На протяжении последних лет каждая сфера социально-экономической жизни России сотрясается многочисленными реформами– ведомства, обеспечивающие национальную оборону, правовую защиту и медицинское обслуживание граждан, подвергаются активной реструктуризации и привыкают к изменениям в организационных аспектах своей деятельности. Этот процесс не обошел стороной и ФССП – пару лет назад в правительстве анонсировали модернизацию структуры ведомства, начав со строгого профессионального отбора работников.

Безусловно, далеко не все сотрудники ФССП приняли реформу с воодушевлением. Ее главным последствием могло стать резкое сокращение численности судебных приставов, которые и сегодня испытывают существенные нагрузки при исполнении своих профессиональных обязанностей. Критику высказали и эксперты - многие из них полагают, что в правительстве слишком поторопились с принятием такого решения. Расширение обязанностей вкупе с повышением квалификационных требований может привести к дефициту кадров в ФССП.

Впрочем, власти утверждают, что реформа позитивно проявит себя уже в скором будущем. В итоге будет сформирована высокопрофессиональная структура, сотрудники которой смогут претендовать на солидные зарплаты и существенный социальный пакет. Что ж, давайте поговорим о главных аспектах заявленной реформы и узнаем, как она будет продвигаться в 2019 году!

Этапы реформирования ФССП

Законодательство, регламентирующее порядок функционирования службы федеральных приставов в России, оставалось неизменным с 1997 года. Неудивительно, что в правительственных кругах наконец-то был поднят вопрос о насущной необходимости реформ. Их примерный список выглядит так:

  • в 2016 году приставы были отнесены к специальной категории государственных служащих. Такая инновация сопровождалась внедрением званий, соцгарантий и доплат к основной части оклада;
  • теперь для работы приставом требуется соответствующее высшее образование (в сфере экономических наук или юриспруденции). Именно от наличия диплома теперь зависит получение финансовых поощрений и стимулов, а также возможность занимать соответствующую должность. Лица без профильного диплома могут выполнять только функции технических помощников. Согласно проведенным расчетам, более четверти судебных приставов РФ не отвечают критерию профильного образования, а это значит, что около 5,5 тысяч работников просто не смогут работать в ФССП после окончания реформы;
  • начата работа по перераспределению функций в рамках ФССП. В исполнительных службах должны быть сформированы три подкатегории: приставы, работающие при судах, исполнители решений и дознаватели. Такая узкая специализация поможет разгрузить сотрудников и позволит им совершенствоваться в своем деле;
  • постепенно сокращается количественный состав региональных представительств ФССП, а также самих служб системы судебных приставов. Это позволит уменьшить бюджет, выделяемый на финансирование ФССП Российской Федерации, так как нынешняя сеть подразделений является чрезмерно «раздутой». Уже в 2019 году будет сформирован ряд межтерриториальных департаментов, благодаря чему количество мелких подразделений сократится до минимума. В некоторых территориальных единицах численность приставов могут сократить более чем в 2-3 раза. После этого в них останется не более 300 человек на весь регион;
  • будут пересмотрены полномочия лиц, работающих судебными приставами. Теперь они получат право распоряжаться документами, дающими возможность управлять автомобилем. Водительские права станут инструментом для воздействия на особо злостных должников – пристав сможет без решения суда направить должнику письмо, сообщающее о приостановлении действия данного документа. Соответствующее указание пристав направляет в органы транспортной инспекции. В 2018-2019 годах эту меру пообещали применить к должникам, у которых имеется задолженность размером более 10 тысяч рублей. Вероятно, с 2019 года приставы смогут ограничивать и другие гражданские права должников, - например, запрещать им сдавать экзамены в транспортной инспекции, регистрировать купленные автомобили и товарные знаки;
  • с 2017 года судебные приставы получили расширенные полномочия во взаимоотношениях с коллекторскими фирмами. В 2019 году будет окончена разработка нормативных документов, в которых пропишут процедуру контроля и регистрации коллекторских агентств. Для реализации новых полномочий ФССП необходимо будет выделить около 1,6 миллиарда рублей в период с 2017 по 2019 год, так как ведомство планирует привлечь новых сотрудников. Предположительно около 40 человек будут наняты в центральный офис, и более восьми сотен – в региональные подразделения. Также ФССП направило в адрес финансовых ведомств расчеты, согласно которым для финансирования работы с коллекторскими фирмами ведомству понадобится по 10 миллионов рублей в 2018 и 2019 годах (в качестве обоснования указана необходимость закупать технику и периферийные компьютерные устройства);
  • на 2019 год запланирован ряд мероприятий, которые приведут к повышению оплаты труда приставов. После проведения профессионального ранжирования и присвоения званий приставы смогут получать до 50000 рублей в среднем. Сегодня усредненный показатель оплаты труда в рамках этой профессии составляет 27000 рублей (со всеми доплатами). Впрочем, насколько реальным будет такое повышение, пока что неизвестно. Согласно «майским указам», удвоение оклада было обещано сотрудникам многих сфер, но на 2018 год запланирована лишь индексация зарплат на 4%;
  • в числе мероприятий, направленных на повышение престижности профессии пристава, фигурируют такие социальные бонусы как путевки на курортный отдых и санаторное лечение, а также страхование жизни и здоровья.

