшие должности. Очевидно, что самые простые идеи предложат первые два-три участника совещания. Дальше будет все сложнее и сложнее. Но самые опытные работники не смогут, не потеряв лица, сказать: «У меня нет других идей». Им придется задействовать все свои знания и опыт, чтобы внести свежие предложения, причем качественно иного уровня, чем у остальных.

Над текущими вопросами могут совместно работать не больше 15 человек. Если же задача очень сложная, можно разделить коллектив на группы по три-четыре сотрудника. Тогда обсуждение сначала пройдет в этих группах, а затем представители каждой из них изложат выработанные группами консолидированные решения на общем собрании.

6. Совместное участие в вебинарах

Сегодня проводится немало бесплатных вебинаров, так что от участия сотрудников в них компания не понесет никаких потерь. Зато получит очевидную пользу – в том числе с точки зрения передачи опыта. Ведь как проходит вебинар? Несколько Ваших специалистов сидят вместе у одного монитора, задают докладчику вопросы и тут же обсуждают между собой конкретные нюансы проблемы. При этом тот из коллег, кто лучше разбирается в теме, часть вопросов объясняет сам, так что задавать их докладчику необходимости не возникает.

7. Ведение общей базы знаний

Любой сотрудник, побывавший на каком-либо мероприятии и узнавший что-то полезное для фирмы, может добавить эту информацию в общую базу знаний. Например, каждый, кто посетил семинар, выставку или конференцию, может подготовить по итогам мероприятия доклад о том, что нового он узнал и что из этого мы могли бы использовать.

8. Горизонтальная ротация

Для малого предприятия это очень полезный прием, потому что функций всегда больше, чем сотрудников, и люди вынуждены в разных ситуациях заменять друг друга. В нашей компании внутренние перемещения – обычная практика, распространяющаяся на всех. Конечно, речь не о том, что надо постоянно перемещать сотрудников с одного участка на другой, – важно, чтобы каждый знал основные правила работы на смежных участках, главных контрагентов и пр.

9. Внутренний маркетинг

Можно проводить регулярные опросы сотрудников относительно возможностей развития компании. Например, можно поинтересоваться, какие проблемы и слабые звенья есть в том или ином процессе или чего не хватает работникам для профессионального развития. Если этого не делать, то хорошие идеи, которые есть практически у всех, остаются невысказанными. Ведь далеко не каждый может обратиться ко всей компании и сказать: «Послушайте меня, у меня есть такое предложение…».

Консультация для педагогов

Передовой педагогический опыт воспитателя:
Изучение, обобщение, распространение и внедрение

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом. Например, предстоит работа по новой годовой задачи, поставлена новая проблема – интеграция образования и т.д., поэтому необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен необходимый опыт, его следует создать, и прежде всего, по проблемам, определённым образовательной программой в перспективе на несколько лет.

Начиная работу по созданию опыта, следует чётко сформулировать тему и поставить перед педагогом или всем коллективом группы задачу о накоплении опыта. Целесообразно предложить педагогу составить характеристику группы исходя из темы опыта (знания, умения, навыки детей, их отношение к проблеме и т.д.). На основе анализа результатов составить перспективный план работы, в котором определить условия, которые нужно создать, содержание, методику и формы работы – занятия, беседы и т.д.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Тема «Формирование грамматически правильной речи»

Формы работы Содержание
Работа над словом Работа над предложением
Сентябрь
Занятия по развитию речи
Занятия по ознакомлению с окружающим
Другие занятия
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Индивидуальная работа
Другие формы работы
Октябрь

Тема «Ознакомление с художественной литературой, использование театрализованной деятельности»

Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

Тема «Ознакомление с изобразительным искусством»

Формы работы Содержание
Живопись Графика Архитектура
Сентябрь
Фронтальные занятия
Часть других занятий по ознакомлению с окружающим
Часть занятия по другим разделам
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд
Чтение художественной литературы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

Тема «Ознакомление дошкольников с районом»

Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Использование ТСО
Часть занятия по другим разделам Программы
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Чтение художественной литературы
Использование компьютерных технологий
Дидактические игры
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

В методическом кабинете целесообразно оформить выставку «В помощь занимающимся накоплением опыта работы» (рекомендации по накоплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические каталоги).

В течение года необходимы систематическое наблюдение за работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить пути распространения опыта. Это может быть выступление на педсовете, представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приёмов или системы работы.

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: Показ работы , открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Примерная схема описания опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

  • Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах;
  • Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей;
  • Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя;
  • Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

  • Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
  • Коллективный просмотр;
  • Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
  • Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
  • Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
  • Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
  • Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
  • Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
    Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
    Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
    Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
    Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
    Изучение методических материалов и деловой документации;
    Тематические и персональные выставки автора опыта;
    Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
    Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
    Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
    Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

Возрастные гр. 2007-2008 уч.год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год
2 младшая группа И.
О.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим
Р.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим
Средняя
Старшая В.
Интегрированный подход в работе с детьми по теме «Космос»
С.
Развитие творческих способностей на занятиях по лепке
Подготовительная группа С.
Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам

Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Номинация проекта «Детский сад – территория развития»

Название проекта Педагогическая мастерская «Поделись опытом»

Вид проекта краткосрочный

Срок выполнения октябрь 2013 – август 2014

Руководитель проекта Юрьева И.М. – руководитель МО воспитателей

Организация исполнитель

    Общие положения

Настоящее положение регламентирует порядок создания и функционирования педагогической мастерской «Поделись опытом».

