КИТАЙСКИЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ J-15 FLYING SHARK

CHINESE DECK FIGHTER J-15 FLYING SHARK

8.09.2010
Как сообщает августовский выпуск журнала Kanwa со ссылкой на авторитетного источника в российской авиационной промышленности, российской стороне стало известно о факте производства в КНР первого палубного истребителя J15 и второй партии истребителей J11B в конце 2009 г. В ходе приемочных испытаний, проводимых ВВС КНР, у J11B в воздухе возникли вибрации, поэтому ВВС до сих пор отказываются принимать 16 самолетов.

12.07.2011
В 2011 ГОДУ КИТАЙ БУДЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ТРИ ЛЕТНЫХ ПРОТОТИПА ПАЛУБНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ J-15
Выходящий в Канаде журнал Kanwa Defense Review в своем июльском номере утверждает, что в этом году Китай будет иметь три летных прототипа палубного истребителя J-15. Два уже летают, третий будет «полнофункциональным».
В настоящее время проводятся испытания оружия и интеграция усовершенствованной РЛС, способной обнаруживать морские цели для использования «крупномасштабных» противокорабельных ракет китайского производства, в частности, авиационного варианта ПКР YJ-62 с дальностью стрельбы не менее 400 км.
Источники сообщили, что первый прототип J-15 был оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф, но в будущем серийные самолеты должны летать на китайских ТРДДФ Taihan. Эти двигатели уже устанавливаются на истребители J-11B.
Истребители J-15 и J-11B по своей конструкции и размерам практически идентичны российскому Су-33. Но китайские авиационные эксперты утверждают, что J-15 является «независимой интеллектуальной собственностью», так как имеет РЛС, авионику и двигатели отечественного производства, и в этом отношении разительно отличается от российского аналога.
Размещенные в китайском интернете фотографии J-15 показывают, что первый прототип оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф и широкоугольным тактическим индикатором на фоне лобового стекла от J-11B. Авионика J-15 и J-11B имеют много общего. Были фотографии самолета, окрашенного в цвета ВМС Китая, это означает, что этап заводских испытаний завершен. Завершение заводских испытаний означает, что самолет достиг производственных требований.
Заводские испытания продолжались более двух лет, что говорит о «беспрецедентных трудностях». После их завершения самолет был передан на испытательную базу Янь Лянь. Здесь самолет, если все пойдет по плану, будет испытываться еще два-три года.
Китай произвел в общей сложности три прототипа J-15, два окрашены в цвета ВМС, третий проходит заводские испытания. Может существовать еще один прототип для статических испытаний.
Военный паритет

24.11.2012
ВВС Китая впервые смогли посадить свой истребитель на палубу авианосца. Правда, об этом успехе почему-то сообщили не сами военные, а местная газета «Саут Чайна Морнинг пост».
Издание уверяет, что успешная посадка истребителя J-15 на палубу авианосца «Ляонин» произошла еще 13 ноября 2012 года. Случилось это в Бохайском заливе, где проходит очередной этап морских испытаний корабля.
Сообщается также, что экипаж авианосца только в октябре 2012 года впервые приступил к отработке взаимодействия с палубной авиацией. По данным издания, до 13 ноября 2012 года китайские летчики лишь касались палубы корабля, а затем вновь взмывали в воздух и уходили на наземную базу.

10.03.2013


Китайский перспективный истребитель J-15, который войдет в состав авиагруппы авианосца «Ляонин», по своим техническим характеристикам и боевым возможностям близок к американскому F/A-18 Hornet.
Об этом, как сообщает со ссылкой на «Синьхуа» издание Lenta.ru, заявил главный конструктор китайского самолета Сунь Цун (Sun Cong).
По его словам, речь идет о таких важных параметрах, как бомбовая нагрузка, боевой радиус и маневренность. О какой именно версии F/A-18 идет речь, Цун не уточнил.
При выполнении боевых задач J-15 способен прикрывать зону радиусом более тысячи километров. Как отмечает Flightglobal, также ссылаясь на слова Цуна, такой боевой радиус будет доступен J-15 после установки на него двигателей китайской разработки.

13.03.2013


Следующее поколение палубных китайских истребителей будет представлено к 2020 году, сообщил в понедельник главный конструктор истребителя «Цзянь-15″ (J-15) Сунь Цуна, заявление конструктора прозвучало на проходящей в Пекине 1-й сессии Всекитайского комитета народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) 12-го созыва, передает ИТАР-ТАСС.
«В настоящее время запущена в производство небольшая партия истребителей «Цзянь-15″, а следующее поколение палубных истребителей будет представлено к 2020 году», — рассказал конструктор.
Он также отметил, что на данный момент «Цзянь-15″ используются для тренировки летного состава, а следующим этапом станет превращение их в боевую единицу палубной авиации.
По мнению эксперта из Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая Ду Вэньлуна, к 2020 году новые палубные истребители поступят на вооружение и войдут в состав сил морской авиации. Говоря об истребителе, который может стать основной боевой единицей китайской палубной авиации, эксперт подчеркнул, что «Цзянь-31″ (J-31) стал бы хорошим выбором.