По мнению Министерства юстиции РФ, реформа института судебных приставов преследует важную цель – привлечь на службу молодых, квалифицированных профессионалов, которые сразу после получения диплома займут должность судебного исполнителя. Кроме того, подросшая оплата труда и сформированный социальный пакет повысят престижность этой профессии, так как в последние годы она не пользовалась особой популярностью у выпускников юридических специальностей. Юные жители РФ небезосновательно полагали, что работа в частных фирмах сопровождается более высоким вознаграждением.

Критика реформы и ее перспективы в 2019 году

Реализация реформы, начатая в 2017 и 2018 годах, показала, что она не лишена определенных недостатков. Кроме того, далеко не все инновации могут быть реализованы в ближайшие несколько лет в полном объеме. Главные «подводные камни» реформы ФССП эксперты видят в таких моментах:

  • главной точкой преткновения остается финансирование, которое в период кризисных явлений в экономике РФ остается весьма ограниченным. На проведение всех обозначенных мероприятий из бюджета страны нужно выделить примерно 9,5 миллиардов рублей. При таких расходах говорить о повышении зарплат пока что не приходится. Скорее всего, в 2019 году зарплаты сотрудников ФССП будут в лучшем случае проиндексированы (причем не более чем на 3-3,5%);
  • мероприятия, связанные с переаттестацией и аккредитацией кадров, проводятся гораздо медленнее, чем было обещано при анонсировании реформы. В службе приставов не спешат проводить кадровые перестановки, так как в ней и так зафиксирована огромная текучка кадров. Если резко внедрить требования касательно профильного образования при текущих окладах, можно лишиться существенной части сотрудников. И это при том, что текущая нагрузка на каждого пристава и так превышает нормативы;
  • как и во многих других сферах, повышение окладов будет сопровождаться уменьшением числа сотрудников в службах ФССП. Эксперты говорят, что Минюст пошел по пути наименьшего сопротивления, решив провести массовое сокращение, в то время как президент велел экономить средства, избегая лишних расходов;
  • довольно неоднозначным остается вопрос, связанный с премиями и бонусами. В 2017 году было предложено выплачивать бонусы по итогам реализации исполнительных производств. Но эксперты полагают, что формировать премиальный фонд из взысканий – значит, стимулировать приставов работать нечестно и агрессивно, чтобы получить как можно большее вознаграждение.

Обстановка с выполнением постановлений президента

Теперешние экспертные специалисты заключили, что члены правительственного аппарата не смогут реализовать на практике указы главы державы шестилетней давности. Их вердикт был основан с учётом принятия во внимание нынешней ситуации в родном Отечестве. Стоит отметить присутствие лучшей стабильности в 2012 году, когда соответствующие постановления только были изданы. Сейчас уже нет возможности в два раза поднять жалования бюджетникам кроме некоторых регионов в стране. А это значит, что на данный момент актуальны сведения по поводу повышения зарплаты судебных приставов в 2019 году в России.