Педагогическая мастерской «Поделись опытом» создается для объединения молодых специалистов в детском саду, внедряющих программу развития и воспитания детей .

Педагогическая мастерская «Поделись опытом» призвана активизировать проблемы, возникающие в ходе адаптации молодых специалистов и реализации задач программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой .

    Цели и задачи

Главная цель – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов.

Основными задачами педагогической мастерской являются:

    освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности в воспитательно-образовательном процессе;

    обеспечение потребности педагогов в профессиональном, культурном и творческом развитии;

    пропаганда передового педагогического опыта;

    изучение достижений в области дошкольной педагогики и психологии.

    Организация работы .

    1. Педагогическую мастерскую возглавляет руководитель методического объединения воспитателей дошкольного учреждения.

      Педагогическая мастерская организует свою деятельность на основании программы Развития структурного подразделения детский сад.

      Основными формами работы педагогической мастерской являются:

Круглые столы, творческие отчеты педагогов;

Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по вопросам методики образования и воспитания дошкольников;

Изучение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс передового педагогического опыта.

3.4. Заседания педагогической мастерской проводятся 2раза в месяц по мере реализации методического проекта, а в дальнейшем один раз в месяц.

3.5. Педагогическая мастерская планирует свою работу согласно своим задачам.

4. Документация и отчетность

4.1. Положение о педагогической мастерской для молодых специалистов структурного подразделения детский сад.

4.2. План работы педагогической мастерской.

4.3. Все заседания фиксируются в книге протоколов педагогической мастерской и визируются руководителем и секретарем.

4.4. Анализ работы.

5. Ответственность

Руководитель и члены педагогической мастерской несут ответственность за:

Качество разработок и проведения каждого мероприятия по плану работы;

Своевременную реализацию задач и направлений работы педагогической мастерской;

Объективность и качественное оформление аналитических и информационно – методических материалов.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Смоленская СОШ структурное подразделение детский сад

Рассмотрено и одобрено « Утверждаю »

На заседании педагогического Директор

Совета

_______________________

Протокол № _______от ______2013г. / /

Положение

2013г.

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать – и я пойму».

Китайская народная притча

Краткая аннотация проекта.

Сегодня многое делается на государственном уровне для поддержки начинающих педагогов. Работа с молодыми кадрами является составной частью Программы развития системы образования.

Человек на новом месте работы неизбежно сталкивается с определенными трудностями и чем комфортнее будет молодому специалисту на рабочем месте, тем быстрее разовьется его педагогическое мастерство. Трудовая адаптация – социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, где личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга. Адаптация молодых специалистов, не имеющих профессионального опыта, заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе.

Цель данного проекта – создание педагогической мастерской , как элемента методического пространства детского сада, объединяющего начинающих специалистов. На занятиях в педагогической мастерской будет оказываться теоретическая и практическая помощь молодым специалистам по вопросам саморазвития и организации воспитательно-образовательного процесса, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Всего в проект будет включено 5 молодых педагогов, 6 педагогов стажистов, дети младших, средней, старшей-подготовительной групп и их родители.

Постановка проблемы

Основанием для разработки проекта явились существенные изменения ситуации в структурном подразделении детский сад по кадровому составу.

В связи с открытием в 2012 году двух дополнительных групп в коллектив влились молодые специалисты. На 2013год педагогический коллектив состоит из 5 чел – с высшим пед. образованием (45%); 1 чел – с высшим не педагогическим образованием (9%); 3 чел – имеют ср. спец. педагогическое образование (27%); 2 чел – ср.спец не педагогическое образование (18%). Молодой педагог - это новая социальная группа, составляющая почти половину коллектива, которую просто нельзя не заметить и игнорировать.

Не смотря на то, что педагогов - стажистов осталось большинство – 54%, коллектив потерял в уровне квалификации: количество педагогов 2 категории сократилось в 2 раза, без категории вместо 1 человека стало 8 человек. Однако увеличилось количество педагогов с высшим образованием с 1 специалиста до 6. Молодые педагоги обладают теоретическими знаниями, в совершенстве владеют ПК, Интернетом, но не имеют достаточного опыта, чтобы уверенно осуществлять образовательный процесс. Поэтому, в коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к разным группам педагогов, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.

Цели и задачи проекта

Цель: Создать в структурном подразделении детский сад условия для профессионального роста молодых специалистов.