14.05.2013


В провинции Ляонин на северо-востоке Китая сформирована первая авиационная группа авианосного базирования, сообщает CNTV. Авиаподразделение будет основой «Ляонина» — первого китайского авианосца. Формирование этого подразделения знаменует собой важную веху в развитии военно-морских сил Китая.

11.09.2013
Выступая в эфире китайского телевидения 4 сентября, известный китайский военно-морской комментатор контр-адмирал Инь Чжо, комментируя сюжет, где был продемонстрирован палубный истребитель J-15 в стандартной окраске авиации ВМС НОАК, заявил, что разработка самолета уже завершена и проект вступает в фазу серийного производства. Инь Чжо отметил, что ранее на «Ляонине» проходили испытания 5 опытных экземпляров самолета в желтой заводской окраске. Появление самолетов в окраске и с опозновательными знаками ВМС НОАК означает, что его испытания завершены, он принят на вооружение и поступает в войска.

19.09.2013


15 сентября палубные истребители J-15 начали взлеты и посадки с подвесным ракетным и бомбовым вооружением. Об этом сообщает со ссылкой на mil.news.sina.com.cn издание «Военный паритет». 17 сентября репортеры сообщили, что J-15 успешно завершил испытания с максимальной посадочной массой на палубу авианосца «Ляонин» (экс- «Варяг»). Сообщается, что на истребителях были замечены УР воздушного боя малой дальности PL-8B (на торцах крыла, разработаны на базе израильской ракеты Python-3) и средней дальности Р-27 (российского производства, на подфюзеляжных пилонах), а также противокорабельные ракеты YJ-83K (сверхзвуковой вариант ПКР YJ-82, масса от 850 до 1200 кг, дальность стрельбы более 250 км) и макеты бомб массой 500 кг (на внутренних подкрыльевых пилонах).

07.10.2013
Иностранные СМИ полагают, что Китай, вероятно, начал серийное производство палубных истребителей J-15, сообщает mil.news.sina.com.cn 3 октября.
Американское издание Strategy Page 1 октября напоминает, что в ноябре 2012 года была произведена первая посадка J-15 на авианосец «Ляонин». По оценке издания, Китай построил около 20 тестовых машин, из которых только пять задействованы в летных испытаниях. В настоящее время эти пять машин проходят интенсивные испытания на авианосце, вероятно, после их завершения самолет будет запущен в серийное производство. Понадобится примерно 10 лет, чтобы китайцы смогли полностью освоить эксплуатацию самолетов на палубе авианосца и эффективно устраняли неполадки.
Также сообщается, что J-15 не способен выполнять взлет с палубы с большой боевой нагрузкой (бомбы и противокорабельные ракеты), для этого необходима катапульта, которой на «Ляонине» нет. В настоящее время истребитель может выполнять задачи только в качестве истребителя-перехватчика. Новый авианосец, который находится на стадии строительства, вероятно, будет оснащен катапультной системой взлета. Носовая стойка шасси J-15 подходит для разгона катапультой.
Военный паритет

04.12.2013
Шеньянская авиастроительная компания ведет серийное производство и поставку палубных истребителей J-15 для авиации ВМС Китая, сообщает 3 декабря mil.news.sina.com.cn.
В настоящее время имеется 9 прототипов (7 летных с б/н 551, 552, 553, 554, 555, 556 и 557) и четыре серийных самолета (б/н 101, 102, 103 и 104, окрашены в цвета авиации ВМС). Количество самолетов первой серийной партии может составить 12-15 единиц, на стапелях находится от 6 до 8 машин. Как ожидается, в 2015 году количество самолетов этого типа составит около 35 единиц.
По мнению аналитиков, этот самолет создан на основе прототипа Т-10К-3, полученного из Украины (Су-33) с использованием технологий J-11B/BS (китайская копия Су-27СК/УБК).
Военный паритет

04.12.2013
Недавно канадский военный журнал Kanwa Defense Review выпустил статью с публикацией спутниковых снимков и другой доступной информации, касающихся производства в Китае истребителей J-11B/BS, сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn.
Журнал пишет, что J-11B и BS (одноместный и двухместный истребители, созданы на базе Су-27СК/УБ) все еще не прошли весь цикл испытаний и до сих пор сталкиваются с техническими проблемами. Медленный темп производства может объясняться тем, что J-11BS переоснащаются под китайские двигатели WS-10A.
За шесть лет производства Шеньянская авиастроительная корпорация выпустила всего 62 самолета J-11B/BS. Недостаток тяжелых истребителей вынуждает ВВС Китая импортировать истребители Су-35 из России, пишет журнал.