На Алтае получилось увеличить оклады медицинским работникам до приемлемых показателей. Правда, имеют место несколько запутанные принципы расчёта денежных довольствий врачам. То же самое можно сказать и о гражданах, занимающих должности судей. На этом всё повышение, по сути, и заканчивается – представители образовательной и культурной сферы государства не могут располагать на ощутимые добавки.

На что остаётся рассчитывать в результате?

Сейчас РФ пребывает в очень незавидном материальном положении, однако политические деятели не придают этому должного значения. Регресс народного хозяйства привёл к стремительному понижению покупательской способности народных масс. И в первую очередь это стало заметно по экономии простых обывателей на медикаментах. Подобные обстоятельства вынуждают людей искать альтернативные методики излечения, что относит Россию по развитию на несколько веков назад.

На данный момент некоторая страховка присутствует у жителей нашей страны, поэтому до настоящей бедности они пока не дошли. Впрочем, значительное урезание бюджетных расходов влияет на деятельность различных областей отечественного производства. Итак, если поднятия зарплат не видать, то по поводу индексации окладов приставов на 2019 год сомневаться не приходится.

Хотя, опять же, это не полноценная прибавка к денежным довольствиям, а только поддержание нынешнего уровня жизни, и без того незначительного. Должно быть издано отдельное постановление властных структур, как это было сделано шесть лет назад. Не поменяет современную обстановку и то, что такая индексация будет проводиться соразмерно актуальным темпам всероссийского обесценивания.

Но как бы там ни было, прибавка судебным приставам точно будет, поскольку она закреплена на законодательном уровне. А что касается действительного индикационного коэффициента, то его размер колеблется от 4 до 4,5 процента (предварительно рассчитанные цифры). Впрочем, нельзя это считать настоящим удовлетворением нужд сотрудников ФССП России.

Судебные приставы в нашей стране являются государственными гражданскими служащими. Своей трудовой деятельностью они обеспечивают работу судов и исполнение судебных предписаний, в том числе в принудительном порядке. По сути, это и есть два основных направления их деятельности. Существует Федеральная служба судебных приставов, должностные обязанности, полномочия и задачи которой регламентируются соответствующим законодательством и Конституцией РФ.

Орган исполнительной власти, коим является эта служба, выполняет на самую простую, а, порой, опасную работу. Это, безусловно, должно оцениваться государством соответствующей оплатой труда. Также, в последнее время ведется активная борьба с коррупцией, а одним из важных требований, обеспечивающих ее успешность, является создание достойных условий труда государственным служащим. Людей, согласных работать за копейки на одном энтузиазме на благо Родины не так много, что логично.

Большинству сначала надо обеспечить себя, своих близких, удовлетворить базовые потребности, и лишь потом задумываться о высоких идеалах. И упрекнуть граждан, выполняющих такого рода работу, в подобном расчете сложно. Потому одними из самых актуальных тем, касающихся госслужащих, является обсуждение актуальных доходов, возможных сокращений, а также . Именно эти вопросы, а также причины, приведшие к нынешней ситуации, мы и рассмотрим в статье.

Реформа 2012

Многим известно, что с 2012 года государственная система обеспечения бюджетных организаций претерпевает ряд серьезных изменений. Реформы здравоохранения, культуры, пенсионная, образования объединены общей датой подписания соответствующего Указа Президента РФ – май 2012 года, и потому зачастую обозначаются как «майская» реформа. В соответствии с регламентированной последовательностью изменений, в период с 2013 по 2018 год планировалось осуществить два этапа изменений, направленных на повышение качества предоставляемых услуг населению и улучшение условий труда. Кроме подготовки, первый этап также предусматривал реорганизацию госучреждений, оптимизацию.