Задачи:

1. Заинтересовать молодых педагогов в работе с детьми дошкольного возраста, побуждать их к активности в соответствии с их способностями

2. Способствовать овладению молодыми специалистами современными педагогическими и психологическими технологиями,

3. Развивать способности педагога мотивировать ребенка к творческой деятельности,

При реализации проекта «Педагогическая мастерская «Поделись опытом» для молодого специалиста» будут использованы следующие методы и приемы :

    практические (творческие работы, открытый просмотр ВОП);

    коммуникативные (беседы, ролевые игры, игровые упражнения);

    сенсорного восприятия (тесты, тренинги).

Форма работы:

Индивидуальная

Групповая.

Ресурсы: на реализацию проекта будут использованы средства руководителя проекта и частично средства из директорского фонда. Материально-техническая база, созданная в структурном подразделении детский сад, так же будет способствовать профессиональному развитию молодых специалистов.

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:

В дошкольном учреждении будут созданы условия психологической комфортности для молодых специалистов;

Работа в педагогической гостиной реально изменит, обогатит, разовьет профессиональную позицию молодых специалистов, их отношение к делу;

Педагоги разработают индивидуальную программу по самообразованию, которая будет способствовать развитию собственной профессиональной карьере;

Разработают модели взаимодействия с детьми, сотрудниками, семьей.

Оценка результатов.

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться при анализе работы в педагогической гостиной, на семинаре – практикуме при помощи анкет, тестов, при проведении педсовета в форме деловой игры.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителем проекта и администрацией при непосредственном посещении ВОП, изучению и анализу планирования ВОП, разработке электронных презентаций.

Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время посещения занятий, совместной игровой и творческой деятельности.

По окончании проекта будет проведено анкетирование молодых специалистов об эффективности работы педагогической мастерской.

Программа реализации проекта.

Реализация проекта будет осуществляться по этапам. На подготовительном этапе происходит отбор материала, выдвижение предположений, первичная диагностика. Основной этап характеризуется разнообразием форм и методов работы с педагогами. Молодые специалисты имеют возможность развивать свои личные и педагогические способности, получить и развить знания, выполнять творческую работу по разработке перспективных и календарных планов, разработке кратковременных проектов.

14.10.

2013

Руководитель МО воспитателей

Провести диагностику проблем молодого педагога

Определить уровень знаний педагогов в организации ВОП с дошкольниками

В методическом кабинете появится банк данных о проф.уровне молодых специалистов

29.10.

2013г.

Руководитель МО воспитателей

Анкетирование молодого специалиста

Определить творческий потенциал молодых педагогов, совместное планирование их карьеры (выбор темы по самообразованию)

Создание базы данных

17.10.

2013г.

Руководитель МО воспитателей

Тренинг коммуникативных умений

формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Обеспечение легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

31.10.

2013г.

Руководитель МО воспитателей

Оформление информационно-методического стенда «Молодой педагог в детском саду»

Создать условия для постоянного самообразования педагогов, повышения их общего культурного уровня в общении с детьми, родителями, коллегами.

Будут разработаны методические рекомендации, практические советы для начинающего педагога.

В течение месяца

Руководитель МО воспитателей, заведующая

2этап - творческий

Теоретический семинар «Культура речи»

Создать условия для качественного роста профессионализма педагогов, повысить культуру речи как одного из основных профессиональных качеств

Речевой этикет педагога будут являться примером для детей и родителей

10.01.

2013г.

Руководитель МО воспитателей

Семинар–практикум «Проектная деятельность » (все о проектном методе, с использование электронных презентаций)

Вооружить педагогов современными взглядами на проблему познавательного развития дошкольников

Педагоги овладеют методом проектирования

27.11.

2013г.

Помощь молодым специалистам в планировании ежедневных занятий

Планирование педагогами качественных занятий

04.(05.) 12.2013

Руководитель МО воспитателей, воспитатели

Консультация «Ритмы жизнедеятельности детей в структурном подразделении детский сад»

Обучение педагогов планированию режимных моментов, занятий

Педагоги разработают перспективный и календарный план ВОП в группах на летний период 2014года

10.01.

2014г.

Руководитель МО воспитателей, воспитатели - стажисты

Практический семинар «разработка проектов по самообразованию педагога»

Помощь молодым специалистам в разработке проектов роста профессиональной компетентности; формирование навыков планирования самообразования

В портфолио педагога будет представлен проект по самообразованию

07.11.

2014г.

Руководитель МО воспитателей

Педсовет «Современный воспитатель, какой он?»

Способствовать росту педагогического мастерства молодых специалистов, воспитывать интерес к педагогической деятельности

Профессиональное и личностное становление молодых специалистов и педагогов-стажистов

10.02.

2014г.

Руководитель МО воспитателей

3 этап - заключительный

Анкета «Степень удовлетворенности проведением Педагогической мастерской «Поделись опытом»»

Определить степень удовлетворенности посещением занятий педагогами, наметить перспективы работы педагогической мастерской на 2-3года.

Создание модели – схемы «Лестница профессионального роста молодого специалиста»

06.05.