10.12.2013
Китайская авиастроительная компания Shenyang Aircraft Corporation занимается разработкой нескольких специальных версий нового палубного истребителя J-15, сообщает портал mil.news.sina.com.cn. В частности, речь идет о спарке, самолете радиоэлектронной борьбы и самолете-заправщике. Первый полет самолета-заправщика на базе J-15 планируется осуществить в течение ближайших трех-пяти месяцев.
Двухместная версия J-15 ? J-15S ? осуществила первый полет в ноябре 2012 года. Подробности об этом проекте пока неизвестны. В версии же самолета-заправщика J-15 получит подвесное заправочное оборудование и сможет производить дозаправку других палубных летательных аппаратов, включая однотипные.

16.12.2013
В то время как военные наблюдатели полагают, что новый истребитель J-31 заменит палубный J-15 (база Су-27К), заместитель главного инженера авиастроительной корпорации AVIC Сан Конг (Sun Cong) заявил, что, скорее всего, J-15 в течение ближайших 10 лет будет единственным типом палубного боевого самолета авиации ВМС НОАК, сообщает wantchinatimes.com 13 декабря.
Военный аналитик Ли Сяоцзянь (Li Xiaojian, Пекин) считает, что сейчас для Китая более важным является разработка самолета РЭБ авианосного базирования, а не создание палубного истребителя нового поколения. J-15 является достаточно хорошей платформой для создания самолета РЭБ, который может не только создавать помехи, но и нарушать работу радаров и других электронных систем противника.
Военный Паритет

23.12.2013


Журнал Jane’s Defence Weekly в статье Huangdican AB imagery shows scope of Chinese carrier ambitions опубликовал приобретенный у европейской космической компании Astrium (входящей в состав объединения EADS/Airbus) сделанный 25 октября 2013 года спутниковый снимок достроенного китайского наземного испытательно-тренирочного комплекса корабельной авиации, являющегося аналогом комплексов в бывшем СССР (советского НИТКА в Крыму и нового российского в Ейске).
Китайский комплекс сооружен на аэродроме Хуаньдикун (Huangdicun, координаты 40.500000 N, 120.657222 E), расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря, в 8 км южнее города Синчэн (провинция Ляонин) и одноименного аэродрома Синчэн Академии авиации ВМС НОАК.
Строительство китайского комплекса в Хуаньдикун было начато в 2008 году и завершено к 2013 году, хотя первый взлет опытного образца палубного истребителя J-15 с трамплина комплекса состоялся в январе 2012 года.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

подвесное

  • ракеты «воздух-воздух»: PL-8, PL-9, PL-12;
  • ракета «воздух-корабль»: YJ-83K;
  • неуправляемые ракеты, бомбы (всего до 6500 кг).

встроенное

  • 1 х 30-мм пушка ГШ-30-1.

J-15 (рус. «Цзянь-15») - китайский многоцелевой палубный истребитель, созданный для вооружения авианосца «Ляонин» . Был разработан на основе истребителя J-11B (китайской копии российского Су-27СК) и приобретённого на Украине Т-10К-3 (прототипа российского палубного истребителя Су-33). Внешне является точной копией последнего. По утверждению китайских специалистов, J-15 по характеристикам превосходит Су-33 и не уступает новейшим палубным самолётам других стран.

История создания

Су-33 на стартовой позиции ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Приступая к достройке приобретённого в 1998 году ТАКР «Варяг» , руководство Морских сил Народно-Освободительной армии Китая столкнулось с необходимостью в палубных самолётах для укомплектования его будущей авиагруппы. Изначально предполагалось заказать 50 штук российских Су-33 - они как нельзя лучше подошли бы к бывшему советскому авианосцу, для которого и были разработаны. В ходе переговоров с российской стороной объём заказа был уменьшен с пятидесяти до двух машин, после чего представители России переговоры прекратили: слишком очевидно было желание китайцев получить только образец для копирования, чтобы потом его самостоятельно и без лицензии производить .

В 2001 году представителям Китая удалось приобрести у правительства Украины опытный самолёт Т-10К-3 - третий прототип корабельного Су-27К (будущего Су-33), ранее доставшийся Украине при разделе СССР. Располагая этим прототипом и частью конструкторской документации, в китайском государственном институте №601 под руководством главного конструктора Сунь Цуна был разработан проект палубного истребителя, внешне практически неотличимого от Су-33.

J-15 с бортовым номером 553 после посадки на палубу авианосца «Ляонин»

Первый полёт прототипа, получившего обозначение J-15 (кит. «Цзянь цзи ши у син», рус. «истребитель модель 15»), был совершён 31 августа 2009 года. Сборку прототипов вела Шеньянская государственная авиастроительная корпорация на заводе №112, расположенном на северо-востоке Китая. Двигатели АЛ-31Ф для первого прототипа были приобретены в России, впоследствии предполагается заменить их двигателями китайского производства WS-10H. Испытания самолёта ведутся в научно-испытательном центре на авиабазе «Янь Лионь» возле города Сиань. На территории этого центра сооружён комплекс для наземной имитации взлётов и посадок на палубу, подобный советскому комплексу НИТКА - со взлётной рампой (трамплином), аэрофинишёрами и макетом надстройки авианосца. Первый взлёт с рампы истребитель выполнил 6 мая 2010 года, а 25 ноября 2012 года самолёт под управлением лётчика Дая Минь Мена выполнил первую в истории китайского флота посадку на палубу авианосца «Ляонин».