Были установлены законодательно новые условия и требования, которым должны соответствовать все работающие структуры: нагрузка, территория обслуживания, численность населения, получающего услуги и стандарты предоставляемых услуг. Во многих случаях это сопровождалось и продолжает сопровождаться сокращениями и закрытием неэффективных организаций. Первыми пострадали от такой оптимизации учреждения в небольших населенных пунктах. Второй этап подразумевал пересмотр требований к сотрудникам, оказывающим услуги, сами услуги и поднятие зарплаты судебному приставу и остальным работникам этой сферы до более высоких величин, также определенных законом.

Актуальная ситуация ФССП

В 2014 году был подписан Указ, касающийся вопросов Федеральной службы судебных приставов, регламентирующий, кроме прочего, оклады и численность штата. К нему ежегодно принимаются поправки с учетом актуальных временных изменений.



Так вот, согласно поправкам 2011 года, на 2012 год было установлено число людей, работающих в центральном аппарате ФССП 683 единицы, а сотрудников территориальных органов – 84 352 единицы. В изменениях Указа на этот год численность определена так: 615 работающих в центральном аппарате и 75 737 сотрудников территориальных органов. Цифры говорят сами и не требуют комментариев: за 4,5 года было сокращено около 8 600 сотрудников. Касаемо вопроса, будет ли сокращение судебных приставов в 2017 году, однозначного ответа пока нет.
Предыдущие поправки вносились в декабре, в этом году их также стоит ждать в конце. Однако уменьшение количества сотрудников все же весьма вероятно, но об этом ниже.

Начисление заработной платы приставам

Прежде, чем обсуждать повышение зарплат в судебной системе в 2017 году в РФ, стоит отметить, что в текущем году зарплата сотрудников ФССП, как и раньше, состоит из нескольких составляющих: окладная часть, должностная надбавка, ежемесячное поощрение, районный коэффициент. Индексируется и повышается обычно окладная составляющая, поскольку остальные величины напрямую от него зависят.

Не принимая в расчет повышающие коэффициенты, можно рассчитать доходы приставов в этом году, основываясь на данных официального портала ФССП:

  • 4541 рубль – оклад;
  • 4541 рубль – ежемесячное поощрение в размере оклада;
  • От 2 724 до 4 086 рублей – надбавка от 60 до 90% окладной части.
То есть судебный пристав получает от 13168 рублей без учета надбавок за чин. Данная цифра актуальна для новых сотрудников, работающих до полугода. Далее им присваивается чин, и зарплата увеличивается минимум на 1000 рублей. Также имеются надбавки за особые условия службы, за работу на Дальнем Востоке, на Севере. В столице также действуют повышающие коэффициенты. Меньшие доходы имеют обеспечивающие специалисты, или помощники: их оклады составляют от 2 500 до 3 650 рублей плюс поощрение и надбавка. Большие доходы – у руководителей.

Так, в результате усреднения руководящих, северных и обычных зарплат, получается, что в среднем доходы судебных приставов составляют чуть меньше 30 000 рублей.

По отношению к прошлому году размер окладов в ФССП изменился на 5,5%, то есть была проведена индексация, как и большинству граждан.

Изменения 2017

Многие сотрудники ФССП ждут будущего года – на это период ожидается повышение зарплат. Но пока не ясно, каков же будет размер повышения – то ли снова индексация на размер инфляции, то ли более серьезное повышение, в пределах 10-30%. Конечно же, индексация зарплат судебных приставов в 2017 году, равно как и остальным государственным служащим, будет проведена. Уже известно, что в плане бюджета на будущий год эти цифры заложены. А вот с большим повышением связано немало противоречивой информации. С одной стороны – нагрузка на работников увеличивается в связи с проводимой оптимизацией, требования повышаются. Стало быть, и зарплата должна расти. С другой – нехватка бюджетных средств не позволяет разово поднять всем зарплату на значительные цифры. Бюджета едва хватает на индексацию. Посему приходится изобретать иные способы для того, чтобы оценить труд служащих по достоинству. Так, согласно информации из СМИ, Министерство юстиции подготовило Законопроект, с предложением увеличить оклады за счет взысканных средств. Вроде как и затрат из бюджета не будет, и сотрудники будут замотивированы, и оклады подрастут. Но это проект, и будет ли он принят – еще не известно.