2014г.

Руководитель МО воспитателей

Презентация проекта. Конкурс профессионального мастерства «Моя профессия –воспитатель!»

Обеспечить условия для повышения престижа профессии воспитателя

Профессиональный рост молодых педагогов и педагогов со стажем

24.04.

2014г.

Руководитель МО воспитателей, заведующая, воспитатели

2.1

Рабочий план реализации проекта Конкурс «Моя профессия воспитатель!»

24.02.2014г – объявление о начале конкурса (разработка положения)

С 25.02 – 4.03.2014г. выполнение работы по реализации организационно-подготовительного этапа (по одному воспитателю с группы).

С 11.03. по 14.04.2014г. – реализация творческого этапа.

С 14.04. по 24.04.2014г. – реализация заключительного этапа, презентация проекта в форме творческого конкурса «Моя профессия – воспитатель!»

Руководитель МО воспитателей, музыкальный руководитель, воспитатели

Выпуск статьи в газете

Обмен опытом по работе детского сада.

Май 2014

Руководитель МО воспитателей

Опыт работы воспитателя ДОУ

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ при написании опыта работы для участия в конкурсах.
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Фамилия, имя, отчество Горьковская Анна Алексеевна
Должность Воспитатель
Дата рождения 15.03.1977 г.
Полный адрес места жительства Ростовская область, г.Волгодонск,*********
Номера контактных телефонов, адрес электронной почты сот. **********
Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж,
присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста
по специальности дошкольное образование
Профессиональная карьера (общий стаж работы, даты, места работы, должности)
14 лет в МБДОУ ДС "Весна" г.Волгодонска - воспитатель высшей квалификационной категории

Наличие наград, званий (если имеется)
Городской конкурс "Воспитатель года-2006"-диплом участника 2006г.
Финал областного конкурса « Лучшая подготовительная группа по изучению ПДД и организацию работы по предупреждению ДТП среди ДОУ области (2009г.) -2 место в городском этапе областного конкурса и 1 место в финале областного конкурса.
Почетная грамота Управления образования г.Волгодонска за успешное формирование интеллектуальных, культурных и нравственных основ личности детей дошкольного возраста 2010г.
Почетная грамота городской организации Профсоюза работников образования за активную работу в первичной профсоюзной организации, многолетний добросовестный труд, верность профсоюзному движению 2013г.
Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса "Умната" в блиц-олимпиаде: "ФГОС дошкольного образования" 2015г.
Диплом (2 место) Всероссийского сетевого издания "Портал педагога" во Всероссийском конкурсе
"ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС" 2015 г.
Диплом (3место) Всероссийского общеобразовательного портала "Продленка.орг" во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченному ко дню матери "Родное сердце", "сценарий праздника ко дню Матери" 2016г.

Наименование дошкольного образовательного учреждения (полностью):
____________________________________________________________________
Полный адрес учреждения:
субъект РФ: ____________________________________________________________
индекс: ________________________________________________________________
населенный пункт: _______________________________________________________
улица: _________________________________________________________________
дом: __________________________________________________________________
федеральный телефонный код города: ________ телефон: ________________
факс: ____________________ e-mail: __________________
Заведующий дошкольного образовательного учреждения (ФИО, контактный телефон):
__________________________________________________________________________

Я считаю, что детский сад будущего должен быть вторым домом для детей, где они могут обрести счастье. А счастливый человек - прежде всего здоровый человек. Поэтому в детском саду будущего должны быть созданы условия для полноценного развития физических, творческих, познавательных способностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Детский сад будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим,но и чужим достижениям.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Весна» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска)
Я, Горьковская Анна Алексеевна, в МБДОУ ДС "Весна" г. Волгодонска работаю 15 лет. Педагогический стаж 14 лет. В 2005 г. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста по специальности дошкольное образование. В 2015г. прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации в АНО "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования" по теме:"Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС". Имею высшую квалификационную категорию.
В данный момент работаю воспитателем в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

1. Характеристика вклада педагога в реализацию основной образовательной программы МДОУ
МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска осуществляет образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой. В ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Своим вкладом в реализации данной программы считаю создание "Образовательной рабочей Программы воспитателя" (приложение №1).
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

2. Характеристика эффективности использования педагогом современных образовательных технологий
Реализуя данную Программу, в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
1.здоровьесберегающие технологии;
2.технологии проектной деятельности;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4.личностно-ориентированные технологии;
5.игровая технология

1. Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Мной проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливание босохождением по массажным коврикам с использованием спортивного инвентаря (гимнастические палки, мячи, гантели и т.д.), проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, психогимнастики по
М. Чистяковой, гимнастики для глаз, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, самомассаж лица, использование подвижных и спортивных игр, ритмопластика, динамические паузы, релаксация и др.
Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий привело к достижению следующих результатов:
- повышение уровня развития физических способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости.