Согласно заявлениям китайской печати, с декабря 2013 года самолёт принят на вооружение и производится серийно. Помимо обозначения «Цзянь-15», ему также присвоили название «Летающая акула».

Описание конструкции

Как и прототип наземного базирования (Су-27/J-11), палубный истребитель J-15 выполнен в интегральной компоновке - так, что крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом и представляют собой единую несущую конструкцию. Для улучшения управляемости на больших углах атаки, что критически важно для палубного самолёта при посадке на авианосец и взлёте с трамплина, J-15 имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено на наплывах перед крылом. Кроме наличия ПГО, палубный истребитель отличается усиленными стойками шасси, а также укороченной хвостовой балкой, чтобы исключить её удар о палубу при посадке с большим углом атаки. Под хвостовой балкой расположен посадочный гак.

J-15 со сложенным крылом и стабилизатором на палубе авианосца

Серийные J-15 на палубе «Ляонина», 2015-2016 год. На фюзеляже за кабиной нанесён флаг ВМС - так же, как это принято в советской и российской палубной авиации

Плоскости и стабилизатор, а также штанга ПВД выполнены складными для уменьшения площади, занимаемой самолётом в ангаре и на палубе авианосца. Размах нескладывающихся частей крыла и оперения в точности соответствует таковому на советском Су-27К . Утверждается, что в конструкции планера J-15 применена значительно большая, чем у Су-33, доля композитных материалов, что способствует снижению его веса.

Силовая установка

Для опытной серии истребителя Китай закупил двигатели АЛ-31Ф российского производства (такие же, какие стоят на Су-27 и Су-33) с форсажной тягой в 12500 килограммсил. В дальнейшем планируется перейти на его китайский аналог WS-10H, выпускающийся государственной корпорацией «Тайхань», а в перспективе - на более мощную версию этого двигателя, WS-10A, развивающего на форсаже до 13500 кгс. Однако до настоящего времени двигателестроение Китая существенно отстаёт от российского, так что доведение двигателей серии WS-10 до сравнимых с АЛ-31 надёжности и ресурса может занять ещё несколько лет. Как признал в интервью 2013 года Сунь Цун, главный конструктор самолёта J-15 - двигатели являются его слабым местом, поэтому ещё значительное время Китай в этом плане будет зависеть от поставок из России.

Вооружение и оборудование

По бортовому оборудованию и оснащению кабины J-15 должен заметно превосходить российский Су-33 хотя бы потому, что разрабатывался на двадцать пять лет позже. Как сообщается, китайский истребитель получил бортовой локатор с фазированной антенной решёткой, мощный вычислительный комплекс на современной элементной базе и вполне современную эргономику кабины с многофункциональными дисплеями. Согласно заявлениям китайских военных - по уровню бортового оборудования J-15 не уступает самым современным палубным самолётам, таким как американский

ВСЕ ФОТО

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей
qq.com

Шеньянская авиационная корпорация Китая создала копию российского палубного истребителя Су-33. Модель получила название J-15 (Цзянь-15), передает "Интерфакс" со ссылкой на майский выпуск авторитетного военного издания Kanwa Asian Defence, которое выходит в Канаде и Гонконге.

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей, однако теперь эта задача решена.

Остается неясным, совершил ли новый самолет первый испытательный полет. После заводских испытаний истребитель будет отправлен в центр ВВС в Янляне, так как у ВМС Китая не собственного испытательного центра для морской авиации.

Напомним, что Россия, желая выйти на китайский рынок вооружений, передала Пекину "отверточную" сборку истребителей Су-27СК, однако этот шаг не оправдал себя. В итоге Китай выявил технологию , модернизировал самолет и начал налаживать серийное производство, назвав его J-11. Таким образом, КНР может потеснить РФ с рынка вооружений третьих стран, высказывают предположения эксперты.

Россия начала поставки Су-27СК в Китай в 1992 году. Тогда был заключен договор на 76 истребителей этого класса, а в 1995 году РФ продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов.

К 2003 году Россия поставила 95 комплектов для J11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета. Постепенно начал нарастать удельный вес китайских компонентов и достиг в итоге 90%. Уже в 2007 году Китай продемонстрировал первые прототипы модели J-11B - почти полную копию Су-27СМК.

На данный момент Китай наладил серийное производство истребителей J-10, J-11 и FC-1, являющихся копиями российских Су-27/30 и МиГ-29. В ближайшее время КНР намерена построить и продать не менее 1200 истребителей по ценам, ниже российских "оригиналов".