Однако некоторые гарантированные нововведения уже озвучиваются. Так, с 2017 года вступает в силу закон, согласно которому все принимаемые и уже работающие сотрудники должны иметь высшее образование . Под обновленные критерии не попадает порядка 5,5 тысяч человек. Они будут сокращены или им предложат должность помощника судебного пристава с соответствующей должности зарплатой: помощники могут работать без высшего образования или обучаться. Есть предположения, что повышение денежного содержания федеральным госслужащим в судебной системе в 2017 году ожидается именно за счет высвободившихся средств.

Заключение

Что будет с зарплатой судебных приставов в России – вопрос, актуальный для многих. И ответить достаточно сложно, и тому множество причин. Правительство РФ еще 4 года назад запланировало изменения, чтобы исправить, наконец, ситуацию с неприлично низкими доходами бюджетников и служащих. Непредвиденные обстоятельства 2014-2015 года вмешались в процесс, и отложили их на некоторый срок. Стабилизация экономической ситуации может повлиять на даты пересмотра заработных плат. К слову, многие эксперты, и российские, и зарубежные, ожидают этого в будущем году.

Подводя итог, можно сказать, что увеличение зарплаты судебному приставу в 2017 году в России гарантированно произойдет на величину прогнозируемой инфляции – 5%, и возможно увеличатся оклады до 30%. Но лишь в случае, если будут изысканы для этого средства. Пока есть несколько возможных источников, среди которых перевод сотрудников, не имеющих высшего образования, на должности помощников с понижением зарплат и повышение за счет взысканных средств. Пока же остается ждать конца года и официальной, законодательно подтвержденной информации.

ФССП (Федеральная служба судебных приставов) - является органом, который находится в подчинении у Минюста РФ. Собственно, никаких претензий к работе службы у их кураторов не было – работники ФСПП прекрасно справлялись со своими профессиональными обязанностями, но прочему то на протяжении всего прошедшего года, слухи о грядущем реформировании структуры появлялись с завидной регулярностью. Речь шла о штатном сокращении, в результате которого более пяти тысяч сотрудников этого ведомства, в скором времени вынуждены будут искать себе другую работу. По мнению инициаторов этой реформы, именно такое число ныне находящихся при исполнении своих служебных обязанностей, штатных сотрудников ФССП, не имеют специальной подготовки и образования для того, чтобы занимать свою должность. Итак, последние новости из Госдумы о реформе ФССП в 2018 году говорят о том, что перемены все-таки в этой госструктуре возможны.

Какие изменения ожидают ФССП

Речь идет об изменении самой структуры ведомства и об уровне полномочий его сотрудников. Предоставляемые приставам полномочия планируется значительно расширить. На данный момент ФССП уже занимается регулированием рынка коллекторских услуг, а после принятия внесенных поправок, ведомство получит возможность ведения реестра долговых взысканий, а также применять меры по наказанию лиц и организаций, нарушивших законодательство в этой сфере.

Планируемым нововведениям, по замыслу авторов закона, будет предшествовать подъем уровня заработной платы сотрудникам ведомства на 50%, с последующим ее увеличением в два раза. По мнению Минюста, такие изменения направлены на популяризацию этой профессии среди молодых специалистов, которые в отношении нее собираются сделать свой профессиональный выбор.

Какие структурные изменения могут ожидать ФССП в этом году

Минюст РФ в конце прошлого года представил на рассмотрение Госдумы проект структурных изменений в подведомственной ему службе. Этим документом предусматривалось введение должности еще одного замдиректора ведомства и открытие новой управленческой структуры.

Отметим, что пять замов у главы этой службы на данный момент есть. Обязанности шестого заместителя, по замыслу авторов проекта, должны включать в себя координацию мероприятий, связанных с защитой физических лиц. Помимо этого, на плечи нового чиновника должны лечь кураторские функции в отношении региональных представительств этой службы.

Новое подразделение, о создании которого говорится в проекте – уже пятнадцатое по счету – должно будет осуществлять внутриведомственный финансово-аудиторский контроль.