2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2).
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа, государственных праздников России; расширение знаний о Донском крае; воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине.
В результате у детей сформировалось чувство любви к своей малой Родине с ее далеким прошлым, познакомились с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат, узнали как выглядели предметы казачьего быта и выучили их названия; знают Государственную символику, столицу нашей Родины с ее достопримечательностями, традиции и обычаи русского народа, Государственные праздники РФ.

3. Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ в своей работе использую, чтобы осуществлять:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5. Создание презентаций и фильмов в программах Рower Рoint, Windows Movie Maker для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Личностно-ориентированные технологии.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает новая основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой,
А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой.

5. Игровая технология.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Реализуя проект "Родники России" использую в своей работе народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

3. Система деятельности педагога по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края
Реализация национально-регионального компонента осуществляется по программе Н.В. Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей донского края», а так же посредством кружковой работы "Казачьи посиделки", которая проводится в рамках проекта "Родники России".
Цель: Развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
- Формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона содержание сознания ребенка;
- Продолжить расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;
- Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины;
- Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы;
- Поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;
- Способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;
- Создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
- Способствовать развитию продуктивного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Тема 1: «История Донского края»
1.Знакомство с картами.
2.Карта Ростовской области.
3.Наш город.
4.Степь донская – «Дикое поле»
5.Нашествие монголо-татар.
6.Макет донской степи.
Тема 2: «Казаки – люди вольные»
1.Происхождение казачества.
3.Казачьи городки.
4.Одежда казаков.
5.Казачьи песни.
6.Традиции и обычаи казаков.
7.Создание мини-музея.
Тема 3: «Города Ростовской области»
1.Ростов.
2.Азов.
3.Таганрог.
4.Новочеркасск.
6.Составление путеводителя казачьих городов.
Тема 4: «Животный мир Донского края»
1.Животные.
2.Птицы.
3.Рыбы.
4.Донской жемчуг.
5.Красная книга животных.
Тема 5: «Растения Донского края»
1.Деревья и кустарники.
2.Цветы.
3.Лекарственные травы.
4.Растения, как средство косметики.
5.Красная книга растений Дона.

Тема 6: «Как отдыхали на Дону»
1.Детские игры.
2.Православные праздники (Пасха, Троица)
3.Посиделки на завалинке.
4.Поход к водохранилищу.
5.Заселение макета водохранилища животными, растениями.

Предполагаемый результат.
1. Расширится сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению.
2. Сформируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы.
3. Сформируется чувство любви к Родине
4. Желание познавать фольклор данного региона.
5. Сформируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.

4. Система реализации педагогом принципа индивидуализации в образовательной деятельности на основе утвержденной в ДОУ системы педагогической оценки.

В соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, согласно годового плана работы в группе в начале и в конце учебного года проводится мониторинг достижения детьми положительной динамики результатов освоения образовательной программы, в ходе которой осуществляется оценка индивидуального развития детей. Оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики в дальнейшем используются для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в рамках наблюдения за детьми в повседневных ситуациях, с целью сделать вывод о том, что образовательный процесс в целом достигает своего результата, а именно поставленных образовательной программой основных целей: охраны здоровья, создания условий для своевременного и полноценного психического развития детей и радостного проживания ими периода дошкольного детства.
Анализ результатов педагогической диагностики за последние 3 года показал положительную динамику освоения образовательной программы моими воспитанниками. На конец 2013,2014,2015 учебного года количество детей с допустимым уровнем освоения образовательной программы составлял 100%, что подтверждает эффективность применения современных образовательных технологий и методик.
5.Характеристика взаимодействия педагога со специалистами: участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Реализация "Образовательной рабочей Программы воспитателя" происходит в тесном сотрудничестве со специалистами:

Учителем -логопедом (развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, пальчиковой моторики, закрепление поставленных звуков в речи, развитие связной речи по лексическим темам, закрепление лексико-грамматических категорий);
- педагогом -психологом (игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие познавательных процессов; игры, способствующие развитию навыков общения, установления взаимопонимания, партнерства; развитие саморегуляции, эмоциональное развитие, психогимнастика);
- музыкальным руководителем (логоритмические занятия; пение потешек, закличек; игры-имитации, инсценировки; автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале);
- инструктором по физической культуре и инструктором по плаванию (развитие общей и мелкой моторики; речевки, считалки, подвижные игры с речевым сопровождением, речетативы, игры на координацию речи с движением)

Принимаю активное участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка. После проведенного мониторинга данные о ребенке заносятся в карту психолого-педагогического и медико-социального развития (приложение №3) по следующим параметрам:
- Знания, умения и навыки по программе,
- Ориентировочная деятельность,
- Познавательная активность,
- Самоконтроль,
- Ориентировочная деятельность в новых условиях,
- Восприимчивость к помощи,
- Перенос в новые условия.