РФ пытается защитить технологии от "пиратов"

После инцидента с J-11, копирующим российский Су-27СК, РФ официально уведомила Китай о том, что производство копий истребителей является нарушением межгосударственных договоренностей и пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности.

В марте этого года Минюст России завершил подготовку поправок в закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", в котором к прочим целям государства в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) добавилась и защита интеллектуальной собственности на продаваемое оружие.

Законопроект, текст которого доступен на сайте министерства, сначала должен быть обсужден на заседании правительства и в случае одобрения будет внесен в Госдуму. Как следует из документа, в контрактах, заключенных с иностранными государствами на поставку того или иного вооружения, представителям государства отныне необходимо прописывать условия использования нашего вооружения таким образом, чтобы в последующем появлялась возможность в международных судах привлечь к ответственности тех, кто использует российские разработки незаконно.

Стоит отметить, что Китай не единственная страна, которая наладила "пиратское" производство по российским технологиям. По информации "Рособоронэкспорта", по просроченным лицензиям либо вообще без них более 15 государств (в том числе Болгария, Румыния, Египет)делают автоматы Калашникова. В массовом порядке копируется стрелковое оружие — например, пулеметы Калашникова (ПКС, ПКТ, ПКБ). Оружейные "пираты" переключились и на реактивные системы залпового огня (например, РСЗО "Смерч"), оборудование для танков и самолетов (радары).

Эксперты считают, что самым эффективным способом защиты на данный момент будет международный патент на российские военные разработки.

Характеристики российского Су-33

Су-33 является палубным истребителем четвертого поколения и находится на вооружении ВМФ РФ с 1991 года. Первый полет истребителя, разработанного ОКБ "Сухой", состоялся в 1987 году. С 1992 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре было начато серийное производство.

Су-33 предназначен для противовоздушной обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Выполнен по схеме "триплан" с передним горизонтальным оперением, установленным на наплыве крыла. Истребитель оснащен также складывающимся крылом и стабилизатором. Введена система дозаправки топливом в воздухе с выпускаемой топливоприемной штангой.

Вооружение Су-33 включает встроенную пушку, противокорабельную ракету "Москит" и ракеты класса воздух-воздух. Самолет оснащен мощным прицельным комплексом, состоящим из радиолокационной станции и оптико-локационной системы, позволяющей атаковать самолет противника в режиме полного радиомолчания.

В кабине пилота находятся пилотажно-навигационные приборы, позволяющие выполнять полеты и боевые задачи при любых метеоусловиях. Информация отображается на фоне лобового стекла. На самолете применена нашлемная система целеуказания типа НСЦ-1. Эта система осуществляет захват головками самонаведения ракет цели, на которую направлен визир, закрепленный на шлеме пилота.

Самолет не имеет аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходит истребители Р-14 и Р-18 - основные палубные истребители ВМФ и корпуса морской пехоты США.

Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией «Сухой».