Особый акцент в поданном на рассмотрение документе, делается на то, что все эти изменения не потребуют дополнительного финансирования из бюджета и увеличения количества сотрудников – введение новой должности и организацию новой структуры управления планируется сделать за счет внутренних резервов. Внутри ведомства будут приняты меры по перераспределению полномочий уже существующего штата сотрудников.

Реформа ФССП в 2018 году: последние новости из Госдумы по поводу новых полномочий сотрудников ведомства

ФССП является ведомством, которое функционирует в довольно напряженном и активном режиме. В связи с этим, регулярные изменения в его работу вносятся как самой службой, так и курирующим их Минюстом. То же самое касается и полномочий их сотрудников.

Одной из последних инициатив, было предоставление судебным приставам полномочий, связанных с розыском имущества, подлежащего по решению суда конфискации. Такие дополнения в ныне действующий закон, на практике ничего не изменят, поскольку такие права у них существуют на сегодняшний день и какое-либо их подтверждение в форме законодательных изменений, вовсе не требуется.

Представляет интерес другая поправка. В ней идет речь о совершенно новых возможностях погашения взыскиваемых через суд долгов. Поправка допускает взыскание задолженности с третьих лиц, которые, в свою очередь, имеют финансовую задолженность перед организацией, которая оказалась под судебными санкциями.

Выглядит это следующим образом. Предположим, у организации, в адрес которой пришел исполнительный лист, нет финансовой возможности оплатить долг. Однако есть сторонние организации, имеющие задолженность перед нею. С принятием этой законодательной поправки, приставы на вполне легальных основаниях, будут иметь право оформить погашение долга интересующей их коммерческой структуры, за счет перерасчета суммы долговых обязательств перед нею со стороны других юридических лиц.

Такой же порядок сможет применяться и в отношении физлиц. В таком случае, наличие долговых обязательств со стороны лица, готового погасить долги своего родственника или просто хорошего знакомого, вовсе не обязательно. На практике, вернуть долг государству вместо человека, попавшего в эту неприятную историю, теперь сможет любой желающий.

Часть функций судебных приставов в ближайшее время могут передать частным коллекторским агентствам. У ФССП еще нет четкого плана, как и когда это сделать, однако тема уже обсуждается на самом высоком уровне. Глава российской службы приставов Дмитрий Аристов поднял вопрос взаимодействия государственной и частной систем принудительного исполнения на Девятой Международной научно-практической конференции.

По словам главного российского пристава, нагрузка на российских приставов постоянно увеличивается, поэтому было бы логично передать часть работы частным организациям. Об этом говорят уже больше года - в 2017 году идею отдать должников коллекторам называли «признанием неэффективности работы ФССП», а министр юстиции Александр Коновалов называл ситуацию с исполнением судебных решений «катастрофой» из-за того, что исполненные судебные производства сокращались.

Оптимизировать работу ФССП предлагается путем привлечения частных коллекторов. Им точно не разрешат заниматься исполнением всех решений, но кое-какие могут им передать - например те, которые принимаются в третейских судах. При этом «частников» пустят взаимодействовать только с юридическими лицами, граждан точно реформа не коснется.

Надо понимать, что частные агентства работают на прибыль. Готовы ли мы отдать взыскания с наших граждан по судебным решениям коммерческим людям, которые будут работать на извлечение прибыли, - это большой вопрос, поэтому по физическим лицам вопрос не будет рассматриваться в принципе. Что касается юрлиц: какие споры могут быть переданы - это те споры, которые передавались для рассмотрения в третейские суды. Тогда уже стороны заключили соглашение о рассмотрении спора в негосударственной судебной системе, поэтому я думаю, что возможно будет передать их исполнение в частные руки.

Главный пристав РФ Дмитрий Аристов

Пока невозможно говорить о сроках реформы, потому что не готов не только документ, но и его концепция. ФССП пока общается с экспертами и обсуждает идею со службами взыскания из других стран. Каким в итоге будет проект, не берется предсказывать даже глава службы приставов. «Мы изучаем мнение экспертного сообщества, уже есть отзывы от коллекторов на инициативу, они очень разные», - признает он.