Индивидуальная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку (приложение №4) реализуется через сферы: лечебную (врач, медсестра, иструктор ЛФК), педагогическую (воспитатели, музыкальный руководитель), речевую (учитель-логопед), психологическую (педагог-психолог). Вначале педагоги выявляют проблему развития ребенка, затем описывают его реабилитационный потенциал, выбирают направления коррекционной работы, подбирают необходимый технологический инструментарий,обозначают прогнозируемый результат.Фактический
результат пишется в конце года.

6. Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.

Зоны, центры и микроцентры группы.
Зона выбора и самоопределения.
Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Это пристенные шкафы -накопители, которые представляют тот или иной центр детской деятельности: интеллектуальный, конструктивный, центр экспериментирования; социально-эмоциональный; художественно- продуктивный; игровой; двигательный; речевой, библиотека; уголок дежурств; уголок природы.

Рабочая зона.
В ней осуществляется непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей по интересам.
Рабочая зона содержит мебельные конструкции, отражающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции: столы- трансформеры на колесах.
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в простанстве.
Спокойная зона. Предназначена для отдыха и уединения. В ней расположены: небольшой ковер, легкие банкетки, мягкие пуфы, легкий столик.
При организации ППС учла то, что границы зон должны быть подвижны. При построении ППС использую так называемые передвижные модульные конструкты, ширмы, которые хорошо комбинируются друг с другом, перемещаются, раздвигаются. Такая модульная мебель полифункциональна и мобильна, легко трансформируется и складывается.
К созданию предметно-пространственной среды в группе всегда стараюсь подходить творчески. В своей работе использую разработанные мной авторские пособия, авторские дидактические и развивающие игры, оригинальные средства обучения и воспитания.
Игровое «Поле чудес» и «Поле чудес-2» помогает мне на занятиях по развитию речи:
в автоматизации поставленных звуков («Назови картинку(и) с таким звуком», «Где спрятался звук?»);
в развитии связной речи («Придумай загадку о …», « Придумай предложение» , «Составь рассказ о …»);
в развитии лексики и грамматики («Скажи какой (какая,какое)?», «Подбери словечко» и др.
Пособие содержит два игровых поля по сто картинок.
По данному пособию составлено более 50 игровых ситуаций в различных образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
В логопедическом уголке нашей группы использую ряд разработанных мной игр и пособий: наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и " В гостях у Тап-Тапыча", д/и "Ниткобуковка"
"Ларец со сказками", наборы для развития воздушной струи (" Снежинки", "Цветочки" , "Листики"), для развития мелкой моторики "Заюшка", "Ловкие пальчики", "Мамины бусы", «Ниткобуковка.»
В уголке безопасности: д/и "Разложи картинки по порядку",д/и "Дорожные знаки", д/и "Причины пожара в доме", д/и "Найди вторую половинку», д/и "Опасные предметы в доме", накидки для сюжетно-ролевых "ДПС", "МЧС", "Полицейский", карточки "Опасные ситуации", картотека игр по безопасности, консультации "Для Вас, родители", памятки "Как сделать безопасной жизнь ребенка".
В уголке "Театральная гостиная" : театр на ложках "Семья Ложкаревых", "Киндер-театр", театр на пальцах "Ножки-топотушки", театр на платках " Маша и медведь", "Театр теней".
В центре "Спорт и здоровье" изготовлены игры: "Ловишки", "Бросай-лови", "Массажные следочки", картотека подвижных игр и упражнений.
В центре краеведения изготовлено наглядное пособие "Донские казаки", д/и "Скажи по-казачьи", д/и "Свари обед казаку", д/и " Наряди казачку", макет "Казачье подворье", наглядное пособие "Государственная символика РФ", картотека казачьих игр.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда и использование разработанных мной авторских пособий, дидактических и развивающих игр, оригинальных средств обучения и воспитания благотворно влияет на развитие детей группы компенсирующей направленности, способствует их всестороннему развитию, и обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

7.Характеристика совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды.
В совместной деятельности с родителями применяю различные формы и методы работы. Реализация деятельности (в том числе и работа родительского клуба "Праздники России") осуществляется по плану:
Сентябрь
Формы
Родительское собрание Тема"Особенности развития ребенка на 7 году жизни"
Анкетирование:"Социальный паспорт семьи", "Здоровье ребенка превыше всего"
Беседа "Ребенок и родитель"
Инструктаж" Основы безопасного поведения детей в детском саду и дома"
Тема:День Знаний.