В то время как внимание специалистов приковано к развитию китайских собственных программ по созданию истребителей, таких как «Цзянь-10» (J-10), «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-21/31» (J-21/31), Шеньянская авиастроительная корпорация (Shenyang Aircraft Corporation – SAC) продолжает развивать семейство самолетов Су-27, которые находятся в строю военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с 1992 года. Наиболее современными версиями машины являются палубный истребитель «Цзянь-15» (J-15) и многоцелевой истребитель «Цзянь-16» (J-16). Китай начал собственные разработки на базе семейства Су-27 в 1992-м, когда стал первым государством помимо стран постсоветского пространства, закупившим тяжелый истребитель. Из России было поставлено три партии одноместных истребителей Су-27СК и двухместных Су-27УБК. Эти самолеты оказали существенное влияние на изменения в авиационной промышленности КНР. Затем китайцы получили лицензию на производство Су-27СК на заводе в Шеньяне. Контракт завершен в 1996 году. Первоначально предполагалась постройка 200 самолетов. Производство началось со сборки истребителей из поставляемых машинокомплектов, но затем Китай постепенно стал увеличивать долю собственных работ. Собранный в Шеньяне Су-27 получил обозначение «Цзянь-11» (J-11). Специалисты отмечали низкий уровень системы контроля качества самолета. В результате производство завершилось после сборки 105 истребителей «Цзянь-11» и «Цзянь-11А» (J-11A), который отличался рядом улучшений в кабине пилота и авиационном вооружении, размещаемом на внешних пилонах. По мере того как Шеньянская авиастроительная корпорация и сотрудничающий с ней 601-й институт получили больший опыт строительства самолетов, началась разработка локальной версии Су-27 – «Цзянь-11В» (J-11B). Стремясь освободиться от технологической зависимости от России, китайская промышленность разработала ряд элементов и систем, которые позволили собирать истребители без российских запчастей и приспособить их под применение местного авиационного вооружения. Основным отличием китайского истребителя стал установленный двигатель локального производства «Шеньян-Лимин» WS-10A «Тайхань», который заменил российский ТРДД АЛ-31Ф производства НПО «Сатурн». Полет испытательной модели J-11WS состоялся в 2002-м. Два года спустя поднялся в воздух первый опытный образец J-11B, оснащенный двумя ТРДД WS-10A. Производство самолетов «Цзянь-11В» продолжилось с китайскими двигателями, однако проблемы, связанные с их надежностью, привели к применению российских авиадвигателей АЛ-31Ф. В настоящее время эксперты полагают, что большинство проблем с WS-10A преодолено и истребители «Цзянь-11В» будут оснащаться именно этими авиадвигателями. Фотографии, появившиеся в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что в конструкцию WS-10A могли быть внесены дополнительные изменения, так как форма сопла отличалась от представленных ранее. Помимо нового двигателя на «Цзянь-11В» установлены новая китайская многофункциональная бортовая РЛС (БРЛС), инфракрасная поисково-следящая система и канал связи, позволяющий применять широкий спектр китайских вооружений, в том числе ракету класса «воздух-воздух» PL-12 с активным радиолокационным наведением. В кабине пилота, в которой установлено пять многофункциональных дисплеев, также используются китайские приборы. Истребители «Цзянь-11В» поступили на вооружение ВВС НОАК в конце 2007 года и с этого момента их число существенно выросло. В начале 2010-го авиация ВМС НОАК начала получать версию «Цзянь-11В», предназначенную для применения в прибрежной зоне. В дополнение к одноместному истребителю Шеньянская авиастроительная корпорация разработала двухместный вариант, получивший название «Цзянь-11ВS» (J-11BS). Самолет совершил первый полет в 2007 году и был принят на вооружение ВВС и ВМС НОАК в 2010-м. При решении задачи создания палубного истребителя советские специалисты предпочли вариант соответствующей модернизации Су-27, получивший обозначение Су-33. КНР выбрала точно такой же путь, создавая самолет для оснащения своего нового авианосца «Ляонин». Для этих целей у Украины был приобретен опытный образец Су-33. Новый самолет получил обозначение «Цзянь-15» (J-15) и название «Флаинг Шарк». Он внешне и конструкционно напоминает Су-33, однако при его создании для снижения массы широко применялись композиционные материалы. Большинство систем, установленных на «Цзянь-15, соответствуют аналогам на «Цзянь-11В». На нем применяется аналогичная БРЛС, хотя, по предварительной информации, ее действие расширено и включает в себя несколько «морских» режимов. Система предупреждения о приближающихся ракетах также аналогична установленной на «Цзянь-11В». Кабина оснащена пятью многофункциональными дисплеями. «Цзянь-15» оснащен широким спектром вооружения, в которое входят ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противокорабельные ракеты. Необычной функцией является возможность установки контейнера с топливом для заправки других самолетов, что позволяет «Цзянь-15» с тяжелым вооружением сопровождать другие самолеты при выполнении боевых задач на значительном расстоянии. Штанга для заправки топливом внешне аналогична российскому УПАЗ-1А и могла быть скопирована или закуплена в России. Так же, как и в случае с «Цзянь-11В», применение авиадвигателя локального производства существенно снижает боевые качества самолета. Предполагается, что в «Цзянь-15» используется ТРДД WS-10H, который является «морской» версией WS-10A. Основное отличие состоит в увеличенной тяге, необходимой для улучшения взлета и посадки с палубы авианосца «Ляонин». Вместе с тем только один из двух опытных образцов палубного истребителя оснащен двигателями WS-10H. Как минимум пять «Цзянь-15» оборудованы российскими ТРДД АЛ-31Ф. Опытный образец самолета с этими двигателями совершил первый полет в августе 2009 года. К маю 2010-го уже осуществлялись полеты с наземной площадки, имитировавшей палубу авианосца. Испытания непосредственно на корабле начались в конце прошлого года, когда 23 ноября два опытных самолета совершили взлет и посадку. На фотографиях, опубликованных в декабре 2013-го, отчетливо видно, что первые «Цзянь-15», произведенные Шеньянской авиастроительной корпорацией, оснащены российскими авиадвигателями. Одновременно разрабатывается двухместная версия палубного истребителя, которая, возможно, получит обозначение «Цзянь-15S» (J-15S). Опытный образец с двигателями WS-10A совершил первый полет в ноябре 2012 года. Несмотря на то, что «Цзянь-15S» первоначально предполагалось применять в качестве учебно-тренировочного самолета, этот истребитель будет использоваться в радиоэлектронной борьбе и при выполнении различных боевых задач. Впечатленные применением машин семейства Су-27 в качестве средств противовоздушной обороны, китайцы обратили внимание на самолеты компании «Сухой», которые могли бы выступить в качестве носителя тяжелого вооружения. В конце 2000-х годов в КНР поступила первая партия двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, что существенно увеличило возможности ВВС НОАК по применению высокоточных вооружений. Были заказаны для ВВС две партии Су-30МКК по 38 самолетов в каждой. Заказанные для авиации ВМС НОАК 25 машин получили модернизированную БРЛС, позволившую применять оружие по кораблям. Основываясь на опыте, полученном в ходе локализации производства «Цзянь-11В», Шеньянская авиационная корпорация и 601-й институт разработали аналогичную программу для Су-30МКК. В результате был создан образец, получивший обозначение «Цзянь-16» (J-16), который, как предполагается, станет основным ударным самолетом ВВС НОАК и, возможно, основным носителем ПКР в составе ВМС НОАК. Так же, как и «Цзянь-11», самолет «Цзянь-16» оснащен большим количеством китайского оборудования, в том числе ТРДД WS-10A. Наиболее важным усовершенствованием, как полагают эксперты, стала установка БРЛС с активной фазированной антенной решеткой китайского производства, данных о которой немного. Как и «Цзянь-15», Су-30МКК оснащен убирающейся в фюзеляж системой дозаправки в воздухе. Информация по проекту «Цзянь-16» обрывочна, однако специалисты полагают, что первый полет самолета состоялся в 2011-м.