Какие еще изменения ждут службу приставов

Во-первых, это внедрение новых электронных технологий, чтобы каждый человек мог в режиме онлайн отслеживать движение по своему исполнительному производству. «Для этого у нас уже существует личный кабинет стороны исполнительного производства», - напомнил Аристов. Проект пока работает в тестовом режиме, для полноценного его функционирования не хватало законодательного регулирования. ФССП ожидает, что скоро оно появится: несколько месяцев назад депутаты Ирина Яровая и Андрей Исаев внесли в Думу законопроект, где расписана процедура работы с личным кабинетом. «Я считаю, что это очень удобно и надо это использовать», - заключил глава ФССП.

Во-вторых, служба приставов постепенно перейдет на электронный документооборот с судами. «С 1 апреля этого года у нас полноформатный обмен всеми решениями с , а в том числе более 400 участков мировых судей в Москве также обмениваются с нами решениями исключительно в электронном виде», - рассказал Аристов. Это оперативный способ, и он исключает возможность фальсификации решений судов и исполнительных документов.

Однако у электронного документооборота есть и проблема, которая заключается в том, что большинство решений в ФССП на исполнение поступают из мировых судов, которые финансируются из бюджетов регионов и поэтому создать какой-то единый механизм на всю страну нельзя. «Я уже обратился ко всем главам субъектов Российской Федерации, именно чтобы они дали поручение мировой юстиции выйти с нами на заключение соглашений по электронным форматам по образу Москвы», - сказал Аристов.

Еще один проект ФССП связан с искусственным интеллектом. Несколько месяцев назад Россия взяла у банка развития БРИКС кредит на совершенствование судебной системы. В кредитном договоре у ФССП есть свой раздел, на его базе служба приставов создаст свою систему с искусственным интеллектом. «Пристав не будет заменен роботом, решения юридически значимые всегда будет принимать человек», - объяснил глава ведомства. Система будет работать с большими данными, ее создадут в течение трех-четырех лет. Она облегчит доступ граждан к информации об исполнительном производстве.

Как идет взаимодействие с коллекторами сейчас

В России есть 210 организаций, которые имеют 500 филиалов, то есть в сумме в стране 710 объектов коллекторской деятельности. ФССП постоянно проверяет их работу и считает свои проверки успешными. Но так обстоят дела только с добросовестными коллекторами из специального реестра. Проблемы есть с рынком так называемых «серых коллекторов».

Борясь с «серой» зоной, ФССП действует на основании обращений граждан, правоохранительных органов и СМИ, но у службы приставов ограниченные полномочия. «У нас были проблемы: мы не могли собирать доказательственную базу «по серым коллекторам». Буквально недавно вступил в силу закон, который позволил нам проводить административное расследование в рамках КоАП. Теперь мы можем запрашивать информацию даже у операторов связи, чтобы понимать, на кого зарегистрирован тот или иной номер, и привлекать этих лиц к ответственности, проводить расследование и выходить в суд за наказанием», - рассказал главный пристав. Он отметил, что работа по борьбе ведется, но проблема все еще стоит остро.

Для работников ФССП 2017 год сулит серьезные изменения – Министерство юстиции предлагает ввести для данной категории служащих дополнительные квалификационные требования, уволив или понизив в должности тех, кто не имеет диплома о высшем экономическом или юридическом образовании. Согласно сведениям ФССП, в эту категорию попадает 5600 человек - 25% от текущего количества сотрудников службы. Предварительные подсчеты по регионам показали, что в некоторых федеративных субъектах после реализации нормы останется не более трех сотен приставов. Представители ФССП уже выразили опасение, что оставшиеся сотрудники попросту не справятся с нагрузкой, что закономерно повлечет за собой ухудшение качества выполняемой работы.

Министерство юстиции планирует сократить число работников ФССП на 25%

Суть реформы ФССП в 2017 году

Напомним, что разработка нового законодательства в сфере исполнительного производства была инициирована президентом. Новый законопроект заменит собой закон, регулировавший данную отрасль с 1997 года. Основной инновацией документа стало то, что с начала 2016 года судебные приставы будут относиться к специальной категории государственных служащих.