Информационный уголок 1.График работы специалистов,
режим дня, сетка занятий
2." Что нас ждет в сентябре"
3.Памятки "Опасные предметы в доме"
4.Консультация о пользе овощей и фруктов "Витаминный календарь "
Праздничные мероприятия Тема: День знания «В гостях у сказки»
День летнего именинника.
Акция: «Не будь невидимкой, засветись в темноте»
Выставка детского творчества «Волгодонск – город, в котором я живу»
День воспитателя. "Портрет любимого воспитателя"
Октябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Ребенок и родитель"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День пожилых людей.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в октябре?"
2.Памятки "Как спастись от гриппа?"
3.Консультация « У Вас тревожный ребенок»
Праздничные мероприятия Выставка поделок из осенних листьев «Сказки осенних листьев»
Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека)
Осеннее развлечение «Осенний бал»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Птица счастья, птица дружбы и добра»
Выставка поделок «Сударыня картофелина»
Осеннее развлечение «Осенние подарки»
Ноябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема"Новогодние праздники"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа "Сенсорное воспитание детей с речевыми нарушениями"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День матери.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в ноябре?"
2.Памятки "Играйте вместе с детьми»
3Консультация « Учим ребенка общаться»
Праздничные мероприятия Фотоконкурс «Мое увлечение» - среди сотрудников, родителей и детей
Фотовыставка ко Дню Матери « Загляните в мамины глаза»
Акция «Птичья столовая»
Выставка «У моей мамы руки золотые» (к Дню матери)

Декабрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Новый год.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в декабре"
2.Памятки " Советы родителям замкнутых детей"
3.Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков «В поисках снегурочки 2016»
Акция «Елочка желаний»
Конкурс поделок «Новогодняя игрушка»

Январь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Счастье – это когда тебя понимают "
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Рождество Христово.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в январе?"
2.Памятки "Как преодолеть рассеянность у ребенка?"

Праздничные мероприятия Прощание с елкой – Васильев день
Изготовление семейных фотоальбомов «Семейные традиции»
Выставка рисунков: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
Развлечение «Приключение спички»
Февраль
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Детей учит то, что их окружает."
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День защитника Отечества.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в феврале?"
2.Стенд «Сотрудничество с семьёй.
Формы работы.»
3.Консультация «Гиперактивный ребёнок»

Праздничные мероприятия Досуг «Сильные, смелые»
Выставка рисунков «Наша Армия»
Музыкально-спортивное развлечение «Мы военные»
Творческий конкурс «Кукла Веснянка»
Март
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема "Весеннее настроение"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа «Капризы и упрямство детей - дошкольников, их причины проявление»
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День 8 Марта.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в марте?"
2.Памятки « Нельзя наказывать и ругать когда…»
3. Консультация «В здоровом теле – здоровый дух»
Праздничные мероприятия Праздник «Мама – солнышко моё»
Выставка работ «Весенние мотивы»
Спортивное развлечение «Девочки вперед!»
Фестиваль «Весна театральная»
- смотр театрализованных постановок.
Апрель
Формы
работы с родителями Мероприятия
Тема: Пасха.
Беседа «Правила поведения детей в общественных местах»
Информационный уголок 1. "Что нас ждет в апреле?"
2 Памятка «По дорогам города»
3.Консультация «Ядовитые растения. Прогулки по лесу»

Праздничные мероприятия Развлечение ко дню смеха «Ералаш»
Презентация проекта "Родники России" , праздник «О тебе поем, моя Россия»
Досуг «Берегите природу»
Выставка рисунков «Космическое путешествие»
Выставка детских работ « Светлая пасха»
Смотр-конкурс «Лучший огород на окне»
Выставка рисунков «Цветочная фантазия»
Всероссийская акция «Внимание, дети!» - «Безопасная дорога в школу».
Май
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День Победы.
Информационный уголок 1.Что нас ждет в мае
2.Консультация «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья»
3. Памятка «Уроки безопасности»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков и поделок «Этот день Победы»
Творческий конкурс – поздравительная открытка
«С юбилеем мой любимый детский сад»
Путешествие в школьную страну «Корабль знаний» Выпускной бал.
В своей работе применяю также такою форму деятельности как «Почта доверия», где родители с удовольствием делятся со мной своими переживаниями, задают вопросы, решают проблемы.

Родителями оказана благотворительная помощь в приобретении мебели, развивающих игр, игрушек и дидактических пособий.
В рамках проекта "Родники России" организован родительский клуб "Праздники России"
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории возникновения и проведения праздников в России;
воспитание любви и бережного отношения к своей Родине;
Задачи:
- Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания о проведении традиционных праздников России.
- Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
- Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
- Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народа.

Выступления родителей проводятся ежемесячно. Согласно указанным темам, каждый выступающий осуществляет подбор информации: история возникновения праздника, как его издавна праздновали в России, какие традиции и обычаи нес в себе этот день, игры с детьми по теме. Весь накопленный материал собираем в альбом "Праздники России".
В результате дети узнали много нового о проведении традиционных праздников России, стали с интересом и уважением относится к культурному многообразию России, знают множество традиций и обычаев, народных игр, в них сформирована способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

7. Характеристика актуального инновационного опыта педагога.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2). Считаю, что проектная деятельность в дошкольной образовательной организации в данный момент является актуальной и результативной современной образовательной технологией.
Проект "Родники России", осуществляется посредством реализации национально-регионального компонента, работы кружка "Казачьи посиделки",а также активной деятельности родительского клуба "Праздники России" .
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа;
расширение знаний о Донском крае;
воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине;
способствование формированию грамматически правильной связной речи, расширению словаря.