Всего месяц назад в Китае на палубу авианосца «Ляонин» впервые в истории страны сел истребитель Shenyang J-15. К концу ноября китайцы сообщали уже о пяти успешных посадках. Похоже, такие успехи вскружили им голову и на днях пришло еще более интересное сообщение, касающееся авианосной программы Китая. В интернет-издании People’s China Online появилась заметка, в которой новый сравнивается с российским Су-33 и сравнение делается отнюдь не в пользу нашего самолета.

Представитель китайского министерства обороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств превосходства своего истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете некоторых данных о создании истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, неоднозначно. Попробуем разобраться, соответствуют ли действительности слова товарища Гэна.



Сначала необходимо вспомнить историю разработки самолета J-15. По имеющимся данным, еще в конце девяностых годов Китай пытался купить у России полсотни палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров по возможному контракту количество желаемых самолетов постоянно уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц. Нетрудно догадаться, что двумя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для реверс-инжиниринга с последующим развертыванием собственного производства копии. Несмотря на тяжелое экономическое положение и нужду в новых контрактах, российские авиастроители отказали Китаю и не продали ни одного Су-33.

Немного позже Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоторой документации по нему. Примерно в середине двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Стоит отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предыдущего J-11 (сначала лицензионная, а затем контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае получается, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, впоследствии ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 почти не имеет заметных внешних отличий от российского Су-33. Возможно, какие-то детали и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр двух самолетов. Таким образом, конструктивные отличия планеров двух палубных истребителей, скорее всего, имеют только технологическую «природу». Сами китайцы говорят о неких более новых и совершенных материалах. Скорее всего, какие-то детали планера выполнены либо из других сплавов, либо из композитных материалов.

Так или иначе, подобные изменения конструкции могут повлечь за собой некоторое облегчение самолета и облегчение технического обслуживания. Тем не менее, весовых преимуществ при этом не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33. Другие показатели массы также различаются незначительно. Что касается аэродинамики или летных характеристик, то J-15 вряд ли может выигрывать в этом отношении только благодаря изменению конструкции планера.


Куда более важным элементом самолета в контексте характеристик являются его двигатели. Как и купленные у Украины Т-10К, J-15 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. По имеющимся данным, на J-15 устанавливаются двигатели Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу почти на тонну больше чем российские АЛ-31Ф. Благодаря этому китайский истребитель имеет максимальную скорость в М=2,4, что примерно на 200 км/ч выше аналогичного показателя Су-33. В целом, заявленные летные данные китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по ряду показателей и выше характеристик российского Су-33. При этом стоит отметить такой немаловажный вопрос, как технологии изготовления двигателей и их ресурс.

Поскольку семейство двигателей WS-10 имеет самое прямое отношение к российской линейке АЛ-31, появляется сразу несколько версий. К примеру, китайцы могли скопировать не только конструкцию российских моторов, но и технологии изготовления их деталей. Именно технологическая часть современного авиационного двигателестроения является одной из сложнейших задач. Похоже, полное копирование так и не удалось.

Последние модификации двигателей WS-10, согласно открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф этот параметр в пять раз больше. Недавно китайцы заявляли, что нашли способ увеличивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тысяч часов, однако их технология подразумевает доработку моторов уже после покупки. Возможно, они смогут внедрить такие технологии в производство WS-10, но в настоящее время ресурс этих моторов оставляет желать лучшего и китайским самолетостроителям приходится массово закупать двигатели у России. В общем, двигатель WS-10A представляет собой не слишком удачный компромисс между высокими характеристиками и живучестью.