Они получат соответствующие звания, социальные гарантии, доплаты и другие стимулы. Кроме того, работников ФССП разделят на несколько категорий – приставы, которые занимаются обеспечением деятельности судов, приставы-исполнители и новая категория приставов-дознавателей. Однако всевозможные привилегии будут положены лишь тем, кто имеет высшее образование экономического или юридического направления.

Сотрудники, не отвечающие заявленным требованиям, будут уволены с занимаемой должности, или же им предложат стать помощниками, в обязанности которых входит исключительно техническая работа по подготовке документов. Согласно мнению представителей Минюста, реформа ФССП должна обеспечить приток студентов, которые будут работать помощниками до тех пор, пока не закончат высшее учебное заведение. В дальнейшем они могут рассчитывать на перспективу получения должности пристава-исполнителя.


Цель реформы ФССП – сделать престижной профессию судебного пристава

Минюст пояснил, что данная мера приведет к повышению статуса судебного пристава, что обеспечит сокращение кадровой текучки и сделает должность привлекательной для специалистов высокой квалификации. Также было выражено мнение, что новые требования к приставам позволят трудоустроить юристов, которые будут сокращены из-за реформы правоохранительных органов. Еще одной инновацией станет уменьшение количества региональных представительств ФССП. Мелкие подразделения будут объединены в межрегиональные органы управления. Это обеспечит экономию бюджетных средств.

Мнения специалистов о последствиях реформы ФССП

Первый заместитель председателя Госдумы по вопросам Конституционного законодательства Вячеслав Лысаков заявил, что такая политика приведет к серьезным негативным последствиям. У судебных секретарей самая низкая оплата труда в сравнении с другими силовыми ведомствами. Это приводит к грандиозной кадровой текучке, достигающей 80% работников. Зарплата судебных приставов также не отвечает условиям работы, поэтому политика реорганизации должна быть начата не с увольнений. Сначала следует увеличить престиж должности путем повышения оплаты труда и создания достойных условий работы.


Эксперты считают первоочередной задачей не сокращение кадрового состава, а повышение зарплаты сотрудников ФССП

Данное мнение поддерживает и Дмитрий Горовцов, занимающий должность заместителя председателя Госдумы по вопросам безопасности и антикоррупционного противодействия. Согласно его словам, от президента не поступал прямой указ сократить количество сотрудников или ФССП, а было лишь отдано распоряжение о сокращении неэффективных бюджетных расходов. Ведомства же, в свою очередь, предпочли пойти по самому легкому пути решения данной задачи, просто увольняя людей.

Вполне возможно, что правительство услышало слова Лысакова – с начала 2017 года судебные приставы могут получить право на долю из взысканных ими денег. По крайней мере, об этом идет речь в опубликованном недавно законопроекте. За счет взысканных денежных средств предлагается формировать специальные фонды для поощрения судебных исполнителей, продемонстрировавших высокие показатели и превысивших нормы взысканий. На текущий момент проект вынесен на общественные обсуждения.

Расширение полномочий судебных приставов

Напомним, что недавно приставы получили возможность распоряжаться правами на управление автотранспортом. Теперь приставы могут забирать права у злостных должников. Причем для проведения данной процедуры работникам исполнительной службы не требуется дополнительное решение суда – главное, чтобы водитель был уведомлен в личной беседе. Затем сведения поступают в ГИБДД, которое приостанавливает действие лицензии на управление транспортом до погашения должником своих обязательств.


Приставы смогут распоряжаться правами должников на управление авто

Пока такая инновация коснется лишь тех, кто не выплатил обязательства на сумму от 10 тысяч рублей. Неплательщиков пугают перспективой дальнейшего расширения полномочий работников ФССП – вполне возможно, что в 2017 году они также смогут ограничивать доступ должников к государственным услугам. Прежде всего, это коснется запрета сдавать экзамены на права, а также отказа в регистрации автотранспорта и товарных знаков.