Задачи:
1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народов, населяющих нашу страну и Донской край.
2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
4. Формировать представления об истории Донского края и его жителях; познакомить с жизнью и трудом донских казаков;
5.Совершенствовать знания о своем родном городе Волгодонске;
6. Активизировать и обогащать их словарь новыми словами.
7.Развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
8. Развивать правильный речевой выдох при пении и чтении стихотворений.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Реализация проекта осуществляется в течение года в три этапа.
№ Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
1этап
Подготови-тельный
1.
Анкетирование.
Выяснить заинтересованность родителей темой проекта.
Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

2-я неделя сентября

2.
Подбор и изучение литературы. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А. сентябрь
3.
Создание развивающей среды: изготовление дидактических пособий, игр, атрибутов, подбор консультаций для родителей, подбор иллюстраций, создание альбомов, презентаций по теме. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская
А.А.
Родители детей группы.
Сентябрь-апрель.
4.
Подбор пословиц и поговорок по теме проекта, песен и стихотворений о России Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.
Сентябрь- апрель
2 этап - основной

1.
Показ презентации "Россия -Родина моя."
Познакомить с особенностями природных зон и климатическими условиями нашей страны,
городами России, основными достопримечательностями этих городов.

2. Показ презентации
«Москва - столица нашей Родины»
Познакомить с основными достопримечательностями столицы России: зданиями, музеями, театрами, соборами, памятниками архитектуры.
3. Беседа
Тема: Государственная символика РФ: герб, флаг, гимн.
Познакомить детей с символами нашей страны; обсудить содержание текста гимна РФ, познакомить с новыми словами
("Держава", "Священная", "Достоянье") ,
развивать патриотические чувства, любовь к Родине, развивать речь Горбенко А.П.
3.11.
2015
4. Рисование
Тема: Герб России
Продолжать знакомить детей с государственной символикой, развивать патриотические чувства, любовь к родной стране, закреплять умение правильно держать кисть, сочетать цвета.
Горьковская А.А. 11.11.
2015
5. Беседа
Тема: Праздники России. День Матери Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника День Матери. Воспитывать чувства любви, нежности и уважения к самому дорогому и близкому человеку -маме. Родители:
Комиссар О.А.
27.11.
2015

6. Викторина с показом презентации
Тема: Мой любимый город.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города, воспитывать любовь к родному краю, учить отгадывать загадки, используя слова- рифмы.
Горбенко А.П.

7. Рисование
Тема: Любимый уголок Волгодонска. Учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного города; воспитывать любовь к родному краю, развивать творческое воображение.
Горьковская А.А.
9.12.2015
8. Беседа с показом слайдов
Тема: Праздники России. Рождество Христово. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника Рождество Христово. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Иванова Л.В.
11.01.
2016

9. Рисование
Тема: Флаг Донского казачества.
Продолжать знакомить детей с гербом и флагом Донского казачества, знать значение каждого цвета на флаге, закреплять умение правильно держать кисть, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.
Горьковская А.А.
3.02.
2016
10. Беседа
Тема: Праздники России. День Защитника Отечества. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника -
День Защитника Отечества. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Ципун Ю. А.
19.02.
2016
11. Участие в конкурсе «Детство -чудные года, детство- праздник навсегда!» с песней «Там за Доном, за рекой». Знакомить детей с формами казачьего фольклора- песнями, выучить песню, развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память, внимание, музыкальное восприятие, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю. Горьковская А.А.
Родительский комитет группы Прослушивание и разучивание гимна РФ.
Тема: Россия- священная наша держава.
Познакомить детей с текстом гимна, объяснить смысл малознакомых слов,
выучить его наизусть,
развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память.
Горбенко А.П.

13. Рисование
Тема: «Степь раздольная»
Познакомить с понятием «перспектива», учить получать новые цвета путем смешивания красок, распределять пропорционально детали рисунка на листе, учить любоваться красотой степи, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.

3 этап – заключительный
Презентация проекта "Родники России"
Праздник "О тебе поем, моя Россия!" Развивать творческую активность, умение выразительно читать стихотворения, передавать характер героев сценки; развивать речь, внимание, память детей. Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.

Родители детей группы. 6.05.2015

В результате реализации проекта совместно с родителями создан и пополняется предметами казачьего быта мини-музей « Мой любимый край Донской», на каждого ребенка пошиты казачьи костюмы, созданы альбомы с иллюстрациями «Там за Доном, за рекой», подборка презентаций по данной тематике, регулярно пополняется картотека казачьих слов, игр, песен, пословиц и поговорок. Дети ежегодно принимают участие в городском конкурсе «Детство – чудные года, детство – праздник навсегда» в номинации «Народная песня».

Расширяется сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению. Формируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы. Формируется чувство любви к Родине, желание познавать фольклор данного региона. Формируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.
9. Вклад воспитателя в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы в творческих группах, методических объединениях, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности и др.

Своим вкладом в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы считаю участие в следующих мероприятиях:
Участие в городском методическом объединении