Китайская пресса в качестве преимущества своего самолета указывает на возможности атаковать наземные цели . В номенклатуре вооружений Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 кг и неуправляемые ракеты различных типов. Во время испытаний предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», однако серийные самолеты такой возможности уже не имеют. Собственно говоря, в концепции отечественного палубного истребителя первостепенное значение придавалось защите кораблей от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего лишь дополнительной возможностью.

Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет точной информации, и поэтому имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать свой авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на этот вопрос, то вполне возможно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых вооружений. На данный момент точная информация об этом отсутствует и по факту все данные ограничиваются только словами Гэна Яньшэна.

В случае с бортовой электроникой J-15 информации не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Конечно, на первый взгляд такие заявления смотрятся многообещающе. Однако для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортового компьютера, необходима и другая информация, вплоть до конкретных задач и характеристик того или иного элемента вычислительного комплекса.

Кроме того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых возможностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с соответствующими характеристиками. Например, плохая бортовая радиолокационная станция неспособна помочь раскрытию всего потенциала мощного компьютера. Интересно, что до сих пор нет никакой конкретной информации относительно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод сомневаться в этом. Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», иначе достижение высоких характеристик по определению невозможно.

Также необходимо заметить, что большинство самолетов последнего времени имеют развитую бортовую электронику, в том числе и для взаимодействия с новейшими управляемыми вооружениями. На данный момент известно только о возможности применения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух» . Управляемое вооружение для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.



И все же нельзя не признать, что БРЭО истребителя J-15, а именно вычислительный комплекс, скорее всего, действительно имеет более высокие характеристики, чем аппаратура Су-33. Причина такого отставания российского самолета проста и очевидна. В августе этого года исполнилось 25 лет со дня первого полета прототипа Т-10К. J-15, в свою очередь, поднялся в воздух всего пару лет назад. Разница в двадцать лет не могла не сказаться на составе и возможностях бортового оборудования. Так что само сравнение Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на неудачу.

С учетом большой разницы в возрасте самолетов, а также в свете устаревания техники, такое сравнение является в некотором смысле неудачным для китайского истребителя. Даже если J-15 действительно опережает Су-33 по всем характеристикам – чего, нужно сказать, не наблюдается – то это говорит лишь о том, что Китай в технологическом плане смог догнать не Россию, но еще Советский Союз образца второй половины восьмидесятых. Подобная «победа в гонке» была бы почетной для развивающейся страны, а вот для без пяти минут сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере сомнительно.

Вполне понятно, что Су-33 был выбран «соперником» в сравнении только из-за того, что J-15 делался, как минимум, с использованием документации по нему. Поэтому более новый самолет в некоторых нюансах может выглядеть лучше. Однако для большей справедливости следовало бы сравнивать не старый самолет с новым, а два новых. В таком случае «соперником» J-15 мог бы стать обновленный МиГ-29К или его учебный вариант МиГ-29КУБ.

МиГ-29К последней версии фактически представляет собой разработку конца восьмидесятых – начала девяностых, значительно доработанную в последние годы, чем немного похож на J-15. Конечно, Миг-29К и J-15 серьезно отличаются уже даже на уровне массогабаритных параметров: максимальный взлетный вес китайского истребителя чуть ли не в полтора раза больше аналогичного параметра российского. В то же время, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высокую тяговооруженность (более единицы при нормальной взлетной массе) и возможность применения управляемых вооружений «воздух-поверхность». Таким образом, российская разработка уже имеет все те преимущества, которыми хвалятся китайцы, сравнивая свой новый самолет с нашим старым.

При сравнении действительно новых палубных самолетов можно вспомнить и про сроки начала службы. Согласно нынешним заявлениям китайских чиновников, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. В начале этого года российское министерство обороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ. Срок исполнения заказа – 2015 год. Таким образом, МиГ-29К и J-15 поступят в строй почти одновременно.

Также необходимо напомнить, что изначально сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется выводить из строя по причине выработки ресурса. На их место придут новые МиГ-29К. В результате J-15 гарантированно сможет соревноваться с российскими палубными истребителями только по количеству. Однако в этом случае серьезным ограничительным фактором для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого придется отталкиваться при расчетах необходимого количества истребителей.

Россия в течение ближайших лет будет располагать только одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Вряд ли новые корабли с самолетами на борту войдут в строй раньше 2020 года. Китай, в свою очередь, тоже обладая одним авианосцем, собирается строить новые, хотя и в его случае пока рано говорить о количестве и сроках.

Как видим, заявления китайских военных о превосходстве истребителя Shenyang J-15 над Су-33, если и правдивы, то лишь отчасти. К примеру, более высокие летные данные «компенсируются» малым ресурсом двигателя, а все преимущества в электронном оснащении легко объяснимы одной только новизной. И все же основная проблема сравнения этих самолетов кроется в возрасте машин. Именно этот аспект не только нивелирует все преимущества китайской машины, но и выставляет некоторых китайских граждан в не очень хорошем свете, ведь в сравнении с более новой российской машиной J-15 уже не выглядит современным, уникальным и непобедимым.